Анна на шее. Характеристика главных героев рассказа "анна на шее"

Анна выходит замуж за немолодого пятидесятидвухлетнего чиновника. На тот момент ей едва исполнилось восемнадцать лет. После свадебного обеда они уезжают в монастырь.

В поезде жених, рассказывает о случае, произошедшем на его веку. Когда его сослуживец получил новый орден, у него вышло три Анны, причем первая Анна была орденом, вторая в петлице, а третья - его жена, дама особого нрава, очень сварливая и легкомысленная. Рассказал он это, делая отметку на то, что он не желает, при получении подобного ордена иметь такую же Анну-жену.

Но Анна думала совершенно не об этом, ее беспокоило то, что выйдя за богатого мужа, денег у нее больше не стало. Ведь когда отец с братьями провожали ее, на их лицах было написано, что он не дал им и рубля. Мать у Ани умерла давно, после произошедшего отец был сильно подавлен и погрузился в пьянство, в их семье доходило даже до того, что у Петра и Андрея, младших братьев, отсутствовали сапоги.

Женщины, неплохо знающие эту семью, решили поискать для нее мужа и нашли Модеста, который, может был и некрасив, да и не молод, но при деньгах. Молодожены начали жить у Модеста в квартирке. Анне было очень скучно, от этого она постоянно плакала и играла на пианино. Муж рассказывал лишь о политике и награждениях, да и о том, что в семейной жизни мало радости, по большей части это всего лишь долг.

Когда же Модест выводил свою жену в общество, он заставлял ее всем кланяться, кто имел высокий чин. Он ей почти ничего не покупал. При приездах ее домой к братьям и отцу, они не знали как им с ней теперь себя вести. Отец Петр играл ей на фисгармонии, а Петр и Андрей пытались забрать у него алкоголь, чтобы тот поменьше пил. Денег у Анюты стало еще меньше, чем до того, как она вышла замуж.

Отец Ани только единожды решился попросить денег у зятя. Модест дал, но сказал, что это в первый и последний раз, по причине того что Петр пьет. Когда в гости приезжали братья, Модест усаживал их, что бы прочитать им наставления о том, что у каждого члена общества должны быть обязанности. Денег супруге он не давал, но постоянно дарил ей что-то из украшений, так как это выгодно. Он частенько проверял все им подаренное.

За несколько месяцев до рождества Модест стал подготавливать Анну к рождественскому балу, причем первый раз в жизни он дал ей денег на платье, сто рублей.

На балу Анна была великолепна. Ее даже пригласил Его сиятельство помогать на базаре благотворительности. К Анюте подошел Артынов, он взял шампанское и, не глядя, дал ей сто рублей, мгновенно заказал еще и чай и выдал такую же сумму.

К обеду следующего дня к ней в дом приехали Артынов и Его сиятельство. Когда же приехал муж и увидел их он встал с холопским выражением лица. И Анюта крайне уверенно прогнала его прочь.

Анна стала всеми любима, и без нее не обходилось ни одно торжество. Денег она стала иметь достаточно. Она уже свободно отправляла мужу счета с записками об уплате определенных средств.


На пасхальном обеде Модеста наградили орденом Анны. На что Его сиятельство, отметил о трех Аннах. Модест улыбнулся и сказал, что теперь самое главное это дождаться Владимира.

Он делал невесомые намеки на то, что хотел бы еще получить награду Владимира 4 степени. Анюта ездила на каретах с тремя упряженными лошадьми вместе с Артыновым поохотиться. Отца и братьев она могла видеть все реже, от этого ее отец Петр Леонтьевич пил еще больше чем прежде. Их бедность дошла до нищеты, отец уже не играл на фисгармонии, так как давно ее забрали за долги.


А если они и изредка встречали Аню проезжающую мимо, то отец желал что-то прокричать, снимая с себя шляпу, но сыновья его останавливали, взяв его под руки.

Свадьба чиновника пятидесяти двух лет Модеста Алексеича и молодой восемнадцатилетней Ани прошла скромно, обошлась без бала, танцев и даже без закуски. Едва состоялось венчание, молодожены отправились в монастырь. Этим поступком чиновник хотел показать Ане, что в семейных отношениях он ценит нравственность и религиозность.

