История и этнология. Факты. События. Вымысел. Алавиты: потомки киликийских армян? Путь от упущенной государственности к формированию политической элиты

Алавиты или Нусайриты - одна из сект шиитов, отделившаяся от основной массы шиитов, и построившая свое учение на основе метода батыния шиитов-исмаилитов.


Происхождение идеологии батыния.

В середине 2 века по Хиджре (8-ой по миляде) у названного шиитами 6-ым имамом, Джафара ас-Садыка умер старший сын Исмаил, который в соответствии с выдуманными законами шиитского Имамата, должен был быть их последующим, 7-ым "непорочным" имамом и управлять делами Вселенной. Оказавшись в замешательстве шииты в очередной раз начали делиться на множество сект, многие из них изменив законы "Божественного имамата", согласно которому "непорочным" Имамом должен быть старший сын, выбрали Имамом младшего сына Джафара ас-Садыка Мусу аль-Казима. Однако часть шиитов, которых впоследствии стали называть исмаилитами - не согласилась с этим решением и продолжала считать Исмаила 7-ым "непорочным" и последним имамом, который не умер, а находится в "сокрытии" и они ожидают его выхода из это самого "сокрытия" . Используя элементы неоплатонизма, зороастризма, манихейства и христианства, исмаилиты разработали сложное эзотерическое учение.

В учении проводится чёткое различие между внешней доктриной и внутренней. Внешняя доктрина (захир) - это поведение на людях. Внутренняя доктрина (батин) - это истинные убеждения, которые всячески скрываются от непосвященных. В доктрине (батин), используются различные методы каббалистов и магия, в которых большое значение имеет буквенная и числовая символика.
Согласно учению исмаилитов, развитие человечества происходит циклично: существуют семь эпох, каждую из которых открывает пророк - Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос и Мухаммад (мир им всем), а 7-ым будет Исмаил когда тот выйдет из сокрытия. Далее за каждым пророком следуют 7 имамов. Каждый 7-ой имам становится пророком новой эпохи и отменяет учение и заповеди предыдущего откровения. Таким образом, исмаилиты ожидают возвращения "скрывшегося" 7-го имама -которому дали прозвище Махди, и который объявит о начале 7-ой последней эпохи человечества.


Поскольку община исмаилитов из-за своего куфра долгое время находилась в подполье и носила ярко выраженный враждебный Исламу характер, отдельные группы находясь в отрыве друг от друга, постепенно разрабатывали собственные варианты вероубеждения, которые все дальше и дальше отдалялись от основ Исламского вероубеждения.



Возникновение секты.


В 270 г. по Хиджре (9 век по миляде) от общины шиитов отделилась группа, которую основал персидский шиит Абу Шуайб Мухаммед ибн Нусайр. Мухаммед ибн Нусайр сначала преподносил себя советником и помощником имама Аль-Хасана Аль-Aскари (имамиты его называют 11-ым имамом), а после провозгласил себя пророком. Отсюда и название - нусайриты.
Д ревнейший шиитский ученый ересиограф Хасан ибн муса ан-Наубахти в своей книге "Шиитские секты" так описывает происхождение секты алавитов (нусайритов) :

"Группа исповедовших имамат Али ибн Мухаммада обособилась еще при его жизни и стала исповедовать пророчество человека, которого звали Мухаммад ибн Нусайр ан-Нумайри. Он притязал на то, что он - пророк, посланный Абуль-Хасаном аль-Аскари . Он признавал переселение душ, говорил крайности в отношении Абуль-Хасана и обожествлял его. Он говорил о дозволенности (всего) запретного и позволял совокупление мужчин друг с другом, утверждая, что это - (акт) смирения и покорности и одно из желанных и приятных наслаждений и что Аллах - велик он и славен!- ничего этого не запрещал."


В 19 веке французы окупировавшие в то время Сирию, и всячески использовавшие нусайритов в борьбе с мусульманами, ввели в обиход название - алавиты, от имени 4-го праведного халифа Али ибн Абу Талиба, которому алавиты припысывают божественные качества. Нусайриты считают, что Бог воплотился в Али.
Вероубеждения шиитов-алавитов


Содержащееся в тайне (батин) учение алавитов, поностью отдалилось от норм Ислама, и представляет собой смесь исламских, христианских, манихейских элементов, а также элементов древневосточных астральных культов. Алавиты также разделяются на некоторые группы, большая часть верит в божественный принцип троицы. В неё входят: Али ибн Абу Талиб, считающийся лучезарным существом, в котором воплотился Бог, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижник Пророка Сальман аль-Фариси, перс принявший Ислам и ставший одним из ближайших сподвижников Пророка. Здесь как и во всем шиизме, явно проявляется персидский национализм.


Они полагают, что `Али создал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а Мухаммад создал Салмана Аль-Фарси. Салман создал пять сирот, которыми являются:
Аль-Мигдад ибн Аль-Асвад , его они считают повелителем людей и громовержцем.
Абу Дар Аль-Гифари - управляет планетами и звездами.
Абдуллах ибн Раввах - управляет ветром и забирает души из человеческих тел.
Усман ибн Мазун - ответственный за здравохранение и болезни.
Къанбар ибн Кадан - вдувает дух в человеческие тела.
Алавиты переняли у язычников веру в переселение душ. Согласно убеждению алавитов после семикратной инкарнации на Земле душа правоверного алавита попадает в звёздный мир, а душа неверного (не алавита), сначала переселяется в животных, после чего - в мир демонов.

