Церковь иоанна крестителя. Иоанн Предтеча — где помолиться святому? Где находится храм

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

М. Предтеченский пер., 2, перекресток с Б. Предтеченским пер., затем Большевистской ул., ныне вновь с Б. Предтеченским пер.

"Предтеченские Верхний и Малый переулки названы в XIX в. по стоящей вблизи ц. Иоанна Предтечи "что за Пресненскими прудами", спущенными в XIX - нач. XX в.".

"Деревянная церковь основана в 1685 г. По челобитью прихожан, 26 августа 1714 г. разрешено строить каменную, но постройка была задержана общим указом о запрещении каменного строительства от 9 октября 1714 г. 21 марта 1730 г. при недостроенной церкви разрешено построить придел Иоанна Воина; в декабре 1731 г. этот придел в однобокой трапезной был освящен. В 1734 г. освящен и главный храм. В 1806-1810-х гг. выстроена нынешняя круглая колокольня. В 1828-1830-х гг. на средства профессора Мудрова переделана трапезная, причем построен новый придел Софии Премудрости Божией. 22 мая 1894 г. по проекту архитектора П. А. Кудрина заложена западная пристройка к трапезной".

Перестройку в 1714-1730-х гг. подтверждают данные Инспекции по охране памятников архитектуры, а охранная доска на церкви попросту датирует постройку 1730 г., что неточно.

Придел св. Софии Премудрости Божией южный, Иоанна Воина - северный, оба - в трапезной.

"Обновление было в 1898 г.".

"При церкви - церковно-приходское попечительство и Беляевская церковноприходская школа".

"С 21 марта по 5 апреля 1922 г. в ц. Иоанна Предтечи изъято 8 пудов 30,5 фунта 35 золотников серебра и 24 бриллианта".

Хотя П. Н. Миллер и П. В. Сытин в 1938 г. назвали ее "бывшей церковью", она все-таки в 1930-е гг. не была закрыта; однако колокола с колокольни сняты, несколько небольших перенесены внутрь храма, где звонят на обедне. Храм содержится благолепно, имеет большой приход, службы совершаются ежедневно утром и вечером. Сохранилась часть ограды с воротами. Здание стоит на государственной охране под № 274.

"Первоначальный деревянный храм был возведен не позднее 1680 г. - так как на плане местности 1680 г. (Гос. ист. музея) за Земляным городом, между Тверскими и Арбатскими (Смоленскими) воротами, среди дворов рыбных сторожей отмечена небольшая деревянная одноглавая церковь, покрытая двускатной кровлей, с алтарным выступом на востоке и притвором на западе. В книгах Патриаршего приказа первое упоминание о ц. Рождества Иоанна Предтечи, что за р. Пресней, относится к 24 мая 1685 г., когда Патриарх Иоаким благословил строить вновь этот деревянный храм "из оброка живущих всяких чинов людей".

В 1714 г. настоятель Иоаннопредтеченского храма о. Михаил Варфолемеев с приходскими людьми "били челом Его Императорскому Величеству Петру I, чтоб вместо оной ветхой деревянной церкви построить каменную". 26 августа 1714 г. разрешение на постройку каменного храма было получено, однако вследствие указов Петра I от 7 июня о запрещении каменного строительства в Москве и от 9 октября о запрещении его по всей России, кроме Петербурга, близившееся к концу сооружение храма было приостановлено. Лишь 11 декабря 1731 г. последовал указ об освящении теплого придела слева во имя Иоанна Воина, а 15 октября 1734 г. был выдан и антиминс для главного престола. В XVIII в. на соседней даче "Студенец" проходили большие народные гуляния, главное из которых было приурочено к храмовому празднику нашей церкви - 24 июня (7 июля), "Иванову дню". Описания праздников сохранились в газетах того времени.