Проводить Аню пришел пьяный отец, которого зовут Петр Леонтьич, и два ее младших брата – Петя с Андрюшей. Папа Ани – учитель, а братья – гимназисты. Петр Леонтьич пытается сказать что-то важное Ане на ухо, но из-за его дыхания, девушка его не услышала. Поезд тронулся, и отец Ани попытался за ним побежать, но только расплескал вино.

В вагоне Модест Алексеич садится возле Ани и рассказывает ей одну историю. Ее герой, Косоротов, удостоился ордена Анны второй степени. За это он решил отблагодарить Его сиятельство. В ответ на свою благодарность он услышал остроумную шутку на тему того, что у Косоротова теперь имеются три Анны, две из которых на шее, а третья – в петлице. Оказалось, что у Косоротова жену тоже зовут Анной. Чиновник признается своей молодой супруге в том, что надеется в скором времени услышать подобные слова в свой адрес.

Между тем Аня переживает, что братьям приходится ходить в дырявых сапогах, что отец – преподаватель рисования и чистописания, много пьет после смерти своей жены. Аня вспоминает о своей маме и понимает, что будет несчастна, ведь это брак по расчету. Модеста Алексеича бедной девушке нашли знакомые женщины, которые захотели устроить судьбу Ани. Когда поезд останавливается, девушка выходит из вагона, видит других людей и ей почему-то кажется, что она все-таки сможет добиться счастья.

Через два дня супруги вернулись из монастыря и отправились жить в казенную квартиру. В жизни Ани после замужества не происходит ничего интересного – днем она играет на рояле, иногда плачет в подушку, или читает. Когда чиновник обедает, рассказывает ей о своих интересах, которые в основном касаются наград и политики. Также он постоянно повторяет о том, что у любого человека должны быть свои обязанности.
Денег Аня от мужа не получает, в обществе он обращается с ней строго, не покупает ей ничего в буфете и только повелевает своей жене кому-нибудь обязательно поклониться.

Аня каждый день навещает семью, вместе с ними ест самую простую еду, так как в квартире мужа она обычно встает из-за стола голодной. Вместе с братьями она следит за тем, чтобы папа не выпил лишнего.

Однажды отцу Ани пришлось попросить у Модеста Алексеича взаймы полсотни. Чиновник дал денег, но сказал, что это единственный раз, когда он так добр. По мнению Модеста Алексеича, учитель гимназии должен стыдиться того, что часто выпивает.

Аня будучи замужем совершенно не имела своих денег. Зато чиновник не жалеет средств на покупку драгоценностей для своей жены. Но он постоянно смотрит за тем, чтобы ни одна вещь не пропала.

Вскоре чиновник начинает готовиться к зимнему балу – это событие очень важно для его карьеры. Модест Алексеич сообщает жене, что она должна сшить красивое бальное платье и дает для этого Ане сто рублей. Чиновник говорит жене, что она должна произвести хорошее впечатление, и обязана пообщаться с женой Его сиятельства.

Аня сшила себе платье, которое, как ей казалось, понравилось бы ее маме, которая всегда умела модно одеваться и знала много хитрых приемов. На балу Аня оказывается в самом центре всеобщего внимания – ее красотой восхищаются абсолютно все мужчины и все приглашают ее на танец. На балу находится и отец девушки, который протягивает ей тарелочку с мороженым, но она не успевает с ним поговорить, потому что ее снова уводят танцевать. В разгаре торжества Его сиятельство просит девушку поработать немного на благотворительном базаре. У Ани хорошо идет торговля – чай и шампанское из ее рук, уходят нарасхват. К ней подходит отец и Аня чувствует неловкость за то, что он такой бедный и много пьет.

После бала жизнь у Ани поменялась кардинально. К ней приходит в гости даже Его сиятельство и благодарит за то, что она провела благотворительный базар. Когда приходит ее муж, Аня обзывает его болваном и гонит прочь.

Аня начинает вести светскую жизнь и распоряжается деньгами мужа, как ей вздумается. Она его уже не боится, и просто отправляет ему счета с сумой. Модест Алексеич все-таки дождался Анны второй степени. И все-таки он услышал от Его сиятельства крылатую фразу, и тоже ответил в шуточной форме, что думает еще получить Владимира четвертой степени.

Аня продолжала веселиться и практически забыла о своей семье. Ее папа почти окончательно спился и даже продал фисгармонию. На ней он всегда раньше играл по праздникам. Когда учитель гимназии видит свою дочь на тройке, пытается крикнуть ей вслед. Младшим братьям Ани приходится его успокаивать. Они умоляют «папочку» не делать этого.

