Антропометрия — методы измерения человеческого тела и его частей, принятые в физиологической антропометрии. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).
В 1883 г. английский исследователь выступил как основоположник комплексной науки — антропометрики , в рамках которой проводились как анатомические, так и психофизиологические измерения человека (остроты зрения и слуха, особенностей психомоторных реакций).
Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики.
Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии, а в последние годы стали играть важную роль в антропометрической (ортопедической) косметологии; до широкого внедрения идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бертильонаж»).
Виды измерений антропометрии
- Взвешивание. Массу тела надо знать для уточнения дозы лекарственного препарата (когда его принимают в зависимости от массы тела), подбора адекватной диеты, а в некоторых случаях и для оценки эффективности лечения. Для сравнения и изменения массы тела пациента, взвешивание следует проводить в одних и тех же условиях: утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря и в одном белье. Перед взвешиванием необходимо проверить, отрегулированы ли весы и правильно ли они установлены. Ослабленных больных для взвешивания можно сажать на предварительно взвешенный табурет.
- Измерение длины тела человека производят при помощи ростомера. Пациент сняв обувь, становится на площадку спиной к планке, туловище и конечности выпрямлены, пятки соприкасаются, носки разведены. Пятки, ягодицы, межлопаточное пространство и затылок прикасаются к планке, голова в глазнично–ушной горизонтали (наружные слуховые проходы ушей и глаза на одном уровне). Опустив планшет на голову, смотрят на шкалу цифр у нижнего края планшета, которые будут соответствовать росту тела пациента.
- Измерение окружности грудной клетки осуществляют мягкой сантиметровой лентой. Её прикладывают к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди - на уровне IV ребра. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, на максимальном вдохе и выдохе.
- Измерение окружности живота осуществляют мягкой сантиметровой лентой, утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту прикладывают по окружности: спереди - на уровне пупка, сзади - на уровне III поясничного позвонка.
При антропометрии определяют рост, массу, длину туловища, окружность головы, грудной клетки, шеи, живота, размеры таза, нижних и верхних конечностей. По этим показателям дается заключение о физическом развитии и имеющихся отклонениях. Запись линейных размеров дают в сантиметрах, результаты взвешивания - в килограммах. Измерения проводят в одно и то же время, обычно в утренние часы, массу тела устанавливают до приема пищи.
Массу тела определяют утром натощак, в легкой одежде. Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планке коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.
Длину тела определяют в вертикальном положении с помощью стандартного деревянного ростомера. Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Пациента ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положений, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.
Окружность головы измеряют сантиметровой лентой по максимальному периметру головы (сзади - по выступу затылочного бугра, а спереди - по надбровным дугам). Окружность грудной клетки измеряют в положении стоя сантиметровой лентой, проходящей сзади под уголками лопаток, спереди - над сосками. Окружность грудной клетки измеряют на высоте максимального вдоха, предельного выдоха и во время дыхательной паузы.
Оценка пропорциональности телосложения. Установлено, что между ростом, массой тела и окружностью грудной клетки человека имеются определенные соотношения, которые помогают лучше оценить пропорциональность его телосложения. Наибольшее практическое значение имеют следующие показатели или индексы.
Масса-ростовой показатель , отражающий пропорциональность роста и массы, определяемый по формуле:
МРП = М x 100 : Д ,
где М - масса тела, кг, Д – длина тела, см.
Нормальное соотношение длины тела и массы выражается индексом 37-40. Более низкий показатель свидетельствует о пониженной упитанности больного, более высокий - о повышенной.
Индекс массы тела позволяет определить отклонения по массе тела.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Возрастная анатомия
Возрастная анатомия.. Физиология и гигиена.. Учебное пособие..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Оценка типа телосложения
Физическое развитие (ФР) -является комплексным, динамическим, неравномерным по интенсивности процессом. Его уровень – основной показатель морфофункционал
B M I - индекс массы тела (Body Mass Index)
B M I рассчитывается по формуле:
,
где m - масса тела человека (в килограммах), а h – длина тела человека (в метрах).
Значение масса-ростового коэффициента у обследуемых мужского пола в разных возрастных группах
Значение масса-ростового коэффициента у обследуемых женского пола в разных возрастных группах
Тип телосложения
Возраст(лет)
Протокол эксперимента
Полученные измерения занесите в таблицу, проанализируйте и сравните со стандартами.
Показатели
Полученные данные
Оценка
Анализ рефлекторной дуги. Коленный рефлекс. Глазосердечный рефлекс
Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечи
Порядок работы.
