Всенощное бдение: толкование церковного богослужения. Всенощная - это что такое? Разъяснение церковного богослужения

ИС 13-305-0398

Вечерня

В Священном Писании, которое является для нас, верующих в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и исповедующих Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, – Откровением и словом Божиим, даны святые заповеди о любви к Богу и человеку как образу Божию. Одна из заповедей гласит: Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8-10). В Новом Завете седьмым днем является для нас воскресение. Для православных христиан воскресение является праздником, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Воскресение дало содержание субботнего покоя: мир с Богом, восстановление в человеке образа и подобия Божия, богообщение и покой в Духе Святом. Суббота была пророчеством о покое, пророчеством о Воскресении, в этом смысле – образом вечности. Воскресение – это начало вечной жизни на земле. Ветхозаветная пасха воплотилась в Новозаветную Пасху, а суббота – в воскресный день.

Почитая и освящая этот седьмой день, мы исполняем заповедь Божию, данную еще в Ветхом Завете, и получаем благословение Божие и помощь свыше на предстоящую седмицу. Время, которое мы проводим на богослужении в воскресные и праздничные дни, является для нас той десятиной, которую мы приносим Богу за весь годичный круг времени (см.: Мал., гл. 3).

Воскресный день начинается для нас в субботу вечером богослужением великой вечерни и пением 103-го псалма, который символизирует сотворение мира.

Открываются царские врата, священник и диакон совершают каждение алтаря. Это означает действие Святаго Духа, сообщившего жизнь первозданной материи. Творцом мира из нее была создана вся Вселенная.

Затем диакон выходит на амвон и приглашает к молитве всех присутствующих в храме. «Восстаните», – возглашает он, и хор от лица верующих поет: «Господи, благослови». Священник, прославляя Святую Троицу, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает: «Аминь» и поет 103-й псалом: «Благослови, душе моя, Господа… Аллилуия» 1 .

Священник с диаконом совершает каждение всего храма и всех верующих. Читается молитва на освящение кадила: «Кадило приносим Тебе, Христе Боже наш, в благоухание духовное, которое приими в Небесный Твой жертвенник и ниспошли нам благодать Всесвятаго Твоего Духа». Символика каждения храма и народа означает следующее: как при сотворении мира Дух Божий сообщал жизнь первозданному миру, так и теперь верующие обновляются благодатью Духа Святаго.

Священнослужители заходят в алтарь, царские врата закрываются, как закрылись врата рая за человеком, согрешившим перед Богом.

Диакон, возглашающий на амвоне мирную ектению, символизирует собой падшего Адама, изгнанного из Эдема и стоящего пред закрытыми вратами рая с покаянной молитвой. Так вспоминается грехопадение первых людей, и поется 1-я кафизма Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», где раскрываются причины грехопадения (ведь по «совету» нечестивого змея и произошла трагедия грехопадения) и проповедуются пути жизни и благочестия.

Песнопением «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» напоминается о ветхозаветных жертвах, изобразивших будущую Искупительную Жертву – Христа Спасителя. Верующие в это время читают про себя 50-й псалом, рассказывающий о смирении, и, в частности: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Вновь совершается каждение всего храма, которое знаменует благовестие о Христе Иисусе, Истинном Боге и Истинном Человеке. Хор поет стихиры, в которых раскрывается значение ныне празднующегося события. На запев: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» поется стихира праздника и совершается вход с кадилом из северных дверей алтаря. Свещеносец прообразует свет ветхозаветных пророков, диакон – Иоанна Предтечу, священник – Христа Спасителя. Диакон совершает кадилом крестное знамение в царских вратах, это означает, что через крестные страдания Спасителя вновь открылся верующим вход в Царствие Небесное, закрытый грехопадением первых людей. Далее следует песнопение «Свете тихий», повествующее о явлении на Иордане Христа Спасителя, Который крестился от Иоанна, и в это время был слышен голос Бога Отца и виден Дух Святый в виде голубя, сходившего на Сына Божия.

