Англосаксонская налоговая модель. Налоги и налогообложение. Типы налоговой политики

Первичной целью налоговых систем является обеспечение финансирования публичных расходов. Однако при построении налоговых систем могут быть реализованы требования равенства, признанные приоритетными социальные и экономические ценности, также должна учитываться необходимость снижения издержек налогоплательщиков и государства, связанных с исполнением обязанности по уплате установленных налогов. Именно от построения налоговой системы зависит развитие экономики и привлечение инвестиций, при этом в данном случае влияние оказывает не только сама структура налоговых платежей, но также вся совокупность механизмов, используемых в налоговом администрировании .

Следует признать, что при огромном разнообразии налогов, устанавливаемых в отдельных государствах, все налоги можно с определенной долей условности объединить в четыре группы: 1) налоги, в рамках которых осуществляется подоходное налогообложение; 2) налоги, в рамках которых осуществляется налогообложение имущества; 3) косвенные налоги; 4) иные налоги.

Несмотря на значительные различия в структуре налоговых систем, в большинстве государств – членов ОЭСР основными источниками поступлений в бюджет являются три группы налогов: подоходные налоги (индивидуальные и корпоративные), платежи на социальное страхование и налоги на товары и услуги . В последние три десятилетия наблюдается тенденция снижения объема поступлений от индивидуальных подоходных налогов и увеличение поступлений от корпоративных подоходных налогов и взносов на социальное страхование. Доля поступлений от косвенных налогов снижается, при этом можно констатировать, что основные поступления в данной группе налогов формируются за счет НДС. Доля поступлений от налогов на имущество остается примерно на одном и том же уровне, однако является традиционно низкой по сравнению с поступлениями от подоходных налогов, платежей на социальное страхование и налогов на потребление.

Неизменными не остаются и сами налоги. Так, в рамках государств – членов ОЭСР выделяют явно выраженную тенденцию по снижению налоговых ставок индивидуальных и корпоративных подоходных налогов при расширении их объекта налогообложения и увеличении размера платежей на социальное страхование. В то же время государства весьма активно используют НДС и повышают налоговые ставки по данному налогу.

В рамках рассмотрения вопроса о налоговых системах отдельных зарубежных государств интерес представляет предложенное в отечественной литературе И. И. Кучеровым выделение четырех моделей построения налоговых систем по критерию соотношения прямого и косвенного налогообложения: англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной.

Как указывает И. И. Кучеров, особенностью англосаксонской модели (Австралия, Великобритания, Канада, США) является то, что в ее основе лежит подходное налогообложение и доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Евроконтинентальная модель налогообложения (Австрия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, Италия) характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование.

Латиноамериканская модель налогообложения (Боливия, Чили, Перу) в большей степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Смешанная модель налогообложения сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К ней относят, в частности, Японию, в которой структура налоговых поступлений в целом такая же, как и в государствах англосаксонской модели налогообложения, однако приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию платежей на социальное страхование.

Определенным своеобразием отличается налогообложение в федеративных государствах. Например, в США реализована модель договорно-правового федерализма с децентрализованной системой налогообложения. В США отсутствует единство налоговой системы: наряду с единой для всего государства системой федеральных налогов, существует огромное множество налогов, самостоятельно устанавливаемых штатами и местными властями.

Вместе с тем Верховным судом США были сформулированы определенные ограничения прав штатов по установлению налогов. Так, штат может установить налог при соблюдении следующих условий: 1) налогом облагается деятельность, которая существенным образом связана со штатом; 2) налогообложение справедливо распределено; 3) налог не создает условий для дискриминации торговли между штатами; 4) налог относится к услугам, которые оказывает штат. Кроме того, налог не должен приводить к множественному налогообложению и не может снижать уровень федерального единообразия .

Особенностью системы налогообложения США является то, что основные виды налогов используются одновременно по всем уровням власти. В итоге возможна ситуация, когда американский налогоплательщик будет уплачивать три подоходных налога: федеральный, региональный и местный. Специфика организации косвенного налогообложения проявляется в том, что в США не установлен НДС, а налогообложение потребления товаров и услуг осуществляется посредством налогов с продаж, вводимых преимущественно на уровне штатов.

Существенные условия налогообложения

Вопрос 2. Структура и принципы построения современной налоговой системы РФ

Вопрос 1. Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ

ТЕМА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Типы налоговой политики

Задачи налоговой политики

Вопрос 6. Налоговая политика государства

Бюджетное послание президента Федеральному собранию на 2012-2014 годы.