1. Посадите испытуемого на стул и попросите его положить правую ногу на левую ногу в области коленного сустава. Нога должна быть расслаблена.
Протокол эксперимента.
1. Занесите результаты наблюдения в таблицу:
№ п/п
Резкость разгибания
Высота разгибания
Наличие рефлекса
Протокол эксперимента.
1. Полученные результаты внесите в таблицу:
№ п/п
ЧСС до пробы, уд/мин
ЧСС во время пробы, уд/мин
ЧСС после пробы, уд/мин
Сенсорные системы
Представление о сенсорных системах было сформулировано И.П.Павловым в учение об анализаторах в 1909 году. При исследовании им высшей нервной деятельности. Понятие «сенсорная система
Строение и функции органа зрения
Зрительная сенсорная система представляет собой совокупность структур, воспринимающих световую энергию в виде электромагнитного излучения с длиной волны 400 - 700нм и дискретных частиц фотонов, или
Определение остроты зрения
Аккомодация, т.е. способность глаза видеть предметы на различном расстояние, связана с тем, что хрусталик меняет сою форму. При рассматривании близких предметов хрусталик стано
Строение и функции органа слуха
Слух - вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Пользуясь слухом, люди могут определять направление звука и по нему - источник звука; без него невоз
Протокол работы
Запишите результаты наблюдений в тетрадь протоколов опытов, объясните, почему звук слышится со стороны короткой трубки, отметьте значение бинаурального слуха.
Вопро
Практическая работа № 4
Динамика умственной работоспособности. Гигиена умственного труда.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики или школьной гигиены (гигиена - наука, изучающая влиян
Физическая работоспособность и методы ее определения
Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физически
Определение физической работоспособности при помощи теста PWC 170 методом степ-теста
Наименование теста PWC происходит от первых букв английского термина "физическая работоспособность" (Physical Working Capacity). Он был предложен Шестрандом для определения физической раб
Порядок работы
1. Испытуемый в течение 3 минут совершает подъемы на ступень высотой 35см с частотой 20 подъемов в минуту (частота метронома 80 ударов в мин.). На один удар метронома совершается одно движение. Сра
Определение физической выносливости человека с помощью кардиореспираторного индекса
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению или способность к длительной двигательной деятельности без снижения ее эффективности.
Критерием выносл
Порядок работы
1.Определите в покое следующие показатели:
а) АД систолическое; АД диастолическое;
б) Максимальное давление выдоха (МДВ в мм.рт.ст.). Для этого испытуемый делает максимальный выдо
Протокол эксперимента
1.Внесите величины КРИС в покое и его изменения после физической нагрузки. Сравните с данными таблицы.
КРИС в покое
КР
Пульсовая диагностика
Различные варианты методик, связанных с анализом сердцебиений и пульсовой волны, широко используются в современной физиологии. При этом развиваются как «традиционные» методики, похожие на применявш
Пальпация
При большим разнообразии методов исследования сердечной деятельности пальпация отличается скоростью и простотой, так как не требуется длительной специальной подготовки перед процедурой. В человечес
Изменение частоты пульса с возрастом (А.Г. Хрипкова с соавт. 1990 г.)
Возраст (лет)
Новорожденные
Ритмичность
Ритмичность http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F
Наполнение
Наполнение http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F3
Напряжение
Напряжение http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0&url=http%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25CF%25F3
Определите наличие или отсутствие дефицита пульса
1) Данное исследование проведите вдвоем. Один экспериментатор методом пальпации определит частоту http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%
Определение артериального давления
Переменное давление, под которым кровь находится в кровеносном сосуде, называют кровяным давлением. Кровяное давление необходимо для продвижения крови по всему сосудистому р
Оценка уровня артериального давления
Артериальное давление - один из важнейших показателей функционирования организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск разв
Возрастные величины систолического и диастолического давления
(в мм. рт. ст)
Возраст (лет)
Систолическое давление
Диастолическое давление
Метод Короткова
Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с гр
Осциллометрический метод
Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.
