Эпидемический процесс и его составляющие. Противоэпидемические мероприятия. ?Источником инфекции при антропонозах являются…

По мере развития эпидемиологии постепенно расширялись и углублялись знания о том, как развивается эпидемический процесс при различных группах заболеваний. Так при антропонозных инфекциях эпидемический процесс и процесс сохранения возбудителя как биологического вида протекает в единстве. В организме животных и во внешней среде возбудители этой группы болезней погибают и, следовательно, эпидемический процесс при антропонозах есть цепь связанных заражением инфекционных состояний людей.

В настоящее время механизм развития эпидемического процесса рассматривают применительно к элементам классической эпидемиологической триады: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм.

Источником инфекции принято называть - зараженный организм человека или животного, который служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обитания, размножения и накопления возбудителя и от которого может произойти последующее заражение. Вместе с тем, признание сапронозной природы некоторых возбудителей дает основание называть источником возбудителя абиотические объекты внешней среды, в которых естественно обитают, размножаются и накапливаются возбудители сапронозов. Таким образом, в отдельных случаях объекты внешней среды может быть автономными источниками заражения.

В методическом плане целесообразно дифференцировать понятие источника инфекции на:

дополнительные- зараженный организм человека или животного, который не является естественной средой обитания, но служит временной средой размножения возбудителя, которым могут инфицироваться здоровые люди. Такие источники инфекции не способны обеспечить существование возбудителя как биологического вида и соответственно, инфекционной болезни как нозологической формы;

  • б) источники инфекции антропонозов, зоонозов; источники заражения сапронозами.
  • в) варианты взаимодействия возбудителя и организма человека, называемые категориями источников инфекции
  • - при антропонозах:
    • 1. По манифестности,:
      • (1) манифестные / бессимптомные;
    • (2) острые / хронические;
    • (3) типичные / атипичные;
    • (4) непрерывно протекающие / рецидивирующие.
  • 2. По срокам заразительности: (1) инкубационный период;
  • (2) начало заболевания;
  • (3) разгар заболевания;
  • (4) реконвалесценция;
  • (5) переболевшие.
  • 3. По характеру заразительности: при этом рассматриваются каким образом возбудитель попадает в организм, что с ним происходит в организме, где в конечном итоге он локализуется (основная локализация возбудителя) и каким образом выделяется в окружающую среду. Практическое значение при этом имеют выделения больного и степень их опасности для окружающих.

г) Зоонозные инфекции у животных в основном протекают бессимптомно, поэтому при зоонозах целесообразно выделить категории источника инфекции в зависимости от групп животных, с которыми человек имеет разные связи. Ими могут быть дикие, домашние, синантропные животные.

Заболевания, основными источниками которых являются дикие животные называются природноочаговыми. Очаги заболеваний, основными источниками которых являются домашние животные или синантропные грызуны, называются антропургическими.

Механизм передачи реализуется через три стадии:

  • 1. Стадию выделения возбудителя из зараженного организма. Реализуется она при физиологических актах, а активизируется при патологических реакциях;
  • 2)Стадия пребывания возбудителя во внешней среде.
  • 3)Стадия внедрения в восприимчивый организм.

Вторая и третья стадия реализуется через факторы передачи - элементы внешней среды. Факторы передачи, на которые возбудитель попадает при реализации первой стадии механизма передачи, называются первичными. Факторы передачи, доставляющие возбудитель в зараженный организм, называются конечными. В отдельных случаях выделяют промежуточные факторы - доставляющие возбудитель с промежуточных факторов на конечные. Можно выделить 6 обобщенных элементов внешней среды, выполняющих функции факторов передачи: воздух, живые переносчики, вода, пища, предметы обстановки, почва.

Совокупность факторов передачи, обеспечивающих перенос возбудителя от источника инфекции к окружающим людям, называют путем передачи. Один и тот же механизм передачи может быть реализован разными путями.

Исходя из закона соответствия локализации возбудителя определенному механизму передачи при антропонозных заболеваниях эволюционно сформировались 4 механизма передачи: аэрозольный, фекально-оральный, трансмиссивный, контактный. В составе каждого можно выделить определенные пути: в аэрозольном - капельковый, капельно - ядрышковый, пылевой; в фекально-оральном - пищевой, водный и контактный; в трансмиссивном - эволюционный - живые переносчики, искусственный - через препараты крови и при парентеральных вмешательствах; в контактном -непосредственный и опосредованный через различные предметы.

