Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта. Это обязательная предпосылка воплощения поставленных целей. Планирование является одной из важнейших функций управления.
Цель планирования - обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач.
Процесс планирования состоит как минимум из пяти этапов:
1. Прогнозирование. Под прогнозированием понимается работа, выполняемая менеджером, пытающимся заглянуть в будущее. На этом этапе дается оценка риска.
2. Выяснение и выбор альтернатив развития.
3. Формулирование целей.
4. Разработка программы действий и составление графика работ.
5. Формирование бюджета.
Виды планов:
I По степени охвата:
Общее (охватывающее всю сферу деятельности фирмы);
Частное (охватывающее определённые сферы деятельности);
Стратегическое (поиск новых возможностей);
Тактическое (создание определённых предпосылок);
Оперативное (реализация возможностей).
III По предмету планирования:
Целевое (определение целей);
Планирование средств (материальные и трудовые ресурсы, финансы);
Программное (планирование программ производства и сбыта);
Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).
IV По сферам функционирования:
Планирование производства;
Планирование сбыта;
Планирование персонала;
Расширенное общее планирование.
V По срокам:
Краткосрочное – до 1 года (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);
Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет);
Долгосрочное (на срок от 5 и более лет).
VI С точки зрения структуры управления:
Общее планирование предприятия;
Планирование сфер деятельности;
Планирование работы подразделений фирмы.
VII По возможностям изменения планов:
Жёсткое планирование;
Гибкое планирование.
Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии:
1) Разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование).
1) Определение тактики планирования (оперативное, тактическое планирование).
Принципы планирования (общие правила соблюдения планирования). От их соблюдения зависит эффективность планирования:
1. Принцип единства. Организация – это система. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;
2. Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Преимущества реализации принципа: 1. Каждый участник приобретает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Упрощается процесс обмена внутрифирменной информацией. 2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, приводит к тому, что планы становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит им удовлетворение. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду; в организации укрепляется командный дух. 3. Работники, занимаясь планированием, развиваются как личности, у них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.
3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно. Неопределённость внешней среды и частые её изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.
4. Принцип гибкости, связанный с принципом непрерывности, заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. С финансовой точки зрения обеспечение данного принципа нуждается в дополнительных затратах, причём их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском (затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с этим преимущества не окупят их).
5. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
6. Реальность.
7. Обеспечение плановых заданий ресурсами.
8. Директивность.
Вопросы для закрепления:
1. Дайте определение планированию как основной функции управления.
2. Какие существуют этапы планирования?
3. Перечислите виды планов.
4. Каковы основные принципы планирования?
Укажите один верный вариант ответа:
1. На стадии планирования определяются:
А) Цели предприятия
Б) Результаты оконченной работы
2. Планы, охватывающие всю сферу деятельности фирмы, называют:
А) Частными
Б) Общими
3. Краткосрочное планирование имеет сроки:
А) 0 – 1 год
Б) 1 – 5 лет
В) 5 – 7 лет
Г) 7 – 10 лет
4. Какой из перечисленных принципов не относится к планированию:
А) Принцип единства
Б) Принцип точности
В) Принцип разделения властей
Г) Принцип непрерывности
5. К оперативному планированию относят:
А) поиск новых возможностей
Б) создание определённых предпосылок
Реализацию возможностей
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
- распределения ресурсов;
- координации деятельности между отдельными подразделениями;
- координации с внешней средой (рынком);
- создания эффективной внутренней структуры;
- контроля за деятельностью;
- развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
- процесс целеполагания (определение системы целей);
- процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
- процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования.
Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее № млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).
Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:
1. Разрабатывается миссия организации.
2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
4. Определяются стратегические альтернативы.
5. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что делать?".
6. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
- тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
- политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
- процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
- правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.
Достижение целей организации во многом обеспечивается реальной практикой управления на основе планирования. Рассмотрим данную функцию управления более подробно.
Планирование - это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.
По сути, планирование - это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле слова планирование сводится к работе по составлению специального документа - плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода.
План работы - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей.
В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи :
обеспечивается целенаправленность деятельности;
создаются организационные основы управления деятельностью;
обеспечивается координация усилий всех сотрудников структурных подразделений в процессе деятельности;
вырабатывается оптимальный вариант управленческого решения;
определяется система конкретных показателей, с помощью которых осуществляется контроль их выполнения, дается объективная оценка деятельности каждого сотрудника, структурных подразделений и организации культуры в целом.
Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица.
Эта система планирования включает различные виды.
С точки зрения уровня принятия решений:
планы вышестоящих органов;
планы собственной организации;
планы структурных подразделений;
индивидуальные планы сотрудников.
В зависимости от обязательности выполнения:
прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);
директивные (содержат четкие показатели, конкретные мероприятия, сроки исполнения и ответственных лиц).
По направленности:
тематические;
комплексные (программные).
В зависимости от срока (длительность периода), на который они разрабатываются:
перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);
текущие (на месяц, квартал);
оперативные (на неделю, декаду).
Рассмотрим наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно.
Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более.
В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.
Программирование представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителямСм.: Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 118..
Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации.
Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.
В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.
Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.
Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.
На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.
Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов.
Принцип научности ориентирует на использование выводов и рекомендаций науки в процессе планирования.
Принцип целенаправленности и непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.
Принцип конкретности ориентирует на четкость и ясность формулировок задач, мероприятий, ответственных лиц и сроков исполнения.
Принцип реальности предполагает учет условий и реальных возможностей выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов.
Принцип связи с жизнью , состоянием окружающей социальной среды.
Принцип установления персональной ответственности позволяет обеспечить контроль исполнения и дать объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений.