Далее возглашаются и поются песнопения, которые называются прокимны, читаются паремии на середине храма, возглашаются две ектении – сугубая и просительная, где просятся у Бога милости земные и небесные. Поются стихиры храма или праздника, священнослужители выходят в притвор, где совершается лития – моление покаянного характера, четыре прошения произносит диакон и пятое, заключительное, – предстоятель. Молящиеся могут возносить Богу прошения о здравии живых и упокоении усопших православных христиан 2 . Священнослужители возвращаются в центр храма, поются стихиры праздника, и совершается молитва праведного Симеона Богоприимца от лица настоятеля «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…». Эта молитва напоминает нам об окончании земной жизни каждого человека и настраивает на благочестивые размышления об ответственности людей перед Богом за свои дела, слова и помышления. Читается Трисвятое по «Отче наш», поется трижды тропарь. Во время этого праздника совершается троекратное каждение вокруг столика с пятью хлебами, которые благословляются священником в воспоминание чудесного умножения Господом Иисусом Христом пяти хлебов для пяти тысяч народа в пустыне. Поется 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время», в котором говорится о том, как исполненный благодарных чувствований к Господу Богу Давид высказывает намерение во всю жизнь свою прославлять Господа. Он приглашает к тому же и других верующих, с отеческой любовью научая их страху Божию и стараясь убедить в том, что люди благочестивые всегда пользуются особенным благоволением Божиим, между тем как нечестивых ожидает строгое наказание Божие. Оканчивается вечернее богослужение возгласом предстоятеля: «Благословение Господне на вас», которое переходит в утреннюю службу.

Утреня

Утреня начинается с чтения шести псалмов, поется или читается малое славословие, которое символизирует ночь Рождества Христова, поэтому тушатся свет и свечи. Псалмы носят покаянный характер: «Самому Христу Богу предстояще, невидимо и молящеся о гресех своих». Верующие внимательно слушают: в середине чтения, на славословия имени Божия, необходимо три раза перекреститься, без поклонов 3 . В середине Шестопсалмия выходит священник на амвон и читает особые молитвы. Он символизирует Моисея, который в пустыне молился

Богу за согрешивший народ. Последний 142-й псалом напоминает о последних днях мира сего. Пришествие Господа и Страшный Суд – последние слова Шестопсалмия: Не вниди в суд с рабом Твоим… и Дух Твой Благий наставит мя на землю праву (Пс. 142, 2, 10). Дух Божий возводит верующих во Христа в Небесное Царство Отца: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9, 11). В конце Шестопсалмия верующие должны три раза перекреститься с поясным поклоном. Диакон сменяет священника на солее и возглашает мирную ектению – молитвенную просьбу – и затем произносит: «Бог Господь…» со стихами, и хор поет тропари праздника. Это означает явление Бога Слова, Сына Божия, во плоти на земле. Чтец читает кафизмы.

Следующая часть утрени – полиелей. Священство выходит на середину храма через царские врата для прославления праздника. Поется величание, в воскресение – прославление Воскресшего Христа. Совершается каждение всего храма. Это означает, что радость праздника сообщается всем молящимся. Читается Евангелие, соответствующее дню. В воскресенье Евангелие возносится на амвон и поется песнь «Воскресение Христово видевше…».

Затем молящиеся прикладываются к Евангелию или к иконе праздника и подходят к предстоятелю, который помазывает их освященным елеем. Поется и читается канон праздника, состоящий из девяти песней. Канон составлен по священным событиям ветхозаветной и новозаветной истории. Первая песнь – хвалебно-благодарственная, пророка Моисея, воспоминающая переход народа Божия через Чермное море. Вторая песнь составлена также в честь пророка Моисея, она имеет покаянно-обличительный характер и поется только Великим постом. Третья песнь – в честь пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Ее пламенно-сердечную молитву услышал и исполнил Господь. Четвертая песнь – это песнь пророка Аввакума, который услышал голос Божий о пришествии в мир Спасителя. Пятая песнь – это песнь пророка Исаии, который увидел свет Невечерний, знаменующий явление в мир Христа. Шестая песнь – песнь пророка Ионы, который прообразовал собою тридневное погребение и Воскресение Христа Спасителя. Седьмая песнь – это песнь трех отроков в печи вавилонской, которые, как и неопалимая купина при Моисее, прообразовали нетленное Рождество Христово. Восьмая песнь – это песнь праведного Неемии, которому при восстановлении второго храма в Иерусалиме было знамение – возжжение священного огня на жертвеннике. Девятая песнь прославляет Пресвятую Богородицу, поется: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». По девятой песни читается светилен – краткое песнопение, отображающее смысл праздника, и поются стихиры на «хвалитех». Священник возглашает: «Слава

Тебе, показавшему нам свет». Хор поет великое славословие, после которого исполняется тропарь праздника. Возглашаются диаконом две ектении: сугубая и просительная. Завершается утреня отпустом священника. Чтец читает первый час, который посвящен последним часам жизни Спасителя, когда Он был введен в преторию от первосвященника Каиафы к Пилату и там был неправедно осужден.

