Инь и янь значение мужское. Значение и свойства амулета инь-янь. Силы Инь и Янь в обычной жизни

Теория Инь-Ян является одной из базовых и древнейших философских концепций в Даосской традиции, и не смотря на то, что сейчас трудно найти людей которые бы о ней не слышали, в действительности мало кто по настоящему понимает всю ее глубину.

Кажущаяся на первый взгляд простота этой теории на самом деле несет сокровенный смысл, который заключается в понимании взаимоотношений двух изначальных противоположных сил, из которых состоит все Мироздание. Понимание Инь и Ян очень важно для адепта, который стал на Великий Путь постижения своей Изначальной Природы, поскольку это позволит ему строить свою практику наиболее оптимальным образом и избежать различных крайностей в какую-либо сторону.

В настоящее время широкое распространение имеет диаграмма Инь-Ян, которую еще называют Кругом Тайцзи или шаром Великого Предела (см. рис. в заголовке этой статьи).

Она состоит из черной и белой «рыб», абсолютно симметричных друг другу, где черная «рыба» имеет белый «глаз», а белая – черный. Но, несмотря на большую популярность этого знака, следует отметить, что он является не совсем корректным, когда речь идет о практике «внутренней алхимии», и в самых древних текстах в такой форме не встречается, поэтому об этой диаграмме говорят как о «современном (популярном)» начертании.

Давайте разберем историю возникновения этой диаграммы и, что же в ней «не совсем так». Достоверно известно, что к созданию этого символа Инь-Ян приложили руку философы-неоконфуцианцы.

Начался этот процесс с Чжоу Дуньи (周敦颐 ) (1017-1073), который был основателем неоконфуцианства. Именно он и его последователи начали активно проповедовать абстрактно-относительное понимание теории Инь и Ян. Обычно Чжоу Дуньи приписывается написание трактата “Тайцзи ту шо” (“Объяснение чертежа Великого предела”) в котором говориться о взаимосоответствиях таких концепций как: У Цзи, Тайцзи, Инь-Ян и У Син. Фактически текст представляет собой сверхсжатый комментарий таких древних даосских текстов как: У цзи ту («План Беспредельного»), Тай цзи сянь тянь чжи ту («Преднебесного план Великого предела»), «Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту» («Планы чудесного канона высочайшего и величайшего проникновения в истинное начало»).

Все это вызывало ряд вопросов, так что даже один из известных современников Чжоу Дуньи неоконфуцианец Лу Цзю-юань доказывал, что в трактате «Тайцзи ту шо» слишком явно выражены основные даосские идеи и изложена первичность У Цзи (Беспредельного) по отношению к Тайцзи (Оформленному), поэтому данный текст не мог написать Чжоу Дуньи - рьяный и ревностный проповедник неоконфуцианства.

Прототип современного начертания диаграммы Тайцзи восходит к даосскому Мастеру Чэнь Туаню (陳摶 ), который был Учителем Чжан Саньфэня (張三丰 ), создателя Тайцзи-цюань. Диаграмма Чэнь Туаня называется «Сянь тянь тайцзи ту» («План преднебесного Великого предела») и она не только изображалась следующим образом (см. рис. справа), но и понималась по-другому, чем современное начертание. Здесь вкрапления точек означает принцип объединения Инь и Ян (и поэтому они соприкасаются друг с другом), т.е. тот результат, который должен быть достигнут благодаря практике внутренней алхимии.

Когда же эта диаграмма попала к философу неоконфуцианцу Чжу Си (朱熹 ) (1130 – 1200), последователю Чжоу Дуньи, то он видоизменил как и ее начертание (преобразовав его к современному виду), так и философское понимание. И вот уже он и способствовал широкому распространению своей новой доктрины. Таким образом, мы видим, что всем известный символ Тайцзи и его толкование ввели в широкий обиход совсем не даосы, а именно философы-неоконфуцианцы. Сделать это было им не очень трудно, поскольку само неоконфуцианство содержит в себе различные идеи заимствованные из даосизма и буддизма, а следовательно его идеи могли легко проникать в эти традиции и, в определенной степени, менять изначальный смысл и объяснение определенных концепций. Также неоконфуцианство в свое время было назначено в качестве основной идеологии государства, а значит, возможность его влияния на другие идеологии была очень значительной.