Налоговая политика государства – система мероприятий государства в области налогов, направленных на достижение конкретных целей.

- Фискальная – мобилизация денежных средств бюджетов всех уровней для обеспечении государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами

- Экономическая или регулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране

- Контрольная

Максимальный уровень налогового бремени

Фискальные интересы и интересы налогоплательщика

Достаточно существенный уровень налогообложения (компенсируется социальной защитой)

Законы:

Конституция РФ

Налоговый кодекс

Федеральные законы о налогах и сборах

Законодательство субъектов РФ о налогах

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах

Подзаконные акты:

нормативные правовые акты о налогах и сборах

Постановления правительства РФ

Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, таможенного дела

Органов исполнительной власти субъектов РФ

Исполнительных органов местного самоуправления

Издаются только в предусмотренных законодательством случаях, не могут изменять или дополнять законодательство!!!

Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем НК, то применяются нормы международного права.

Налоговая система – совокупность установленных в государстве условий налогообложения.

Включает в себя систему налогов.

Принципы налогообложения

Порядок установления и введения налогов и сборов

Система налогов и сборов

Порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней

Права и обязанности участников налоговых отношений

Формы и методы налогового контроля

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Англосаксонская

Евроконтинентальная

Латиноамерианская

Смешанная

Англосаксонская:


Преобладание прямых налогов

Незначительная доля косвенных налогов

Преобладание налогообложения физических лиц

США, Австралия, Великобритания, Канада

Евроконтинентальная:

Высокая доля отчислений на социальное страхование

Преобладание косвенных налогов

Незначительная доля прямых налогов (в несколько раз меньше, чем косвенных)

Германия, Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия

Латиноамериканская:

Обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики

Преобладание косвенного налогообложения

Незначительный уровень прямых налогов

Чили, Боливия, Перу

Смешанная:

Сочетает черты разных моделей

Позволяет избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов

Вводится для диверсификации структуры доходов

Используется во многих странах, в том числе в России

Налоговая система РФ – совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Как правило, основная часть налогов развитых государств поступает в бюджетную систему на центральном (федеральном) уровне.

Общим для систем налогообложения стран с развитой рыночной экономикой является и сходство основных налогов. Около 80-90% всех налоговых поступлений в таких странах обеспечивается за счет 7-10 налогов (хотя в каждом отдельном государстве их может насчитываться несколько десятков).

Налоги в развитых странах принимают (под разными названиями) следующие основные формы:

  • 1) налоги на доходы физических лиц и корпораций (подоходные налоги);
  • 2) налоги на потребление;
  • 3) социальные платежи;
  • 4) налоги на имущество.

Система налогов - плод исторического национального развития. Однако есть и общеэкономические факторы, которые обусловливают выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение. В настоящее время в зависимости от роли различных налоговых платежей в доходах бюджетной системы различают четыре вида моделей налоговых систем.

  • Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах бюджета незначительна. Эта модель применяется в Австралии, Великобритании, Дании, Канаде, США, Швеции и др.
  • Евроконтинентальная модель отличается высокой долей социальных платежей и значительным удельным весом косвенных налогов. Поступления от прямых налогов невелики. По данной модели налогообложения построены налоговые системы Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Нидерландов, Франции и др.
  • Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Доходы населения невысоки, поэтому прямым налогам не отводится существенной роли. Косвенные же налоги быстро реагируют на изменение цен, лучше защищая бюджет от инфляции, поэтому в менее развитых странах основу бюджетов составляет данная группа налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и сложной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Данная модель налоговой системы характерна для Чили, Боливии, Перу и др.
  • Смешанная модель сочетает черты предыдущих моделей и применяется многими государствами для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов и избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

Наиболее общими тенденциями изменения структуры налоговых поступлений в развитых странах являются:

  • - понижение доли налогов на доходы;
  • - увеличение доли социальных налогов;
  • - небольшое снижение доли косвенных налогов при увеличении доли НДС.

Изменения в налоговой структуре обусловлены в основном тем, что за счет прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов. В последнее десятилетие средняя эластичность доходов от прямых налогов превышала 1, от косвенных - составляла менее 1. В целом же она была больше 1, что обеспечивало рост налоговых доходов бюджетов при росте ВВП.