Гибкость. Реализация данного принципа достигается путем корректирования планов в процессе деятельности с учетом изменения условий, задач и других обстоятельств.
Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность.
Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.
Организационно-подготовительный этап.
Этап разработки проекта плана.
Этап согласования и утверждения плана.
На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие вопросы.
Определение ответственных разработчиков проекта плана (обычно эта задача поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).
Определение сроков разработки и утверждения плана.
Организация методического обеспечения (проводится совещание всех участников процесса планирования, разъясняются цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).
Информационное обеспечение, суть которого состоит в том, чтобы предоставить участникам плановой деятельности необходимую для планирования информацию.
На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.
Редактирование целей и задач социально-культурной деятельности.
Выбор формы и структуры плана работы. Следует отметить, что стандартных требований по этому вопросу не существует, однако здравый смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.
Определение форм и методов деятельности. Эта задача решается с учетом возможностей организации и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.
Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.
Оформление проекта плана в соответствии с требованиями к документам, изложенными в государственных стандартах.
На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.
Планирование в деятельности организации
В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации разрабатывает долгосрочные цели и направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.
На тактическом уровне планирования цели и задачи конкретизируются в русле принятых стратегий.
Основой планирования в организации является оперативное планирование , в котором устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для достижения целей, а также сроки исполнения и ответственные лица.
Все виды планирования в организации образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются.
17.3.1. Характеристика процесса планирования. Виды планирования Процесс планирования
Раскрывая данное понятие, отметим, прежде всего, тот факт, что в литературе синонимом используется «плановый процесс». И этот момент нужно прояснить.
Плановый процесс как понятие можно использовать в двояком смысле. Широкое толкование обозначает любой процесс, возникший не стихийно, развивающийся не спонтанно, а в рамках замысла, предусмотренный, предвиденный, ожидаемый. Этот процесс - не в системе, не в субъекте управления, а в обществе, внешней среде, в объекте. Так можно оценивать к примеру, повышение рождаемости детей в условиях стабильного и динамичного экономического развития страны, повышение интереса к образованию у молодежи и рост в связи с этим конкурса на поступление в вузы. Понятно, что в этих процессах в обществе никто планов не устанавливает, но ситуация не вы ход ит за пределы «неожиданного». Вот тогда о них и можно говорить как о «плановых», соответствующих курсу социального государства на обеспечение населению достойного образа жизни.
Более узкое толкование понятия «плановый процесс» - предполагает ограничение его в управленческом пространстве как административно-плановый процесс - это действия, совершаемые субъектами управления и связанные с определением показателей экономического и социального развития объекта управления. Именно как административно-управленческую категорию мы будем использовать понятие «плановый процесс» в одном синонимичном ряду с другими: процесс планирования, планирование.
Планирование можно по-разному применять к целому ряду видов управленческой деятельности. Общее у них то, что планирование используется для разрешения проблем. Диапазон проблем, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления, очень велик, и поэтому к планированию в разных ситуациях подходят по-разному.
В литературе даются различные формулировки планирования:
Это процесс определения соответствующих будущих действий через последовательность выборов этих действий;
Это предвидение при одновременном формировании и осуществлении программ;
Это процесс подготовки ряда решений для" осуществления по следующих действий, направленных на достижение целей предпочитаемыми средствами;
Это способ логического преобразования намерений, фактических данных и предположений в пригодную для целедостижения политику.
Любое из этих определений допускает, что у субъекта планирования есть четко сформулированные цели и возможность (условия, ресурсы) получить и использовать информацию для выработки политики.
Намерения и цели, которых надо достичь, формулируют либо лица, принимающие решения (ЛПР) в организациях, либо полномочный орган предписывает организации выполнение определенных задач. Чтобы выполнить поставленные задачи, организация должна планировать свою работу. Для этого ей нужно «провести инвентаризацию» своих возможностей, как внутренних (по отношению к организации) факторов, таких как ее активы и особенности персонала и т. п., так и факторов воздействия со стороны окружающей среды, таких как курс правительства, соотношение политических сил, запросы граждан и т. д.
Особое значение организация работы по планированию имеет для органов исполнительной власти всех уровней. Последние осуществляют разнообразные и масштабные функции, реализуют широкие полномочия - самостоятельно или через другие органы управления: территориальные либо функциональные. Нормальную работу всего этого сложного механизма, достижение согласованности можно обеспечить только путем четкого планирования работы. Нельзя обеспечить компетентный подход к делу, если сама деятельность органов управления и его сотрудников не введена в организованное, целенаправленное русло.
План - это специфический акт управления. Плановый акт - это решение, посредством которого определяются конкретные результаты (как задачи) для выполнения намеченной цели в какой-либо сфере деятельности (в экономической, социальной, хозяйственной или какой-либо иной) организации в течение установленного" срока.
Существо и содержание любого плана составляют плановые показатели. Их характерные черты:
Они всегда адресны;
Рассчитаны на определенный период, установленный срок;
Имеют организационное значение, фокусируют внимание на решении важнейших задач;
Исчерпываются однократным, хотя и длительным исполнением;
Теряют силу по истечении планового периода независимо от исполнения;
Не изменяют и не отменяют правовых норм;
Отмечаются особым порядком (процедурами) изменения;
Органически сочетаются с экономическим ресурсным обеспечением возможности их исполнения и стимулированием;
Не обеспечены сами по себе санкциями;
Приобретают обязательную силу после утверждения в виде определенной системы показателей;
Важно учитывать и соподчиненность многих плановых показателей (заданий) по уровням системы управления.
Плановый акт принципиально отличается от нормы права: в нем нет и не может быть гипотезы. Плановый акт - это ненормативный, юридически обязательный к исполнению акт. Отрицание нормативного характера плана ни в коей мере не принижает статуса, авторитета, плана.