Таким образом,

Совокупность факторов передачи - путь передачи; совокупность путей передачи - механизм передачи; совокупность ИИ, МП, ВО- механизм развития эпидемического процесса.

Третьим элементом эпидемиологической триады является восприимчивость организма, под которой понимается свойство организма отвечать на внедрение возбудителя инфекционным процессам в различных формах его проявления.

Классификация восприимчивости.

Степень восприимчивости зависит от индивидуальной реактивности организма, определяемой неспецифическими - резистентность и специфическими - иммунитет факторами защиты, которые в совокупности с дозой и вирулентностью возбудителя обуславливают конкретные формы проявления инфекции.

"новых" или малоизученных инфекционных заболеваний.

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающих заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия . Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Основные направления противоэпидемических мероприятий

Как указывалось, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают :

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции: выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а )режимные ограничительные меры – обсервация и карантин. Обсервация – специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Одновременно с помощью антибиотиков проводят экстренную профилактику, делают необходимые прививки, ведут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Карантин – это система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний;

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов);

3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции, среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим показаниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных мероприятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводится санитарно-просветительная и воспитательная работа, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и санитарно-просветительная работа педагогов с учащимися школ.

Методы дезинфекции в эпидемическом очаге. Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов),

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых – переносчиков возбудителей заразных болезней),

3) дератизацию (методы уничтожения грызунов – источников и распространителей инфекции).

Виды дезинфекции . В практике различают два основных вида:

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т.д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции . Для дезинфекции применяются физические, химические и биологические методы обеззараживания.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение; стерилизация (кипячение инструментов в течение 45 минут предупреждает заражение эпидемическим гепатитом); пастеризация – нагрев жидкостей до 50-60 градусов с целью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные формы кишечной палочки.

Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства. Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях – 1,0%, в очагах активного туберкулеза – 5,0%. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

Биологические методы дезинфекции – это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Эпидемический процесс- это процесс передачи разного начала от источника инфекции к восприим­чивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена.

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),

2. Факторы передачи возбудителя,

3. Восприимчивый организм, то есть человек, кото­рый не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые пора­жают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Напри­мер, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентери­ей, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зооно- 11,| (от греч. zoos - животные), при которых источни- |, ом инфекции служат различные виды домашних н диких животных и птиц. К зоонозам относятся бру­целлез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, саль­монеллезы).

Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума ту­ляремия);

2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туля­ремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;

3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции глис­ты и др.;

4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители диф­терии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;

5. Предметы труда и обихода, зараженные боль­ным животным или человеком, могут служить факто­ром передачи заразного начала здоровым людям;

6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи пере­дают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сып­ной тиф; мухи кишечные инфекции и глисты; кома­ры - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туля­ремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жид­кость) СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфек­ции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распростране­ния, обширностью территории эпидемии и массовос­тью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Воз­никают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие замет­ного распространения среди населения. Свойство ин­фекционной болезни к распространению в окруже­нии заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях по­стоянного и тесного общения людей. Заболевание раз­вивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распрост­ранение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории,охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболев­ших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпиде­мической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных госу­дарств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

Природная очаговость инфекционных заболева­ний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое- либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией . Как правило, - это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих террито­риальных очагах среди животных, с помощью насеко­мых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболевании было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, кле­щевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так причиной эндемичности служат природные факто­ры, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подоб­ные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геоло­горазведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А.А. Смородинцеву.



Эпидемический очаг. Объект или территория где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболева­ния ставятся источником распространения инфекции;

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повы­шенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, меди­цинские работники, педагоги и пр.);

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала вос­приимчивым людям;

5. Факторы окружающей среды, особенно в заго­родных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользова­ния и продовольственного обеспечения, наличие гры­зунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителя­ми, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического оча­ги отражают три основных звена эпидемического про­месса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.

Не все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «рас­ползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз.

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки боль­ного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь, капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемичес­кий паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой пуль распространения инфекции, когда возбудители с потокамивоздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекции (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отличается ем, что при этом возбудители инфекции, выделя­ясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окру­жающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в та­ких случаях служит инфицированная кровь, различ­ными путями проникающая в кровяное русло здорово­го человека. Заражение может произойти при перели­вании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразо­вого пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, си­филис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся че­рез укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуще­ствляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные заболевания и болезни, передающиеся поло­вым путем - БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например детские инфекции (коклюш).

