Инновационные технологии в психологической реабилитации. Инновационные технологии реабилитации детей — инвалидов

Изменения, происходящие в общественной жизни страны, обуславливают необходимость обновления, корректировки, улучшения деятельности учреждений социального обслуживания по предоставлению населению необходимых ему услуг.

Позитивные изменения этой деятельности возможны либо при значительном наращивании ресурсов всех видов (экстенсивный путь развития), либо при условии активного использования более эффективных технологий, апробированных или инновационных (путь интенсивного развития). Ключевым должно стать внедрение в практику обслуживания инновационных методов и форм работы, позволяющих решать поставленные задачи более оптимально.

Инновационная деятельность в сфере социального обслуживания - одна из современных тенденций развития социальной работы в России. Она направлена на использование научных исследований и разработок для расширения и обновления технологий оказания помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, улучшения качества предоставляемых им услуг, обеспечения доступности в пользовании социальными услугами.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и прочих мероприятий, которые в своей совокупности и приводят к тем или иным инновациям.

По мнению Е.И. Холостовой, инновационные технологии - это деятельность, направленная на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных, рутинные реабилитационные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Одной из разновидностей социальных инноваций являются инновации в социальной работе. Их можно определить как сознательно организуемые нововведения или новые явления в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменившимся социальными условиями и имеющими целью эффективное позитивное преобразование в социальной сфере.

Основной целью внедрения в практику социальной реабилитации инвалидов инновационных форм является включение индивида в социальную сферу, интеграция в общество, приобщение к труду, к искусству.

К эффективным терапевтическим методам для больных с различными заболеваниями относится иппотерапия. Иппотерапия - это лечебная гимнастика на лошади. Это лечение без боли, без страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов.

Еще в глубокой древности было замечено, что езда верхом и общение с лошадьми благотворно сказывается на больных и раненых. Профессионально этот феномен стали использовать за рубежом во второй половине ХХ столетия. Первые попытки применить дозированную верховую езду и физические упражнения на лошади для лечения и реабилитации некоторых категорий инвалидов были предприняты в начале 1950-х гг. в ФРГ, странах Скандинавии, а затем в Великобритании, Канаде, Швейцарии, Польше и Франции.

В последние годы в указанных странах иппотерапия (терапевтическая верховая езда) используется в системе комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Иппотерапия стала полноправной составляющей в реабилитации инвалидов (и детей, и взрослых) со страшным диагнозом - церебральный паралич - и другими, не менее коварными болезнями. В России этот метод сравнительно недавно встал на службу медицине.

По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. При ходьбе лошади ее мышцы массируют тело сидящего на ее спине человека. Такой массаж, тепло лошади и ритм ее шагов способствуют появлению новых реакций у инвалида. Эмоциональная связь с животным, требующая активной мобилизации физических и психических ресурсов, и условия езды на лошади поднимают активность, настроение больных, способствуют достижению самостоятельности. При проведении занятий ритм обучения навыкам верховой езды соотносится со способностями и возможностями клиента.

При этом обязательными принципами иппотерапии являются:

  • - безопасность (рядом всегда врач или инструктор);
  • - умеренность;
  • - доступность для клиента усваиваемых упражнений;
  • - исключение насилия над животными.

Главный итог занятий верховой ездой - повышение качества жизни. Нормализуется поведение, развиваются психомоторные навыки, в целом - улучшается социальная адаптация.

В личностном плане занятия позволяют повысить самооценку, улучшить самоконтроль, способствует повышению общительности, дисциплинированности, уверенности в себе, концентрации внимания.

В психомоторном плане занятия нормализуют тонус мышц, улучшают ориентировку во времени и пространстве.

Таким образом, иппотерапия как метод реабилитации занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно-двигательного аппарата.

Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы метод арт-терапия. Арт-терапия - это лечение искусством, лечение посредством художественного творчества.

Термин "арт-терапия" стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. На практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека.

Как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. 1960-1980-е гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления. Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.

Основные функции арт-терапии:

  • - катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
  • - регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
  • - коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства клиента. Существует несколько вариантов использования этого метода:

  • - использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;
  • - побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
  • - использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;
  • - творчество самого специалиста - лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом.

Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми.

Однако можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы - индивидуальной и групповой арт-терапии.

В настоящее время арт-терапия в щироком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением, иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями).

