Творчество анны ахматовой. Художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием

«РЕКВИЕМ»

История создания. Поэма «Реквием» — одно из вершинных про­изведений позднего творчества А.А. Ахматовой. Поэма писалась в пе­риод с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наибо­лее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в ее комнате ус­тановлено подслушивающее устройство, поэтому стихи из «Реквиема» обычно не произносились вслух, а записывались на клочке бумаги, заучивались, а затем сжигались. Последнее чтение полного текста произведения, перед тем как «Реквием» был перепечатан на машин­ке, состоялось 27 мая 1962 года. В этот день, в скверике на Ордынке, Л. К. Чуковская, по просьбе Ахматовой, прочла весь «Реквием». Л. К. Чуковская так вспоминает об этом событии: «Она слушала, а я читала вслух стихи, которые столько раз твердила про себя. Она раз­вязала узел платка, распахнула пальто. Вслушивалась в мой голос, всматривалась в деревья и машины. Молчала. Я прочла все до едино­го. Я спросила, собирается ли она теперь записать их. «Не знаю», — ответила она, из чего я поняла, что и я пока еще не вправе записы­вать». Замысел поэмы объяснен самой Ахматовой в предисловии к «Реквиему»: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать ме­сяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свой­ственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все гово­рили шепотом): «А это вы можете описать?» И я сказала: «Могу». Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

История создания Поэмы «Реквием»

3.5 (70%) 2 votes

На этой странице искали:

  • история создания поэмы реквием
  • история создания поэмы реквием ахматовой
  • история создания реквием ахматова
  • история создания реквием
  • ахматова реквием история создания

Анна Андреевна Ахматова – знаменитая поэтесса, переводчица и литературовед. Ярчайшая представительница Серебряного века русской поэзии. Дважды Анна Андреевна была номинантом Нобелевской премии в области литературы: в 1965 г. и 1966 г.

Родилась будущая поэтесса 23 июня 1889 года в селении Большой Фонтан близ Одессы. Она была третьим ребенком из шести детей в семье дворянина Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой. В 1990 году А.А.Горенко получает назначение на службу коллежским асессором, и семейство переезжает в Царское Село. Анна Горенко обучалась в Мариинской женской гимназии. По исполнении 16 лет Анна переехала с мамой в Евпаторию, а затем в Киев, где она поступила в гимназию, посещала юридическое отделение Высших женских курсов.

Первое стихотворение девочка написала в возрасте 11 лет, уже тогда ей стало понятно, что это любовь длинною в жизнь. Отец считал пристрастие дочери к сочинительству позором фамилии, поэтому к 17 годам Анна выбрала себе другую фамилию – Ахматова, принадлежащую ее прабабушке.

Стихотворение «На руке его много блестящих колец…» опубликовал в 1907 году Николай Гумилев в еженедельнике «Сириус» в Париже, где он на тот момент работал. Их знакомство началось еще в Царском Селе и поддерживалось перепиской. В 1910 в селе Николаевская Слободка под Киевом пара обвенчалась. По возвращении в Петербург Ахматова погрузилась в жизнь творческой богемы того времени. В первые периоды своей творческой деятельности она являлась приверженицей акмеизма. Создателями течения были Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Акмеисты ратовали за уход от символизма в литературе, и обратиться к предметности и вещественности образов, точности слов и конкретике тематик. Вышедший в 1912 году первый сборник произведений Ахматовой «Вечер» стал фундаментом построения принципов акмеизма. В 1914 году выпускается сборник стихотворений «Чётки», неоднократно переизданный до 1923 года.

1 октября 1912 года родился единственный ребенок Анны Ахматовой – Лев Николаевич Гумилев. Почти все детство он прожил с бабушкой А.И. Гумилевой. Отношения с матерью у него были сложными по разным причинам. Когда Николай Гумилев ушел добровольцем на фронт в 1914 году, Анна Андреевна вместе с сыном перебралась в родовое поместье мужа в Тверской губернии. Написанный там сборник «Белая стая» выходит в 1917 году.

Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году, инициатором разрыва стала Анна Андреевна. В том же году она выходит замуж за В.С. Шилейко. 1921 год был наполнен событиями и драмой, Ахматова рассталась с Шилейко летом 1921 года. Николая Гумилева арестовывают по подозрению участия в заговоре, через несколько недель его расстреляли. Тогда же выходят в свет две выстраданные книги поэтессы: «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI» («В лето Господне 1921»).

С середины 20-х годом перестают печатать ее новые работы, лишь изредка переиздаются старые произведения. Анна Ахматова стала жить гражданским браком с Николаем Пуниным. В 1933 году состоялся первый арест Пунина и ее сына. Всего у Льва Гумилева их было 4, еще в 1935, 1938, 1949 годах. В общей сложности он провел в заточении около 10 лет. В 1938 году рассталась с Пуниным. Ахматова многое делала для освобождения мужа и сына – задействовала свои связи и обращалась к руководству страны. Поэма «Реквием» описывает все тяготы женщин, вынужденных оббивать пороги тюрем и лагерей, и страдать от неведения судеб близких. Ее приняли в Союз советских писателей в 1939 году, однако в 1946 ее исключили из Союза специальным Постановлением.

Когда началась Великая Отечественная война, Ахматова находилась в Ленинграде, откуда была эвакуирована в Москву, затем в Ташкент. Вернулась в северную столицу она в 1944 году. В 1951 году ее восстанавливают в союзе писателей, а 1955 году из Литературного фонда ей выделят дом в Комарово. В 60-е ее творчество получило второе дыхание: в 1962 году закончила «Поэму без героя», работа над которой заняла 22 года; в 1964 получила престижную литературную премию в Италии «Этна-Таормина»; стала номинантом Нобелевской премии, в 1965 получила докторскую степень в Оксфорде, выпустила сборник «Бег времени».

