Виды керамической продукции. Характеристика различных видов керамики, их состав, свойства, отличительные признаки

«Керамик» и «керамика» - эти два понятия часто объединяют те, кто не глубоко внедрялся в вопрос строительства, ремонта и выбора посуды. Но если начать разбираться с этим вопросом, то выяснится, что два вышеизложенные слова имеют совершенно разные значения.

Давайте разберемся что такое «керамик» и чем это слово отличается от керамики. А также узнаем сферы применения такого материала в современном мире.

Что такое «керамик»?

Многие говорят «керамик», при этом имея в виду стройматериал под названием керамика. Но это является ошибкой, поскольку последний термин возник именно от «керамик».

А это слово греческого происхождения, в переводе на русский звучит как «квартал гончаров», именно так назывался один из кварталов древних Афин, находившийся в северо-западной части города и был разделен стеной на две части. В той части, которая находилась за пределами столицы Греции, хоронили погибших воинов.

А вот в городской - жили мастера гончарного дела, которые изготавливали различные кухонные и декоративные принадлежности из обожженной глины, славившиеся своим качеством и разнообразием исполнения.

Что такое «керамика»?

Керамика - это природный материал (глина), которая поддается термической обработке, то есть обжигу на огне, вследствие чего приобретает прочность и ряд других позитивных свойств, которым удалось завоевать расположение человека.

Из этого материала изготавливают различные вещи обихода: посуду, украшения, стройматериалы, вообще область применения изделий из керамики очень обширная.

Итак, что такое «керамик» и «керамика» мы выяснили. Далее попробуем разобраться в разновидностях последней, поскольку керамика является основой многих материалов, в зависимости от калибра зернистости, состава и способа изготовления керамика делится на немалое количество видов.

К самым популярным можно отнести фаянс, фарфор, полуфарфор, майолика, гончарная и теплая керамика, которые нашли свое применение в различных областях, в том числе и строительстве.

С развитием технического прогресса разнообразие стройматериалов удивляет своей широтой и сочетанием полезных качеств. Но есть и такие материалы для стройки, возраст которых почти что древний, но в современной обработке они получают новую жизнь и огромную популярность среди застройщиков. Таким материалом является сохраняющая тепло керамика.

Новый вид кирпичей

Всем известен старый-добрый кирпич, из которого в недалеком прошлом столетии, да еще и сейчас возводят стены и ограждения. У этого стройматериала ряд минусов, одним из который является степень теплозащиты зданий, стены, выполненные из такого стройматериала, требуют обязательного утепления для достижения оптимального сбережения тепла в доме.

Другое дело - глиняный кирпич или, иными словами, теплокерамика, которая обладает прекрасными техническими характеристиками: высокая степень звукоизоляции, теплосбережение, долговечность и прочность. К тому же этот материал влагонепроницаем, благодаря обжигу керамики и покрытия ее специальным раствором.

Еще одно преимущество - экономичность: сокращает время, которое требуется для выполнения работы, а также объем раствора сокращается примерно в пять раз, сравнительно с кладкой обычного кирпича.

Плитка из керамики

Еще одним незаменимым материалом из керамики в стройке и ремонте является керамическая плитка, без которой невозможно представить ванную комнату, туалет или кухню.

Такие плитки - это изделия, которые производят из смеси разных сортов глины, с добавлением других природных компонентов, спрессованных и обожженных при высоких температурах.

В результате получается огнеупорный, гигиеничный, эстетичный материал для ремонта. Кроме того, керамическая плитка часто обладает морозостойкостью (при добавлении определенных компонентов) и используется для отделки фасадов зданий, облицовки полов и стен, отделки бассейнов, цоколей, каминов.

В наше время все больше застройщиков и простых владельцев недвижимости желают приобрести такую плитку.

"Нефрит-Керамика" - неплохой вариант для приобретения такого стройматериала, ведь этот производитель керамической плитки, а также элементов декора из различных природных материалов входит в первую пятерку в Российской Федерации по производству плитки из керамики.

Компания "Нефрит-Керамика" предоставляет широкий выбор продукции для строительства и отделки, изготовленной из натуральных, экологически-чистых и качественных материалов с целью сохранения здоровья и хорошего настроения своих клиентов.

Производство имеет ведущее оборудование машиностроительных компаний европейских компаний.

В этой статье мы попробовали коротко и понятно рассказать о том, что такое «керамик», «керамика», виды керамики, а также разновидность ее применения в жизни человека.

Керамика

КЕРА́МИКА -и; м. [греч. keramikē]

1. Гончарное производство, гончарное искусство. Специализироваться в керамике.

2. собир. Изделия из обожжённой глины. Античная к. Выставка керамики.

3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия. Изделия из керамики.

Керами́ческий, -ая, -ое. К-ые изделия. К-ая ваза. К-ие плитки. К. завод, цех. Кера́миковый, -ая, -ое. К-ое производство.

кера́мика

(греч. keramikē - гончарное искусство, от kéramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительный, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры. Керамика известна с эпохи неолита (первые находки - 8-е тысячелетие до н. э. в Гандж-Даре, Иран).