Божественная литургия

Божественная литургия, или Евхаристия, занимает центральное место в жизни христианина, потому что оно соединяет человека с Богом – Источником Жизни Вечной. Целью нашей жизни является духовное преображение и обновление. Оно происходит не только благодаря нашим усилиям, но в особенности нашим таинственным соединениям с Богочеловеком, Иисусом Христом. Таинство, в котором это соединение осуществляется, именуется Причастием, и происходит оно во время Божественной литургии, где хлеб и вино становятся истинным Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому приступающий к Евхаристии должен достойно приготовиться. Необходимо присутствовать на вечернем богослужении, исповедоваться у священника, прочитать Правило ко Святому Причащению. Необходимо держать пост перед Причащением и накануне, после полуночи, ничего не есть и не пить.

Божественная литургия начинается чтением третьего и шестого часа, во время которых священником совершается проскомидия – приготовление Честных Даров для Евхаристии. Тогда же читаются записки о здравии живых и упокоении усопших.

Во время третьего часа мы благоговейно в умилении сердца прилежно размышляем, как Спаситель наш, Пилатом судимый и связанный у мраморного столба, принял бесчисленные поругания, заушения и был увенчан терновым венцом, чтобы нас освободить от мучительства диавола. К событиям, вспоминаемым во время чтения третьего часа, относится и сошествие Святаго Духа на апостолов в виде огненных языков, которыми Господь просветил Своих учеников к проповеди Евангелия.

Во время шестого часа мы благоговейно в умилении сердца прилежно размышляем, как Господь нес Крест Свой на Голгофу и был распят на нем среди двух разбойников, как воины разделили Его ризы и была тьма по всей земле.

Литургия начинается возгласом священника «Благословенно Царство…». Предстоятель провозглашает присутствие Бога, в Троице славимого в Его Царстве в земной Церкви. Мы приходим в церковь для всецелого участия в Святых Таинах, а также для того, чтобы предложить Богу свои дары, духовные и физические. Другими словами, мы входим в Царство Божие не только затем, чтобы что-либо получить, но и чтобы что-то отдать – отдать самих себя и свое молитвенное приношение, хвалу и благодарение.

При произнесении слов «Благословенно Царство» мы благоговейно осеняем себя крестным знамением во имя Святой и Животворящей и Нераздельной Троицы и, делая это, предаем наши тела, сердца и души Богу, чтобы позволить Ему царствовать над нами.

Диакон возглашает мирную ектению, призывая верующих в мире с совестью, с Богом и с ближними совершать молитву. Великая ектения, т. е. прошение, или моление, являет нам Божие творение. Святитель Иоанн Златоуст, который письменно изложил чин Божественной литургии, желал, чтобы мы не были безучастны к тому, что сотворил Бог, и одновременно прилагали молитвы, таланты и личные жертвы для того, чтобы сохранять и радоваться всему, что Бог сотворил для нас в Своем Царстве.

Согласно прошениям ектений, мы призваны, с одной стороны, быть вместе с больным, с путешествующим, с другом и проч. и, с другой стороны, произнести от всего сердца молитву «Господи, помилуй!», как это сделала женщина, уличенная в прелюбодеянии, и слепой и расслабленный.

Мы нуждаемся в милости Господа, мы должны быть готовыми к встрече с Ним, поэтому наиболее часто повторяющиеся слова в литургии – «Господи, помилуй».

На вседневных и великих праздничных службах поются три антифона с особыми припевами. В первом антифоне прославляется Божия Матерь, во втором – святые, пророки, апостолы, мученики, в третьем – Сам Сын Божий, дивный в Своем Промысле и в Своих святых. Пением первого антифона «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» нам напоминается, что через Богородицу в мир приходит спасение. Самый близкий человек, который может вступиться за нас, – Матерь Божия. Все поколения называют Ее Благословенной.

Вспоминая нашу Небесную Матерь, мы постоянно учимся от Нее смирению, послушанию, святости жизни. В пении второго антифона мы слышим голоса пророков и святых, которые предвозвещали и проповедовали пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Мы готовимся принять Его с великой радостью, когда Он входит в царские врата. Внесение Евангелия во время малого входа под пение третьего антифона символизирует Его приход. Пением третьего антифона мы прославляем Господа, пришедшего в мир и взявшего на Себя людские грехи. В праздники большей частью поются изобразительные антифоны с заповедями блаженств:

1) «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его».

2) «Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в жизни моей».

3) «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи».

Первый антифон – 102-й псалом – призывает верующих к сердечному, внутреннему прославлению Бога по слову апостола Павла, что сердцем веруем в правду, а устами исповедуем Бога во спасение. Об этом также поется во втором антифоне, который призывает верующих исповедовать Бога устами для спасения своей души. Песнопение «Единородный Сын и Слово Божие! Ты, будучи бессмертным, восхотел ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии…», исполняемое после второго антифона, напоминает нам о Господнем воплощении. Слово становится плотью и обитает с нами в Царстве Божием – в Святой Церкви.