Всех налогоплательщиков подразделяют на резидентов и нерезидентов.

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков.

Физическое лицо признается резидентом страны, если оно постоянно проживает в этой стране. В качестве периода времени, определяющего статус постоянного проживания в стране физического лица, обычно принимается половина календарного года, т. е. 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев. В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица, используются такие дополнительные признаки, как место расположения привычного (постоянного) жилища, центр жизненных интересов (личные и экономические связи), место обычного проживания, гражданство.

Национальным законодательством и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения статуса физического лица. Если в результате последовательного применения этих критериев все-таки невозможно определить государство, где человек имеет постоянное местожительство, этот вопрос решается в ходе переговоров налоговых или финансовых органов заинтересованных государств.

Основу для определения резидентства юридических лиц составляют следующие критерии, применяемые в приведенной ниже последовательности:

  • 1. Инкорпорация. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).
  • 2. Юридический адрес. Организация признается резидентом страны, если она зарегистрировала в этой стране свой юридический адрес. Например, корпорация признается резидентом в налоговых целях во Франции, если она зарегистрирована во Франции в качестве юридического лица (инкорпорирована) или зарегистрировала во Франции свой юридический адрес.
  • 3. Место осуществления центрального управления и контроля. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляются центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью. Например, резидентами в Великобритании признаются компании, инкорпорированные в Великобритании, а также компании, учрежденные за рубежом, если органы их центрального управления и контроля находятся в Великобритании. Так, если заседания совета директоров компании наиболее часто проводятся в этой стране, то компания признается резидентом Великобритании.
  • 4. Место осуществления текущего управления компанией. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью компании (исполнительная дирекция). Например, резидентом в Португалии признается компания, если ее головной офис или исполнительная дирекция находятся в данной стране.
  • 5. Деловая цель. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории данной страны. Например, в Италии компания признается резидентом, если имеет на территории этой страны формальную или функционирующую штаб-квартиру или реализует основные деловые цели на территории Италии.

Резиденты несут так называемую неограниченную (полную) налоговую повинность (обязанность), т. е. базой налогообложения для них являются весь доход и имущество, независимо от страны получения и страны расположения.

Нерезиденты несут ограниченную (неполную) налоговую повинность (обязанность) на доходы из источников внутри страны и расположенное на ее территории имущество. Исключение составляет Франция, где ограниченную налоговую повинность несут все корпорации. Международные налоговые договоры, как правило, предусматривают значительные льготы для нерезидентов с целью избежания двойного налогообложения.

Важнейшим принципом организации налоговых систем западных стран выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Италии и др.) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют одноименные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германии, Канаде и др.) организовано три уровня бюджетов и соответственно три уровня налоговых платежей: федеральные, региональные и местные. При этом роль региональных и местных налогов в формировании доходов бюджетной системы может существенно различаться. Так, в Великобритании введены только два местных налога, во Франции - более 50, в Бельгии - около 100. Доля местных налогов в структуре налоговой системы составляет в Италии 9%, в Германии - около 20, во Франции и Дании - более 40%.

Важной правовой характеристикой налоговой системы является соотношение компетенции органов власти различных уровней по вопросам регулирования налогообложения. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги.

Существуют три формы соотношения компетенции органов власти различных уровней, условно называемые “разные налоги”, “разные ставки”, “разные доходы”.

1. Суть формы соотношения компетенции “разные налоги” состоит в том, что каждый уровень власти вводит свои налоги. Тем самым формируются несколько независимых уровней налогов. Применяются два основных варианта этой формы.

Первый вариант заключается в полном разделении прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Каждый уровень власти самостоятельно устанавливает и вводит в действие те налоги, которые целиком поступают в его бюджет. Однако общая сумма налогов, изымаемых в бюджеты разных уровней, не должна достигать конфискационных значений. Поэтому при такой системе могут устанавливаться верхние ограничения общей суммы налоговых изъятий.

Второй вариант представляет собой неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этой системе центральный орган власти устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит в действие общегосударственные налоги. Нижестоящие органы власти вводят в действие на своей территории те или иные территориальные налоги из перечня, установленного на общегосударственном уровне.

При выборе этой формы важно правильно определить, какие налоги могут устанавливаться органом власти определенного уровня. Делать это следует с учетом различных факторов.