План - это эффективное средство достижения цели, которое требует предпринять одновременно или в последовательности определенные действия.
План принятый становится политикой. Принятие плана формирует особую творческую атмосферу в коллективе: повышает ответственность руководителя и исполнителей; ибо создает конструктивную напряженность, оказывает организующее воздействие, побуждает браться своевременно за выполнение решений и задач, анализировать ход работы, выявлять и устранять недостатки.
Надо учитывать, что чем выше статус органа в иерархии власти, т ем регламентированное должна быть его основная деятельность, тем больше планы его работы должны быть научно обоснованными, стабильными.
Тем, кто сам работает в каком-либо органе власти, зачастую «за деревьями леса не видно», и поэтому нетрудно увязнуть во внутренних перипетиях организации, не обращая внимания на серьезные тенденции в обществе, во внешнем мире. Так, например, организации усиленно занимаются совершенствованием малозначащих внутренних процессов, забывая подготовиться к «единому европейскому рынку», глобализации проблем, интернационализации управления.
Органы исполнительной власти должны уметь приспособиться к меняющейся среде, и поэтому администрирование как процесс социального управления и организационного строительства должно быть сориентировано на среду. Чтобы деятельность руководителя была результативной, он должен сосредоточить внимание на планировании развития организации в целом, социально значимых изменений, а не на искусственно выделенных участках внутри организации.
Итак, планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека (субъекта управления).
Виды планирования. По методологии процесса планирования различают:
Формальное планирование (когда сужается область проблемы для того, чтобы использовать количественные модели и технику оптимизации плана);
Инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих политик. Здесь полагаются на политические торги и компромиссы для
достижения консенсуса);
Системное планирование - более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных методов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и возможного планирования с учетом множества участвующих сил и отношений между ними.
Формальное планирование. Сен-Симон, философ XVIII в. верил, что его эра провозгласит новый подход к планированию общественного порядка. Он представлял планирование как область действий не чиновников и политиков, а ученых и инженеров, которые обладают специальными знаниями объективно-рационального выбора при составлении планов будущего управления обществом. "
Формальное планирование - это путь мышления, когда планы определяются посредством «фактов», как они представляются, а не субъективными суждениями или интересами исследователя-аналитика.
Ищутся решения, а не перспективы в проблеме планирования. Формальное планирование предполагает, что после того, как план составлен, его реализация будет естественно или механически следовать логике его формализации. Подобно тому, как проблемы считаются объективными состояниями, существующими независимо от ценностей и восприятия, считается, что обоснованность предполагаемого плана говорит сама за себя. Другими словами, считается, что обоснованность плана опирается не на восприятие потенциальных пользователей, а скорее на соответствие критериям, методологическим установкам.
Эти критерии исключают интуицию, личные убеждения, здравый смысл или практический опыт. Следовательно, они освобождают специалиста по формальному планированию от необходимости в консультациях с теми, кто действительно будет реализовывать план, или с тем, кто вложил капитал в дело. Сторонники этого подхода потратили много времени и интеллектуальной энергии на изобретение и совершенствование процедур прогнозирования и оптимизационных моделей.
Слабость формального подхода состоит в пренебрежении человеческой стороной, не учитывается, что выбор желаемого будущего, по существу, обусловлен ценностями и часто конфликтен. Формальная философия планирования предполагает механистический взгляд на будущее, не имеет эффективных процедур для случая, если решение принимают несколько лиц, имеющих противоречивое восприятие проблемы и стремящихся удовлетворить различные ценности. Сложность и изменчивость внешней среды обрекают специалистов формального планирования на сизифов труд.
Инкрементальное планирование - антитеза формальному.
Отсутствие полных и совершенных знаний, ограничение интеллектуальной возможности специалистов по планированию, несовершенство информации о проблеме для глубокого анализа и др. привели к модификации формальной философии. Г.Саймон предложил концепцию ограниченной рациональности, она предполагает, что процесс отбора желательных состояний и планирования их реализации происходит в рамках внутренних ограничений вычислительных способностей человека. Другими словами, составитель плана стремится просто «удовлетворить», определить такой способ действия, который «достаточно хорош», чтобы произвести разумное совершенствование текущего состояния системы.
Теоретики «инкрёментализма» убеждены в том, что в большинстве случаев несколько ЛПР рассматривают толькб ограниченное число альтернативных вариантов и добиваются цели уменьшить конфликты п о ценностям, ресурсам путем торгов, компромиссов, обоюдных услуг («псевдоконсенсус» обеспечивает восприятие и веру в тех людей, которые обладают наибольшей силой в процессе принятия решений).
Инкрементализм проявляет скептицизм в отношении человеческих интеллектуальных возможностей, намеренно ограничивает количество переменных величин и упрощает отношения между ними.
Критерии, используемые при таким подходе, редко описываются в объективных и точно измеримых терминах (как при формальном подходе). Здесь важнее, чтобы все участники были согласны (например, депутатов заботит политический риск, связанный с различными налоговыми программами. Главное - договориться.
Здесь и не требуют от планоразработчиков четких критериев, ибо каждый автор альтернативной политики может описать и расставить по приоритетности критерии составления плана, придерживаясь единственно значимого для него набора ценностей, В результате общеприемлемого, т. е. оптимального, плана может не получиться, хрупкий консенсус будет нарушен (решение не принято!).
При инкрементальном планировании редко бывает установлена твердо определенная стратегия реализации. Интерпретация ц способ выполнения плана часто бывает делом тех администраторов, которые в повседневной деятельности испытывают его воздействие, приспособляются и модифицируют планы согласно личной интерпретации цели. На всех этапах (видах деятельности) характерны политический и интеллектуальный конфликты, сделки и компромиссы при достижении псевдоконсенсуса, малые продвижения в направлении желаемых целей, использование существующих политик в качестве отправной точки.
