Функциональные пробы системы внешнего дыхания. Оценка функционального состояния организма. Строение и значение дыхательной системы человека

Сердечнососудистая система как фактор спортивной работоспособности

В процессе систематической спортивной
тренировки развиваются функциональные
приспособительные изменения в работе
сердечно-сосудистой
системы,
которые
подкрепляются
морфологической
перестройкой
(«структурный
след»,)
аппарата кровообращения и некоторых
внутренних
органов.
Комплексная
структурно-функциональная
перестройка
сердечно-сосудистой системы обеспечивает
ее
высокую
работоспособность,
позволяющую
спортсмену
выполнять
интенсивные и длительные физические
нагрузки

Наиболее важны для спортсменов структурнофункциональные
изменения
систем
кровообращения и дыхания. Деятельность этих
систем при физической нагрузке строго
координируется нейрогуморальной регуляцией,
благодаря чему функционирует, по существу,
единая система транспорта кислорода в
организме, которую обозначают еще как
кардио-респираторную систему. Она включает
в себя аппарат внешнего дыхания, кровь,
сердечно-сосудистую
систему
и
систему
тканевого дыхания. От эффективности работы
кардио-респираторной системы во многом
зависит
уровень
спортивной
работоспособности.
Несмотря на то что внешнее дыхание не
является главным лимитирующим звеном в
комплексе систем, транспортирующих О2, оно
является
ведущим
в
формировании
необходимого кислородного режима организма.

Определение и оценка состояния сердечнососудистой системы спортсменов и физкультурников.

Пульс покоя. Измеряется в положении сидя
при прощупывании височной, сонной, лучевой
артерий или по сердечному толчку. ЧСС в
покое в среднем у мужчин (55–70) уд/мин., у
женщин - (60–75) уд/мин. При частоте свыше
этих
цифр
пульс
считается
учащенным
(тахикардия),
при
меньшей
частоте
-
(брадикардия).
Артериальное
давление.
Различают
максимальное (систолическое) и минимальное
(диастолическое)
давления.
Нормальными
величинами
артериального
давления
для
молодых людей считаются: максимальное от
100 до 129 мм рт. ст., минимальное - от 60 до
79 мм рт. ст. Артериальное давление выше
нормы
называется
гипертоническим
состоянием, ниже - гипотоническим.

Определение должных величин АД по формулам:
ДСАД= 102+0,6 х возраст (лет),
ДДАД= 63+0,4 х возраст (лет), мм рт.ст.
Определение части фактического АД от должных
величин АД по формулам:
фактическая величина АД мм рт. ст. х 100 (%)
должная величина АД мм рт. ст.
В норме фактические показатели АД составляют
85-115% от должных величин, меньше –
гипотония, больше – гипертония.
Расчет величины систолического объема (СО) и
минутного объема кровообращения (МОК) по
формуле Старра:
СО = [ (100 + 0.5 ПД) – 0.6 ДАД ] – 0.6 В (годы)
(мл), где ПД (пульсовое давление)=САД - ДАД;
МОК=(СО х ЧСС)/1000; л/мин;
Оценка результатов: у нетренированных людей в
норме СО = 40– 90 мл, у спортсменов – 50-100
мл (до 200 мл); МОК у нетренированных в норме
– 3-6 л/мин, у спортсменов – 3-10 л/мин (до
30л/мин).

Расчет показателей функционального состояния ССС:

Коэффициент выносливости (КВ): КВ=ЧСС/ПД
Увеличение его в процессе тренировки указывает на
ослабление возможностей ССС, уменьшение – на
возрастание адаптационных возможностей.
Показатель качества реакции Кушелевской
(ПКР) системы кровообращения на физическую
нагрузку (30 приседаний за 45 сек) –
опосредованная характеристика МОК
ПКР = (ПД2 – ПД1) : (ЧСС2 – ЧСС1),
где ЧСС1 и ПД1 – пульс за минуту и пульсовое
давление в покое; ЧСС2 и ПТ2 – тоже после
физической нагрузки.
ПКР – средние величины 0.5 – 0.97; отклонение от
средних свидетельствует о снижении
функциональных возможностей ССС.

Расчет индексов функционального состояния ССС:

Вегетативный
индекс
Кердо:
ВИК=(1-АДД
/ЧСС)*100%
ВИК свыше 10 соответствует нормальному состоянию
адаптации, от 0 до 9 – напряжению адаптации,
отрицательный – свидетельство дезадаптации
Индекс Робинсона: ИР=ЧСС*АДС/100
Оценка: средние значения - от 76 до 89; выше
среднего - 75 и меньше; ниже среднего - 90 и выше.
Индекс недостаточности кровообращения: ИНК =
АДС/ЧСС.
Снижение
его на всех стадиях тренировки по
сравнению
с
исходной
величиной,
отражает
нормализацию работы сердечно-сосудистой системы
Показатели гемодинамики:
пульсовое давление ПД = АДС-АДД;
среднединамическое давление СДД = 0,42ПД+АДД;

Индекс Руфье (ИР)

используется для оценки функциональных
резервов организма при физической нагрузке
(30 приседаний за 45 сек)
ИР=/10
где ЧСС1 – пульс за 15 сек в покое, ЧСС2 –
пульс
за
15
сек
на
первой
минуте
восстановления, ЧСС3 – пульс за 15 сек на
второй минуте восстановления.
Алгоритм оценки:
Меньше 3,0
высокий
3,99 – 5,99
выше среднего
6,00 – 10,99
средний
11,00 – 15,00
ниже среднего
больше 15,00
низкий

Классификация функциональных проб для системы кровообращения

Пробы с изометрическими физическими
нагрузками.
Пробы с динамическими физическими
нагрузками.
Пробы с медикаментами.
Пробы с изменениями условий внешней
среды.