Выбор может быть обусловлен организационными аспектами. Так, для правильного исчисления и взимания НДС необходима информация о предпринимательской деятельности в рамках национальной экономики. Введение НДС на местном уровне может создать трудности исчисления этого налога, которые будут практически непреодолимы. Например, для определения объекта налогообложения необходимо точно определить его географическое происхождение. Это довольно сложно сделать при транснациональных операциях и еще более сложно - в условиях, когда деятельность ведется налогоплательщиком одновременно на территории нескольких административно-территориальных образований внутри страны. В связи с этим НДС может вводиться только на федеральном уровне.

Прогрессивный налог на доходы физических лиц также целесообразно вводить на федеральном уровне, так как при ином решении трудно контролировать правильность уплаты этого налога. Граждане получат слишком широкие возможности налогового планирования из-за территориальных различий в налогообложении.

Выбор может определяться и экономическими соображениями. Так, федеральное правительство, как правило, стремится контролировать те налоги, которые в большей степени связаны с макроэкономической политикой стабилизации, распределением ресурсов или доходов. Нижестоящие органы власти в свою очередь нуждаются в относительно стабильных источниках поступлений, которыми являются, например, налоги с доходов граждан, земли, недвижимости и др.

Местные поимущественные налоги взимаются с лиц, проживающих на территории муниципального образования. В результате требования к подотчетности должностных лиц местного самоуправления возрастают, налоговая база определяется точнее, меньше возможности избежать налогообложения. Поэтому принято считать, что налоги на недвижимость целесообразно взимать на местном уровне.

Налог с продаж наиболее подходит для регионального налогообложения. Большие территории регионов ограничивают уклонение от уплаты этого налога путем организации торговли в соседних безналоговых регионах. Региональный уровень позволяет точнее учитывать социальную и иную значимость того или иного облагаемого товара, гибко манипулировать ставками, льготами. Федеральному законодателю это сделать труднее.

2. Суть формы соотношения компетенции органов власти “разные ставки” состоит в том, что основные условия взимания конкретных налогов устанавливают центральные органы власти, а нижестоящие устанавливают ставки, по которым исчисляется налог, вносимый в бюджет соответствующего уровня. При этом общий размер налоговой ставки также может ограничиваться на общегосударственном уровне. Таким образом, налогоплательщики вносят один и тот же налог одновременно в разные бюджеты по разным ставкам.

В отличие от предыдущего варианта, когда каждый уровень взимания налогов отличается их видами, в данном варианте в бюджеты разных уровней поступают одни и те же налоги. По сути, речь идет о местных и региональных надбавках к общегосударственным налогам. Эта форма предоставляет региональным и местным органам власти меньше свободы, чем предыдущая, но в большей степени защищает налогоплательщика от местного произвола.

Определенные преимущества получают и сами региональные и местные органы, которые имеют возможность воспользоваться результатами контрольной и методической работы федеральных налоговых и финансовых органов.

Необходимо учитывать также, что при установлении правил налогообложения местные законодатели в большей степени подвержены влиянию и давлению местных лоббистов, чем региональные и особенно - федеральные органы власти. Поэтому централизованное установление правил налогообложения способствует и сохранению налоговой базы, обеспечивающей региональные и местные бюджеты.

Вариантом данной формы является наделение нижестоящих органов власти правом корректировать условия налогообложения в отношении доли налога, зачисляемой в соответствующий бюджет. Этот вариант следует рассматривать как пограничный между формами “разные налоги” и “разные ставки.”

3. При форме соотношения компетенции органов власти “разные доходы” суммы уже собранных налогов распределяются между бюджетами разных уровней. При этом варианте свобода местных органов власти совсем незначительна, порядок и условия этого деления устанавливаются центральной властью, либо по потребностям конкретных регионов, либо по определенным нормативам.

Другой способ разделения доходов состоит в установлении распределяемых налогов. Между бюджетами разных уровней распределяется не собранная сумма, а будущие суммы на этапе уплаты налогов. Для этого в границах общей ставки налога выделяется региональная или местная ставка, на основе которой исчисляется сумма, подлежащая уплате в региональный или местный бюджет.

Ставки распределяемых налогов могут устанавливаться на длительный период или изменяться ежегодно в целях сбалансирования доходов и расходов. Как правило, в этом случае нормативы утверждаются при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.

