Адаптивная физическая культура афк. Профессия – специалист по адаптивной физической культуре. Виды адаптивной физической культуры

На сегодняшний день практически во всех странах имеется довольно высокий показатель инвалидности, связанной со сложными производственными процессами, военными конфликтами, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологии и прочих факторов, способствующих временной или полной потере каких-либо возможностей организма человека. Это и привело к появлению такого понятия, как адаптивная физическая культура. Ее объектом являются люди, которые утратили жизненно важные функции на длительный промежуток времени или навсегда. К этой категории относятся больные или инвалиды, перенесшие ампутацию конечностей, удаление органов, потерявшие слух или зрение, а также способность самостоятельно передвигаться. Все эти люди остаются членами общества и для дальнейшего выживания им необходима трансформация (так сказать, адаптация или приспособление) к новому образу жизни. Именно этим и занимается адаптивная физкультура.

В нашем обществе сложилось и устоялось мнение, что хроническими больными или инвалидами должны заниматься представители социальных служб и здравоохранения, но никак не спортсмены. Теория физической культуры напрочь разрушает это мнение, подтверждая свою позицию практикой. Дело в том, что, в отличие от (которая, в основном, направлена на восстановление функций организма с применением медтехники, массажей и фармакологии), адаптивная физическая культура способствует самореализации человека в новых условиях с использованием естественных факторов (здоровый образ жизни, спорт, закаливание, А это требует максимальных усилий и полного отвлечения от своих проблем и болезней.

Сама по себе адаптивная физкультура состоит из нескольких подвидов используемых и направленных на восстановление инвалида как физически, так и морально, привлечение его к нормальному образу жизни: общению, развлечениям, участию в соревнованиях, активному отдыху и прочему.

Итак, что же подразумевает адаптивная физическая культура? Это, прежде всего, адаптивный спорт, двигательная реабилитация и физическая рекреация.

Адаптивное физическое воспитание или образование направлено на ознакомление больных или инвалидов с комплексом знаний о двигательных системах и навыках, о развитии специальных возможностей и качеств, о сохранении, использовании и развитии оставшихся телесно-двигательных качеств. Основной задачей АФК является воспитание у инвалида уверенности в своих силах. Также формируются: умение преодолевать физические и моральные нагрузки, достигать поставленных целей, быть уверенным и самостоятельным.

Адаптивный спорт направлен на воспитание и формирование у инвалидов степеней спортивного мастерства. Он предусматривает участие в соревнованиях и достижение хороших результатов. Основная цель АС - это привлечение инвалида к спорту, освоению интеллектуальных, технологических и мобилизационных ценностей физкультуры.

Адаптивная физическая рекреация подразумевает восстановление физических сил, которые были затрачены инвалидом во время соревнований, труда или учебы с помощью развлечений, приятного досуга или оздоровления. Все процедуры, направленные на профилактику утомляемости или восстановление жизнестойкости, должны приносить только удовольствие, психологический комфорт и заинтересованность - это главный принцип АФР.

Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление функций, утраченных в результате перенесенных заболеваний, травм или перенапряжений, связанных с основным видом деятельности или образом жизни. Это не относится к функциям, которые были утрачены из-за основного заболевания, которое стало причиной инвалидности. Основная цель АДР - научить больного или инвалида правильно и с пользой для здоровья использовать естественные средства, например, массаж, закаливание и прочие процедуры.

Адаптивная физическая культура - это направление, которое помогает больным людям и инвалидам морально и физически адаптироваться к новым жизненным условиям, поднять свою самооценку и повысить уровень жизнестойкости.

ВВЕДЕНИЕ

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги -- хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это - чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?

В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Конечно, область применения ее -- всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах .

Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом?

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

· желание улучшать свои личностные качества;

· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается , что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма .

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Отличие Адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры и других дисциплин.

Разработка научно-методических основ комплексной реабилитации инвалидов методами и средствами физической культуры и спорта является большой научной и социально значимой проблемой. Существенная специфичность двигательной активности инвалидов вызвала к жизни особое научно-педагогическое направление, в международной практике выступающее под общим названием - "Адаптивная физическая активность" (АФА).
В соответствии с новыми целями и подходами, происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название "Адаптивная физическая активность" (АФА). Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА - это термин объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и др. (адаптирующей) поддержке.

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой дисциплине родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Деятельность будущихспециалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация". Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает "...восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д".

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко можно убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогических циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являются две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Лозунги: «Спорт - это здоровье» или «Движение - это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека - наивысшая ценность. К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье. Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура. В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта. А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда. Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры. Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура - это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений. В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология. Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества. Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе. Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика. В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов. Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт - это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт - для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный - с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д. Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев. Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации. В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна - с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП. Для таких детей адаптивная физическая культура - неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе - важная задача целого государства и каждого из нас в частности.