Пробы с изометрическими физическими нагрузками

Удержание выпрямленных ног на
высоте ступни в течение 1 мин, лежа
на спине.
Сжимание кистевого динамометра с
50% от максимально возможного
усилия в течение 1 мин.
Норма: во время нагрузки АД
повышается менее чем на 20 мм рт ст
от исходного.
Гипертоническая: повышение более
чем на 20 мм рт ст от исходного

Пробы с динамическими физическими нагрузками

Велоэргометр,
тредбан,
ступенька

стандартизация
нагрузки
по
интенсивности
(1
Вт=6
кг/м)
и
длительности (3-5 мин).
Комбинированная проба Летунова
нагрузки,
не
требующие
каких-либо
приспособлений (20 приседаний, 15 сек
бега на месте в максимальном темпе, 3
мин бега на месте)
Проба
Мартине-Кушелевской
(20
приседаний за 30 сек).
Проба ГЦИФК (60 подскоков на месте)
Проба Котова –Демина (3 мин бега на
месте, 180 шагов в минуту)

Виды реакции на нагрузку

Нормотоническая – ЧСС >60-80%, САД
>15-30%, ДАД<10-15%, восстановление
– 3мин.
Гипертоническая – ЧСС > более 100%, САД
> более 30%, ДАД > , восстановление –
более 3мин.
Астенический – ЧСС > более 100%, САД не
изменяется
или
несущественно
колеблется,
ДАД
не
изменяется,
восстановление – более 3мин.
Дистонический – ЧСС > более 100%, САД >
не более 50%, ДАД > до бесконечного
тона, восстановление – более 3мин.
Ступенчатый – ЧСС, САД, ДАД изменяются
на 2-3 мин восстановления, ЧСС > более

Пробы с медикаментами

С хлоридом калия, βадреноблокаторами, βадреностимуляторами, αадреностимуляторами,
нитроглицерином, дипиридамолом.
Результат: оцениваются изменения
ЭКГ относительно покоя.

Пробы с изменениями условий внешней среды

Холодовая: В состоянии покоя у испытуемого
на плечевой артерии трижды до получения
стабильных цифр измеряют АД. Затем ему
предлагают на 1 мин погрузить кисть правой
руки (немного выше лучезапястного сустава)
в воду температуры +4°С. АД измеряют сразу
после прекращения холодового воздействия, а
затем в начале каждой минуты в течение
первых 5 мин восстановления и через каждые
3 мин последующего периода до момента
регистрации АД, соответствующего исходным
величинам.
Оценка: у людей с нормальной функцией
вазомоторных центров происходит повышение
АД не более чем на 5-10 мм рт.ст., а
исходный
уровень
давления
восстанавливается в течение 3 мин.

Оценка состояния дыхательной системы

Определение фактической ЖЕЛ. Закрыв
нос зажимом или пальцами, сделать
максимальный вдох и постепенно (за 5-7 с)
выдыхать в спирометр, повторить измерение 23-раза, фиксировать максимальный результат.
Должная ЖЕЛ связывает величину ЖЕЛ с
ростом человека, его возрастом и полом:
ЖЕЛ муж. = (27,63 -0,122 X В) X L
ЖЕЛ жен. = (21,78 - 0,101 X В) X L, где В -
возраст в годах; L - длина тела в см.
Отношение фактической ЖЕЛ к должной.
В нормальных условиях ЖЕЛ не бывает менее
90% от должной ее величины; у спортсменов
она - больше 100%.

Нормированный показатель ЖЕЛ,
отнесенной к массе тела,
называется жизненным
индексом (или относительной
ЖЕЛ), ЖИ=ЖЕЛ/МТ
Норма для мужчин составляет 5065 мл/кг, для женщин - 40-56
мл/кг.

Функциональные пробы для оценки внешнего дыхания

Проба Розенталя – определить ЖЕЛ 5 раз
через 15-секундные интервалы, построить
график. Оценка: возрастание – хорошее
функциональное состояние, без изменений –
удовлетворительное, снижение –
неудовлетворительное.
Проба Шафрановского. Определение ЖЕЛ
до нагрузки, на 1,3 и 4 минутах после нагрузки
(подъем и спуск по лестнице в течение 4 мин;
у спортсменов – 3 мин бега в темпе 180 шагов
в в минуту). У здоровых – изменений нет,
уменьшение – показатель функциональных
нарушений в системе дыхания.

Проба Штанге определение
продолжительности задержки дыхания после
максимального вдоха, проводится в положении
сидя. У детей проба Штанге может проводиться
после трех глубоких вдохов. У взрослых
людей, не занимающихся спортом, в норме
результаты пробы Штанге составляют 40-60 с,
у спортсменов - 90-120 с.
Проба Генчи определение продолжительности
задержки дыхания после максимального
выдоха (нос при этом зажимается пальцами). У
взрослых людей, не занимающихся спортом, в
норме результаты пробы Генчи составляют 2040 с, у спортсменов - 40-60 с. При снижении
устойчивости организма к гипоксии
продолжительность задержки дыхания на
вдохе и выдохе уменьшается.