Это не лучший, но наиболее распространенный подход в планировании в правительственных учреждениях, в больших многоаспектных (многоплановых) частных организациях.
Не существует двух ситуаций, в которых такой подход проявит одинаковые способы получения, обмена и анализа информации.
Сильные стороны инкрементального подхода: признает человеческий и политический аспекты планирования и тем выигрывает по сравнению с безыскусственностью формального планирования. В нем допускается, что в жизни немногое известно определенно, проблемы не статичны, а динамичны и, следовательно, маловероятно, чтобы они остались решёнными надолго (до конца).
Недостатки - чрезмерная вера во взаимное приспособление различных действующих сил (акторов), ибо на деле это Гарантирует интересы наиболее мощных организационных сил, превалирующих над Другими (иногда приводит к «выкручиванию рук в политике»). Упрощения инкрементальной модели обладают конкретным свойством ста новиться сверхупрошениями: не существует заранее определенного набора базовых ценностей, количественных показателей, не аргументируются «фундаментальные» решения, не корректируются принятые политики. И результатом бывает: «хотели, как лучше (а что значит лучше и для кого?), а вышло, как всегда».
Системное планирование. Проблемы при таком подходе не решаются, а скорее разрешаются и постоянно переопределяются через процесс их изучения. Планирование понимается не как дискретная деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс. Подход предполагает, что будущее неопределенно и не может быть предсказано исходя из условий настоящего и прошлого. Акцент ставится на создание альтернативных сценариев будущего, с опорой на сегодняшнее.
Все данные прогнозов основаны на теории (современные знания) и контексте идей (субъективной интерпретации значения, проблемы, которая есть у авторов системы).
Определение и структурирование проблемы - наиболее важные действия для специалиста по системному планированию.
Например, проблема трущоб (грязных подъездов) в центральной части города может быть определена различным образом разными людьми. Для одних - это социокультурная проблема, возникшая из-за отсутствия интереса бедных жителей центральной части города поддерживать стандарты эстетики и санитарии. Для других - это проблема инфраструктуры, возникающая из-за фактического отсутствия благоприятных возможностей для работы жителей в своем районе и неудовлетворительных транспортных связей с местами работы. Для третьих - это проблема недостаточных побудительных мотивов у домовладельцев (квартировладельцев и съемщиков) содержать дома в хорошем состоянии и улучшать жилищные условия в районе. Это может, наконец, быть проблемой образования, дискриминации какого-либо этноса, расселенного в районе, либо истории (район традиционно грязный, окраинный, непрестижный). По-разному иногда оценивают и актуальность проблемы, масштабы ее взаимосвязи с другими.
Принимая все это во внимание, специалист по системному планированию подходит к проблеме с несколькими допущениями. Главное допущение: 1) проблемы и их решения не остаются неизменными, а постоянно видоизменяются; 2) к формулировке проблемы привлекаются несколько акторов альтернативы и предпочтения которых могут быть множественными и конфликтующими. Появляется при этом вероятность того, что заданная альтернатива приведет к оптимальному результату; 3) структурирование проблемы не состоит в перечне фактов и цифр (как в формальной аналитике) и не возникает из представления предпочтений нескольких высокопоставленных ЛПР, как допускает инкрементализм.
Объекты планирования в широком смысле могут классифициро-раться как пространственные и поведенческие явления, методики, безусловно, различны.
В первом случае предусматривается развитие физических систем, и спользование теории и метода исследования операций, инженерной науки и архитектуры для определения, например, местоположения торгового центра и определенного экономического развития города.
При поведенческом планировании обращаются к социальным системам и пытаются определить воздействия предлагаемых политик (план принятый становится политикой) на поведение отдельных граждан или лиц, будет ли план мотивировать деятельность людей или наоборот. Теория и концепция планирования черпаются из таких сфер деятельности, как социальная психология, социология и экономика.
Планирование может быть распределено по широте (узости) проблемы. Общее планирование в городах объединяет в один план широкий спектр социально-экономических вопросов, таких как характер транспортных потоков, землепользование, муниципальные расходы, общественные услуги, отношения между центральной и местной властями.
Специализированное - ограничивает сферу исследования до одного вопроса (например, роста муниципальных доходов), избирательно рассматриваются факторы окружения, которые воспринимаются как прямо или косвенно воздействующие на этот вопрос.
Планирование по уровню анализа проблем может быть определено в пространственных понятиях - в масштабах страны, локальное, региональное; во временных понятиях - долгосрочное, стратегическое, краткосрочное, тактическое. Конечно, уровень анализа является производным от предмета анализа.
17.3.2. Перспективы планирования
Планирование имеет свою историю, давно получило широкое распространение. Однако в специальной литературе по государственному и муниципальному управлению вопрос организации подготовки, составления и утверждения планов пока изучен недостаточно, нет необходимого единства в подходе к современной методике планирования, к форме, структуре планов, уровню включаемых вопросов, порядку рассмотрения и утверждения плана. Между тем планирование в государственном и муниципальном управлении применимо во многих сферах.
Планирование экономического и социального развития (страны, региона, местного территориального образования, отдельного предприятия).
Отличительной особенностью советского периода были народнохозяйственные планы, в них органически соединялась деятельность органов планирования с участием широких масс. Планирование представляло собой, с одной стороны, разносторонний процесс изучения, обобщения и выражения интересов членов общества, а с другой - процесс переложения этих интересов на язык заданий и доведения до коллективов. Конечно, деятельность плановых органов и действия трудящихся в процессе планирования не совпадали. В Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями...» стимулировалось реальное участие трудящихся в планировании производства, в выборе оптимальных вариантов социальных плановых заданий, вскрытие внутренних резервов производства, снижении затрат труда, достижении высокого качества продукции. Общее собрание (конференция) трудового коллектива рассматривало и утверждало планы экономического и социального развития предприятия. Нормы Закона предусматривали право трудового коллектива разрабатывать и принимать встречные планы, учитывающие дополнительные резервы и возможности.