КЕРАМИКА

КЕРА́МИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), обширная по составу группа диэлектрических материалов, объединенных общностью технологического цикла. В настоящее время под словом керамика понимают не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.
Состав керамики
Керамический материал состоит из нескольких фаз. Основными фазами являются кристаллическая (одна или несколько) и стекловидная. Кристаллическая фаза определяет характерные свойства керамического материала и представляет собой химические соединения или твердые растворы этих соединений. Основные физические свойства керамики - электрические, пьезоэлектрические, магнитные, температурный коэффициент линейного расширения, механическая прочность - во многом зависят от особенностей кристаллической фазы. Стекловидная фаза находится в керамическом материале в виде прослоек, связывающих кристаллическую фазу. Количество стекловидной фазы и ее состав определяют в основном технологические свойства керамики - температуру спекания, степень пластичности керамической массы при формовании. От содержания стекловидной фазы зависят также плотность, степень пористости и гигроскопичность материала. Наличие газовой фазы (газы находятся в закрытых порах) обусловлено способом обработки массы и приводит к снижению механической и электрической прочности керамических изделий, а также вызывает диэлектрические потери при повышенных напряженностях поля вследствие ионизации газовых включений. Поры ухудшают свойства керамики, особенно при повышенной влажности.
Преимуществом керамики является возможность получения заранее заданных характеристик путем изменения состава массы и технологии производства. Керамические материалы благодаря таким свойствам, как высокая нагревостойкость, отсутствие у большинства материалов гигроскопичности, хорошие электрические (пьезоэлектрические, сегнетоэлектрические) и магнитные характеристики при достаточной механической прочности, стабильности характеристик и надежности, стойкость к воздействию излучения высокой энергии и использование достаточно дешевого и доступного сырья обеспечило их широкое применение в различных областях.
В зависимости от назначения керамики получение заданных свойств изделий достигается подбором сырьевых материалов и добавок и особенностями технологии. Основным сырьем в керамической промышленности являются глины (см. ГЛИНА) и каолины (см. КАОЛИН) вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) (главным образом микролин) и кварц (см. КВАРЦ) . Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства различных видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и различных соединений.
Производство керамики .
Технологическая схема керамического производства в качестве обязательных включает в себя следующие операции:
- тонкое измельчение и тщательное смешивание исходных компонентов;
- пластификация массы и образование формовочного полуфабриката;
- формование заготовок из пластифицированной массы;
- спекание изделий (высокотемпературный обжиг).
Измельчение и смешивание сырьевых компонентов производится в шаровых и вибрационных мельницах. Помол может быть «сухим» или «мокрым». Все измельченные керамические массы по технологическим особенностям разделяют на три группы: пластичные массы (материалы, в шихте которых содержится значительное количество глинистых веществ), малопластичные массы (материалы с малым количеством глинистых веществ), непластичные массы (материалы из безглинистой шихты). Состав шихты (см. ШИХТА) определяет в значительной мере технологию приготовления массы к формованию.
Полученная шихта пластифицируется органическим пластификатором (см. ПЛАСТИФИКАТОРЫ) .
Формование изделий осуществляют методом прессования, пластической протяжкой (выдавливанием) через мундштук или горячим литьем под давлением. Выбор способа формования определяется техническими, экономическими и технологическими факторами, главными из которых являются форма, размер и точность детали, количество изготовляемых деталей и технологические свойства применяемых масс.
Например, крупногабаритные изделия сложной конфигурации формуют путем литья жидкой керамической массы (водного шликера) в гипсовые формы, которые разбивают при извлечении заготовок. Преимущественно формуются из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах хозяйственный фарфор и фаянс. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезокерамика (см. ПЬЕЗОКЕРАМИКА) , керметы (см. КЕРМЕТЫ) и др. виды технической керамики в зависимости о их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.
Прессование заключается в получении изделия из сыпучей массы под действием внешнего давления. Прессование может быть «полусухое изостатическое», «мокрое», «гидростатическое», «горячее». Горячее прессование применяют для изготовления беспористых изделий с контролируемым размером зерен (до 0,1 мкм), отличающимися повышенной прочностью и плотностью, что улучшает, например, в случае изготовления феррокерамики, магнитные характеристики: магнитную проницаемость, индукцию, время перемагничивания. Особенно пригодным является этот метод при изготовлении ферритов для магнитных головок устройств магнитной записи и воспроизведения звука - и видеосигналов, ферритов СВЧ - диапазона и пьезокерамики, которые невозможно изготовить обычными методами. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Спекание изделий проводят в муфельных или туннельных электрических печах при температуре 1300 о С и выше. При спекании происходит выжигание пластификатора, завершаются химические реакции между компонентами. За счет слияния частиц фиксируется форма изделия, материал приобретает необходимую механическую прочность и заданные физические и электрические свойства. В зависимости от состава материала спекание (обжиг) может производиться не только в окислительной, но и в нейтральной и даже в восстановительной среде. Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. В процессе обжига вследствие испарения влаги, выгорания пластификатора и уплотнения материала происходит усадка изделий, т.е. уменьшение их размеров, но возрастают их механическая прочность и плотность. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 о C), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой.
По применению керамику подразделяют на строительную керамику , бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику , радиотехническую керамику , теплоизоляционную керамику (керамзит (см. КЕРАМЗИТ) , пенокерамика (см. ПЕНОКЕРАМИКА) и др.) и огнеупоры.
По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор (см. ФАРФОР) , пьезо - и сегнетокерамика , керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс (см. ФАЯНС (керамика)) , терракота (см. ТЕРРАКОТА) , майолика (см. МАЙОЛИКА) и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).
ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ Древнейшая керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ) (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита (см. НЕОЛИТ) широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.
В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.
В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури (см. ГЛАЗУРЬ) пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины - каолина (см. КАОЛИН) уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс (см. ФАЯНС (керамика)) .
Прекрасная обожженная керамика используется для отделки зданий (ворота Иштар (см. ИШТАР) в Вавилоне (см. ВАВИЛОН) ). Хараппская цивилизация (см. ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) использует кирпичные плитки для мощения полов.
Античная керамика
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий (см. ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ) , стиль - орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.
В 6 в. до н. э. складывается так называемый чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.
Композиция росписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкой обобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.
Высокого уровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительные женские фигурки, выполненные из терракоты (см. ТЕРРАКОТА) в Танагре, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.
Римская керамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума - центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложные архитектурные детали.
Керамика стран Дальнего Востока
Древнейшие глиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. в Китае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередь изобретением фарфора (см. ФАРФОР) , который появился в результате совершенствования технологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центров изготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина, полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) , а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посуда отличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.
В 14 в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной и белой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. С формированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесь появились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Среди японских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия с прозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.
Керамика Среднего и Ближнего Востока
Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром (см. ЛЮСТР) , тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.
Западноевропейская керамика
В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий с оловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центр изготовления - Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже под названием «майолика» (см. МАЙОЛИКА) . Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».
В Нидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в. Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий, производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия». Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетская фабрика - аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.
Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 в. - знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» - покрытые поливами декоративные блюда Бернара Палисси (см. ПАЛИССИ Бернар) .
Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса (см. КАМЕННАЯ МАССА) . Первенство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 в. Центрами производства изделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург. Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу и получили более прочный черепок.
Самого большого успеха добился английский керамист Дж. Веджвуд (см. ВЕДЖВУД Джозайя) , который на основе каменной массы, изобрел более качественные фаянсовые массы - базальтовый черепок, кремовую массу и «яшмовую массу», из которой изготавливались знаменитые синие вазы с белым рельефом в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 в. немецким химиком Иоганном Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире - мейсенский (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР) . Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.
С середины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР) , выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо (см. РОКОКО) . В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора - бисквита (см. БИСКВИТ) .
Английский высококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк и стиль.
Российская керамика
После упадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724. Было налажено производство изразцов (см. ИЗРАЗЦЫ) - сначала рельефных, затем гладких с росписью.
В 1744 в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович) было начато производство русского фарфора. В 1765 мануфактура получила более высокий статус и стала называться Императорский фарфоровый завод (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД) , где с конца 18 в. выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, а позднее в стиле ампир (см. АМПИР) . Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Для более массового производства в 1766 в Вербилках Ф. Гарднер (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) основывает частную фабрику, прославившуюся своими жанровыми статуэтками и посудой высокого качества. В деревне Гжель (см. ГЖЕЛЬ) в Подмосковье в 1830-1840-х гг. возникает множество предприятий, использующих преимущества местной глины. В конце 19 в. крупнейшие частные фабрики переходят в руки предпринимателя М. С. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович) (в том числе и гарднеровская фабрика). Его фабрика в Дулеве выпускала массовую продукцию из фаянса и фарфора довольно хорошего качества.
Керамика 20 века
Уже с конца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля: стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот, придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн (см. МОДЕРН) , изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.
В ряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества, возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художники и скульпторы. В мастерских Абрамцева (см. АБРАМЦЕВО) керамика приобретает новые формы, новый колорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) ). Свойственное модерну внимание к декоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики в отделке зданий и интерьеров.
Дизайнеры-функционалисты, начиная с 1920-х гг., стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративности и пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлению фактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури, эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически все крупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан) . Керамика становится важной частью интерьеров.
Развитие технологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становится довольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работах многих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили с восточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славились республики Прибалтики.
В 1953 организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

