Й какой звук гласный. Фонетика русского языка: «й» - согласный или гласный звук? Чем буквы отличаются от звуков

Образование

Фонетика русского языка: «й» - согласный или гласный звук?

22 июля 2017

Фонетический строй русского языка лёгким не назовёшь. Как и в любом другом языке, в русском есть звуки гласные и согласные. Но определить, какой из них какой, интуитивно не всегда представляется возможным: например, какой передаёт звук «й» - согласный или гласный? С этим мы подробно разберёмся далее.

Буквы и звуки

Когда дети начинают изучать в 1 классе буквы и звуки, они порой смешивают эти понятия. Однако буква и звук - совершенно разные фонетические термины. Буквой называется графический значок. А звук - это то, что мы слышим и произносим. За каждой буквой закреплены определённые звуки, с которыми они соотносятся в большинстве случае, но прямого сходства между ними нет.

Транскрипция - это способ передачи звуков, которые мы слышим, на письме. С её помощью лёгко проследить разницу между буквой и звуком. Например, существуют буквы, за которыми не закреплены звуки: твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь). Их функция - передавать твёрдость или мягкость звука:

  • мол - [мол] или моль - [мол’] .

Кроме того, есть буквы, которые могут передавать разные звуки: мы пишем «мОлОко», но произносим [мАлАко]. Также одна и та же буква может передавать несколько звуков:

  • моё [май’о] .

Ввиду этого вести речь о согласных и гласных буквах и звуках не совсем корректно.

Какие бывают звуки

Самая обширная классификация звуков в русском языке, которая основывается на механизме их образования голосом, - это деление на согласные и гласные. Это первое, что может понадобиться в школе на уроке. Звуки и буквы, как мы уже выяснили, - разные явления. Поэтому надо запомнить, что неправильно говорить «согласные и гласные буквы». Звук - вот что может обладать такой характеристикой.

Любой звук образуется в результате работы речевого аппарата. Однако происходить это может по-разному. Так, гласные звуки образуются, в первую очередь, голосовыми связками. Они «музыкальны» и имеют тон. Согласные же звуки образуются также при участии зубов и языка, которые в разных позициях образуют различные по своему качеству препятствия потоку воздуха, в результате чего согласные звуки характеризуются наличием шумов.

Чтобы понять, является звук гласным или согласным, можно провести нехитрый тест: если звук можно протяжно пропеть, используя только голос - значит, он гласный. Если этого не получается - значит, звук согласный.

В русском алфавите 33 буквы. Они для простоты обозначения имеют условное деление на гласные и согласные (21 согласная, 10 гласных и 2 без обозначения - "ъ" и "ь"), однако многие фонетисты по озвученным выше причинам считают это неправильным. Звуков в русском языке 46. Среди них 37 согласных и 6 гласных.

Согласные звуки русского языка

Почему получается так, что согласных звуков в русском языке больше чем букв? Такой перевес получается, в первую очередь, из-за того, что одна буква может обозначать как мягкий звук, так и твёрдый:

  • Б - [б], [б’] или В - [в], [в’] и т. д.

Гласные звуки русского языка

Для тех, кто подзабыл школьную программу, не менее удивительно, почему такая разница и между количеством гласных звуков и букв. Тут причина в том, что некоторые буквы соотносятся сразу с двумя звуками. Например, буква «ё» передаёт два звука сразу и при передаче транскрипцией будет выглядеть как [й’о].

История буквы «й»

Теперь, когда мы подробно ознакомились с особенностями фонетики русского языка, можно непосредственно перейти к вопросу о том, какой звук передаёт «й» - согласный или гласный.

Этот вопрос может поставить в тупик даже искушенного в русском языке человека. Дело в том, что у буквы "й" довольно интересная история, а характеристики звука [й"] с течением времени менялись даже в лингвистике.

Так, буква "й" появилась в русском алфавите только после орфографической реформы в 1918 году. В большинстве случаев, в тех словах, где она есть сейчас, использовалась отсутствующая ныне в алфавите буква «i».

