Ребенок 5 лет отказывается спать днем. Что делать, если ребенок отказывается спать днем. Жесткий режим или свободный график

Увы, далеко не все дети засыпают к обеду мертвым сном. И все бы ничего, но родители таких малышей наблюдают в их поведении некоторые изменения. Например, к вечеру ребенок может стать очень капризным и раздражительным, либо из-за перевозбуждения они никак не может уснуть ночью. Еще одним очевидным минусом становится перекраивание распорядка дня взрослых: если ребенок отказывается спать днем, значит, у мамы и папы тоже исчезает свободное окошко для своих дел. Добавьте к этому волну психологических установок из серии «спит – значит, растет», и в итоге получается проблема, которую действительно нужно как-то решать.

Для чего они спят

Дневной сон – это физиологическая потребность ребенка дошкольного возраста. С помощью такого отдыха нервная система ребенка способна справиться с обилием впечатлений и эмоций, накопившихся к этому времени. Обычно дети в годовалом возрасте отдыхают днем не менее 2 раз. Затем с возрастом ребенок плавно переходит в график с одним продолжительным дневным сном, и к 6-7 годам потребность в таком отдыхе исчезает.

Учитывайте возраст

Однако иногда уже в более раннем возрасте дети отказываются засыпать днем. Если это происходит в возрасте 4-6 лет, то тут, придется смириться с особенностями темперамента и развития нервной системы ребенка. Однако если спать отказывается трехлетний малыш, то родителям стоит постараться и перебороть эту привычку. Нервная система в этом возрасте еще находится в стадии развития, поэтому ребенку 3-4 лет чрезвычайно необходимо отдохнуть 1,5-2 часа.

Вместо дневного сна – тихий час

Для начала отследите, возникают ли какие-то реальные проблемы с поведением ребенка из-за отсутствия дневного сна. Если это не доставляет ему никаких не удобств, и вечером все обходится без капризов, то насильственно настаивать на сне бессмысленно. Просто организуйте для малыша «тихий час», когда он может просто полежать в тишине, восстанавливаясь и отдыхая эмоционально. Почитайте ему книги, поиграйте в спокойные игры, либо просто оставьте ребенка наедине с собой.


Связь сна дневного и ночного

Принято считать, что если ребенок не поспит днем, то ночью он либо спит меньше, либо вовсе не уснет. Из той же серии утверждение, что ребенок после активно проведенного дня быстрее и крепче уснет ночью. Итак, момент истины: и первое, и второе предположение не отображают действительности. Дело в том, что слишком уставший, равно как и слишком возбужденный ребенок из-за перегруженной нервной системы, будет засыпать с большими усилиями. Именно по этой причине родителям советуют обходиться перед сном без шумных игр и киносеансов, замещая их вечерней ванной и чтением сказок. Еще один сценарий, с которым приходится сталкиваться с родителями: ребенок хоть и отказывается от сна днем, зато к 6 часам вечера готов заснуть буквально на любой горизонтальной поверхности. Проспав час-другой, просыпается свежим и вновь бодрствует, и засыпает лишь поздно ночью. Считается, что такой график хоть и доставляет некоторое неудобство родителям, но не представляет особой угрозы для ребенка. Чаще всего, в течение нескольких месяцев такой вечерний сон постепенно переползает по времени и переходит в полноценный ночной.

Заставлять или смирится

Тут можно сказать довольно однозначно: заставлять спать ребенка в возрасте 4-6 лет абсолютно бессмысленно, поскольку сон на этот момент просто не является его физиологической потребностью. Это равносильно попытке заставить не голодного малыша что-то съесть. Еще одной типичной ошибкой в воспитании считается прием: «ты наказан – марш спать», прививающее ребенку лишь сопротивление и негатив с самой идее идти в кровать. Вместо этого лучше оставить его в комнате на некоторое время одного.

Жесткий режим или свободный график?

Конечно, сама идея распорядка дня подразумевает фанатичное следование жесткому графику, однако когда речь заходит о дневном сне, лучше проявить некоторую лояльность. Если вы видите, что ребенок сильно утомился, просто уложите его спать раньше положенного времени. Если же нужно вставать, а малыш все еще крепко спит, разбудите чуть позже. Во всех случаях целесообразно отталкиваться не от цифр и графика, а от реального самочувствия ребенка на настоящий момент времени.

Примерно около 2-х лет ребенка происходит естественный скачок в развитии малыша и он начинает отказываться от дневного сна.

