Пост – полное очищение собственных телес. Посты у славян Славянская система постов

– лучшей и наиболее перспективной на сегодня электронной версией старообрядческого месяцеслова.

Не иначе как по нашим молитвам и чаяниям стараниями неутомимого подвижника, чада РПСЦ Максима Чернятевича воплотилась многолетняя мечта: иметь «живую» версию церковного календаря.

Максим Чернятевич во время работы над календарем

В конце 2017 года данная разработка стала доступной для скачивания в виде мобильного приложения для ANDROID :


Скачать Древлекалендарь в качестве приложения на ANDROID на Google Play

Разработанная Максимом программа рассчитывает Пасхалию на любой год, сама расставляет передвижные праздники, добавляет данные об уставе поклонов и трапезы, указывает дни памяти святых, чтимых нашей Церковью. Все это делается в строгом соответствии с дораскольными книгами с учетом практики, утвержденной Православной (старообрядческой) Церковью.

Мы познакомились с Максимом несколько лет назад, когда он завершал работу по сканированию эталонной для православных «Острожской» Библии в рамках своего информационного портала Vechnoe.info . Этот сайт мы упоминали как важный источник доброй информации, когда рассказывали . По-прежнему рекомендуем добавить ресурс в закладки и по мере необходимости черпать оттуда полезную информацию.

О проекте «Древлеправославный календарь»

Цель нового ресурса - дать старообрядцам всех согласий простой и удобный церковный календарь, содержащий все необходимые сведения для церковных богослужений и домашней молитвы. Простой интерфейс с возможностью интеграции с другими ресурсами и позволит читателям согласовать уклад повседневной жизни с заветами и преданием Церкви.

Древлеправославный старообрядческий календарь вычисляет гласы, рассчитывает посты, подвижные и неподвижные праздники, дни поминовения усопших, приходные и исходные поклоны на каждый день и Зрячую Пасхалию. В нем также есть возможность поиска праздников на текущий год или имен по святцам.


Большинство из нас за 100 лет позабыли, с какого дня должна начинаться неделя…

В основу календаря положен старопечатный Часослов, из которого взят текст о праздниках и постах на каждый день. Кроме того, добавлены праздники из календаря РПсЦ (в следующей версии будет возможно настроить календарь для отдельного согласия).

В случае выявления разногласий текущей практики с Церковным Оком предпочтение отдавалось Церковному Оку, причем всегда в сторону большей строгости, так как правильнее предупредить, чем попустить.

Пасхальные алгоритмы, алгоритмы расчета дат Юлианского и Григорианского календарей взяты из работы Клауса Тондеринга «Часто задаваемые вопросы о календарях» .

Календарь охватывает периоды с 1900 по 2099 годы, однако при необходимости ограничение можно снять. К реализации запланированы и другие полезные функции, которые наверняка придутся по душе пользователям.

При помощи редакции сайта «Старообрядческая Мысль» была разработана дополнительная программа, позволяющая встраивать календарь в другие сайты. Сейчас она доступна на сайт в режиме чтения статей, однако уже скоро появится и на главной странице в виде расширенного меню.

Как и любой новый программный продукт, календарь может содержать ошибки и неточности, а также спорные моменты. Максим Чернятевич обращается с просьбой ко всем читателям сайта «Старообрядческая Мысль» с просьбой не оставаться безучастными и информировать нас о своих вопросах, сомнениях и пожеланиях. Сделать это можно в виде комментария к данной статье, либо на e-mail staroveru@сайт , [email protected] .

Все, кто хотел бы присоединиться к проекту Древлекалендаря, в том числе для его размещения на своих сайтах, должны согласовать свое участие с разработчиком.

Желаем всем потрудившимся во славу Божию, в частности р.б. Максиму, Ивану, Ольге доброго здоровья и душевного спасения!

Редакция сайта

ПОСТЪ - это древнесловенская аббревиатура по буквам П - полное О - очищение С- собственных Т- телес Ъ - сотворяша, т.е система постов предназначена для очищения телес (чакр), чтобы перестроить организм с одного вида пищи на другой. Все зависит от климатических сезонов. Каждое Лѣто у нас существует 5 постов. Посты не как у христианской церкви, у них там по 40 дней, а перед этим они, как в народе говорят, наедаются от пуза, чтоб потом по 40 дней голодать поститься. У нас, как правило, 1-2 славянских недели - славянский пост.

СВѦТЫЙ ПОСТЪ . Он всего идет одну неделю, т.е. 9 дней - одна славянская неделя в месяц Рамхатъ с 23 дня по Рамхатъ 31 дня. (В Лѣто 7522 - с 15.10.13 по 23.10.13)

В этот период времени Православным Староверам не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. Не желательно. А что же желательно? В пищу в эти дни Староверы употребляют утром и вечером - овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днем - воду, соки и травяные чаи: смородиновый лист, малиновый лист, мята, чебрец, ромашка. Это связано с подготовкой организма к переходу на ранне - консервированную пищу, т.е. это у нас осенью. Малосольние огурчики, помидорчики и т.п., и чтобы организм подготовить к такой ранне - консервированной пище, мы должны его очистить, чтоб он у нас нормально работал.

ДАЖДЬБОЖIЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Бейлѣтъ с 1 дня по Бейлѣтъ 18 дня. (ВЛѣто 7522 - с 13.12.13 по 30.12.13)

В этот период времени Староверы готовят себя от ранне - консервированной пищи на полностью консервированную пищу (соления, копчения и т.д.). В период этого поста Староверы не употребляют в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметана) и сливочное масло. Любое растительное масло можно употреблять - это не только подсолнечное масло, льняное масло, конопляное, горчичное и др. из хлебных изделий можно вкушать - серый хлеб, как его еще сейчас называют, урожайный хлеб, и ржаной хлеб. Особенно, испечённый из полуночной опары, т.е. её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно, и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также как и в Святый пост.
Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую, квашенную капусту или гречневую кашу.

ЧИСТЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Гейлѣтъ с 23 дня, по Гейлѣтъ 40 день. (В Лѣто 7522 - с 14.02.14 по 03.03.14)

В этот период времени Староверам не рекомендуется употреблять в пищу мясную, жирную, кислую, квашенную, а также яйца. Любое животное и растительное масло в Чистый пост запрещено к употреблению. Можно - нежирную рыбу, кроме жаренной, крупяные каши на пару, макаронные изделия (домашнюю лапшу из пресного теста), серый и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи, и в малых количествах зернобобовые.

Во вторую неделю Чистого поста постепенно вводится свежая растительная пища - зеленый лук, редис, и т.д.

Многие каши на пару делались в виде кутьи, т.е. не в смысле, что туда изюм добавляли или кишь - мишь, а в смысле, что их заправляли медом, как добавочку, после того, как она полностью приготовилась. Мёд это же очень сильная энергетическая система. И его добавляют вместо сахара. Многие сейчас же как, поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, а всегда использовали: рис, сушеный виноград - изюм, и мёд.

Макаронные изделия как наши Предки делали? Они делали нежирное тесто, раскатывали в листы и резали в лапшу, на полотенце просушили - вот такие получались макаронные изделия, я их имею в виду, домашнюю лапшу из пресного теста.

ВЕЛИКИЙ ПОСТЪ - три на десять дней, полторы славянские недели (13 дней) идет в месяц Дайлѣтъ с 23 дня, по Дайлѣтъ 35 день. (В Лѣто 7522 - с 27.03.14 по 07.04.14)

Великий он не потому, что длительный, как у христиан. Они в маслячную неделю должны наесться от пуза, а потом голодать. Великий пост потому, что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков. Почему? Помните треугольники (рис.3): пища, воздух, ум и наоборот? Когда в Великий пост ограничение в питании человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое компенсирует человеку питание продуктами. Как бы сказали йоги: Человек переходит на прановое питание, ограничивая себя в земной пище, получаешь больше Небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждения твоего организма после времени мары, т.е. после зимы.

В это период непозволительно употреблять мясную жирную пищу (кроме мяса курицы, перепелки и кролика), жирную рыбу, масло, кроме растительного, молочные продукты - сливки, сметана - эти понятия в нашем понимании, а не то, что сейчас называют сметаной - оное не является. Сливки должны быть плотные густые, а сметану надо ножом резать - такие были славянские продукты. Сейчас такую сметану называют - деревенской сметаной. А сейчас то, что в магазинах продают как сливки - это обычное молоко. Всё остальное нежирное можно вкушать.

В Великий пост рекомендуется в ежедневный рацион вводить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают человеку могучую природную силу.
Черные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше, если семечки щелкали, то серые полосатые. Белые тыквенные. Щелкали дынные.
Еще в Великий пост очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.

СВѢТЛЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели. Он у нас идет в месяц Вейлѣтъ с 32 дня, по Хейлѣтъ 8 день. (В Лѣто 7522 - с 24.06.14 по 11.07.14)

В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идет на закат, одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купала, который совпадает со Светлым постом, можно есть рыбу и мясо любой жирности, но оно должно быть обязательно приготовлено на Живом Огне. А костер, на котором готовят, должен быть запален от Живого огня. Либо от жезленника на празднике поджигают, от сияющего меча, и мясо готовят. Но раньше мясо готовили на вертеле, сейчас - шашлыки, либо на кованках делали - это огонь, а сверху как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас вместо кованок делают на решетках - куски мяса хорошо прожаривают.

ОДНОВНЕВНЫЙ ПОСТ - каждый седьмой день 9-ти дневной славянской недели. Согласно заповеди Сварога почитайте (как выходные) три дня на недели: 3-тий, 7-ий и 9-ый. В это день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе. Исключения составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался - не зашлаковывался, а очищался.

Гуслицкие староверы считаются людьми суровыми, с крутым нравом. Именно таких, самых непримиримых, ссылали в здешние места при царе Иване III. Живут они, проводя дни и ночи в трудах, постах и молитвах. Называют себя истинными православными, крестятся двумя перстами. Корреспонденты "МК" решили выяснить, чем Великий пост староверов отличается от нашего, нововерческого.

В Шувое не говорят "спасибо". Только "спаси Христос" и "благодарю". Иначе от Бога буква отлетает (спасибо - спаси Бог).

Отведайте щей с белыми грибами, - просит пенсионерка Вера Горячева. - А еще риску с сухофруктами, киселя клюквенного.

Вера Георгиевна не представляет себе, как можно не поститься.

А в чем тогда смысл? Господь дал заповеди, которыми нужно руководствоваться как инструкцией.

Максим - человек молодой, помогает батюшке на службе и воспитывает своих детей в старообрядческой вере. Его называют уставщиком, потому что он следит за соблюдением церковного устава. У его жены Татьяны волосы убраны в повойник, который она никогда не снимает.

В храм всегда надеваю церковный сарафан - праздничную одежду до пят с белой блузкой, - рассказывает Татьяна. - И еще беру с собою лестовки - старообрядческие четки. Их в Шувое плетут все женщины, украшая бисером.

Старообрядческий пост куда строже, чем пост нововеров. v - У никонианцев, то есть у вас, только первая и последняя неделя строгие, а во все остальные можно пост нарушить, - укоризненно качает головой отец Алексей. - А у нас, если чуточку дал поблажку, считай, что пост пропал.

Старообрядцы не едят крольчатину, конину, медвежатину. "Эти животные нечистые, - объясняет отец Алексей. - Из рыбы в пищу употребляем только чешуйчатую. Угорь, например, все равно что змея. А змея - дьявол, искуситель".

У батюшки в доме нет телевизора. Он считает, что новости лучше слушать по радио. А с голубого экрана часто демонстрируют непристойности. У остальных жителей во время поста телеки покрыты скатертями - до Пасхи их все равно не включают.

К причастию допускаю только тех, кто соблюдал все 4 поста в году и воздерживался от скоромной пищи по средам и пятницам, - говорит батюшка. - На исповеди предупреждаю, что если скрыт хоть один грех, то Господь не простит ему и те грехи, в которых он покаялся.

Идем за батюшкой в церковь. На пороге он колеблется: пускать ли нас. Для него мы хоть и православные, но нововеры - все равно что безбожники. Деревянная церковь поражает своей строгостью и скромностью. Нет привычной позолоты, зато все иконы старинные. Вместо люстр с лампочками - светильники с лампадками. Иисус Христос в алтаре благословляет двумя перстами. Служба у староверов длится 5-6 часов, у нововеров она сокращена почти вдвое. Прихожане держат сложенные руки на груди, крестятся и кладут поклонны одновременно, а не как кому вздумалось.

В церкви не продают ни золотых, ни серебряных крестиков - только медные. Ведь староверы - скромны, как Господь. Но женщины носят крестики округлой формы, а мужчины обычной. Вот такая традиция. Старообрядцев всего 10 млн. человек по всему миру. Но верят они истинно, по-настоящему. Во всяком случае, корреспондентов "МК" они в этом почти убедили.

«Мы не вольны управлять тем, что из нас выходит, но вольны контролировать и управлять тем, что в нас входит…»

Народная мудрость.

Святый ПОСТЪ. С 23 по 31 день Рамхатъ (с 14.10 (с 18:00) по 23.10 (до 18:00) вкл.)
Длится девять дней, одна славянская Неделя, с 23 по 31 день Рамхатъ. В этот период времени Православным Староверам — Инглингам непозволительно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. В пищу в эти дни Староверам необходимо употреблять утром и вечером овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые, а днём воду, соки, травяные чаи. Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервируемую пищу.

Даждьбожий ПОСТЪ. С 1 по 18 день Бейлетъ (с 12.12 (с 18:00) по 30.12 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 1 по 18 день Бейлеть. В этот период времени мы готовим себя к переходу от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую пищу (соления, копчения и т.д.). В период ПОСТа непозволительно употреблять в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметану) и сливочное масло (растительное масло можно употреблять). Из хлебных изделий можно вкушать , особенно испечённый из Остальные продукты вкушаются так же, как и в Святый Постъ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую капусту или гречневую кашу.

Чистый ПОСТЪ. С 23 по 40 день Гейлетъ (с 13.02 (с 18:00) по 02.03 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 23 по 40 день Гейлеть. В этот период непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), а также яйца. Любое животное и растительное масло запрещено!!! Можно нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Во вторую неделю постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).

Великий ПОСТЪ. С 23 по 35 день Дайлетъ (с 25.03 (с 18:00) по 06.04 (до 18:00) вкл. )
Длится тринадесять дней, полторы славянские Недели, с 23 по 35 день Дайлеть. В этот период непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное, нежирное, можно вкушать.

Светлый ПОСТЪ. От 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ (с 24.06 (с 18:00) по 11.07 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, от 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ. В этот период только утром и вечером одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купалы, который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).

Однодневный ПОСТЪ
Каждый седьмой день недели (девятидневной недели), согласно Заповеди : «Почитайте три дня в неделе - третий, седьмой и девятый…», в этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель (если однодневный ПОСТЪ совпадает с праздником, то в этот день мы не постимся, а соблюдаем праздник).

Не соблюдают ПОСТЪ: дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.