Знаменитые люди с умственной отсталостью. История из детства будущего гения и его героической мамысила слова. Для Томаса Эдисона невозможное оказалось возможным

Все мамы - это лучшие примеры бескорыстной, ничем не обусловленной, сочувственной и преданной любви. Материнские чувства вне времени и пространства, не поддаются разуму и логике - просто потому, что понять их можно, только если вы сами родитель, и никак иначе.

Они с детства рядом с нами, готовые в любую минуту прийти на помощь, поддержать и всегда принять нашу сторону. Очередным доказательством служит история из детства великого Томаса Эдисона. Она очень популярна в Сети, а ее правдивость доказать невозможно. В любом случае, главное в ней - ее мораль. TengriMIX делится с вами этой историей.

Томасу Эдисону принадлежат слова: "Наиболее верный путь к успеху - все время пробовать еще раз". Биографии многих успешных людей, включая его собственную, подтверждают эту истину. Но мало кому известно, что своими достижениями Эдисон во многом обязан матери, которая сделала для него удивительную вещь!

Случилось это, когда Томас был еще школьником. Он пришел домой с уроков и протянул маме записку от учителя. Когда женщина прочла ее, из ее глаз полились слезы. После уговоров сына рассказать, что там написано, мать развернула записку и прочла вслух: "Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала для него, здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами".

Через пару лет после смерти матери Эдисон, который уже успел стать одним из самых известных изобретателей своего века, пересматривал старые семейные архивы и наткнулся на эту самую записку из школы. Он развернул ее и увидел, что на самом деле учитель тогда написал следующее: "Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома".


top-antropos.com

В этой истории точно известно, что в 12 лет официальное академическое образование Эдисона было закончено навсегда. Он больше никогда не учился ни в одном учебном заведении: ни в колледже, ни в университете. И если бы не мать будущего изобретателя, которая своей интуиции верила больше, чем школьным авторитетам, вряд ли карьера Томаса Эдисона сложилась бы так удачно.

"Меня сделала моя мать. Она была так тверда, так искренне верила в меня, что я чувствовал, у меня есть ради кого жить и я не должен ее разочаровывать", - признался потом Эдисон.


domrebenok.ru

Мама - это единственный человек на свете, который всегда будет любить своего ребенка несмотря ни на какие обстоятельства. Цените, уважайте и любите их! И не забудьте позвонить маме. Просто так.

(факты из биографий)

1.

Томаса Эдисона выгнали из школы после первых четырёх месяцев обучения, учитель сказал, что он умственно отсталый.

В дальнейшей жизни:

Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

2.

Бросившего медицину Дарвина отец с горечью укорял: «Тебя ничего не интересует, кроме ловли собак и крыс!»
А далее:

Книга Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вышла в 1859 г., и её успех превзошел все ожидания. Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних учёных и жёсткую критику других. Этот и последующие труды Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода переводились на многие языки.

3.

Уолт Дисней был уволен из газеты за недостаток идей.

Чтобы далее стать создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов. За свою необыкновенно напряжённую жизнь Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов. Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара» и премией имени Ирвинга Тальберга, обладающей статусом «Оскара», а также многими другими наградами и премиями.

4.

Учитель Бетховена считал его совершенно бездарным учеником.

А впоследствии: Людвиг ван Бетховен признан ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом , один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах , включая оперу , музыку к драматическим спектаклям , хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты , концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты , увертюры , симфонии . Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

5.

Эйнштейн не говорил до четырёх лет. Его учитель характеризовал его, как умственно отсталого человека.

Ну а в дальнейшей жизни Альберт Эйнштейн - автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий:

6.

Отец Родена, говорил: «У меня сын – идиот. Он трижды не поступил в школу искусств».

А известен стал великий скульптор Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н тем, что достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и "Поцелуй".

7.

Моцарту, одному из самых гениальных композиторов, император Фердинанд сказал, что в его «Женитьбе Фигаро» «слишком мало шума и слишком много нот».

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

8.

Наш соотечественник Менделеев имел тройку по химии.

Дми́трий Ива́нович Менделе́ев - русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания , неотъемлемый для всего естествознания .

9.

Когда Маркони придумал радио и рассказывал своим друзьям, что будет передавать слова на расстоянии по воздуху, они посчитали его сумасшедшим и отвели к психиатру. Но уже через несколько месяцев его радио спасло жизнь многим морякам.

Гулье́льмо Марко́ни (итал. Guglielmo Marchese Marconi ) - маркиз, итальянский радиотехник и предприниматель, один из изобретателей радио; лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год.

Стоит задуматься!

Как понять, почему ребенок плохо учится в школе? Капризничает? В чем проблема детской концентрации внимания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.

Елена Жидкова
детский невролог, Москва

? Часто бывает, что умный и сообразительный ребенок по непонятной причине плохо учится в школе. В чем может быть дело?

– Причиной может быть недостаточная концентрация внимания. Сейчас, к сожалению, это очень распространенная проблема. Как и когда надо начинать развивать у ребенка эту концентрацию? В самом раннем возрасте. Например, обращая внимание на поведение месячного ребенка: как быстро он фиксирует взгляд, как долго может следить за предметами? Как долго может уже подросший ребенок играть, смотреть книжку, слушать, когда ему читают? Как ведет себя ребенок – быстро ли успокаивается, переключает внимание? Даже то, как ребенок ест и спит, играет большую роль.

? Что должно насторожить родителей, какие признаки проблем с вниманием проявляются в раннем возрасте?

– В самом раннем возрасте родители могут заметить позднее начало слежения ребенка за игрушками, задержку в формировании фиксации взгляда. Быструю потерю интереса к игрушкам. Капризность, плохой сон. В более взрослом возрасте один из заметных признаков проблем с концентрацией – это затруднения в становлении речи. Настораживает, если ребенок не может долго играть с одними игрушками. Перебегает с места на место, не слушает, когда ему читают книжку или пытаются что-нибудь рассказать.

? Как проверить, умеет ли концентрировать внимание ребенок? Какими навыками концентрации он должен обладать и в каком возрасте?

– Если ребенок в возрасте одного года практически не может сконцентрироваться на каком-нибудь предмете или игре или на чтении книжки хотя бы на 2–4 минуты, то он – в группе риска по нарушению концентрации внимания. В 2 года этот показатель вырастает до 6–10 мин., а в 5 лет – до 20–25 минут.

? Какие верные признаки того, что внешне нормальный ребенок не может учиться в обычной школе

– Этот вопрос должны решать специалисты – неврологи, нейропсихологии и педагоги.

? Можно ли отличить «рассеянность гениальности» от умственной отсталости? Правда ли, что некоторые очень одаренные дети не могут учиться в обычной школе? Что с ними делать?

– Вопрос неоднозначный. Гениальности (то есть необыкновенной одаренности ребенка в какой-то одной области) зачастую сопутствует социальная дезадаптированность – как проявление неравномерного развития мозга (кстати, вопрос о нормальности гениальности – спорный: многие психологи считают, что на одном полюсе стоит гениальность, а на другом – аутизм).

Но способности и возможности социальной адаптации – разные вещи. Безусловно, к таким детям требуется индивидуальный подход. А вот озорные, одаренные дети, которым просто тесно в рамках обычной школы зачастую с не очень интересными педагогами, – это совсем другой вопрос. Еще одна проблема – мотивированность детей (то есть заинтересованность). Одаренный, но немотивированный ребенок никогда не будет учиться хорошо.

Александра Рачкова

Умственная отсталость - это приобретённое либо врождённое отставание развития в психической системе, которое происходит из-за патологии мозга. Заболевание чаще всего приводит к социальной дезадаптации .

У людей, которые страдают умственной отсталостью, интеллектуальное развитие находится на более низком уровне, по сравнению с представленной нормой. Такие люди испытывают много трудностей с обучением и адаптацией в обществе. Распространение болезни УО доходит до 1 процента.

F 70 - это шифр в заключении врача, который пугает многих мам после медицинской консультации. Расшифровка данного кода становится большим открытием для большинства родителей, ведь F 70 - это диагноз умственной отсталости у ребёнка.