Одним из приоритетных, инновационных направлений в реабилитационной работе с людьми с инвалидностью является организация групп взаимной поддержки. Данная форма работы с молодыми инвалидами возникла в рамках Движения Независимой жизни, заимствована из зарубежного опыта и в российской практике осуществляется всего лишь несколько лет.

Движение Независимой жизни основано на философии взаимной поддержки. Ее смысл - создание своей собственной среды. Люди, которые образуют эту среду, задействованы во всех сферах деятельности движения. В основе взаимной поддержки лежит обмен опытом, то есть, человек, обладающий личным опытом, связанным с инвалидностью, хочет помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом человек получает информацию, которая может помочь ему решить личные проблемы. Взаимная поддержка может происходить как в индивидуальной форме (индивидуальное консультирование), так и в форме групп взаимной поддержки (ГВП). Одно из основных правил ГВП - не давать советов.

Советы часто выражают субъективное отношение к проблеме, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Напротив, делясь опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разобраться в своих проблемах. В итоге, человек сам принимает решение, делает выбор.

При проведении ГВП важную роль играет ведущий. Он задает определенные правила и следит за их соблюдением, не дает отходить от темы и способствует плодотворному обмену опытом между участниками.

В процессе проведения ГВП происходит:

  • - установление доверительных, доброжелательных отношений;
  • - установление новых знакомств;
  • - обмен основной информацией (взаимная консультация).

Группа взаимной поддержки - это действие, имеющее четко определенное начало и окончание, цели, задачи, принципы и методы достижения этих целей и решения задач.

Хорошим показателем того, насколько удачно проходят занятия в группе, является стабильность ее состава, желание участников встречаться еще.

Здоровье человека оценивается не только на физическом, но и на психическом и социальном уровне. Совокупность показателей всех этих уровней здоровья объединяется в понятие "качество жизни человека".

Эрготерапия (в буквальном переводе - оккупационная терапия) занимается улучшением качества жизни людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Нарушение здоровья - это физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма. Человек утрачивает привычные физические возможности, оказывается неспособен выполнять обычные повседневные действия, из-за этого приходит ощущение неполноценности и зависимости от других людей. Возникает чувство подавленности, безысходности, наблюдается возникновение неврозоподобных изменений личности, депрессивных реакций, затрудняются межличностные отношения. У человека очень высока потребность по возможности удовлетворять хотя бы часть основных жизненных потребностей, независимо от других людей.

Эрготерапия - комплекс реабилитационных мероприятий, направленный на восстановление повседневной деятельности человека с учетом имеющихся у него физических ограничений. Повседневная деятельность включает в себя самообслуживание (уход за собой), трудовую деятельность, досуг и связанные с этим межличностные отношения. Участие в повседневной деятельности позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и умения, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости, является важным компонентом в социальной адаптации человека.

Повседневная деятельность людей осуществляется в определенной социальной и культурной среде. Нарушение повседневной деятельности может повлиять на способность человека исполнять социальные обязанности. Термин "занятость" (occupation) в контексте эрготерапии характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл.

Анимало- или пет-терапия давно и успешно практикуется во многих странах мира. Собака поводырь (кинологотерапия) - уникальное средство реабилитации инвалидов по зрению.

Самостоятельность, приобретенная с помощью собаки-поводыря, помогает незрячим людям найти работу, друзей, увлечения, получать образование, справляться с повседневными бытовыми проблемами. Замечательная способность собак запоминать дорогу, по которой шли, отыскивать путь к дому, известна и используется людьми давно. И сейчас основная задача собаки-поводыря - запомнить постоянные маршруты и водить по ним своего слепого хозяина, не давая сбиться с пути. Другая задача - сделать путь слепого безопасным.

Реабилитация инвалидов с помощью собак-поводырей позитивно влияет и на эмоциональное состояние незрячих. Важно, что собака - жизнелюбивое и активное существо - помогает преодолеть психологические трудности, возникающие у людей, потерявших зрение. Собака-поводырь служит связующим звеном между слепым человеком и миром зрячих людей. Привлекая к себе благожелательное внимание окружающих, она побуждает их внимательнее относиться к проблемам своего хозяина.

Государственная политика изоляции от общества людей, имеющих те или иные отклонения в физическом, сенсорном, умственном развитии, привела к тому, что большинство из них в самом прямом смысле оказались на обочине и даже в кювете общественной жизни.

Пришла пора поиска и активного внедрения всех возможных методов реабилитации российских инвалидов. Один из них - танцы на колясках.

Впервые танцы на колясках как метод реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата появились в 60-х гг. прошлого века в Великобритании. Как новый вид спорта, они начали развиваться в Нидерландах, и уже в 1985 г. проходит первый чемпионат Европы по спортивным бальным танцам на колясках. Охватив всю Европу, танцы на колясках пришли в Азию и Америку. Сейчас в мире более 5 тысяч человек в 4-х десятках стран занимаются танцами на колясках как на любительском, так и на профессиональном уровнях. Наибольшую популярность на сегодняшний день они приобрели в Нидерландах, Японии, Польше, Белоруссии.

Танцами на колясках занимаются в разных формах: это и одиночный танец (SINGLE DANCE) - когда танцует один человек, сидящий в коляске; и дуэтный танец (DUO DANCE) - танцуют два партнера в колясках; и комбинированный танец (COMBI DANCE) - когда танцор в коляске в паре с танцором-неинвалидом; и танец в ансамбле (GROUP DANCE) - несколько танцоров в колясках или совместно с партнерами не в колясках. Немало и разных стилей таких танцев: современный танец и балет, народный и бальный, латиноамериканский и европейский. Танец на колясках можно увидеть на сценах, на дискотеках и на паркете, когда проводятся спортивные соревнования.

В умах россиян всего десять лет назад танец и инвалидная коляска были понятиями несовместимыми. Однако, в 1997 году в Санкт-Петербурге, неожиданно для всех, появился спортивный клуб, названный "Танец на колесах".

Совершенствование существующих и создание новых эффективных форм и методов, повышающих резервные возможности инвалидов, является в настоящее время актуальной проблемой. Использование неординарных методов в реабилитации развивает творческие способности инвалидов, формирует иную психологию, развивает аналитическое мышление, саморегуляцию поведения, изменяет оценочную деятельность окружающего мира. Все это является благоприятной средой для успешной интеграции инвалида в общество, развития его внутреннего потенциала, увеличивает возможности самореализации.

К таким неординарным методам и относится танцевально-двигательная терапия. Спортивные бальные танцы, по мнению А.В. Царик, обладают уникальными возможностями в формировании гармоничного духовного и физического развития любого человека. Это одновременно спорт в искусстве и искусство в спорте. Поэтому здесь, как нигде, проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношений и поведения людей. Систематические занятия спортивными бальными танцами развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему виду элегантность, что немаловажно для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Систематическая физическая нагрузка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводит к исчезновению двигательных расстройств. Нормализация функции осуществляется также путем избавления от ставших ненужными временных компенсаций, которые, например, искажают нормальную походку после травмы нижней конечности и др.

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность является действенным средством восстановления нормальной жизнедеятельности организма и способствует повышению уровня активности, физической подготовленности организма молодого инвалида.

Сегодня инвалиды начали пробовать свои силы на спортивных аренах, добиваясь просто немыслимых результатов. Физическая культура и спорт становятся важнейшим фактором социализации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Спортивные танцы на колясках являются одним из видов адаптивной физической культуры и спорта и становятся сегодня одним из важнейших, а иногда - единственным условием всесторонней реабилитации, адаптации и социализации российских инвалидов.

Итак, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Особую актуальность приобретает программа развития комплексной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление им широких возможностей для восстановления утраченных функций, трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов, усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам, применение различных технологий в реабилитации инвалидов, как традиционных, так и инновационных.

Инновационные технологии социальной реабилитации несовершеннолетних (на примере ГБУ «ОСРЦ для несовершеннолетних» г.Курган) Колосова А.В., Курганский государственный университет, г.Курган, Россия

Аннотация

В статье представлена практика разработки инновационных технологий в социальной реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей на примере технологии «наставничество».

Ключевые слова: социальная реабилитация, дети оставшиеся без попечения родителей, профилактика безнадзорности, инновации в социальной работе, наставничество, волонтерская деятельность.