керамика

керамики, мн. нет, ж. (греч. keramike) (спец.).

    собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике.

    Гончарное производство.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

керамика

    собир. Изделия из обожженной глины, глиняных смесей. Художественная к.

    Гончарное искусство. Заниматься керамикой.

    прил. керамический, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

керамика

    Изделия из обожженной глины.

    Масса, из которой изготовляются такие изделия.

    Гончарное искусство и производство.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

керамика

КЕРАМИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина) изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры.

Керамика

(греч. keramike ≈ гончарное искусство, от kéramos ≈ глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганических соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни ≈ в быту (различная посуда), строительстве (кирпич , черепица , трубы, плитки, изразцы , скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве. Основными технологическими видами К. являются терракота , майолика , фаянс , каменная масса и фарфор . В лучших своих образцах К. отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.

Исторический очерк. Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.). Освоение производства К. ≈ одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и другие подобные открытия (например, пользование огнем), К. не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате которых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого производства изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил народов (см. Гончарство). Распространённость К. и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К. орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником. К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись), первые образцы которой сохранились на керамических плитках в Двуречье.

Первоначально основным видом К. была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, который с самого начала имел также важное эстетическое и культовое значение. Начиная с энеолита (3≈2-е тысячелетие до н. э.) на керамических изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку) и художественным традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, которую или оставляли естественные фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали, покрывали ангобом и глазурью.

Глинобитные жилища трипольской культуры. (4≈3-е тысячелетие до н. э.), обжигавшиеся снаружи кострами и расписывавшиеся, ≈ первый пример применения К. в качестве стройматериала. С развитием техники добывания металлов К. стала необходима и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки) Первоначально керамические изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалисты-гончары, пользовавшиеся гончарным кругом (или оттискивавшие изделия в специальной форме) и гончарным горном. Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен, однако и у них существовало самобытное керамическое производство (наиболее ранние изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тысячелетия до н. э.). Особенно высокого развития оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой росписью. В Древнем Египте, Вавилонии и других древних странах Ближнего Востока впервые стали покрывать парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала сырцовый, позже ≈ обожжённый). Для украшения зданий в Египте и Древнем Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы.

Древнеиндийские цивилизации знали разнообразную расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Древнем Китае во 2≈1-м тысячелетии до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачественной белой глины ≈ каолина, который в 1-м тысячелетии н. э. стал материалом первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора.

Важное место в истории К. занимает К. древнегреческая, оказавшая большое влияние на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной не многоцветной росписью (см. Вазопись) на мифологические и бытовые темы (так называемая чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, главным центром производства которых была Танагра.

Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в Древней Греции, так и в Древнем Риме, где в особенности развилось производство кирпича, из которого сооружались сложные конструкции (например, своды перекрытий, пролёты мостов, акведуки). Римская парадная посуда большей частью оттискивалась в деревянных или керамических формах, на которых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась красным лаком. У римлян и этрусков достигло расцвета изготовление керамических погребальных сосудов ≈ урн, известных также многим другим народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские и римские урны украшались скульптурными изображениями (например, сцены пиршеств). Традициям римской К. в основном следовало производство К. Византии, испытавшее, однако, и влияние Ближнего Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов и в архитектуре К.). Уже с 6 в. византийские мастера перестали применять красный лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Византийский тонкий квадратный кирпич ≈ «плинфа» оказал влияние на производство кирпича в Древней Руси.