Особенности умственной отсталости

Патология широко распространилась среди населения мира, по статистике ей страдают от 1 до 5% людей. Это состояние, во время которого наблюдается сильная задержка либо общее нарушение в психике. Для него характерны, в первую очередь, интеллектуальные нарушения. Отсталость возникает совместно с развитием другого типа психического или же соматического расстройства, а может протекать и без него.

Ребёнок при таком расстройстве очень замедлено развивается, позже начинает ходить и разговаривать. К моменту поступления в школу он значительно отстаёт от детей своего возраста, хотя в физическом плане может совсем не отличаться от них. Иногда совместно с задержкой в психическом развитии происходят задержки и в физическом.

Почему происходит

Спровоцировать такой недуг может большое число факторов. Но чаще всего определить однозначную причину очень непросто. В практике некоторых лечащих специалистов были случаи, когда выяснить причину развития болезни просто невозможно. Самыми распространёнными причинами возникновения болезни являются:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне;
  2. Трудности в процессе вынашивания малыша, которые связываются со злоупотреблением алкоголя матерью, наркотиками и недоеданием;
  3. Травмы или заболевания во время беременности, например, корь, менингит либо коклюш;
  4. Трудности непосредственно в процессе появления ребёнка на свет, сюда также включена и асфиксия либо преждевременные роды.

Какие степени умственной отсталости различают

Хотя причины развития такой патологии могут быть идентичными, но её степень и форма заметно различаются. Существует четыре степени заболевания:

Диагноз F70 расшифровка

Шифр F70XX используется для указания на У. О. Четвёртый знак в данном шифре говорит о слабой выраженности нарушений в общем поведении. 0 - указывает на полное отсутствие нарушений в поведении, 1- наличие значительных нарушений, которые нуждаются в своевременном уходе и лечении, 8 - происходят другие нарушения в поведении ребёнка , 9 - нет никаких указаний на нарушения в поведении индивида. Если известна главная причина и условие развития отсталости, то в расшифровке используют ещё и дополнительный пятый знак.

Наличие умственной отсталости отрицательно влияет на психические процессы, особенно на познавательные навыки малыша. Диагноз отсталости у ребёнка, расшифровка которого указывает на коэффициент интеллекта в 50−70 баллов, ещё не приговор.

Ребёнок с выявленными проблемами начинает ползать, ходить, сидеть и разговаривать гораздо позднее, но он способен на обучение и может приобрести нормальные навыки в общении. В некоторых случаях есть дефекты физического, а также сенсорного развития.

Но даже при нормальных условиях развития лёгкая степень отсталости не даёт пациенту возможности понимать смысл пословиц и метафор. Они склонны к буквальному воспринятую всего прочитанного сказанного взрослыми людьми. Дети не могут давать полного описания предметам, находящимся перед ними, могут путаться в словах междометиях и общих жестах.

Очень трудно ребёнку будет пересказывать прочитанный текс или же пересказ. Повторное прочтение текста может положительно повлиять на ситуацию, но подтекст, если он кончено же имеется, так и останется нераскрытым. Недоступным или же крайне тяжёлым станет процесс решения задач с арифметическими значениями и задействованием двух и больше действий. Характерным для лёгкой степени считается полное отсутствие чувства юмора, фантазии, а также воображения.

Диагноз f71 ребёнка

Расшифровка диагноза - это умеренная степень УО. В этом случае чаще всего уровень IQ варьируется от 35 до 49 (в более зрелом возрасте умственное развитие соответствует возрасту 6−9 лет). Чаще всего отставание заметно ещё в детстве, но многие с таким диагнозом могут свободно обучаться и достигать определённой степени независимости в самообслуживании, приобретать адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые при этом будут нуждаться в различной поддержке со стороны как в бытовой деятельности, так и в рабочей.

Инвалидность и F 70

Ребёнку с УО может быть установлена инвалидность. Для этого родители ребёнка должны пройти осмотр у детского психиатра. Если по окончании консультации врач решит, что ребёнок может быть признан инвалидом, то он выпишет направление на прохождение комплекса медико-социальной экспертной комиссии.

После поставления оценки МСЭК больному может присваиваться одна из трёх групп инвалидности у ребёнка. Но не всем детям с таким диагнозом и не во всех медицинских учреждениях даётся инвалидность. В некоторых странах людям, которые обладают таким диагнозом, инвалидность вовсе не присваивается. Такое право дано лишь детям и людям с умеренной, тяжёлой, а также глубокой стадией заболевания.

Реабилитация детей

Что делать родителям, если есть диагноз F70? Родитель с самого начала должен как можно больше узнать о нём, а также обо всех возможностях повысить качество жизни ребёнка с таким заболеванием. Нужно как можно раньше начать процесс лечебно-педагогического реабилитации больного. Повторные курсы сегментарного, точечного массажа, а также рефлексотерапии, которые помогут простимулировать процессе кровообращения и обменные процессы внутри головного мозга.

Также большую роль во время реабилитации играют такие факторы, как правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятие физической активностью, музыкотерапия. В жизни ребёнка должны в обязательном порядке иметься ежедневные развивающиеся занятия, регулярный осмотр у психологов и дефектологов, а также посещение сада и школьных учреждений.

Не нужно самостоятельно за ребёнка выполнять те действия, которые он не в силах решить самостоятельно. Нужно всеми силами поощрять и хвалить его за самостоятельность. Пусть он пробует и узнаёт новые вещи, вы должны лишь обеспечивать поддержку и руководство .

Правильный подход к воспитанию ребёнка и обучению поможет в дальнейшем увеличить его общий коэффициента IQ на пятнадцать единиц. Малыш начнёт писать и читать, нормально разговаривать с детьми своего возраста и не только, приобретёт себе достойную профессию. Достичь такого эффекта, кончено же, могут не все, но потенциал есть у каждого, особенно если диагноз от психиатра - F70.

Более выраженные снижения уровня интеллекта будут требовать специальную программу по обучению ребёнка, овладевания бытовыми навыками, но даже такие действия в дальнейшем помогут заняться больным людям неквалифицированным трудом и получить своё место в общем социуме.

F70 - это некритичный диагноз заболевания. Если совершить своевременную коррекцию, и создать нужный подход к воспитанию и обучению, то можно вырастить не только достойного человека, но и вовсе устранить такой диагноз.

Умственно отсталые гении

Известны люди, которые считались умственно отсталыми, но при этом смогли добиться значительного признания в различных сферах деятельности.

Существует картина «Умственная недостаточность», которую нарисовал доктор А. Ф. Тредголд. На картине изображён человек, которого звали Луи Флери, вся его сознательная жизнь прошла в психиатрической больнице, расположенной в городе Армантьер во Франции.

Флери родился в семье сифилитиков. На свет он появился слепым и с отклонениями в умственной деятельности. Очень скоро после рождения родители отказались от мальчика, и он попал в стены учреждения, где персонал увидел его дар хорошо решать арифметические задачи в уме.

Попытки научить мальчика грамотности ничего хорошего не принесли - Флери почти ничего не мог усвоить. Сутулый, с неуклюжей походкой, с затуманенным взглядом, скромный, он на протяжении всего дня ходил по залам и площадкам больницы, которая стала для него настоящим домом.

Но было время, когда Флери как будто выходил из своего комфортного состояния и удивлял учёных. В такие дни собирались многие специалисты, чтобы понять, действительно ли Флери заключает в себе такие необычные способности. За ним ходила слава настоящего счётчика.

И учёные действительно уходили с таких собраний, как будто более мудрыми и очень удивлёнными. Флери был способен совершать в уме расчёты с молниеносной скоростью и большой точностью - это нельзя было никак объяснить.

Флери, из клиники Армантьера, мог проделывать такие расчёты и для астрономов, архитекторов, работников банка, сборщиков налогов. Каждый расчёт был поистине точен и совершался в течение нескольких секунд. Такую работу никто не мог совершить до наступления эры электронно-вычислительной техники, по прошествии десятилетия с моменты смерти Флери.

Умственно отсталый Том Уиггинс стал Слепым Томом - музыкальным гением. Бетьюны открыли в нём замечательный дар безошибочной имитации. Какой бы ни была сложности пьеса, он тут же мог воспроизвести её в точности, делая те же ошибки, что и пианист.

Помните персонажа, которого играл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя»? Несмотря на умственную неполноценность, он обладал удивительными способностями. У него была поразительная память, которая выручила его брата (Тома Круза) во время игры в казино Лас-Вегаса.

Такой человек – отличный специалист в какой-либо узкой области. Он может делать очень хорошо лишь что-то одно, а большинство других вещей у него не получается. Мы считаем этих людей умственно отсталыми, или, говоря корректно, «людьми с ограниченными способностями», и часто помещаем в больницу, поскольку они не могут ухаживать за собой. Но на самом деле они – удивительные личности. Сегодня психологи продолжают ломать голову над тайной гениальных безумцев.

Гениальные безумцы – это интеллектуально неполноценные люди, которые обладают какой-то выдающейся способностью, знанием, умением или талантом. Давайте взглянем на некоторых из этих необычных людей.

1. «Психически ненормальный» может дословно повторить все содержание газеты после того, как ему ее прочли. Другой тоже способен дословно воспроизвести ее содержание, но, к примеру, задом наперед.

2. Так называемый слабоумный мальчик 12 лет, не умеющий ни читать, ни писать, правильно и с невероятной скоростью умножает в уме трехзначные числа.

3. 22-летняя женщина с психическим развитием пятилетнего ребенка помнит даты каждого визита в ее дом и имя каждого посетителя.

4. «Умственно отсталый» может вспомнить день отпевания в местном приходе любого человека за последние 35 лет, возраст покойного и имена всех, кто приходил с ним прощаться.

5. Гениальные безумцы обретают порой широкую известность. Например, «гений больницы Эрлсвуд», глухой слабоумный пациент, обладал удивительными способностями: рисовал, изобретал и отлично разбирался в технике. Он был широко известен и пользовался большим уважением.

6. Живший в XVIII веке Томас Фуллер, раб из Вирджинии, считался безнадежно слабоумным. Однако он мог быстро вычислить точное число секунд в 70 годах, 17 днях и 12 часах, принимая в расчет и 17 високосных лет.

7. У Готфрида Майнда, которого считали «тупоголовым кретином», был удивительный дар рисовать кошек. Его изображения казались настолько живыми, что по всей Европе он был известен как «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков украшал коллекцию короля Георга IV.

8. Слепой Том Бетан, знаменитый гениальный безумец с крайне ограниченным интеллектом, уже в возрасте четырех лет играл на фортепьяно произведения Моцарта и мог безошибочно воспроизвести музыкальную пьесу любой степени сложности. Он был способен повторить речь любой длины на любом языке, не потеряв ни единого слога. Однажды он прошел испытание, безошибочно повторив два произведения объемом 13 и 20 страниц.

9. Эллен Будро, слепая умственно отсталая девушка, больная рахитом, имела невероятный музыкальный дар. Она могла повторить любую пропетую или сыгранную мелодию независимо от ее сложности после первого же прослушивания.

10. Киешу Ямашита, обладавший очень низким уровнем интеллекта, был гением графического искусства. Его называли японским Ван Гогом.

11. Алонсо Клемонс, чей IQ не превышал 40, жил в доме для душевнобольных в Болдере, штат Колорадо, где создал сотни скульптур. Одна из них была продана в 1992 году за 45 000 долларов.

12. И. К., умственно неполноценный человек из Канады, является лучшим рисовальщиком, нежели любые профессиональные художники, которых с ним сравнивали. По мнению врачей, И. К. удивительно четко видит трехмерные изображения и ощущает перспективу «без применения правил».

13. Житель Лондона Стивен Уилтшир с коэффициентом интеллекта 30 создал несколько книг с удивительно красивыми рисунками. Одна из них, «Плывущие города», возглавляла в Великобритании список бестселлеров.

14. Джордж и Чарлз, «близнецы-калькуляторы», – умственно неполноценные братья, обладающие удивительной способностью описать любой день за последние 80 000 лет. К примеру, они легко могут сказать, каким днем недели было 24 апреля 929 года. Также они в подробностях помнят погоду каждого дня своей взрослой жизни.

15. Преждевременно родившийся слепой Лесли Лемке обладает удивительной памятью. Он поет, играет и нередко участвует в телешоу. Лемке стал героем двух фильмов: «Женщина, желавшая чуда» (1985), удостоенного четырех наград «Эмми», и «Остров гения» (1987).

