Как развить лобные доли мозга у ребенка. Наглядное пособие: мозг ребенка. Симптомы поражения лобной доли мозга

Как управлять ребёнком с развитыми лобными долями?

Если твой ребёнок может объяснить свои действия, например, сказать: «я не хочу есть, потому что я не голоден» , то, значит, у него развиты лобные доли.

Развитые лобные доли берут под контроль инстинкты и ребёнок становится мыслящим человеком. Когда ребёнок начинает объяснять свои поступки, с ним можно начинать общаться, как со взрослым.

Лобные доли могут развиться и к двум годам, и к трём, и к четырём, и к пяти, и к шести. Всё зависит от того, насколько активно заполняется память. Лобные доли развиваются параллельно с памятью. Чем больше информации в памяти, тем лучше развиты лобные доли.

Память загружается информацией через пять органов чувств - глаза, уши, нос, язык, кожа. То есть, чем больше малыш видит разных картинок, чем больше он слышит разных слов, чем больше нюхает разных запахов, пробует разных вкусов и ощущает разных прикосновений, тем быстрее у него заполняется память и тем быстрее он взрослеет.

Если хочешь узнать больше о лобных долях, то советую к прочтению книгу Элхонона Голдберга «Управляющий мозг» или посмотри мою видюшку в конце поста, я там объясняю, как работает мышление. А тут мы перейдём к практическому вопросу - как управлять ребёнком с развитыми лобными долями.

Ребёнок с развитыми лобными долями - это, по сути, взрослый человек, поэтому, эффективно управлять им можно только одним способом - договариваться.

Договариваться - это, значит, узнавать желание ребёнка и совмещать его со своим, оставляя ему свободу выбора. Конкретный пример:

Родитель: "сына/доча иди спать"
Ребёнок не идёт (значит, надо собирать информацию о том, что он хочет делать, вместо сна)
Родитель: "почему ты не идёшь?"
Ребёнок: "я хочу играть"
Родитель: "во, что ты хочешь играть?"
Ребёнок: "в машинки" (желание ребёнка понятно, теперь нужно совмещать его со своим)
Родитель: "мы с папой/мамой ложимся спать через 30 минут, если ты ляжешь спать сейчас, то завтра поиграешь в машинки целый час, а сегодня только 30 минут"
В 9 из 10 случаев ребёнок выберет сон, потому что выбрав дополнительные 30 минут на игру, он почувствует себя умным. Если выберет 30 минут, то пускай играет, значит, он сильно увлечён.

Другой пример:

Родитель: "сына/доча иди кушать, всё готово"
Ребёнок не идёт, занят своими делами
Родитель: "почему ты не идёшь?" (сбор информации)
Ребёнок: "я занят"
Родитель: "что ты делаешь?"
Ребёнок: "хочу собрать дом из кубиков" (желание ребёнка понятно, надо совмещать со своим)
Родитель: "если поешь, то наберёшься сил и соберёшь домик в два раза быстрее"
В 8 из 10 случае ребёнок пойдёт есть, потому что увидит выгоду от этого действия. Если ребёнок не идёт, то пускай собирает, значит, он очень увлечён. Представь, что ты чем-то очень сильно увлечён и тебя заставляют пойти поесть, ты бы проклял всё на свете.

Когда ты предлагаешь ребёнку альтернативу идти - не идти, то ты проверяешь уровень его увлечённости и заодно, помогаешь ему самому осознать, насколько он увлечён.

Если ребёнок не очень увлечён делом, то увидев выгоду от сна/еды, он согласиться на твоё действие. Если, даже, видя выгоду, он продолжает заниматься тем, чем занимался, то, значит, он, действительно увлечён делом и отвлекать его - это преступление.

Таким образом, что бы договориться с ребёнком, ему нужно показать выгоду от того действия, которое ты ему предлагаешь. Дети намного честнее взрослых, потому что у них ещё нет стереотипов. Они делают только то, в чём видят личную выгоду.

Есть и один запрещённый приём. Он подходит для экстренных случаев, когда ты спешишь и тебе нужно уговорить ребёнка за секунды, а не минуты.