Замечание 1

При изучении эпидемического процесса для каждого возбудителя следует учитывать три основные составляющие:

  1. Факторы
  2. Механизм развития
  3. Проявления

Факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса

Факторы эпидемического процесса подразделяются на:

  • биотические
  • Абиотические
  • Социальные

К биотическим следует относить два основных: свойства популяции возбудителей и свойства популяции хозяев. Свойства популяции возбудителей составляют патогенность, вирулентность, контагиозность и антигенность.

Патогенность - способность возбудителя приживаться в организме хозяина, используя его внутреннюю среду, как среду для собственного обитания, вызывая соответствующие изменения гомеостаза, физиологии и анатомии хозяина - инфекционный процесс.

Вирулентность - количественное отражение патогенности возбудителя, отражает способность организма не только вызывать инфекционный процесс, но и клинические его проявления - симптомы и синдромы болезни.

Контагиозность - способность возбудителя передаваться восприимчивому хозяину от других людей или животных (больных, носителей или резервуаров) при прямом контакте или по средством факторов передачи возбудителя.

Антигенность - способность возбудителя вызывать иммунные реакции в организме хозяина от стойкого пожизненного иммунитета до приобретенного иммунодефицита.

Со стороны организма человека можно выделить восприимчивость и способность вырабатывать иммунитет. Оба эти свойства в значительной степени варьируют у каждого конкретного человека в зависимости от возбудителя, внутренних и внешних (в том числе социальных) факторов.

Все свойства популяций возбудителя и хозяина гетерогенны и изменчивы, что в свою очередь определяется эволюционным процессом, идущим под воздействием факторов внешней среды.

К абиотическим факторам, влияющим на эпидемический процесс, относятся климат, солнечная активность и фоновая радиация, стихийные бедствия и другие.

Социальные факторы, влияющие на эпидемический процесс разнообразны и определяются уровнем развития человеческого общества во многих его проявлениях, таких как уровень жизни, грамотность, уровень развития медицины и гигиены в частности, скученность населения, формирование коллективного иммунитета, чрезвычайные ситуации и другие.

Замечание 2

Все факторы эпидемического процесса воздействуют сначала на разных уровнях на организмы и популяции самих возбудителей и человека, а уже потом отражаются на уровне эпидемического процесса.

Механизм развития эпидемического процесса

В механизме развития эпидемического процесса выделяют три ключевых элемента:

  • Источник инфекции
  • Механизм передачи инфекционного агента
  • Восприимчивый организм человека

В качестве источника инфекции могут выступать как больные, инфецированные или носители, так и животные или растения, являющиеся местообитанием возбудителя в его жизненном цикле.

Механизмы передачи инфекции достаточно разнообразны и зависят от внешних условий, способствующих циркуляции инфекции от источника к хозяину и так далее.

Восприимчивый организм - замыкающее звено в цепочке переноса и распространения эпидемического процесса.

Замечание 3

При этом все составляющие механизма развития эпидемического процесса в различных степенях консервативны и изменчивы, что в свою очередь определяется внутренними и внешними факторами, влияющими на возбудителя и хозяина, которые включают биотические, абиотические и социальные.

    Учение об эпидемическом процессе. Классификация инфекционных болезней. Проявления эпидемического процесса. Социальные и природные факторы.
Учение об эпидемическом процессе (основные понятия)
Инфекционные болезни возникают при внедрении в организм специфического возбудителя, который, как всякий живой микроорганизм, может сохраняться только при непрерывном размножении. Возбудитель существует лишь при перемещении и смене хозяев.
Эпидемический процесс - это непрерывная цепь последовательно возникающих и взаимосвязанных инфекционных состояний (больные, носители), проявляющаяся в виде эпидемических очагов с одним или несколькими больными и носителями. В полной мере это определение применимо к антропонозам, т.е. болезням, при которых резервуаром и источником инфекции является человек. При зоонозах и сапронозах эпидемический

Рис 1 Составные звенья эпидемического процесса

Процесс имеет не цепной, а веерообразный характер. Эпидемический процесс, или процесс распространения инфекционных болезней среди населения, - это сложное, социально обусловленное явление, слагающееся из взаимодействия трех основных элементов: источника инфекции, путей передачи и восприимчивого к данной инфекции макроорганизма (рис. 1). Эти элементы тесно связаны между собой и обеспечивают непрерывность течения эпидемического процесса. При устранении одного из факторов распространение инфекционной болезни прекращается.