Теперь же перейдем к особенностям диаграммы Тайцзи, что принадлежит Чжу Си. Ключевой момент этой теории заключается в том, что здесь рассматривается достаточно абстрактное понимание концепции Инь и Ян и отрицается существование «чистых» сил Инь или Ян. Это отрицание выражается на диаграмме тем, что в «черной рыбе» имеется «белый глаз» и наоборот. Т.е. мы наблюдаем здесь исключительно философское воззрение на мировые силы Инь и Ян. Это понимание, конечно же, имеет право на существование и может быть эффективно использовано во многих случаях.

Но, есть большое «Но»! И это «но» возникает тогда, когда в рамках практики внутренней алхимии мы начинаем работать с энергиями Инь и Ян. Здесь мы как раз и столкнемся с тем, что философия философией, а реальность может оказаться совсем другой, чем мы могли себе придумать. В данном случае, это выражается в том, что в ходе практики мы обнаруживаем «чистую» энергию Ян без Инь и энергию Инь без Ян.

Чтобы лучше понимать о чем идет речь, давайте теперь рассмотрим древнюю даосскую диаграмму Инь и Ян, которая более точно отображает отношения между силами Инь и Ян и которую использовал Чжоу Дуньи (см. рис. ниже). Посмотрев на эту диаграмму, мы видим совсем другую картину и взаимоотношения между двумя силами, которые она отображает. И понять то, что здесь нарисовано, может оказаться не так уж и просто.

И вот уже эта диаграмма является очень древней и была сделана в эпоху неолита, а это более чем 3 тысячи лет до н.э. Теперь давайте разберем, в чем же суть древней теории Инь и Ян. На диаграмме мы видим, что черная (Инь) и белая (Ян) полосы симметричны относительно друг друга, и это устанавливает баланс двух противоположных начал. Все это естественный закон Природы – так же как день сменяет ночь, за вдохом следует выдох, вслед за холодом приходит тепло.

Также мы видим, что силы Инь и Ян существуют параллельно и противоположны относительно друг друга. Пустой круг внутри указывает на Единое Изначальное из которого все проистекает. Еще необходимо сказать и то, что сами по себе энергии Инь и Ян не притягиваются, как «+» и «-» , а, наоборот, отталкиваются. Это связано, прежде всего, с тем, что их сила разнонаправлена, т.е. сила Ян заключается в движении от центра к периферии, а сила Инь – от периферии к центру, поэтому они и не могут быть соединены в обычных своих состояниях. И, тем не менее, во всех живых (материальных) организмах энергии Инь и Ян присутствуют одновременно, и друг друга поддерживают, хотя и могут быть в разных пропорциях, а также собираться в своем чистом виде в отдельных участках тела.

Самым простым примером «чистой» энергии Ян за пределами нашего тела является солнечный свет, а энергии Инь – сила гравитации. При этом само Солнце обладает и энергией Инь, а в центре Земли (ядро планеты) есть энергия Ян. В широко популярной литературе часто говориться о том, что Ян – это «сильное», а Инь – «слабое». Данное утверждение является ошибочным, и, например, ту же силу гравитации никак нельзя назвать «слабой». Необходимо понимать, что обе силы могут быть в разных состояниях, как в активном (сильный Ян и Инь), так и пассивном (слабый Ян и Инь), и именно это понимание лежит в основе теории У Син (пять стихий).

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: в Практическом Даосизме энергии Инь и Ян – это вполне конкретные силы, а не абстрактные понятия, как считают в философских кругах.