В связи с проблемами со здоровьем в 1966 году Анна Андреевна перебралась в кардиологический санаторий в Домодедово, смерть настигла ее там же 5 марта 1966 года.

Поэтессу похоронили на Комаровском кладбище под Ленинградом. Памятник ей устанавливал вместе со своими студентами Лев Гумилев – инсталляция каменной стены, у которой мать и жена ожидала вестей о семье.

Очень кратко

Анна Андреевна Ахматова – одна с самых величайших поэтесс 20 столетия. Сколько было пережито Анной Андреевной для того чтобы ее творчество было увидено и услышано. Во-первых, непризнание отца, во-вторых, запрет правительства, в-третьих, не легкая личная жизнь.

Жарким летним днем в Одессе, а точнее 11 июня 1889 года, родилась необыкновенная девочка с особым стремлением к жизни. По натуре сильная личность с доброй душой, с самого детства знала, что ее жизнь будет не легкой. В самый трудный период для любого подростка (16 лет) расходятся ее родители. Так же не оставила следа и любовная драма. Впоследствии чего, Анна Андреевна хотела покончить жизнь самоубийством.

Анна Ахматова училась в двух гимназиях, сначала в Царском Селе получала образование в Мариинской гимназии, но заканчивала уже в Киевской Фундуклеевской гимназии.

Только на 22 годе жизни поэтессы, мир увидел ее труды. В 1912 году была опубликована ее первая книга «Вечер», но, к сожалению, она понесла большую критику. В 1914 году напечатан сборник «Четки». Но самую большую популярность принесла поэма «Реквием»(1935-1940гг.), посвященная ее сыну Льву Гумилеву.

На 77 году оборвалась жизнь воистину великой женщины-поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (Гумилевой) в санатории Домодедово (Подмосковье).

Ахматова - Биография

Величайшая русская поэтесса 20 века Анна Ахматова, урожденная Анна Андреевна Горенко, появилась на свет 23 июня 1889 года недалеко от Одессы. Ее отец скоро перевез всю семью в Царское Село под Санкт-Петербургом. Здесь девочка поступила в Мариинскую гимназию, где училась до развода родителей в 1905 году. Обучение Анна продолжила в Киеве, а затем вернулась в Санкт-Петербург, чтобы окончить литературные курсы.

Свое первое стихотворение Анна написала в 11 лет. Псевдонимом поэтесса выбрала себе фамилию своей прабабки татарки и стала подписываться «Анна Андреевна Ахматова».

В 1910 году Анна вышла замуж за известного поэта Николая Гумилева, с которым познакомилась еще в Царском селе. Через два года у них родился сын Лев, единственный ребенок поэтессы.

В 1912 году вышел дебютный сборник стихов Ахматовой «Вечер», наполненный любовными переживаниями, который сделал ее культовой фигурой среди интеллигенции Петербурга. Через два года был опубликован второй сборник поэзии «Четки», заслуживший ещё большую популярность. Третий сборник стихов Ахматовой «Белая стая», вышедший в 1917 году, был пронизан духом Первой мировой войны и революционного времени.

Хотя профессиональный успех наполнял жизнь Анны, ее семейный союз с Гумилевым терпел крах. В 1918 году Ахматова и Гумилев развелись. В дальнейшем у поэтессы было ещё два брака – с поэтом В.Шилейко и искусствоведом Н.Пуниным, но не один из них нельзя было назвать счастливым.

В 1921 году появились на свет сразу два сборника «Подорожник» и «Anno Domini», которые пришлись не по душе большевистским властям. C 1924 по 1940 годы печатание стихов Ахматовой было остановлено. Этот полный отчаяния и нищеты период своей жизни она скрашивала изучением биографии Пушкина и переводами. В 1938 году был арестован и отправлен в лагерь сын Ахматовой Лев Гумилев. Боль от пережитого горя и мучительной атмосферы репрессий вылилась в поэму «Реквием», которая была опубликован за границей только после 1960 года.

В 1962 году поэтесса была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Также она получила итальянскую литературную премию и звание почетного доктора Оксфордского университета.

Анна Андреевна умерла 5 марта 1966 гола от инфаркта. Похоронена в поселке Комарово под Санкт-Петербургом.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

  • Карл Маркс

    Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) - известный экономист и философ XIX столетия. В мире прежде всего известен как автор классического политэкономического труда «Капитал» и других философских и политических трудов

  • Жанна Д’Арк

    В Европе разразилась война между Англией и Францией. Именно в период столетней войны родилась спасительница французского королевства – Жанна Д`Арк.

  • Антон Иванович Деникин

    Антон Деникин родился в 1872 г. в окрестностях г. Влоцлавек на территории нынешней Польши в небогатой семье отставного военного.

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

18 апреля 2016, 14:35

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке, на станции Большой Фонтан под Одессой.

Мать, Ирина Эразмовна, всецело посвятила себя детям, которых было шестеро.

Через год после рождения Ани семья переехала в Царское Село.

«Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она позднее. - Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». В доме почти не было книг, но мать знала множество стихов и читала их наизусть. Общаясь со старшими детьми, Анна довольно рано начала говорить по-французски.

С Николаем Гумилевым , который стал ее мужем, Анна познакомилась, когда ей было всего 14. 17-летний Николай был поражен ее таинственной, завораживающей красотой: лучистые серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль делали эту девушку не похожей ни на кого.

На целых десять лет Анна стала источником вдохновения для молодого поэта. Он забрасывал ее цветами и стихами. Однажды, в день ее рождения, он подарил Анне цветы, сорванные под окнами императорского дворца. В отчаянии от неразделенной любви на Пасху 1905 года Гумилев пытался покончить с собой, чем только напугал и разочаровал девушку окончательно. Она перестала с ним встречаться.