Учитывая, что дети питают безусловную любовь к родителям, можно спокойно говорить о своих потребностях и просить ребёнка согласиться на твои условия. Конкретный пример:

Суть ситуации - вам с ребёнком надо срочно выходить из дома, потому что ты спешишь на встречу, а оставить его не с кем
Ты: "сына/доча, давай, нам надо собираться, через пять минут выходим"
Ребёнок не проявляет активности
Ты, садясь и смотря ему в глаза: "малыш, я очень спешу на очень важную встречу, если ты меня любишь и не хочешь меня подвести, то одевайся быстрее, мне очень нужна твоя помощь"
После этих слов любой ребёнок вскочит и начнёт быстро натягивать то, что нужно натягивать при выходе на улицу.

Когда родитель просит помощи - любой ребёнок, с развитыми лобными долями, расшибётся, но сделает то, что от него требуется. Когда дети оказывают помощь взрослым, они чувствует себя взрослыми и важными. Они очень жадные до этого чувства, потому что всё время находятся в противоположном состоянии - о них заботятся. Любая крайность требует компенсации. Так что, попросить помощи - это инструмент на экстренные ситуации.

Вывод:

1) что бы получить от ребёнка, с развитыми лобными долями, нужное действие, нужно показать ему выгоду от этого действия для него самого;
2) в экстренных случаях, когда нет времени на диалог, надо просить помощи.

Центральная роль лобных долей заключается именно в том, что с их помощью организм освобождается от фиксированных репертуаров и реакций.

Лобные доли – это «лидер» мозга, дирижер, координирующий тысячу инструментов мозгового оркестра.

Элхонон Голдберг «Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация».

  1. Усильте кровоснабжение мозга с помощью физической активности. Побольше двигайтесь.Упражнения не только усиливают активность лобных долей, но вызывают выброс серотонина, который также гармонизирует лимбическую систему.
    Отличный выбор - настольный теннис. В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре. Для этой же цели отлично послужат занятия аэробикой. Кроме этого, медитация увеличивает приток крови к префронтальной коре примерно так же, как подъем веса увеличивает приток крови к мышцам
  2. Спите достаточно. Не меньше 7 часов, лучше больше, чтобы поддерживать адекватное кровообращение в мозге.
  3. Ешьте чаще, но понемногу. Поддерживайте стабильный уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами. Вы можете также попробовать придерживаться высокобелковой диеты.
  4. Привыкайте отслеживать автоматически появляющиеся негативные мысли. Не следуйте за ними механически. Если чувствуете себя грустно, опишите свое состояние.
  5. Используйте техники расслабления, чтобы успокоить мозг (лучше всего для этой цели подойдёт визуализация).
  6. Доктор философии Ричард Дэвидсон (Richard Davidson) из Университета Висконсина обнаружил, что левая часть префронтальной коры головного мозга показывает активность во время медитации, что говорит о том, что человек получает достаточно высокую порцию счастья и его иммунитет повышается. Более серьезная активация этой зоны наблюдается у тех, кто регулярно занимается и йогой, и медитацией.
  7. Тренируйте способность в течение достаточного времени .
  8. Уделяйте достаточное время планированию. Лобная кора участвует в планировании и прогнозировании. Она положительно реагирует, когда вы анализируете перспективы, и поддерживает интерес, когда вы рисуете образы замечательного будущего. Ученые обнаружили усиление электрических импульсов в префронтальной коре, когда испытуемые представляли себе четкую картину будущего. Ставьте себе ясные цели. Мозгу нужны отчетливые указания.
  9. Наполнить свою жизнь стимулирующими интересными для вас занятиями.
  10. Развивайте внутреннее ощущение личной значимости.
  11. Каждый день записывайте пять вещей, за которые вы благодарны судьбе. Исследования показывают, что концентрация на благодарности помогает успокоить
Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] Могучий Антон

Небольшой экскурс в тайны мозга

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга. Этот отдел полушарий мозга в процессе эволюции сформировался довольно поздно: у хищников он был едва намечен, у приматов был уже достаточно развит. У современного человека лобные доли занимают около 25 % общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи утверждают, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. Хотя еще в начале XX столетия исследователи считали эти зоны бездействующими, так как их функции были не установлены, деятельность этой части мозга не удавалось связать с какими-либо внешними проявлениями.