Так или иначе, обычный человек воспринимает мир дуально, есть субъект (сам человек) и объекты, которые его окружают. И эта дуальность есть ни что иное как все те же Инь и Ян. Целью даосской практики является постижение своей Изначальной Природы, которое возможно через достижения Одного (Единого), что означает исчезновение двойственности и достижения целостного Единства со всем Мирозданием на всех уровнях, от самого грубого до самого тонкого.

В Даосской Школе Чжэнь Дао (как и в других традиционных даосских направлениях) путь к обретению Единства начинается с «очищения ума от загрязнений» и «искоренения омрачений». На уровне работы с энергией базовая методика заключается в том, что мы постигаем ее качества и свойства Инь и Ян и осуществляем их сплавление (匹配阴阳 ). Это очень непростая задача, исходя из того что энергетические импульсы сил Инь и Ян разнонаправлены, и поэтому можно сказать, что Инь и Ян в теле обычного человека никогда сами по себе не могут слиться воедино, т.к. для них это не естественно. Лишь только благодаря методам внутренней алхимии (нэйдань), человек может добиться их соединения и использовать одновременно, а не по очереди. Когда происходит такое слияние, то человек получает совершенно новые возможности и новый уровень восприятия реальности. Такой результат можно отобразить в следующих диаграммах (см. рисунки ниже).

Они отображает алхимический результат сплавления Инь и Ян, и заметьте, несмотря на то, что в первой диаграмме мы видим таких же «рыбок» как и на «современном» начертании, только вот никаких «глазиков» у них нет. Алхимические диаграммы хорошо отображают динамические процессы двух противоположных сил, поэтому можно говорить о существовании молодого, зрелого и старого Ян и молодой, зрелой и старой Инь. У обычного же человека энергии Инь и Ян не взаимодействуют таким объединенным образом, как указано на рисунках, это характерно только для практикующих внутреннюю алхимию. Поэтому, одной из важнейших целей Практического Даосизма является слияние энергий Инь и Ян, что, по сути, есть первый шаг к обретению бессмертия (просветления) и постижению Дао.

Инь-Ян этот основной принцип закона Вселенной. Все в нашем мире — физические предметы или живые существа происходят от взаимодействия энергии двух начал Инь и Ян. Энергии Инь и Ян делает все в нашем мире уникальным и непохожим друг на друга.

Ян — это активное начало, огонь, солнце, тепло, лето, небо, светлое, мужское.

Инь — это пассивное начало, вода, холод, луна, земля, мягкое, темное, женское.

Если в человеке преобладает энергия Ян, то он будет рожден мужчиной, а если преобладает энергия Инь — то родится женщиной. Поэтому энергия Инь-Ян взаимно дополняет, и в то же время является противоположностью друг другу, и не может существовать отдельно друг без друга.

Символ Инь-Ян Тайчи

Тайчи который можно увидеть во всех книгах фэн-шуй описывает взаимодействие двух начал. Энергия Ян — это светлая область символа, а Инь — темная.

Символ Инь-Ян Тайчи

Окружности символа Инь-Ян означают бесконечное движения. Инь и Ян взаимо-возникающие, взаимозависимые, и постоянно преобразуются, одно в другое. Одно начало не может существовать без другого, в каждом содержится частичка другого. Как ночь переходит день, а день в ночью. Рождение заканчивается смертью, а смерть переходит в рождения. Друзья становятся врагами, а враги становятся друзьями. Обе части — являются одним целым, и находятся в постоянном изменении и движении. Поддерживают равновесие и баланс. Такова природа — Инь-Ян, которая показывает что все в нашем мире относительно.

Фундаментальный принцип фен шуй стремится уравновесить Инь-Ян, для создания гармоничного течения жизненной в вашем доме. Поэтому при планировке интерьера квартиры или дома нужно обязательно учитывать эти факторы Инь и Ян, ведь фен шуй вашего дома должен быть сбалансированным с точки зрения этих принципов.

Факторы влияния Инь в интерьере дома — это ширмы, приглушенные и темные тона, холодильник, тишина, дальние помещения в доме, комната отдыха, спальня, кровать, северная сторона, туалет.

Факторы влияния Ян в интерьере дома — это гостиная, громкая музыка, рабочий кабинет, шумная дорога, светлые и яркие цвета, главный вход, живые цветы, осветительные и отопительные приборы, прихожая, тренажерный зал, южная сторона — все что можно сопоставить с активной деятельностью.

Согласно основному принципу фен-шуй — гармонии и баланса Инь-Ян, не нужно делать помещения излишне темным, мрачным, иньским. Но если же наоборот постоянно включать громко музыку и обвешать все стены разными яркими фото плакатами, этим действием вы создадите переизбыток Ян энергии, что также будет вредно сказываться на благоприятном создании фен шуй в доме. В обоих случаях будет дисбаланс. Это фундаментальные принципы фен шуй и их нужно обязательно учитывать.

Используя принципы Инь-Ян мы можем учитывать предназначение комнат, например в спальне будет уместно использовать иньскую энергетику, приглушенные тона, невысокая мебель, полумрак.

Для рабочего кабинета или гостинной лучше использовать факторы Ян — это яркое освещения, высокая мебель, светлые тона.

Обустраивая ваш дом по фен шуй , по принципам Инь-Ян гармонично и умело, вы быстро начнете замечать как все ваши помещения в доме начнут сами вам помогать — в спальне у вас будет прекрасный отдых и вы будете быстро набираться сил, а в рабочем кабинете или за рабочим столом продуктивно и эффективно работать и быстро добиваться успехов в ваших делах!

Основой древней мудрости Китая и Японии была концепция, согласно которой каждая вещь, ситуация, чувство и т. д. двузначны, обладают двумя полюсами и имеют свою противоположность: день — ночь, война — мир, мужчина — женщина…

ИНЬ — это Женское начало. Расширение, внешнее, восходящее, пространство, сладкое, фиолетовый, легкий, электрон, вода, кислород, растения (особенно салаты), симпатическая нервная система. Слишком много инь ведет к зябкости и страхам, особенно быть на людях, к мазохизму.

ЯН — это Мужское начало. Сжатие, внутреннее, нисходящее, время, соленое, красный, тяжелый, огонь, протон, водород, углерод, животные (особенно хищные), парасимпатическая нервная система. Слишком много ян ведет к агрессивности, вплоть до жестокости, садизма.

Эти понятия являются основой философии фэн-шуй. В китайской философии инь и ян — это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. Фэн-шуй активно пользуется этими понятиями, стремится поддержать баланс инь и ян в каждом доме, в каждой местности.

Инь — это темнота, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость и холод, неизменный порядок. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь, например, мягкая мебель, подушки, встроенные шкафы, ковры, а также затхлый воздух и неприятный запах. Ян — это свет, громкий звук, движение, прямые линии, тепло и сухость, приятный аромат. К ян относится высокая, легко передвигающаяся мебель, вертикальный рисунок обоев или гардин, яркое освещение.

Чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно, безопасно в том или ином помещении, например, в собственной квартире, необходимо поддерживать в ней баланс инь и ян. Небольшое смещение в одну из сторон допускается, однако присутствие другой должно быть ощутимым, достаточным.

Все вы наверняка не раз видели символ «инь-ян», символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображают в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы.

Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян» (Лао-цзы).

В старинных китайских книгах нередко встречается это символическое изображение, но не в форме черно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде сплетающихся белого тигра и зеленого дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон — ян, Восток, мужское начало. Самих животных человек не видит, но ему доступно увидеть их материальное воплощение в очертаниях, форме гор и иных возвышенностей. Древние считали, что строить дом нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.