В Древней Руси с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, некоторые сосуды покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки. На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана и Якова. После упадка, вызванного монголо-татарским нашествием, производство К. возродилось к 14≈15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода Москвы (в районе современной ул. Володарского), где к 17 в. были уже довольно крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов), игрушки, светильники, чернильницы, музыкальные инструменты, с 18 в. ≈ курительные трубки. В Псковской земле известны и керамические глазурованные надгробия. Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с 16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный «государев большой кирпич». Для украшения фасадов зданий и внутренних помещений делали изразцы ≈ терракотовые и глазурованные (зелёные ≈ «муравленые» и полихромные ≈ «ценинные»). В 17 в. известны работавшие в Москве мастера Петр Заборский, Степан Иванов, Иван Семенов, Степан Буткеев и др. Производство изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось влияние народных лубочных картин.

В 1744 в Петербурге был основан первый в России государственный фарфоровый завод (ныне завод им. М. В. Ломоносова); в 1766 в Вербилках под Москвой ≈ частная фабрика Ф. Я. Гарднера; позже возникло множество др. частных предприятий, из которых самыми крупными в 19≈начале 20 вв. стали заводы М. С. Кузнецова. Наряду с заводским производством фарфора, строительной и технической К. сохранялось кустарное производство бытовой и художественной К. Существовало несколько промышленных районов со своими традициями (Гжель, Скопин и др.). О развитии керамического производства см. в статьях Строительных материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность.

М. Г. Рабинович.

Художественная керамика. В развитии художественной К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамической массы, а также в приемах ее формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо друг от друга) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга эпохи. Например, секреты производства фаянса и глазури, известные древнеегипетским мастерам ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в 3≈4 вв. в Китае, в 9≈10 вв. ≈ в странах Ближнего Востока, в 16 в. ≈ французским учёным Б. Палисси. В 18 в. секрет изготовления фарфора, уже с 6≈7 вв. освоенного китайскими мастерами, открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов в России, а керамисты Англии и Франции, не находя загадки «китайского секрета», создали свои разновидности фарфоровидной К. (так называемый мягкий фарфор костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту керамического искусства, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии. Например, разработанная древнегреческими мастерами исключительно тонкая технология терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Древней Греции и производства совершенных по форме сосудов, оказавших влияние на всё последующее развитие керамического искусства, была надолго забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (так называемые фаянсы Сен-Поршера). А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного и красного лаков, которые служили главными цветами в античной вазописи, утрачены, т.к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью (с 9 в.). Преемственность в технологии и в художественных традициях прослеживается лишь в эволюции гончарства, которое тесно связано с домашним ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды глубокого регресса (например, лепка от руки сосудов в некоторых странах Европы поры раннего средневековья). Поэтому история художественной К. вплоть до 19 в. прерывиста, и ее вехами становятся периоды рассвета каждой новой, более совершенной, чем предыдущие, разновидности К. Вновь открытый вид керамической массы или материал для декорировки изделий, оказываясь в центре внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие свое развитие, но уже в качестве традиционного производства. Нередко новый вид К. в силу своих технических достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художественному выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоемких материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью, прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита. С прямого подражания резьбе по камню, ганчу или стукко начинала своё развитие рельефная архитектурная К. Люстр, придающий особую утонченность своим металлическим отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и других стран Ближнего Востока, а также испано-мавританской К., первоначально служил лишь средством имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи имитации в К. одного её вида другим. Китайский фарфор, попав в 9 в. в Самарру (ныне на территории Ирака), вызвал открытие фаянса для подражания тонким фарфоровым сосудам. С подражания китайскому фарфору начала своё развитие и белая майолика с синей росписью, производившаяся в 16≈18 вв. в Делфте (так называемый делфтский фаянс).

В мировой истории К. важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художественной К. многих стран Европы и Азии. В области архитектурной К. особенно выделяется многоцветная со сложными узорами глазурованная облицовка зданий Средней Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, арабских стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архитектурного декора в 10≈15 вв. относится полихромная мозаичная керамическая облицовка зданий Самарканда и Бухары. Классическими образцами применения люстра стали фаянсовые иранские сосуды 13 в. и испано-мавританская майолика 14≈15 вв., отличающаяся от иранской К. большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи и люстра. Известное влияние оказала испано-мавританская К. на развитие в 15≈17 вв. итальянской майолики, в которой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамическая скульптура получила монументальный характер в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Робиа. Итальянская майолика оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из каменной массы, и на майолику Франции 16≈18 вв. (в гг. Ним, Лион, Невер), развивавшуюся параллельно с производством фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр). В 18 в. фарфор как художественный материал почти повсеместно оттесняет другие виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетические принципы классицизма с его культом предельно четких форм и декора. Наряду с расписной и позолоченной мелкой пластикой получает скульптура из бисквита. Однако с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художественным возможностям более грубых видов К. ≈ каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягченных форм, с легкой графической росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом стали объектом подражания для керамических заводов Европы до конца 19 в. Особое место в истории К. занимает также «революционный фаянс» Франции ≈ сосуды эпохи Великой французской революции 1789≈94 с агитационными призывами и фигурами, олицетворяющими единение трудовых сословий, революционную бдительность и т.д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художественной К. (например, изделия Межигорской фаянсовой фабрики на Украине). Но общий упадок декоративно-прикладного искусства во 2-й половине 19 в. сказался и на развитии художественной К. Некоторое оживление художественных поисков керамистов периода развития стиля «модерн» , с их интересом к рукодельной вещи из грубых, но искусно обработанных материалов (произведения М. А. Врубеля и др.), не могло существенно повлиять на общее состояние художественной К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы. Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917. Начиная с так называемого агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие явления жизни молодой Советской республики, и с опытов ряда советских художников-керамистов конца 1920-х≈начала 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожественной массовой К. (фарфора, фаянса, майолики) ведутся поиски путей повышения её эстетического качества, в которые постепенно вовлекаются художники многих стран. Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939≈ 1945, возобновился с 1950-х годов, когда вопросы рационального и выразительного решения массовых керамических изделий, рассчитанных на промышленное изготовление, стали обращать на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила Международная академия керамики в Женеве, членом которой является и СССР. Наряду с повышением художественного уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной К., в которой всё шире начинают использовать не только Классификация керамических изделий

Назначение

Тип керамики

Исходные материалы

Температура обжига, ╟C Изделия

Класс пористых, частично спекшихся изделий с водовопоглощением до 15%

Строительная керамика:

стеновые материалы

Высокопористая, грубозернистая

Глина, песок и др. отощающие материалы

Глиняный кирпич и пустотелые блоки

кровельные материалы

Глина и песок

Черепица

облицовочные материалы

Пластичные и пироплавкие глины шамот, кварцевый песок, полевой шпат, тальк, каолин

Облицовочные фасадные плитки и блоки, терракота, плитки метлахские, мозаичные, глазурованные фаянсовые и др.

санитарно-технические изделия

Фаянс, полуфарфор

Глина, каолин, кварцевый песок

Оборудование санитарных узлов

Фаянс, полуфарфор, майолика

Глина, каолин, кварцевый песок, полевой шпат

Столовая и чайная посуда, художественно-декоративные изделия

Огнеупорная керамика

Алюмосиликатная, кремнеземистая, магнезиальная, хромистая, цирконовая и др.

Огнеупорная глина, каолин, шамот, кварциты, известь, доломит, магнезит, высокоогнеупорные окислы и др.

Кирпичи и блоки, применяемые при сооружении печей, топок и др.

Класс полностью спекшихся, блестящих в изломе изделий с водопоглощением не выше 0,5%

Техническая керамика:

электротехническая (для токов промышленной и высокой частоты)

Муллитовая, корундовая, стеатитовая, кордиеритовая, на основе чистых окислов, электрофарфор

Глина, каолин, андалузит, глинозем, полевой шпат, циркон, цирконосиликаты и др.

Изоляторы, чехлы для термопар, вакуумплотные колбы, термостойкие детали для печей и др.

кислотоупорная

«Каменная», кислотоупорный фарфор

Беложгущиеся глины и каолин, кварц, полевой шпат, циркон, цирконосиликаты и др.

Сосуды для хранения кислот и щелочей, аппаратура химических заводов, посуда и др.

Бытовая и художественно-декоративная керамика

Твердый и мягкий хозяйственный фарфор

Беложгущиеся глины и каолин, кварц, полевой шпат

Столовая и чайная посуда, статуэтки, вазы и др.

Санитарно-строительные изделия

Низкотемператур╜ный фарфор

Глина, каолин, полевой шпат, кварцевый песок

Умывальные столы, унитазы и др.

грубые её виды, но и такие материалы, которые прежде считались нехудожественными (например, шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (например, роспись керамическими глазурями декоративного производства из бетона с последующим обжигом отдельных покрытых глазурью участков). Возрождаются традиционные центры народной К. (например, Гжель, Опошня), а её традиции используются в произведениях ряда мастеров декоративной К.

Н. В. Воронов.

Производство К. Керамические изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по основному используемому сырью или фазовому составу спекшейся К. (табл.). В зависимости от состава сырья и температуры обжига керамические изделия подразделяют на 2 класса: полностью спекшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (например, фарфор, фаянс). Основным сырьём в керамической промышленности являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (главным образом микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добываются из пегматитов. Во все возрастающих количествах кварцево-полевошпатовое сырье добывается из разнообразных горных пород путем обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства огнеупоров и др. видов технической К. на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений. Свойства некоторых видов технической К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамических изделий и материалов остаются их получение спеканием при высоких температурах, а также использование в производстве родственных технологических методов, к которым относятся: обработка сырья и приготовление керамической массы, изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.

По способу приготовления керамические массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамические массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органических связок и пластификаторов смесь измельченных и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отстающими добавками во влажном состоянии (18≈26% воды по массе) получают пластические формовочные массы, которые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов) превращаются в жидкие керамические массы (суспензии) ≈ литейные шликеры. В производстве фарфора, фаянса и некоторых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтр-прессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении некоторых видов технической К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластические и поверхностно-активные вещества (например, парафин, воск, олеиновую кислоту), которые потом удаляются предварительным низкотемпературным обжигом изделий.

Выбор метода формования К. определяется в основном формой изделий. Изделия простой формы ≈ огнеупорный кирпич, облицовочные плитки ≈ прессуются из порошкообразных масс в стальных пресс-формах на механических и гидравлических пресс-автоматах. Стеновые стройматериалы ≈ кирпич, пустотелые и облицовочные блоки, черепица, канализационные и дренажные трубы и др. ≈ формуются из пластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса через профильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от бруса автоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйственный фарфор и фаянс формуются преимущественно из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах. Санитарно-строительная К. сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезо- К., керметы и др. виды технической К. в зависимости от их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.

Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.

Обжиг К. является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства К. За редким исключением спекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся из эвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы и температуры обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделиях содержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40≈50% по массе и более. Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз, зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы, распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спекания размеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность. Спекание некоторых видов технической К. (например, корундовой, бериллиевой, циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемной диффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спекание в твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и при более высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потому получило распространение лишь в производстве технической К. на основе чистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов К. колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и других видов тонкой К.покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000≈1400 ╟C), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой. Глазурированием повышают технические и декоративно-художественные свойства К. Массивные изделия глазуруются после сушки и обжигаются в один прием. Тонкостенные изделия перед глазуровкой во избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительному обжигу. В некоторых керамических производствах неглазурованная поверхность обожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом. Изделия хозяйственной керамики украшаются керамическими красками, декалькоманией и золотом.

О производстве отдельных видов К. см. в соответствующих статьях, а также в статьях Гжельская керамика, Дмитровский фарфоровый завод, Дулёвский фарфоровый завод, Мейсенский фарфор, Севрский фарфор, Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова.

Лит.: Арциховский А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Августиник А. И., Керамика, М., 1957; Технология керамики и огнеупоров, под ред. П. П. Будникова, 3 изд., М., 1962; Салтыков А. Б., Избр. труды, М., 1962: Черепанов А. М., Тресвятский С. Г., Высокоогнеупорные материалы и изделия из окислов, 2 изд., М., 1964; Кинджери У.-Д., Введение в керамику, 2 изд., пер. с англ., М., 1967; Искусство керамики. Сб. под ред. Н. С. Степанян, М., 1970; Encyclopedia of world art, v. 3, N. Y. ≈ Toronto ≈ L., 1960.

И. А. Булавин.

Википедия

Керамика

Кера́мика - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг .

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности, строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Современные высокотемпературные сверхпроводящие материалы также являются керамикой.

Керамика (значения)

Керамика :

  • Керамика - изделия из неорганических материалов и их смесей с минеральными добавками.
  • « Керамика » - бразильский футбольный клуб, представляющий город Граватаи из штата Риу-Гранди-ду-Сул.

Примеры употребления слова керамика в литературе.

Раз, еще раз - от таких ударов даже армированная керамика разлетелась бы вдребезги.

СТАРЫЙ ТАЛЛИН сверху вниз -- дым, черепица, камни, ликеры, глинт, оружие и керамика .

В результате наблюдается смешение на одних раскопах местной пражско-пеньковской керамики с дулебской, продолжавшей традиции пражско-корчакской керамики .

Он провел нас через веранду полированного дерева и показал печи, чаны для замешивания глины и помещения, где крохотные капсулы для обжига ожидали свою партию керамики .

К шлему Дома со щелчком прикоснулся чужой шлем, и сквозь звукопроводящую прозрачную керамику донесся голос Винга: - Я готов к креплению мины, Дом, приладь ее, ладно?

Смонтированные элементы корпуса пройдут затем многократную упрочняющую обработку методом погружения в нанопоток, что обеспечит необходимую твердость и износостойкость, слой за слоем нарастет покрытие из алмаза, мономолекулярного дюраллоя и керамики с микросеткой из сверхпроводящих материалов для защиты от воздействия заряженных частиц в космосе.

На трех островах архипелага были обнаружены четыре доисторические стоянки, собрано около двух тысяч черепков по меньшей мере ста тридцати одного сосуда аборигенов, найдены образцы керамики чиму, инкская глиняная свистулька, кремневые, обсидиановые предметы и др.

Характеризуется пражско-корчакской керамикой , наземными срубными домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках.

Лодки острова Пасхи поразительно напоминали лодки озера Титикака, но еще больше - серповидные суда из камыша, реалистически воспроизведенные в керамике древней культуры мочика на Тихоокеанском побережье Южной Америки.

Эти вставные ноготки делают из какой-то хреновины, я не знаю, но они всегда режут так, после них всегда шрам светится изнутри, это неземная керамика .

Это был зал Бернара -- Палисси, отданный керамике и прикладному искусству.

Предметы быта и орудия труда: ножи, топоры, ключи от цилиндрических замков, обломок косы-горбуши, спиральное сверло, гончарная керамика , дужки от ведер, сланцевое пряслице, обломки бронзовой чаши, пинцет, двусторонние костяные гребни, стремена, шпоры, удила, подковы, скребницы, замок от лошадиных пут, книжные застежки, писала.

В качестве сырья для изготовления поделок десантники использовали не что иное, как укрепленные керамикой фаланги и пястные кости.

Слои с керамикой роменского типа распологаются, как правило, на городищах, рядом с которыми часто распологаются селища с отложениями 8-10 вв.

Когда он был ребенком, Роу обходил с матерью все киоски с розовыми вязаными фуфайками, с художественной керамикой и напоследок самый интересный из них - с белыми слонами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра истории и теории искусств


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История керамики» на тему:

«Керамика. Основные виды керамики»


Выполнила:

Студентка группы 1-ДЗ-41

Направление подготовки 073900. 62

«Теория и история искусств»

Политыко Татьяна Андреевна


Санкт-Петербург - 2013 г.


1. Введение


Неплодородная земля, намокая, превращается в однородный жидкий состав, а после высыхания становится пылью - казалось бы, совершенно бесполезный и ненужный материал. Но, к счастью, ещё тысячелетия назад человек узнал уникальные свойства, пожалуй, самой распространенной земной породы - глины.

Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера <#"justify">-изучить теорию по теме «Керамика. Основные виды керамики»;

-проанализировать полученную информацию;

Сделать выводы.

Выбранная мною тема была и будет актуальна до тех пор, пока существует керамика, её создатели, исследователи и ценители.


2. Керамика


2.1 Этимология


Слово «керамика» берёт своё начало в Греции: древнегреческие слова «keramos», что означает «глина», а так же «keramike» - гончарное искусство, сочетаясь, дают нам этот термин. Общий смысл его подразумевает любые глиняные изделие, подвергнутые тепловой обработке, чаще всего обжигу.


2.2 Появление


Люди с незапамятных времён лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот незадача: посуда из необожжённой глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костёр, становилась твёрдой, как камень и не размывалась дождями. Возможно, именно это наблюдение натолкнуло человека обжигать посуду в костре.

Как бы то ни было, но обожжённая в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который впоследствии получил название керамики.

Как и другие подобные открытия, керамика не является изобретением какого-либо одного народа - её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, но это не исключает дальнейшего взаимодействия.