Рис 2 Схема механизма передачи инфекции

Рис 3 Аэрозольный механизм передачи инфекции

Аэрозоля переходит в капельно- ядрышковую, при которой происходит массовая гибель микроорганизмов. Крупные капли быстро оседают и подсыхают, превращаясь в пылы Ядрышки с размером частиц менее 100 мкм могут долго находиться в воздухе, перемещаться с конвекционными токами внутри комнаты и проникать через коридоры и вентиляционные ходы за ее пределы. Оседают они медленно. При уборке помещения, движении людей и под влиянием других факторов создается вторичная пылевая фаза аэрозоля. Важным источником формирования пылевой фазы инфекционного аэрозоля является мокрота (при туберкулезе), а также при дополнительной локализации возбудителя в организме, например корочки кожных поражений. В последнем случае существенное значение в формировании инфицированной пыли имеет белье.
2. Кишечные (алиментарные) инфекции - возбудитель выделяется с фекалиями или мочой, при некоторых заболеваниях (холера) - и с рвотой. Заражение происходит через рот. Важнейшими факторами передачи инфекции служат вода и пищевые продукты (рис. 4). В организм детей возбудитель может попадать через рот при сосании пальцев или игрушек. При плохих санитарно-гигиенических условиях механическими переносчиками возбудителей могут стать мухи. Примером кишечных болезней являются брюшной тиф, шигеллезы, холера и др. Первичными факторами передачи возбудителя являются различные факторы внешней среды, на которые попадают испражнения больных. Путь возбудителей, выделенных с фекалиями, может быть длинным, со сменой промежуточных и конечных факторов передачи. Элементы окружающей среды, обеспечивающие переход возбудителя из одного организма в другой, принято называть факторами передачи инфекции, а совокупность этих факторов, обеспечивающих распространение соответствующей болезни, - путем передачи инфекции. Обычно при фекально-оральном механизме передачи возбудителей указывают на три пути: бытовой, пищевой и водный. Такое подразделение основано на выделении конечного фактора передачи. Отдельные виды возбудителей с кишечной локализацией характеризуются более узкой органотропностью.

Рис 4 Фекально-оральный механизм передачи инфекции

Так, возбудитель холеры размножается в просвете тонкой кишки, возбудители дизентерии - в слизистой оболочке толстой кишки, возбудители брюшного тифа - в лимфатических узлах кишечника с выходом в его просвет через кровь и желчные пути, вирус гепатита А - в ткани печени с выходом в просвет кишечника через желчные пути. Энтеровирусы, помимо основной локализации в кишечнике, дополнительно локализуются в верхних дыхательных путях. Все это определяет своеобразие эпидемиологии отдельных нозологических форм инфекционных болезней с фекально-оральным механизмом передачи.