В связи со значительным увеличением прихода в 1810-1828 гг. храм подвергся коренной перестройке. В 1810 г. была возведена новая колокольня, видная издалека благодаря своему расположению на самом гребне Трехгорной возвышенности. В 1828 г. завершилось строительство новой трапезной, которая в 1894 г. была расширена в сторону колокольни, охватив ее с трех сторон. В 1830 г. был сооружен второй придел Софии Премудрости Божией. В таком виде, без каких-либо существенных изменений, храм сохранился до нынешних дней.

Иконостас главного алтаря состоит из 5 ярусов. Иконы праздничного чина XVIII-XIX вв., другие - конца XIX - начала XX вв.

Из икон, связанных с первоначальным деревянным храмом, выделяются образ Николы "Зарайского" с 16 клеймами жития на западной стене храма первой половины XVII в.; средней величины особо чтимый образ в отдельном киоте перед левым клиросом главного иконостаса св. Иоанна Предтечи - "Ангел Пустыни", также первой половины XVII в.

В нижнем местном ряду главного иконостаса сохранился ряд икон, написанных для второго, деревянного храма 1685 г. То, что он был освящен уже на следующий год, подтверждает запись на храмовом образе, находящемся в правой части иконостаса, где на иконе "Рождество Иоанна Предтечи" читаем: "194 (т.е. в 1686 г. или в осень 1685 г.) писал сей образ иконописец Ефим Иоаннов". Эта икона наряду с традиционными чертами несет отпечаток новых барочных веяний. С архаическим направлением конца XVII в. связаны остальные образа местного ряда: "Введение Богоматери во храм", "Покров" и образа Спасителя и Богородицы по сторонам древних царских врат XVII в. Икона Богоматери близка иконографическому типу "Цезарской-Боровской".

Первоначальные иконы остальных ярусов не сохранились. Изображения праздников типичны для второй пол. XIX в., а иконы деисусного и пророческого чинов конца XIX - начала XX в. исполнены в древнем стиле - возможно, являясь списками с первоначальных.

На северной стене прохода из трапезной в главную часть храма большая икона Богоматери XVII в., близкая по типу к "Тихвинской" Смоленского собора Новодевичьего монастыря. В трапезной у северо-западного столпа "Богоматерь Никейская" самого конца XVII в., имеющая на Руси более распространенное наименование "Бысть Чрево Твое - Святая Трапеза" (по начальным словам песнопения, установленного для пения перед Никейским образом отцами 1 Вселенского собора): здесь Богоматерь изображена по пояс с воздетыми в молении руками, а перед Ней, как бы на Ее лоне, покоится верхняя часть престола со стоящим на нем потиром, в котором стоит Младенец Христос. Икона нашего храма - уникальный образец почти не встречающегося древнего сюжета.

По всей вероятности, в связи с сооружением придела Иоанна Воина в 1731 г. был написан его храмовый образ, фрагментарно сохранившаяся надпись в нижней части которого гласит, что создал "...святой образ иконописец Тимофей Кириллов". Икона ныне помещается в трапезной, за правым клиросом северного Иоанно-Воинского придела.

Возможно полагать, что к освящению главного каменного храма в 1734 г. были написаны такие характерные для раннего барокко иконы, как "Богоматерь Всех Скорбящих Радость" на южной стене главной части храма и "Богоматерь Боголюбская" на южной стене прохода из трапезной; возможно, что вторая даже несколько древнее.

Среди ценных икон XIX в. в местном ряду южного Софийского придела есть несколько образов классического стиля, созданных, судя по дате освящения придела, в 1830 г. В том же приделе на южной стене любопытен образ Алексия Человека Божия с редко встречающимся житийным циклом из 6 клейм (конец XIX в.). В северном приделе обращает на себя внимание "Богоматерь Неопалимая Купина" традиционного письма второй половины XIX в. Из более поздних икон особо чтится прихожанами образ конца XIX - начала XX в. из мастерской Пантелеймонова монастыря на Афоне - "Богоматерь Акафистная", в отдельном киоте перед главным иконостасом.

