Блок: «На железной дороге». Анализ стихотворения. «Круг постылый бытия. Анализ стихотворения на железной дороге блок

Стихотворение «На железной дороге» вошло в цикл «Родина». В произведении раскрывается трагедия судьбы и самоубийство молодой женщины. Действие происходит на небольшом глухом полустанке, названия уезда или губернии автор не указывает.

Для понимания судьбы героини, достаточно знать, что это глушь. Этот факт позволяет глубже почувствовать одиночество и безотрадность молодой женщины, мечтавшей о счастье. Поезда, вероятно, останавливаются крайне редко, «проходят мимо привычной линией». Читатель понимает, что платформа безлюдна, по тому, что из окон видна лишь одна она и стоящий рядом жандарм. Из стихотворения становится понятно, что она не раз выходила на платформу, много ловила на себе взглядов людей выглядывающих из окон, но лишь раз заметила проскользнувшую улыбку гусара, облокотившегося на красный бархат

Много людей, проезжающих мимо, видели женщину, но мало кто обращал внимания, на одиноко стоящую фигуру на платформе. Эти воображаемые встречи занимали огромное место в жизни одинокой женщины. Слова о проносящейся юности с ее пустыми мечтами, заставляет задуматься о быстроте и безвозвратности времени, о несбывшихся надеждах. Мечты найти свое счастье натыкались на равнодушие и холод окружающих. Миллионы пустынных глаз из вагонов смотрели на нее, много поклонов было отдано, но все безрезультатно.

Автор просит не спрашивать ни о чем ее. Но вопросы возникают сами собой. Ответы читатель найдет после внимательного прочтения стихотворения, когда складывается четкое представление о причине самоубийства. Речь идет о женщине, встречающей не конкретного человека из поезда, а об ожидании прекрасных перемен к лучшему. Постоянные приходы на станцию и неоправданные надежды, дают возможность читателю ощутить на себе всю безнадежность положения молодой героини.

Постоянно проходящие поезда, символизируют проносящуюся мимо жизнь. Тоской дорожной разорвано ее сердце. Невозможность что-либо изменить, и побудили красивую женщину покончить с собой.

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини - молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом... Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом... Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною... Скользнул - и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая... Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно. 14 июня 1910

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, женщины, покидающие родину, - в стихотворении М. Цветаевой "Рельсы", не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить...

В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".

В первом четверостишии Блок рисует образ "красивой и молодой" женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. Смерть ее так же нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, "в цветном платке, на косы брошенном", лежит "под насыпью, во рву...":

Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.

Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоян- ство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон..." Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную...").

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":

Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом...

Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие. Только в стихотворении Блока железная дорога становится символом современной поэту жизни с ее бессмысленностью круговорота событий, равнодушием к человеку. Всеобщая обезличенность, глухое безразличие к окружающим и целых классов, и отдельных людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть "тоска дорожная, железная"... В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение - гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.

Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей - довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена - все больно.

Автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, "любовью, грязью иль колесами она раздавлена". Автор предостерегает нас и от излишних вопросов. Коль были к ней при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие.

Сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета. Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок. «На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) - это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.

Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого

Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н. Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове. Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.

Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого - «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд. Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, - «На железной дороге». Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.

Размышления поэта и реальные случаи женских смертей

Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде. Он же одиноко стоял на платформе и видел их - веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась. Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.

Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.

Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета

Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро. Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое. Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной. Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» - и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.

Символизм стихотворения

Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций. Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги. В этой дороге заключается история развития всей страны.

Женский образ - не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.

Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси. Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал. Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.

Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.

Тропы и художественно-выразительные средства

Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы. Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).

Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»). Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) - это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих. Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».

Размер, ритмика, строфика

Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих. Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф - 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк). Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.

Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А. Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире - иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.

Душевное стихотворение Александра Блока "На железной дороге" соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию. Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно. Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела. И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия. Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока "На железной дороге" было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл "Одина" и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», - так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок. Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек. У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков. Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы. А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая - повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки. Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до». Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей. Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран. Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием. Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

Картинка к стихотворению На железной дороге


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла

    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

  • Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце не бейся

    Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает