Презентация на тему: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей. Презентация на тему "патология органов слуха" Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока «Слуховой анализатор»

Цель урока сформировать знания о слуховом анализаторе и раскрыть особенности его строения и правила гигиены органов слуха.

С помощью учебника (стр. 253) заполните схему. Слуховой анализатор Слухового рецептора Слухового нерва Слуховая зона коры больших полушарий (височные доли)

Орган слуха Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо

Используя учебник стр. 253-255 заполните таблицу Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Наружное ухо 1. Ушная раковина. 2. Наружный слуховой проход. 3. Барабанная перепонка. 1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. 2. Ушная сера – задерживает пыль и микроорганизмы. 3. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Среднее ухо 1. Слуховые косточки: – молоточек – наковальня – стремечко 2. Слуховая труба 1. Увеличивают силу воздействия колебаний барабанной перепонки. 2. Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Внутреннее ухо 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью. 2. Орган равновесия – вестибулярный аппарат. 1.Колебания жидкости вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга.

С помощью видеоролика «Механизм прохождения звука» составьте схему прохождения звуковой волны

Схема прохождения звуковой волны Наружный слуховой проход колебание барабанной перепонки колебание слуховых косточек колебание жидкости улитки движение слухового рецептора слуховой нерв головной мозг (височные доли)

С помощью учебника стр. 255-257 сформулируйте правила гигиены органов слуха Гигиена органов слуха 1. Ежедневно мыть уши 2. Не рекомендуется чистить уши твердыми предметами (спички, булавки) 3. При насморке очищать носовые ходы поочередно 4. Если уши заболели, обратиться к врачу 5. Защищать уши от холода 6. Защищайте уши от сильного шума

Строение уха

Домашнее задание §51, зарисуйте рис. 106 стр. 254, выполните практическую работу на стр. 257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся...





Внутреннее ухо (улитка) Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит, повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей




Кортиев орган Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.




Вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.




Патологии слуха Нарушение слуха полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде. Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха.




Дефекты: громкость, обнаружение частот, распознавание звуков Минимальная громкость, которую может воспринять индивидуум, называется порогом слышимости. В случае людей и некоторых животных, эту величину можно измерять с помощью поведенческих аудиограмм. Делается запись звуков от самых тихих к более громким различных частот, которые должны вызывать определённую реакцию проверяемого. Также существуют электрофизиологические тесты, которые могут быть осуществлены без изучения поведенческих реакций.


Говорят, что индивидуум страдает нарушением слуха, если у него ухудшается восприятия тех звуков, которые обычно воспринимаются здоровым человеком. У людей термин «нарушение слуха» обычно употребляется к тем, кто частично или полностью потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Степень нарушения определяется по тому, насколько громче по сравнению с нормальным уровнем должен стать звук, чтобы слушатель начал его различать. В случаях глубокой глухоты слушатель не может различить даже самые громкие звуки, издаваемые аудиометром.


Классификация нарушений слуха Кондуктивная тугоухость это нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути: наружное ухо барабанная перепонка слуховые косточки среднего уха внутреннее ухо. «К звукопроводящему аппарату относят наружное и среднее ухо, а также пери- и эндолимфатические пространства внутреннего уха, базилярную пластинку и преддверную мембрану улитки».


При кондуктивной тугоухости проведение звуковой волны блокируется ещё до того, как она достигнет сенсорно-эпителиальных (волосковых) клеток кортиева органа, связанных с окончаниями слухового нерва. У одного и того же пациента возможно сочетание кондуктивной (басовой) и нейросенсорной тугоухости (тугоухость смешанного характера). [ Встречается и чисто кондуктивная потеря слуха [


Нейросенсорная тугоухость (синоним сенсоневральная тугоухость, англ. sensorineural hearing loss) это потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно- улиткового нерва (VIII), или центральных отделов слухового анализатора (в стволе и слуховой коре головного мозга).


Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость возникает, когда внутреннее ухо перестаёт нормально обрабатывать звук. Это вызывается различными причинами, самой распространённой является поражение волосковых клеток улитки из- за громкого звука и(или) возрастных процессов. Когда волосковые клетки нечувствительны, звуки не передаются нормальным образом на слуховой нерв головного мозга. Сенсоневральная потеря слуха занимает 90 % от всех случаев тугоухости. Несмотря на то, что сенсоневральная тугоухость необратима, можно избежать большего вреда, используя при громком звуке ушные заглушки или слушая музыку на меньшей громкости.


Слухопротезирование Лечение тугоухости, вызванной изменениями в звукопроводящем аппарате, проводится достаточно успешно. При поражении звуковоспринимающего аппарата используется комплекс медикаментозных, физиотерапевтических средств. При недостаточной эффективности этих мероприятий используется слухопротезирование подбор слуховых аппаратов, усиливающих звук. Пригодность слухового аппарата оценивается после адаптационного периода, в течение которого пациент привыкает к необычной громкости воспринимаемой речи и различным посторонним шумам.


Техническое совершенство аппаратуры и правильность индивидуального подбора определяют эффективность слухопротезирования. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью подлежат диспансерному наблюдению, обеспечению максимальной реабилитацией и, по возможности, трудоустройством. В решении этих вопросов большую роль играет общество глухих. После проведения экспертизы трудоспособности такие пациенты определяются на специальные предприятия или получают рекомендацию по ограничению некоторых видов трудовой деятельности.


Реабилитация детей с нарушением слуха В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением. В дальнейшем проводятся речевые занятия с помощью усилителей и слуховых аппаратов. Такая работа проводится в специальных детских садах для слабослышащих детей, начиная с 2-3-летнего возраста. В дальнейшем она продолжается в специализированных школах.


Во многих случаях работа по реабилитации выполняется родителями в условиях естественного речевого общения. Это требует неизменно большего труда и времени, но дает часто хорошие результаты. Но работа эта должна быть совместной с сурдопедагогами и проходить под их наблюдением, таким образом, слагаемые успешной реабилитации слабослышащих следующие: Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов. Интенсивность и систематический характер слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации.


Наиболее ценным периодом для реабилитации являются первые три года жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности. Кроме того, возникшая тугоухость затрудняет общение с окружающими. Для диагностики снижения слуха у взрослых имеется большое количество способов и тестов. Важной целью этого исследования является выяснение причины развившейся тугоухости поражение звукопроводящей или звуковоспринимающей системы.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери

"Слуховой анализатор. Гигиена слуха."

Что бы вы хотели узнать - чему бы вы хотели научиться - зачем вам это надо. Каковы ваши цели?

Что такое анализатор? Из чего он состоит? Какие части образуют зрительный анализатор? Вопросы

Какое значение в жизни человека имеют слух?

Значение слуха: - слух способствует эстетическому воспитанию человека; - является каналом общения; -участвует в передаче и накоплении знаний, накопленных человечеством

Строение слухового анализатора Слуховой рецептор Проводящий путь Чувствительная зона КБП

Строение уха

Строение и функции отделов уха Задание: Пользуясь учебником Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 203 -204 и рисунком форзаца учебника, заполните таблицу Части уха Строение Функции

Строение и функции отделов уха Части уха Строение Функции Наружное Ушная раковина, наружный слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой Защита (выделение серы) Улавливание и проведение звуков Среднее Слуховые косточки: - молоточек - наковальня - стремечко Евстахиева труба Косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба – выравнивание давления в среднем ухе. Внутреннее ухо: преддверие (овальное и круглое окна), улитка Слуховые рецепторы улитки Преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые идут в слуховую зону КБП

Звуковые волны

Гигиена органов слуха Причина Повреждение слухового нерва Образование серной пробки Сильные резкие звуки (взрыв) Постоянные громкие шумы Инородные тела Патогенные микроорганизмы Последствия Нарушение передачи импульсов в слуховую зону КБП Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху Разрыв барабанной перепонки Снижение эластичности барабанной перепонки Отек среднего уха Воспаление среднего уха (отит)

Вредное влияние шума на слух барабанная перепонка постепенно теряет свою эластичность, развивается глухота; шум вызывает торможение в клетках коры головного мозга; шум может вызывать разнообразные физиологические (усиленное сердцебиение, повышение давления) и психические (ослабление внимания, нервозность) нарушения;

Задание К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируется расстояние, на котором тиканье часов он услышал. Аналогичный опыт проводится с левым ухом. (Нормальным считается расстояние 10-15 см.) После прослушивания громкой музыки в течение 2 мин., а затем опыт повторить. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Сделайте вывод. Лабораторная работа " Воздействие шума на остроту слуха"

Проверка первичного усвоения Вставьте в текст пропущенные слова: “Каждое ухо состоит из трех отделов: ……., ……., ……… Наружное ухо заканчивается ……. ……… В среднем ухе находятся … …. Они передают звуковые колебания … … … внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено………. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ……… .. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ………... зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко …….. в общественных местах.

Подведем итоги: Итак, орган слуха предназначен для восприятия звуковых раздражителей. В библии в «Притче о сеятеле» есть такая фраза: «Кто имеет уши слышать, да слышат!» Каков смысл этого выражения? - Какова же роль слухового анализатора (ушей) в общении людей? - Что понимают под понятием «слышать»? Всегда ли мы «слышим» друг друга? Что нужно, чтобы один человек мог услышать другого?

Подведем итоги: - Все ли свои цели, поставленные на урок, вы реализовали?

Домашнее задание: Параграф 54, стр.80-82 учебника. Подумайте! Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? Правила ухода за ушами

Проверка первичного усвоения При проведении опыта со взрывом водорода рекомендуют открывать рот. Почему?

Использованные ресурсы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил. Иллюстрации: CD диск: Просвещение Биология. 9 класс Анатомия и физиология человека/ мультимедийное учебное пособие нового образца.- М., Просвещение-МЕДИА, 2003


Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.

Строение слухового аппарата
Орган слуха и равновесия у млекопитающих и человека состоит из:
Наружного и среднего уха(проводящих звук)
Внутреннего уха(воспринимающего звук)

Внутреннее ухо (улитка )
Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит,
повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей

Кортиев орган
Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток
внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.

Ушные болезни
Холодный ветер или мороз, травма, фурункул, воспаление, скопление серы и многое другое могут вызывать тянущую или режущую боль в ухе, привести к образованию гнойника. наиболее распространенной причиной глухоты является скопление ушной серы. Хроническое заболевание слухового прохода, инфекции могут дать отек и ухудшение слуха. Причиной снижения слуха является и механическая травма барабанной перепонки, рубцы на ней. У людей пожилых крошечные косточки позади барабанной перепонки часто срастаются, и они глохнут. Ухудшает слух ожирение, болезни почек, злоупотребление никотином, аллергии, большие дозы аспирина, антибиотики, мочегонные, сердечные препараты, тоник.На несколько дней ухудшает слух сильный насморк

Гигиена уха
Природа удивительно предусмотрела периодическую очистку уха перемещением серы. Состояние уха, как это ни удивительно, отражается на общем здоровье. К примеру, из-за повышения давления серы на барабанную перепонку возможно головокружение. Внешнее ухо (ушную раковину) лучше всего помять рукой, вращая его во все стороны, оттягивая вниз, вперед, заставляя ушную серу и остатки ее передвигаться и выходить наружу. В неменьшем внимании и уходе нуждается слуховой канал. В здоровом ухе сера не собирается. Местная же ушная боль, зуд, раздражение или воспаление канала не только может быть легко предупреждено, но даже излечено небольшой ежедневной заботой об этом органе. Ушные капли размягчают серу, могут увеличить ее массу и усилить давление, не принеся никакой пользы. Ежедневная чистка ушной раковины заключается в орошении отверстий и в омовении внешних частей обыкновенной водой. Указательный палец нужно вставить в ухо и медленным движением из стороны в сторону с легким нажимом им на стенку удалить серу, сухие отмершие клетки и пыль, накопившуюся за день.

Скачать Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Дата публикации: 09.11.2010 05:12 UTC

Теги: :: :: :: :: :: :.

Контрольная работа
Тема «Возрастные особенности слуховой
сенсорной системы. Гигиена слуха».
По курсу возрастная анатомия и физиология1. Введение- 3 слайд
2. Строение слухового анализатора- 4 слайд
2.1. Периферический отдел слухового анализатора – 5 слайд
2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора – 6 слайд
2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора – 7 слайд
3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка – 8 слайд
3.1. Пренатальное развитие - 8-14 слайд
3.2. Постнатальное развитие слухового анализатора – 15слайд
Ушная раковина-15 слайд
Наружный слуховой проход – 16слайд
Барабанная перепонка – 17 слайд
Барабанная полость – 18-20слайды
Евстихиева (слуховая) труба- 21 слайд
Внутреннее ухо – 22 слад
4. Гигиена слуха – 23-25 слайд
Список литературы -26-27слайд
Автор презентации-28 слайд

1. Введение

Слух – это отражение действительности в форме звуковых явлений.
Роль слуха трудно переоценить. Способность слышать дана
большинству людей от рождения и воспринимается как должное.
Слуховой анализатор – вторая по значимости сенсорная
аналитическая система в обеспечении адаптивных реакций
и
познавательной деятельности человека. С помощью слуха восприятие
мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в
детстве существенным образом оказывает значительное влияние на
познавательное развитие и мыслительную деятельность.
Особая роль слухового анализатора человека связана с речью,
поскольку слуховое восприятие является ее основой. Любые нарушения
слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к
глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребенка остается не
нарушенным. У взрослых людей, владеющих речью, нарушение слуховой
функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет общение
между людьми.

2. Строение слухового анализатора человека

Орган слуха человека
улавливает (наружное ух),
усиливает (среднее ухо) и
воспринимает (внутреннее
ухо) звуковые колебания,
представляя собой, по
сути, дистанционный
анализатор,
периферический отдел
которого располагается в
пирамиде височной кости
(улитке).

2.1. Периферический отдел слухового анализатора

Наружное ухо: ушная
раковина, слуховой проход,
барабанная перепонка
Среднее ухо: полость
среднего уха, слуховая
труба, косточки среднего
уха, молоточек, наковальня,
стремечко
Внутреннее ухо: улитка,
слуховой нерв
Вестибулярный аппарат:
преддверие с мешочками,
полукружные каналы

2.2. Проводниковый отдел слухового анализатора

Волосковые сенсорные клетки
улитки
Спиральный ганглий
Кохлеарные ядра
(1 переключение в ЦНС)
Оливо – кохлеарный комплекс
Нижние бугры
четверохолмия(2
переключение в ЦНС)
Медиальные коленчатые тела
Слуховая зона коры

2.3. Центральный, или корковый отдел слухового анализатора

Центральный конец слухового анализатора расположен в
коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий
головного мозга (в слуховой области коры). В продолговатом
мозгу происходит частичный перекрест нервных волокон,
соединяющих периферический отдел слухового анализатора
в с его центральным отделом.

3. Возрастные особенности слухового анализатора у ребенка 3.1. Пренатальное развитие

Орган слуха в пренатальном
онтогенезе развивается из двух слоев:
Из эктодермального слоя
формируется кожа и подкожные
структуры ушной раковины, наружного
слухового прохода, барабанная
перепонка и содержимое улитки;
Мезодермального – слуховые
косточки и височная кость. Развитие и
формирование органа слуха человека
начинается с первых недель
внутриутробного развития и
продолжается в течение всего периода
беременности.

2-3- я неделя
Внутриутробного
развития – появляется
зачаток перепончатого
лабиринта в виде
утолщения эктодермы на
поверхности головного
конца зародыша по
бокам от нервной
пластинки.

4- я неделя –
эктодермальная
пластинка прогибается,
образует слуховую ямку,
превращающуюся в
слуховой пузырек
5- я неделя –
внутреннее ухо
представляет собой
слуховой пузырек, а
наружное ухо только
начинает образовываться.

8 неделя – внутреннее ухо
представлено
одним завитком
.
элементов спирального
органа (будущая улитка),
наличием мешочков и
полукружных каналов с
сенсорными клетками
вестибулярного рецептора; в
среднем ухе формируется
нижняя часть барабанной
перепонки, хрящевые
молоточек и наковальня; в
наружном – хрящевая часть
наружного слухового прохода
и ушная раковина.

11-12 неделя

Во внутреннем ухе
появляются два завитка
улитки, формируется
перепончатый лабиринт
и волосковые клетки,
волокна слухового нерва
прорастают во
внутреннее ухо;
начинает формироваться
звуковоспринимающий
аппарат – Кортиев орган.

20 неделя –
внутреннее ухо
созревает до размеров
взрослого,
заканчивается
окостенение молоточка
и наковальни и
начинается
окостенение стремени;
ушная раковина
полностью
сформирована.

37 неделя – при созревшем
внутреннем, среднем и
наружном ухе происходит
пневматизация структур
височной кости (сосцевидный
отросток) и барабанной
полости (среднее ухо).
Орган слуха, включающий
наружное, среднее и внутреннее
ухо и волокна слухового нерва,
к моменту рождения полностью
сформирован.
В постанатальном периоде
происходит дальнейшее
созревание органа слуха.

3.2. Постнатальное развитие органа слуха

Ушная раковина у
новорожденного утолщена, хрящ ее
мягкий, рельеф слабо выражен,
покрывающая его кожа тонкая. Мочка
имеет небольшие размеры. Наиболее
быстро ушная раковина растет в
течение первых 2-х лет жизни ребенка
и после 10 лет. В длину она растет
быстрее, чем в ширину.

Наружный слуховой проход

у
маленьких детей короче и уже, чем
у детей старшего возраста и
взрослых. У новорожденного он
имеет вид узкой щели и может
быть
заполнен
первородной
смазкой. По мере роста наружный
слуховой проход ребенка из
щелевидного становится овальным
с более стойким просветом и
отличается от взрослого только
размерами.
Его
длина
у
новорожденного около 15 мм, у
ребенка 1 – года 20 мм, у ребенка 5
лет – 22 мм. У 10-12 летних детей
его длина и форма близких к их
величинам у взрослого.

Барабанная перепонка

у
взрослого имеет овальную форму, а у
детей – круглую. У новорожденного
она наклонена по отношению к оси
наружного слухового прохода на 2030 градусов, этот угол с возрастом
увеличивается на 40-45 градусов. У
новорожденного
размеры
барабанной перепонки те же, что и у
взрослого, но толщина ее больше. У
новорожденного ее высота 9 мм,
ширина 8 мм. Постепенно плотная
неоформленная
соединительная
ткань
в
центре
барабанной
перепонки замещается коллагеново –
волокнистой тканью.

Барабанная полость(среднее ухо)

Барабанная полость у детей первых
лет жизни не отличается по абсолютным
размерам от полости у старших детей и
взрослых, однако в строении некоторых
элементов барабанной полости ребенка
имеются возрастные отличия. Барабанная
полость имеет форму неправильной
пирамиды объемом от 0, 75 до 2 мм³.
Передний отдел ее лежит латеральнее, чем
у взрослых. К моменту рождения полость
среднего уха плода заполнена зародышевой
соединительной тканью. С первым вздохом
воздух проходит в барабанную полость
через слуховую трубу. Происходит распад
зародышевой ткани и превращение ее в
зрелую соединительную ткань.

Барабанная полость ограничена шестью стенками. У
детей первого года жизни в верхней стенке имеется
незакрытая щель, толщина стенки очень незначительна –
1-1, 15 мм.
Нижняя стенка (дно) барабанной полости у детей тоже
очень тонкая от 0,7 до 2 мм. Она отделяет полость от
луковицы внутренней яремной вены, на которую при
гнойном
воспалении
среднего
уха
может
распространиться инфекция, и привести к сепсису.
Передняя стенка барабанной полости у новорожденных
и детей первого года жизни постепенно и незаметно
переходит в нижнюю и внутреннюю. Верхняя часть ее
занята устьем евстахиевой трубы.

Задняя стенка (самая длинная 12-15 мм) имеет широкое
отверстие, ведущее в сосцевидную пещеру – антрум.
Сосцевидные ячейки у новорожденного отсутствуют изза слабого развития сосцевидного отростка.
Наружная стенка в большей степени состоит из
барабанной перепонки. В строении внутренней стенки
барабанной полости у детей и взрослых существенных
отличий нет.
У детей в первые дни жизни слуховые косточки почти
тех же размеров, что и у взрослых.

Евстахиева труба

Евстахиева (слуховая) труба новорожденного
и грудного ребенка (17-22 мм) значительно короче,
чем у детей старшего возраста (около 35 мм), без
кривизны и изгибов, а просвет значительно шире.
Длина слуховой трубы у ребенка 1 – го года жизни
равна 20 мм, а 2-х лет 30, 5 лет – 35, у взрослого –
35-38 мм. Глоточное устье у маленьких детей
расположено на высоте нижнего края носовых
полостей. Далее с ростом лицевого скелета и
опусканием твердого неба глоточное устье
евстахиевой трубы поднимается до уровня нижней
носовой раковины, при этом глоточное отверстие в
раннем детском возрасте постоянно зияет, чего не
бывает у детей 5-6 лет. Просвет слуховой трубы
суживается постепенно: от 2,5 мм в 6 месяцев до 2
мм в 2 года и до 1-2 мм у 6 –летнего ребенка. Именно
поэтому у детей до 3 лет на фоне респираторных
инфекций часто возникают воспаления среднего уха.
Барабанное устье у младенцев находится в верхней
части передней стенки барабанной полости и
постепенно
с
возрастом
перемещается
в
нижнепередний отдел.

Внутреннее ухо

у новорожденного развито хорошо, его
размеры близки к размерам взрослого. Костные стенки
полукружных каналов тонкие. Постепенно утолщаются за счет
слияния ядер окостенения в пирамиде височной кости. В
постнатальном онтогенезе продолжаются миелинизация
аксонов многих нейронов и синаптогинез
специализированные функциональные контакты между
клетками, служащие для передачи и преобразования сигналов)
центральных слуховых путей и центров
Важным этапом в росте поверхности коры височной
области является возраст 2 года, когда височная область
приближается по величине височной области мозга взрослого
(к 2-3 годам наблюдается значительный скачок в развитии речи
у ребенка). К 7 годам височная область к величине почти
достигает размеров взрослого (93-96%); 7 лет – важный этап
развития сложной аналитоко – синтетической деятельности
мозга. Таким образом, развитие слуховой системы не
заканчивается с рождением ребенка, а окончательное
формирование ее элементов охватывает длительный период
жизни.

Гигиена слуха ребенка

Ушные раковины и, в целом, все части
строения уха выполняют очень важные
функции в организме.
Гигиена уха занимает минимум времени и
усилий.
Проводить
гигиенические
мероприятия можно не каждый день, так
как слишком частое или неаккуратное
очищение ушной раковины может стать
причиной неприятных последствий. Если
слишком часто удалять серные отложения в
ухе, то это может привести к тому, что железы
начнут работать в усиленном режиме,
вырабатывая еще больше серы. Кроме того,
нередко при прочищении ушного прохода от
серы человек, напротив, заталкивает ее еще
глубже, что провоцирует развитию серных
пробок, удалить которые может только
отоларинголог.

Гигиена ушей включает в себя
элементарные
манипуляции:
ушные
раковины необходимо тщательно мыть
теплой водой с мылом. Если во время
водных процедур вода попала в ухо, ее надо
убрать оттуда, промокнув ватной палочкой.
Глубину, на которую можно погружать
ватную палочку в ухо, чтобы не нанести
повреждений барабанной перепонке, каждый
человек должен ощущать самостоятельно.
Следует обратить особое внимание на то,
чтобы во время данных процедур рядом с
ребенком и взрослым, не находился ктолибо, способный нечаянно толкнуть или
совершить другое резкое действие. Именно в
таких
ситуациях
часто
случаются
повреждения барабанной перепонки в
процессе
проведения
гигиенических
мероприятий.

Существует также и другой уход, который лучше назвать
заботой. В настоящее время наиболее распространена картина,
когда дети слушают музыку в наушниках. Подобная практика
ведет к невритам, и статистика показывает, что в последнее время
к врачам обращаются с этой проблемой в разы чаще.
Следует также обратить внимание на состояние здоровья
органов слуха во время зимних морозов, так как переохлаждение
головы может, в числе прочего, привести к развитию воспалений
органов слуха.
Еще одна сторона гигиены ушей – прокалывание с целью
украшения серьгами. Данная процедура, казалось бы, опасности
не представляет. Тем не менее, следует знать, что на ушной
раковине расположено огромное количество точек, которые
связаны с разными внутренними органами и системами организма.
Поэтому проводить даже эту простую процедуру необходимо у
специалиста.

Список литературы

1.Гапанович В.Я. Александров В.М. «Отортноларингологический
атлас». Минск: «Высшая школа» 1989
2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная атомия и физиология»,
Москва, Академия, 2008-272
3. Нейман Л.В, Богомильский М.Р. «Анатомия, физиология и патология
органов слуха и речи» Издательство: "Владос" 2001-222
4.Сапин М.Р., Брыскина З.Г. «Анатомия и физиология детей и
подростков», Академия 2002-456
5.Хрипкова А.Г., Антропова М.В, Фарбер Д.А. «Возрастная
физиология и школьная гигиена», Москва, Просвещение, 1990-319
6.А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и
речи», Великий Новгород,2006-68
7.Шипицына Л.М., Вартанян И.А. «Анатомия, физиология и патология
органов слуха, речи и зрения», 2012-432

8. Режим доступа:do.gendas.ru
9. Режим доступа: med.books.info
10. Режим доступа: WOMAN-LAFI-Женский журнал
11. Режим доступа: Схемо.рф.2015

Выполнила студентка 1 курса
711-З группы
заочной формы обучения
Шорошнева Марина Анатольевна