Общие рекомендации по измерению артериального давления
Уровень артериального давления не является постоянной величиной - он непрерывно колеблется в зависимости от воздействия различных факторов. Колебания артериального давления у больных артериальной г
Порядок работы
1. Ознакомьтесь с устройством тонометра
2. Освойте методику определения артериального давления с помощью метода Короткова
а) Усадите испытуемого боком к столу и положите на стол е
Средние показатели ударного и минутного объемов крови у детей 7 - 15 лет
Возраст
(лет)
Девочки
Мальчики
УОК (мл)
МОК (л/мин)
УОК (мл)
МОК (л/мин)
Определение УОК МОК расчетным методом Старра
В связи с невозможностью широко использовать лабораторные методы определения УОК и МОК была выведена формула Старра для косвенного определения этих показателей с использованием величин артериальног
Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы
При определении состояния здоровья на первом месте стоит исследование и оценка состояния сердечно-сосудистой системы, так как она является основным звеном, определяющим и лимитирующим доставку кисл
Протокол эксперимента
1. Запишите полученные результаты в таблицу № 1:
Таблица № 1
До нагрузки
После нагрузки
СД
Оценка вегетативного статуса сердечно-сосудистой системы
· Индекс Кердо – позволяет выявить степень влияния вегетативной нервной системы на сердечно-сосудистую систему;
· Глазо-сердечная проба - ис
Методы определения функциональных показателей дыхательной системы. Спирометрия. Функциональные пробы дыхания
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с освобождением энергии и выделения угле
Средняя величина жизненной емкости легких (в мл)
Пол
Возраст в годах
мальч
Порядок работы
1. Мундштук спирометра протрите ватой, смоченной спиртом. Установите стрелку спирометра на «0», затем максимально глубоко вдохнуть воздух и, зажав нос пальцами (или специальным носовым зажимом), сд
Функциональные пробы дыхания
Функциональными пробами, характеризующими устойчивость организма к гипоксии, являются проба Штанге (время максимальной задержки дыхания на вдохе) и проба Генчи
Оценка результатов функциональных проб Штанге и Генчи (сек.)
Проба Штанге
Проба Генчи
Время задержки дыхания на вдохе
Устойчивость к гипоксии
Время задержки дыхания на в
Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Определение основного обмена
Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е. образования
Порядок работы
1. У испытуемого определить суточную величину основного обмена по формуле Дрейера.
2. У испытуемого трижды с промежутками в 2 минуты определяем частоту сердечных сокращений методом пульсом
Порядок работ
1.Определите температуру воздуха помещения у внутренней стены, наружной стены и в центре класса на высоте 10 см., 1м., 1,5м.
2. Используя статический психрометр (психрометра Августа) опред
АНТРОПОМЕТРИЯ
Что такое антропометрия?
Антропометрия - измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).
Как правильно проводится измерение длины тела человека?
Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Пациента ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положений, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.
Как проводится взвешивание?
Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.
Как измеряется окружность грудной клетки?
Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Сзади она должна располагаться под лопатками, спереди - на уровне IV ребра. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе.
Как измеряется окружность живота?
Окружность живота особенно важно измерять при асците. Измерение производят утром, желательно после дефекации и освобождения мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту располагают сзади на уровне Ш поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка.
Как проводится спирометрия?
Для спирометрии используют прибор (спирометр), состоящий из двух-6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником.
Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра" который при этом поднимается. Специальная шкала показывает объем выдохнутого воздуха.
Как осуществляется динамометрия?
Динамометрию проводят с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.
В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометрических определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследования проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.
Антропометрические признаки:
-соматометрические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),
-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и
-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.
В настоящее время на основании обследования большого количества детей и подростков разработаны усредненные таблицы, содержащие антропометрические показатели общего физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.
Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.
Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви
Длина стопы, см | Размер обуви |
22,5 | |
23,5 | |
37,5 | |
24,5 | |
25,5 | |
40,5 | |
26,5 | |
27,5 | |
43,5 | |
28,5 | |
29,5 | |
46,5 |
Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.
Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).
Каждый педагог, ежедневно сталкиваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и правильно оценить степень физического развития детей и подростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.
Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометрических методик. Достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различной интенсивностью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей и подростков.
Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального развития. В течение первого года длина тела ребенка возрастает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания . Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округления (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период второго вытягивания . Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедление роста - второй период округления (с 7 до 10-11 лет).
Возрастание темпов физического развития наблюдается в период полового созревания - третий период вытягивания (с 11 -12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.
Внешним показателем развития является также изменение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относительные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения пропорций тела могут служить косвенными признаками биологической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.
Процессы роста и развития детей не имеют резких половых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высоким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а затем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу - функциональному уровню взрослого организма- девочки приходят на 1-3 года раньше мальчиков. С достижением морфологического и функционального уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.
Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма человека происходит не одновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос - другой, хронос - время).
Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функционирования целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.
«Гетерохрония является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорожденного, - писал П. К. Анохин, - гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».
Таким образом, гармоничность развития характеризуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.
Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» , или «возрастных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим развитием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высоких требований - к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным медицинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и воспитателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспортных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.
Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди - школьные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения является важным фактором предупреждения транспортных трагедий.
Третий критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 -15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ранимостью нервной системы и возникновением многих нервных расстройств и психических заболеваний.
Вопросы самоконтроля
1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.
2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.
3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.
Тест
1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)
2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)
3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими
а) вес тела
б) вторичные половые признаки
в) физическое развитие
г) жизненная емкость легких
Методы антропометрии - это, прежде всего, совокупность измерительных мероприятий, направленных на определение соответствия физического развития человека нормам при условии ведения здорового способа жизни, наличия достаточных физических нагрузок. Антропометрические методики базируются в основном на учете морфологических внешних и количественных показателей. Однако существует также целый ряд исследований, направленных на определение параметров внутренних органов и показателей систем организма.
Для чего требуется проведение антропометрии?
Оценивая окружающих, мы задаемся вопросом, почему люди настолько отличаются друг от друга по целому ряду внешних параметров. Причина наличия характерных отличий кроется не только в генетических задатках, но также в мировосприятии, особенностях мышления и характера.
Человеческое существование предполагает течение последовательных процессов созревания, зрелости и старения. Развитие и рост являются взаимообусловленными, тесно связанными процессами.
Метод антропометрии - это эффективное средство для определения соответствия некоторых параметров развития нормам, характерным для конкретного возрастного периода человека. Исходя из этого, основное предназначение метода кроется в выявлении особенностей развития как ребенка, так и взрослого половозрелого человека.
Факторы антропометрических исследований
Непрерывное течение обменных процессов в организме, преобразование энергии становится определяющим фактором, который отражается на особенностях развития. Как показывает метод антропометрии, темпы изменения окружностей, массы и других параметров тела в отдельные периоды формирования человека не идентичны. Впрочем, об этом можно судить наглядно, не прибегая к научным исследованиям. Достаточно вспомнить самого себя в дошкольном, юном и зрелом возрасте.
Показатели массы тела, роста, увеличения объемов определенных частей тела, пропорций являются частью программы, заложенной в каждом из нас с рождения. При наличии оптимальных условий для развития организма все эти показатели изменяются в определенной последовательности. Однако существует немало факторов, которые могут отразиться не только на нарушении последовательности развития, но также привести к появлению необратимых изменений негативного характера. Здесь следует выделить:
- Внешние факторы - социальные условия существования, неправильное отсутствие рационального питания, несоблюдение режима труда и отдыха, наличие вредных привычек,
- Внутренние факторы - наличие серьезных заболеваний, негативная наследственность.
Основы антропометрических исследований
Основы метода антропометрии - это совокупность научных исследований по измерению параметров человеческого тела, которые зародились еще в середине прошлого века, когда ученые заинтересовались закономерностями изменчивости отдельных антропометрических показателей.
Рассматривая данные антропометрии, например, длину тела и конечностей, особенности роста, изменения массы, преобразования окружности частей тела, возникает возможность для наглядной оценки нормы физического развития человека.
Проведение антропометрии позволяет составить общие представления касательно Получают такие представления в процессе выполнения нескольких основных измерений:
- длины тела;
- массы тела;
- обхвата грудной клетки.
Условия проведения антропометрии
Методы антропометрии - это измерения, основанные на применении отрегулированных, проверенных измерительных механизмов. Здесь чаще всего применяются весы, ростомеры, динамометры, прочее.
Антропометрические исследования обычно производятся натощак в первой половине дня. При этом обследуемые должны быть одеты в легкую обувь и одежду. Чтобы антропометрическая оценка оказалась максимально приближенной к реальности, требуется тщательное соблюдение правил измерения.
Анализ соответствия необходимых показателей физического развития конкретным нормативам - важнейшие элементы, на которых основывается антропометрия. Шаблон исследований позволяет выявить факторы риска, признаки неправильного развития и наличия некоторых заболеваний. Поэтому правильная оценка результатов антропометрии может поспособствовать установлению направления на ведение здорового образа жизни и здоровое развитие.
Ниже приведен шаблон для проведения антропометрии в детском саду:
Фамилия, имя ребенка | Группа здоровья | Рост | ||||
Осень | Весна | Осень | Весна |
|||
Шаблон заполняется данными по каждому воспитаннику определенной группы детского сада. Здесь представлены колонки с ФИ ребенка, информацией о данными о росте и весе по отдельным сезонам.