Рассказ «Анна на шее» Чехов написал в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Несмотря на драматичность сюжета, рассказ не лишен юмора и иронии. Чехов придал сатирические черты не только Модесту Алексеевичу и его сиятельству, но и самой Анне. Девушка с самого начала произведения не похожа на жертву обстоятельств, она достаточно расчетлива. Как только Анна получает все, что ей нужно: деньги, внимание и влияние, она забывает о бедных родственниках и живет в свое удовольствие.

Главные герои

Модест Алексеич – пожилой чиновник, 52 года; «среднего роста, довольно полный, пухлый» , «держался солидно» .

Анна – юная девушка, 18 лет; вышла замуж за Модеста Алексеича из материальных соображений.

Другие герои

Петя и Андрюша – гимназисты, младшие братья Анны.

Петр Леонтьич – отец Анны, учитель в гимназии.

Артынов – «богач, высокий, полный брюнет» , «донжуан и баловник» , ухаживал за Анной.

Его сиятельство – начальник Модеста Алексеича.

I

«После венчания не было даже легкой закуски». Молодые сразу поехали на вокзал, «на богомолье» . Модест Алексеич женился на совсем юной девушке. Говорили, что и поездку в монастырь он затеял для того, чтобы показать, что и в браке он будет отдавать «первое место религии и нравственности» .

Пьяный отец Анны со слезами на глазах пытался ей что-то сказать на прощание, но братья девушки, Петя и Андрюша, сконфужено его одергивали.

Оставшись наедине с женой, Модест Алексеич вспомнил историю. У его знакомого была сварливая жена Анна. И когда знакомому вручали орден Святой Анны второй степени, его сиятельство выразился: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее» (эту награду принято было носить на шее). Модест Алексеич надеялся, что ему его сиятельство такого не скажет.

Анне же «было страшно и гадко» . Девушка вспомнила, каким мучительным было венчание. Никто не понимал, зачем она выходит замуж за «этого пожилого, неинтересного господина» . Она чувствовала себя обманутой. Свадебное платье пришлось шить в долг, а ее семье Модест Алексеич так и не помог. Девушка даже не была уверена, есть ли что-то у отца и братьев на ужин.

Отец Анны был учителем рисования и чистописания в гимназии. Когда мать умерла, он сильно запил, наступила нужда, его даже хотели уволить. Знакомые дамы «засуетились» и подыскали для Анны жениха – Модеста Алексеича. Девушка надеялась, что он замолвит слово за ее отца и мужчину не уволят с работы.

Поезд остановился на полустанке. Девушка вышла на платформу. Увидев офицеров и богатого владельца дачного места Артынова, она начала кокетничать. У девушки поднялось настроение, и до монастыря она ехала уже в прекрасном расположении духа.

В городе Анна и Модест Алексеич жили на казенной квартире. Оставаясь одна, девушка играла на рояле, читала книги, плакала от скуки. За обедом Модест Алексеич говорил о том, «что надо трудиться, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг» и что «каждый человек должен иметь свои обязанности» .

Анна часто приходила к отцу и братьям, но те словно осуждали ее за брак по расчету. Ее дамский вид смущал и оскорблял их. Каждый раз за обедом отец много пил, а по праздникам играл на фисгармонии.

Иногда Анна с мужем ходили в театр. Модест Алексеич заставлял жену кланяться персонам, занимающим более высокое положение. Анна стеснялась просить у мужа деньги, а сам он ее ничем не баловал. «Она делала всё, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее, как последнюю дурочку». Денег у нее теперь было меньше, чем до замужества. Иногда муж дарил Анне украшения, но регулярно делал «ревизию» , проверяя, все ли на месте.

Только однажды Петр Леонтьич попросил у Модеста Алексеича в долг 50 рублей. Тот дал, но сказал, что больше не даст до тех пор, пока мужчина не бросит пить. Каждый раз родным Анны приходилось выслушивать наставления Модеста Алексеича, хотя денег он им не давал.

II

Планировался зимний бал. Модест Алексеич сказал Анне, что она должна сшить себе бальное платье и дал ей сто рублей. Девушка решила купить такой наряд, какой бы надела ее покойная мать – женщина была модницей и научила дочь кокетничать.