Учёные долго затруднялись с определением того, гласный или согласный звук [й"]. Долгое время во многих словарях он определялся как гласный. Причиной этому была его история. Дело в том, что буква «i» могла использоваться как в словах, где сейчас мы пишем «и» (например, в слове «мир» вместо «и»), так и в словах, где сейчас мы пишем «й» (например, в слове «майор» вместо «й»). И на том этапе развития фонетики эти звуки не дифференциировались.

Все-таки, «й» - согласный или гласный звук?

С дореволюционных пор фонетическая наука продвинулась вперёд, и появились новые критерии классификации звуков. Как рассказывалось выше, особенностью согласного звука является то, что он имеет в своём звучании шумы, и в его образовании активно участвует язык и зубы.

Чтобы понять, какой звук «й» - гласный или согласный, - попробуйте его потянуть. Если попробовать его пропеть, не пытаясь подменить его на [и], можно убедиться, что ничего не получится.

Таким образом, согласно современным нормам, [й] - однозначно согласный звук. Также он является непарным (у него нет твёрдой и мягкой вариаций) и звонким (звонкий звук - это такой звук, в формировании которого участвует голос, и при его произнесении можно почувствовать вибрацию, если приложить руку к горлу).

Может сбивать с толку тот факт, что некоторые гласные буквы при транскрибировании могут соотноситься с двумя звуками сразу, один из которых [й"]. Например, «ё» [й’о], «ю» [й’у], «я» [й’я]. Это не должно смущать. Такие буквы называются йотированными и передают сразу два звука - согласный и гласный. Буквы «е», «ё», «ю» и «я» практически всегда соотносятся с йотированными звуками. Такие звуки чаще всего появляются в следующих позициях: в начале слова, после другого гласного звука, после мягкого и твёрдого знаков. Примеры йотированных букв в словах:

  • заявка [зай’афка];
  • енот [й’энот];
  • ёлка [й’олка];
  • приют [прий’ут];
  • вьюга [в’й’уга] .

Напоследок стоит упомянуть, что звука «и краткий» не существует, так как это название буквы. Звук называется «й», также есть ещё одно название - «йот».

Дата:

Тақырып / Тема: Звук [й]. Буква й

Оқы-тәрбиеістерініңмақсаттары мен міндеттері / Учебно-воспитательные цели и задачи: Дать представление учащимся о звуке [й].

1.Білімділік / Образовательные: Научить находить и выделять этот звук в словах, давать его характеристику, обозначать буквой и.

2. Дамытушылық / Развивающие: Развитие речи, мышления, памяти.

3. Тәрбиелік / Воспитательные: Воспитание навыков личной гигиены

Құрал-жабдықтар / Оборудование: картинки веселых человечков, Мойдодыра, портрет Чуковского, сказка «Мойдодыр», предметы личной гигиены (полотенце, зубной порошок, гребешок, мыло).

Сабақтүрі / Тип урока: комбинированный

Сабақбарысы / Ход урока:

1.Организационный момент

2. Постановка проблемы, объявление темы урока.

К нам на урок пришли веселые карапузы. Одного из них мы вспоминаем, когда пугаемся и вскрикиваем. (Ой). Другого - когда улыбаемся и кричим. (Ай). Третьего - когда сердимся и бурчим. (Уй). Четвертого, - когда кого-то окликаем. (Эй)

Отгадайте, как их зовут, и найдите этих карапузов.

Что общего в названии этих имен и чем они отличаются? (Общее - буква и, заглавная буква; отличаются - первыми звуками.)

Сколько звуков в каждом имени? (2). Произнесем первые звуки. Что это за звуки? (Гласные). Почему? Знакомы мы с этими звуками? А о каком звуке пойдет сегодня речь? Назовите общий звук во всех именах, [й].

Тема урока: Звук [й]. Буква Й.

Когда происходит встреча с новым звуком, какие вопросы возникают? (Какой это звук и как обозначается на письме?).

3. Изучение нового материала.

Итак, я произношу имя карапуза, а вы выделяете последний звук. Какой он - гласный или согласный? Почему? Что мы знаем о согласных?

Какой он - твердый или мягкий, звонкий или глухой?

Какой буквой обозначается на письме?