Росписи храма, неоднократно поновлявшиеся (восходят ко второй половине XIX в.) посвящены: центральный неф - жизни Господа Иисуса Христа; потолок северного придела - Страстям Спасителя; южный придел - житию Пресвятой Богородицы.

На своде прохода из трапезной и в откосах окон главного храма во время капитального ремонта по окончании Великой Отечественной войны помещены декоративные мозаичные вставки, набранные из нескольких тысяч стеклянных пластин, подцвеченных снизу красками и золотом.

В настоящее время в храме еженедельно по вечерам совершается акафистное пение: в воскресенье - Богоматери, в понедельник - Иоанну Предтече, в среду - Св. Николаю, в пятницу - поочередно Спасителю и мч. Иоанну Воину.

250-летие освящения храма Рождества Иоанна Предтечи было торжественно отмечено в храмовый праздник 24 июня (7 июля) 1984 г. Возглавил служение еп. Солнечногорский Сергий, викарий Московской епархии, сказавший за литургией проповедь о сугубом почитании Православной Церковью Иоанна Предтечи - единственного из святых, почтенного празднованием его рождества".

В столице России располагается множество больших и малых культовых построек. Каждая из них по-своему уникальна. Но только в храме Иоанна Предтечи на Пресне за скромным внешним видом скрываются настоящие сокровища.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы - остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора - Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы - Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.

Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально.
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ - росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.

Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Церковь в Малом Предтеченском переулке - один из немногих храмов, не прекративших свою работу в советские годы. Большевики изъяли церковные ценности (1922 г.), сбросили колокола со звонницы (1930 г.) и уничтожили многие захоронения на старом церковном кладбище. Но, благодаря помощи и заступничеству Господа, настоятелю Иоанновской церкви - Алексию Флерину - удалось проводить службы даже в самые тяжёлые времена.

Благодаря роли Русской православной церкви в победе советского народа в Великой Отечественной войне, отношение к ней власти смягчилось. Это позволило произвести в храме ремонтные и реставрационные работы. Его кровлю покрыли железными листами, а всю церковную территорию огородили каменным капитальным забором.

Современность

Сегодня церковь на Пресне - одно из самых посещаемых культовых религиозных мест столицы. После падения советского режима духовная жизнь российского общества начала возрождаться очень быстрыми темпами. Иоанновская церковь активно реставрировалась и обновлялась. В 90-е годы провели следующие работы:

  • провели капитальный ремонт крыши с заменой перекрытий и кровли;
  • обновили позолоту на крестах;
  • возобновили работу колокольной звонницы, вернув на неё старые малые и новый большой колокола;
  • вернули на свои места иконы, украшающие главный фасад (образы святых Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца);
  • отреставрировали иконы в нишах южного и северного фасадов;
  • удалили загрязнения со стен и сводов церковных залов.

Деятельность прихода

Традиция ведения попечительской, социальной и просветительской деятельности сложилась в Иоанновском приходе ещё в XVIII веке. Сегодня при нём действует Воскресная школа для детей и взрослых. Церковнослужители организуют регулярные встречи молодёжи с интересными людьми. Социальная служба прихода работает по следующим направлениям:

  • оказание помощи социально незащищенным слоям населения (одинокие престарелые люди, инвалиды, бездомные);
  • опекание детей-сирот, кризисных и многодетных семей;
  • духовная поддержка больных людей, инвалидов;
  • работа с осуждёнными.

Богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Служение настоятеля

С октября 2015 года настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне является архиепископ Венский и Будапештский - Антоний. В этом же году он вошёл в Высший Церковный Совет Русской православной церкви. Отец Антоний является руководителем Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям. Его назначили управляющим следующих зарубежных епархий:

  • Берлинской;
  • Итальянской;
  • Венско-Австрийской;
  • Будапештско-Венгерской.

Сан архиепископа Антоний получил в феврале 2018 года.

Расписание богослужений

Церковные службы в храме проводятся ежедневно в 7.30 и 17.00 часов. Во время вечерней службы в понедельник читается акафист Иоанну Предтечи, в воскресенье - святому Николаю Чудотворцу. Освятить воду и исповедоваться прихожане могут воскресным утром.

Время проведения службы в дни общецерковных и престольного праздника (Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля) необходимо уточнить на сайте или по телефону в информационной службе.

Как добраться

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне находится в Малом Предтеченском переулке, д. 2. Добраться до неё можно, совершив десятиминутную пешую прогулку от станции метро «Краснопресненская».

На заметку! Иоанновский храм на Пресне будет интересно посетить и верующим людям, и любителям русского искусства XVIII-XIX веков. Пребывание в его стенах дарит покой, умиротворение и эстетическое удовольствие.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Где помолиться Иоанну Предтече? Иоанно-Предтеческий женский монастырь, собор усекновения главы Иоанна Предтечи, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

На севере Москвы за Московской кольцевой автодорогой стоит храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово.

История церкви интересна сама по себе: построена в 1777 году, никогда не закрывалась, во время Великой Отечественной войны здесь хранилась глава преподобного Сергия Радонежского. Но сегодня для нас особенно важна другая святыня - частицы мощей Иоанна Предтечи.

Доехать до храма можно от метро Петровско-Разумовская на маршрутке или автобусе, либо пешком от станции Долгопрудная по Долгопрудной аллее и далее - через Дмитровское шоссе.

В центре Москвы, на Большой Ордынке стоит храм святителя Николая в Пыжах. В нем находится крест-мощевик с частицами мощей 72-х святых, среди которых и мощи Иоанна Предтечи.

Также в храме пребывают другие уникальные святыни: молочный зуб одного из царских детей-страстотерпцев и мироточащая икона святого страстотерпца государя Николая II.

Добираться до храма удобнее всего пешком от станций метро Новокузнецкая и Третьяковская.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

В Иоанно-Предтеченском монастыре (недалеко от станции метро Китай-город) находятся несколько святынь, связанных с именем пророка Иоанна Предтечи. В соборе монастыря также есть древняя икона святого с частицей мощей, а список с нее - в часовне Иоанна Предтечи.

Рядом со списком - веками почитаемая святыня: металлический обруч - мера главы Предтечи. Происхождение его неизвестно.

Образ Пророка и Предтечи Иоанна с обручем

По сей день возле от обруча происходят многочисленные исцеления.

Добраться до обители можно пешком от станции метро Китай-город - Малый Ивановский переулок, дом 2.

В храме Рождества Иоанна Предтечи у левого клироса храма стоит в отдельном киоте чтимая святыня - икона Иоанна Крестителя с главою в правой руке - этот канон называется «Ангел Пустыни». Образ датируется первой половиной XVII века.

Это один из самых активных московских приходов. Храм никогда не закрывался.

Добираться от метро Краснопресненская пешком - Малый Предтеченский переулок, дом 2.

Вы прочитали статью Где помолиться святому Иоанну Предтече в Москве?

Епархия Московская Автор проекта Ф. М. Шестаков Дата основания 1685 год Строительство - годы Приделы Софии Премудрости Божией,
мученика Иоанна Воина Статус Объект культурного наследия РФ № 7710635000 № 7710635000 Состояние действует Сайт Официальный сайт Храм Рождества Иоанна Предтечи на Викискладе

Координаты : 55°45′31.8″ с. ш. 37°34′19.3″ в. д.  /  55.758833° с. ш. 37.572028° в. д. (G) (O) (Я) 55.758833 , 37.572028

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - православный храм Центрального благочиния Московской городской епархии . Храм расположен в районе Пресненский , Центрального административного округа города Москвы (Малый Предтеченский переулок , д. 2).