Малая ектения «Паки и паки миром Господу помолимся» призывает внимать тому, что происходит за литургией. Иисус Христос обещал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). И еще: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13–14).

Ектения заканчивается выражением Божией любви ко всему человеческому роду: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Мы прославляем Святую Троицу: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» (из святильничных молитв, молитва третья).

Во время пения третьего антифона – заповедей блаженств – совершается малый вход с Евангелием, что символизирует выход Христа Спасителя на проповедь Своего Божественного учения, возвещенного в Нагорной проповеди, в притчах о Царствии

Божием, в явлении силы Божией – знамений и чудес, исцеление болящих и изгнание бесов. Две тысячи лет назад мир услышал Благую Весть, а теперь мы слышим ее в очередной раз. Подобно тому как Христос вошел в мир, возвещая спасение, предстоятель покидает святилище и выходит с процессией на середину храма, произнося: «Премудрость! Прости!» Эти слова обозначают: «Станем прямо!» Чтобы услышать Христа и прикоснуться к Нему, люди приходили со всех концов земли. Сейчас на литургии нас просят прийти и сделать то же самое – прийти, чтобы услышать Иисуса Христа, прикоснуться к Нему и получить исцеление. Христос вошел в мир, и во время литургии мы находимся в Его присутствии, слышим Его через голос пророков.

Свещеносец со свечой знаменует свет новозаветной благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священники означают святых апостолов. Диакон делает Евангелием знак Креста и входит в алтарь, это подразумевает, что через крестные страдания Спасителя открывается вход верующим в Царствие Небесное. Все духовенство входит в алтарь. При архиерейском служении совершается каждение алтаря, иконостаса и народа. Поются тропари праздника и Трисвятое, во время которого духовенство переходит на горнее место, что означает совершение спасения всего рода человеческого Христом Спасителем, Его Воскресение и Восшествие в Горнее Царствие к Небесному Отцу.

Через Трисвятую песнь мы предлагаем свои жертвы хвалы, как сказано: Будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13, 15). В священнической молитве Трисвятого звучит призыв присоединиться к ангельским силам, Херувимам и Серафимам в Трисвятой песни, ко всем Небесным силам бесплотным для прославления Бога, чтобы через прикосновение и приближение к Нему святость Его стала и нашей святостью.

Диакон выходит из алтаря для чтения Апостольских посланий – это символизирует проповедь учеников Спасителя, святых апостолов. По окончании поется «Аллилуия» – Ангельская песнь. В это время замолкает все земное и поется небесная ангельская песнь «Аллилуия», что в переводе означает: «хвалите Сущаго – Яхве». Здесь мы соединяемся с небесной литургией, когда происходит непосредственное явление Бога и силы Его, и мы восхваляем Его в особенно торжественные моменты: при малом входе с Евангелием, перед чтением Евангелия, при великом входе с Честными Дарами, когда они ставятся на престол, по возгласе «Святая святым», по Причащении Святых Даров Тела и Крови Господней и переносе их на жертвенник.

Чтение Евангелия – символ того, что Сам Господь открывает нам Свое Божественное учение. Нам нужно внимать Благой Вести и опасаться, чтобы не поступить подобно Иуде, который предал Христа. Не впустить в сердце сомнения подобно Фоме и не отречься от Христа, как Петр. Каждый из нас должен принять Благую Весть в свое сердце и покаяться. И, несомненно, Христос не оставит нас.

Затем совершаются две ектении – о здравии и об оглашенных, которые готовятся ко Крещению. Первая молитва – молитва усиленного прошения. Эта молитва напоминает нам о тех людях, которые слышали Христа во время Его общественного служения и приняли Его в Иерусалиме, в Иерихоне или по дороге в Эммаус. Они с особым рвением следовали за Христом и вольно приняли смерть во имя Его за то, что Он стал их Господом и Спасителем. В течение последних двух тысяч лет миллионы душ обратились, приняли Крещение во Христа и облеклись в Него (см.: Гал. 3, 27). Возрождение души происходит в доме Божием, в Царстве Божием во время литургии. Здесь же, в очередной раз, мы имеем возможность услышать Христа и молиться более усердно, вспоминая свои собственные покаяние и крещение.

Молитва об оглашенных – это наставление для нас. Это – время подумать о своем собственном Крещении и обновлении жизни во Христе Иисусе. Это время снять одежду тления и облачиться в одеяние нетления, как пишет апостол Павел.