Обострение кризисных явлений в экономике, нарастание социальной напряженности приводит к формированию негативных процессов во всех слоях жизни общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, бродяжничестве детей. В связи с этим актуальной задачей российского общества является формирование новой политики профилактики детской беспризорности. В стране создана система социальных учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На территории Курганской области начиная с 1999 года социальной реабилитацией несовершеннолетних занимается специализированное учреждение. В своей деятельности «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» по Курганской области ориентирован на проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий и на организацию работы по жизнеустройству детей. Он решает важные задачи по сокращению числа дезадаптированных подростков, помогает устранить причины появления дезадаптации еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей. Реабилитационные мероприятия побуждают подростков к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ребенком право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения личности ребенка к труду, досуговой деятельности. ОСРЦ находится в постоянном поиске новых способов, форм и методов работы с несовершеннолетними и их семьями, для того чтобы более эффективно решать ряд проблем, имеющихся у ребенка и восстанавливать его социальное положение в обществе.

Так наряду с традиционными формами помощи использует и инновационные технологии. По целевой программе Курганской области «Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав» в 2015 году на площадке по ул.б.Мира, 20, продолжили свою работу следующие методики: «Создание семейных гостиных по работе с родителями, не выполняющими надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей»; «Внедрение социально-реабилитационных методик работы с родителями, чьи дети временно находятся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение восстановительных технологий в работу с детьми и родителями, не исполняющими обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей, посредством предоставления им здоровьесберегающих услуг специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; «Проведение семейного тимбилдинга для семей, дети в которых проходят реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних»; «Внедрение арт – терапевтических методик в работу с детьми и родителями из семей, где нарушена семейная среда жизнедеятельности детей: песочной терапии, акватерапии, фототерапии, драматерапии».

Более детально хотелось бы остановиться на технологии «Наставничество». В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних было принято Положение о технологии наставничества над несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Данная технология является формой проведения специалистами ГБУ «ОСРЦ» индивидуальной профилактической работы посредством привлечения волонтеров (добровольцев) в деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и (или) в конфликте с законом, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Главной целью технологии явилась профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних путем привлечения волонтеров к сопровождению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.

Для достижения поставленных задач первоначальной стала проблема набора и подготовки волонтерского состава для реализации технологии наставничества. Совместно с директором центра нами была разработана учебная программа курса по направлению «наставник»: «Основы организации волонтерской работы, методы и приемы профилактической работы с несовершеннолетними с девиантным и деликвентным поведением».

Была предложена система обучения, включающая в себя 3 блока (уровня) подготовки. Тем самым мы смогли разбить курс на семинарско-лекционный, практический и организаторский. Каждый блок был призван решать ряд задач, поставленных изначально.

Таким образом, при обучении на первом этапе необходимо было заинтересовать, вовлечь волонтера в предстоящую деятельность, а также максимально подготовить его к возможном трудностям при работе. Было предложено дать на изучение две основных темы. Первая раскрывает весь спектр специфических, психосоциальных особенностей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, тем самым позволяя проектировать модель поведения в той или иной ситуации взаимодействия волонтера с ребенком. Второе занятие нацелено в большей части на изучение форм и методов эффективного взаимодействия, рассмотрения базовых и инновационных технологий, которые следует применять при организации мероприятия.

Второй блок – это практическое занятие, на котором волонтеры привлекаются к проведению того или иного мероприятия. На данном этапе добровольцы внедряются как третьи лица для того, чтобы они смогли оценить свои силы и возможности в работе с данным контингентом. А также в процессе данного взаимодействия определяется лидер, «наставник-организатор», который впоследствии будет призван координировать деятельность всего волонтерского состава.

Заключительный, организаторский этап подразумевает под собой подготовку и реализацию программы, мероприятия непосредственно волонтерами самостоятельно. На данном уровне добровольцы должны применить навыки и знания, полученные в процессе обучения, и тем самым добиться главной цели технологии наставничества. При подготовке и реализации первого мероприятия необходимым компонентом считаем наличие наблюдателя, специалиста данного учреждения, который своевременно сможет помочь волонтерам.

Таким образом, по завершению обучения волонтеры приобретут знания о работе с «трудными детьми», навыки поведения с такими детьми, организаторские навыки и просто жизненный опыт. А учреждение получит подготовленную группу добровольцев, способных помогать эффективно решать те или иные задачи и выполнять функцию проводника между воспитанниками и руководством учреждения.

Технология лечебного-реабилитационного биоуправления была представлена на заседании Научно-технического совета при министерстве социального развития Новосибирской области.