Пневмотахометрия

Пневмотахометр измеряет объемную скорость
потока воздуха в воздухоносных путях при
форсированном вдохе и выдохе, выражаемую в
л/мин. По данным пневмотахометрии судят о
мощности вдоха и выдоха. У здоровых
нетренированных людей отношение мощности
вдоха к мощности выдоха близко к единице. У
больных людей это соотношение всегда
меньше единицы. У спортсменов же, наоборот,
мощность
вдоха
превышает
(иногда
существенно) мощность выдоха; соотношение
мощность вдоха: мощность выдоха достигает
1,2-1,4. Относительное увеличение мощности
вдоха у спортсменов чрезвычайно важно, так
как углубление дыхания идет в основном за
счет использования резервного объема вдоха.
Это особенно ярко проявляется в плавании:
как известно, вдох у пловца чрезвычайно
кратковременен, в то время как выдох,
выполняющийся
в
воду,
значительно
продолжительнее.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя школа №2»

Исследовательская работа

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Выполнили ученики 8а класса

Александрова Светлана

Ярушина Дарья

Руководитель:

Носкова Е.М.

учитель биологии

гп Северо-Енисейский 2015г

Оглавление

I . Введение…………………………………………………………………………………… 4 стр

II . Основная часть

Теоретическое исследование:

1.Строение и значение дыхательной системы человека………………… 5 стр

Практическое исследование:

    Повышение уровня заболеваемости дыхательной системы за

последние годы учащихся МБОУ « Северо-Енисейская средняя школа №2»… 9 стр

    Определение максимального времени задержки дыхания на

глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге)..……………………… 10 стр

    Определение времени максимальной задержки дыхания

после дозированной нагрузки (проба Серкина)………………………… 12 стр

III . Выводы…………………………………………………………………………………… 15 стр.

IV . Список литературы……………………………………………………………………… 15 стр

Аннотация

Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков

Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии

Цель научной работы:

Методы исследования :

Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.

Введение

Процесс дыхания, возникший ещё в докембрийскую эпоху развития жизни, то есть 2 млрд. 300 лет назад, до сих пор обеспечивает всё живое на Земле кислородом. Кислород достаточно агрессивный газ, при его участии происходит расщепление всех органических веществ и образование энергии необходимой для процессов жизнедеятельности любого организма.

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма.

Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным, а если диафрагмы – то брюшным.

Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Существуют различные показатели, с помощью которых можно оценить состояние дыхательной системы и ее функциональные резервы.

Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.

Цель работы научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;

На основе результатов ежегодного медицинского осмотра учащихся нашего класса выявить динамику уровня заболеваемости дыхательной системы;

Провести комплексную оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Объект исследования : учащиеся школы

Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, хоккей, волейбол

Гипотеза исследования:

Считаем, что если мне в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их как одно из средств укрепления здоровья.

Теоретическая часть

1. Строение и значение дыхательной системы человека.

Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы. Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно-мышечной системы, связанным с дыханием, относятся ребра, межреберные мышцы, диафрагма и вспомогательные дыхательные мышцы.

Нос и полость носа служат проводящими каналами для воздуха, в которых он нагревается, увлажняется и фильтруется. В полости носа заключены также обонятельные рецепторы. Наружная часть носа образована треугольным костно-хрящевым остовом, который покрыт кожей; два овальных отверстия на нижней поверхности – ноздри, которые открываются каждое в клиновидную полость носа. Эти полости разделены перегородкой. Три легких губчатых завитка (раковины) выдаются из боковых стенок ноздрей, частично разделяя полости на четыре незамкнутых прохода (носовые ходы). Полость носа богато выстлана слизистой оболочкой. Многочисленные жесткие волоски, а также снабженные ресничками эпителиальные и бокаловидные клетки служат для очистки вдыхаемого воздуха от твердых частиц. В верхней части полости лежат обонятельные клетки.

Гортань лежит между трахеей и корнем языка. Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки, не полностью сходящимися по средней линии. Пространство между этими складками – голосовая щель защищено пластинкой волокнистого хряща – надгортанником. По краям голосовой щели в слизистой оболочке лежат фиброзные эластичные связки, которые называются нижними, или истинными, голосовыми складками (связками). Над ними находятся ложные голосовые складки, которые защищают истинные голосовые складки и сохраняют их влажными; они помогают также задерживать дыхание, а при глотании препятствуют попаданию пищи в гортань. Специализированные мышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки. Эти мышцы играют важную роль при фонации, а также препятствуют попаданию каких-либо частиц в дыхательные пути. Трахея начинается у нижнего конца гортани и спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом. У большинства млекопитающих, в том числе и у человека хрящи образуют неполные кольца. Части, примыкающие к пищеводу, замещены фиброзной связкой. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие трубки (бронхиолы), самые мелкие из которых – конечные бронхиолы являются последним элементом воздухоносных путей. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием. Главным органом дыхательной системы являются лёгкие.
В целом легкие имеют вид губчатых, пористых конусовидных образований, лежащих в обеих половинах грудной полости. Наименьший структурный элемент легкого – долька состоит из конечной бронхиолы, ведущей в легочную бронхиолу и альвеолярный мешок. Стенки легочной бронхиолы и альвеолярного мешка образуют углубления – альвеолы. Такая структура легких увеличивает их дыхательную поверхность, которая в 50-100 раз превышает поверхность тела. Относительная величина поверхности, через которую в легких происходит газообмен, больше у животных с высокой активностью и подвижностью. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток и окружены легочными капиллярами. Внутренняя поверхность альвеолы покрыта поверхностно-активным веществом. Отдельная альвеола, тесно соприкасающаяся с соседними структурами, имеет форму неправильного многогранника и приблизительные размеры до 250 мкм. Принято считать, что общая поверхность альвеол, через которую осуществляется газообмен, экспоненциально зависит от веса тела. С возрастом отмечается уменьшение площади поверхности альвеол. Каждое легкое окружено мешком-плеврой. Наружный листок плевры примыкает к внутренней поверхности грудной стенки и диафрагме, внутренний покрывает легкое. Щель между листками называется плевральной полостью. При движении грудной клетки внутренний листок обычно легко скользит по наружному. Давление в плевральной полости всегда меньше атмосферного (отрицательное). В условиях покоя внутриплевральное давление у человека в среднем на 4,5 торр ниже атмосферного (-4,5 торр). Межплевральное пространство между легкими называется средостением; в нем находятся трахея, зобная железа (тимус) и сердце с большими сосудами, лимфатические узлы и пищевод.