Серьезной ошибкой является мнение, что нам не нужно никакое научение. Будучи православными христианами, мы считаем, что уже поэтому обладаем верой и знанием. Это заблуждение. Мы подобны маленьким детям и постоянно нуждаемся в научении, увещевании и воспитании в вере через Церковь. Как только мы начинаем думать, что нам все известно, мы отдаляемся от силы и благодати Божией, а это, в действительности, выводит нас на путь тьмы и личного разрушения. Каждому из нас, принадлежащих к Царству Божиему, необходимо открыть свое сердце, ум и душу навстречу слову Божию и, подобно оглашаемым в ранней Церкви, испрашивать у Всемогущего Бога, чтобы Он благосклонно призрел на каждого из нас, простил нас и соединил со Своей Святой Церковью.

Следующая молитва называется молитвой верных. Зная человеческую слабость – способность легко пасть – Бог предложил нам еще одну возможность помолиться. Мы часто падаем, ища благополучия и стабильности в жизни, ибо, действительно, дух бодр, но плоть немощна. Иисус Христос взял с Собой Своих возлюбленных учеников Петра, Иакова и Иоанна на Елеонскую гору, в место, именуемое Гефсиманией, и велел им ждать, пока Он будет молиться. Эти люди, такие верные и такие близкие ко Христу, уснули. Три раза Иисус находил их спящими. Когда мы находимся в Царстве Божием, мы близки к Богу, мы любим Бога, мы верны Ему в своих молитвенных обещаниях, но порой в наших трудах находим себя заснувшими, точно так же, как ученики Его.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4

О смысле всенощного бдения и Божественной литургии

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного) «Благослови, душе моя, Господа» изображает величественную картину создания мира. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены (закрыты) вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма «Блажен муж» со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение «Господи, воззвах» со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона «Премудрость, прости!» Святая Церковь учит нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение «Свете тихий» содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего – о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва «Ныне отпущаеши» (*) повествует о сретении (встрече) праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва «Богородице Дево, радуйся» (*) напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

Пение «Бог Господь и явися нам» напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов «Хвалите имя Господне» Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари «Ангельский собор» напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам.

По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: «Воскресение Христово видевше...» (*). Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день.

Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы (*), составленный из песен Пресвятой Богородицы и праведного Захарии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 46-55, 68-79). Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. При пении «Честнейшей» церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Из книги Записка церковная автора Автор неизвестен

Что такое заказная записка" Поминовение на Божественной Литургии В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Церковь автора Сурожский Митрополит Антоний

Место совершения Божественной литургии Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением язычников или еретиков. По

Из книги ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго автора Златоуст Иоанн

Участие в Божественной литургии Произнесение новопоставленным «Мир всем» перед Апостольским и Евангельским чтениями.Благословение народа дикирием и трикирием.Принятие Потира от священника во время Великого входа.Причащение священников и дьяконов.Благословение

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

О Божественной литургии Лондон, 1974 год.Я хотел бы, чтобы сегодня мы подумали о Божественной литургии, подумали о том, что она собой представляет, подумали о том, как мы можем в ней участвовать не только во время самой службы - тут мы участвуем, сколько можем, и сердцем и

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО. По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П. П. Сойкина, Стремянная, 12. От издательницы. Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему

Из книги Сочинения автора Кавасила Николай

Первая часть всенощного бдения. Всенощное бдение и его происхождение «Всенощным бдением» называется торжественное богослужение, которое совершается в ночь накануне воскресных дней, а также и великих праздников, имеющих в Типиконе знак + креста в круге, напечатанного

Из книги Служебник (рус) автора

1. Начало всенощного бдения. Вечерня. Пение Предначинательнаго псалма Всенощное бдение, по Типикону, начинается вскоре после солнечного захождения. Сначала бывает медленный благовест, звон в один колокол, а потом звон (трезвон) во все колокола. Начинается Всенощное

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

3. Первый Час и окончание Всенощного бдения После отпуста утрени на всенощном бдении в дни воскресные и праздничные, согласно указанию глав 2, 3, 4, 5 и 7 Типикона, полагается исхождение в притвор при пении стихиры самогласной, (т. е. литийной стихиры храма), а когда на своем

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

5. Структура Древнейшего Всенощного Бдения Гипотеза о существовании этого чина подтверждается чрезвычайно архаичным армянским литургическим материалом, близким к Халдейской Церкви. Ещё в 1960 г. его исследовал католический литургист о. Матеус и доказал, что древнейшая

Из книги автора

Изъяснение Божественной Литургии 1. Приготовление к ЛитургииВ священнодействии Святых Тайн (честные) дары прелагаются в Божественное Тело и Кровь; цель его - освящение верных, которые получают чрез (приобщение) святых даров оставление грехов, наследие Царства

Из книги автора

Изъяснение обрядов Божественной Литургии ПроскомидияПроисходящее в жертвеннике над принесенным хлебом - есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1 Кор.11:24–25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о

