Правовое обучение детей инвалидов в школе. Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования? Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выпл

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


20.03.2020

"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества". Д.А. Медведев.


Конституция Российской Федерации; высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. нормативный правовой акт - Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;


Федеральный закон от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от); - Федеральный закон от ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от); - Указ Президента РФ от "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы»; - Указ Президента РФ от "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от);


Постановление Правительства РФ от "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от); - Письмо Минобрнауки России от "О рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».


Письмо Минобрнауки России от АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»; - Концепция развития дополнительного образования от 4 сентября 2014 года; -Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. N 23-РЗ "Об образовании». - Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на годы»;


Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р ", утв. постановлением Госстандарта России от ст; - Всеобщая Декларация прав человека (1948); - Декларация прав ребёнка(1959); - Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971); - Декларация ООН о правах инвалидов (1975);






Инклюзивное обучение – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.


Принципы инклюзивного образования: - принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе; - включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи; - вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач; - использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.


В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.


Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.


В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Согласно п. 4 ст. 79 «Закона об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.


Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.


Адаптированная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ, ст.2, п.п. 28).


В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.


Специальные условия- Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.


Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право присутствовать при обследовании детей психолого- медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.


Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.


Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.




Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом


Направления реализации ИПР: - Организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации); - Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ребенка-инвалида; - Организация обучения ребенка-инвалида по индивидуальному учебному плану.




« О государственной программе Российской Федерации « Доступная среда » на годы » Постановление правительства от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. - Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям - инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого - медико - педагогических комиссий.



Сущность государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г., "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета потребностей инвалидов соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны осуществлять меры, направленные не только на охрану здоровья населения и профилактику инвалидности, но и на создание условий для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов". Разработана также федеральная программа "Социальная поддержка инвалидов". В рамках Федеральной комплексной программы "Дети России", распространяющейся на все детское население Российской Федерации предусмотрена такая программа как "Дети-инвалиды".

Реализация федеральных программ должна создать условия, отвечающие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является деятельность по объединению усилий, как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребности данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Развертыванию социальной работы с инвалидами по их интеграции, общество должно способствовать созданию сети реабилитационных центров для лиц с ограниченными возможностями, где осуществлялась бы профориентация; проводились бы профобучение, консультирование по психологическим правовым и организационным проблемам; предлагалась бы конкретная помощь по обеспечению и в трудоустройстве.

Нормативно-правовая база работы с инвалидами Российской Федерации

В Российской Федерации права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как: "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др.

В зависимости от степени нарушений здоровья человека, со стойким расстройством функций организма, приводящие к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни, выделяются три группы инвалидности. При наступлении инвалидности, в зависимости от установленной группы, причины, а при необходимости и времени наступления назначаются пенсии, устанавливаются льготы, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Первая группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в том числе и тем, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому и др.).

Вторая группа инвалидности дается при полной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения).

Третья группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лиц по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности: при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц малой квалификации или ранее не работавших; при анатомических дефектах или деформациях, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.

Поскольку в результате лечения, а также под влиянием благоприятных социальных факторов степень утраты трудоспособности может меняться, установлены сроки переосвидетельствования инвалидов – для инвалидов первой группы проводится один раз в два года, а для инвалидов второй и третьей групп – один раз в год. Инвалидность, обусловленная анатомическими дефектами или необратимыми хроническими заболеваниями в любом возрасте, а также инвалидами-мужчинами старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, устанавливается бессрочно.

Условия, определяющие право на получение пенсии по инвалидности, регулируются Федеральным законом "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г., а также актами соответствующих органов государственной власти и в том числе общественных организаций и предприятиями (доплаты к пенсиям и т.д.).

Социальное обслуживание инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятым Государственной Думой 17.07.1995 г. Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей инвалидов в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг: уход; организация питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм их собственности.

Участие государства, в частности, через реализацию таких программ, как Федеральная программа "Дети России", всегда будет ограничено ресурсами. Усугубляется социально-экономическая ситуация бюджетным дефицитом, внутренним долгом государства, продолжающимся спадом производства и инфляцией.

В этих условиях особую актуальность приобретает объединение усилий правительственных органов, предпринимательских структур и неправительственных организаций, в формировании и реализации социальных программ и социальной политики.

Сравнительное изучение законодательства различных стран и международного права позволяет выделить следующие принципы социальной политики:

Принцип социального партнерства
, предполагает союз и совместную деятельность правительственных кругов и политических партий, объединение работодателей и лиц наемного труда (профессиональные союзы, различных неправительственных организаций в решении самого широкого спектра проблем в области социальной политики);

Принцип социальной солидарности
, реализуемый через налогообложение и обозначающий готовность трудоспособных граждан поддерживать лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а также людей с ограниченными возможностями;

Принцип участия
, осуществляемый путем привлечения лиц с ограниченными возможностями и их общественных формирований к непосредственному участию в формировании и реализации социальной политики и социальных программ, касающихся этих лиц и всего гражданского общества в целом.

Реализация этого принципа на практике позволит, в частности, не допустить принятие законопроектов, противоречащих интересам определенных слоев населения, в поддержку которых эти законы и предназначались.

Выступая перед участниками международного семинара, посвященного участию правительства, бизнеса и неправительственных организаций в формировании социальной политики, эксперт Международной ассоциации инвалидных организаций "Мобилити Интернэшнл" Хенк Виллемсен. обратил внимание, что принятие каких-либо законов или государственных решений по инвалидам в Нидерландах возможно лишь при согласовании и поддержке со стороны общественных объединений, представляющих их интересы.

Принцип социальной компенсации
призван обеспечить правовую и социальную защищенность лиц с ограниченными возможностями для восполнения этой ограниченности, что, в свою очередь, предполагает создание доступной среды жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания;

Принцип гарантий предусматривает предоставление лицам с ограниченными возможностями гарантированных государством социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

Принцип приоритета предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.

Таким образом, речь идет об одном из самых фундаментальных принципов социальной политики, в первую очередь, в европейской социальной практике – принципа субсидарности , предполагающего законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере в поддержку последних. Широко применяемый в практике индустриально развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой западноевропейского социального пространства этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять "поиск" так называемых "свободных носителей" в общественном секторе для привлечения их в реализацию социальных программ и проектов. Только тогда, когда такою рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты. Реализация принципа субсидарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на все вновь возникающие социальные запросы, привлекать к решению социальных проблем самих граждан в их собственных интересах и в интересах развития гражданского общества.

Специалисту по социальной работе и родителям необходимо знать основополагающие правительственные и ведомственные документы, предоставляющие детям с умственными и физическими ограничениями, в том числе детям-инвалидам, определенные льготы.

Семейный кодекс Российской Федерации

Все дети, независимо от состояния их здоровья, имеют право жить и воспитываться в семье (ст.54 Кодекса). Воспитание детей в семье обеспечивается наличием у родителей ребенка так называемых родительских прав. Родительские права фактически выступают и как обязанности родителей. Их ненадлежащее осуществление является основанием для лишения родителей таких прав или для ограничения их в правах (ст.69, 70 Кодекса).

Если у ребенка нет родителей, родительские права предоставляются другим лицам – усыновителям, опекунам либо попечителям. При отсутствии лиц, заменяющих родителей, дети помещаются на воспитание в государственные детские учреждения – дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома-интернаты.

Закон возлагает на родителей также обязанности по содержанию детей: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Согласно ст.86 Кодекса, в случаях тяжелой болезни, увечья, инвалидности ребенка и других обстоятельствах родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах. Размер участия в таких расходах определяется судом с учетом материального и семейного положения родителя.

Признание детей инвалидами

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В соответствии с законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 11.07.1991 г. N 593-р приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. N 117 разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом. В их основу положены функциональные изменения и патологические состояния, дающие право на установление инвалидности на сроки от 6 месяцев до 2 лет, от 2 до 5 лет, до достижения 16-летнего возраста. Определены порядок выдачи медицинского заключения детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, медицинские показания для обеспечения вспомогательными бытовыми средствами, автономными средствами передвижения.

В случае несогласия с медицинским заключением родители или опекун ребенка-инвалида имеют право обжаловать данное заключение в вышестоящих медицинских учреждениях или в судебном порядке в течение одного месяца.

Детские специализированные учреждения

Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Ребенок-инвалид помещается в специализированное детское учреждение по желанию родителей. Дети раннего возраста – до 4 лет – принимаются в специализированные дома ребенка, находящиеся в ведении органов здравоохранения.

В системе социальной защиты населения существует два типа стационарных учреждений для детей-инвалидов: дома-интернаты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для умственно отсталых детей.

К числу специализированных детских учреждений, находящихся в системе народного образования, относятся в основном учреждения восстановительно-лечебного характера. Это школы-интернаты с особым режимом для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей.

При приеме ребенка в специализированное учреждение государство принимает на себя все расходы по его содержанию, воспитанию и лечению, а также уходу за ним. Если же ребенок находится в семье, ему назначается социальная пенсия.

Социальные пенсии детям-инвалидам

В соответствии со статьей 114 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере минимальной пенсии по старости.

Согласно закону Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (ст. З), минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.1992 г. N 1365 с 01.12.1992 г. в 2 раза повышены размеры социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми, а также стипендий, установленных Указом Президента Российской федерации от 21.05.1992 г. N 515 "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 г.".

Пенсионное обеспечение членов семьи, занятых уходом за ребенком-инвалидом

Согласно ст. 11 закона "О государственных пенсиях в РСФСР" (принят Верховным Советом РСФСР 20.11.1990 г.), матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Смерть ребенка после достижения восьмилетнего возраста не лишает мать права на указанную пенсию.

Льготы для лиц, воспитывающих детей-инвалидов

В соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности от 12.10.1967 г. (с изменениями и дополнениями от 1985 г.) отсрочка от призыва на действительную службу по семейному положению предоставлена тем призывникам, которые имеют на своем иждивении:

1) Двух и более детей или жену-инвалида I - II группы.

2) Одинокую трудоспособную мать с двумя и более детьми до 8 лет.

3) Одного или более родных братьев или сестер в возрасте до 16 лет – инвалидов с детства.

Согласно постановлению Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. N 1420-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи":

Больничный листок работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом, выдается в случае болезни матери лечащим врачом на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком;

Одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка инвалида, устанавливаются:

А) выдача листка по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком;

Б) один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6.03.1992 г. N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений" предусматривается освобождение родителей от уплаты за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских учреждениях.

Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (указ Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов").

Льготы по проезду

Всем инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет, а также лицам, сопровождающим в поездках инвалидов 1 группы, предоставляется скидка в размере 50% со стоимости проезда по железной дороге, на водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в период с 1 октября по 15 мая (если они не имеют права на более высокие льготы по другим основаниям) независимо от факта работы инвалида.

При проезде на воздушном транспорте указанная льгота предоставляется в сроки, установленные органом управления гражданской авиации.

Детям-инвалидам по зрению, детям-инвалидам, не имеющим двух конечностей или с параличом двух конечностей, а также инвалидам I и II групп других категорий этих же причин предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), в сельских районах – в пределах административного района по месту жительства.

В сельской местности бесплатный проезд на автомобильном транспорте предоставляется инвалидам как по месту постоянного, так и временного жительства. В районах, где функция транспорта общего пользования по перевозке пассажиров осуществляется ведомственным автомобильным транспортом, бесплатный проезд инвалидам предоставляется на этом транспорте.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет включительно (дети-инвалиды) обеспечиваются бесплатным проездом, бесплатной путевкой, а сопровождающие их лица (один из родителей, опекун, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скидкой.

Льготы по медицинскому обслуживанию детей-инвалидов

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.1992 г. N 970 детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно.

Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами

Семьям, имеющим ребенка-инвалида старше 3 лет, в соответствии с медицинскими показаниями, предоставляются бесплатно кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски (Приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. N 35). Эти средства передвижения выдаются на основании медицинского заключения детских лечебных учреждений на ребенка-инвалида в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом", утвержденными приказом Минздрава РСФСР от 04.07.1991 г. N 117.

Льготы по протезированию

Инвалиды, нуждающиеся в протезировании, полностью или частично освобождаются от оплаты стоимости и ремонта протезно-ортопедических изделий (приказ Минсобеса РСФСР от 15.02.1991 г. N 35 "Об утверждении инструкции "О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов").

Предоставление тех или иных льгот инвалидам зависит от группы инвалидности, ее причин, видов протезно-ортопедических изделий, а также от того, находится ли инвалид на полном государственном содержании в учреждениях социальной защиты или нет.

Все инвалиды, находящиеся в профтехучилищах-интернатах для инвалидов, в детских домах-интернатах системы социальной защиты, получают протезно-ортопедические изделия бесплатно за счет средств указанных учреждений.

Всем гражданам, получающим протезно-ортопедические изделия бесплатно, ремонт этих изделий производится также бесплатно.

Жилищные и бытовые льготы

Согласно Жилищному кодексу РСФСР, в первоочередном порядке обеспечиваются жилой площадью лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Список заболеваний утвержден приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 г. N 330 с изменениями, внесенными приказом Минздрава СССР от 23.12.1986 г. N 1650 и от 5.03.1988 г. N 187.

Медицинское заключение выдается больному по его заявлению, а в отношении больных, не достигших 16 лет, и психически больных, признанных судом в установленном порядке недееспособными, по заявлению их родителей, опекунов или попечителей.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен. Эти заболевания перечислены в списке болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью. Список утвержден циркуляром НКВД и Наркомздрава РСФСР от 13-19.01.1928 г.N 27/15 и в настоящее время является действующим, поскольку не противоречит Основам жилищного законодательства.

Льготы по налогам

В соответствии со ст.9 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и ст. З закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", пенсии не подлежат обложению налогом. В соответствии с законом РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (действует с 1 января 1992 г.) совокупный годовой доход одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц), воспитывающих совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной оплаты труда.

Формирование доступной среды жизнедеятельности

Согласно указу Президента Российской Федерации от 2.10.1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной и производственной инфраструктуры, средств транспорта, связи и информатики не допускается:

1)проектирование застройки городов и других поселений, разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требований доступности их для инвалидов, разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, – с момента вступления в силу настоящего указа;

2)застройка городов и других поселений, строительство и реконструкция зданий и сооружений без обеспечения требований доступности их для инвалидов, а также серийное производство средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов – с 1 января 1994 г.

Научное и информационное обеспечение проблем инвалидности и инвалидов

27 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов". Указом предусматривается, начиная с 1993 г., ежегодное целевое выделение финансовых средств и материально-технических ресурсов на организацию и проведение научных исследований - по приоритетным направлениям государственной политики в отношении инвалидов и мероприятий по научно-технической информации и пропаганде по проблемам инвалидности и инвалидов.

Правительству Российской Федерации было поручено разработать долгосрочную государственную комплексную программу научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1993-1997 гг., включающую создание национального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, региональных центров информации и исследований по проблемам инвалидности, региональных научно-практических центров по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

В течение последних лет продолжалась законотворческая деятельность Российского государства, направленная на осуществление намеченной социальной политики в интересах детей, на выполнение Конституции российской Федерации в части защиты семьи и детства, прав и свобод граждан, на обеспечение соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов, прежде всего Конвенции ООН, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был издан Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994 г. N 1696, в котором Федеральная программа "Дети России" утверждена в качестве президентской,

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 10.12.1993 г. N 2122 "О совершенствовании системы социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размера". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1994 г. N 133 был утвержден порядок назначения и выплаты этих пособий.

Потребность в изменении законодательства, регулирующая алиментные обязательства, обусловила принятие в декабре 1994 г. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР".

Среди законов, соответствующих Конвенции ООН по проблемам детства, важным является закон "Об образовании", который восстановил право граждан на получение бесплатного среднего (полного) пользования. Постановлением от 5.06.1994 г. N 650 утверждено новое типовое положение начального профессионального образования и Постановлением от 31.08.1994 г. N 1008 типовое положение об общеобразовательном учреждении, которые распространяются и на категории детей, имеющих проблемы развития.

В Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей. В настоящее время государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи, тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.

Задача родителей - воспитывать и защищать своих детей. Сам же ребёнок не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о школьниках, обязанности отстаивать основные права ребёнка ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение.

Нормативно-правовые акты

Основные права ребёнка в школе регламентируются законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом общеобразовательном заведении существует свой устав. В таком статуте может быть прописано, какие права имеет ребёнок, учащийся конкретно в этом заведении, а также каковы его обязанности как ученика. Создавая устав школы, необходимо придерживаться Конституции и законов государства.

Откуда ребёнок узнаёт о своих правах

Ознакомить школьника с его правами - это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов ученик что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить.

Классный час и сопутствующие мероприятия, объясняющие, какие права имеет ребёнок, можно начинать проводить уже в начальной школе. В четвёртом-пятом классе дети способны адекватно воспринимать информацию подобного рода. В целях ознакомления устав школы обязательно должен быть вывешен на всеобщее обозрение.

Основные права ребёнка, посещающего общеобразовательное учебное заведение

  • Самостоятельно выбирать школу, в которой он хочет учиться.
  • Получить бесплатное полное среднее образование (11 классов).
  • Право на перевод в другую школу с его согласия и с согласия родителей, вне зависимости от направленности школы и даже в ходе учебного года.
  • Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности.
  • По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки.
  • Право на получение знаний от учителей.
  • Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к ребёнку со стороны учителей и остальных работников школы.
  • Посещение школьных мероприятий (концерты, экскурсии).
  • Добровольно и только по собственному желанию школьник может помогать в благоустройстве учебного заведения.
  • Получать книги из школьной библиотеки.
  • В случае надобности получать помощь школьного психолога.
  • Если возникло такое желание или необходимость, школьники могут изучать определённый предмет по ускоренной программе.

Иногда бывают сложности в реализации прав учащихся. Например, при переводе из одной школы в другую требуют окончания учебного года или согласия директора, субботники, организованные для облагораживания территории школы, преподносятся как обязательные мероприятия. Недофинансирование школ также стало причиной тому, что бесплатное образование превратилось в условно бесплатное. Библиотечные фонды не обеспечивают всех учеников необходимыми учебниками, и родители вынуждены покупать их за свои деньги. Всё это - не что иное, как нарушение прав ребёнка в школе.

Обязанности школьника

  • Бережно относиться к школьному имуществу, мебели, учебной литературе.
  • Регулярно посещать занятия согласно расписанию.
  • Придерживаться устава школы. Соблюдать правила школьного статута.
  • Доброжелательно относиться к другим учащимся, учителям и работникам школы. Уважать их достоинство и честь.
  • Исполнять требования администрации учебного заведения в пределах его статута.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм школьного устава.

Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах школы, ученик может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

В каких формах может выражаться нарушение прав школьника

В стенах учебного заведения школьники могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в школе. Родители должны интересоваться школьной жизнью ученика, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить.

Права ребёнка в школе могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Школа должна контролировать поведение детей, находящихся на её территории во время учебного процесса и внешкольных мероприятий, так как она в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Иногда школьники сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны учителей в так называемых воспитательных целях.

Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес ребёнка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения.

Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Школа не имеет никакого права навязывать кому-то из своих учеников те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций - это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства.

Одним из проявлений психологического насилия может выступать гендерная дискриминация. Это те случаи, когда детей делят по половому признаку при выполнении каких-либо заданий или поручений. Например, мальчик может чувствовать угнетение, если на дежурство необоснованно оставили только мальчиков, а девочек отпустили домой.

И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на школьников. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны одноклассников или учителей может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости ребёнка.

Защита прав ребёнка в школе. Как поступать родителям

Все мамы и папы надеются, что пока их чадо находится в школе, оно в полной безопасности. Но что же делать, если всё же происходит нарушение прав ребёнка и на него осуществляется неправомерное физическое или психологическое влияние?

Если инцидент не носит серьёзных последствий, достаточно прояснить все моменты с ребёнком, классным руководителем, всеми участниками событий. При этом нужно выяснить причину возникшей спорной ситуации и составить план поведения на будущее, чтобы исключить повторение подобного.

Когда же вы имеете дело с серьёзными происшествиями или повторяющимися событиями, влияющими на физическое или психологическое самочувствие ребёнка, здесь надо принимать серьёзные меры. Первое, что нужно сделать, - это пройти медицинскую экспертизу, в случае с физическим насилием над школьником, и освидетельствование у детского психолога, если речь идет о моральном давлении. Далее необходимо определить свидетелей события, которые в дальнейшем помогут выяснить все спорные моменты.

О случившемся обязательно должен узнать директор школы. Лучше, если родители напишут официальный запрос на его имя. Директор в кратчайшие сроки должен ознакомиться с подробностями произошедшего инцидента и помочь в решении вопроса.

Если разбирательство на местном уровне не принесёт результата, родители имеют право обратиться в органы полиции, прокуратуры или суд, чтобы с их помощью защитить права ребёнка в школе.

Иногда как альтернатива решения вопроса при повторяющихся инцидентах возможен перевод ребёнка в другую школу.

Права детей-инвалидов

Каковы права ребёнка-инвалида в школе? Имеют ли дети с ограниченными возможностями и физическими дефектами возможность посещать общеобразовательное учебное заведение? Что может ограничить права ребёнка в школе?

Россия - страна, где дети-инвалиды имеют право получить полное среднее образование в школе, если этому нет медицинских противопоказаний. Никаких ограничений со стороны учебного заведения для таких детей быть не может.

Естественно, что для обучения детей-инвалидов иногда приходится создавать специальные организационно-технические условия.

Ребёнок-инвалид имеет право на:

  • приоритетное зачисление в учебное заведение при подаче стандартного пакета документов;
  • свободный выбор школы, более подходящей для обучения по территориальному расположению либо рекомендованной медико-педагогической экспертизой;
  • отчисление в случае неспособности усваивать школьный курс по состоянию здоровья или нарушения устава школы;
  • обязательное участие Комиссии по делам несовершеннолетних в вопросах отчисления из школы и подбора нового учебного заведения.

Как происходит сдача Единого государственного экзамена ребёнком-инвалидом

При сдаче ЕГЭ дети-инвалиды имеют некоторые привилегии. Бывают случаи, когда прохождение экзаменов может быть запрещено медико-педагогической экспертизой. Тогда школьник получает справку или аттестат о среднем образовании без сдачи ЕГЭ.

Также ребёнок-инвалид имеет право на некоторые уступки в процессе прохождения тестирования. Это может быть дополнительное время на выполнение заданий, возможность принять необходимые лекарства или сделать перерыв в процессе проверки знаний.

Обеспечение защиты прав детей-сирот в образовательных учреждениях

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - наиболее незащищённая категория, но они, как и все, имеют право на образование. Это продиктовано законом «Об образовании в РФ».

Контролировать получение детьми-сиротами качественного среднего образования - задача государства. В этих целях ведётся постоянная работа над усовершенствованием условий их обучения.

Дети-сироты, не имеющие попечительства других родственников, получают среднее образование в специализированных школах-интернатах. Администрация таких учебных заведений обязана обеспечивать:

  • соблюдение полноценного и непрерывного педагогического процесса;
  • возможность регулярного посещения занятий учениками;
  • наличие всей необходимой учебной литературы и пособий;
  • благоприятный психологический климат в коллективе и позитивное взаимоотношение воспитанников и педагогов;
  • возможность для каждого ученика получить квалифицированную помощь в проблемных ситуациях.

Контроль соблюдения прав и свобод детей-сирот в учебных заведениях обеспечивает государственный мониторинг.

Что можно сказать в завершение

Права ребёнка в школе и их защита - вопрос, несомненно, важный и требующий внимания. Это должны понимать как родители, так и представители учебного заведения. Органы местного самоуправления также обязаны способствовать тому, чтобы права ребёнка в начальной школе и старших классах были гарантированно защищены.