Культура Китая преподнесла нам много вещей, над которыми мы часто задумываемся и стараемся понять их глубокий смысл. Одной из них является знак инь янь . Сложно найти человека, который бы не слышал об этом знаке, вот только что означает инь янь знают вовсе не многие.

Значение и суть инь янь

Китайская философия говорит о том, что это один из символов дуализма мироздания, поскольку делится на две половины: светлую и темную, в то же время эти стороны находятся в идеально ровном круге, который символизирует бесконечность. Считается, что именно этими энергиями всё и создано во Вселенной, которые постоянно взаимодействуют между собой.

Именно этот знак гармонично соединяет в себе два элемента и начала любого существа – темную и светлую сторону. Даже буквальный перевод говорит о том, что переводится это как темная и светлая сторона горы.

Всмотревшись в изображение видно, что знак инь янь достаточно интересный по своему виду, ведь рисунок изображает не просто две стороны, одна из которых исключительно черная, а другая белая. На каждой половинке есть небольшая часть, а именно точка имеет противоположный цвет, этот символ показывает, что каждая светлая сторона имеет в себе немного мрачного, черного. И, наоборот, во всём нехорошем есть небольшая частичка добра и света.

Еще делятся две половины знака не простой прямой линией, а волнистой. Она показывает плавный переход из светлого в темное и наоборот, тем самым разделить его ещё сложнее. Кстати, сейчас даже есть черное-белые деревья инь-янь . Правда, выполнены они из бисера.

Другие значения инь и янь

Поскольку знак инь янь не просто показывает темную и светлую сторону, также этот знак указывает на противоположности. Это означает тот факт, что это касается не только темного или светлого начала, некоторые сравнивают инь янь с женским и мужским началом, а так же говорят, что янь – это что-то горячее, такая сила, которая всё разрушает, а инь наоборот нечто прохладное и созидающее.

А также многие мудрецы говорили, что энергией инь янь мы наполняемся через потребление пищи, поэтому и здесь всё должно быть не менее гармонично, также они утверждали, что равновесие инь и янь начинается именно с этого. Стоит помнить о том, что инь — это эластичное, влажное, холодное, сладкое, жидкое, мягкое, а янь — это горькое, вяжущее, соленое, согревающее, твердое и раздражающее.

Не стоит пренебрегать правилами соблюдения равновесия и здесь, поскольку исключая, к примеру, инь-продукты у вас появятся заболевания и то же самое произойдет, если исключить пищу группы янь.

Что поможет достичь гармонии?

Как говорят китайские мудрецы и философы, когда человек научится контролировать свою энергию ци, то тогда придет гармония его внутреннего инь и янь, что позволит прикоснуться к идеальному равновесию инь и янь во Вселенной. Но, чтобы достичь такого результата, человеку нужно долгие годы работы над собой.

Ведь инь и янь – это противоположности, которые постоянно конфликтуют друг с другом и это касается не только постоянной борьбы на земле добра и зла, но и в человеческой сущности каждый день происходит эта борьба. И каждый день какая-то сторона перевешивает другую, что не позволяет достичь человеку гармонии.

Концепция энергии инь и янь

Именно энергия инь янь и дает начало главным стихиям нашей жизни: вода, огонь, дерево, земля, металл. А уже эти стихии и определяют процесс природных явлений, которые так или иначе начинаются жизнью и в результате умирают. И снова мы видим две противоположности, которые не могут друг без друга – жизнь и смерть.

Даже медицина говорит, что поистине здоровый человек будет лишь тогда, когда найдет ту самую гармонию между инь и янь.

Эти два символа постоянно заменяют и поддерживают друг друга и никогда не исчезают полностью, несмотря на то, что иногда одна сторона побеждает другую.

Так же концепция инь янь объясняет природу Дао, где говорится, что всё в жизни меняется и никогда не стоит на мести вне зависимости от темпа развития и масштабов. А также, что два элемента инь и янь дополняют друг друга, не может быть существования черного без белого, а светлое не существует без темного.