Вскоре родители Анны развелись, и она переехала с матерью в Евпаторию. В это время она уже писала стихи, но не придавала этому особого значения. Гумилев, услышав что-то из написанного ею, сказал: «А может быть, ты лучше будешь танцевать? Ты гибкая…» Тем не менее одно стихотворение он опубликовал в небольшом литературном альманахе «Сириус». Анна выбрала себе фамилию прабабушки, чей род восходил к татарскому хану Ахмату.

Гумилев продолжал вновь и вновь делать ей предложение и трижды покушался на собственную жизнь. В ноябре 1909 года Ахматова неожиданно дала согласие на брак, принимая избранника не как любовь, но как судьбу.

«Гумилев - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной», - пишет она студенту Голенищеву-Кутузову, который нравился ей значительно больше Николая.

Никто из родственников невесты не пришел на венчание, считая брак заведомо обреченным. Тем не менее венчание состоялось в конце июня 1910 года. Вскоре после свадьбы, достигнув того, к чему он так долго стремился, Гумилев охладел к молодой супруге. Он стал много путешествовать и редко бывать дома.

Весной 1912 года вышел первый сборник Ахматовой тиражом в 300 экземпляров. В этом же году у Анны и Николая рождается сын Лев. Но муж оказался совершенно не готов к ограничению собственной свободы: «Он любил три вещи на свете: за вечерней пенье, белых павлинов и стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети. Не любил чая с малиной и женской истерики… А я была его женой». Сына забрала к себе свекровь.

Анна продолжала писать и из взбалмошной девчушки превратилась в величественно-царственную женщину. Ей начали подражать, ее рисовали, ею восхищались, ее окружили толпы воздыхателей. Гумилев полусерьезно-полушутя намекал: «Аня, больше пяти неприлично!»

Когда началась Первая мировая война, Гумилев уехал на фронт. Весной 1915 года он получил ранение, и Ахматова постоянно навещала его в госпитале. За доблесть Николай Гумилев был награжден Георгиевским крестом. При этом он продолжил заниматься литературой, жил в Лондоне, Париже и в Россию вернулся в апреле 1918 года.

Ахматова, чувствуя себя вдовой при живом супруге, попросила его о разводе, сообщив, что выходит замуж за Владимира Шилейко . Позднее она назвала второй брак «промежуточным».

Владимир Шилейко был известным ученым и поэтом.

Некрасивый, безумно ревнивый, неприспособленный к жизни, он, конечно, не мог дать ей счастья. Ее же привлекала возможность быть полезной великому человеку. Она считала, что между ними исключено соперничество, которое помешало браку с Гумилевым. Она часами писала под диктовку переводы его текстов, готовила и даже колола дрова. А он не позволял ей выходить из дома, сжигая нераспечатанными все письма, не давал писать стихи.

Выручил Анну друг, композитор Артур Лурье. Шилейко увезли в больницу для лечения радикулита. А Ахматова за это время устроилась на работу в библиотеку Агрономического института. Там ей дали казенную квартиру и дрова. После больницы Шилейко был вынужден переехать к ней. Но в квартире, где Анна сама была хозяйкой, домашний деспот утих. Однако летом 1921 года они расстались окончательно.

В августе 1921 года умер друг Анны поэт Александр Блок. На его похоронах Ахматова узнала о том, что арестован Николай Гумилев. Его обвиняли в том, что он не донес, зная о якобы готовящемся заговоре.

В Греции почти в это же время покончил с собой брат Анны Андреевны - Андрей Горенко. Через две недели Гумилева расстреляли, а Ахматова оказалась не в чести у новой власти: и корни дворянские, и стихи вне политики. Даже то, что народный комиссар Александра Коллонтай однажды отметила привлекательность стихов Ахматовой для молодых работниц («автор правдиво изображает, как плохо мужчина обращается с женщиной») не помогло избежать травли критиков. Она осталась одна и долгих 15 лет ее не печатали.

В это время она занималась исследованием творчества Пушкина, а ее бедность начала граничить с нищетой. Старую фетровую шляпу и легкое пальто она носила в любую погоду. Один из современников как-то поразился ее великолепному, роскошному наряду, который при более пристальном рассмотрении оказался поношенным халатом. Деньги, вещи, даже подарки от друзей у нее не задерживались. Не имея собственного жилья, она не расставалась лишь с двумя книгами: томиком Шекспира и Библией. Но даже в нищете, по отзывам всех, кто знал ее, Ахматова оставалась царственно величественной и прекрасной.

С историком и критиком Николаем Пуниным Анна Ахматова состояла в гражданском браке.

Для непосвященных людей они выглядели счастливой парой. Но на самом деле их отношения сложились в мучительный треугольник.

Гражданский муж Ахматовой продолжал жить в одном доме с дочерью Ириной и своей первой женой Анной Аренс, которая также страдала от этого, оставаясь в доме на правах близкого друга.

Ахматова много помогала Пунину в его литературных исследованиях, переводя для него с итальянского, французского, английского. К ней переехал сын Лев, которому к тому времени было 16 лет. Позднее Ахматова рассказывала, что Пунин мог вдруг за столом объявить резко: «Масло только Ирочке». А ведь рядом сидел ее сын Левушка…

В этом доме в ее распоряжении были только диван и маленький столик. Если она и писала, то только в постели, обложившись тетрадями. Он ревновал ее к поэзии, опасаясь, что выглядит на ее фоне недостаточно значимым. Как-то в комнату, где она читала друзьям свои новые стихи, Пунин влетел с криком: «Анна Андреевна! Не забывайте! Вы поэт местного царскосельского значения».