История

XVII век

Скорее всего, временем начала и окончания строительства первого деревянного храма Рождества святого Иоанна Предтечи можно считать 1685 год . Этому предположению не противоречит и то обстоятельство, что храмовая икона «Рождество святого Иоанна Предтечи» датирована в надписи на ней 1686 годом. В то время год начинался 1 сентября, таким образом, икона могла быть закончена и поставлена в иконостас к освящению храма осенью 1685 года.

В переписной книге церковь не описана. Как она выглядела - неизвестно, но её местоположение на церковной земле представимо. Выход из церкви, естественно обращённый на запад, открывался на улицу, ведущую к Ваганькову, - не к современному кладбищу, а к тому месту, на котором находится Никольская церковь . Справа от храма через переулок располагался обширный двор настоятеля священника Варфоломея (Кузмина). Слева по выходу из церкви располагались узко нарезанные дворы предтеченского причта, упомянутые в описях. Таким образом, зафиксировано расположение земельных участков, показанное впоследствии на картах и сохранившееся до наших дней. Оно сложилось с конца XVII века при отводе церковной земли под храм, кладбище и дворы причта. Сама церковь при этом выходила непосредственно к переулку и располагалась примерно на месте современной колокольни и притвора. Когда позднее вместо неё стали строить каменный храм, его заложили, отступя к востоку, на его теперешнем месте, и после освящения деревянный храм был разобран. Новый храм оказался в глубине церковной земли, что, видимо, всегда сознавалось как неудобство.

XVIII век

После сооружения деревянного храма слобода на Пресне продолжала строиться и расти. Согласно Переписной книге 1696 года , в ней насчитывалось уже 330 дворов, часть которых относилась к Никольскому приходу . Первые сведения о Предтеченском приходе даются в 1693 году. В то время в нём было 196 дворов, к 1702 году их число выросло до 240. Приход увеличивался, и поскольку более половины людей в нём были весьма состоятельными, то по прошествии тридцати лет со времени постройки деревянного храма зашла речь о сооружении каменного.

В прошении 1714 года было написано: «В прошлых годех построена у нас приходская церковь деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи, что за рекою Преснею, которая от давних лет весьма обветшала». Вместо неё просили дать указ построить каменную церковь. Очевидно, строительство началось, но вскоре было прервано, так как вышел указ, запрещающий каменное строительство по всей империи ради скорейшего возведения Санкт-Петербурга . В 1728 году запрет был отменен, строительство храма возобновилось.

7 декабря 1731 года священник Пётр (Михайлов) с приходскими людьми просили в Синодальном Казённом приказе об освящении новопостроенного придела во имя Иоанна Воина. Предположительно под Рождество Христово в 1734 году протопоп (благочинный) Никифор (Иванов) освятил каменный храм.

Первая половина XIX века

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Его внешний вид с несимметрично расположенным левым приделом и устаревшей архитектурой тогда явно отставал от времени, и духовенство и прихожане решились на серьёзный проект: построить новую каменную трехъярусную колокольню высотой более 25 метров с крестом, вынеся её из глубины участка на красную линию улицы, и после этого соединить оба строения в единое целое.

Колокольня в классицистском стиле строилась с 1806 по 1810 год под руководством церковного старосты купца Фёдора Резанова. Её нижний ярус, прямоугольный, с рустованными углами, представлял собою не только основание для верхних ярусов, но и торжественно устроенный вход в храм с использованием палладианского мотива сдвоенной арки, вписанной в рустованные пилоны. В настоящее время этот мотив сохранился только в передней, западной части колокольни. С юга и севера колокольню позднее застроили, что лишило её большей выразительности. В то время во всей пресненской округе не было ни одной подобной колокольни. Исключение составляла лишь огромная четырёхъярусная колокольня церкви Покрова Богородицы в Кудрине.

Создателем проекта трапезной храма был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Фёдор Михайлович Шестаков . Точных сведений о том, когда завершилось строительство трапезной не сохранилось, однако, согласно смете, строительные работы должны были быть произведены в течение лета 1828 года . Среди поручителей о строении трапезной в 1828 году первым от прихожан подписался статский советник Николай Васильевич Ушаков.

В январе 1843 года был освящен южный придел Софии Премудрости Божией, усстроенный на средства доктора медицины Матвея Яковлевича Мудрова.

Вторая половина XIX - начало XX века

Церковь в 1882 году. Вид с юга.

В мае 1889 года отец Феодор (Ремов) и староста Е. С. Матюшин обратились в городскую управу за разрешением сломать на церковной земле все существующие строения и построить заново каменный двухэтажный дом и одноэтажный каменный сарай. Речь шла о возведении взамен деревянных домов диакона , дьячка и пономаря, нового каменного дома причта. Вскоре по завершении строительства дома причта, летом 1892 года на пустом церковном месте началось строительство ещё одного жилого строения, а 10 октября 1893 года состоялось освящение и открытие церковно-приходской школы на верхнем этаже и богадельни на нижнем.

К концу XIX века возникла необходимость увеличения трапезной части церкви. Это было связано с прибавлением числа живущих в приходе людей и увеличением церковного имущества - старых помещений для его хранения уже не хватало. Вскоре после освящения богадельни и школы священники и староста церкви приступили к новому строительству и в январе 1894 года обратились за благословением к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором значилось: «Прихожанин церкви Рождества Святаго Иоанна Предтечи, за Преснею, Рогожской слободы ямщик Александр Павлов Напалков изъявил желание на собственные средства сделать каменную пристройку к означенной церкви, с северной и южной сторон паперти и колокольни, для увеличения трапезы и устройства особых помещений ризницы и кладовой. Староста же церкви, московский купец Георгий Стефанов Митюшин, заявил готовность пожертвовать средства для штукатурки и окончательной отделки всей пристройки. Находя таковое расширение церкви весьма желательным, а устроение ризницы и кладовой необходимым, просим разрешить произвести означенную пристройку…».

20 марта последовала положительная резолюция митрополита, и 22 мая 1894 года была заложена трапезная при приделах храма по проекту архитектора П. А. Кудрина. Возможно следующим летом, когда устоялась кладка, пристройку оштукатурили и покрасили в цвет всего храма.

На этом завершилось начатое в 1714 году строительство каменного храма. И в натуре и на плане 1913 года хорошо видно, что храм поставлен косо по отношению к Малому Предтеченскому переулку , на который он выходит. Храм смотрит в сторону Нововаганькова, которое было для него главным ориентиром в конце XVII - начале XVIII века. Затем в топографии местности возобладали параллельно расположенные Пресненские улицы, система градостроительных координат сместилась к северу, и храм в неё не вместился. Пристройки боковых объёмов в 1894 году пытались сгладить этот перекос за счёт удлинения западного фасада храма и придания ему плоскостно-монументального характера. Вблизи неправильность расположения храма практически незаметна, но издали, со стороны Большого Предтеченского переулка , видно, что храм расположен к нему под углом.

С 1886-го по 1898-й год при настоятеле о. Феодоре (Ремове) и старосте Егоре Степановиче Митюшине в храме была выполнена целая строительная программа: завершён храм, полностью обновлено его внутреннее убранство, построены новая школа, богадельня и дом причта. Ко всему этому надо добавить ремонтно-восстановительные работы начала XX века.

В марте 1922 года власти приступили к изъятию церковных ценностей из Кремля и московских монастырей. 31 марта произошло изъятие и из Предтеченского храма. Сохранилось несколько «совершенно секретных» отчётов председателя Губкомиссии Ф. Медведя, заместителя чекиста Уншлихта , из которых следует, что 31 марта и 1 апреля изъятию из них ценностей подлежало 12 храмов Краснопресненского района. Всего из храма было изъято 8 пудов 30 фунтов 30 золотников серебра, 4 золотника золота, 24 бриллианта, 1 рубин и мелкий жемчуг. В 1922 году настоятелем храма оставался о. Алексий Флерин (прослужил на приходе до 1937 года). Храм, во многом, видимо благодаря своему настоятелю избежал сетей обновленческого раскола , и на всём протяжении 20-30-х годов, когда повсеместно закрывались и рушились святыни, изгонялось и преследовалось духовенство, не прерывал богослужений. Они не прекратились ни разу за все годы советской власти.