Напомним, задача Совета состоит в рассмотрении научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере социальной защиты населения для последующей рекомендации и включения их в долгосрочные целевые программы Новосибирской области.​ На этот раз инновационный метод реабилитации БОС представил академик Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор М.Б. Штарк.

Марк Борисович рассказал об особенностях применения метода БОС в реабилитационном периоде, о новых разработках и опыте их использования. На Совете также рассматривались вопросы реабилитации различных категорий взрослого населения, коррекционные комплексы для детей, а также возможности использования технологии биоуправления в профилактике синдрома профессионального выгорания социальных работников, повышении стрессоустойчивости и поддержании их профессионального здоровья.

Биоуправление - современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. Использование большого набора игровых экранных представлений, возможность сравнивать свои результаты с достигнутыми на предыдущем сеансе способствуют поддержанию мотивации к продолжительному курсу занятий.

Эффективность данного метода для коррекции таких расстройств как хроническая головная боль напряжения, мигрень, гипертоническая болезнь, стресс-индуцированные состояния (тревожное расстройство, паническое расстройство) была доказана в ходе применения. Технология биоуправления (метод БОС) эффективно применяется в педиатрической практике. Электромиографическое биоуправление показывает хорошие результаты при лечении ДЦП. Нейробиоуправление, пожалуй, единственный нелекарственный метод коррекции синдрома дефицита внимания.

Одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей. Специалистами НИИМББ СО РАМН совместно с ООО «Компьютерные системы биоуправления» для лиц, страдающих речевыми нарушениями, разработана методика реабилитации средствами и методами технологии компьютерного адаптивного биоуправления, включая логоневрозы, дизартрии, ринолалии, ринофонии, алалии, задержку речевого развития, - в сочетании с классическими логопедическими методиками. Ояшинский детский дом-интернат в 2013 году закупил комплексы «БОСЛАБ-Миография» и «БОСЛАБ-ЛОГО» для работы с детьми по вышеперечисленным методикам. Есть первые результаты и они очень оптимистичны.

Особенностью систем игрового биоуправления является возможность групповых форм занятий, например, в компьютерном классе. Такая схема позволяет охватить большее количество людей реабилитационными процедурами за короткие циклы пребывания в социально-оздоровительных центрах, провести с каждым по 5-7 занятий в течение недельного срока, как например в Маслянинском центре, где проходят тренинги социальные работники нашей области. Технология игрового биоуправления позволяет расширить арсенал тренингов по профилактике и коррекции стресса, поскольку использует не только релаксационные программы, но и включает процедуры, мобилизующие, тренирующие способности к оптимальному функционированию в сложных ситуациях.

Таким образом, технология БОС уже нашла применение в двух учреждениях социального обслуживания, ее возможностями заинтересовались и другие руководители. Выступление Марка Борисовича вызвало активное обсуждение темы, множество вопросов и предложений дальнейшего сотрудничества.

Реабилитация – это совокупность медицинских услуг, основанных на использовании физических факторов и объединенных в реабилитационные программы с целью восстановления утраченных функций, а также профилактики многих заболеваний.

В настоящей статье представлены услуги по реабилитации позвоночника и крупных суставов с помощью медицинских тренажеров. Использование таких тренажеров дает возможность индивидуального подхода к определению параметров тренировок, и позволяет проводить эффективные тренировки в большом диапазоне движений, в том числе и людям, страдающим от болей в спине. Кроме того, такие тренажеры позволяют тщательно выбрать дозированные нагрузки и позволяют проводить максимально эффективные тренировки, все упражнения выполняются без осевых нагрузок на суставы в горизонтальных положениях.

Конструкции тренажеров обеспечивают выработку правильных двигательных стереотипов (с целью устранения патобиомеханических изменений), сокращение осуществляется в эксцентрическом и концентрическом режимах, динамичное посегментное (позвонок за позвонком) включение в движение поясничных и грудных позвонков обеспечивает правильное выполнение движений, специальные приспособления позволяют устранять мышечные дисбалансы (есть возможность тренировать одну сторону).