Из книги автора

Чин Священной и Божественной Литургии [Проскомидия] Входные молитвыСвященник, готовясь совершить Божественное тайнодействие, должен быть, во-первых, в мире со всеми и ничего не иметь против кого-либо, а сердце, насколько возможно, хранить от лукавых помыслов и с вечера

Из книги автора

О божественной литургии (см. стр. 21)

Из книги автора

Чины Божественной литургии Святейшее Таинство Евхаристии совершается на Литургии верных – третьей части Божественной литургии, – являясь, таким образом, ее важнейшей составляющей. С первых лет христианства в разных Поместных Церквах (и даже в пределах одной и той же

Из книги автора

Место совершения Божественной литургии Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением еретиков. По особому

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Или всенощная , – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: “Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению :

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Затем диакон возглашает малую ектению : “Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: “Господи, помилуй!” Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: “Господи воззвах:” присоединяются стихиры , т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик , так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход : из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: “премудрость прости!” (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: “Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: “Свете тихий…” поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: “Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся”, а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную) ектению : “Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…”

Затем читается молитва: “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…”

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: “Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…”

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития , слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.


Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются “стихиры на стиховне”. Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”, затем чтением трисвятого и молитвою Господней: “Отче наш…”, пением Ангельского приветствия Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века”, завершительным благословением священника: “Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

Конец вечерни – молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия .

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие , т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению .

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь , т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы , т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению , и затем совершается полиелей . Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание , т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.


Хор в это время поет песнь Богородицы:

“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную .

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час .

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная .”

В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Всенощное бдение

Под воскресные и праздничные дни совершается с вечера (а в иных местах и утром) особая служба Богу, называемая обыкновенно, всенощной, или всенощным бдением.

Это богослужение называется так потому, что оно в древнее время начиналось с вечера и кончалось утром, следовательно, вся предпраздничная ночь проводима была верующими в церкви за молитвою. И в настоящее время существуют такие св. обители, где всенощное бдение продолжается около шести часов от начала оного.

Обычай христиан проводить ночное время в молитве очень древен. Апостолы, частью по примеру Спасителя, Который не раз в Своей земной жизни употреблял ночное время на молитву, частью из боязни врагов своих, имели молитвенные собрания по ночам. Первые христиане, опасаясь преследования идолопоклонников и иудеев, молились по ночам в праздники и дни памяти мучеников в загородных пещерах, или так называемых катакомбах.

Всенощная изображает историю спасения рода человеческого через пришествие на землю Сына Божия и состоит из трех частей, или отделений: вечерни, утрени и первого часа.

Начало всенощной совершается так: отворяются царские врата, священник с кадильницею и диакон со свечою кадят св. алтарь; потом диакон говорит на амвоне: востаните, Господи благослови! Священник говорит: слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Затем священник призывает верующих поклониться Христу Царю и Богу нашему; певчие поют избранные места из псалма 103: Благослови, душе моя, Господа… Господи Боже мой, возвеличился еси зело (т.-е. Весьма)… На горах станут воды… Дивна дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси!.. Слава Тебе, Господи, сотворившему вся. Между тем, священник с диаконом, окадивши алтарь, обходят с кадилом всю церковь и кадят св. иконы и молящихся; за этим к концу пения псалма 103 входят в алтарь, и затворяются царские врата.

Это пение и действия священника с диаконом до входа их в алтарь напоминают нам творение мира и счастливую жизнь первых людей в раю. Закрытие царских врат изображает изгнание первых людей из рая за грех непослушания Богу; ектения, которую говорит диакон по закрытии царских врат, напоминает безотрадную жизнь наших праотцев вне рая и наши постоянные нужды в помощи Божией.

После ектеньи мы слышим пение первого псалма царя Давида: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых, и путь нечестивых погибнет, работайте (служите) Господеви со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом; блажени вси, надеющиеся нань (на Него). Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой; Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Избранные места из этого псалма поются для того, чтобы изобразить как горестные мысли праотца нашего Адама по случаю своего грехопадения, так и советы и увещания, с которыми прародитель наш Адам обращается к своему потомству словами царя Давида. Каждый стих из этого псалма отделен ангельским славословием аллилуия, что значит с еврейского языка хвалите Бога.

После малой ектеньи поются умилительные две молитвы к Господу Богу: Господи воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи, Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе услыши мя, Господи! (Псал. 140)

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи!

Да приидет молитва моя, как фимиам пред Тобою; поднятие рук моих да будет жертвою вечернею. Услышь меня, Господи!

Это пение напоминает нам, что без помощи Божией трудно жить человеку на земле; ему постоянно нужна помощь Божия, которую мы удаляем от себя своими грехами.

Когда пропоются следующие за пением Господи воззвах молитвы, называемые стихирами, совершается вечерний вход.