У человека легкие занимают около 6% объема тела независимо от его веса. Объем легкого меняется при вдохе за счет работы дыхательных мышц, но не всюду одинаково. Для этого имеются три главные причины, во-первых, грудная полость увеличивается неравномерно во всех направлениях, во-вторых, не асе части легкого одинаково растяжимы. В-третьих, предполагается существование гравитационного эффекта, который способствует смещению легкого книзу.

Какие же мышцы относят к дыхательным? Дыхательные мышцы – это те мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной клетки. Мышцы, направляющиеся от головы, шеи, рук и некоторых верхних грудных и нижних шейных позвонков, а также наружные межреберные мышцы, соединяющие ребро с ребром, приподнимают ребра и увеличивают объем грудной клетки. Диафрагма – мышечно-сухожильная пластина, прикрепленная к позвонкам, ребрам и грудине, отделяет грудную полость от брюшной. Это главная мышца, участвующая в нормальном вдохе. При усиленном вдохе сокращаются дополнительные группы мышц. При усиленном выдохе действуют мышцы, прикрепленные между ребрами (внутренние межреберные мышцы), к ребрам и нижним грудным и верхним поясничным позвонкам, а также мышцы брюшной полости; они опускают ребра и прижимают брюшные органы к расслабившейся диафрагме, уменьшая, таким образом, емкость грудной клетки.

Количество воздуха, поступающего в легкие при каждом спокойном вдохе и выходящего при спокойном выдохе, называется дыхательным объемом. У взрослого человека он равен 500 см 3 . Объем максимального выдоха после предшествовавшего максимального вдоха называется жизненной емкостью. В среднем у взрослого человека она равна 3500 см 3 . Но она не равна всему объему воздуха в легком (общему объему легкого), поскольку легкие полностью не спадаются. Объем воздуха, который остается в не спавшихся легких, называется остаточным воздухом (1500 см 3 ). Имеется дополнительный объем (1500 см 3 ), который можно вдохнуть при максимальном усилии после нормального вдоха. А тот воздух, который выдыхается максимальным усилием после нормального выдоха, это резервный объем выдоха (1500 см 3 ). Функциональная остаточная емкость состоит из резервного объема выдоха и остаточного объема. Это тот находящийся в легких воздух, в котором разбавляется нормальный дыхательный воздух. Вследствие этого состав газа в легких после одного дыхательного движения обычно резко не меняется.

Газ является таким состоянием вещества, при котором оно равномерно распределяется по ограниченному объему. В газовой фазе взаимодействие молекул между собой незначительно. Когда они сталкиваются со стенками замкнутого пространства, их движение создает определенную силу; эта сила, приложенная к единице площади, называется давлением газа и выражается в миллиметрах ртутного столба, или торрах; давление газа пропорционально числу молекул и их средней скорости. Газообмен в легких между альвеолами и кровью происходит путем диффузии. Диффузия возникает в силу постоянного движения молекул газа и обеспечивает перенос молекул из области более высокой их концентрации в область, где их концентрация ниже. Пока внутри плевральное давление остается ниже атмосферного, размеры легких точно следуют за размерами грудной полости. Движения легких совершаются в результате сокращения дыхательных мышц в сочетании с движением частей грудной стенки и диафрагмы. Расслабление всех связанных с дыханием мышц придает грудной клетке положение пассивного выдоха. Соответствующая мышечная активность может перевести это положение во вдох или же усилить выдох. Вдох создается расширением грудной полости и всегда является активным процессом. Благодаря своему сочленению с позвонками ребра движутся вверх и наружу, увеличивая расстояние от позвоночника до грудины, а также боковые размеры грудной полости (реберный или грудной тип дыхания). Сокращение диафрагмы меняет ее форму из куполообразной в более плоскую, это увеличивает размеры грудной полости в продольном направлении (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Обычно главную роль во вдохе играет диафрагмальное дыхание. Поскольку люди – существа двуногие, при каждом движении ребер и грудины меняется центр тяжести тела и возникает необходимость приспособить к этому разные мышцы.
При спокойном дыхании у человека обычно достаточно эластических свойств и веса переместившихся тканей, чтобы вернуть их в положение, предшествующее вдоху.

Таким образом, выдох в покое происходит пассивно вследствие постепенного снижения активности мышц, создающих условие для вдоха. Активный выдох может возникнуть вследствие сокращения внутренних межреберных мышц в дополнение к другим мышечным группам, которые опускают ребра, уменьшают поперечные размеры грудной полости и расстояние между грудиной и позвоночником. Активный выдох может также произойти вследствие сокращения брюшных мышц, которое прижимает внутренности к расслабленной диафрагме и уменьшает продольный размер грудной полости. Расширение легкого снижает (на время) общее внутри легочное (альвеолярное) давление. Оно равно атмосферному, когда воздух не движется, а голосовая щель открыта. Оно ниже атмосферного, пока легкие не наполнятся при вдохе, и выше атмосферного при выдохе. Внутри плевральное давление тоже меняется на протяжении дыхательного движения; но оно всегда ниже атмосферного (т. е. всегда отрицательное).