Сейчас лобные доли коры головного мозга человека все чаще называют «дирижерами» и «координаторами». Учеными уже доказано их огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека. Эти области мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания. Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с поставленными целями. Полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с нашими намерениями, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга, отмечают, что нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. Эти случаи сопровождаются заметными изменениями личности пациентов, неизбежным снижением их умственных способностей. Особенно тяжело сказываются такие травмы на людях творческих профессий – создавать что-либо новое они уже не способны.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, именно в лобных долях нейропсихологами был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта». Было установлено, что боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

Для того чтобы найти место расположения «интеллектуального центра», сядьте, поставьте локоть руки на стол и прислонитесь к ладони виском – именно так мы сидим, мечтая или размышляя о чем-то. Как раз в том месте, где ладонь касается головы, около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Специалисты называют их «главным штабом» всей интеллектуальной работы мозга, куда стекаются донесения из других мозговых зон. Здесь идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение.

Естественно, для того чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, стоящими перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Исследования подтвердили, что при решении интеллектуальных задач наблюдается заметная активизация этих участков.

Почему интеллектуальный тренажер Шульте?

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте отлично подходит для этой цели. Доказано, что работа с таблицами позволяет усилить кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрыть интеллектуальный потенциал.

В этом плане данный тренажер дает гораздо больший эффект по сравнению с другими интеллектуальными нагрузками, стимулирующими работу головного мозга. Почему так? В научно-исследовательских экспериментах с помощью специальных приборов ученые регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время проработки людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.). Это позволило сделать два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Эффективность работы именно с таблицами Шульте объясняется тем, что при работе с таблицами фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не «отвлекается» на другое, не тратит свой ресурс на дополнительные функции, как это происходит при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

Скажем, решение арифметических задачек, помимо общего интеллектуального потенциала, требует задействования математических способностей, памяти (процессов припоминания), то есть активизации других зон лобных долей и коры головного мозга в целом, что снижает интенсивности кровотока. Аналогично при разгадывании кроссвордов мы, опять-таки, «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д., в результате часть общей интенсивности кровотока теряется.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. Именно за счет этого создается возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

То есть, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае – заниматься с различными таблицами Шульте), то таким образом будем стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга, что позволит улучшать мозговую деятельность, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Ежедневные регулярные тренировки лобных долей головного мозга позволяют получить потрясающие результаты – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Google. Прошлое. Настоящее. Будущее автора Лау Джанет

Из книги Как сделать свой сайт и заработать на нем. Практическое пособие для начинающих по заработку в Интернете автора Мухутдинов Евгений

Из книги Метод «Все врут» [Манипулируем реальностью – техники доктора Хауса] автора Кузина Светлана Валерьевна

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Школа стервы. Стратегия успеха в мире мужчин. Пошаговая технология автора Шацкая Евгения

Мужчина под собственным соусом, или Краткий экскурс в историю формирования вида Мужчина пришел к психотерапевту: – Доктор, вы знаете, у меня есть все: прекрасная жена, чудесные дети, роскошная машина, дача, любовница, но есть один недостаток… – Какой? – Вру

Из книги Гипноз. Как использовать и противостоять автора Филин Александр

Глава четвертая. Тайны гипноза 4.1. Может ли гипноз полностью устранять боль? Первоначально гипноз применялся в медицине именно в качестве обезболивающего, хотя в то время слово «гипноз» не употреблялось. Именовалось гипнотическое воздействие магнетизмом, а первые

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Из книги Думай [Почему надо сомневаться во всём] автора Гаррисон Гай

Из книги Если Жираф танцует с Волком автора Руст Серена

Из книги Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами автора Красс Наталья Александровна

Практика «Три тайны» Попробуйте упражнение, которое использовали даосские монахи для избавления от напряжения, депрессии, страхов, печали, – Тсе-мудру (упражнение трёх

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

Из книги Теория притягательности автора Дэвис Джим

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

Тайны двух полушарий Уже установлено, что у людей с доминирующим левосторонним мышлением прекрасно развиты логика и аналитические способности. Люди этого склада обладают способностями к языкам, лингвистике (демонстрируют хорошую, правильную речь, способности к чтению,

Из книги Инфобизнес с нуля автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги 50 упражнений для развития навыков манипуляции автора Карре Кристоф

Ученные рассматривают кору лобной области как совокупность образований, которые проявляют с раннего возраста выраженную индивидуальность в анатомическом строении. Среди этих образований есть те, которые является новыми, “человеческими ” полями, которые развиваются в более позднем возрасте. К ним можно отнести 46 поле.