Полномочия трудовых коллективов, связанные с участием в централизованном планировании, носили консультативный, а во «встречном планировании» императивный характер. Вышестоящие органы управления не могли отвергнуть встречный план, принятый коллективом. Трудовым коллективам предоставлялось право заслушивать администрацию о ходе выполнения планов, о причинах их изменения, результатах производственно-хозяйственной деятельности и давать соответствующие рекомендации, а в необходимых случаях доводить их до сведения вышестоящих органов. Отчеты администрации о выполнении планов принимались во внимание на выборах директора (руководителя) предприятия (учреждения) трудовым коллективом.
Государственный пятилетний план экономического и социального развития страны (с распределением заданий по годам) принимался на основе следующих предплановых разработок:
1) концепции экономического и социального развития;
2) документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей экономического и социального развития - прогнозов;
3) комплексной программы научно-технического прогресса на 15-20 лет;
4) генеральной схемы размещения производительных сил, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил союзных республик и экономических районов страны;
5) генеральной схемы расселения на территории СССР, схем союзных республик, экономических регионов;
6) проектов долгосрочных целевых комплексных программ;
7) схем генеральных планов формирования и развития территориально-производственных комплексов (ТПК) и промышленных узлов;
8) проектов генеральных планов развития, планировки и настройки городов;
9) схем районных планировок;
10) проектов районной планировки сельскохозяйственных административных районов.
Централизованное планирование советского периода, разрушенное ныне, подверглось, и вполне обоснованно, резкой критике за неэффективность и неспособность изменяться в соответствии с «вызовами времени».
Центральные плановые органы допускали «сверхпланирование» экономической и социальной деятельности и сверх всякой меры государственно-партийное и государственно-административное вмешательство в деятельность предприятий, учреждений:
Центральные плановые органы распределяли ресурсы, а партийно-советские органы управления осуществляли жесткий административный (сверху вниз) контроль за производством и распределением национального богатства.
Методы со стороны органов власти за процессами планирования и выполнения планов использовались чаще всего директив но-командные, приказные, репрессивные.
Все это не позволяло развиваться инициативе «снизу», ощущалась огромная дистанция между продекларированными нормами в Конституции и законах и реальной практикой реализации прав и свобод в обществе.
И все же практику планирования нельзя было «разрушать до основания». С практической точки зрения принципиально важно соединить государственно-правовое регулирование с созданием эффективной системы стратегического государственного планирования, основанной на знаниях объективной необходимости, осуществить переход к новым принципам планирования и управления социально-экономическими процессами и их государственно-правовому регулированию. Иначе неизбежны новые потери в экономике и социальной сфере. Итак, стоит задача восстановить как таковое стратегическое управление и стратегическое планирование в масштабе страны, регионов, муниципальных образований.
В стратегическом планировании должны участвовать все руководители высшего звена соответствующего уровня управления, которые формулируют цели, задачи и вырабатывают стратегию их достижения. Стратегическое управление и планирование обеспечивают эффективность управления за счет достижения взаимопонимания в обществе, коллективе целей развития, за счет координации действий и контроля. Но положительный результат стратегического управления и планирования напрямую зависим от моральных качеств руководителей-стратегов.
Основные качества, которые должны у них быть: четкая идеологическая позиция, мировоззрение, соответствующее взглядам, представлениям, господствующим в обществе (организации), черты лидера, перспективное мышление, приверженность ценностям демократии.
Те, кто планирует стратегию, используют все методы системного анализа (см. тему 1), в том числе SWOТ. Он включает анализ внутренне присущих обществу (организации) сильных и слабых сторон, а также потенциальные возможности и грозящие опасности (именно так расшифровывается англ, аббревиатура: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Цель стратегического планирования - общее улучшение деятельности общества (организации) путем устранения слабостей и укрепления сильных сторон. Необходимо максимально расширить потенциальные возможности? а опасности нужно либо обойти, либо превратить в благоприятные возможности.
Планирование в территориальных (местных) органах власти - в. городах, муниципальных образованиях.
Законодательство о местном самоуправлении (законы, уставы) содержит основу для современной системы планирования, требующей;от местных органов власти сверстывать планы для своих районов и контролировать землепользование,в них. Используется общее (объединенное) планирование.
Когда плановики принимают решение отвести какие-то конкретные зоны под промышленные застройки, а другие - под торговые центры и жилые кварталы, они одновременно пытаются упорядочить движение транспорта, прогнозируют прочность в организации подъездных путей к местам работы или отдыха, предусматривают весь комплекс социальных и бытовых услуг, прежде всего здравоохранения, образования. Здесь очень важно предвидеть и опережать события, вести исследование развития потребностей жителей на будущее. Условиями эффективного планирования развития территорий является профессионализм плановых органов и должностных лиц на местах, а также достаточные материальные ресурсы.