    Кровяные (трансмиссивные) инфекции - возбудитель находится в кровяном русле, и для его переноса необходим кровососущий переносчик (вши, блохи, комары, клещи и др.). Примером таких болезней являются сыпной тиф, малярия, клещевой энцефалит, желтая лихорадка и др. Неодинаковая активность переносчиков в разное время года по-разному влияет на уровень заражаемости и заболеваемости людей. В организме переносчиков прослеживается специфический цикл размножения и накопления возбудителя (у вши - при сыпном и возвратном тифе, у блохи - при чуме, у комара - при малярии). Наконец, возбудитель может длительно сохраняться в организме членистоногих, передаваясь потомству через откладываемые яйца (трансовариально). Таким путем передается от одного поколения клещей другому вирус клещевого энцефалита.
    Инфекции наружных покровов - возбудитель находится на наружных покровах (коже, волосах, слизистых) или во внешней среде. Заражение происходит при непосредственном соприкосновении, реже через загрязненные возбудителем объекты, руки, почву и др. К этим болезням относятся разнообразные кожные и венерические болезни, раневые инфекции (столбняк, Газовая гангрена и др.), а также болезни, связанные с укусами животных (бешенство, содоку).
Есть болезни, возбудитель которых распространяется не одним, а двумя, тремя и даже четырьмя возможными механизмами передачи (цитомегало-вирусная, стрепто- и стафилококковая инфекции, чума и др.). Л.В. Громашевский сформулировал четыре основных механизма передачи возбудителей заразных болезней между особями одних поколений - горизонтальная передача. В последние годы внимание исследователей привлек «вертикальный» способ передачи, обеспечивающий внутриутробный переход возбудителя от матери к плоду, т.е. непосредственно от одного поколения к другому. Гематогенно-плацентарная передача возбудителей характерна для краснухи, токсоплазмоза, вирусов герпеса, иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатитов В и С и др. Кроме того, при прохождении через родовые пути новорожденные могут инфицироваться возбудителями гонореи, сифилиса, герпеса и др.
Перечисленные механизмы передачи инфекционных болезней характерны для распространения возбудителей в естественных условиях и определяются местом локализации возбудителей в организме человека. В реальной жизни возможны и искусственные (артифициальные) способы передачи возбудителей. Парентерально можно заразиться инфекционными болезнями при нарушении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в медицинских учреждениях через медицинские инструменты и приборы, при переливании крови, инъекциях и других манипуляциях, сопровождающихся нарушением целостности кожных покровов и слизистых. Этот путь передачи интенсивно действует среди определенных групп населения, особенно среди наркоманов. Иногда случаются заражения необычными путями в лабораториях, при производстве бактерийных и вирусных препаратов и т.д.
Восприимчивость и иммунитет. Под восприимчивостью понимают способность организма отвечать на внедрение возбудителя инфекции рядом специфических патологических реакций. Восприимчивость к инфекционным болезням определяется прежде всего неодинаковой чувствительностью организма на внедрение патогенного возбудителя. Она зависит от состояния организма человека, его возраста, пола, от качественной характеристики патогенного агента, его дозы и конкретных условий места и времени развития эпидемического процесса. На инфекционный процесс влияют специфический иммунитет и неспецифическая резистентность организма. Ряд болезней, так называемые оппортунистические инфекции (герпес, цитомегалия, токсоплазмоз и др.), возникает на фоне приобретенных или врожденных иммунодефицитов. После перенесенных инфекций в большинстве случаев образуется постинфекционный иммунитет, при введении средств активной иммунизации (вакцины и анатоксины) формируется искусственный иммунитет.
Коллективный иммунитет - это способность коллектива противостоять поражающему действию возбудителя инфекции. Иммуноструктура населения (коллектива) состоит из распределения отдельных членов коллектива по уровню восприимчивости к данному возбудителю. Она отражает состояние иммунитета к определенному возбудителю, приобретенного в результате перенесенных заболеваний, латентной или активной иммунизации.

Проявления эпидемического процесса.
Эндемическая заболеваемость, или эндемия, - это постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость определенной болезнью, обусловленная социальными и природными условиями.
Экзотическая заболеваемость - заболеваемость, несвойственная данной местности. Она возникает в результате заноса или завоза возбудителя с других территорий. Повсеместное распространение по всему земному шару характерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних животных. Территориальная неравномерность распределения заболеваний характерна для зоонозов, резервуаром возбудителя которых являются дикие животные, и ряда антропонозов, что регулируется природными и социальными условиями. Территорию распространения заболеваний называют нозоареалом. С известной долей условности все инфекционные болезни по особенностям их территориального распространения и типу нозоареала можно объединить в две группы: с глобальным и региональным распределением. Глобальное распространение характерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домашних животных. Региональное распространение заболеваний свойственно прежде всего природно-очаговым инфекциям.
В зависимости от интенсивности распространения болезни эпидемический процесс может проявляться в виде спорадической заболеваемости, групповых заболеваний (эпидемических вспышек), эпидемий и пандемий (рис. 5). Принято считать, что главное отличие перечисленных форм заключается в количественной стороне вопроса, т.е. под

Рис 5 Проявления эпидемического процесса

Таблица 3. Группировка противоэпидемических мероприятий по их направленности на звенья эпидемического процесса