4. Чистописание . Открыли тетради и обвели эту букву.

Найдите эту букву на ленте букв. Почему она выделена зеленым цветом?

На что похожа эта буква?

Сегодня на урок я принесла необычный мешочек. А необычный он потому, что там лежат хорошо знакомые вам вещи. Вам нужно опустить руку в мешочек и, не доставая предмет, определить, что это. (ПОЛОТЕНЦЕ, МЫЛО, ЗУБНОЙ ПОРОШОК, ГРЕБЕШОК).

Для чего нужны эти предметы? Кто из вас дружит с этими предметами?

Откуда эти вещи? (Из сказки «Мойдодыр»).

Портрет Мойдодыра. Кто такой Мойдодыр?

Что вы можете рассказать об этом слове?

Какое отношение Мойдодыр имеет к нашей теме урока?

А как произошло название этого сказочного героя?

Мой до дыр!_ Что это? (Предложение). Докажите. Какое это предложение? А что значит «мыть до дыр»?

5. Физкультминутка.

6. Работа со сказкой «Мойдодыр».

Кто написал Мойдодыра? (Чуковский). Показываю книгу «Мойдодыр».

Кто помнит как начинается сказка? («Одеяло убежало,...»). Почему все вещи убежали от мальчика? Вернулись ли они к нему? Почему? Когда нужно умываться? (утром и вечером).

Как об этом говорит Чуковский? «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам».

Что прославляет Чуковский в этой сказке? Какие вещи?

Прочитаем отрывок в букваре.

7. Работа с отрывком . Придумывание слов с й.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Подчеркните в этом отрывке имена существительные. Докажите.

Назовите признаки этих предметов.

Найдите слова, в которых живет звук [й], (густой, зубной).

А еще? (здравствует, душистое, пушистое). Что заметили? (Звук есть, а буквы й нет).

Густой, зубной. Где находится этот звук? (в конце слова). Придумайте слова, чтобы этот звук был на конце, (чай, май, трамвай, музей)

Загадка. Закипит, - исходит паром

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня! - кричит. (Чайник).

Где находится звук [й]? Придумайте слова, чтобы этот звук был в середине

8. Физкультминутка «Зайчик».

Посмотрите на картинку в учебнике и найдите предмет, название которого начинается на звук [й]? (йод). Где находится этот звук? Как этот звук обозначен на письме? Какие еще слова, начинаются на букву й? (йог). Когда это слово будет писаться с заглавной буквы? Придумайте предложение с этим словом. Составьте схему.

У нашего героя Мойдодыра есть друзья, в названии имен которых есть звук [й]. Посмотрите на картинку и назовите этих друзей.

Как произошли их имена? Где находится изучаемый звук?

Какой буквой он обозначен на письме? А всегда ли этот звук обозначен этой буквой?.

ЯБЛОКО, ЕЛЬ, ЁЖ, ЮЛА.

Произнесем эти слова. Что заметили? Почему так?

Ответить на этот вопрос нам еще предстоит.

9. Подведение итога урока.

Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

Садитесь.

А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [ p ] и мягкий звонкий [р ´ ])

Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

Как это слово употребляется в тексте? (мр á мор и т.д.)

2. Чтение предложений.

Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

(3)

Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

Читаем орфоэпически.

Сколько слов в предложение? (3)

Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил (значение слова - руки .)

Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью - видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук - слышать, пропеть, произносить, сказать.

III . Звуковой анализ слов

1. - Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

Что нарисовано на первой картинке? (улей)

Что такое улей? (домик для пчёл)

- произносим.

(ий)

Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

А как называется пчелиная семья? (рой)

Прочитаем звуковую формулу слова.

Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й - й

Сравните оба слова:

улей -

Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)

А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Звук [й´] - обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й - 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й - 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI . Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

Чем поливают цветы на картинке?

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Приготовьте квадратики.

[л´] - согласный, звонкий, мягкий

Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] - это гласный, ударный звук.

Обозначаем буквой «Э».

[й´] - это согл., звонкий, всегда мягкий

Обозначаем буквой «Й».

Не изучали

[а] - гласный, безударный

Обозначаем буквой «а».