Формы посуды развивались соответственно потребностям быта и художественным традициям народов. Так, например, переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоскому поду печи и столу. У каждого народа были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, которую оставляли с естественной фактурой и цветом глины или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига, расписывали, покрывали ангобом <#"justify">2.3 Основные инструменты


В арсенале современного гончара имеется достаточно много различных приспособлений. (илл.№5)

Одними из главных инструментов являются стеки, которые иногда называют «длинными пальцами». Стеки предназначены для производства самых мелких работ при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий.

Деревянными или костяными ножами и скребками обрабатывается поверхность. Почти все мастера используют в своей работе обычную речную гальку, при помощи которой стенки сосудов не только выравниваются, но и подвергаются лощению. Для декорирования керамики используются металлические и деревянные палочки, кисти, пипетки, аэрографы, а также другие специальные приспособления.

Кроме всего вышеперечисленного, самыми необходимыми и распространенными являются шаблоны, клюшки, колотушки, струна, ложки, скалки, различные ножи (как обычные, так и специальные гончарные) циркули и кронциркули и др.

Следует отметить, что до сих пор большую часть инструментов для обработки и декорирования сосудов, мастер изготавливает сам. В том числе и самые крупные, сложные в создании: гончарный круг и горн.


2.3.1 Гончарный круг

Рассказывая о керамике, невозможно обойти вниманием один из важнейших её инструментов - гончарный круг. Это нехитрое устройство было изобретено около 7 тысяч лет назад, с того времени практически не менялось.

Первые ручные круги появились в Древней Месопотамии в долине Тигра и Евфрата у шумеров в IV тысячелетии до нашей эры. Приблизительно в это же время он начал применяться в Иране и Индии. На европейских землях он стал известен довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э.

Самыми первыми и простыми его формами были круглые деревянные площадки-диски на вертикальном стержне, вращавшемся в выдолбленной колодке. Они предназначались для поддержки глины при формовке и вращались вручную. Это позволяло гончарам резко повысить производительность труда, значительно улучшить качество и увеличить разнообразие изделий.

Прообразом первых гончарных кругов послужили, вероятно, плоские подставки в виде листа растения, куска циновки, камня и т.п., на которых изделия поворачивались во время формовки и которые не позволяли влажной глине прилипать к земле. Постепенно конструкция гончарного круга совершенствовалась. Уже в III тысячелетии до н.э. появился простейший поворотный круг, приводимый в движение руками. Позже появились механические - с «ножной» конструкции, а потом технический прогресс представил нам электрические гончарные круги - такое устройство не требует физических усилий, но предполагает достаточно высокий уровень мастерства, так как обладает высокой скоростью вращения.


2.3.2 Гончарный горн

После того как сосуды снимали с круга, их подвергали обжигу. До появления данного приспособления, тепловую обработку проводили костровым способом, или в печи. Но это имело свои недостатки. И только обжиг в специальном гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, давал полную прокалённость всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет хорошо прокаленной глины.

Гончарный горн - печь для обжига керамических изделий. Обжиг осуществляется горячими газами, получаемыми при сгорании топлива; для полного обжига нужна равномерная температура, не ниже 700-900°C, что невозможно на костре и в домашней печи. Горн появился в странах Древнего Востока (Двуречье, Египет) примерно в третьем тысячелетии до н.э.


2.4 Обработка глины, процесс создания изделия


«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре…» - герой этой загадки обычный глиняный горшок. На его примере можно проследить весь путь, который проходит глина, прежде чем стать керамическим изделием.


2.4.1 Карьерные работы («на копанце»)

Карьерные работы включают добычу, транспортировку и хранение промежуточного запаса глины. Вылеживание замоченной глины, ее вымораживание в течении годичного срока на открытом воздухе разрушает природную структуру глины, что повышает пластичность и формовочные свойства керамической массы.


2.4.2 Механическая обработка («на топтанце»)

Механическая обработка глины осуществляется вручную или с помощью глинообрабатывающих машин, чтобы исключить из массы разные излишки (чаще камушки), и получить необходимые формовочные свойства.


2.4.3 Формование («на кружале»)

Существуют следующие основные способы формовки: способ литья, пластический способ - свободная лепка, формование на гончарном круге, ручной оттиск в форме, формование по вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика, полусухой и сухой способы. Их различают по количеству содержащейся воды.


2.4.4 Сушка

Сушкой называют процесс удаления влаги из материалов испарением. Сушка необходима для придания сырцу механической прочности и подготовки его к обжигу. Наиболее распространены конвективный и радиационный способы сушки.


2.4.5 Обжиг («на пожаре»)

Обжиг завершает изготовление керамических изделий. В процессе обжига формируется их структура, определяющая технические свойства изделия. Часто именно обжиг создает непредсказуемость результата: во время обжига краски меняют не только свою текстуру, прочность, но и цвет.

Раньше, чтобы сосуд не впитывал влагу, он должен был побывать на «обваре», для чего его в горячем виде опускали в квасную гущу или жидкую мучную болтушку. Постепенно обваривание стало применяться все реже и реже. Чтобы защитить керамическое изделие от проникновения влаги и воздействия вредных веществ, гончары стали все больше покрывать их тончайшим слоем стекла - так называемой глазурью, или поливой.


3. Виды керамики


Основными технологическими видами керамики являются терракота <#"justify">3.1 Терракота


Терракота - разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазированных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Терракота изготовляется из особых, довольно широко распространённых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру: от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой, и цвет <#"justify">3.2 Майолика


Майолика - это вид тонкокерамических изделий из обычной коричневой глины, которая известна с эпохи неолита. В изломе обожженный черепок майолики природного «глиняного» цвета от светло-коричневого до рыжеватого оттенка. Водопоглощение майолики с белым черепком - 12%, с цветным - 16%. Для майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками. В технике майолики создаются как декоративные панно <#"justify">3.3 Фаянс


Фаянс - тонкокерамические изделия с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Он способный поглощать до 9-12% воды. Для изготовления фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины (каолин) с добавлением мела, кварцевого песка и др. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, за счёт чего выглядит более тяжёлым (общая пористость 26-30%). Фаянс представлен в основном столовой посудой,причём около 70% изделий составляют тарелки. Также из него создают художественно-декоративные изделия, по большей части вазы для цветов, декоративные настенные тарелки и сувениры. Ввиду своей относительно высокой твёрдости, высшим сортом фаянса считается опак.