Он совершается следующим образом: во время последней стихиры в честь Божией Матери отверзаются царские врата, выходят из алтаря северной дверью сначала свещеносец с горящею свечою, потом диакон с кадилом и священник. Диакон кадит св. иконы иконостаса, а священник стоит на амвоне. После пения Богородичной песни диакон становится в царских вратах и, изображая крест кадильницею, возглашает: премудрость, прости! Певчие отвечают следующею умилительною песнею священномученика Афиногена, жившего во 2 столетии по Р. Христове:

Свете тихий святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: тем же мир Тя славит.

Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя.

Что же знаменует вечерний вход? Вынос свечи означает явление пред пришествием Христовым св. Иоанна Предтечи, которого Сам Господь назвал светильником. Священник, во время вечернего входа, изображает Спасителя, пришедшего в мир для заглаждения пред Господом вины человека. Слова диакона: премудрость прости! Внушают нам, что мы должны с особенным вниманием, стоя наблюдать за священными действиями, моля Господа, да простит и нам все согрешения.

Во время пения Свете тихий священник входит в алтарь, лобызает св. престол и становится на горнее место, обратившись лицом к народу. Этим действием своим он изображает вознесение Иисуса Христа на небо и воцарение Его во всей славе над миром, поэтому певчие вслед за пением Свете тихий поют: Господь воцарися в лепоту облечеся, т.-е. Что Иисус Христос, после Своего вознесения, воцарился над миром и оделся красотою. Стих этот взят из псалмов царя Давида и называется прокимном; он поется всегда под воскресенье. В другие дни недели поются иные прокимны, также взятые из псалмов Давидовых.

После прокимна под двунадесятые и Богородичные праздники и под праздники в честь святых угодников Божиих, особенно чтимых нами, читаются паремии, или приличные праздникам небольшие три чтения из книг ветхого и нового заветов. Пред каждою паремиею возглас диакона премудрость указывает на важное содержание читаемого, а возглашением диакона вонмем! Внушается, чтобы мы были внимательны во время чтения и мысленно не развлекались бы посторонними предметами.

Лития и благословение хлебов.

За сугубою и просительною ектеньями иногда в более торжественные праздники совершается лития и благословение хлебов.

Эта часть всенощного богослужения совершается так: священник с диаконом выходят из алтаря в западную часть храма; на клиросе поют стихиры праздника, а диакон после них молится о Государе Императоре, Государыне Императрице и о всем Царствующем Доме, о епархиальном епископе и всех православных христианах, о том, чтобы Господь сохранил всех нас от бед и напастей. Лития совершается в западной стороне храма для того, чтобы возвестить кающимся и оглашенным, обыкновенно стоящим в притворе, о празднике и вместе с ними помолиться о них. Здесь основание молиться за литиею о всякой душе христианской, находящейся в скорби и горе, нуждающейся в Божией милости и помощи. Лития также напоминает нам древние крестные ходы, которые первенствующие христиане совершали во время общественных бедствий по ночам из опасения, чтобы не подвергнуться преследованию от язычников.

За литиею после стихир, певаемых на стиховне, после предсмертной песни Симеона Богоприимца, и когда пропоется трижды тропарь праздника, совершается благословение хлебов. В первые времена христианства, когда всенощное бдение продолжалось до рассвета, для подкрепления сил молящихся священник благословлял хлебы, вино и елей и раздавал их присутствовавшим. В напоминание об этом времени и для освящения верных, и в настоящее время священник молится над 5 хлебами, пшеницею, вином и елеем и просит Бога о умножении их и о том, чтобы Господь освятил верных, вкушающих от этих хлебов и вина. Елей (масло), освященный в сие время, употребляется для помазания молящихся за всенощным бдением, а пшеница употребляется в пищу. Пять хлебов, освященных в сем случае, напоминают то чудо, которое совершил Господь во время Своей жизни на земле, когда Он 5 хлебами насытил 5000 человек.

Первая часть всенощного бдения оканчивается словами священника: благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.

При сем бывает звон, напоминающий об окончании вечерни и о начале второй части всенощного бдения.

Вторая часть всенощного бдения

Вторая часть всенощного бдения есть утреня, следующая за вечерней. Она начинается радостною песнею ангелов по случаю рождества Христова: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

За нею читается шестопсалмие, заключающее в себе шесть псалмов царя Давида, в которых этот благочестивый царь молит Бога об очищении людей от грехов, которыми ежеминутно оскорбляем Бога, несмотря на постоянное Его промышление о нас. Во время чтения шестопсалмия священник, сначала в алтаре, а потом на амвоне, молит Бога о ниспослании людям милости Божией. Смиренный выход священника из алтаря на амвон указует на тихую, уединенную жизнь Господа Иисуса в Назарете, из которого Он только по временам приходил в Иерусалим для молитвы во время праздников. Шестопсалмие заканчивается возглашением в честь Триединого Бога: аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже!

