Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АР КРЫМ

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педагогики и психологии

РЕФЕРАТ

на тему:

" Фома Аквинский и его система - томизм "

Выполнила:

студентка I-курса

группы 11-ЕСП

Ильясова Сусанна Решатовна

Проверил:

___________________________

Евпатория 2006 г.

План

  • Краткая автобиография 3
  • Томизм 5
  • Выводы 11
  • Список литературы 12

Краткая автобиография

ФОМА АКВИНСКИЙ, СВ. (1226-1274), теолог и философ-схоласт, учитель церкви. Родился в начале 1226 в Роккасекка, родовом замке близ Аквино. Воспитывался у бенедиктинцев в монастыре Монте-Кассино, а позднее изучал свободные науки в Неаполитанском университете. После вступления в доминиканский орден был отправлен в Париж и Кёльн для прохождения новициата и изучения теологии; в этот период его наставником был Альберт Великий. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя, был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. В период с 1254-1256 составил комментарий к Четырем книгам сентенций Петра Ломбардского и сочинил небольшой трактат О сущем и сущности (De ente et essentia). К парижскому периоду относится также его неоконченный комментарий к знаменитому трактату Боэция О Троице (De Trinitate). Эта небольшая работа содержит классическое изложение учения Фомы о классификации, взаимоотношении и методологии наук того времени. Кроме того, тогда же им было написано сочинение Об истине (De veritate), суммирующее итоги первого из проведенных им в качестве преподавателя теологии цикла диспутов.

Фома возвратился в Италию летом 1259 и на протяжении следующих девяти лет жил в Ананьи, Орвието, Риме и Витербо. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и "чтеца" при папской курии. В Орвието Фома встретился с Гильомом Мёрбике, также доминиканцем, и эта встреча подвигла Гильома на переводы с греческого подлинника сочинений Аристотеля, а самого Фому - к созданию ряда комментариев, в которых Фома старался разъяснить наиболее существенные моменты аристотелевской философии. В этот период он написал свою философскую "сумму" - Сумму против язычников (Summa contra gentiles), которая, согласно первоначальному замыслу, должна была стать теоретическим руководством для доминиканских миссионеров. Тогда же он начал писать свое самое зрелое и самое знаменитое сочинение - теологическую "сумму" - Сумму теологии (Summa theologiae), которая так и осталась незавершенной (после 6 декабря 1273 Фома уже не имел возможности писать). В этом монументальном синтезе христианской мысли Фома осуществил свое намерение "кратко и ясно изложить то, что относится к священному учению... для наставления начинающих", тщательно рассмотрев вопросы, касающиеся "Бога, пути разумных существ к Богу и Христа, который, по Своему Человечеству, есть наш путь к Богу". К этому же периоду относится и написанное в жанре quaestiones disputatae (спорных вопросов) сочинение О могуществе Бога (De potentia Dei).

В конце 1268 Фома был вызван в Париж для участия в полемике против новейшей формы аристотелизма - латинского аверроизма. К 1272 относится написанный в резкой полемической форме трактат О единстве интеллекта против аверроистов (De unitate intellectus contra Averroistas). В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Здесь он работал над компендием теологии, оставшимся незавершенным. Фома скончался 7 марта 1274 в цистерцианском монастыре в Фоссанова по пути в Лион, куда он был приглашен папой Григорием X в качестве консультанта Лионского собора. 11 апреля 1567 он был провозглашен учителем церкви. День памяти святого в Западной церкви 28 января.

Средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество бог) стоит выше разума и определяет его. Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители - Уильям Оккам (1285- 1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.

Томизм

Действительно ли томизм является реализмом? Ответ на этот вопрос может быть только один: философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является не реализмом, а объективным идеализмом.

Философские направления можно разделить на материализм и идеализм, в зависимости от того, что считается первичным материя или дух. Те, кто утверждает, что материя первична, а мышление вторично, относятся к лагерю материалистов. Те же, кто первичным считает дух, образуют идеалистическое направление, в пределах которого можно разграничить две разновидности: объективный идеализм, полагающий, что окружающая нас действительность существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала (например, отражением идеи у Платона или порождением абсолютного духа у Гегеля), и субъективный, согласно которому мир, материальные тела являются комплексом наших ощущений. Философия Фомы Аквинского говорит о том, что первичен дух - Бог, а материя является его творением, и следовательно относится к идеалистическому лагерю, но она так же признает, что материальный мир не является комплексом наших ощущений, зависимым от субъекта, а существует независимо от нас, и таким образом является идеализмом объективного типа. Философия Аквината так же признает существование как душ, так и целой иерархии чистых духов, или ангелов. Т. е. мы можем утверждать, что томизм имеет спиритуалистический характер. Однако, мне кажется, что томистскую философию можно назвать и реализмом в строго определенном смысле, а именно как противостоящую субъективному идеализму в его онтологической трактовке, ибо томизм признает существование материального мира независимо от субъекта.

Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности (essentia) и существования (existentia). Он полагает, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознания, а является чем-то фактическим, реально существующим. Исходя из этой предпосылки Аквинат утверждает, что вещам присуща сущность, но сущность не имплицирует их существования. Это происходит потому, что все существующее в мире создано Богом, а следовательно, зависит от него. В Боге же как в простом, несоставном бытии сущность и существование тождественны. Поэтому сущность Бога имплицирует его существование, в то время как сущность сотворенных вещей не имплицирует их существования. Человек или животное существуют благодаря сопричастности божественному акту творения. Следовательно, согласно Фоме, мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя или существовать не должен. В противоположность этому миру Бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.

Категории материи (materia) и формы (forma) Фома заимствует из аристотелевской метафизики. Он повторяет, что реально существуют лишь единичные вещи, состоящие из материи и формы. что материя представляет principium individuationis - основу индивидуализации, что материя, лишенная формы, пассивна, недиференцированна и не может без нее существовать, что форма является активным элементом, конструирующим единичное бытие, которое благодаря форме приобретает способность к изменениям.

Однако форма в толковании Фомы была совокупностью общих существенных признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них. Аквинат различал в субстанциях три рода форм, или универсалий:

1. Универсалия, содержащаяся в вещи в качестве ее сущности (universale in re), определяемая им так же как непосредственная универсалия (universale directum).

2. Универсалия, абстрагированная от субстанции, т. е. существующая в человеческом уме (post rem). В этом виде реально (formaliter) она существует только в уме, а в вещи имеет лишь свою основу. Эту универсалию Фома называет рефлексивной (reflexivum). Поэтому форма, т. е. общее, существует в вещи как сущность еще не абстрагированная, в уме же - как извлеченная активным умом (intellectus agens).

3. Универсалия, независимая от вещи в божественном уме (universale ante rem). Универсалии в уме творца - это неизменные, постоянные, вечные формы, или основы, вещей, или, говоря иначе, образцовые экземпляры, являющиеся моделью, целью творения из ничего единичных вещей, принадлежащих к определенному виду.

Согласно Фоме, в процессе рационального познания ум извлекает из вещей не что иное, как божественную идею, определяющую их объективное существование.

Единичные вещи как самостоятельные бытия состоят из возможности (potentia) и акта (actus). Под возможностью или потенцией понимается возможное бытие, под актом же - бытие действительное, абсолютно существующее. Т. е. категории возможности и акта имеют более общий характер, чем форма и материя.

Материя как потенция уже не существует извечно, а оказывается созданной Богом из ничего, а потому из первичной становится вторичной, производной. Возможность присуща ей не в силу ее природы, а вложена в нее творцом и только благодаря ему осуществляется и переходит в действительность. А поэтому любое изменение в природе и в обществе как переход из возможности в акт имеет свой конечный источник в творческой божественной силе. Бог является неким перводвигателем, так как в нем ничего не находится в состоянии возможности, а он весь - абсолютный акт.

Однако эти рассуждения соответствуют позиции августинизма, и Фома не останавливается на них, а идет дальше: он вводит понятие естественных причин, посредством которых Бог правит миром. Отсюда следует. что нельзя пассивно ожидать божьего приговора, а нужно активно заниматься земными делами в пределах тех целей, которые преследует провидение.

Фома Аквинский подразделяет истины откровения на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Рациональным доказательством догматов веры занимается естественная теология. выполняющая по отношению к теологии пропедевтическую функцию. Центральной проблемой естественной теологии являются "доказательства" бытия Бога.

Фома утверждает, что высказывание "Бог существует", с одной стороны является очевидным, с другой стороны, не зная, что такое Бог, мы не можем принять его существование за что-то очевидное. Поэтому, а так же для усиления веры, необходимо обосновывать существование творца при помощи того, что является более очевидным, чем он сам, а именно при помощи результатов его творения.

Аквинат говорит, что доказать существование творца можно двумя способами: через причину (propter quid) и через следствие (quia). Т. е. в первом случае речь идет о доказательстве априорном (от причины к следствию), а во втором - об апостериорном (от следствия к причине). В соответствии с этим Фома Аквинский формулирует пять "доказательств-путей" Бога.