В отличие от формы “разные ставки” в данном случае все решения о правилах налогообложения принимаются тем органом власти, чьи налоговые поступления подлежат распределению. Поэтому поступления от распределяемых налогов по сути являются финансовой помощью, они идентичны трансфертам.

Обычно при построении налоговой системы используются комбинации всех трех, реже - двух форм. Применение только одной формы не позволяет построить стабильную и надежную налоговую систему, которая способствовала бы достижению сбалансированности интересов муниципальных образований, регионов и государства в целом.

Выбор вариантов зависит больше от национальных, исторических, географических и тому подобных особенностей, чем от форм государственного устройства. Например, Германия и США - федеративные государства - весьма различаются в подходах к выбору форм разделения налогов между уровнями власти. Немецкая система отличается высокой централизацией, и в ее основе лежат распределяемые налоги. Американская, наоборот, чрезвычайно децентрализована. Она основана на праве штатов вводить любые налоги по любым ставками в конституционных рамках.

Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, в частности, в старые промышленные районы, зачастую имеющие устаревшую индустриальную структуру хозяйства (в Бельгии - в районы каменноугольной и металлургической промышленности, в США - в штаты Новой Англии на северо-востоке страны). В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и земли на границе с ними, поддерживается льготным налогообложением Рур - основная угольно-металлургическая база страны, стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности.

Налоговое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Это необходимо прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется, в частности, в Нидерландах, Японии, Германии.

Через налоги в развитых странах решаются и экологические проблемы. В свое время промышленность Германии сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами, и увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки, применяющиеся в старых двигателях. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, были введены в США еще в 1970-е гг., и теперь они применяются в большинстве развитых стран.

По мнению западных экономистов, в настоящее время основные налоговые проблемы, общие для развитых стран, состоят в следующем:

  • - современное налоговое законодательство слишком сложно для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов;
  • - личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается разным уровнем обложения, что подрывает устои “налоговой морали”;
  • - высокие предельные ставки налогов отрицательно влияют напроцесс принятия экономических решений: налогоплательщики, попадающие в эту группу обложения, теряют стимулы к работе, проявляют интерес к теневой экономике и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений;
  • - налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налотовым причинам, что отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов;
  • - большие различия в ставках личного и корпорационного подоходного обложения вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам, а дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств.

В настоящее время для решения данных проблем имеется множество предложений, однако крупные реформы осуществили лишь несколько стран. Это можно объяснить следующими причинами.

Несмотря на развитость налоговых теорий, все еще нет ясности в вопросах о точных экономических и распределительных последствиях применения налоговых систем, например, для стимулов к труду и инвестиционных решений.

Политические цели, преследуемые налоговыми реформами, противоречат друг другу. Изменения, которые стимулируют сбережения, могут исказить инвестиционную структуру, а изменения, предусматривающие единообразный режим обложения семей, могут привести к дискриминации по отношению к одиноким налогоплательщикам.

Политические цели реформ иногда носят неоднозначный характер. Так, большинство реформ нацелены на придание налоговым системам большей нейтральности, на практике, однако, трудно установить критерий оценки налоговой системы по этому признаку.

Налоговые системы сложны, и их резкое изменение неизбежно порождает оппозицию со стороны многих групп налогоплательщиков, обеспокоенных тем, что будут отменены их особые налоговые преимущества.

Налоговые реформы сталкиваются со многими трудностями. Например, некоторые комиссии по налоговой реформе выступают за обложение доходов по системе, основанной на учете потребления граждан, но проблемы введения такого налога, связанные с переходным периодом и уклонением от уплаты налогов, заставили все правительства пока отказаться от принятия этого предложения. Введение новых налогов занимает несколько лет и требует значительного увеличения налогового аппарата.

Несмотря на перечисленные трудности и ограничения, широкая дискуссия по налогам и масса выдвинутых предложений ставят налоговую реформу в “политическую” повестку дня и дают представление о том, в каком направлении может идти развитие налоговых систем. Предлагаемые пути решения налоговых проблем наталкиваются на значительные ограничения социально-экономического и административного характера, а огосударствление национального дохода в некоторых странах уже достигло предельной черты.

Кроме того, в расчет приходится принимать и внешние аспекты налоговой политики, а именно, то влияние, которое оказывают налоги на конкурентоспособность страны на мировом рынке.