Поле 46 является “человеческим полем”, т.к является эволюционным новообразованием, которое поздно дифференцируется. Поле 46 созревает последним и достигает 630% от начального размера. Т.к. это поле является тормозным, можно заметить, что дети не контролируют свои движения и хватают все, что плохо лежит. Такое поведение характерно мартышкам.

Общее

Специально развить лобные доли головного мозга у детей невозможно. В обществе бытует неправильно мнение о том, что физическая активность способствует усиленному кровообращению мозга, тем самым развивает все участки мозга. Физическая активность наполняет моторно-двигательные центры мозга, при этом остальные участки мозга ‘отдыхают ‘, т.к. при выполнении разных задач мозг задействует определенные центры, а не весь мозг.

Исходя из вышесказанного, чтобы определить упражнения для развитие лобных долей, нужно узнать, за какие функции отвечает лобные доли, при выполнении которых мы сможем развивать лобные доли.

Лобная доля как и другие состоит из и веществ.

Расположение

Лобная доля располагается в передних отделах полушарий. Лобную долю от теменной отделяет центральная борозда, а от височной – боковая борозда. Анатомически состоит из четырех извилин – вертикальная и три горизонтальных. Извилины отделяются бороздами. Лобная доля составляет треть массы коры.

Возложенные функции

Эволюционно так сложилось, что активное развитие лобных долей связанно не с мыслительной и интеллектуальной деятельностью. Лобные доли возникли у человека эволюционным путем. Чем больше человек мог делиться пищей в своей общине, тем больше вероятность того, что община могла выжить. У женщин лобные доли возникали с конкретной целью – деление пищей. Мужикам же эта область досталась в качестве подарка. Не имея тех возложенных задач, что лежат на плечах женщины – мужики стали использовать лобные доли самыми разными способами (думать, строить и тд), для проявления Доминантности.

По сути, лобные доля являются тормозными центрами . Также многие спрашивают, за что отвечает левая или правая лобная доля мозга. Вопрос поставлен не верно, т.к. в левом и правом лобных долях располагаются соответствующие поля, которые и отвечают за конкретные функции. Если обозначить грубо, то лобные доли отвечают за:

  • мышление
  • координация движений
  • осознанный контроль поведения
  • центры памяти и речи
  • проявление эмоций

Какие поля входят

Поля и подполя отвечают за конкретные функции, которые обобщены под лобными долями. Т.к. полиморфизм мозга огромен, комбинация размеров разных полей и составляет индивидуальность человека. Почему говорят, что со временем человек меняется. На протяжении всей жизни нейроны умирают, а оставшиеся формируют новые связи. Это и вносит дисбаланс в количественном соотношении связей между разными полями, которые отвечают за разные функции.

Мало того, что у разных людей размеры полей разные, так и некоторые люди могут и не иметь этих полей во все. Полиморфизм был выявлен советскими исследователями С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Ю.Г. Шевченко. Они показали, что индивидуальные способы строения коры мозга внутри одной этнической группы настолько большие, что нельзя увидеть каких-либо общих признаков.