1. Доказательство от движения (кинетическое), исходит из того, что вещи находятся в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение есть переход возможности в акт. То, кто актуализирует потенцию, есть форма, некое бытие в акте. Следовательно, в понятие движения входит то, что движется и то, что движет. Поэтому, если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершенно чем-то другим, а это другое в свою очередь приводилось в движение третьим и т. д. Однако цепь двигателей не может быть бесконечной, и поэтому мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым и является Бог.

Видно, что кинетическое доказательство основано на двух предпосылках: 1. Всякое бытие, находящееся в движении, должно быть приведено в движение посредством другого бытия, являющееся его двигателем. 2. Цепь двигателей не может быть бесконечной. Можно видеть, что ни одна из этих предпосылок не является следствием законов физики или механики.

2. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины. т. е. Бога. Невозможно. рассуждает Фома, чтобы нечто было собственной производящей причиной, поскольку оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. А так как не существует бесконечной цепи действующих причин, то необходимо положить некоторую первичную производящую причину, а именно Бога.

3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать, временами реально не существует. Как явления случайные, они требуют наличия необходимой причины, существование которой вытекает из ее сущности. Эта причина и есть Бог. Сейчас мы можем утверждать, что это доказательство находится в противоречии с законом сохранения материи. Единичные вещи как конкретные формы материи исчезаю, подвергаются трансформации, но материя при этом никуда не исчезает.

4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия, добра, красоты. Но о различных степенях совершенства можно говорить, по мнению Фомы, лишь в сравнении с чем-то самым прекрасным, прекраснее чего не существует, т. е. с Богом.

5. В доказательстве от божественного руководства миром говорится о том, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а так же в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Аквинат считает, что это происходит не случайно, и кто-то должен целенаправленно руководить миром: "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом". Мне кажется, что Фома сводит здесь закономерность к целесообразности, неучитывая возможность существования объективных законов, управляющих природой.

Выводы

Философия Фомы и по сей день сохраняет актуальность и имеет отнюдь не только исторический интерес. Последователи Фомы рассматривают его наследие как живое богатство мысли, на основании которого можно не только осмыслять "вечные" философские проблемы, но и продуктивно решать проблемы современности. Открытость томизма к чужой мысли, возможность вести конструктивный диалог, позволяют многим неотомистам находить синтез томизма с другими течениями мысли, учитывать современную научную картину мира, творчески развить томизм. Такой подход кажется вполне оправданным, если учесть огромный внутренний потенциал философии самого Фомы, направленный на творческую ассимиляцию достижений мировой философии, готовность к диалогу и стремление к охвату самой широкой проблематики. Среди многочисленных современных последователей Фомы следует прежде всего назвать французских томистов Э. Жильсона (1884-1978) и Ж. Маритена (1882-1973), видного немецкого теолога Карла Ранера (1904-1984), обращающегося также и к августиновской традиции, и к философии Канта и Хайдеггера. С другой стороны к наследию Фомы обращаются и многие нетеологически ориентированные философы, как к интреснейшей логической и онтологической системе. Это относится, прежде всего, к онтологически ориентированным представителям аналитической философии, таким как Э. Энском, Э. Кенни, П.Т. Гич.

Список литературы

1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. - 504с.

2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой культуры. М., 1981. - 53

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. - 589с.

4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. - 623с.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. - 603с.

Подобные документы

    Томизм как один из важнейших духовных факторов современности. Биография, основные положения и историческое значение философии Фомы Аквинского. Краткая биография Августина Блаженного. Творения Августина, основные положения и значение его философии.

    контрольная работа , добавлен 11.02.2015

    Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. Построение теории познания на основе учения о реальном существовании всеобщего. Антропология Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Первая волна еретических движений в Европе. Философия как служанка богословия. Учение о законах, их видах и соподчиненности Фомы Аквинского. Естественный закон как отражение вечного закона человеческим разумом. Обоснование сословного неравенства.

    презентация , добавлен 02.12.2016

    Западная Европа в Средние века – эпоха Фомы Аквинского, средневекового католического теолога и знаменитого схоластика. Учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи". Три элемента государственной власти: сущность, форма и использование.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Схоластика как средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов, представляющая собой синтез католического богословия и логики Аристотеля, ее эволюция и идеи. Биография Фомы Аквинского. Аквинат как систематизатор средневековой схоластики.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Основные положения средневековой философии. Возникновение схоластической философии в западной Европе. Период расцвета схоластики. Духовная культура. Альберт Великий и Фома Аквинский. Вопросы науки и веры. Концепция универсалий. Проблемы человеческой души.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Краткая биография Фомы Аквинского, истоки и эволюция его философских взглядов и влияние на философию Средневековья. Типы познания в рамках гносеологии, учение о человеке и этике Фомы Аквинского, его идеи. Наиболее известные цитаты великого мыслителя.