Когда началась новая волна репрессий, по доносу одного из сокурсников арестовали сына Льва, затем и Пунина. Ахматова бросилась в Москву, писала письмо Сталину. Их освободили, но только на время. В марте 1938 года сына вновь арестовали. Анна вновь «валялась в ногах у палача». Смертный приговор заменили ссылкой.

В Великую Отечественную войну Ахматова во время тяжелейших бомбежек выступила по радио с обращением к женщинам Ленинграда. Дежурила на крышах, рыла окопы. Ее эвакуировали в Ташкент, а после войны наградили медалью «За оборону Ленинграда». В 1945 году вернулся сын – из ссылки ему удалось попасть на фронт.

Но после небольшой передышки опять начинается черная полоса - сначала ее исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек, уничтожили книгу, находившуюся в печати. Затем вновь арестовали Николая Пунина и Льва Гумилева, вина которого была лишь в том, что он сын своих родителей. Первый погиб, второй семь лет провел в лагерях.

Опалу сняли с Ахматовой лишь в 1962 году. Но до последних дней она сохранила свое царственное величие. Писала о любви и шутливо предупреждала молодых поэтов Евгения Рейна, Анатолия Неймана, Иосифа Бродского, с которыми дружила: «Только не надо в меня влюбляться! Мне это уже не нужно!»

Источник этого поста: http://www.liveinternet.ru/users/tomik46/post322509717/

А вот информация про других мужчин великой поэтессы, тоже собранная на просторах интернета:

Борис Анреп - русский художник-монументалист, литератор серебряного века, преобладающую часть жизни прожил в Великобритании.

Они познакомились в 1915 году. Познакомил Ахматову с Борисом Анрепом его ближайший друг, поэт и теоретик стиха Н.В. Недоброво. Вот как сама Ахматова вспоминает о первой встрече с Анрепом: «1915г. Вербная Суб. У друга (Недоброво в Ц.С.) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер, потом еще два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал».

Позднее он приезжал с фронта в командировки и в отпуск, встречались, знакомство переросло в сильное чувство с её стороны и горячий интерес с его. Как обыденно и прозаично "провожала на вокзал" и как много стихов о любви родилось после этого!

Муза Ахматовой, после встречи с Антрепом, заговорила сразу же. Ему посвящено около сорока стихотворений, в том числе, самые счастливые и светлые стихи Ахматовой о любви из «Белой стаи». Познакомились они накануне отъезда Б.Анрепа в армию. На момент их встречи ему 31 год, ей 25.

Вспоминает Анреп: "При встрече с ней я был очарован: волнующая личность, тонкие острые замечания, а главное - прекрасные, мучительно трогательные стихи… Мы катались на санях; обедали в ресторанах; и всё это время я просил её читать мне стихи; она улыбалась и напевала тихим голосом ".

По словам Б. Анрепа, Анна Андреевна всегда носила чёрное кольцо (золотое, широкое, покрытое чёрной финифтью, с крошечным бриллиантом) и приписывала ему таинственную силу. Заветное "чёрное кольцо" было подарено Анрепу в 1916 году. "Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. "Возьмите, - прошептала она - Вам". Я хотел что-то сказать. Сердце билось. Я взглянул вопросительно на ее лицо. Она молча смотрела вдаль ".

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в мое лицо,

Возвратил и силу и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

В последний раз они увиделись в 1917 году накануне окончательного отъезда Б.Анрепа в Лондон.

Артур Лурье - российско-американский композитор и музыкальный писатель, теоретик, критик, один из крупнейших деятелей музыкального футуризма и русского музыкального авангарда XX столетия.

Артур был обаятельным человеком, денди, в котором женщины безошибочно определяли притягательную и сильную сексуальность. Знакомство Артура и Анны произошло во время одного из многочисленных диспутов в 1913 году, где они сидели за одним столом. Ей было 25, ему - 21, и он был женат.

Дальнейшее известно со слов Ирины Грэм, близкой знакомой Ахматовой в то время и в дальнейшем подруги Лурье в Америке. «После заседания все поехали в «Бродячую собаку». Лурье снова очутился за одним столом с Ахматовой. Они начали разговаривать и разговор продолжался всю ночь; несколько раз подходил Гумилев и напоминал: «Анна, пора домой», но Ахматова не обращала на это внимания и продолжала разговор. Гумилев уехал один.

Под утро Ахматова и Лурье поехали из «Бродячей собаки» на острова. Было так, как у Блока: «И хруст песка, и храп коня». Бурный роман продолжался один год. В стихах этого периода с Лурье связан образ царя Давида, древнееврейского царя-музыканта.

В 1919 году отношения возобновились. Ее муж Шилейко держал Ахматову взаперти, вход в дом через подворотню был заперт на ключ. Анна, как пишет Грэм, будучи самой худой женщиной в Петербурге, ложилась на землю и выползала из подворотни, а на улице ее ждали, смеясь, Артур и ее подруга-красавица, актриса Ольга Глебова-Судейкина.

Амадео Модильяни - итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца XIX - начала XX века, представитель экспрессионизма.

Амадео Модильяни переехал в Париж в 1906 году для того, чтобы заявить о себе, как о молодом, талантливом художнике. Модильяни в ту пору был никому неизвестен и очень беден, но лицо его излучало такую поразительную беззаботность и спокойствие, что юной Ахматовой он показался человеком из странного, непознанного ею мира. Девушка вспоминала, что в их первую встречу Модильяни был одет очень ярко и аляповато, в желтые вельветовые брюки и яркую, такого же цвета, куртку. Вид у него был довольно нелепый, но художник смог так изящно преподать себя, что показался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде.

В тот год тоже тогда еще молодому Модильяни едва исполнилось двадцать шесть. Двадцатилетняя Анна за месяц до этой встречи обручилась с поэтом Николаем Гумилевым, и влюбленные отправились в медовый месяц в Париж. Поэтесса в ту юную пору была так красива, что на улицах Парижа все заглядывались на нее, а незнакомые мужчины вслух восхищались ee женским очарованием.

Начинающий художник несмело попросил у Ахматовой разрешение написать ее портрет, и она согласилась. Так началась история очень страстной, но такой короткой любви. Анна с мужем вернулись в Питер, где она продолжала писать стихи и поступила на историко-литературные курсы, а ее муж, Николай Гумилев уехал больше чем на полгода в Африку. Молодой жене, которую все чаще теперь называли «соломенной вдовой», было очень одиноко в большом городе. И в это время, будто бы читая ее мысли, парижский художник-красавец присылает Анне очень пылкое письмо, в котором он признается ей, что так и не смог забыть девушку и мечтает о новой встрече с ней.
Модильяни продолжал писать Ахматовой письма одно за другим и в каждом из них он страстно признавался ей в любви. От друзей, побывавших в это время в Париже, Анна знала, что Амадео за это время пристрастился …к вину и наркотикам. Художник не вынес нищеты и безнадежности, к тому же обожаемая им русская девушка до сих пор оставалась далеко в чужой, непонятной ему стране.

Через полгода Гумилев вернулся из Африки и сразу же супруги крупно поссорились. Из-за этой ссоры обиженная Ахматова, вспомнив о слезных мольбах приехать в Париж своего парижского поклонника, внезапно уехала во Францию. На этот раз своего возлюбленного она увидела совершенно иным - худым, бледным, осунувшимся от пьянства и бессонных ночей. Казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. Однако влюбленной Ахматовой страстный итальянец казался все одно самым красивым мужчиной на свете, обжигающим ее, как и прежде, таинственным и пронзительным взглядом.

Они провели вместе незабываемых три месяца. Спустя много лет она рассказывала самым близким, что молодой человек был так беден, что не мог ее никуда пригласить и просто водил гулять по городу. В крохотной комнатке художника Ахматова позировала ему. В тот сезон Амадео написал более десяти ее портретов, которые после, якобы, сгорели во время пожара. Однако до сих пор многие искусствоведы уверяют, что Ахматова просто скрыла их, не желая показать миру, так как портреты могли рассказать всю правду об их страстных отношениях... Лишь много лет спустя, среди рисунков итальянского художника, были найдены два портрета обнаженной женщины, в которых явно угадывалось сходство натурщицы со знаменитой русской поэтессой.

Исайа Берлин- английский философ, историк и дипломат.

Первая встреча Исайи Берлина с Ахматовой состоялась в Фонтанном доме 16 ноября 1945 году.Вторая встреча на следующий день продлилась до рассвета и была полна рассказами об общих друзьях-эмигрантах, о жизни вообще, о литературной жизни. Ахматова прочла Исайе Берлину «Реквием» и отрывки из «Поэмы без героя».

Он заходил еще к Ахматовой 4 и 5 января 1946 года, чтобы проститься. Тогда же она подарила ему свой поэтический сборник. Андронникова отмечает особый талант Берлина как «чарователя» женщин. В нем Ахматова нашла не просто слушателя, а человека, который занял её душу.

Во время второго приезда в в 1956 году, Берлин с Ахматовой не встречались. Из беседы по телефону Исайя Берлин сделал выводы, что Ахматова запрещена.

Еще одна встреча была в 1965 году в Оксфорде. Темой беседы были компания, поднятая против неё властями и лично Сталиным, но и состояние современной русской литературы, пристрастия Ахматовой в ней.

Если их первая встреча произошла, когда Ахматовой было 56 лет,а ему 36,то последняя встреча произошла когда уже Берлину было 56 лет, а Ахматовой 76 .Через год её не стало.

Берлин пережил Ахматову на 31 год.

Исайя Берлин, эта та таинственная личность, кому Анна Ахматова посвятила цикл стихотворений – знаменитое «Cinque» (Пятерица). В поэтическом восприятии Ахматовой существует пять встреч с Исайей Берлиным. Пятерица, это не только пять стихотворений в цикле «Cingue», а возможно это количество встреч с героем. Это цикл любовных стихотворений.

Многие удивляются такой внезапной, и если судить по стихотворениям, трагической любви к Берлину. «Гостем из Будущего» назвала Ахматова Берлина в «Поэме без героя» и возможно ему посвящены стихи из цикла «Шиповник цветет» (из сожженной тетради) и «Полночные стихи» (семь стихотворений). Исайя Берлин переводил русскую литературу на английский язык. Благодаря хлопотам Берлина Ахматова получила почетную степень доктора Оксфордского университета.

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 23 (11 июня по старому стилю) 1889 года под Одессой в семье отставного инженер-механика флота Андрея Горенко.

Со стороны матери Инны Стоговой Анна состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной —русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала легендарного ордынского хана Ахмата, от имени которого и образовала впоследствии свой псевдоним.

Детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве. В мае 1907 года окончила киевскую Фундуклеевскую гимназию.

В 1910 году Анна вышла замуж за поэта Николая Гумилева (1886-1921), в 1912 году у нее родился сын Лев Гумилев (1912-1992), ставший впоследствии известным историком и этнографом.

Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 году, с 1911 года она начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях.

В 1911 году вошла в творческую группировку "Цех поэтов", из которой весной 1912 года выделилась группа акмеистов, проповедующих возврат к естественности материального мира, к первозданным чувствам.

В 1912 году вышел ее первый сборник "Вечер", стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника — "Сероглазый король" (1910).

Разлука с любимым, счастье "любовной пытки", скоротечность светлых минут — основная тематика последующих сборников поэтессы — "Четки" (1914) и "Белая стая" (1917).

Февральскую революцию 1917 года Ахматова , Октябрьскую революцию — как кровавую смуту и гибель культуры.