У меня есть несколько знакомых, которые решили, что раз ребенок не спит днем, значит ему это не нужно.

Прошло пару дней и накопившийся недосып стал влиять на малыша: нервный, плачущий, раздражительный. Вот тогда сразу вспомнили обо мне и начали спрашивать, что же делать, чтобы вернуть сон.

Поэтому, сегодня разберем дневной сон в 2 года и как справиться с отказом от него?

Почему важно сохранить дневной сон?

  • Дневной сон полезен тем, что даёт возможность компенсировать недосып после ночи (если такое случилось);
  • Нервная система малыша ещё незрелая, а впечатлений за время бодрствования он получает очень много. Во время сна днём происходит переработка и структурирование информации, а значит, и освобождение в памяти «места» для новых знаний и впечатлений;
  • Большинство детей в 1,5-2 года становятся ещё подвижнее. А чересчур длительное бодрствование нежелательно для маленького организма. Это приводит к быстрой усталости и нарушению координации движений. Важно сделать перерыв и поспать;
  • Отказ от дневного сна в 2 года приводит к переутомлению. Вследствие этого ребёнок может засыпать хуже и ночью. А в переутомлённом состоянии невозможно полностью расслабиться и отдохнуть;
  • Сон днём благоприятно сказывается и на укреплении иммунитета. Повышаются защитные силы организма малыша.

Какой должна быть продолжительность отдыха у детей днём и ночью? Суммарный сон для ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет должен составлять 12-14 часов (в среднем 13 часов). А вот распределяться он может у малышей по-разному. Например, если ребёнок поспал ночью 11 часов, то днём его сон будет примерно 2 часа.

До 4 лет спать днём нужно обязательно. Дневной сон ни в коем случае не является препятствием для ночного, а, наоборот, только улучшает его качество. После 4 лет можно плавно уходить от традиции спать днём. Хотя в моменты переутомления такой отдых всегда будет полезен.

Причины отказа от дневного сна

Так почему же ребёнок перестаёт спать днём, так нуждаясь в отдыхе?

  1. Причиной чаще всего выступает новый скачок в росте и развитии нервной системы. Малышу ещё довольно сложно справляться с перевозбуждением и вовремя успокаиваться;
  2. Банальная причина – ребёнок «выспал» всю свою норму ночью;
  3. Ребёнок ещё не успел устать. Возможно, вы пытаетесь уложить его слишком рано или он встал утром поздно и ещё не наигрался. Можно попробовать сместить время дневного отдыха;
  4. Малыш становится всё более самостоятельным и начинает это осознавать. Часто, с помощью подобных отказов дети проверяют своих родителей на прочность;
  5. Прекращение грудного вскармливания и отсутствие у ребенка навыка самостоятельного засыпания.

Это одна из частых проблем, с которой ко мне обращаются мамы за индивидуальной консультацией. Им хочется скорее отлучить, чтобы начать высыпаться, но чуда не происходит.

Ребенок может чуть лучше спать ночью, но вот днем с укладыванием начинается настоящий ад.

Если вы еще кормите грудью и планируете завершение кормления, то обязательно вначале научите ребенка засыпать без груди, а затем уже отлучайте полностью.

Технологии обучения самостоятельному засыпанию ждут вас в интернет-курсе Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний >>>

Как помочь малышу засыпать днём?

  • Конечно, в первую очередь нужно позаботиться о соблюдении режима дня. Важно укладывать спать, кормить ребёнка в одно и то же время (плюс-минус полчаса). Если малыш ходит в садик, то и в выходные старайтесь придерживаться такого же графика, как и в будни;
  • В комнате, где спит ребёнок, должно быть свежо. Её необходимо регулярно проветривать и следить за температурой и влажностью в помещении. Воздух не должен быть очень сухим;
  • Перед сном старайтесь не играть с малышом в подвижные игры. Займитесь с ним чем-то более спокойным: почитайте книжку, расскажите сказку, сделайте расслабляющий массаж, спойте мелодичную песню;
  • Больше гуляйте с ребёнком. Свежий воздух улучшает качество сна. Наиболее благоприятный вариант – погулять подольше с малышом перед обедом и дневным отдыхом;
  • Чем тише и темнее в комнате, тем легче детям уснуть;
  • Если ребёнок в 2 года отказывается от дневного сна, объяснения слабо помогут. Стоит конечно проговорить, что отдых для него очень важен, что во сне он растёт, становится крепче и умнее, набирается сил для новых игр.