Кислород находится в окружающем нас воздухе. Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь в небольших количествах, совершенно недостаточных для поддержания жизни. Существует легенда об итальянских детях, которых для участия в религиозной процессии покрасили золотой краской; история дальше повествует, что все они умерли от удушья, потому что «кожа не могла дышать». На основании научных данных смерть от удушья здесь совершенно исключена, так как поглощение кислорода через кожу едва измеримо, а выделение двуокиси углерода составляет менее 1% от ее выделения через легкие. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа обеспечивает дыхательная система. Транспорт газов и других необходимых организму веществ осуществляется с помощью кровеносной системы. Функция дыхательной системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. Химическое восстановление молекулярного кислорода с образованием воды служит для млекопитающих основным источником энергии. Без нее жизнь не может продолжаться дольше нескольких секунд. Восстановлению кислорода сопутствует образование CO 2 . Кислород, входящий в CO 2 не происходит непосредственно из молекулярного кислорода. Использование O 2 и образование CO 2 связаны между собой промежуточными метаболическими реакциями; теоретически каждая из них длятся некоторое время.
Обмен O
2 и CO 2 между организмом и средой называется дыханием. У высших животных процесс дыхания осуществляется благодаря ряду последовательных процессов:

    Обмен газов между средой и легкими, что обычно обозначают как «легочную вентиляцию»;

    Обмен газов между альвеолами легких и кровью (легочное дыхание);

    Обмен газов между кровью и тканями;

    И наконец, газы переходят внутри ткани к местам потребления (для O 2 ) и от мест образования (для CO 2 ) (клеточное дыхание).

Выпадение любого из этих четырех процессов приводят к нарушениям дыхания, и создает опасность для жизни человека.

Практическая часть

1. Динамика уровня заболеваемости дыхательной системы за последние три года учащихся 8а класса М Б ОУ « Северо-Енисейская средняя школа №2»

На основании результатов полученных по результатам ежегодного медицинского осмотра школьников мы выявили, что ежегодно возрастает количество таких заболеваний как: ОРЗ, ОРВИ, тонзиллит, назофарингит.

2. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге)

Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев примерно одинаковых по антропометрическим данным и возрасту, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).

Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-23

фактически

норма

Алексей

1 , 62

17,14 меньше нормы

19,81

Денис

14 лет 2 мясаца

1 , 44

20,25 норма

16,39

Анастасия

14 лет 7 месяцев

1 , 67

17,92 меньше нормы

20,43

Сергей

14 лет 3 месяца

1 , 67

22,59 норма

20,43

Михаил

14лет 5 месяцев

1 , 70

22,49 норма

20,76

Елизавета

14 лет 2 месяца

1 , 54

19,39 меньше нормы

18,55

Алексей

14 лет 8 месяцев

1 , 72

20,95 норма

20,95

Максим

14 лет 2 месяца

1 , 64

21,19 норма

20,07

Никита

14 лет 1 месяц

1 , 53

21,78 норма

18,36

10.

Андрей

15 лет 2 месяца

1 , 65

21,03 норма

20,20

ИМТ = m | h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост - 110 (для подростков)

Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-25

фактически

норма

Алина

14 лет 7 месяцев

1 , 53

21,35 норма

18,36

Виктория

14 лет 1 месяц

1 , 54

18,13 меньше нормы

18,55

Виктория

14 лет3 месяца

1 , 5 9

19,38 меньше нормы

21,91

Нина

14 лет 8 месяцев

1 , 60

19,53 меньше нормы

19,53

Карина

14 лет 9 месяцев

163

19,19 меньше нормы

22,96

Светлана

14 лет 3 месяца

1 , 45

16,64 меньше нормы

16,64

Дарья

14 лет 8 месяцев

1 , 59

17,79 меньше нормы

19,38

Антон

14 лет 8 месяцев

1 , 68

24,80 норма

20,54

Анастасия

14 лет 3 месяца

1 , 63

17,68 меньше нормы

19,94

10.

Руслана

14 лет 10 месяцев

1 , 60

15,23 меньше нормы

19,53

Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.

После подбора групп и оценки их антрометрических данных им было предложено выполнить функциональные пробы Генчи - Штанге для оценки состояния дыхательной системы. Проба Генчи заключается в следующем – испытуемый задерживает дыхание на выдохе, зажав нос пальцами. У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы проводились в трёх повторностях.

На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге

п/п

Имя испытуемого

Проба Штанге (сек.)

Оценка результата

Проба Генчи

(сек.)

Оценка результата

Группа, занимающихся спортом

1.

Алексей

76

Выше нормы

56

Выше нормы

2.

Денис

66

Выше нормы

57

Выше нормы

3.

Анастасия

55

Выше нормы

34

Выше нормы

4.

Сергей

77

Выше нормы

60

Выше нормы

5.

Михаил

68

Выше нормы

30

Выше нормы

6.

Елизавета

56

Выше нормы

25

Выше нормы

7.

Алексей

65

Выше нормы

33

Выше нормы

8.

Максим

67

Выше нормы

64

Выше нормы

9.

Никита

65

Выше нормы

30

Выше нормы

10.

Андрей

63

Выше нормы

30

Выше нормы

1.

Алина

22

Ниже нормы

48

Ниже нормы

2.

Виктория

37

Ниже нормы

26

Ниже нормы

3.

Виктория

28

Ниже норма

23

Ниже нормы

4.

Нина

41

Ниже нормы

23

Ниже нормы

5.

Карина

33

Ниже нормы

23

Ниже нормы

6.

