Зубная формула человека схема word. Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зуб. Запись зубной формулы

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

Кафедра стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра стоматологии детского возраста

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Тема: «ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ »

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола 211

Зав. кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:асс.СурдоЭ.С.

Красноярск

ЗАНЯТИЕ № 2 (IV семестр)

Тема занятия:

ЗУБНЫЕ ФОРМУЛЫ (ГРАФИКО- ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА, МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ВОЗ)

Форма организации учебного процесса:

Практическое занятие.

Актуальность темы:

Первым этапом работы врача стоматолога является сбор фактического материала, т. е. выявление симптомов болезненного состояния. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зависит окончательный диагноз. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния органов полости рта. В связи с этим, важным является формирование такого порядка осмотра пациента, при котором будут учтены и зарегистрированы все факторы, способствующие развитию заболеваний полости рта.

Цель занятия:

1 . Общая цель.

Научить проводить осмотр пациента с регистрацией всех факторов, влияющих на формирование стоматологического статуса пациента.

2 .Учебная цель.

Изучить анатомию челюстно-лицевой области и полости рта;

Научиться подбирать инструменты для осмотра полости рта;

Отработать навыки проведения профилактических осмотров.

3 . Психолого-педагогическая:

Выработать алгоритм действий требований, предъявляемых к организации стоматологического кабинета, методов дезинфекции. предстерилизационной обработки и стерилизации стоматологического инструментария.

Место проведения занятия:

Лечебные кабинеты стоматологических клиник, стоматологические кабинеты в до­школьных образовательных учреждениях и школах, учебные комнаты. Длительность занятия – 90 мин.

Оснащение занятия:

Таблицы, набор стоматологических инструментов, стоматологическая установка.

Хронокарта

Этапы практического занятия

Продолжи-­

тельность

и оснащенность

Организация занятия

Проверка посещаемости

и внешнего вида обучающихся

Формулировка темы и цели

Проводится объяснение темы, ее актуальности, цели занятия

Контроль исходного уровня знаний, умений

Тестирование, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос

Раскрытие учебно-целевых вопросов

Инструктаж обучающихся (ориентировочная основа деятельности, амбулаторные карты)

Самостоятельная работа обучающихся

(текущий контроль)

Строение твёрдых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

Методы специализации стоматологического инструментария.

Антисептическая обработка рук стоматолога.

В стоматологическом кабинете детской поликлиники, школы;

Освоить запись зубной формулы с использованием различных систем записи, отработать навыки по записи зубной формулы.

Итоговый кон­троль знаний письменно.

Решение ситуационных задач.

Тесты, ситуационные задачи.

Задание на дом (на следующее занятие)

Учебно – методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания разработки

Аннотация темы:

Методы осмотра в стоматологии.

Первым этапом работы врача-стоматолога является сбор фактического материала, т. е. явление симптомов болез­ненного состояния. Развитие науки способствует появлению новых методов диагностики состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. В связи с этим, важным является форми­рование такого порядка осмотра пациента, при котором бу­дут учтены и зарегистрированы все факторы, способствую­щие развитию заболеваний полости рта. От того насколько полученная информация будет полная и объективная зави­сит окончательный диагноз.

Методы обследования делятся на основные (клинические) и дополнительные (инструментально-лабораторные).

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из следующих этапов:

Опрос: сбор жалоб, сбор анамнеза жизни, сбор анамнеза заболевания.

Объективное исследование:

осмотр кожных покровов челюстно-лицевой области, осмотр преддверия полости рта,

осмотр собственно полости рта.

Запись зубной формулы .

Для краткости записи зубной формулы используется графико-цифровая система. Зуб обозначается порядковым номе­ром, помещенным в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

правая 87654321112345678 левая сторона 87654321|12345678 сторона

Временные зубы

правая V IV III II I | I II III ГУ V левая сторона V IV IIIII I | I II IIIIV V сторона

Зубы можно записывать в виде части графической число­вой зубной формулы:

6 | первый постоянный моляр верхней челюсти справа,

| IY первый временный моляр верхней челюсти слева.

Международная двузначная система ВОЗ: зуб обозначает­ся двумя цифрами. Первая цифра числа обозначает сторону конкретной челюсти, а вторая - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов: правая половина верхней челюсти обозначается цифрой 1, левая - 2, нижняя левая - 3, правая - 4:

1 | 2

18 17 16 15 14 13 12 11 1 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 411 31 32 33 34 35 36 37 38 Для временных зубов обозначение квадрантов: справа 5 [ 6 с лева 8 | 7 55 54 53 52 51 J 6162 63 64 65 85 848382 81 |71 72 73 74 75 Примеры: зуб 17 - 7J -постоянный второй моляр верхней челюсти справа,

зуб 23 - |3 - постоянный клык верхней челюсти слева зуб 53 - Ш| временный клык верхней челюсти справа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Строение челюстно-лицевой области и полости рта.