В августе 1918 года был официально оформлен развод поэтессы с Гумилевым, в декабре она вышла замуж за востоковеда, поэта и переводчика Владимира Шилейко (1891-1930).

В 1920 году Ахматова стала членом петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года являлась переводчицей в издательстве "Всемирная литература".

В конце 1921 года, когда была разрешена работа частных издательств, в "Алконосте" и "Петрополисе" вышли три книги Ахматовой: сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", поэма "У самого моря". В 1923 году пять книг стихотворений были изданы в виде трехтомника.

В 1924 году в первом номере журнала "Русский современник" были опубликованы стихотворения Ахматовой "И праведник шел за посланником Бога…" и "И месяц, скучая в облачной мгле…", послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги поэтессы были изъяты из массовых библиотек, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные Ахматовой в 1924-1926 годах и в середине 1930-х годов.

В 1929 году Ахматова вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Евгения Замятина и Бориса Пильняка.

В 1934 году не вступила в Союз писателей СССР и оказалась за пределами официальной советской литературы. В 1924-1939 годах, когда ее стихи не печатали, Ахматова добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами, занималась исследованием творчества Александра Пушкина. В 1933 году в ее переводе вышли "Письма" художника Питера Пауля Рубенса, ее имя названо в числе участников издания "Рукописи А. С. Пушкина" (1939).

В 1935 году были арестованы Лев Гумилев и третий муж Ахматовой — историк искусства, художественный критик Николай Пунин (1888-1953), освобожденные вскоре после ходатайства поэтессы к Иосифу Сталину.

В 1938 году Лев Гумилев вновь был арестован, а в 1939 году в ленинградском НКВД было заведено "Дело оперативной разработки на Анну Ахматову", где политическая позиция поэтессы характеризовалась как "скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения". В конце 1930-х годов Ахматова, опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни. В это же время создавалась поэма "Реквием", ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 году.

К концу 1939 года отношение государственной власти к Ахматовой изменилось — ей предложили подготовить к публикации книги для двух издательств. В январе 1940 года поэтессу приняли в Союз писателей, в том же году журналы "Ленинград", "Звезда" и "Литературный современник" напечатали ее стихи, в издательстве "Советский писатель" вышел сборник ее стихотворений "Из шести книг", выдвинутый на Сталинскую премию. В сентябре 1940 года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии. В дальнейшем все книги Ахматовой, публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, связанными с религиозными темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Ахматова была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, затем вместе с семьей Лидии Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте (1941-1944), где написала много патриотических стихов — "Мужество", "Вражье знамя…", "Клятва" и др.

В 1943 году в Ташкенте вышла книга Ахматовой "Избранное: Стихи". Стихи поэтессы печатались в журналах "Знамя", "Звезда", "Ленинград", "Красноармеец".

В августе 1946 года было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", направленное против Анны Ахматовой. Ее обвиняли в том, что поэзия, "пропитанная духом пессимизма и упадничества", "буржуазно-аристократическим эстетством" и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской литературе. Произведения Ахматовой перестали печатать, тиражи ее книг "Стихотворения (1909-1945)" и "Избранные стихи" были уничтожены.

В 1949 году были вновь арестованы Лев Гумилев и Пунин, с которым Ахматова рассталась перед войной. Чтобы смягчить участь близких, поэтесса в 1949-1952 годах написала несколько стихотворений, прославляющих Сталина и Советское государство.

Сын вышел на свободу в 1956 году, а Пунин умер в лагере.

С начала 1950-х годов она работала над переводами стихов Рабиндраната Тагора, Косты Хетагурова, Яна Райниса и других поэтов.

После смерти Сталина стихотворения Ахматовой стали появляться в печати. В 1958 году и в 1961 году вышли ее книги стихов, в 1965 году — сборник "Бег времени". За пределами СССР были изданы поэма "Реквием" (1963), "Сочинения" в трех томах (1965).

Итоговым произведением поэтессы стала "Поэма без героя", опубликованная в 1989 году.

В 2000-е годы имя Анны Ахматовой было присвоено пассажирскому теплоходу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) — талантливая и признанная всем миром поэтесса, биография которой повествует о трагичной судьбе поколения последних представителей дворянского сословия Российской Империи, дополненной драмой, характерной для жизни многих творческих личностей.

Годы жизни: 1889 — 1966.

Будучи гонимой большую часть своей литературной жизни, неоднократно переживая репрессии в отношении близких, Анна Ахматова не переставала писать даже в самые трудные моменты.

Отпечаток трагедии, наложенный на творчество поэтессы, придал ему особую духовную силу и надрыв.

Лучшие стихотворения Анны Ахматовой

Мировое признание заслужили многие произведения поэтессы.

Каждое рождалось по особому поводу, становилось логическим продолжением событий её жизни:

  1. Первый сборник стихов поэтессы вышел в 1912 году под названием «Вечер», незадолго до рождения её сына. В нем уже было множество стихов, которые сделали имя Ахматовой бессмертным: «Муза», «Сад», «Сероглазый король», «Любовь».
  2. Второй сборник был опубликован уже в 14 году, перед началом I Мировой войны, под названием «Чётки». Он вышел гораздо большим тиражом, но бы переиздан ещё неоднократно. Отзывы критиков отмечали заметный творческий рост поэтессы. В них подчёркивались убедительность поэтического языка, множество удачных литературных приёмов, ритмика и редкий стиль поэтессы («Александру Блоку», «Вечером», «Я научилась просто, мудро жить»).
  3. Ещё через три года – за месяц до страшных революционных событий 1917 года, вышел сборник «Белая стая». В его строках, написанных в годы участия России в I Мировой войне, уже слабее слышатся оттенки интимных переживаний лирической героини, которыми изобиловали стихи предыдущих сборников. Ахматова становится строже, патриотичнее, трагичнее, ощутимо проявляется обращение к Божественному («Памяти 19 июля 1914», «Высокомерьем дух твой помрачён»). Заметно совершенствуется поэтический слог. Это было лучшее время её жизни, дающее полную свободу для творчества.
  4. Сборник «Подорожник» вышел в один из самых тяжёлых лет для поэтессы — в 1921 году, когда она узнает о самоубийстве брата, о расстреле бывшего мужа и отца своего ребёнка Николая Гумилёва, о смерти друга А. Блока. В него вошли стихи, написанные преимущественно в 17-20-е годы. В название поэтесса вложила мысль о том, что революция, уничтожив культурное наследие страны и сделав невозможным произрастание «культурных растений», обрекла её будущее на запустение — на «сорные травы». Тема цветущего сада, тёплой лирики предыдущих сборников почти не встречается, настроение минорное и задумчивое («И вот одна осталась я», «Сразу стало тихо в доме»). Боль и осуждение слышны в стихах от того, что цвет нации покидает страну широким эмиграционным потоком («Ты – отступник: за остров зелёный»).
  5. В сборнике «Anno Domini MCMXXI» радостных строк вовсе мало. Он родился уже после пережитых Анной потрясений, поэтому ведёт читателя по тропе печали и безысходности («Клевета», «Предсказание»), которой прошла сама поэтесса.
  6. И апофеоз трагичных страниц творчества Ахматовой – поэма «Реквием», посвящённая репрессиям 30-х годов. Страдания матери, сын которой страдает в тюремных застенках — всего лишь эпизод в глобальной скорби целого народа, сыновей и дочерей которого перемалывает бездушная государственная машина.

Краткая биография Анны Ахматовой

Будущая поэтесса родилась в 1889 году в Российской Империи, в Одессе. Из 6 детей семьи потомственных дворян Горенко стихов не писал никто кроме Анны.

После переселения в Петербург Анна в 10-летнем возрасте поступила на обучение в Царскосельскую Мариинскую гимназию, в 17 лет – в Фундуклеевскую гимназию в Киеве, а 1908-10 гг. – окончила Высшие женские историко-литературные курсы.

Ранние годы

Уже в раннем детстве она изучила французский язык, а в 11 лет сочинила первое стихотворение.

В летние месяцы семья Горенко вывозила детей, болеющих туберкулёзом, на море — у них был дом в Крыму.

Анна на морском побережье слыла «дикой барышней», потому что не чувствовала себя обременённой светскими требованиями — купалась, загорала, бегала босиком, совсем как простые дети «неблагородных кровей».

Впоследствии она вспомнит своё привольное детство в поэме «У самого моря», будет возвращаться к этой теме и позже.

Личная жизнь

Несчастливая женская судьба преследовала её всю жизнь, несмотря на обилие мужского внимания. Первый союз без любви, с трудной и неспокойной семейной жизнью, короткий второй и мучительный третий браки, окончившиеся разводами.

В то же время, обаяние, ум и талант поэтессы не только снискали ей литературную славу, но и обеспечили множеством поклонников. Знаменитый скульптор и художник Амадео Модильяни был покорен юной поэтессой ещё при первой её поездке в Европу с Гумилёвым.

Тогда же появился первый, самый знаменитый, портрет Ахматовой – набросок из нескольких штрихов, которым она дорожила больше всех остальных.

Пламенные письма, адресованные Анне Модильяни, она хранила, и однажды позволила Гумилёву обнаружить их – в качестве мести за его измену. Это помогло ей ускорить развод.

Другой поклонник – художник и литератор Борис Анреп, которого она особо выделяла из массы других. Ему поэтесса посвятила несколько десятков стихов.

Композитор и музыкальный критик Артур Лурье, философ и дипломат Исайя Берлин тоже оставили след в жизни русской поэтессы, пополнив список её поклонников. Берлин даже способствовал получению Ахматовой докторской степени Оксфордского университета, через много лет — уже на закате её жизни.

Мужья Ахматовой

Замуж за Николая Гумилёва, своего первого мужа, Анна вышла, будучи влюблённой в другого. Она смирилась с судьбой, уступив долгим ухаживаниям экзальтированного поклонника, предпринявшего несколько попыток самоубийства из-за неразделённой любви. Близкие жениха настолько не одобряли этот брак, что даже не появились на церемонии венчания.

Гумилёв, будучи талантливым поэтом, исследователем и незаурядной личностью, был не готов к семейной жизни. Несмотря на страстную любовь к юной Анне до свадьбы, он не пытался сделать свою жену счастливой. Творческая ревность, измены с обеих сторон, отсутствие душевной близости не способствовали сохранению семьи. Только долгие отлучки Гумилёва позволили отсрочить развод на целых 8 лет.

Расстались они из-за его очередного увлечения, но продолжали поддерживать дружеское общение. В браке родился единственный сын Анны – Лев Гумилёв. Спустя три года после развода Н. Гумилёв был расстрелян советской властью как убеждённый монархист, за недоносительство о якобы контрреволюционном заговоре.

Второй муж, с которым Анна вступила в брак сразу после развода с Гумилёвым — Владимир Шилейко, был талантливым учёным и поэтом. Но, сильно ревнуя супругу, он ограничивал её свободу, сжигал корреспонденцию, не позволял сочинять стихи. В трагичный для Анны 1921 год они разошлись.

С третьим мужем Ахматова прожила гражданским браком 15 лет, с 1922 года. Николай Пунин тоже не был «выходцем из народа» — он был крупным учёным, искусствоведом, критиком, занимал значительные должности во властных структурах.

Но, как и двое предыдущих мужей, он тоже ревновал Анну к творчеству, всячески пытался принижать её поэтический талант. Ахматовой пришлось жить с сыном дома у Пунина, где жили также его первая жена с дочерью. Дети находились не в равных условиях, предпочтение всегда отдавалось дочери Николая, что сильно обижало Анну.