На балу, в окружении высшего общества, Анна в первый раз чувствовала себя «не девочкой, а дамой» . Она понимала, что близость старого мужа не унижает ее, а «кладет на нее печать пикантной таинственности» .

Девушка пользовалась успехом у мужчин, ее все приглашали. Сам его сиятельство предложил Анне принять участие в благотворительном базаре. Присутствовавший Артынов покупал у нее шампанское и чай за сто рублей. «Она уже поняла, что создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни» . Анна начала стесняться своего пьяного, «обыкновенного» отца. Когда девушку провожали домой, уже светало.

На следующий день к Анне с визитом приехал Артынов, а после и его сиятельство с благодарностью за участие в базаре. Наконец приехал и ее муж. Модест Алексеич смотрел на жену с «заискивающим, сладким, холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных» . Понимая, что ей ничего не будет, девушка сказала ему: «Подите прочь, болван!».

«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня». Она возвращалась домой под утро. Анна не боялась брать у мужа деньги, тратя их как свои.

Когда на Пасху Модест Алексеи получил Анну второй степени, его сиятельство сказал: «Значит, у вас теперь три Анны, одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич, пытаясь скаламбурить ответил, что теперь остается ожидать на свет маленького Владимира, имея ввиду орден Владимира IV степени, но его сиятельство уже не слушал мужчину.

Петр Леонтьич пил сильнее прежнего, денег у них не было, фисгармонию пришлось продать за долг. Когда же мужчина пытался окликнуть Анну на улице, сыновья брали его под руки и умоляюще говорили: «Не надо, папочка… Будет, папочка…»

Заключение

Центральным персонажем рассказа «Анна на шее» является юная кокетка Анна. Вначале произведения кажется, что брак по расчету – настоящая трагедия, которая загубит ее молодость. Однако сцена, когда девушка сразу после замужества кокетничает на полустанке с офицерами, показывает, что для девушки важнее ее успех в обществе. Получив этот успех после бала, девушка меняется на глазах, и перед читателем обнажаются ее отрицательные черты.

Предлагаемый пересказ «Анны на шее» поможет подготовиться к уроку литературы, а также быстро вспомнить сюжет произведения.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 239.

Анна на шее

«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.

В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришел благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое».

А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у нее все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашелся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».

Супруги стали жить на казенной квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“»

С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто проверял: все ли вещи целы.

Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.

Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошел Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал еще сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у нее такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем - Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчетливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.»

На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остается ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своем каламбуре.

А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“»

Антон Павлович Чехов

«Анна на шее»

«После венчания не было даже лёгкой закуски». 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье.

В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: «Когда Косоротов получил орден св. Анны второй степени и пришёл благодарить, то Его сиятельство выразился так: „Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее“. В то время к Косоротову только что вернулась его жена, особа сварливая и легкомысленная, которую звали Анной. Надеюсь, что когда я получу Анну второй степени, то его сиятельство не будет иметь повода сказать мне то же самое». А Аня думает о том, что хоть она и вышла замуж за богатого, «денег у неё все-таки не было, и, когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки». После смерти матери, её отец (учитель чистописания и рисования в гимназии) Пётр Леонтьич запил, у Пети и Андрюши (младших братьев-гимназистов) не было даже сапог. «Но вот знакомые дамы засуетились и стали искать для Ани хорошего человека. Скоро нашёлся вот этот самый Модест Алексеич, не молодой и не красивый, но с деньгами».

Супруги стали жить на казённой квартире. Аня целыми днями играла на рояле, или плакала от скуки, или читала романы и модные журналы. Модест Алексеич за обедом говорил о политике, о назначениях и наградах, о том, что семейная жизнь есть не удовольствие, а долг. В обществе Модест Алексеич заставлял Аню подобострастно кланяться людям, имеющим высокие чины. Жадничал, когда Аня просила его что-либо купить ей. Когда Аня приходила навестить отца и братьев, то чувствовала, что они смущаются и не знают, как себя вести. Слабый и добрый отец Пётр Леонтьич по праздникам играл на старой фисгармонии и по-прежнему пил. А братья «Петя и Андрюша, худенькие, бледные мальчики с большими глазами, забирали у него графин и говорили растерянно: „Не надо, папочка… Довольно, папочка…“»

С деньгами у Ани после замужества стало ещё хуже. Только раз Пётр Леонтьич попросил у Аниного мужа 50 рублей. Модест Алексеич денег дал, но пригрозил, что в последний раз, т. к. Пётр Леонтьич пьёт, а это постыдно. И братья, приходившие к Ане в гости, тоже должны были выслушивать наставления Аниного мужа: «Каждый человек должен иметь свои обязанности!» Денег Модест Алексеич не давал, но зато он дарил Ане драгоценности, говоря, что эти вещи хорошо иметь про чёрный день. И часто проверял: все ли вещи целы.