Светлана

52

Ниже нормы

25

Норма

7.

Дарья

51

Ниже норма

30

Выше нормы

8.

Антон

53

Ниже нормы

37

Выше нормы

9.

Анастасия

54

Норма

25

Норма

10.

Руслана

55

Норма

25

Норма

C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.

С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%

5. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)

Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина. Она заключается в следующем:

    Фаза 1 - испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном вдохе в положении сидя, время фиксируется.

    Фаза 2 - через 2 минуты испытуемый делает 20 приседаний

Испытуемый садится на стул и задерживает дыхание на вдохе, время вновь фиксируется.

    Фаза 3 - после отдыха в течение 1 минуты испытуемый задерживает дыхание на максимальный срок на спокойном вдохе в положении сидя, время фиксируется.

После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:

Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина

Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек.

Б –после работы

Б/А 100%

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек

С- после отдыха

В/А 100%

Здоров, тренирован

50 – 70

Более 50 % от фазы 1

Более 100 % от фазы 1

Здоров, не тренирован

45 – 50

30 – 50 % от фазы 1

70 – 100 % от фазы 1

Скрытая недостаточность кровообращения

30 – 45

Менее 30 % от фазы 1

Менее 70 % от фазы 1

Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты пробы Серкина

76

40

52

76

100

Здоров не тренирован

2.

Денис

66

35

53

66

100

Здоров тренирован

3.

Анастасия

55

25

45

45

81

Здорова не тренирован

4.

Сергей

78

45

57

80

102

Здоров тренирован

5.

Михаил

60

29

48

55

91

Здоров не тренирован

6.

Елизавета

50

28

50

50

100

Здорова тренирована

7.

Алексей

60

38

63

60

100

Здоров тренирован

8.

Максим

67

45

67

67

100

Здоров тренирован

9.

Никита

65

30

46

54

83

Здоров не тренирован

10.

Андрей

63

32

51

58

92

Здоров не тренирован

Группа, не занимающихся спортом

1.

Алина

37

16

43

29

78

Здорова не тренирована

2.

Виктория

37

18

48

34

91

Здорова не тренирована

3.

Виктория

35

7

50

18

51

Здорова не тренирована

4.

Нина

40

20

50

30

75

Здорова не тренирована

5.

Карина

33

11

33

20

61

Здорова не тренирована

6.

Светлана

56

20

35

47

84

Здорова не тренирована

7.

Дарья

51

25

49

48

94

Здорова не тренирована

8.

Антон

66

29

44

50

76

Здоров не тренирован

9.

Анастасия

52

23

44

42

81

Здорова не тренирована

10.

Руслана

55

25

45

53

96

Здоров не тренирован

1 ряд - задержка дыхания в покое, сек

2 ряд - задержки дыхания после 20 приседаний

3 ряд - задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин

Проанализировав результаты обеих групп, могу сказать следующее:

-во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;

-во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.

-в-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.

в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы

Таблица №6 Сравнительная характеристика ЖЕЛ у детей разных возрастов и пристрастием к вредным привычкам

Жизненная емкость легких у 1 класса

см 3

Жизненная емкость легких у 8 класса

см 3

Жизненная емкость легких у 10 класса

см 3

Жизненная емкость легких у курящих 8-11 кл

1

500

2000

3400

2900

2

200

2000

4400

2900

3

100

1600

4200

2500

4

800

2300

4100

2000

5

200

2800

2500

2200

6

500

3600

2800

2800

7

400

2100

3000

2900

8

300

1600

2400

3000

9

600

1900

2300

3200

10

300

1800

2200

3500

Ср ЖЕЛ

520

2500

3200

2790

Из таблицы видно, что с возрастом увеличивается ЖЕЛ

Выводы

Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:

    экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;

    функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем на 20-30%.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно: частота дыхания снижается но, при этом несколько возрастает его глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возрастающая при мышечной активности потребность организма в кислороде «подключает» к решению энергетических задач незадействованные до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения во вступившей в работу ткани и повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Физиологи считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет их. Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки, которые аэрированы слабее и потому хуже снабжаются кровью. Известно, что при поверхностном дыхании нижние доли легких в малой степени участвуют в газообмене. Именно в местах, где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные очаги. И напротив, повышенная вентиляция легких оказывает целительное действие при некоторых хронических легочных заболеваниях.

Значит, для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.

Список литературы

1. Даценко И.И. Воздушная среда и здоровье. – Львов, 1997

2. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008

3. Степанчук Н. А. Практикум по экологии человека. – Волгоград, 2009

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Название секции форума

Медицина и здоровье

Тип работы

Исследовательская работа

Александрова Светлана Андреевна

Ярушина Дарья Игоревна

Место учебы :

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя школа №2»

Класс

Место выполнения работы

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2»

Руководитель

Носкова Елена Михайловна учитель биологии

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

Ele20565405 @yandex.ru

Аннотация

Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков

Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии

Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Методы исследования :

Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.

Введение

У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными. Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?

Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.

Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;

Дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Объект исследования : учащиеся школы

Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание

Гипотеза исследования:

Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние

занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их

Как одно из средств укрепления здоровья.

Теоретическая часть

1. Строение и значение дыхательной системы человека.

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин). Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих. Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.

Практическая часть

1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.

Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).

Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-23

фактически

норма

Алексей

1,62

17,14 меньше нормы

19,81

Денис

14 лет 2 мясаца

1,44

20,25 норма

16,39

Анастасия

14 лет 7 месяцев

1,67

17,92 меньше нормы

20,43

Сергей

14 лет 3 месяца

1,67

22,59 норма

20,43

Михаил

14лет 5 месяцев

1,70

22,49 норма

20,76

Елизавета

14 лет 2 месяца

1,54

19,39 меньше нормы

18,55

Алексей

14 лет 8 месяцев

1,72

20,95 норма

20,95

Максим

14 лет 2 месяца

1,64

21,19 норма

20,07

Никита

14 лет 1 месяц

1,53

21,78 норма

18,36

Андрей

15 лет 2 месяца

1,65

21,03 норма

20,20

ИМТ = m| h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков)

Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Возраст (полных лет и месяцев)

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-25

фактически

норма

Алина

14 лет 7 месяцев

1,53

21,35 норма

18,36

Виктория

14 лет 1 месяц

1,54

18,13 меньше нормы

18,55

Виктория

14 лет3 месяца

1,59

19,38 меньше нормы

21,91

Нина

14 лет 8 месяцев

1,60

19,53 меньше нормы

19,53

Карина

14 лет 9 месяцев

19,19 меньше нормы

22,96

Светлана

14 лет 3 месяца

1,45

16,64 меньше нормы

16,64

Дарья

14 лет 8 месяцев

1,59

17,79 меньше нормы

19,38

Антон

14 лет 8 месяцев

1,68

24,80 норма

20,54

Анастасия

14 лет 3 месяца

1,63

17,68 меньше нормы

19,94

Руслана

14 лет 10 месяцев

1,60

15,23 меньше нормы

19,53

Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.

У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы повторяли три раза.

На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге

№ п/п

Имя испытуемого

Проба Штанге (сек.)

Оценка результата

Проба Генчи

(сек.)

Оценка результата

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Денис

Выше нормы

Выше нормы

Анастасия

Выше нормы

Выше нормы

Сергей

Выше нормы

Выше нормы

Михаил

Выше нормы

Выше нормы

Елизавета

Выше нормы

Выше нормы

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Максим

Выше нормы

Выше нормы

Никита

Выше нормы

Выше нормы

Андрей

Выше нормы

Выше нормы

Алина

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже норма

Ниже нормы

Нина

Ниже нормы

Ниже нормы

Карина

Ниже нормы

Ниже нормы

Светлана

Ниже нормы

Норма

Дарья

Ниже норма

Выше нормы

Антон

Ниже нормы

Выше нормы

Анастасия

Норма

Норма

Руслана

Норма

Норма

C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.

С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%

2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)

Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.

После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:

Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина

Задержка дыхания в покое, t сек А

Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек.

Б –после работы

Б/А 100%

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха

В/А 100%

Здоров, тренирован

50 – 70

Более 50 % от фазы 1

Более 100 % от фазы 1

Здоров, не тренирован

45 – 50

30 – 50 % от фазы 1

70 – 100 % от фазы 1

Скрытая недостаточность кровообращения

30 – 45

Менее 30 % от фазы 1

Менее 70 % от фазы 1

Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты пробы Серкина

№ п/п

Имя испытуемого

Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек

Задержка дыхания после 20 приседаний

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин

Оценка результатов

T 25 0 , сек

% от фазы 1

t, сек

% от фазы 1

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Здоров не тренирован

Денис

Здоров тренирован

Анастасия

Здорова не тренирован

Сергей

Здоров тренирован

Михаил

Здоров не тренирован

Елизавета

Здорова тренирована

Алексей

Здоров тренирован

Максим

Здоров тренирован

Никита

Здоров не тренирован

Андрей

Здоров не тренирован

Группа, не занимающихся спортом

Алина

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Нина

Здорова не тренирована

Карина

Здорова не тренирована

Светлана

Здорова не тренирована

Дарья

Здорова не тренирована

Антон

Здоров не тренирован

Анастасия

Здорова не тренирована

Руслана

Здоров не тренирован

Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:

Во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;

Во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.

В-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.

в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы

Выводы

Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:

Экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;

Функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.

Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.

Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.

Список литературы

1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130

2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184

3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.

4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина. Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67

Ресурсы интернет

5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti

Существуют ситуации, при которых требование к миокардиальному кровотоку возрастает без усиления работы сердца, а ишемия миокарда наступает при количественно достаточном коронарном кровотоке. Это наблюдается при недостаточном насыщении кислородом артериальной крови. Гипоксемические пробы создают искусственное уменьшение парциальной доли кислорода во вдыхаемом воздухе. Недостаток кислорода при наличии коронарной патологии способствует развитию ишемии миокарда.
При проведении гипоксемической пробы увеличение частоты сердечных сокращений происходит параллельно снижению содержания кислорода в организме.
При проведении гипоксемических проб лучше иметь оксигемометр или оксигемограф. Все виды проб этой группы проводятся под контролем ЭКГ и артериального давления. Существуют различные методы достижения гипоксемии.

Дыхание в замкнутое пространство, или методика возвратного дыхания. Метод позволяет достичь быстрого падения напряжения кислорода в крови вследствие прогрессирующего уменьшения количества кислорода в воздухе, который вдыхается, достигающем иногда 5 %. Поэтому содержание кислорода в воздухе к концу исследования резко снижается и не поддается учету. Проба не стандартизирована.

Дыхание газовой смесью со сниженным содержанием кислорода. Больной дышит смесью кислорода с азотом. ЭКГ регистрируют с двухминутными интервалами в течение 20 мин.

Проведение пробы в барокамере при постепенно нарастающем снижении атмосферного давления соответствует уменьшению содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. Насыщение кислородом артериальной крови при этом контролируется. Снижение насыщения кислородом Допускается до 65 %. Проба проводится под контролем ЭКГ.