  • Поле 8 – находится в задних отделах средней и верхней лобной извилин. Имеет центр произвольных движений глаз
  • Поле 9 – дорсолатеральная префронтальная кора
  • Поле 10 – Передняя префронтальная кора
  • Поле 11 – обонятельная область
  • Поле 12 – контроль над базальными ганглиями
  • Поле 32 – Рецепторная область эмоциональных переживаний
  • Поле 44 – Центр Брока (обработки информации расположения тела относительно других тел)
  • Поле 45 – музыкальный и моторный центр
  • Поле 46 – двигательный анализатор поворота головы и глаз
  • Поле 47 – ядерная зона пения, речедвигательная составляющая
    • Подполе 47.1
    • Подполе 47.2
    • Подполе 47.3
    • Подполе 47.4
    • Подполе 47.5

Симптомы поражения

Симптомы поражения выявляются таким образом, что выделенные функции перестают адекватно выполнятся. Главное не перепутать некоторые симптомы с ленью или навязанными мыслями по этому поводу, хотя это и есть частью заболеваний лобных долей.

  • Неконтролируемые хватательные рефлексы (Рефлекс Шустера)
  • Неконтролируемые хватательные рефлексы при раздражении кожи руки у основания пальцев (Рефлекс Янишевского-Бехтерева)
  • Разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы (Симптом Германа)
  • Поддержания неудобного положения руки (Симптом Барре)
  • Постоянное потирание носа (Симптом Дуффа)
  • Нарушение речи
  • Потеря мотивации
  • Невозможность сконцентрироваться
  • Нарушение памяти

Такие симптомы могут вызывать следующие травмы и болезни:

  • Болезнь Альцгеймера
  • Лобно-височное слабоумие
  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты
  • Онкологические заболевания

При таких заболеваниях и симтомах человека можно не узнать. Человек может потерять мотивацию, у него размываются чувства определения личных границ. Возможны импульсивное поведение связанное с удовлетворением биологических потребностей. Т.к. нарушение лобных долей (тормозных) открывает границы биологическому поведению, которым управляет лимбическая система.

Ответы на популярные вопросы

  • где находится речевой центр в головном мозге?
    • Находится в центре Брока, а именно в заднем отделе нижней лобной извилины
  • Где находится центр памяти в головном мозге?
    • Память бывает разная (слуховая, зрительная, вкусовая и тд). Зависимо от того, какой центр обрабатывает определенные сенсоры, в тех центрах и хранится информация от этого сенсора

Как дети учатся управлять своим поведением? Почему один ребенок просто выхватывает у обидчика отобранную игрушку, а другой в такой же ситуации использует слова? Какая часть мозга отвечает за то, чтобы дети сначала думали, а потом делали? Авторы новой книги рассказывают, как помочь ребенку развить свои организационные навыки.

Организационные навыки: что это такое?

Сегодня ученые сходятся во мнении, что именно лобные доли мозга играют ключевую роль в развитии организационных навыков. Предлобная область мозга развивается позже других, в конце подросткового периода или в самом начале взрослого возраста. Это общая область, где обрабатывается информация и принимается решение о том, как мы будем себя вести. Рассматривая важнейшие функции лобных долей, легко увидеть, насколько важны эти структуры в развитии организационных навыков.

  1. Лобные доли определяют наше поведение, помогая решить, на что стоит обращать внимание и какие действия нужно предпринять. Пример: семилетний мальчик видит, что его брат смотрит телевизор. Он хочет сесть рядом, но решает, что сначала закончит домашнюю работу, поскольку знает, что иначе отец будет недоволен.
  2. Лобные доли объединяют наши модели поведения. Поэтому мы можем использовать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением и принимать решения. Пример: десятилетняя девочка помнит, что на прошлой неделе после того, как она убралась в своей комнате, мама разрешила пригласить подружку в гости. Она решает провести уборку в надежде, что сможет сделать это снова.
  3. Лобные доли помогают нам контролировать свои эмоции и поведение, учитывая внешние и внутренние ограничения при удовлетворении наших потребностей и желаний. Лобные доли, регулирующие эмоции и взаимодействия с окружающими, помогают удовлетворить наши потребности, не доставляя проблем себе и другим. Пример: мама говорит шестилетнему сыну, что они купят видеоигру в магазине. Но, придя туда, они видят, что нужной игры в наличии нет. Мальчик злится, но не устраивает истерику на месте, а берет с мамы обещание, что они поищут игру в других магазинах.
  4. Лобные доли изучают, оценивают и "настраивают" ситуацию, позволяя нам корректировать свое поведение или выбирать новую стратегию с учетом новых данных. Пример: двенадцатилетний мальчик не попал на экскурсию с классом, поскольку он единственный не принес записку от родителей. В следующий раз он вспомнит о ней и вечером накануне поездки проверит, лежит ли записка в портфеле.