2. Строение твердых тканей зуба, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

3. Методы стерилизации стоматологического инструментария.

4. Антисептическая обработка рук стоматолога.

5. Запись зубной формулы с использованием различных систем записи.

6. Методы стоматологического обследования детей различного возраста.

Тестовые задания и ситуационные задачи по теме занятия (см. приложение)

Список темы УИРС:

1. Особенности строения и развития челюстно-лицевой области у детей.

2. Новые методы диагностики стоматологических заболеваний.

3. Особенности строения СОПР у детей.

Перечень практических знаний и умений:

    Знать алгоритмы проведения осмотра полости рта ребенка.

    Уметь заполнить зубную формулу.

    Выучить алгоритмы стоматологического обследования детей различного возраста.

Домашнее задание:

1. Перечислить основные и дополнительные методы обследования полости рта.

Основная литература:

Персин Л.С. с соавт. Стоматология детского возраста, М.: Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная литература:

    Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний: Учебное пособие. – Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

    Раднаев С.Н., Люлякина Е.Г., Парилов В.В. Значение эргономики в профилактике профессиональных заболеваний стоматолога. В кн.:Вузовская педагогика. Красноярск, 2002. - С.52 - 53.

    Алямовский В.В., Бахтурина Г.И., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. Активность кариеса зубов у дошкольников Красноярска и методы ее расчета. Методические рекомендации для сту­дентов. Красноярск, 2001. - 14 с.

    Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. Учебно-методическое пособие для студентов. Красноярск, 2001. - 25 с.

    Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний, Учебное пособие. – Минск: Беларусь, 2004. - 526 с.

    Тумшевиц О.Н. Профилактика патологии зубочелюстной системы при неблагоприятном антенатальном и постнатальном периоде развития.- Красноярск: изд-во КрасГМА, 2005. 225с.

    Царев В.Н. – Антимикробная терапия в стоматологии: Руководство / авт.текста В.Н. Царев и Р.В. Ушаков. – Москва: ООО «Мед.информ.агентство», 2006. – 144 с.

    Трезубов В.Н.- Стоматологический кабинет: Оборудование, материалы, инструменты: Учебное пособие / авт.текста В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М.Соловьев и О.А. Краснослободцева; Ред. В.Н. Трезубов. – 2-изд., доп. И перераб..- Санкт-Петербург: Спец.лит., 2006.- 144 с.

Зубная формула – это графическое отобра­жение расположения зубов в челюстях. Формула записывается в четырех квадрантах, разграниченных горизонтальной и вертикальной линиями. Горизонтальная линия разделяет зубы верхнего и нижнего зубных рядов, а вертикальная линия - каждый зубной ряд на правую и левую половины. Общепринято в формуле отражать положе­ние зубов у человека, обращенного лицом к исследователю (рис. 11). Используются полная и групповая зубные формулы.

Цифрой 1 обозначен медиальный резец, цифрой 2 – латеральный резец, 3 – клык, цифрами 4 и 5 обозначены премоляры, а цифрами 6, 7 и 8 – соответственно первый, второй и третий моляры.

Полная формула молочных зубов записывается следующим образом:

V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V

Цифрами I, II, III обозначаются соответственно резцы и клык, циф­рами IV и V - первый и второй моляры. Молочные премоляры и третий моляр отсутствуют.

Для обозначения отдельного зуба используется его порядковый номер с символом квадранта. Так, правый верхний второй моляр обо­значается 7‌‌ левый нижний латеральный резец 2, левый первый верхний молочный моляр IV, а правый нижний молочный клык - III .

Групповая формула отражает число зубов каждой группы в от­дельно взятом квадранте. Групповая формула постоянных зубов имеет следующий вид: 2 1 2 3. Она показывает, что в каждой половине верх­него и нижнего зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 премоляра и 3 моляра. Групповая формула молочных зубов 2102, указывает на то, что в каждой половине обоих зубных рядов имеется 2 резца, 1 клык, 2 моляра; цифра 0 указывает на отсутствие премоляров.

Существует буквенно-цифровой вариант записи зубной формулы, в котором зубы обозначаются начальной буквой их латинских наимено­ваний: I 1,2 - резцы, С - клыки, Р 1,2 - премоляры, М 1,2,3 - моляры. При этом постоянные зубы обозначаются прописными, а молочные - строчными буквами. Буквенно-цифровая формула удобна для описа­ния зубов у детей в период их смены, когда присутствуют молочные и постоянные зубы.