{module директ4}

Оценка результатов производится по общепринятым критериям. Следует отметить, что явной корреляции между болевым приступом в области сердца и электрокардиографическими изменениями при гипоксемической пробе установить не удается.

Проба Вальсальвы. Суть пробы заключается в изучении реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на контролируемую продолжительную задержку дыхания на выдохе. Задержка дыхания на выдохе создает неблагоприятную ситуацию с насыщением кислородом тканей, особенно у больных ИБС с выраженной коронарной недостаточностью. Наряду с кислородным голоданием тканей, при задержке дыхания на выдохе изменяется положение электрической оси сердца - она приближается к вертикальному. Все это находит объективное электрокардиографическое подтверждение.
Проба Вальсальвы проводится в положении обследуемого сидя либо лежа на спине и состоит в следующем: больного просят натужиться в течение некоторого времени. Для стандартизации этой пробы пациент дует через мундштук с манометром до тех пор, пока давление не достигнет уровня 40 мм рт. ст. Проба продолжается в течение 15 с, и все это время измеряется частота сердечных сокращений.
Проба Вальсальвы проводится при дифференциальной диагностике и уточнении степени тяжести ИБС у больных с установленным диагнозом. Противопоказаний к ней практически не существует.
Развитие приступа стенокардии, появление ишемических изменений на ЭКГ подтверждают диагноз ИБС и свидетельствуют о стенозирующем характере поражения коронарных артерий.

Проба с гипервентиляцией. Гипервентиляция легких у больных ИБС способствует уменьшению коронарного кровотока вследствие сужения кровеносных сосудов и повышения сродства кислорода к крови. Проба проводится с целью разграничения изменений ЭКГ, связанных с самой нагрузкой, и изменений реполяризации, вызванных гипервентиляцией легких. Проба показана больным с подозрением на спонтанную стенокардию.
Проба выполняется рано утром в положении пациента лежа, натощак, на фоне отмены антиангинальных препаратов и состоит в выполнении испытуемым интенсивных и глубоких дыхательных движений с частотой 30 в минуту в течение 5 мин - до появления ощущения небольшого головокружения.
При появлении изменений на ЭКГ проба считается положительной.
Чувствительность пробы у больных ИБС со спонтанной стенокардией ниже чувствительности велоэргометрической пробы и суточного мониторирования ЭКГ.

Функциональная проба - способ определения степени влияния на организм дозированной физической нагрузки.

Дыхание - процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма, осущ. путём сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови.

Внешним (легочное) дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным (тканевое) - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь средним показателем является способность задержать дыхание на выдохе для нетренированных людей на 25-30 с, для тренированных на 40-60 с и более.

Проба Серкина. После 5-минутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя (повторяется первая фаза).

17. Самоконтроль уровня развития физ. качеств: выносливости и силы

Выносливость -способность длительно выполнять упражнения без снижения их интенсивности. Для самоконтроля общей выносливости рекомендуем самый доступный, популярный во всем мире 12-минутный беговой тест, разработанный американским врачом Купером. Во время выполнения теста нужно преодолеть как можно большее расстояние. При этом не разрешается перенапрягаться и, если чувствуете одышку, нужно снизить темп бега или перейти на ходьбу, а когда восстановится дыхание, можно снова бежать. Желательно тест проводить на беговой дорожке стадиона, где легко рассчитать пройденную дистанцию.

Некоторое представление о силе можно получить, в ыполняя следующие упражнения:

Подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа для оценки силы мышц рук и плечевого пояса;

Поднимание туловища из положения лежа на спине в положение сидя (ступни ног закреплены, руки за головой) для оценки силы мышц брюшного пресса;

Приседание на одной ноге, при этом другая нога и руки вытянуты вперед ("пистолетик") для оценки силы мышц ног.

Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат: число подтягиваний, отжиманий; время удержания висов; дальность бросков, прыжков и т.д.

О скоростно-взрывной силе мышц ног дает представление прыжок в длину с места. Максимальную силу грудных мышц и мышц ног можно определить, выполняя следующие упражнения: жим лежа на спине и приседание со штангой на плечах.

18. Самоконтроль уровня развития физ. качеств: быстроты, гибкости, ловкости

Для контроля быстроты целостного двигательного действия можно использовать преодоление коротких дистанций с максимальной скоростью (бег 30, 60, 100 м).

Для оценки максимальной частоты движений рук, ног можно использовать простейшие формы теппинг-тестов в домашних условиях.

Для проведения теппинг-теста требуются бумага, карандаш и секундомер. По команде в течение 10 с наносите той рукой, которая у вас сильнее, карандашом точки на бумагу с максимальной частотой. У студентов составляет 60-70 точек за 10 с.

Гибкость - подвижность в различных суставах. зависит от: эластичности мышц и связок, внешней температуры, времени суток. Тестирование должно проводиться после соответствующей разминки. Основными тестами гибкости являются простые контрольные упражнения: наклоны, "мост", шпагат, приседания и т.д

Одним из важнейших показателей гибкости является подвижность позвоночника. Поэтому рекомендуем определять ее в первую очередь. Для этого нужно встать на табурет и наклониться до предела вперед, не сгибая ног в коленях и опустив руки. Измеряется расстояние от конца среднего пальца кисти до площадки, на которой стоите. Если вы достаете пальцами до площадки, то подвижность позвоночника удовлетворительная. Если при наклоне пальцы будут ниже нулевой отметки, подвижность оценивается как хорошая и ставится знак "плюс" (например, +5 см). Если пальцы не достают до горизонтальной плоскости, то подвижность позвоночника оценивается как недостаточная.