После великой ектеньи, произносимой за шестопсалмием, поется четыре раза стих из псалмов царя Давида: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне, указующий на явление Спасителя людям в качестве Учителя и Чудотворца.

Затем поется тропарь праздника, и читаются две кафизмы.

Кафизмы - это отделения псалмов царя и пророка Давида, каковых отделений в псалтири 20. Эти отделы псалмов носят названия кафизм, потому что во время чтения их дозволяется молящимся в церкви сидеть. Слово кафизма с греческого языка значит сиденье. В каждый день читаются разные кафизмы., так что в продолжение недели прочитывается вся псалтирь.

Полиелей

После каждой кафизмы произносится священнослужителем малая ектения. Затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения, называемая полиелеем, что означает с греческого языка многая милость, или многое масло. Царские врата отверзаются, большие свечи пред св. иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, возжигают снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм) живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.

Под воскресные дни после пения хвалитных стихов 134 и 135 псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.-е. Заповедям Твоим). Воскресный полиелей оканчивается чтением св. евангелия об одном из явлений воскресшего Спасителя. Св. Евангелие износится на середину храма, и верующие целуют св. Евангелие, имея (при этом) в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. жен мироносиц не поются. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. икону на аналое и помазуются освященным во время литии елеем, но не св. миром, как некоторые по неведению называть елей сей.

После чтения евангелия и молитвы Господу Богу о помиловании нас грешных, обыкновенно читаемой диаконом пред иконою Спасителя, поется канон, или правило для прославления Бога и святых и для испрашивания себе милости Божией по молитвам святых угодников Божиих. Канон состоит из 9 священных песней, составленных по образцу тех ветхозаветных песней, которые был воспеты праведными людьми, начиная с пророка Моисея и кончая родителем Предтечи Иоанна, священником Захариею. На каждой песни поется вначале ирмос (по-русски - связь), и в конце катавасия (по-русски - схождение). Название песни катавасией принято потому, что для ее пения положено по уставу обоим хорам сходится вместе. Содержание ирмосов и катавасии взято из тех песней, по образцу которых составлен весь канон.

1.Песнь составлена по образцу той песни, которую воспел пророк Моисей по чудесном переходе еврейского народа через Чермное море.

2.Песнь составлена по образцу песни, которую воспел пророк Моисей пред своею смертию. Этою песнью пророк хотел расположить еврейский народ к покаянию; как песнь покаяния, по уставу православной Церкви, поется только Великим постом. В прочее же время после первой песни в каноне непосредственно следует третья песнь.

3.Песнь составлена по образцу песни, воспетой праведною Анною по рождении ею сына Самуила, пророка и мудрого судии еврейского народа.

4.Песнь составлена по образцу песни пророка Аввакума.

5.Песнь канона имеет своим содержанием мысли, взятые из песни пророка Исаии.

6.Песнь напоминает песнь пророка Ионы, которую он воспел, когда был чудесно избавлен из чрева китова.

7 и 8-я песни составлены по образцу песни, воспетой тремя еврейскими отроками по чудесном избавлении из разожженной печи вавилонской.

После 8-й песни канона поется песнь Божией Матери, разделенная на несколько стихов, после которых припевается песнь: Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления (болезни) Бога Слова родшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

9. Песнь содержит мысли, взятые из песни священника Захарии, которую он воспел по рождении у него сына, Предтечи Господня Иоанна.

В древности утреня оканчивалась с наступлением дня, и вот после пения канона и прочтения псалмов 148, 149 и 150, в которых св. царь Давид восторженно приглашает всю природу прославить Господа, священник благодарит Бога за появившийся свет. Слава Тебе, показавшему нам свет, говорит священник, обратившись к престолу Божию. Хор пет великое славословие Господу, начинающееся и оканчивающееся песнью св. ангелов.

Сугубою и просительною ектеньею и отпустом, обыкновенно произносимым священником из открытых царских врат, оканчивается утреня - вторая часть всенощного бдения.

Затем читается первый час - третья часть всенощного бдения; он оканчивается благодарственною песнью в честь Божией Матери, составленною жителями Константинополя за избавление их предстательством Богоматери от персов и аваров, нападавших на Грецию в седьмом веке.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная

Тебе, одерживающей верх на брани (или войне), мы, рабы Твои, Богородице, приносим песни победные (торжественные), и как избавленные Тобою от зла - песни благодарственные. А ты, как имеющая власть непобедимую, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, не имеющая жениха из людей.