    реферат , добавлен 20.09.2009

    Основные разделы средневековой философии: являются патристика и схоластика. Теории Августина - родоначальника теологически осмысленной диалектики истории, о Боге, человеке и времени. Фома Аквинский о человеке и свободе, его доказательства бытия Бога.

    презентация , добавлен 17.07.2012

    Как умеренный реализм Аристотеля воспринимался и пересматривался Фомой Аквинским. Построения Аквината и их значение для истории философии. Вопрос о форме и материи. Учение Фомы Аквинского как высший этап в развитии западноевропейской схоластики.

    реферат , добавлен 02.09.2013

    Биография средневекового философа и богослова Фомы Аквинского. Антропология и этика Ф. Аквинского. О бытии, о человеке и его душе, о познании, об этике, об обществе и государстве. Основополагающий принцип познания, по Аквинату. Метафизика Ф. Аквинского.

(Thomism). Направление в философии и теологии, идущее от Фомы Аквинского. В своем развитии оно прошло несколько этапов, многие философы его поддерживали и многие отвергали.

После смерти Фомы Аквинского у него не осталось прямых последователей, но его систему поддержали многие теологи, в особенности его собратья из Доминиканского ордена и его учитель Альберт Великий. Тем не менее церковные власти не принимали аристотелевские взгляды Фомы, и в 1277 г. в Париже и Оксфорде были осуждены нек-рые положения его системы. Усилиями Доминиканского ордена теология Фомы Аквинского была восстановлена в правах, а он сам канонизирован(1323).

С этого момента томизм стал одним из нескольких соперничающих направлений средневековой философии. В частности, он противопоставил себя классическому августинианству и, опираясь прежде всего на Аристотеля, отстаивал единую антропологию, где душа - это форма тела. Тем, чем был Фома для доминиканцев, для францисканцев стал Дуне Скот. Скотизм спорил с томизмом о свободе воли и по вопросу аналогии бытия. Наконец, томизм вместе с двумя вышеупомянутыми школами встал на сторону умеренного реализма и отверг номинализм. Вместе с тем последователи Фомы разделились на разные группы и пошли своими путями в рамках национальных движений. Эта тенденция ярче всего видна у доминиканца Мейстера Экхарта (1260-1328). Он разработал мистику, края еще более чем век спустя господствовала в немецкой теологии.

Центральная фигура томизма - генерал Доминиканского ордена Фома де Вио, кардинал Каетан (1469-1534). Его высокое положение в Церкви способствовало авторитету его комментариев к системе Фомы Аквинского. Среди отличительных черт томизма Каэтана можно назвать анализ аналогии - он утверждал, что эту концепцию лучше всего представлять как пропорциональное отношение одного атрибута к двум сущностям, а не как предикацию атрибута как первичного относительного какойто одной сущности и как выводного относительно другой. Он мыслил в терминах абстрактных сущностей в отличие от своих предшественников, к-рые сосредоточивали свое внимание на существующих субстанциях. Кроме того, он подверг сомнению доказательность существования Божьего и бессмертия души.

Томизм стал ведущей школой католической мысли XVI в. Авторитету его способствовали несколько факторов. На учение Фомы опирался Иезуитский орден (утвержден в 1540 г.); Тридентский собор (впервые созванный в 1545 г.) намеренно облек многие из своих определений в томистскую фразеологию.

Томизм победоносно вступил в XVII в., но именно тогда обнаружился недостаток его силы и оригинальности. Иоанн св. Фомы (1589-1644) - яркий представитель этой эпохи. Он преподавал и комментировал труды Фомы, был усердным и пламенным служителем испанской инквизиции и близким советником короля Филиппа1У. Т.о., в нем сконцентрировались интеллектуальные, теологические и политические тенденции томизма. Но господство томизма несло в себе семена своего краха. Изза отсутствия соперничества томизм замкнулся в себе и не мог справиться с подъемом рационализма и эмпирической науки.

Томизм не хотел приспосабливаться к требованиям эпохи, и единственно возможными альтернативами тогда были обскурантизм или нетомистская философия. Вследствие этого, хотя томизм был еще жив (прежде всего в доминиканских кругах), к XVIII в. он исчерпал себя.