Существует небольшая полемика, ведь некоторые пишут и произносят не инь янь, а инь ян. Одни отстаивают свое мнение и просто не воспринимают доводы других и наоборот. Но, по сути, перевод с китайского правильный и в первом, и во втором случае, поэтому эти споры просто бессмысленны.

Суть стремления достичь гармонии

Такие понятия как инь и ян ещё раз подтверждают, что на земле нет ничего совершенного и идеального, поэтому главное не достичь идеала, а достичь гармонии. Гармонии в самом себе, гармонии в общении, гармонии в поведении, именно это и даст силы человеку постичь начала начал и прийти к истоку мироздания. Чего и стремится всегда достичь каждая цивилизация и каждый человек в особенности.

инь и ян; инь-ян; да цзи

В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании.

Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы, а ян - светлый (южный) склон. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, чётных чисел и т. п. Ян же соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечётные числа и т. п.

К числу древнейших из подобных парных символов, по мнению шведского китаевед Б. Карлгрена, относятся раковины-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. Система Инь и ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т. п.

В системе диграмм И-цзин, три- и гексаграмм ян изображается в виде непрерывной, а инь - прерванной линии. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни.

Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения - ян. Это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и интуитивное по природе; душа, глубина, сужение, отрицательное, мягкое и уступчивое.

Сказочные животные (дракон, феникс и цилинь) способны воплощать в себе как то, так и другое начало, и означают совершенное взаимодействие этих двух начал в их единении. То же самое относится и к лотосу.

олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала. Это говорит о том, что во вселенной не существует только мужского или только женского начала, но что каждое из них содержит в себе споры другого, и что происходят непрерывные изменения. Оба начала включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры. Одно из начал - суть, но лишь два находят выражение в проявлениях начал в материальном мире.

Кадлюнтл инь-ян (тай-цзи) изображаются заключенными в круге. Их образно-символическое изображение основывается на круге, картине первоединого, из которого и произошла полярность инь/ян - философская концепция, представленная философом Чжу Си (1130-1200). Разделение обоих полюсов вызывается S-образным делением пополам поверхности круга, причем инь-половине приписывается темная, а ян-половине - светлая часть круга. Лишь из этой полярности происходит творение пяти элементов, из взаимодействия которых проистекает все богатство и многообразие мира («десять тысяч вещей»). Важным является и то, что как выражение взаимозависимости в ян-части разделенного круга должен присутствовать темный, а в инь-части - светлый центр (изображаемые также в виде кругов). Этим как бы подчеркивается, что речь идет не о взаимной борьбе и враждебности между светом и тьмой из-за стремления достичь господства одного из двух принципов, а скорее о стремлении к взаимодополнению одного другим.

В древних пещерных святилищах учанавливались ян- и инь-камни, причем первые должны быть сухими, а вторые - влажными. При выпадении сильных дождей с помощью плети пробуждали силы ян-камня, а при засухе и жаре - инь-камня, чтобы достигнуть гармонического равновесия.

Инь символизирует все, что темное и земное:

  • женственность,
  • север,
  • холод,
  • тень,
  • земля,
  • пассивность,
  • влажность
  • черный цвет,
  • долина,
  • деревья,
  • ночные, водные и болотные животные,
  • большинство цветов.
  • чётные числа;

Ян символизирует все светлое, сухое и высокое:

  • мужественность,
  • свет,
  • активность,
  • сухость,
  • император;
  • активное начало,
  • рациональность,
  • высота,
  • расширение,
  • положительное,
  • твердое и неподатливое.
  • гора,
  • небо, небеса,
  • солнечные животные и птицы;
  • нечетные числа;

Основные значения:

  • Космическое Яйцо, изначальный андрогин,
  • совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
  • незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.