Социальный фактор. Социальные факторы, влияющие на жизнь и здоровье человека

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

Социальные факторы - факторы, определяющие поведение потребителя, к ним относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Семья является важнейшей потребительской ячейкой общества. Семейные ценности - ценности, складывающиеся в результате всей жизни потребителя в отношении религии, политики, экономики, самоуважения, любви. Маркетологи всесторонне изучают семью. Они интересуются распределением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов: мужа, жены, детей, дедушек, бабушек.
Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив - группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток, возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев религиозных культов.
Субъекты рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями:
индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни;
группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив;
группа подталкивает индивида к конформизму, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья, ориентирующая потребителя, включает родителей индивида, которые ориентируют его в отношении религии, политики, экономики, личных амбиций, достоинства и любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше семейных закупок ситуация меняется.
В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Социальная роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждый социальный статус потребителя отражает степень положительной оценки его со стороны общества, это показатель положения потребителя в обществе, в системе социальных связей и отношений. Роль заведующей производством в крупной фирме имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери.
Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

Еще по теме Факторы социального порядка:

  1. Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)
  2. Дискуссия по докладу П. Козловски «Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)»
  3. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  4. Раздел 4 Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие
  5. § 3. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
  6. Тема 4. Социальная компетентность и ответственность.Социальное партнерство. Социальная отчетность
  7. 78. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  8. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  9. В.А. автономов. Социальное рыночное хозяйство Теория и этика экономического порядка в России и Германии. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербург, 1999, 1999
  10. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядков

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Так как экономика - это системa жизнеобеспечения людей и общества, то по своей целевой направленности все экономические процессы в той или иной степени одновременно имеют социальную окраску. Поэтому наряду с выражениями «экономические явления», «экономическое развитие» в литературе, посвященной экономике, широко используются словосочетания «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие», «социально-экономические проблемы».

Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп, общества в целом.

Социальная экономика тесно связана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, где проявляются собственнические интересы людей. Отношения, возникающие между людьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественным переделом, относятся к социальным.

Так как человек в своей жизни теснейшим образом связан с природой, то экологическая экономика, характеризующая воздействие окружающей среды на жизнеспособность и качество жизни людей, должна быть также отнесена к социальной экономике.

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. На социальные нужды работает промышленность - и не только пищевая и легкая, но и машиностроение, приборостроение, энергетика. Во многом социально ориентированы сельское хозяйство и лесное, строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.

Действительно, легкая промышленность обеспечивает население одеждой и обувью, пищевая - продуктами питания, машиностроение - бытовой техникой, деревообрабатывающая - мебелью, энергетическая - теплом и электроэнергией. Сельское хозяйство - основной источник продовольствия. Строительство обеспечивает население жильем. Пассажирский транспорт осуществляет железнодорожные, автомобильные, авиационные, водные перевозки людей и багажа. Телефонная, телеграфная, почтовая связь удовлетворяет потребности людей в коммутациях. Розничная торговля предоставляет возможность купить необходимые товары, а общественное питание - кормить людей не только дома, но и на работе в пути, во время отдыха.

Несомненно, что отраслями социального профиля являются жилищное и коммунальное хозяйства, поддерживающие в рабочем состоянии дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, энергообеспечение, то есть жилищную инфраструктуру. Хотя официальная статистика не относит жилищное строительство к отраслям социальной сферы, думается, что строительство жилья и объектов социально-культурного и бытового назначения правомерно считать социальными отраслями народного хозяйства.

Есть основания относить к отраслям социальной сферы охрану, восстановле ние, очистку окружающей среды, по крайней мере в той части, в которой эта деятельность обеспечивает поддержание условий нормальной жизнедеятельности людей, их отдыха.

Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают культура, образование, здравоохранение. Эти отрасли призваны удовлетворять самые чувствительные и тонкие запросы людей, и потому их социальная значимость исключительно велика.

Отрасль культуры - это кино, театр, музеи, библиотеки, выставки, концертные залы, клубы, словом, все центры культурных ценностей, очаги культуры, распространители культурного достояния и наследия. Эта отрасль призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Отрасль образования - это школы и дошкольные детские учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения, исследовательские учреждения в области педагогики. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях. С одной стороны, призвана удовлетворять потребность людей в знаниях, с другой - осуществлять подготовку и переподготовку к работе, труду, способствовать приобретению специальности, овладению профессией. Огромное значение для общества имеет воспитательная функция образования.

Отрасль здравоохранения призвана заботиться о поддержании здоровья людей, проводить профилактику и лечение болезней, оказывать медицинскую по мощь, обеспечивать людей лекарственными средствами, восстанавливать потерянное здоровье. Это поликлиники, больницы, амбулатории, лечебные центры, институты, пункты скорой помощи, диспансеры, родильные дома, здравпункты на предприятиях, профилактории.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физическая культура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

Многие экономисты относят культуру, образование, здравоохранение к непроизводственной сфере, рассматривая продукт этих отраслей, конечный результат их деятельности как непроизводственные услуги. Более обоснованным было бы считать культурные ценности, знания, здоровье особым, уникальным видом социально-экономического продукта, а соответствующие отрасли - производителями этого продукта.