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

(5)

Делим на слоги:

Как посчитали слоги?

А что делает девочка?

Давайте дадим ей имя.

[м] [о] [й´]

Дадим характеристику каждому звуку.

[м] - согл., звонкий, твёрдый

Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] - гласный, под ударением

Обозначаем буквой «О».

[й´] - согл., мягкий, звонкий

Обозначаем буквой «ИЙ».

Сколько звуков отметили? (3)

Сколько понадобится букв для написания?

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звукам.

[м] - согл., твёрдый, звонкий.

Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] - ударный, гласный

Обозначается буквой «О»,

[й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «ИЙ».

Не изучали.

[а] - гласный, безударный.

Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

С каким звуком познакомились на уроке? ([Й ´ ])

Дайте ему характеристику.

Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

Покажи в алфавите.

Что запомнилось на уроке?

Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Фонетика русского языка многогранна и сложна. Как и в большинстве языков в русском языке присутствуют согласные и гласные, мягкие и твердые. А понять, где какая буква не всегда удается подсознательно правильно сделать. Например, буква «й» — гласная или согласная? Твердая или мягкая?

Происхождение буквы «й»

В 2018 году буква «й» отмечает свое столетие с момента появление в алфавите русского языка. В 1918 году лингвистическая реформа позволила заменить тогда имеющую «i» на всем привычную в наше время «й».

Академики много спорили о принадлежности буквы к различным звукам. Этому способствовала историческая причина, где употребляемую «i» применяли в таких случаях, где пишется «и» таких, как «мiр» вместо «и», или пишется «й», к примеру «маiор» замена на «й». А споры по этому вопросу продолжались многие годы.

Итак, «й» это гласная или согласная буква?

Несколько столетий лингвистика изучает звуковую структуру языка и речи. Это способствует появлению новых признаков для классифицирования и оценки звуков.

Для понимания принадлежности буквы «й» необходимо её протяжно произнести. Как бы стараясь пропеть эту букву, не подменяя на схожую «и», позволяет удостовериться, что это не получиться. По нормам фонетики это означает, что «й» — согласный.

Отдельные гласные при фонетическом разборе в состоянии сбить с правильного определения, так как имеют два звучания одновременно, «й» — один из них. Это буквы «ё» [йо], «ю» [йу], «я» [йя] и называют их йотированными. Появляются такие звуки сразу за гласным, расположенный в первых слогах или за «ъ» или «ь» знаком. Для примера йотированных букв приведем несколько слов:

  • ёлка ;
  • обезьяна [абиз’jана];
  • яма ;
  • поел [паjэл];
  • подъём [падjом].

Необходимо заметить, что звук «и краткий» отсутствует как таковой, так как это лишь буквенное наименование. Звук именуется «й», или встречается такое имя – йот [j].

Букву «й» относят к твердой или мягкой?

Большинство людей знает, что согласные отличаются как по глухости (звонкости) звучания, так и по твердости (мягкости) произношения. Это свойство характеризуется как один из важных критериев звука.

Чтобы дать правильный ответ на вопрос принадлежности буквы «й»: твердая или мягкая необходимо изучить оба критерия по отдельности.

Если проговаривать мягкие согласные, то язык смешается немножко вперед, при этом середина приподнимается. Если же говорить твердую согласную, то язык, наоборот, отодвигается назад.

Большинство букв имеют пары по критериям предрасположенности к твердому звуку или мягкому звуку. Например. [п] – [п’], [д] – [ д’] и другие. В русском языке 15 пар. Присутствуют исключения, без своей пары по указанному критерию. Буква «й» является одной из таких непарных мягких, а также к ним можно отнести буквы «ч» и «щ».

Письменное обозначение

После выявления принадлежности буквы «Й» к мягкой согласной назревает вопрос о том, как обозначают мягкость при письме. В зависимости от случаев подходят разные методы.

Если говорить про букву «й», то её транскрипции пишут так: [й’]. Символ запятой в верхнем регистре подтверждает принадлежности мягкого звука, который ставится во всех случаях. Для справки такому правилу подчиняются и [ч’], [щ’].