Если вы уже прекратили кормить грудью, то можете посмотреть семинар, где я даю практические приемы и хитрости, как преодолеть отказ от засыпания: Как быстро уложить ребенка спать ?>>>.

  • Не ругайте малыша, если у него не получается заснуть. Контролируйте свои эмоции и старайтесь оставаться спокойной (актуальная статья: Ребенок долго засыпает, что делать ?>>>);
  • Дайте ребёнку возможность что-то выбирать перед сном, например, какую книжку почитать, какую песенку спеть или в какой одежде он бы хотел спать. Дети любят проявлять инициативу, радуются, что могут выражать свои предпочтения, как взрослые и, таким образом, положительнее реагируют на ваши просьбы и указания;
  • Вам в помощь будет создание ритуала на сон (доброжелательная фраза, сказка, массаж, переодевание, укладывание игрушек спать, задёргивание штор, колыбельная песня и т. д.) Главные правила ритуала: постоянство, расслабляющий эффект, поддержание тесного контакта мамы с малышом.

Практически для каждой вехи в развитии ребёнка есть свои кризисные моменты. Для дневного сна кризисный период наступает как раз примерно в 2 года. Но всё зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша.

Главное со стороны родителей – придерживаться позиции, что возникшие трудности носят временный характер, отказываться от дневного сна в этом возрасте нельзя, а нужно, наоборот, сделать всё возможное, чтобы его сохранить.

Зачастую многим мамам помогает усиление своего авторитета. Это благоприятно сказывается и на поведении ребенка, на его послушании, в том числе, и на укладывании на дневной сон.

Как и что нужно сделать, чтобы повысить свой авторитет смотрите в курсе Мама-главная !>>>

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ребенок отказывается спать днем, и укладывание на дневной сон растягивается надолго, отнимает много сил, нервов и времени? С таким запросом к нам обратилась читательница:

Добрый день! Ребенку 1 год 10 месяцев. Вообще отказывается спать днем или засыпает после того как у меня заканчиваются все нервы (это примерно после часа укладывания), я встаю и ухожу. Сын начинает истошно кричать, так он не кричит никогда. Я конечно возвращаюсь и тогда он почти сразу засыпает. Но это не выход. Мы сейчас живем на даче, все время на свежем воздухе, бегает, играет, физическая нагрузка есть. Живем по режиму. Все ритуалы перед сном соблюдаем. Что я делаю не так? И как с этим бороться? Сейчас у нас период я сам. Мы на ГВ. Засыпаем с грудью, но сейчас и грудь не помогает. Та же ситуация и вечером, пока не перечитаем все книжки и не вымотаем нервы маме не успокоимся. Помогите с советом. Заранее спасибо.

Ия Цой, практикующий психолог:

Первое, на что я обратила внимание в Вашем письме - это Ваше настойчивое желание уложить ребёнка спать днём. Видимо, это потому, что Вы убеждены в необходимости дневного сна для него. Но ведь все дети, так же, как и взрослые, очень разные. На сегодня ни в медицине, ни в психологии не существует каких-либо строгих нормативов режима и времени, необходимого ребёнку для сна. Есть лишь приблизительные, усреднённые цифры. Так, известный врач Е. Комаровский считает, что в возрасте около 2 лет это примерно 13 часов. И дневной сон ребёнку 2 лет необязателен вообще. Правда, вам немного меньше, но ведь все дети растут с разной скоростью!

Я рекомендовала бы Вам для начала попробовать отменить сон днём. И уложить ребёнка пораньше вечером. Безусловно, режим очень важен, и хорошо, когда он обладает некоторой гибкостью. Ритуалы отхода ко сну - это тоже здорово. Кстати, есть ли среди них такой, как лёгкое поглаживание малыша по лицу краешком ткани (можно взять платочек и, держа его навесу, проводить в направлении от лба до подбородка)? Если нет, этот способ тоже можно попробовать, включив его в какую-нибудь успокаивающую игру. Например, представить пролетающих птиц, которые «касаются тебя крылом», одна за другой.

Вы пишете о том, что сейчас у Вашего малыша период «Я сам!». Обычно такое поведение относят к кризису 3-х лет, но, конечно, это очень условно, и многие его черты могут проявляться у детей гораздо раньше. Вообще, резкие изменения в поведении ребёнка - это хороший повод понаблюдать за ним и ответить себе на вопрос: «а какие, собственно, у него сейчас потребности?» и «как они удовлетворяются?». Ведь потребности человека - это не только про «поесть», «попить», «поспать». Например, где он может проявить эту свою «самость», кроме как в борьбе с мамой против дневного сна ? Есть ли у него какая-то своя территория, где работают свои правила; свои обязанности по дому или хотя бы по самообслуживанию? Вообще было бы интересно узнать, как вы с ним общаетесь. Понятно, что в коротком вопросе всего не напишешь. Но меня немного смутило у Вас слово «бороться». Обычно, когда родители употребляют военные метафоры, говоря о воспитании, я жду, что они упомянут о своей усталости (это есть и в Вашем письме). Всё правильно, потому что в любом противостоянии ребёнок обычно оказывается в более сильной позиции . Может быть, это происходит потому, что он отстаивает своё право делать то, что он ХОЧЕТ, а взрослые то, что, по мнению каких-то специалистов, делать НУЖНО.

Конечно, ребёнок - существо довольно сложное, и на его поведение влияют многие факторы. На консультациях я обычно выясняю весь контекст жизни семьи: чем заняты родители, насколько они сами удовлетворены жизнью, какие отношения между взрослыми - всё это важно. Нередко проблемы с его поведением - это способ сообщить что-то супругу или бабушкам-дедушкам , то есть такой непрямой вариант коммуникации. В таком случае лучшим выходом бывает научить взрослых выражать свои желания и претензии прямо (и вместе с тем корректно), не вовлекая ребёнка.

1. Провести эксперимент с отменой дневного сна. Не мучить себя и малыша. Посмотреть хотя бы недельку, что получится. Если он будет нормально высыпаться за ночь, то не укладывать его днем и в дальнейшем. Возможно, иногда он будет проситься поспать сам. Сделать для него несколько вариантов режима, чтобы не переживать, когда что-то идёт не так.

2. Подумать, нужно ли ещё продолжать кормить грудью? Если нужно, то кому и зачем? Больше ли от этого пользы или вреда для мамы и ребёнка? (Я в курсе рекомендаций ВОЗ, но опять-таки, они основываются на каких-то своих соображениях, а ваш случай может быть далёк от них).

3. Посмотреть, чем занят ребёнок. Есть ли у него занятия, позволяющие проявлять самостоятельность и ответственность? Реализует ли он себя как созидатель или только как потребитель?

4. Очень полезная практика: завести дневник с 2 колонками. В одну пишете, как он себя ведёт в течение дня, особенно те поступки, которые Вам непонятны, раздражают и т. п., а в другую колонку - потребность, которая за этим стояла. Это хороший ключ к пониманию своего ребёнка.

5. Проанализировать отношения между взрослыми в вашей семье . Если есть напряжение в отношениях, разногласия, непримиримые противоречия, они почти наверняка отражаются и на ребёнке. В этом случае можно обратиться к семейному психологу, для того, чтобы наладить нормальную коммуникацию.


Ксения Ильянович, автор проекта «Материнство — в радость»:

Я являюсь сторонником того, что большинству детей дневной сон все-таки необходим . Потому что очень сложно малышу бодрствовать 10 часов, нервной системе нужна передышка в течение дня и отдых. Проверить необходимость дневного сна можно так: если ребенок все-таки засыпает, то сколько он спит? Если 2-3 часа, значит реально хотел спать, если полчаса-час, то наверное, уже может и обойтись без дневного сна. Моему сыну 3,5 года, он спит днем по 2 часа. В очень редкие исключения, когда нет дневного сна, к вечеру ребенка уже не узнать, он сильно устает и легко раздражается.

Долгое укладывание может быть сигналом того, что ребенок «переходил» , уже слишком возбудился и теперь не может самостоятельно успокоиться и уснуть. Считается, что укладывать на сон стоит до так называемых признаков усталости: кто-то трет глазки, кто-то зевает, кто-то начинает «прислоняться». Я бы попробовала укладывать на час раньше например. Либо, наоборот, на час позже — если не успевает устать и захотеть спать.

Другая важная вещь — это настрой мамы. Хорошая новость в том, что это зависит только от вас 🙂 Однако обычно очень сложно успокоиться самой, взять себя в руки, избавиться от мысли «засыпай скорее!» и сохранять спокойствие. Сложно, но возможно при желании. Удачи вам! И терпения 🙂

Расскажите, ваш ребенок спит днем или уже нет? Как укладывание проходит?

Ваш малыш спал днем прекрасно и у вас было время сделать все домашние дела и отдохнуть. Но ваш малыш подрос, ему уже 2 года и он отказываться спать днем. Что происходит и что делать родителям, если ребенок не спит днем в 2 года? Давайте разберемся вместе!