Но в нач. XIX в. произошла еще одна внезапная перемена в судьбе томизма. Католические мыслители стали отыскивать в трудах Фомы жизненно важные ответы на самые насущные и нерешенные вопросы. Проблема человеческого достоинства перед лицом растущей индустриализации общества привела к возрождению томизма. Схоласты обратились к авторитету Фомы Аквинского. К началу Первого Ватиканского собора (1869-70) томистские принципы были вновь в силе. В 1879г. папа Лев XIII в энциклике/1егегш Patris призвал Церковь изучать труды Фомы. Это был настоящий триумф томизма. В результате возникло движение неотомизма, крое успешно развивалось вплоть до сер. XX в.

W. Corduan (пер. А. К.) Библиография: V. J. Bourke, ThomisticBibliography: 1920-1940: Ё. Gilson, The Christian Philosophy of St. Thomas Aquinas; H. John, Thomist Spectrum; T.L. Miethe and V.J. Bourke, Thomistic Bibliography: 1940-1978.

См. также: Kaetah, Фомаде Вио; Неотомизм; Схоластика; Фома Аквинский.

томизм
Томи́зм (или Фоми́зм от лат. Thomas - Фома) - «ведущее направление в католической мысли», основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).

Томизм выступает теистической версией аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии». Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.

В XIII веке в доминиканском ордене преобладал томизм. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь, позже - Авиньон. Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Последнее направление представлено испанским томизмом, который пыталось развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де Виториа, среди иезуитов Франсиско Суарес, который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является ее первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя.

Папа Лев XIII в энциклике от 4 августа 1879 года «Aeterni Patris» объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев.

В 1914 году по распоря­жению папы Пия X издаются «24 томистских тезиса».

Безраздельное господство томизма в католическом мировоззрении продолжалось до Второго Ватиканского собора

  • 1 Онтология
    • 1.1 Акт и потенция
    • 1.2 Сущность и существование
    • 1.3 Форма и материя
  • 2 Гносеология
  • 3 Антропология
  • 4 Космология
  • 5 Пять доказательств бытия Бога
  • 6 Этико-политические воззрения
  • 7 Направления томизма
  • 8 Критика
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Онтология

Акт и потенция

Первой и основной категорией онтологии томизма выступает обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, понятие Бога как первой реальности, полной реализации бытия. Томизм проводит различения бытия вообще (лат. esse) от конкретного бытия (лат. ens).

Ключевым отношением в онтологии высшего порядка выступает отношение акта (лат. actus) и потенции (лат. potentia), где акт - не действие, но само существо бытия - действительность. Потенциальное бытие - бытие, еще не ставшее, но становящееся.

Сущность и существование

Конкретизацией различия акта и потенции является различие сущности (essentia или лат. quidditas: "чтойность") и существования (existentia). Совпадают они в вещах, но достигают подлинного тождества лишь в Боге, который не сущность, но Сущий. Сущность - это возможность, потенция вещи, тогда как существование - это её действительность, актуализация.

Форма и материя

Согласно Бохеньскому, томизм стоит на точке зрения гиломорфизма, утверждающего, что всякое материальное бытие состоит из материи и формы, детерминирующей эту материю. Но материя и форма порознь не существуют.

Материя относится к форме как потенция к акту. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий "принцип индивидуации". Чистая или первая материя (лат. materia prima) как пустая возможность балансирует на грани небытия, тогда как предельная форма или форма форм - это Бог.

Форма – это сущность, которая, заметим это, начинает существовать, только воплощаясь в какой-либо материи и выходя таким образом из состояния абстракции. конечном счете мы подойдем к тому, что «форма» – это содержательная сторона вещи (essentia), то есть сущность, которая поддается пониманию и определению.

Гносеология

Томизм разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку то и другое - от Бога. Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Истину томизм трактует как "соответствие вещи и разума":

Veritas est adаequatio rei et intellectus

В споре об универсалиях томизм избирает средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что «общих сущностей» нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу. Тем не менее, общее "существует" в предметах и разум извлекает его из них, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, признаются три рода универсалий:

  • ante rem (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога,
  • in re (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей
  • post rem (после вещей) - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия.

Антропология

Антропология томизма исходит из представления о человеке как комбинации души (лат. anima) и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Человеческая душа – не просто "двигатель" тела, но его субстанциальная форма. Томизм также утверждает, что душа едина и неделима и поэтому не исчезает после смерти тела. Душа бессмертна. конечном счете, она независима от тела.