В настоящее время у нас получает применение зубная формула,
предложенная, в 1970 году Международной федерацией стоматологов (Federation Dentairc Internationale) - FDI-system. Ее сущность состоит в обозначении каждом зуба двузначным числом, в котором первая циф­ра обозначает квадрант зубного ряда, а вторая - позицию, занимаемую
в нем зубом. Квадранты челюстей обозначаются цифрами от 1 до 4 для
постоянных зубов и от 5 до 8 - для молочных в следующем порядке:

Позицию как постоянных, так и молочных зубов в этой формуле принято обозначать арабскими цифрами.

Отличительной особенностью зубной формулы являтся способ её заполнения, виды и нумерация временных и постоянных зубов

Зубная формула – это специальная схема, в которой фиксируется порядок расположения , в ней отдельные зубы или их группы записываются цифрами или буквами с цифрами.

Зубная формула взрослого человека

Зубная формула молочных зубов

Групповые зубные формулы

Приведённые выше системы относятся к полным зубным формулам , в которых записываются каждый зуб каждой половины челюстей. В групповой зубной формуле отражается число зубов в каждой группе по половинам челюсти, применяются они в анатомических исследованиях. Пример групповой зубной формулы у взрослого человека:

Она расшифровывается следующим образом: на верхней и нижней челюсти, с правой и левой стороны имеются два резца, один клык, два премоляра и три моляра (может быть два моляра, в связи с ретенцией «зуба мудрости»).

Пример групповой формулы у детей с молочным прикусом:

Она расшифровывается так: на верхней и нижней челюсти, справа и слева имеются два резца, один клык и два моляра. Цифра 0 обозначает, что в молочном прикусе отсутствуют премоляры.

Также возможна запись групповой зубной формулы с использованием букв и чисел. По ней каждый зуб обозначается начальной буквой своего латинского названия, но в отличие от полной зубной формулы, в данном случае число обозначает количество зубов в группе. Зубы в постоянного прикуса обозначаются заглавными буквами (I- резцы, С - клыки, Р - премоляры, М - моляры), а молочного – строчными (i- резцы, c - клыки, m - моляры).

У взрослых:

Эти схемы применяются, когда зубы сохранены. В ситуациях, когда зубы отсутствуют предлагает восстановить их коронками или изготовить . Искусственные зубы несъёмные отмечаются как присутствующий зуб символом К-коронка или И-искусственный.

Несмотря на все индивидуальные особенности каждого человека, расположение зубов и их название одинаково для всех. Это объясняется тем, что зубные элементы начинают формироваться еще задолго до появления на свет (примерно на 2-3 месяце эмбриогенеза), и при рождении у ребенка имеются все зубные зачатки, расположенные глубоко в челюсти.

У малышей старше двух лет в зубном ряду имеется 20 молочных зубов

Как у взрослых, так и у детей зубные ряды симметричны — верхняя и нижняя челюсть имеет одинаковое количество одноименных зубов (точкой отсчета при этом берется срединная линия лица).

В таблице приведен порядок расположения зубов и их правильное название.

Порядковый номер Молочные Постоянные
1 центральный резец центральный резец
2 боковой резец боковой резец
3 клык клык
4 первый моляр первый (малый) премоляр
5 второй моляр второй (малый) премоляр)
6 первый (большой) моляр
7 второй (большой) моляр
8 третий (большой) моляр

У взрослых количество постоянных зубов может варьировать от 28 до 32 (это зависит от того, прорезались ли «зубы мудрости» или нет)

Как видно из таблицы, у детей и взрослых совпадают названия и расположение лишь передних зубов (резцов и клыков). Задние (или «коренные») имеют существенные отличия.

Зачем необходима нумерация зубов?

Все зубы человека имеют свое определенное расположение по номерам. Но как понять на верхней или нижней челюсти он располагается, а также слева или справа? Можно пользоваться полными формулировками (например, первый постоянный моляр верхней челюсти справа) Но такие громоздкие названия создают определенные трудности для работы стоматологов и часто могут стать причиной ошибок, которые особенно опасны, если пациент идет на удаление больного зуба.

С целью оптимизации труда врачей и максимального упрощения обозначения номеров зубов и были придуманы специальные нумерации.

Схемы нумерации зубов в стоматологии

В настоящее время номера зубов в стоматологии систематизированы в соответствии с несколькими схемами:

  1. Универсальная система нумерации.
  2. Квадратно-цифровая или система Зигмонди-Палмера.
  3. Система Хадерупа.
  4. Американская нумерация или буквенно-цифровая система.
  5. Европейская нумерация Виола или система по ВОЗ.

Рассмотрим подробнее особенности каждой из них.

Универсальная система

В основе такой схемы нумерации лежит присвоение каждому постоянному зубу определенного номера от 1 до 32. В молочном прикусе каждому зубику соответствует своя буква. Подсчет в таком случае ведется с правой половины верхней челюсти по часовой стрелке от зуба мудрости.