Почему дневной сон важно сохранить как можно дольше?

Мы рекомендуем сохранить сон днем как можно дольше, как минимум до возраста 4-х лет. Почему? Ответ прост - детский организм вплоть до школьного возраста не приспособлен для бодрствования на протяжении всего дня. Польза дневного сна в первую очередь том, чтобы дать нервной системе малыша перерыв и ненадолго ограничить поток входящей информации, чтобы мозг малыша имел возможность ее переработать.

Если малыш не получает отдыха днем, то биологические функции его организма нарушаются, это часто выражается в эмоциональных и поведенческих расстройствах.

Дети подрастают и в ясельном возрасте иногда могут пропустить дневной сон без особых последствий. Но не нужно, что ребенок перерос дневной сон полностью. Большинству детей необходим сон днем до возраста 4 лет.

Дневной сон напрямую зависит от того, насколько малышу подходит режим дня

Самый главный миф современных родителей: ребенок сам заснет, когда захочет спать. Это совсем не так. Начиная с раннего возраста детям гораздо интереснее бодрствовать и общаться с мамой, чем спать.

Если ваш ребенок позже ложится спать, позже встает, нормально спит ночью и днем, оставьте все как есть, если такой режим подходит для вас и для малыша.

2) Утренний сон

К 18 месяцам большинство детей переходят на один послеобеденный дневной сон. Если у вашего малыша это еще не произошло, не переживайте. Такая ситуация встречается редко, но это нормально. Прочитайте статью «Как и когда перевести малыша на один дневной сон» , чтобы сделать это переход более плавным.

3) Обед и послеобеденный сон

Обед чаще всего начинается в 12 часов. Послеобеденный сон для детей 2 лет начинается в 12.30 - 13.00, возможно в 13.30. Сон длится в среднем до 2 часов в возрасте 2 лет и 1,5 часов для 3 лет.

Небольшие вариации - это норма. Не беспокойтесь, если в остальном режим соблюдается и скорректируйте немного дневной сон, если отклонение от расписания ведет к другим проблемам со сном. Например, если у вашего 2-х летнего малыша 3 часа дневного сна, но при этом он весел и хорошо спит ночью - можете ничего не менять. Но если после долгого сна днем малыш не хочет вовремя ложиться вечером, постепенно сократите дневной сон или передвиньте его на чуть более раннее время (помня о том, что он все таки послеобеденный). Ориентируйтесь на то, что перерыв между пробуждением после дневного сна и ночным сном для ребенка в 2 года должен составлять 4 часа; к возрасту 3 лет - уже 5 часов.

4) Ужин

Боритесь с желанием укладывать малыша попозже, чтобы малыш мог увидеть папу. Кормите малыша в 17 или 18 часов. «Ранний режим» лучше сочетается с биоритмами ребенка. Если раннее укладывание будет означать, что малыш меньше общается с папой, найдите другое время, чтобы компенсировать ему это общение - например, утро. Вы можете утром читать ему книгу, также как делаете это вечером. А активные игры, которые особенно любят папы, тоже больше подходят для утра, чем для вечера.

5) Время спать

Спокойные ритуалы перед сном - это обязательно! Так что выделите достаточно времени для подготовки крохи ко сну эмоционально и физически. Время сна, именно сна в кровати, должно наступать между 19.00 и 20.00 (именно время сна, а не а не мыслей, что пора бы идти в спальню).

Выяснение конкретного времени, подходящего именно для вашего малыша («окна сна») это наполовину наблюдение за его признаками усталости, и на другую половину - расчеты. Вспомните среднее время, когда ребенок просыпается, и отсчитайте назад столько часов, сколько нужно ему для сна. Например, если ваш кроха просыпается в 7 утра, а в среднем ему нужно 11 часов 15 минут сна, то ложиться он должен в 19.45. Начните укладывать его в 19.00 - 19.15 в зависимости от того, сколько занимает купание и ваша обычная подготовка ко сну. Если малыш 2,5 лет просыпается в 7.00, а в среднем ему нужно чуть меньше 11 часов сна, укладывайте его спать в 20.00, или немногим позже. Т.е. в 7.15 или 7.30 вы уже должны идти в спальню. Это в среднем. Именно вашему крохе может понадобиться на полчаса больше или меньше. Смотрите на состояние малыша, укладывайте его, когда он устал, но не переутомился.

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.