Задолго до рождества Модест Алексеич стал готовить Аню к традиционному зимнему балу и даже дал ей 100 рублей на платье.

Наступило время бала. Аня блистала, очаровывала даже самых равнодушных мужчин. Аню заметил даже сам Его сиятельство и пригласил её вести благотворительный базар. Вещи из Аниных рук расходились нарасхват. «Подошёл Артынов, богач. Не отрывая глаз от Ани, он выпил бокал шампанского и заплатил сто рублей, потом выпил чаю и дал ещё сто». Аня «поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками». Своего отца она начала стесняться: «ей уже было стыдно, что у неё такой бедный, такой обыкновенный отец».

На следующий день к Ане приехал Артынов с визитом, а затем — Его сиятельство. Когда пришёл её муж, Модест Алексеич, то «перед ней также стоял он теперь с тем же холопски-почтительным выражением, какое она привыкла видеть у него в присутствии сильных и знатных. И с восторгом, уже уверенная, что ей за это ничего не будет, она сказала, отчётливо выговаривая каждое слово: „Подите прочь, болван!“»

После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро. Денег нужно было очень много, но она только посылала мужу счета или записки: «немедленно уплатить 100 р.»

На Пасхе Модест Алексеич получил Анну второй степени. Его сиятельство сказал на это: «Значит, у вас теперь три Анны: одна в петлице, две на шее». Модест Алексеич ответил: «Теперь остаётся ожидать появления на свет маленького Владимира. Осмелюсь просить ваше сиятельство в восприемники». Он намекал на Владимира IV степени и уже воображал, как он будет всюду рассказывать об этом своём каламбуре.

А Аня каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту и всё реже бывала у отца и братьев. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг. И когда во время прогулок им встречалась Аня на тройке с Артыновым, «Петр Леонтьич снимал цилиндр и собирался что-то крикнуть, а Петя и Андрюша брали его под руки и говорили умоляюще: „Не надо, папочка… Будет, папочка…“» Пересказала Мария Першко

В произведении «Анна на шее» Антона Чехова звучит голос внутренней свободы. Писатель пишет простым языком, понятным любому читателю. В произведении автор сосредотачивает внимание читателя на проблеме деградации личности. События в рассказе разворачиваются не спеша и четко. Между действиями героев и фрагментами некоторых картин ощущается плавный, постепенный переход писателя. Чехов не изображает внешний конфликт, образовавшийся между персонажами, они не борются друг с другом, что позволяет читателю, при прочтении произведения, находиться в спокойном состоянии.

Известно, что мастерство писателя заключалось в том, что он умел преподнести большие обобщения в малой форме произведения. Таким образом, читатель видит лишь часть жизни того или иного героя, но при этом, автору удается описать все детали. В произведении «Анна на шее» также присутствует юмор. Кстати, для изображения характеров людей, Чехов прибегал к нему. Это, можно сказать, одна из главных особенностей чеховского стиля.

Теперь Чехов обращает свое внимание на человеческие качества, а не на социальную принадлежность. Его герои не вступают в конфликт с обществом, а это значит, что сам писатель, не нуждается в этом. В рассказе «Анна на шее» читатель замечает, что автор довольно хорошо познал внутренний мир своих героев. Перед читателем предстает образ Анны, который Чехов наделяет чрезмерной активностью. Она не зависима от обстоятельств на сознание и психологию обывателя, она радуется жизни и довольствуется повседневным развлечениям.

В рассказе «Анна на шее» писатель показывает читателю «неравный брак» героини и богатого старика Модеста. С самого начала, этот момент удивляет читателя, однако со следующих страниц произведения, становится известно, почему так поступила Анна. Дело все в том, что девушка соглашается на этот брак, лишь ради того, чтобы помочь бедным и голодным братьям. В этот момент, читатель сожалеет ей. Ведь, главная героиня жертвует своей молодой жизнью, она готова идти ради близких ей людей, буквально на все.