Зубная формула постоянного комплекта по универсальной системе выглядит так:


Схема: номера постоянных зубов верхней и нижней челюсти

Молочные зубики маркируются по тому же принципу, но только с использованием букв латинского алфавита:


Система Зигмонди-Палмера

Такая нумерация является самой несовершенной, поскольку в ней по старому указываются зубы под номерами без более точного указания их локализации. При этом для постоянного комплекта используются арабские цифры от 1 и до 8, а при нумерации молочных применяют цифры римские (I-V).


Цифровая система не исключает ошибки при проведении диагностических или лечебных мероприятиях, поэтому, сегодня ею пользуются только врачи-ортодонты (например, при установке и маркировке брекетов) или челюстно-лицевые хирурги. И записи по ней в медицинской карте пациента делаются только на специальной схеме.

Система Хадерупа

Нумерация по системе Хадерупа также относится к цифровым. Для обозначения зубов взрослого человека применяются арабские цифры 1-8 со знаком плюс или минус перед ними. Знак «+» проставляется для нумерации верхних, а знак «-» для обозначения нижних.

Номера детских зубиков аналогично прописываются арабскими цифрами со знаками «+» или «-», но при этом спереди к ним приставляется цифра «0».

Неудобство такой системы заключается в необходимости указывать расположение зуба в левой или правой стороне на челюсти.

Американская буквенно-цифровая система

Такая нумерация широко распространена в США. Буквенно-цифровая система основана на присвоении каждой группе зубов буквенного значения (заглавные для постоянного комплекта, а прописные — для молочного), а также цифрового кода, который обозначает расположение зуба при правильном прикусе.

Буквенные значения зубов:

  • I (i) — постоянные (молочные) резцы;
  • С (с) — постоянные (молочные) клыки;
  • P — премоляры (в молочном прикусе отсутствуют);
  • M (m) — постоянные (молочные) моляры.

Американская нумерация также не учитывает лево- или правостороннее расположение зуба, что может вызывать определенные трудности.

Европейская международная нумерация Виола

На сегодняшний день — это самая новая и совершенная система нумерации зубов. Ее суть заключается в том, что челюсти разделяются на сегменты (по 2 сверху и снизу), каждому из которых присваивается свой номер. У взрослых используются цифровые значения 1-4, а у детей — 5-8. В результате каждый зуб получает двузначный номер, первая цифра которого обозначает определенный сегмент, а вторая — порядковый номер.


Удобство системы Виола заключается в отсутствии громоздких названий при точном указании расположения необходимого зуба и в минимальном риске ошибки. Такая нумерация незаменима при направлении пациента на рентген, а также при обозначении зубов на панорамном снимке.

Как определить номер зуба — практикуемся на примерах

Определить какие номера у зубов достаточно просто, необходимо лишь немного потренироваться на примерах.

Зуб номер 37 — это какой?

Незнающему человеку, который не знаком с системами нумераций в стоматологии, может показаться, что речь идет о лишних 5 зубах во рту. Но это не так. По системе Виола зубы с номерами, начинающимися на тройку, располагаются на нижней челюсти слева. А порядковому номеру 7 соответствует второй моляр. Значит 37-й зуб — это второй нижний моляр слева.

Какой номер соответствует верхнему правому зубу мудрости (восьмерка)?

В различных системах третий моляр будет обозначаться по-разному.

  • В универсальной числовой схеме — номер 1.
  • По схеме Зигмонди-Палмера — «верхняя правая восьмерка».
  • По системе Хадерупа — «+8 справа».
  • В американской схеме — «верхний М3 справа».
  • По системе Виола — цифрой 18.

У ребенка школьного возраста в зубной формуле написано, что рядом с 21 зубом располагается зуб 62. Как такое может быть?

У детей в 6-7 лет (реже в 8-9 лет) начинается смена молочных зубов. Поэтому во рту одновременно могут располагаться как зубы из временного комплекта, так и уже прорезавшиеся постоянные. В данной ситуации они пронумерованы по системе Виола, а их номера обозначают, что центральный верхний резец слева (номер 21) уже успел смениться на коренной зуб, а вот боковой резец еще из молочного прикуса (поэтому он маркируется под номером 62).

Нумерация при аномальном количестве зубов

Если у человека во рту располагается нормальное количество зубов, то их нумерация не вызывает затруднений и остается постоянной как в молодом возрасте, так и после 60 лет.

Если же некоторые зубы утеряны (например, вследствие различных заболеваний или аномалий развития), то в зубной формуле рядом с соответствующим номером просто указывается его отсутствие.

Но бывают заболевания зубной системы, для которых характерно увеличение количества зубов с атипичным их расположением. При таких вариантах использование любых схем нумерации затруднительно и чаще всего стоматологи отказываются от их использования. В этом случае в медицинскую документацию пациента вносится полная информация о количестве зубов, их описание и расположение.