Все упражнения, а их более 150 выполняются на многофункциональных декомпрессионных тренажерах (предназначены для лечения, профилактики и реабилитации позвоночника, суставов и внутренних органов). Это уникальная и перспективная технология лечения и профилактики заболеваний и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (позвоночник, крупные суставы и сопутствующие патологии). Особенность методики — Система интегративной кинезитерапии в диагностике, лечении и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и внутренних органов с обратной кинезиологической связью по строго индивидуальной программе с гарантированным получением корригирующего результата. Направление воздействия Системы интегративной кинезитерапии – это глубокие мелкие мышцы позвоночника, которые обеспечивают фиксацию позвонков и выдерживают максимальные нагрузки в стрессовых ситуациях (подъем груза, резкие торможения, повороты корпуса, долгое сидение за рулем, за столом). Точность и безопасность дозировки силы сопротивления позволяет применять тренажеры, как реабилитации больных, так и спортсменов.

Области применения таких тренажеров:

  • неврология;
  • травматология и ортопедия;
  • реабилитация;
  • лечебная физкультура.

В отличие от тренажеров и упражнений, используемых в фитнес и других оздоровительных центрах, методы, применяемые в клинической реабилитации, не используют движений, основанных на сознательных, волевых усилиях пациента, а целиком задают режим работы мышц извне, за счет непроизвольного сопротивления действиям, производимым инструктором. Пациента как бы «лепят», выставляя углы, амплитуды, фиксации, задавая режим и ритм работы, дозируя нагрузки и отдых. Такой режим работы и позволяет работать на отдельной мышце, вовлекая в процесс только очень слабые и слабые мышечные группы. И что самое главное — при помощи кинезиологической диагностики определяется сама причина болезни, а не ее последствие(иррадиация боли).

В фитнес-центре, спортзале человек делает лишь то, на что хватает сил, возможностей и желания, работа же в задаваемом извне (его называют эксцентрическим) режиме не требует волевых усилий. При использовании медицинских тренажеров программы составляются индивидуально для каждого пациента, и поэтому не имеют противопоказаний ни по тяжести состояния, ни по возрасту, и могут быть использованы как в лечебных, так и в профилактических целях. Методика интегративной кинезитерапии позволяет не только работать с опорно-двигательных аппаратом, но и регулировать процессы обмена, гемодинамику без использования фармацевтических препаратов, она эффективна даже при некоторых наследственных заболеваниях, считающихся практически неизлечимыми.

- 84.58 Кб

Новой мерой социальной поддержки инвалидов стало внедрение услуги «тревожная кнопка». Услуга «тревожная кнопка» - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, милиции и других служб, в течение 24-х часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь, как на дому, так и вне дома.

Услуга «тревожная кнопка» рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие «тревожной кнопки» не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для человека с ограниченными возможностями. Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.

Инновационность технологии «тревожная кнопка» заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь населению. Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии: Арттерапия 15 - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме .

Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения - картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения. Основными функциями арттерапии являются:

1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.

2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.

3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел .

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно. Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному .

Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой .

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия 16 . Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.

Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, лечебной физкультуры, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности .

Игровая терапия 17 , как один из видов инновационных технологий реабилитации детей - инвалидов. Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия - это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами

Применение новых технологий социального обслуживания получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, имеющему инвалидность, основанному на уважении к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение инновационных технологий позволяет существенно повысить эффективность и результативность реабилитации, добиться заметных преимуществ перед другими поставщиками и, тем самым, повысить свою конкурентоспособность на рынке реабилитационных услуг.

Инновационные технологии реабилитации инвалидов могут отражать различные аспекты системы и процесса реабилитации: организационные, управленческие, технологические, технические и т.п. Но их суть одинакова – они относятся к категории нововведений, опирающихся на достижения науки и техники в области реабилитации инвалидов.

Нововведения приводят к позитивным качественным изменениям в системе и процессе реабилитации, позволяют более рационально и эффективно использовать материальные, экономические, социальные и иные ресурсы.

Эволюция инноваций в области реабилитации инвалидов представляет собой системный процесс. Простой переход от идеи к новой реабилитационной услуге развивается по линейной траектории движения от нового знания к новому продукту. Системный процесс включает в такой переход дополнительные промежуточные элементы и обратные связи: внешнюю среду, взаимодействия между людьми, взаимодействия людей со средой, организационные взаимодействия, перекрёстные взаимодействия и т.д.

Инновационные технологии предоставления реабилитационных услуг, являясь составной частью инновационной стратегии реабилитации инвалидов, тесно взаимосвязаны с другими областями этой стратегии: инновационными продуктами, организацией, процессами, инновационным маркетингом. Инновационные технологии реабилитации инвалидов должны внедряться в практику поэтапно. Слишком высока цена возможных рисков. В этом смысле разумный консерватизм является лучшим спутником социальных инноваций. На первом (подготовительном) этапе одним из необходимых условий внедрения инноваций является установление партнёрских отношений с клиентами реабилитационных учреждений, для которых создаются инновации. Это предусматривает вовлечение инвалидов, членов их семей, попечителей, общественные организации в качестве соинноваторов, которые сотрудничают в процессе внедрения новых реабилитационных услуг с руководителями реабилитационных учреждений, разработчиками инноваций, участвуют в работе коллегиальных органов, взаимодействуют с персоналом и т.д.

Другим важнейшим условием, формируемом на подготовительном этапе, является готовность реабилитационного учреждения к инновационной деятельности. Это предполагает, прежде всего, готовность руководителей, сотрудников, персонала учреждений квалифицированно осуществлять инновационную деятельность, а также формирование рабочей среды, обеспечивающей внедрение инноваций. Руководители реабилитационного учреждения должны формировать инновационный стиль работы, задавать тон и определять направления инновационной деятельности, формировать «прокладывающие путь» кросс-функциональные 18 мультидисциплинарные команды. С этой целью в реабилитационном учреждении должна быть создана корпоративная архитектура нормативных документов, обеспечивающих его инновационное развитие. Структура корпоративной архитектуры может включать оформленные надлежащим образом политику учреждения, уставные документы, регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты, программы, планы, порядки, методики, модели, нормативно-справочную информацию. Сотрудники-инноваторы и персонал учреждения должен быть наделён определёнными обязанностями и полномочиями, закреплёнными в указанных документах.

Рабочая среда реабилитационного учреждения должна состоять из процессов, практик и систем, поддерживающих инновации, иметь корпоративную культуру, воспринимающую инновации, как очевидную необходимость для развития учреждения, опираться на участие сотрудников и персонала в реализации поставленных целей и их осознанную поддержку этой деятельности. После подготовки почвы, для того, чтобы «зёрна инноваций» проросли, можно приступать ко второму этапу (инновационной диагностики). На этом этапе необходимо спрогнозировать и предусмотреть возникновение возможных проблем, связанных с конкретным нововведением, процессами, условиями и средой его внедрения, определить пути их решения.

Третий этап (внедрения) предусматривает реализацию нововведения в рамках чётко очерченной схемы. Такая схема одновременно должна быть и достаточно гибкой, перенастраиваемой, предусматривать возможность оперативной корректировки реабилитационного воздействия в зависимости от информации, поступающей по каналам обратной связи (результаты измерений, социологических опросов, ситуационных факторов и т.п.). На четвёртом этапе (оценки ближайших и отдалённых последствий) проводят окончательное сравнение полученных результатов и поставленных целей, осуществляют заключительные корректировки, утверждают нормативный документ, регламентирующий внедрение инновации, по возможности, в установленном порядке юридически закрепляют авторские права. Безусловно, предлагаемый алгоритм внедрения инновационной реабилитационной технологии, является примерным и может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий и особенностей деятельности реабилитационного учреждения. Возможная средняя продолжительность реализации такого алгоритма может составлять от одного до трёх лет.

Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологических процедур. Использование новых эффективных методов социальной работы с людьми с ограниченными возможностями позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Не следует прекращать поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова, Е.И.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии [Текст]: / Е.И. Холостова.- М.: МГСУ, 2003.- 310 с.

2. Маренков, Н.Л. Инноватика [Текст]: учеб. пособие. – / Н.Л. Маренков.- М.: Ком. Книга, 2005.- 304 с.

3. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами [Текст]: дис. д-ра соц. наук: / Дятченко Леонид Яковлевич.- М.,2002.- 274 с.

4. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]: учеб. пособие /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев - М.: Муниципальный мир,2004.- 345 с.

5. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Текст]: принят Гос. Думой 24 ноября 1995 г. №181

6. Дэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений [Текст]: / Г.Л. Дэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 310с.

7. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 27 июля 1992 г. №802

8. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 25 марта 1993 г. №394

9. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 1 июня 1996 г. №1011 (с изм. от 27 апреля 2000 г.).

10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» [Текст]: №927 от 12 августа 1994 г.

Описание работы

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти. Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий - все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и незави-симой.
Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ 7
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Традиционные технологии социальной работы с людьми с
ограниченными возможностями 11
2.2 Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