В отношении развития ситуации в странах Европы можно предположить, что по мере развития интеграционных процессов на Общем рынке значение налоговых стимулов и льгот в конкурентной борьбе за привлечение капиталов между разными странами будет возрастать. При ожидаемом повышении уровня политической и экономической стабильности в регионе соответствующий фактор будет терять свое значение главным образом в связи с тем, что переход к единой европейской валюте исключил валютные риски, а создание единой инфраструктуры транспорта и связи объединило все страны региона в единое экономическое пространство. При этих условиях налоговые льготы, применяемые в отдельных странах и регионах, приобретут решающее значение.

Налоговая система (от греч. systema — целое, составленное из частей) — это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены уплаты, организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства.
При сравнительном анализе эффективности налоговых систем используется понятие «экономический потенциал». Составляющими экономического потенциала системы налогообложения являются:
. инвестиционный потенциал налоговой системы — способность изменять темпы и объемы инвестиций. Он осуществляется через систему льгот и скидок.
. региональный потенциал — совокупность возможностей распределения и перераспределения налогов между экономическими субъектами. Эта задача решается на основе установления налогов различных уровней. Налоговый механизм может использоваться для выравнивания уровня развития отдельных регионов страны.
. отраслевой потенциал — воздействие на отраслевую структуру экономики, согласно установленным целям и задачам. Здесь используются различные, отраслевые нормы амортизации, налоговые скидки т. д.
. конкурентный потенциал — способность налоговой системы обеспечивать равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. Конкурентный потенциал реализуется в основном через два налога: прогрессивное налогообложение доходов корпораций и налог на сверхприбыль.
Известны четыре базисных модели налоговых систем: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская и смешанная.
Англосаксонская модель сориентирована на прямое налогообложение. Основное бремя налогов несут физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налог с продаж, акцизы) незначительна.
Особенностью евроконтинентальной модели является высокий удельный вес налогов на социальное страхование. Значительная доля налогов на социальное страхование объясняется социально ориентированной политикой государства. Поступления от прямых налогов значительно меньше сборов от косвенных налогов.
Специфичность латиноамериканской модели предопределена высокой инфляционностью экономики. Косвенные налоги лучше приспособлены к условиям высокой инфляции. Эти налоги лучше защищают бюджетные поступления от инфляции.
Налоговая система России является одной из самых молодых в мировой фискальной политике. Россия использует смешанную систему налогообложения. Изучение международного опыта налогообложения дает возможность создать такую налоговую систему, которая не усложняет процесс вступления нашей страны в ВТО и способствует интеграции России в мировое экономическое сообщество.
Общим принципом всех налоговых систем является то, что, во- первых, налоговые нормы представлены в виде специальных налоговых законов и утвержденных, как правило, парламентом страны; и, во-вторых, принцип законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности их пересмотра.
В России использование рычагов инвестиционного потенциала затрудняется чрезмерной государственной зарегулированностью экономики. Региональный потенциал следует оценивать как средний. Экономическим субъектам предоставляются ограниченные возможности для проведения самостоятельной региональной экономической политики. Отраслевой потенциал используется бессистемно, носит лоббистский характер. Высокий уровень монополизации российской экономики существенно снижает конкурентный потенциал. Оценка эффективности фискальной функции налоговой системы складывается во многом из целесообразности распределения налоговой нагрузки между объектами налогообложения.
Существенным недостатком налоговой системы России является доминирующая роль государственного интереса в налогообложении. Это проявляется в чрезмерном налоговом бремени на производителя, снижении стимулов к развитию реального сектора производства. До сих пор сказывается эффект инфляционного налога, значительный удельный вес теневой экономики и сложности ее легализации.
Стратегией реформирования налоговой системы РФ является согласование интересов государства и производителей, стимулирование научно технического прогресса, возрастание удельного веса и роли предпринимательского сектора и сокращение государственного присутствия в экономике. Реформирование налоговой системы в России идет по нескольким направлениям: во-первых, ослабление налогового бремени на производителей, с одновременным усилением налогового контроля за предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом; во-вторых, переложение налогового бремени с физических лиц с низкими и средними доходами на граждан, получающих сверхвысокие доходы. Эту проблему можно решить с помощью перехода от единой ставки к прогрессивной ставке обложения доходов; в-третьих, постепенное сокращение индивидуальных льгот для отдельных предприятий и переход к налоговым льготам функционального характера; в-четвертых, оптимизация налогообложения доходов полученных от производственной деятельности и «рентоориен- тированного поведения» экономических субъектов; постепенное устранение искажающего действия налоговой системы; в-пятых, установление исчерпывающего перечня налогов; в-шестых, постепенный переход от контроля за доходами к налогообложению имущества, рентных доходов; в-седьмых, использование разновекторной модели налогообложения, когда незаконное уменьшение одного налога автоматически ведет к увеличению налогооблагаемой базы другого налога. Так налог на добавленную стоимость и налог на прибыль являются одновекторными налогами. Но, введение налога на потребление (расходы), например, в сочетании с НДС позволит существенным образом решить проблему уклонения от налогов, так как уменьшение налогооблагаемой базы по одному налогу автоматически ведет к увеличению другого налога. Так минимизация налога на добавленную стоимость за счет увеличения затрат сырья, материалов, дополнительных работ и услуг ведет к увеличению налога на потребление.
Сбережения — важнейший источник инвестиций, определяющих в конечном итоге рост производительности труда. Рост сбережений, при прочих равных условиях, ведет к увеличению ВВП, а затем и к улучшению благосостояния. Многие экономисты высказывают предположение, что низкая норма сбережений частично обусловлена налоговой политикой, не ограничивающей текущее потребление. Оптимальная налоговая система должна способствовать привлекательности сбережений. Существует несколько способов решения данной проблемы. Во-первых, замена существующего НДФЛ налогом на потребление. Такой подход исключает обложение дохода налогом, направленным на сбережения. Эта радикальная мера по сути своей похожа на налог с продаж. Во-вторых, открытие специальных счетов, позволяющее не платить налоги с части сбережений. Ослабление налогового пресса стимулирует население к сбережению и увеличению предложения денег на рынке заемных средств, при каждой ставке процента. Поскольку изменения в налогообложении сами по себе не увеличивают сберегаемых доходов и количество заемщиков, постольку этот процесс ведет к снижению процентной ставки и росту инвестиций.
Формирование эффективной налоговой системы предполагает укрепление налоговой дисциплины и повышения собираемости налогов. Как показывает налоговая отчетность, значительная часть налогоплательщиков минимизирует свои налоги незаконными способами.