В 1930 году церковь была лишена звона. Сбрасывая колокола , борцы с религией повредили ступени крыльца. В это время были осквернены захоронения старого кладбища.

В послевоенные годы с оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма. Значительный цикл работ в храме приходится на 1960-е годы. Была восстановлена живопись, позолота Царских врат , обновлены паникадила. Латунные решетки на главной и придельных солеях заменены мраморной балюстрадой. Боковые стены прохода и столпов трапезной облицованы белым мрамором . В нижние части окон трапезной вставлены плохо сохранившиеся цветные расписные стекла. Были заложены придельные части западной стены трапезной, до тех пор открывавшиеся через деревянную балюстраду в храм. В северо-западной нижней комнате устроили крестильню, что по тем временам было редкостью. В 1960-1961 гг. провели центральное отопление. Дубовый тамбур из притвора в трапезную разобрали. Бойлерная разместилась в западном подвале, где стоял калорифер; в восточном подвале устроили склад. Тогда же был выстроен отдельный домик для кухни, столовой и туалета. Прорублены боковые двери из трапезной на церковный двор и сделана капитальная каменная ограда двора. Сам храм был покрыт железом. В таком виде храм и двор предстают перед нами и в настоящее время.

Стропил и подрешетника. Позолочен крест с колокольни. Возобновлён колокольный звон. Колокола из северного притвора, где ютилась звонница, вынесены наверх; к набору малых был добавлен большой новый колокол. При входе в храм в боковых нишах установлены иконы Св. Иоанна Крестителя и Св. Николая , восстановлены иконы на жести над окнами трапезной с юга и севера и на южных въездных воротах. Двор вымощен брусчаткой. Внутри храма была произведена промывка всех стен и сводов. К старым образам прибавились иконы новопрославленных в недавнее время святых.

Постановлением правительства Москвы приходу возвращена часть бывшей церковной земли в 13 соток, которую приходу ещё предстоит освоить.

За последние годы в помещении крестильни выстроена мраморная купель в форме креста для крещения взрослых с полным погружением.

При храме вот уже более 15 лет действует воскресная школа

Состоялось первое богослужение в храме при Детской больнице № 9 им. Г.Н. Сперанского 16.03.2017 14:37 15 марта 2017 года состоялось первое богослужение в возрождающемся храме святого праведного Филарета Милостивого при Детской городской клинической больнице № 9 им. Г.Н. Сперанского. Чин молебного пения св. Филарету возглавил почетный настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Борис Михайлов в сослужении старшего священника храма — иерея Алексия Воронцова и диакона Евгения Кузнецова. Перед молебном были освящены новоприобретенные предметы церковной утвари ― купель для крещения и водосвятный бак. С приветственным словом к собравшимся сотрудникам больницы и пациентам обратился священник Алексий Воронцов, который сообщил, что богослужения в больничном храме отныне будут совершаться еженедельно и в самое ближайшее время будет отслужена первая Божественная литургия. По окончании молебна всем пришедшим были подарены иконки преподобного Стилиана ― святого покровителя детей. Распоряжением Святейшего Патриарха храму св. прав. Филарета Милостивого усвоен статус приписного к храму Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Проведение работ по внутреннему обустройству храма, возобновлению богослужений в нем и духовному окормлению находящихся на лечении в больнице детей, их родителей и медицинского персонала больницы поручено почетному настоятелю храма протоиерею Борису Михайлову, старшему священнику храма иерею Алексию Воронцову, совместно с причтом храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.