16. Ким, математический гений, живущий в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), явился прототипом персонажа, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Доктор Дарольд Трефферт, много лет работающий с такими людьми, был консультантом на съемках фильма. Трефферт написал одну из самых известных книг по этой проблеме – «Удивительные люди: понять гениального безумца». Доктор считает это состояние относительно редким.

Ученые в поисках объяснений

По мнению некоторых специалистов, примерно 10% детей с аутизмом могут проявлять гениальность. В одном исследовании, проведенном среди 90 000 пациентов психиатрических клиник, было обнаружено «54 гениальных безумца, или около одного на две тысячи пациентов». Мужчин среди них значительно больше, чем женщин (соотношение примерно 6:1). Трефферт полагает, что «до сих пор ни одна теория не объяснила этот таинственный феномен». Он пишет, что «выдвинутые гипотезы практически так же различны и многочисленны, как и случаи, описанные врачами».

Несмотря на шесть существующих ныне гипотез, в каждой из них чего-то не хватает. Первая гласит, что воображение таких людей значительно превосходит уровень воображения нормального человека. Здесь имеется в виду способность быстро просматривать, сохранять и воспроизводить большие объемы информации. Однако некоторые больные слепы и вообще не могут ничего видеть.

Есть версия, что такие пациенты унаследовали свои способности от родителей. Но гениальных безумцев производят на свет и люди без выдающихся способностей, а дети больных практически во всех случаях оказываются вполне нормальными.

В третьей гипотезе указывается, что гениальные безумцы страдают от сенсорной депривации и социальной изоляции. В некоторых случаях это может быть правдой. Но депривация скорее результат, нежели симптом подобного состояния. Многие живут в обычном окружении.

Согласно четвертой теории, такие люди обладают ослабленной способностью к абстрактному мышлению. Однако Трефферт полагает, что эта точка зрения «описательна» и не является объяснением.

И наконец, некоторые полагают, что у одаренных умственно отсталых людей имеются повреждения мозга или проблемы с распределением функций между правым и левым полушариями. Однако у многих таких пациентов вполне нормальные результаты электроэнцефалограммы и компьютерной томографии.

Трефферт заключает, что поведение гениальных безумцев «является сложным, и его трудно понять; хотя это явление представляет собой реальный феномен, оно остается непонятным и в конкретных случаях, и в целом. Поиск объяснений продолжается. Ни одна модель работы мозга, особенно памяти, не будет полной до тех пор, пока не включит в себя синдром одаренных безумцев».

Чему же нас все это учит? Данный феномен иллюстрирует крайности человеческих способностей – сочетание «гения» и «безумия» в одном человеке. Мы должны стремиться понять и принять эти крайности, нельзя высмеивать и порицать таких людей. Большинство из нас похожи друг на друга. Некоторые отличаются от большинства, а есть и совершенно особенные люди.

Случай Т. М.: необычная память

Психологи Лондонского университета представили свидетельство того, что люди с необычайной памятью на самом деле особенные, даже если так не кажется на первый взгляд. Они описывают мыслительную деятельность Т. М., 25-летнего мужчины, обладающего невероятной способностью запоминать. Однако для самого Т. М. это не является загадкой, и он четко объясняет механизм запоминания. Вот пример. Т. М. просит человека из аудитории назвать дату своего рождения и очень быстро говорит, что это был за день… Подсчет дня проводится путем использования числовых кодов лет и месяцев и с помощью вычислений. С практикой нарабатываются различные принципы и способы запоминания. Теперь Т. М. может мгновенно понять, что определенные даты означают определенные дни, словно это таблица умножения. Каждый год и месяц имеет код от 0 до 6, и Т. М. выучил коды всех лет от 1900 до 2000. Метод состоит в том, чтобы сложить код месяца и года и разделить сумму на 7; в остатке образуется день недели. К примеру, 27 октября 1964 года дает 27 + 1 (код октября) + 3 (код 1964 года) = 31. Разделив это число на 7, мы получаем в остатке 3, что означает третий день недели – вторник.