Двумя главными функциями человеческой души является познание и воля. Воля понимается как активирующая сила, которая следует за познанием. Познание постигает, что есть добро и что, следовательно, является целью, а затем для ее достижения начинает действовать воля. Познание является первичным, а воля понимается как импульс, который зависит от того, что установлено в качестве цели. Таким образом, томизм выражает позицию так называемого интеллектуализма в понимании человека и его поведения. Разум превыше воли (см. 21 тезис томизма). Тем не менее, только в Боге он сущность, в человеке же – потенция сущности. Таким образом, не "интеллект мыслит", но человек мыслит "при посредстве" интеллекта. При этом интеллект (разум) господствует над волей.

Космология

Мир Фома представлял в виде лестницы («иерархии бытий»):

  1. - неорганические творения (камни, земля, воздух и т.п.)
  2. - растения,
  3. - животные,
  4. - человек,
  5. - ангелы,
  6. - Бог как вершина, причина, смысл и цель всего сущего.

Пять доказательств бытия Бога

В «Сумме теологии» приводятся пять онтологических доказательств бытия Бога:

  1. кинетическое - от движения: все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»;
  2. от производящей причины: ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является Бог;
  3. от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью - Богом;
  4. от совершенства: все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является Бог;
  5. от цели (телеологическое доказательство): все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам Бог.

Этико-политические воззрения

Томистская этика - это этика цели. Среди условий, необходимых для того, чтобы человеческое действие было нравственно хорошим, главным является его подчинённость доброй цели. Учение о добродетели (virtus) и навыке (hexis) занимает важное место в этике томизма, где добродетель – это «действенный навык, навык блага и действенного достижения блага» лат. habitus operativus, est bonus habitus et boni operativus.

Для этики томизма характерно учение о "естественном законе" (лат. lex naturalis), вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божественый закон" (лат. lex divina), который превосходит "естественный закон" , но не может ему противоречить. Томизм подчеркивает, что язычники знали о добродетели и практиковали её, поскольку это соответствовало человеческому естеству. Речь идёт о естественных добродетелях, формируемых упражнениями в нравственно хороших поступках. результате человек приобретает устойчивую привычку совершать их. Таковы добродетели язычников. Добродетели же, привнесённые христианством, совершенно иной природы. Таким образом, существует двойное различение добродетелей: во-первых, различение добродетелей богословских и нравственных, а во-вторых, различение нравственных добродетелей естественных и сверхъестественных. Богословские и сверхъестественные нравственные добродетели объединяет то, что они не приобретаются и не могут быть приобретены упражнением в делании добра. Главной богословской добродетелью является любовь (лат. caritas).

Среди интеллектуальных добродетелей в томизме выделено четыре:

  • умное восприятие (intellectus),
  • знание или наука (scientia),
  • мудрость (sapientia)
  • благоразумие (prudentia).

В трактате "О правлении государей" соединяется восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностям

Направления томизма

Основная статья: Неотомизм

Последнее возрождение томизма начинается с середины XIX века (неотомизм) - А. Штёкль, М. де Вульф, Д. Мерсье, У. Ньюмен, Т. Либераторе и др. Современный томизм представляет собой теологическую интерпретацию новейшего естествознания, попытки соединить учение Фомы Аквинского с философскими идеями Иммануила Канта, Георга Гегеля, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера и др.

  • Трансцендентальный томизм (Марешаль, Раннер.
  • Экзистенциальный томизм (Маритен)
  • Аналитический томизм (Макинтайр)
  • Люблинская школа неотомизма

Критика

В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена.

Против томизма выступали последователи Иоанна Дунса Скота, Вильгельма де ла Марса, Р. Бэкона, группировавшиеся вокруг францисканского ордена.

Примечания

  1. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. Гл. VI
  2. Основные черты развития школ типа «VIA ANTIQUA» в XIV и XV вв.
  3. Римская Церковь в новое и новейшее время
  4. Томизм и буржуазная философия XX в
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Гл. 6
  6. Эко У. Эволюция средневековой эстетики
  7. Основные положения теории "истины" у Фомы Аквинского
  8. По ту сторону томизма
  9. Вторым крупным направлением в польской философии был томизм

Литература

  • Бандуровский К. В. Акт и потенция // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Томизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Форма и материя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Кирьянов Д. В. Томистская философия XX века - СПб, Алетейя, 2009. ISBN 978-5-91419-220-1

Ссылки

  • Жильсон Э. Томизм. 1964
  • Томизм и неотомизм
  • Душин О.Э. Philosophus: между «Ангелическим Доктором» и Реформатором
  • THE 24 THOMISTIC THESES (lat., en)

Томизм Информацию О

Неотомизм (букв, новый томизм) - обновленное учение средневеко­вого схоласта Фомы (Томаса) Аквин­ского. Фома Аквинский на основе "хри­стианизиро­ванного" аристотелизма создал теологическую систему, по мне­нию церковных иерархов, наилучшим обра­зом приспособленную к потреб­ностям католической церк­ви.

Значительными представителями философии не­отомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Мари­тен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др.

Рождение не­отомизма при­ходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика - посла­ние папы римского, адресо­ванное всем католикам), философия Фомы Аквин­ского была объявлена един­ственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший инсти­тут философии (Бельгия) - ве­дущий центр не­отомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма - "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтоло­гические, антропологические и другие положе­ния современной католической философии.

Основополагающий принцип неотомизма раскры­вается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме - не антиподы, а два по­тока, два способа достижения одной и той же цели - познания бога. Выс­шим актом веры является божественное от­кровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквин­ского, что "Вера - это божественная подсказка", неото­мисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следствен­ные связи между ними. Философия - более высокая ступень рационального познания. Она является уче­нием о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Раз­вивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточ­няют: "Фидеизм (фидеизм - направление фи­лософской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобож­дает эту служанку от крепост­ной зависимости. Одно непрактично, другое не­терпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обос­новывают догматы о существовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, бого­воплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами филосо­фии и науки. Они раскрываются только на основе тео­ло­гии .

Теология оказывается одновременно и вершиной рационального зна­ния, и знанием нерациональным, сверхразумным - верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончатель­ным кри­терием истины в силу того, что, будучи носи­телем божественного открове­ния, непогрешима.

Таким образом, истины веры не могут противоречить ис­тинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.

В неотомистском учении о бытии (онтологии) раз­личают бытие само по себе (бога) и бытие существую­щего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно обладает су­ществованием.

"Бытие как таковое" - трансцендентно, является бытием бога. В нем выделя­ется потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утвер­ждал Ж. Маритен, "не свя­зано с материальными осо­бенностями эмпирического существования, по­скольку акт существования осуществляется без материи". По­этому подлинно реальным миром для неотомистов яв­ляется лишь нематериальный мир, мир сущ­ностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, соз­данные богом, рассматриваются неотомистами как суб­станции, имеющие сущность и су­щест­вование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассматривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неото­мисты утверждают, что для превращения возможности в действительность пассив­ной материи требуется причина, находящаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их не­органи­ческим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бы­тия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и ар­гументологией, предполагает построе­ние особых доказательств бытия Бога. В неотомист­ской антропология человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека - его форма, опре­деляющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. На­ходясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным за­ко­ном, который повелевает творить добро и избегать зла.

Гносеология не­отомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заключается в том, что в неотомизме признается существование ре­альности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое по­нимание процесса по­знания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объ­екта. Однако для них субъект - это бессмертная человеческая душа, а объект - сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получает­ся, что человек познает не ма­териальные объекты, а содержа­щиеся в них идеальные сущности.

Познание "сущности" вещи восходит от ее чувст­венного восприятия через образование понятий о еди­ничных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам .

В конце XX века онтология, гносеология и антро­пология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философ­ской антропологии и дру­гих современных философских течений. Особое ме­сто в развитии современного неотомизма занимает дея­тельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский пре­стол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что цер­ковь совершала "грехи" в прошлом и небез­грешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъ­единение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных цен­ностей (как следствие распространения абортов и раз­водов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправед­ливости.

Следует подчеркнуть, что, осуждая грех рас­кола хри­стиан, Иоанн Павел II считает, что в нем со­держится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа - это вера в того, кто из человеческой слабости может из­влечь благо. Вера в Христа - одна, но это разделение позволило церкви вы­явить все богатства, содержащие­ся в Евангелии, которые иначе могли бы ос­таться не­известными".

Многочисленные энциклики и религиозно-фило­софские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произ­ведениях. В частности, о том, как найти золотую сере­дину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок глав­ным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов.

Философия - это наука, которая рождает огромное количество споров. Тем не менее тут всегда можно найти место мысли. Множество философов несколько столетий подряд предлагали свои теории и идеи. На данный момент их огромное количество. Причем многие из них перешли и на религию. Наряду с атеизмом, деизмом, неотомизмом и другими существует томизм.

Что это?

Томизм - это научная мысль в католической вере, сформулирована известным философом Фомой Аквинским. Также это учение еще называют фомизмом. Часто эту мысль называют теистической интерпретацией аристотелизма. Все основные понятия Аквинский отобразил в своем произведении «Сумма теологии». Стоит сказать, что эти мысли являются не канонами веры, а, скорее, практическим пособием для постижения этой идеи с помощью разума.

История

После появления этой точки зрения она сразу стала распространяться на определенной территории. Томизм Аквинского был популярным в В 15 веке философия развивается, появляется такое явление, как схоластика. Она начинает формироваться в томизм. Тогда эта мысль начинает делиться на несколько направлений. Появляется ортодоксальный и ренессансный томизм. Первый отрицает развитие чего-либо, то есть налицо отсутствие модернизации. А второй предполагает синтез томизма с новыми гуманистическими идеями.

Кстати, ренессансный томизм стал называться испанским, так как был впервые принят там доминиканцем Франсиско де Виториа, а после - иезуитом Франсиско Суаресом. Последний пытался объяснить некоторые догматы с точки зрения реализма. Он старался преобразовать все метафизические понятия в естественнонаучный анализ. Причем эти два явления он старался изначально разделить и одновременно воссоединить.

Новой ступенькой истории стало признание того, что томизм - это норма католической теологии. Этот вопрос поднял Папа Лев XIII в энциклике. Случилось это в 1879 году. Тогда этот исторический документ стал обязательным при изучении в каждой духовной школе.

Основатель

Говоря об этой идее, нельзя не сказать пару слов о её «отце». Основатель томизма - Фома Аквинский - предположительно родился в 1225 году. Он был философом и теологом Италии. Помимо работ, связанных с томизмом, занимался еще и систематизацией схоластики, был учителем церкви, членом ордена доминиканцев.

Уже через много лет после его смерти, в 1879 году, его признали одним из главных и авторитетных философов католицизма. Его прославляли за удачную попытку объединить христианское учение с аристотелизмом. Кроме того, ему удалось сформировать и выразить пять доказательств того, что Бог существует.

Суть

Стоит отметить, что томизм - это многогранное понятие, которое может толковаться в нескольких сферах. Можно узнать об этом учении, ознакомившись с теорией познания. Также допустимо объединить томизм с учением о бытии. И связать его с наукой о природе человека. Есть космический взгляд на суть учения, а также этико-политическое воззрение.

Теория познания

Томизм в философии - это сложные идеи, которые пытаются объединить то, что казалось ранее невозможно поставить рядом. В свою очередь это учение старается разграничить философию с теологией. Аквинский считал, что в первом случае предметом были «истины разума», а во втором - «истины откровения».

Философ был убежден, что как вера, так и разум не могут быть резко противоположными. Оба этих понятия исходят от Бога, а поэтому не являются противоречивыми. Томизм предполагает, что философия является «рабыней» теологии настолько, насколько разум человека низок перед божественной мудростью. Это учение толкует истину как соответствие разума и вещи.

Говоря о понятиях, томизм отдает предпочтение умеренному реализму. Именно его поддерживал в свое время Аристотель. Считается, что особенности предмета являются его главной природой. То есть общей сущности как таковой не существует. Так, из главных теоретических определений формируются три универсалия:

  • первый называется «до вещей» и означает суть мысли Бога;
  • второй - «в вещах» - имеет отношение к общей сущности вещей;
  • а «после вещей» трактуется как способность разума человека извлечь вещи из предмета и образовать понятия.

Бытие

Многие ученые, которые знакомились с томизмом, считали, что это учение является синонимичным онтологии. То есть исследование бытия есть связующим двух мыслей. Отсюда вытекает классификация томизма по нескольким главным определениям онтологии.

Самой главной мыслью в учении бытия томизма является реальность существования Бога. Причем эта идея не просто основополагающая, она также обеспечивает и объясняет силу остальных вещей. Бог оказывается реализацией существования.

Новшества

Томизм и неотомизм идут совсем рядом. Можно сказать, что эти два учения являются синонимами. Единственное их отличие - во временном промежутке. Дело в том, что неотомизм - это не просто идея, а официальная философия у католиков в период с 1879 по 1962 год.

Это новое учение главным образом подтверждает дуализм бытия и сущего. Первый представлен Богом, а второй - природой. Таким образом, Господь остается первопричиной, вещь - это синтез материи и формы, а процесс - это движение потенции к актуальности. Сейчас популярность этих двух течений стала намного меньше. Не секрет, что все больше и больше европейцев становятся атеистами.