Своё название фаянс получил от наименования итальянского города Фаэнца («Faenza»), славившегося производством таких изделий. Примечательно, что во Франции <#"justify">3.4 Фарфор


Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Как майолика и фаянс относится к тонкокерамическим изделиям. От так схожего на первый взгляд с ним фаянса, он отличается рядом особых свойств, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Черепок его плотный и наиболее тонких местах прозрачный. Водопоглощение у фарфора совсем небольшое - до 0,2 %. Это непористая керамика. Состоит он из смеси различных сортов глины (в большей степени - высококачественный каолин) с песком, полевым шпатом и т.п. и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Глазурь <#"justify">В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури то образуется особый вид фарфора - бисквитный. Фарфор фриттованный - хорошо просвечиваемый мягкий фарфор. Французский, английский, европейский, восточный, полуфарфор - голова кругом идёт от количества разновидностей фарфора. Но, несмотря ни на что, самым качественным и ценным в обществе считается китайский фарфор.

керамика гончарный фаянс фарфор


Заключение


Изучив большое количество материала об истории и видах керамики, я сделала следующие выводы:

.В своих наилучших образцах керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов;

.Распространённость керамики и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на изделиях орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историческим источником;

.Огромное множество предметов, окружающих нас в повседневной жизни являются керамическими изделиями. Глину и керамику применяют в медицинских, химических, строительных, архитектурных, высокотехнических целях.

.Искусство керамики - одно из наиболее древних, здесь накоплен опыт многих тысячелетий. Уникальность сырья, многообразие методов формования и декорирования, многостадийность керамической технологии делают её достаточно сложным предметом для изучения.

.Несомненно, закреплять теоретические знания по данной теме необходимо на практике. Во-первых, когда начинающий мастер хотя бы единожды выполнит работу самостоятельно, техника будет уже не только в его голове, но и в руках. Кроме того, большим плюсом будет развитие тактильных ощущений у детишек, фантазии и усидчивости у взрослых. Во-вторых, процесс создания керамических изделий, независимо от их принадлежности к кому-либо виду, является чудесным релаксирующим и одухотворяющим лекарством.

.Керамика - интересный, нужный и действительно изящный вид художественного искусства, достойный изучения и восхищения.


Источники


1.Г.Я. Федотов «Большая энциклопедия ремёсел» - М.: «Эксмо», 2008. - 608с.

.О.Е. Базилевич «Производство гончарной посуды» - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1994. - 49с.

.У.Д. Кингери «Введение в керамику» - 2.е изд. - М.: Издательство литературы по строительству, 1967. - 503с.

4.С. Мэрилин «Керамика. Энциклопедия» - М.: «Арт-народник», 2012. -192с.

5.www.ceramics-pottery.ru

6.www.kefa.ru <#"justify">Список иллюстраций


1.Вестониская Венера. Вестониц, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.

.Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э.

.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

.Некоторые гончарные вспомогательные инструменты

Гончарный круг

Гончарный горн

.Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210 - 209 гг. до н. э.

.Мадонна с младенцем. Лука делла Роббиа. Флоренция, 1455 г

.Навкратийский кубок из Ольвии. 6в. до н. э.

11.Фарфоровая ваза <#"justify">.

Альбом иллюстраций

1.ВестоницкаяВенера. Вестониц, Моравия, между 29 000 и 25 000 гг. до н.э.


2. Статуэтки из Танагры. Танагра, Греция, ок. 300 до н.э. С лева на право: девушка с тамбурином, девушка с цветочной гирляндой, юноша, сидящий на скамье.

3.Пифоз. Древняя Греция, 7 в. до н.э.

4.Кувшин, чёрнолощёная керамика. Россия, 19 в.

Некоторые вспомогательные инструменты

6.Гончарный круг

7.Гончарный горн

Терракота. Терракотовая армия императора Цинь Шихуанди; фрагмент. Китай, 210-209 гг. до н. э.

10. Фаянс Навкратийский кубок из Ольвии. VI в. до н. э.

11. Фарфор Фарфоровая ваза из коллекции китайского фарфора эпохи династии Цин . Китай, 17 - 19 век


Наверняка даже в обыденной речи вы нередко встречали фразы “керамические изделия” или “посуда из керамики”. Под эти определения подходит огромное количество приборов и предметов, которые окружают нас и которыми мы пользуемся практически каждый день. Поэтому следует разобраться, что такое керамика и какой она бывает. Об этом речь пойдет в данной статье.

Керамика: определение

В переводе с греческого языка "керамика" - это "глина". Именно поэтому в узком значении ею называют обожженную глину и глиняные изделия, которые прошли обжиг. В широком значении слова керамика представляет все то, что изготовлено при воздействии высоких температур из неорганических материалов, а также их смесей с различными минеральными добавками.

Издавна керамика применялась в качестве посуды (преимущественно из глины либо с примесью других материалов). На сегодняшний день понятие сильно расширилось. Теперь керамика используется в сферах строительства, медицины, промышленности, искусства и других.

Есть два основных вида керамики - тонкая и грубая, которые между собой различаются строением. Самыми распространенными примерами тонкого вида можно назвать фарфор и фаянс, а грубого - гончарную керамику.

Для создания фарфора основными добавками выступают полевой шпат, песок и каолин. При изготовлении гончарной керамики применяются красножгущие глины. Затем она обычно покрывается глазурью или цветными глиняными красками.

Значения других интересующих вас терминов вы можете найти по алфавиту в нашем разделе .