Когда Пунина арестовали первый раз, Ахматовой удалось добиться его освобождения. Через некоторое время он расстался с Анной, создав семью с другой женщиной. Пожив несколько лет в новом браке, был вновь арестован, и с заключения уже не вернулся.

Творчество Ахматовой

Серебряный век русской поэзии был богат на таланты и литературные течения. Творчество Ахматовой — яркий образец такого самобытного направления в литературе как акмеизм, основоположником, а также главным авторитетом которого был Н. Гумилёв.

Интересно, что публика, не особенно жалуя стихи самого Гумилёва, с восторгом отнеслась к новой представительнице течения, которая быстро стала полноправным участником «Цеха поэтов».

Мир стихов ранней Ахматовой состоит из чётких форм, ярких эмоций, достигаемых образностью и ритмикой языка, не уводя в символичность, размытость и непонятность мистических образов.

Чёткие повествовательные фразы делали строки, написанные ей, близкими и понятными читателю, не заставляя угадывать скрытые смыслы и подтексты.

Творческий путь поэтессы делится на два периода. Первый строится вокруг образа лирической героини, любящей, тонко чувствующей и страдающей.

Во второй период героиня претерпевает метаморфозы, и виной тому – жизненные испытания. Теперь это скорбящая мать, женщина, патриотка, остро чувствующая боль страданий своего народа. Иногда границу в её творчестве проводят по Великой Отечественной войне, но это не совсем правильно.

Чёткого разделения этих периодов нет – с каждым сборником, начиная с «Подорожника», в героине все ярче проявляется гражданка своего отечества, а в стихах крепнет патриотический накал. Действительно, апогея он достигает в начале 40-х («Клятва», «Мужество»), толчком для его возникновения становится Октябрьская революция, а закрепляет его трагический 1921 год («Anno Domini MCMXXI»).

После 1924 года её стихи перестают печатать, а официальное издание знаменитого «Реквиема» российский читатель увидел только к концу 80-х, всего за несколько лет до развала Советского Союза.

После эвакуации из блокадного Ленинграда в Ташкент она пишет много стихов, которые не доходят до публики. Она со всех сторон обложена цензурой и запретами, живёт только заработком за литературные переводы.

Последние годы жизни и смерть

Только к концу жизни, с 1962 года, лёд вокруг поэтессы начинает постепенно таять. Появилось другое поколение читателей. Опала на Ахматову уходит в прошлое — она выступает на авторских вечерах, её стихи цитируют в литературных кругах.

За год до смерти поэтессу номинируют на получение Нобелевской премии в области литературы.

Сын поэтессы последние 10 лет до смерти матери не общался с ней. В итоге Ахматова, будучи знаменитой и любимой литературной публикой, умерла в одиночестве, проходя санаторное лечение, в почтенном возрасте 76 лет. Причина – очередной инфаркт.

Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, на Комаровском кладбище. На могилу она завещала поставить себе деревянный крест.

Место её захоронения Лев Николаевич обустроил сам, с помощью студентов, построив из булыжников фрагмент лагерной стены с тюремным окошком. К такой стене Анна 1,5 года приходила передавать передачи сыну.

Интересные факты из биографии Анны Ахматовой

Перечислив самое главное, добавим ещё несколько любопытных фактов из жизни и творчества поэтессы:

  1. Отец будущей поэтессы, Андрей Антонович – морской офицер и дворянин, не одобрял её поэтических экспериментов, требуя не срамить его фамилии своими стишками. Анна Андреевна обиделась, поэтому уже с 17 лет стала подписываться как Ахматова, взяв фамилию прабабки по матери, продолжательнице старинного рода князей Чагадаевых и татарской ветви Ахматовых. Впоследствии, после первого развода, поэтесса примет свой псевдоним как фамилию, официально. На расспросы о национальности она всегда отвечала, что происходит из татарского рода, берущего начало от хана Ахмата.
  2. В 1965 году Комитет по присуждению Нобелевской премии, рассматривая две кандидатуры из России — Ахматовой и Шолохова, склонялся к тому, чтобы поделить сумму поровну между номинантами. Но в итоге предпочтение оказали Шолохову.
  3. После смерти А. Модильяни найдено несколько неизвестных ранее набросков. Изображение натурщицы очень сильно напоминает образ молодой Анны, о котором можно судить по её фото.
  4. Сын поэтессы не простил свою мать за то, что она не вызволила его на свободу, обвиняя её в самолюбовании и отсутствии материнской любви. Сама Анна всегда признавала, что она плохая мать. Человек невероятно одарённый, харизматичный и увлечённый научной деятельностью, Лев Николаевич испытал на себе всю мощь репрессивной государственной машины, лишившей его здоровья и чуть не сломавшей его окончательно. Он был уверен, что мать могла, но не особенно стремилась помочь ему с освобождением из тюремных застенков. Особенно он ненавидел поэму «Реквием», считая, что тем, кто ещё жив, реквием не посвящают, а мать слишком поторопилась похоронить его.
  5. Ахматова умерла в день смерти Сталина — 5 марта.

О подробностях жизни этой уникальной женщины мы узнаём из её дневника, с которым она не расставалась всю сознательную жизнь. Произведения, написанные Ахматовой, тоже помогают восстановить события тех лет, связанные с жизнью не только своей собственной, но и современников — людей, которые были ей в разной степени близки.

История XX века, перемолов судьбы множества талантливых людей, нанесла неизгладимый урон русской культуре Серебряного века. По мотивам пьесы Ахматовой «Пролог, или Сон во сне» был даже снят сериал «Луна в зените», где самая главная повествовательная линия — биографические воспоминания поэтессы.