Возникнут ли организационные навыки у ребенка самостоятельно, без нашего вмешательства — просто благодаря естественному развитию мозга? Ведь при рождении они потенциально уже существуют. Сегодня известно, что лобным долям и, соответственно, организационным навыкам для полноценного развития требуется 18-20 лет — от рождения ребенка и примерно до его совершеннолетия.

Ясно, что при управлении своим поведением в младенчестве и позже дети не могут опираться только на свои лобные доли. Что же делать? Мы можем "одолжить" им собственные лобные доли. Ведь быть родителем — значит и поддерживать развитие организационных навыков, и выполнять некоторые задачи за ребенка.

Развитие рабочей памяти у ребенка

На самых ранних этапах жизни ребенка вы, в сущности, и становитесь его лобными долями. Сам он может пока очень немногое. Вы планируете и организуете его окружение, чтобы оно было безопасным и комфортным, следите за его состоянием (сон, питание), начинаете взаимодействие и решаете проблемы, когда ребенок расстроен.

Управление поведением и сдерживание эмоций

Пора обсудить второй ключевой навык, который начинает развиваться в младенчестве примерно в то же время, что и рабочая память: задержку реакции. Способность реагировать или не реагировать на человека (событие) лежит в основе управления поведением. Мы все знаем, в какие трудные ситуации могут попадать — и попадают — наши дети, когда они сначала действуют, а потом думают. И нас поражает самоконтроль ребенка, который видит соблазнительный объект и не трогает его.

Когда у ребенка начинает формироваться рабочая память (примерно в 6 месяцев), мы не наблюдаем никаких очевидных изменений. Однако с 6 до 12 месяцев способность младенца сдерживать реакцию развивается стремительно. Вот девятимесячный малыш ползет за мамой в соседнюю комнату. Еще месяцем раньше он бы отвлекся по пути на любимую игрушку, а теперь движется мимо нее прямо к маме. В этот же период малыш уже может сдерживать некоторые эмоции и проявлять другие в зависимости от ситуации.

Вероятно, и вы пытались вовлечь ребенка этого возраста в какое-то занятие, а он никак не реагировал и даже отворачивался. Похоже на отказ, правда? Уже в этом возрасте ребенок начинает осознавать мощный эффект реагирования или нереагирования на человека или ситуацию. Трех- или четырехлетний малыш демонстрирует этот навык, "используя слова", вместо того чтобы ударить обидчика, который пытается выхватить у него игрушку. Девятилетний ребенок использует его же, когда прежде чем перебегать улицу за мячиком, смотрит по сторонам. А семнадцатилетний подросток демонстрирует этот навык, соблюдая скоростной режим, вместо того чтобы согласиться на предложение друга: "Давай посмотрим, на что способна эта тачка".

Все родители прекрасно осознают важность навыка задержки реакции: его отсутствие может быть опасным или приводить к конфликтам. Когда ваш ребенок был еще , особенно когда начинал ползать, вы "одолжили" ему свои лобные доли и их функции, устанавливая для него границы, закрывая двери, используя заглушки для розеток и даже просто убирая опасные предметы из его зоны доступа. Кроме того, вы обеспечивали ему постоянный контроль. Конечно, вы использовали слова — резкое "Нет!" или "Горячо!".

Задачи родителей, "одалживающих" ребенку свои лобные доли, можно разделить на два типа: организацию окружения и прямое руководство. Наблюдая за вашим поведением, стараясь копировать его, ребенок осваивает и использует новые навыки. Здесь поможет разумная последовательность ритуалов и ожиданий. Вы также используете язык, давая ребенку инструкции. Через какое-то время он начнет применять эти же слова, поначалу говоря их громко самому себе, чтобы управлять своим поведением. Постепенно разовьется "внутренний голос", который будет слышать только он сам. Нам не придется заменять лобные доли ребенка всю его жизнь. Как только у него появится внутренний голос, он сможет сам выполнять эти функции.