    Принципы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Иммунобиологические препараты.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВИВОК
Организационно- подготовительные работы
Подготовка населения (беседы, лекции)
    Разъяснительная и санитарно-просветительная работа.
    Информация о времени и порядке проведения прививок, их целесообразности.
    Рекомендация о мытье тела и смене белья перед вакцинацией.
Подготовка помещения
    Оснащение комнат для осмотра, регистрации и проведения прививок.
    Мытье стен, полов, столов горячей водой с мылом или CMC или протирка 0,2% раствором хлорамина.
    Оснащение мебелью, в том числе кушеткой, на случай обморока.
    Оборудование шкафа для хранения средств первой и неотложной помощи.
    Приобретение холодильников для хранения и транспортировки препаратов для вакцинации.
Инструментарий
    Шприцы, иглы, скарификаторы стерилизованные и одноразовые.
Препараты
    Оформление заявки на вакцины.
    Получение препаратов из ЦГСЭН заранее, по заявке.
- Соблюдение Холодовых условий при транспортировке и хранении вакцинных препаратов.
Подготовка медицинского персонала
    Формирование прививочных бригад.
    Инструктаж прививочных бригад о хранении, разведении, методе введения препарата, а также реакциях и осложнениях при проведении вакцинации.
    Ведение документации - строгая регистрация в учетно-отчетной документации (индивидуальной и документации ЛПУ).
    Проверка состояния здоровья медперсонала (не допускаются к прививкам при ангине, инфекциях дыхательных путей, гнойничковых поражениях кожи и слизистых оболочек независимо от их локализации).
    Внешний вид медработника - одежда (свежевыглаженный или стерильный халат, шапочка); кольца, браслеты, часы - сняты; коротко подстрижены ногти, руки вымыты с мылом, пальцы обработаны спиртом или настойкой йода. Мытье повторять через 12-15 инъекций.
Проведение прививок
- Оптимальное время - конец рабочего дня или недели.
    Осмотр, опрос, термометрия вакцинируемого для выявления противопоказаний.
    Проверка этикетки или маркировки препарата на коробке, ампуле, флаконе, изучение данных о препарате, сроке годности, проверка целостности ампул, соответствие требованиям внешнего вида. При отсутствии этикетки, истечении срока годности, нарушении герметичности ампул, изменении внешнего вида прививочного материала (цвет, наличие хлопьев, посторонних включений и т. п.) применять препарат нельзя.
    Сухая вакцина в ампуле должна быть в виде порошка или однородной пористой таблетки. Сморщивание таблетки, ее неоднородность, увлажнение, изменение цвета или образование неравномерной взвеси при добавлении растворителя указывают на проникновение воздуха и порчу вакцины. Такой препарат следует уничтожить.
    Убитые бактериальные вакцины и адсорбированные анатоксины - жидкие препараты, содержат прозрачную надосадочную жидкость и осадок. Сыворотки и иммуноглобулины - прозрачные и слегка опалесцирующие жид кости. Неадсорбированные анатоксины, токсины, жидкие бактериофаги, инактивированная лептоспирозная вакцина, живая полиомиелитная вакцина - прозрачны. Адсорбированные препараты перед использованием встряхивают для получения гомогенной взвеси, но если произошло замораживание и оттаивание адсорбированных на гидроокиси алюминия АКДС-вакцины, АДС-, АД- и АС-анатоксинов, то изменяется их цвет, образуются неразбивающиеся хлопья. Вакцины утрачивают иммуногенность, вызывают сильные реакции при введении.
    Ампулы с вакциной вскрывают перед введением, предварительно протерев спиртом ампулы с препаратом и с растворителем.
    При введении препарата внутрикожно, подкожно, внутримышечно кожу обрабатывают 70% спиртом, после чего смазывают йодной настойкой.
- Если вводят адсорбированный препарат, то место инъекции рекомендуется слегка массировать. После парентеральной вакцинации за привитым надо наблюдать в течение 20-30 минут.
    При накожном применении вакцины кожу обрабатывают спиртом, за тем обезжиривают эфиром. После скарификации это место оставляют открытым на 10-15 минут для всасывания вакцины.
    При интраназальном введении препарата носовые ходы предварительно очищают от слизи. Прививаемый должен сидеть с запрокинутой головой, во время введения вакцины он должен глубоко вдохнуть, оставаться сидящим еще 2-3 минуты и не очищать нос в течение 30 минут.
Учет прививок
    Для детей - история развития, карта профилактических прививок и сертификат о профилактических прививках.
    Для взрослых - журнал учета прививок и сертификат о профилактических прививках.
Информация
    О выполнении прививок в ЦГСЭН.
    О сильных реакциях и осложнениях в ЦГСЭН.
    В отдел поствакцинальных осложнений ГИСК.
Холодовая цепь хранения биологических препаратов
Для большинства бактерийных и вирусных препаратов оптимальная температура от +3 до +10 °С, их можно хранить в бытовых холодильниках.
При повышении температуры многие вакцины теряют специфические свойства, в живых вакцинах ускоряется отмирание клеток. При замораживании и последующем оттаивании изменяются физико-химические свойства препаратов, идут необратимые процессы, снижающие иммунологическую активность и повышающие реактогенность. Обязательна соблюдать температурный режим при хранении, транспортировке вакцин до постановки прививки на всех этапах перемещения препаратов от предприятия-изготовителя до момента вакцинации.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРИВИВОК
Плановые прививки
Прививки по национальному календарю прививок (прививаемые контингенты):
дети:
- против туберкулеза, коклюша, дифтерии, кори, эпидемического паротита, полиомиелита, столбняка, вирусного гепатита В, краснухи; военнослужащие:
- против туберкулеза, столбняка, газовой гангрены, ботулизма; работники производств, имеющие контакт с возбудителями инфекционных болезней;
население природных очагов зоонозных и трансмиссивных инфекций:
- против туляремии, клещевого энцефалита и др.
Прививки по эпидемическим показаниям соответственно приказам МЗРФ:
угроза распространения заболеваний на конкретной территории:
(грипп, брюшной тиф, холера и др.);
экстренная вакцинопрофилактика контактным лицам, возможно находящимся в инкубационном периоде болезни: (корь, эпидемический паротит, дифтерия, менингококковая инфекция, полиомиелит, столбняк);
предстоящая поездка в неблагополучный район:
(очаги туляремии, клещевого энцефалита, желтой лихорадки и др.).
Противопоказания к прививкам те же, что при плановом назначении, но число их ограничивается или они отменяются.
Противопоказания к проведению профилактических прививок