Измерение длины тела
Наиболее распространенной процедурой является антропометрия детей. Проводят ее при условии наличия целого комплекса измерительных приборов. Проводятся измерения показателей роста в положении стоя. Для этого применяются специализированные ростомеры. Обследуемый размещается на площадке прибора, прислоняясь спиной к измерительной стойке в естественном вертикальном положении. К голове ребенка без излишнего надавливания прикладывается горизонтальная скользящая планка, положение которой отвечает определенной градации на измерительной шкале.
Крайне важно, чтобы детская антропометрия проводилась в первой половине дня, ведь ближе к вечеру рост человека в среднем уменьшается примерно на 1-2 сантиметра. В корне явления лежит наличие естественной усталости, снижение тонуса мышечного аппарата, уплотнение хрящевых позвонков, а также уплощение стопы в результате нагрузок во время хождения.
На показателях длины тела человека отражается целый ряд генетических факторов, возрастных и половых различий, состояния здоровья. Рост может как соответствовать возрасту человека, так и существенно отличаться от приемлемой нормы. Так, недостаточную длину тела в соответствии с определенными возрастными рамками называют нанизмом, а заметное превышение роста - гигантизмом.
Измерение массы
Антропометрия детей и взрослых при измерении веса проводится при помощи специальных напольных весов. При измерении веса допустимой погрешностью считается отклонение от реальных показателей не более чем в 50 г.
По сравнению с длиной тела, показатели веса являются достаточно нестабильными и могут изменяться ввиду наличия широкого ряда факторов. Например, колебание веса у среднестатистического человека в сутки составляет порядка 1-1,5 кг.
Антропометрическое определение соматотипа человека
Существуют отдельные соматотипы, определением которых занимается антропометрия. Шаблоны для детского сада, начальных и высших учебных заведений, а также для лиц половозрелого возраста позволяют выделять мезосоматический, микроскопический и макроскопический соматотипы. Отнесение индивидуума к одному из указанных соматотипов выполняется исходя из суммы значений шкалы при измерении массы, длины тела и окружности грудной клетки.
Соматотип чаще всего определяет антропометрия в детском саду. Именно на начальных стадиях развития можно получить наиболее достоверные результаты, которые соответствуют характеристикам того или иного типа строения тела. Так, при сумме до 10 баллов согласно вышеуказанным параметрам строение тела ребенка относят к микроскопическому типу. Сумма от 11 до 15 баллов свидетельствует о мезосоматическом строении. Соответственно, высокая сумма баллов от 16 до 21 говорит о макросоматическом типе строения тела ребенка.
Определение степени гармоничности развития
Заявлять о гармоничном развитии строения тела ребенка на основе результатов антропометрических исследований можно лишь в том случае, если разница в показателях массы, окружности грудной клетки и длины тела не превышает единицы. Если среднестатистическая разность между указанными показателями равняется двум и более, в таком случае развитие тела ребенка считают дисгармоничным.
Техника выполнения антропометрических исследований
В настоящее время применяется довольно простая техника, при помощи которой выполняется антропометрия. Шаблоны для детского сада и начальных учебных учреждений позволяют быстро выполнить исследования для получения результатов с незначительной погрешностью.
Обычно антропометрические исследования строения ребенка проводятся медицинскими сестрами. Однако, как и в случае с другими научными методами, проведение антропометрии нуждается в соблюдении определенных условий, наличие которых наряду со специальными навыками обеспечивает точность и правильность результатов.
Главными условиями технически правильной антропометрии являются:
- проведение исследований согласно унифицированной методики для всех обследуемых;
- выполнение измерительных мероприятий одним специалистом с использованием одной и той же технической базы;
- проведение исследований в одно время для всех обследуемых, например, утром натощак;
- на обследуемом должно находиться минимум одежды (обычно допускаются легкие трусы или хлопчатобумажная одежда).
В итоге
Антропометрические исследования имеют особое значение, в частности при обследовании детей, так как позволяют своевременно выявить закономерности развития ребенка в соответствии определенным возрастным и физическим требованиям. Более того, результаты антропометрических исследований дают представление не только о норме развития параметров тела, но также могут поведать о зачатках определенных заболеваний.
В ходе антропометрических исследований важно не забывать об универсальности значений параметров тела. До недавнего времени оценка здоровья ребенка нередко проводилась исходя из соответствия роста и массы тела табличным требованиям. Однако такой подход в корне неверен. В частности, на резком изменении массы тела отражается целая группа факторов, таких как наследственность, прочее. Именно поэтому не стоит делать решающие выводы о состоянии здоровья на основе антропометрии, ведь подтвердить имеющиеся предположения могут лишь специальные тесты, направленные на выявление конкретного заболевания.