Расходы на социальные цели призваны смягчить дифференциацию материального положения социальных групп неизбежно свойственных рыночному хозяйству. Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства квалифицированной и здоровой рабочей силой, отражается на невидимом национальном богатстве страны.

Наряду с решением социальных задач эти расходы в бюджете оказывают существенное воздействие на размеры и структуру спроса.

Во-первых, получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платежеспособного спроса населения на потребительские товары, лекарства, услуги. Во-вторых, социальные расходы частично направляются на строительство объектов здравоохранения, образования, закупку товаров и услуг.

Особое воздействие на состояние экономики оказывают государственные дотации на жилищное строительство. Жилищное строительство не только увеличивает спрос на земельные участки, строительные материалы, но и служит емким рынком для некоторых подотраслей промышленности: производства подъемно-транспортного, телевизионного, электробытового оборудования, труб, сантехники, паркета. Жилищное строительство служит генератором спроса на мебель, кухонное оборудование, приборы длительного пользования, особенно холодильники, стиральные и посудомоечные машины, печи СВЧ, грили и пылесосы, теле-, видео- и радиоаппаратуру.

Среди расходов на социальные цели особо выделены субсидии местным бюджетам. Это не цели, а каналы социальных расходов, так как значительная их часть проходит через местные бюджеты. Расходы на социальные цели наиболее уязвимы в государственном бюджете. При образовании дефицита или необходимости срочно изыскать средства на какие-либо чрезвычайные цели в жертву обычно в первую очередь приносятся социальные расходы. Более того, внебюджетные социальные фонды часто служат источниками заимствования для покрытия государственных расходов.

Говоря о социальном факторе, как о факторе развития национальной экономики, нельзя не отметить следующее обстоятельство.

Как известно социальные потребности являются побудительным мотивом к экономической деятельности. В то же время в современных условиях отличается постоянно растущее стремление людей к потребительству. Рост потребностей отдельных людей и общества в целом, стремление удовлетворять их более на высоком уровне вызывает потенциальную необходимость увеличения объемов производства, повышения эффективности использования экономических ресурсов, повышения качества производимой продукции и т. п.

Таким образом, можно говорить о существенной стимулирующей роли социального фактора в развитии национальной экономики.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

англ. factor, social; нем. Faktor, sozialer. Движущая сила развития общества, явление или процесс, обусловливающий те или иные соц. изменения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фактор социальный

движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф. с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф. с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества. Кроме того, роль Ф. с. выполняют различные материальные и духовные образования: производство, социальные институты, организации, вещная среда, потребности, интересы, ценности, мнения, ориентации, установки людей и т. д. В качестве Ф. с. выступает также взаимодействие сфер жизни общества, когда одна из них оказывает определяющее влияние на другие. Например, экономическая сфера в значительной степени определяет развитие социальной, политической и духовной сфер, она фактор для них, а эти последние, в свою очередь воздействуя на нее, тоже выступают ее факторами, хотя и не определяющими. Поэтому в совокупности Ф. с. следует различать те, которые движут глубинными изменениями в обществе, определяя его существенные характеристики, направление и уровень развития, и те, которые обусловливают лишь отдельные изменения в обществе или в явлениях и процессах. Следует также распознавать Ф. с., постоянно действующие и случайные, непосредственно и опосредствованно влияющие на объект. Так, к общим Ф. с. относят социально-экономические и другие условия функционирования социальной жизни общества: например, отношения собственности, уровень общественного разделения труда, социальные институты и организации и т. д. Они являются также и постоянно действующими причинами. К специфическим Ф. с. можно отнести определенные особенности тех или иных объектов, от которых зависят такие же характеристики других объектов. Действие прямых Ф. с. может непосредственно фиксироваться и подвергаться контролю в процессе исследования, влияние же косвенных Ф. с. на изучаемый объект прямому контролю не поддается. Его надо специально устанавливать. Познание Ф. с. в социологии связано с разработкой содержательных теорий для объяснения изменений, происходящих в обществе и отдельных его подсистемах, с позиции действия определенных причин. Социологические исследования всегда опираются на определенные методологические и методические подходы к изучению обусловленности одних процессов социальной действительности другими. Цель этих исследований определять и прогнозировать следствия из действия тех или иных факторов на основе предварительного эмпирического анализа взаимоотношения между ними (т. е. действия фактора и следствия). Как известно, проявление причинно-следственных связей в социальных процессах многофакторно и многомерно. Однако в зависимости от целей исследования задача может сводиться к выявлению влияния одного или совокупности факторов, вызывающих соответствующие изменения в социальных объектах. За совокупным действием различных факторов, в том числе и случайного характера, исследование вскрывает нечто устойчивое, необходимое и повторяющееся. И все же, поскольку социальное изменение многофакторное, то прогнозы и выводы из полученных данных носят вероятностный характер. Установление меры проявления причинных связей в социологии осуществляется посредством методов многомерного статистического анализа корреляционного, регрессионного, факторного и др.