    Противопоказания к проведению прививок приведены в таблице.
    Отбор для вакцинации проводится путем осмотра медицинским работником и термометрии для исключения острого заболевания.
    Проведение анализов мочи, крови, тем более иммунологических исследований перед прививкой не требуется.
    Отказ от вакцинации фиксируется подписью родителей или двумя подписями медицинских работников.
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок
Вакцина
Противопоказания
Все вакцины
Сильная реакция или осложнение на предыдущее введение вакцины
Все живые вакцины
Иммунодефицитное состояние (первичное) Иммуносупрессия; злокачественные болезни Беременность
БЦЖ
Вес ребенка при рождении менее 2000 г Келлоидный рубец
АКДС
Прогрессирующие заболевания нервной системы Афебрильные судороги в анамнезе
Живые вакцины против: кори, паротита, краснухи, комбинированные ди- и тривакцины (корь-паротит; корь-краснуха-паротит)
Тяжелые формы аллергических реакций на аминогликозиды Для коревой и паротитной вакцин (особенно зарубежных, приготовленных на куриных эмбрионах): анафилактическая реакция на белок куриного яйца
Вакцина гепатита В
Аллергическая реакция на пекарские дрожжи
    Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний являются временными противопоказаниями для про ведения прививок.
    Плановые прививки проводятся через 2-4 недели после выздоровления, в период реконвалесценции или ремиссии.
    При нетяжелых ОРВИ, острых кишечных заболеваниях и других заболеваний прививки проводятся сразу после нормализации температуры.
Отсрочка плановой вакцинации после острых и обострений хронических заболеваний связана не с их опасностью, а с возможной дискредитацией вакцины в случае развития осложнения заболевания. По эпидпоказаниям, а также беженцев, мигрантов прививают и при нетяжелых ОРЗ, ОКИ при температуре до 38,0 °С. «Подготовка к вакцинации» не требуется, речь может идти лишь о лечении заболеваний, являющихся временным противопоказанием. «Укрепление здоровья», «поднятие уровня гемоглобина», введение адаптогенов, витаминов и др. - подобные меры как «подготовка к вакцинации» не обоснованы; если они необходимы, их проводят после введения вакцины.
Ложные противопоказания
Необоснованный отвод от прививок с использованием таких диагнозов, как ПЭП и другие стабильные или регрессирующие неврологические состояния, астма, экзема, анемия, врожденные пороки, увеличение тимуса, длительное лечение антибиотиками, стероидами и т. д. Также не обоснованы отводы от прививок детей, перенесших сепсис, гемолитическую желтуху, пневмонию или имеющих в семейном анамнезе эпилепсию, СВСД, сильные прививочные реакции. Такие ссылки говорят не о заботе врача о детях, а лишь о его медицинской неграмотности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАКЦИН
Вакцинопрофилактика - проводится с целью искусственного создания невосприимчивости организма к инфекции на введение специфических антигенов. По антигенности, вирулентности, иммуногенности, способу получения вакцины можно разделить на следующие основные группы.
Живые вакцины
На основе аттенуированных штаммов вирусов и бактерий. Это микроорганизмы с ослабленной или утраченной вирулентностью, создают прочный или длительный иммунитет, по напряженности приближающийся к постинфекционному: (против паротита, полиомиелита, паротита, кори, туберкулеза, гриппа, бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы, чумы, сыпного тифа, желтой лихорадки, лихорадки Ку, клещевого энцефалита).
Инактивированные вакцины
Микроорганизмы, инактивированные:
- химическим способом (фенол, формалин, мертиолат, спирт и др.);
- физическим способом (высокая температура, ультрафиолетовое- или гамма-облучение и т. д.).
Цельноклеточные вакцины обладают полным набором антигенов, формирующих иммунитет против коклюша, брюшного тифа, бешенства, лептоспироза, гриппа, герпеса.
Субъединичные вирусные вакцины содержат отдельные структурные компоненты вируса - субъединичная гриппозная вакцина Инфлювак.
Дезинтегрированные, или расщепленные сплитвакцины, в них удален липидный слой, а структурные компоненты разъеденены детергентами - это вакцины против гриппа - Ваксигрипп, Флюарикс, Бегривак и др.
Химические вакцины
Антигены микроорганизмов, максимально освобожденные от сопутствующих веществ с помощью ультразвука, центрифугирования, хроматографии, градиентного центрифугирования, химических агентов против менингококковой инфекции (полисахаридные менингококковые групп А и С), брюшного тифа (Vi-антиген брюшнотифозных бактерий), бруцеллеза, холеры, сыпного тифа, гриппа, чумы.
Относительно низкая реактогенность химических вакцин является их основным отличительным свойством.
Комплексные (ассоциированные) вакцины
На основе существующих препаратов – АКДС вакцина, АДС и АДС-М анатоксины, тривакцина (корь-краснуха-паротит) и т. д.
Рекомбинантные (генноинженерные) вакцины
Участок гена микроорганизма, ответственного за синтез определенного антигена, встраивают в плазмидную ДНК клеток-продуцентов - вакцина против гепатита В; или включение гена ВИЧ в нуклеиновую кислоту вируса оспенной вакцины.
Конъюгированные вакцины (антиген+полиэлектролит)
Использование адъювантов, т. е. средств, неспецифически усиливающих специфический иммунный ответ, на основе конъюгации иммунизирующего антигена с синтетическими полиэлектролитами. Иммуногенность и протективные свойства вакцинных антигенов, конъюгированных с полиэлектролитами, возрастают в десятки и сотни раз с усилением как антительного, так и клеточно-опосредованного иммунного ответа. Разработаны и успешно применяются в течение 5 лет отечественная противогриппозная тривалентная полимерсубъединичная вакцина Гриппол, аллерговакцины. Завершается разработка конъюгированных полимерсубъединичных вакцин против бруцеллеза, брюшного тифа, дизентерии, туберкулеза и ряда других инфекций.
Антиидиотипические (вакцины) антитела
Используются в качестве антигенов. Многие фрагменты активных центров антигенов имеют « пространственное сходство» с антиидиотипическими антителами против них, поэтому данные антитела можно использовать как вакцинный антиген, что сразу исключает патогенные и вирулентные свойства возбудителя, вакцина и становится не реактогенной, безвредной, но иммунной. Возможно образование Т-В-эффекторов Т-В-клеток иммунологической памяти, обусловливающих защиту против данного антигена.
Липосомальные вакцины
Антигены возбудителей заключаются в липосомы, одной многокамерные пузырьки, которые легко захватываются макрофагами, перевариваются и быстро индуцируют иммунный ответ.
Синтетические вакцины
Два способа получения таких вакцин:

    на синтетическую нить «нанизывают» естественные активные центры антигенов, в результате тимусзависимые антигены становятся тимуснезависимыми, и таким способом удается «обойти» генетически запрограммированную недостаточность иммунного ответа организма на антигены;
    связывание искусственно синтезированных антигенных детерминант на естественных носителях, которыми могут быть альбумины, глобулины и другие высокомолекулярные вещества.
Рибосомальные вакцины
На основе рибосомальной фракции, выделенной из микроорганизмов и обладающей иммуногенными свойствами - т. е. способностью индуцировать синтез антител и защищать макроорганизмы от заражения определенными возбудителями. Рибосомальные вакцины - высокоэффективные препараты, с низким уровнем токсичности, малой реактогенностью и высокой иммуногенностью, разработаны для профилактики вирусно-бактериальных воздушно-капельных и кишечных инфекций.
Анатоксины
Обезвреженные химическим способом токсины микроорганизмов против дифтерии, столбняка, газовой гангрены, ботулизма, стафилококковой инфекции.
Перспективные новые вакцины
Липосомальные, генноинженерные, субъединичные, комплексные, конъюгированные, синтетические, антивдиотипические.

ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ВАКЦИН
Совместное введение вакцин. Все вакцины, положенные ребенку по возрасту, вводят одномоментно (в/м - в разные участки тела). БЦЖ во избежание контаминации шприцев и игл вводят до или
и т.д.................