2.3. Латиноамериканская модель

Рассмотрим особенности данной модели на примере Боливии.

В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует три уровня налогов - национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся 11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств. Базовая ставка НДС - 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая ставка налога на прибыль компаний - 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая - для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции - 50%.

Автономия региональных органов власти

Идеальная модель функционирования законодательной и исполнительной власти...

Сложилась в Великобритании и распространена в странах входивших в Британскую империю. Великобритания состоит из административно-территориальных единиц, в которых формируются выборные органы местного самоуправления - Советы...

Зарубежные модели местного самоуправления

местный самоуправление англосаксонский властный Сложилась во Франции, называется континентальной в противовес “островной” Британской модели. Для Франции характерна высокая степень централизации местного управления...

Зарубежные модели местного самоуправления

В Германии базовой единицей местного самоуправления являются общины. Общины могут составлять город, сельское поселение, несколько поселений...

Англосаксонская модель распространена в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других странах с англосаксонской правовой системой, где местные представительные органы формально выступают автономно в пределах своих полномочий...

Зарубежный опыт организации местного самоуправления в Российской Федерации

Распространена в странах континентальной Европы (Франция, Италия, Испания, Бельгия) и в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока, франкоязычной Африки. Является иерархической структурой...

Несмотря на разнообразие конкретных форм, отражающих особенности различных стран, можно выделить две основные модели реформирования государственного управления: "вестминстерскую" и "американскую"...

История реформирования системы государственного управления за рубежом

Данная модель использовалась только в США. Американское правительство приступило к реформам, получившим наименование "создание управления заново" (reinvention) значительно позднее, чем правительства "вестминстерского мира"...

Модели социального государства

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения...

Налоги и налогообложение

Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности...

Налоги и налогообложение

Ярким представителем данной модели является Франция. Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока: - косвенные налоги, включаемые в цену товара...

Налоги и налогообложение

Представитель этой модели - Россия. Современная российская налоговая система сло-жилась на рубеже 1991-1992 гг., в период политическо-го противостояния, кардинальных экономических пре-образований и перехода к рыночным отношениям...

Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обеспечения населения...

Основные модели социального государства

«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто...

Основные модели социального государства

Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор...