Русский язык "буква и звук г". Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки, » в подготовительной логопедической группе

Следующий наш интернет — урок посвящен следующему звуку и букве.

Повторите несколько раз чистоговорку:

га-га – начинается игра
га-га – как она мне дорога

Какой звук более отчетливей слышно? Верно, звук [г] .

Произнесите звук [г] . Какой он? Да, он согласный и звонкий.

ВАЖНО! Сравните первые звуки слов: ГРИБ и ГИРЯ . Что скажите? В слове «гриб», звук [г] произносится твердо, а с слове гиря — [г`] мягкий. Какой делаем вывод? Значит, звук бывает мягким и твёрдым .

1. Найдите слова

  • Перечислите животных, в названии которых есть звук [г]
  • Перечислите продукты, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите цветы, в названии которых есть звук [г]
  • Назовите предметы, которые начинаются на звук [г]

2. Посмотрите на картинки и назовите предметы, которые начинаются на звук [г].


3. Отгадайте имя девочки , используя первые звуки слов:

гусь, арбуз, листочек, яхта

4 . Закончи предложение словами на звук [г].

Играет …..(Гармонь)

Читает……(Газету)

Гогочет…..(Гусь)

Греет……..(Грелка)

Веселый…(Гном)

Голубые…(Глаза)

5. И г р а «Доскажи предложения»

Вместо точек придумайте слова на букву «г».

1. Машина стоит в… (гараже).

2. Гость проживает в… (гостинице).

3. Брат хорошо играет на… (гитаре).

4. Виноград рос на… (горе).

5. Мама купила сочные, сладкие… (груши).

6. Под березой нашли крепкий… (гриб).

8. На дереве сидел черный… (грач).

9. Гриша любит забивать… (гвозди, голы).

6. И г р а «Найди лишнее слово»

  1. Круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.
  2. Гром, гнездо, горох, гвоздь, клад, град.

О т в е т: 1. Волк . 2. Клад , так как в них нет буквы «г».

Знакомьтесь — буква Г ! Какая солидная г алстук надел! Поглядите-ка, он еще и в г орошек! А около буквы Г что лежит? Да это же г воздь!

1 . Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Г . Обведи их.

3. Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно.

4. Добавь недостающий элемент буквы.

5. На рисунке ниже раскрась слева большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Заштрихуй среднюю букву, как показано. Найди и раскрась букву Г справа.

6 . Соедини с буквой Г только те предметы, названия которых начинаются со звуков [г] и [г`] .

7. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы Г с правой стороны рисунка.

8. И г р а «Лесенка»

9. И г р а «Найди слово в слове»

Гроза – роза, раз, рог, гора .

Газета – газ, таз.

Гость – ось, стог.

Гитара – тара, тир, тигр .

Градусник – град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд .

Голова – гол, вал, лов.

10. И г р а «Игра-шутка»

В каждом предложении выделите последний слог и составьте из них слово.

О т в е т: гу-се-ни-ца.


11.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г .

Возьми любой цветной карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Г .

13. Пишем букву Г и г .

14. Обведи и раскрась картинку.

15.

Пословицы

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Сам себя губит, кто себя не любит.

Скороговорки

  • Гусь ГОГА и гусь ГАГА друг без друга ни шага.
  • Груша гусениц не любит, грушу гусеница любит.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.

Словарь

  • Газон — участок земли с искусственно созданной травой.
  • Галактика — это система из звезд, пыли и газа, которая удерживается вместе при помощи гравитации.
  • Гарантия — это ответственность.
  • Гармония — согласование между элементами или людьми или внутренний баланс.
  • Гастроли — выступление артиста (группы) в другом городе или стране.
  • Герб — это эмблема, отличительный знак человека, города, страны.
  • Гимн — торжественная песня, которая восхваляет кого-либо или что-либо.
  • Горизонт — это видимая граница между небом и землей или водой.
  • Гостиная — это комната для приёма гостей.
  • Гравитация — притяжение, которому подвержены все тела.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Голодный как волк — очень голодный.

Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент: садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь». Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука: «Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика. Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.

Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

8. Игра «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-

11.Итог занятия.

Цели и задачи:

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

Коррекционно – образовательные:

Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
упражнять в звуковом анализе слов;
упражнять в подборе слов-антонимов;
упражнять в употреблении глагола «мочь»;
уточнить глагольный словарь;
.

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание;
развивать память;
.

Коррекционно – воспитательные:

Сплочение группы;
развивать чувство эмпатии;
отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

Оборудование:

Сигнальные фонарики;
цветные карандаши;
интерактивная доска;
раздаточный материал;
зеркала;
ноутбук;
презентация;
ветродуйчики.

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).

Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:

моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква — будка.

Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т.д.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)

Какой первый звук в этом слове?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «работает».

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....


Характерис тика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

Задание 7 . Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?

Гуси — гараж — гантели — графин — группа.

Задание 8 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

Задание 10 . Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?

Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

Гу-гу-гу — Гале помогу.

Гу-гу-гу — гуси на лугу.

Га-га-га — зеленые луга.

Га-га-га — дайте Гале пирога,

Пирога из творога.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г"].

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь....


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук (Г "]»:

гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.

Задание 14 . Повторить за взрослым слоговой ряд:

гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.

Задание 15 . Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16 . Выучить чистоговорки:

Ги-ги-ги — Машенька, беги.

Ги-ги-ги — мы ели пироги.

Задание 17 . Дифференциация звуков [Г] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

гa-гя, го-...; ги-гы, гю...

Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):

горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г"].

Вспомнить имя мальчика на звук [Г"] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».

Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

Обратить внимание на звуки [Г] — [Г"] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г"]. Это (что?) — ... книга. У меня нет(чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д. (упражнение в словообразовании).

Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

Задание 18 . В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г"]:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

Задание 19 . Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Г?

Игры с буквой.

Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.