Систему местного территориального планирования критикуют за неповоротливость, формализм (излишний), а также узковедомственный подход. До сих пор случается, что такие департаменты, как жилищного строительства, образования, социального развития и торговли, оказывают услуги в отрыве один от другого. Это отражается и на сверстывании планов, которые делаются каждым департаментом о т " дельно, вне общей компетенции. Не преодолеваются при этом дисфункциональные тенденции и явления (экологическая, демографическая проблема и т. д.). Совершенствование планирования местными органами власти необходимо связывать со следующими мерами (если они не используются) в практике управления:
В соответствии с принципом гласности обнародовать проекты планов экономического и социального развития территории и призвать общественность вносить в них свои коррективы, одновременно организуя самую широкую сеть каналов связи;
Ввиду комплексного характера местной политики при планировании и управлении различными сферами привлекать к участию в ней организации местного гражданского сообщества, межправительственные организации (образования), созданные при муниципалитетах;
Использовать такую инновационную технологию в управлении, как создание корпораций городского планирования и развития с целью привлечь людей с опытом предпринимательской и аналитической деятельности и приумножить потенциал (финансовые, кадровые ресурсы);
Интеграция совместных усилий местного населения и органов местного самоуправления будет достигнута, если процесс планирования возглавит и будет контролировать глава местной исполнительной власти, а принятие решений будут координировать члены руководства при главе исполнительной власти и параллельные политические структуры, состоящие из выборных населением районных советников.
17.3.3. Процедуры планирования
Процесс планирования независимо от подхода (вида планирования) делится на следующие основные стадии: предплановая подготовка; разработка планов; утверждение их; возможное изменение; организация выполнения; контроль за выполнением (шесть стадий).
На каждой стадии совершаются определенные процедуры планирования. Юридическое значение процедур планирования состоит в том, что они охватывают такие действия, которые вызывают изменения в объеме, составе, распределении и использовании прав субъектов планирования, а также в составе и назначении обязанностей - источников обеспечения этих прав.
В комплексе процедур планирования есть плановые процедуры - это действия, которые обусловливают изменения в плане и его реализации.
В целом сущность (и цель) процедур планирования состоит в содействии осуществлению установленных задач экономического и социального развития и непосредственно - в обеспечении рационального осуществления субъектами планирования их прав и обязанностей, закреплении наиболее рациональных приемов плановой работы, другими словами, упорядочении реализации субъектами плановой деятельности их компетенции.
В административно-управленческом процессе планирования возникают процессуальные правоотношения. Характерные их черты:
Они. возникают в особой сфере общественных отношений -
в области государственного регулирования экономического и социального развития;
Главными субъектами этих правоотношений являются органы планирования;
Объект такого рода правоотношений - плановый акт;
Правоотношения имеют временной, срочный характер, т. е. действуют в течение определённого, заранее установленного времени.
1 Стадия предварительная (предплановая), в специальной литературе иногда именуется стадией предплановых разработок. Ее содержание составляют юридические действия и отношения, связанные с подготовкой предплановых документов (концепции развития, прогнозных документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей, комплексной программы развития объекта планирования, проектов планов и т. д.).
Так как планирование связано с достижением желаемых будущих состояний объекта, то наряду (а) с нормативными вопросами (что должно быть сделано), субъекты планирования обращаются к вопросам, (б) в какой степени таковое обусловлено ценностями тех, для кого производится планирование, (в) предплановая стадия предполагает структурирование проблемы (эта процедура означает, что определяется цель (Одна или несколько) и ограничения, налагаемые на их достижение. Ограничения могут быть политическими, экономическими, социальными, технологическими, экологическими и т. п. Проблему нужно сформулировать таким образом, чтобы оставить возможность для некоторого рода вмешательства и управления), (г) прогнозирование связано с формированием событий как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выполнения краткосрочных (тактических) целей с определенными надеждами или допущениями, направлением таким образом текущей деятельности в контекст долгосрочных (стратегических) целей.
Существует компромисс между тем, что представляется наилучшим при взгляде только на настоящее, и тем, что представляется наилучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего. Компромисс достигается с помощью того, что называют процессом дисконтирования, так как мы более уверены в настоящем, чем в будущем.
Планирование включает в себя проецирование вероятного будущего с опорой на то, что представляется разумным и достижимым при существующих в настоящее время мотивациях действующих сил (акторов) и имеющихся у них технических, финансовых, интеллектуальных ресурсов.
С чем связано совершенствование процедур на стадии предварительной, предплановой?
Весьма актуальна проблема обеспечения четкости и определенности в правовой силе предплановых документов. Целесообразно прежде всего нормативное закрепление перечня предплановых разработок. Не менее важное научное и практическое значение имеет обоснованная классификация предплановых документов, которая позволит решить ряд дискуссионных вопросов их правового значения.
В отдельных нормативных актах предплановые документы характеризуются как правовое основание плановых решений. Органы, разрабатывающие проекты планов, отвечают за то, чтобы содержащиеся в них показатели экономического и социального развития соответствовали предплановым документам. Однако в целом стадия предплановых работ и правовые формы их выражения слабо увязываются с последующими стадиями планирования, между ними юридически не установлены стабильные и четкие системные связи. Из практики известно, что предплановые аналитические, прогностические разработки, к сожалению, не всегда используются на последующих стадиях процесса планирования. Есть необходимость юридически укрепить взаимосвязи прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Общий вывод таков: разработка, утверждение и использование предплановых документов в общем процессе планирования нуждается в более четкой нормативной документации.
2. Стадия разработки планов начинается уже с момента выражения инициативы будущих исполнителей планов, направляемой государственными заказами и контрольными цифрами. Поэтому действия субъектов предплановой разработки дополняются действиями субъектов подготовки проектов плана и их представления в вышестоящие органы, а также действиями по утверждению планов и доведения до исполнителей. Главными субъектами возникающих при этом отношений выступают плановые органы. Перед ними стоит ряд организационно-правовых задач: методическое руководство работой отраслевых органов, первичных звеньев системы управления при подготовке ими планов; утверждение единых форм и показателей плана и методики их расчетов; конкретизация показателей и форм применительно к специфике различных отраслей производства (хозяйства). Организация работ по составлению проектов планов и рассмотрению проектов планов нижестоящих звеньев.
Правовые отношения по разработке планов возникают на всех уровнях управления, их содержание составляют право вышестоящего органа получить предложения к (Комплексному) плану (экономического и социального развития, Основным направлениям...) и обязанность нижестоящего звена представить эти предложения. Не исключается, конечно, возникновение при этом «обратных» правоотношений, поскольку на каждом уровне происходит сравнение проекта плана, полученного снизу, с контрольными цифрами, государственными заказами и в случае расхождения происходит их корректировка.
Представляя проекты планов, первичные звенья обязаны доказать, что в основу проекта положены прогрессивные нормы и нормативы, расчеты по видам работ, затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, а вышестоящие органы имеют право проверить это.
Важной процедурой представляется идентификация и оценка альтернативных вариантов: оцениваются расходы и доходы, осязаемые и неосязаемые, связанные с альтернативными средствами достижения желаемой цели. Выбор делается на основе заранее определенных критериев.
3. Стадия утверждения плана - ее следует считать заключительной стадией процесса планирования на всех уровнях.
Органы общей компетенции всесторонне и окончательно рассматривают проекты планов. Процедура эта включает: детальное предварительное изучение проектов комиссиями, образуемыми правительствами (местными органами власти);, анализ предложений этих комиссий и принятия по ним решения; внесение поправок и уточнений в проекты планов; урегулирование разногласий по проектам, возникающих между плановыми органами, с одной стороны, и органами обшей компетенции, отраслевыми органами (подразделениями) управления - с другой; всестороннее рассмотрение проектов в целом; принятие решения о проекте плана, внесение плана на рассмотрение соответствующему представительному органу власти.
Именно с момента одобрения исполнительным органом власти начинается отсчет сроков доведения юридически обязательных плановых заданий до исполнителей.
Представительные органы принимают решение об утверждении плана, могут вносить и обычно вносят в него* изменения, а также устанавливают основные показатели плана (правда, это решение об основных показателях плана имеет общий характер и может быть изменено, уточнено правительством, исполнительным органом, местной власти). Таким образом, наличие в актах (представительных органов) о планах двух разных предписаний: «утвердить план» и «установить показатели» - имеет глубокий смысл и юридическое значение. Каждый исполнитель имеет право утверждать свой (повышенный) план, представительные органы, утверждая план, не утверждают всех их показателей, а устанавливают лишь основные из них.
4. Стадия изменения плана вызывается необходимостью приспрсобить утвержденный план к действительным, конъюнктурным, изменчивым условиям экономического и социального развития.
Основное назначение этой процедуры состоит в поддержании регулятивной роли права. С содержательной стороны в процедуре изменения планов выделяются операции получения информации о ходе выполнения планов; анализа оперативной информации, в том числе отчетно-статистической, отчетов и других данных о проверках выполнения планов; уяснения тенденций фактического экономического и социального развития; направления обратной информации, выдачи предписания с целью ликвидации отклонений от планов. Юридическая сущность предписаний состоит в установлении нового планового задания или снижения задания.
Необходимо различать основания возникновения права на изменение планов и условия реализации этого права. Плановые задания могут быть изменены лишь вследствие новых обстоятельств, связанных с выполнением плана. В нормативных актах целесообразно иметь достаточно широкие формулировки двух критериев, которыми надлежит руководствоваться при изменении плана: хозяйственной целесообразности (выражаемой в определениях «потребности народного хозяйства», «при необходимости» и др.) и законности (выражаемой такими терминами, как «изменения, вытекающие из послания Президента...», «из решения Правительства...» и др.). Эти формулировки дают возможность нижестоящим инстанциям самостоятельно оценивать конкретную ситуацию и оперативно принимать решения об изменении плана в пределах своей компетенции и с соблюдением текущего законодательства.
5. Стадия организации выполнения плана
связана с правоприменительной политикой органов власти и управления, нормативной и организационной деятельностью администрации различных уровней
управления. При этом складываются отношения по поводу определения фондов стимулирования, показателей стимулирования, нормативов образования фондов стимулирования, показателей напряженности
планов, оценки напряженности планов.
План должен обеспечивать выполнение установленных плановых заданий и рациональное использование материальных и людских, природных и духовных ресурсов. Отношения, возникающие в связи с распределением, расходованием и выплатой средств из фондов стимулирования, регламентируются нормами трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.
6. Стадия контроля за выполнением плана - относительно самостоятельная стадия процесса планирования. Процессуальные отношения возникают по поводу контроля за выполнением плановых заданий и анализом такого выполнения; сравнения величины реальных показателей деятельности с установленным планом; фиксации результатов такого сопоставления в форме, удобной для получения данных об отклонениях от показателей, закрепленных планом; определения звена, характера, причин невыполнения.
Важное место в системе этих процедурных отношений занимают отношения, Связанные со сбором информации с мест (отчеты, сообщения, первичные документы и т. д.), получение статистической отчетности.
Процедура контроля за выполнением планов имеет универсальный характер. С ее помощью решаются задачи обнаружения возможных ошибок в самом плане, предупреждения срывов в его выполнении, повышения эффективности планирования, предотвращения ошибок, внесения исправлений в порядок разработки планов.
К числу отношений на стадии контроля следует отнести и отношения, связанные с подготовкой и утверждением отчетов о выполнении планов. По сложившейся практике такие отчеты рассматриваются, как правило, соответствующим государственным органом совместно с проектом плана на предстоящий период.
Значимость и органичность стадии контроля в процессе планирования не позволяют согласиться с мнением тех, кто не выделяет эту стадию как самостоятельную, ссылаясь на то, что оценки порой занимают месяцы или годы, а авторы - разработчики планов зачастую не принимают участия в оценке.
Известно, что самоорганизация не является первичным свойством производства, как дезорганизация (хаос), и требует целенаправленных плановых воздействий - управления, в процессе которого равновероятные события становятся неравновероятными. "Поэтому управление в общем можно рассматривать как планомерный процесс создания из беспорядка порядка и повышение степени порядка, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшаются. Когда вероятность желаемого состояния системы равняется 1 (т.е. определенность равна единице), то энтропия такой системы равна нулю,и, следовательно, цель экономической деятельности достигнута. При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место (схема 12).
ПЛАНИРОВПАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Каждая функция управления непосредственно тесно связана с плановым процессом, да и само управление по своей сути планируется и организовывается. Не случайно поэтому большинство специалистов считают, что управление - это процесс планирования, организации,
мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и
достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функции «прогнозирование - планирование».
Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также:
прогнозирование - научное предвидение событий, предположение, вероятная гипотеза, оценка перспектив;
разработку графика - временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ;
составление бюджета - обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ;
определение политики предприятия - выработка общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т.е. экономической стратегии предприятия;
установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.
Планирование в определенном смысле можно рассматривать как способ преодоления неполноты любого языка управления, обнаруженной еще в древней Греции (350 г. до н.э.) Эвбулидом и сформулированной в виде «парадокса лжеца», а в 1931 г. К. Гёделем - в форме «теоремы неполноты». Эластичный, гибкий план как своеобразное внешнее дополнение позволяет предпринимателям с учетом меняющихся условий достигнуть желаемой цели в будущем.
Функция управления «организация» конкретизируется применительно к объекту регулирования и приобретает соответствующие особенности в качестве:
организации труда; организации производства; организации управления.
Термин «организация» имеет несколько значений, но чаще всего он понимается как: действие или процесс - основать, учредить, подготовить, объединить, сплотить, упорядочить и т.п.;
результат сознательной деятельности по созданию определенной системы - структуры, устройства, объединения, внутренней упорядоченности, взаимного расположения частей единого целого;
коммерческая фирма, компания, предприятие.
Организация труда - это способ объединения работников и Соединения их со средствами производства, образующий определенный порядок осуществления трудового процесса, который включает:
установление цели деятельности, перечня производственных операций и их последовательности в соответствии с применяемой технологией;
разделение всех видов работ между персоналом и установление кооперации (расстановка работников и закрепление функций);
разработку рациональных приемов и методов труда на каждом рабочем месте;
определение норм труда и системы его оплаты;
подбор и подготовку кадров - формирование требований к исполнителям работ, выявление и назначение должностных лиц;
создание безопасных и здоровых условий труда;
установление дисциплины труда.
Следует, однако, иметь в виду, что в специальной экономической литературе термин «труд» применяется в трех значениях:
как целесообразная деятельность, или сам труд;
как функционирующее единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, или процесс труда;
как производственное отношение, или трудовые отношения между людьми.
Во всех случаях труд означает участие человека в создании различных благ и он всегда определенным образом организован.
Можно даже утверждать, что любая даже самая лучшая техника не даст желаемого результата, если нет соответствующей организации. По обоснованному мнению A.A. Богданова, всякая человеческая деятельность объективно является организующей либо дезорганизующей. Термин «организовать» употребляется приме- нительно к людям, к их труду и усилиям. Организовать - значит сгруппировать людей для определенной цели, координировать и регулировать их действия в целесообразном единстве. Предприятие - это организация средств производства и людей в планово функционирующую систему1.
При планировании на предприятии учитываются взаимосвязанные принципы организации трудовых процессов (табл. 8).
Система принципов организации трудовых процессов на предприятии
Таблица 8 №
п/п Наименование
признака Основное содержание, требования 1 Пропорциональность Соблюдение строго определенных количественных норм и пропорций затрат труда в единицу времени во всех взаимосвязанных участках и процессах 2 Ритмичность Обеспечение повторяемости через равные промежутки времени процесса труда во всех его фазах и операциях 3 Непрерывность Уменьшение и устранение перерывов в трудовом процессе, сближение и совмещение процессов во времени и пространстве 4 Параллельность Одновременное выполнение нескольких частей процесса в результате разделения и кооперации труда, обеспечивает сокращение производственных циклов 5 Рацио на л ьно сть Наилучшее использование всех видов энергии и факторов 6 Оптимум Максимум полезного эффекта на единицу затрат труда 7 Прямоточно сть Устранение обратных ходов 8 Навык Обеспечивает экономию расходуемых сил и мускульной
энергии 9 Взаимозаменяемость Сокращает простои и потери рабочего времени 10 Комплексность Организация труда - составная часть всего производства И Совершенствование По мере развития техники и технологии необходимо изменение организации труда 12 Относительных
наименьших Изменения производить в том звене, которое сдерживает производительность труда Богданов АЛ. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. С. 4.
Функция управления «координация» состоит в обеспечении необходимой согласованности действий персонала по достижению целей предприятия. Она предусматривает:
рациональное распределение заданий по конкретным исполнителям;
стимулирование персонала с целью выполнения им желаемых действий;
согласование - предупреждение диспропорций в работах, устранение излишнего параллелизма и дублирования работ.
Функция «учет и контроль» направлена на создание гарантий для достижения предприятием плановых целей и включает:
установление количественной меры оценки - нормативов показателей для измерения результатов как промежуточных (текущих, отдельных), так и конечных итогов работы всего предприятия;
измерение параметров работ предприятия и его подразделений по периодам и за год;
оценка соответствия фактически полученных общих и частных показателей плановым нормативам.
Корректировка мероприятий и плана предприятия и его подразделений направлена на учет изменяющихся внешних и внутренних условий, исправление допущенных ошибок, нейтрализацию слабых участков и реализацию мер по улучшению функционирования всей хозяйственной системы. Это обычная, штатная функция процесса управления, которая планируется и организуется в соответствии с целями предприятия.