Стоит отметить, что алавиты не учат своих женщин религии и скрывают от них суть своего вероучения, по мнению некоторых алавитов у женщин нет души и они не участвуют в переселении душ, по мнению других алавитов от женщины вреда больше, чем от Сатаны.

Также алавиты поклоняются Солнцу и Луне, считают что божество Али обитает на Солнце, а порожденный им Мухаммад на луне.
Парадоксом является то, что они восхваляют `Абдуррахмана Ибн Мулджама, который убил Али ибн Абу Талиба. Объясняется это тем, что так как Али по их убеждению является богом, то следовательно Ибн Мулджим действовал согласно воле Али и убил его согласно его желанию.

Основные законы и ритуалы шиитов-алавитов:


1. Очищение от большого ритуального загрязнения – большое загрязнение у алавитов это нуждающееся в согласовании их шейхов спорное понятие, означающее незнания внутренних аспектов религии.

2. Пост - только воздержание от половой близости или сохранение тайны тридцати мужчин и тридцати женщин, у малой части алавитов в Турции пост похож на мусульманский, но длится всего две недели.

3. Отрицают закят, по их мнению закят это не обязательная милостыня, а сподвижник Пророка Салман аль Фариси, почитание которого и есть закят.

4. Сражение на пути Али (шиитский джихад) означает произнесение проклятий в адрес сподвижников Пророка и уничтожение тех, кто раскрывает тайны истинного вероубеждения алавитов, а также уничтожение суннитов, не делая разницы между взрослыми и детьми.

5. Коран шиитов-алавитов — «Китаб аль-Маджму», состоит из 16 сур и является подражанием Корану. Начинается словами:

Вопрос: «Кто наш господин, который создал нас?

Ответ: это амир правовреных, амир религии, Али Ибн Абу Талиб, Бог. Нет Бога кроме него».

6. У шиитов-алавитов, как и в многих других шиитских сектах, разрешил это лично сам основоположник алавитской секты ибн Нусайр.
7. Молитва - пять раз в день, но их молитва полностью отличается от молитвы мусульман и в ней нет поясных и земных поклонов. У шиитов-алавитов нет понятия пятничной молитвы. Они не совершают омовения перед молитвой, у них нет такого понятия как ритуальное омовение. Они не молятся совместно в мечетях, а совершают молитвы каждый у себя дома. Что произносят шииты-алавиты в своих молитвах достоверно не известно, так как они всячески скрывают все, что касается их религии.
6. У нусайритов укоренилась сильная вражда и ненависть к Исламу и мусульманам, из-за чего они называют 2-го праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба «иблисом иблисов», причина ненависти к нему, как и у всех шиитских групп (кроме зейдитов), кроется в том, что Умар по воле Аллаха рагромил огнепоклонников персов и уничтожил персидскую империю. Как и все рафидиты они также ругают Абу Бакра, Усмана и жену Пророка Аишу. Они считают запретным посещение могилы посланника Аллаха ﷺ , из-за того, что рядом с ним находятся могилы Умара и Абу Бакра.

Хадж они считают формой арабского национализма, а домом Аллаха считают не Каабу, а солнце, на котором по их мнению обитает Али, который и есть Бог по их мнению.

У алавитов разрещён алкоголь и они имеют обряд наподобие христианского причастия вином. От христиан алавиты также переняли рождественские и пасхальные праздники и многие имена.


Основные праздники шиитов-алавитов

1. Праздник огнепоклонников - Новруз, первый день года огнепоклонников.
2. Праздник всех шиитов - Гадир Хум
3 Праздник крови - шиитская Ашура
3. Шиитский праздник в девятое Раби Аль-Авваль - Мубахалла.
4. Большой Байрам, двенадцатое Зуль-Хиджа. (Не путать с мусульманским Курбан Байрамом - 10 Зуль-Хиджа)
5. Они также празднуют христианские праздники, такие как праздник Крещения (Аль-Гитас), Рождество, и т.п.


Алавиты в наше время


Алавиты живут кланами в горных регионах Северного Ливана, на юге Турции в районе города Антакья (Антиохия) и в Сирии. Президент Сирии Башар Асад является лидером алавитов и алавиты считают, что в нем воплотилась часть божественного света. Его сторонники в Сирии во время митингов открыто говорят, обращаясь к мусульманам Сирии: "Для нас Башар выше, чем для вас Аллах".

Во время распада Османской империи алавиты пытались создать на территории нынешней Сирии собственное государство, но их попытка провалилась. Их государство созданное при поддержке Франции просуществовало с 1923 по 1936 года, последние 7 лет с 1930-го до своего исчезновения в 1936 году государство шиитов-алавитов называлось Санджак Латакия . После перерыва длившегося более 30 лет алавиты вновь заявили о себе, с помощью враждебных Исламу сил в 1970 году премьер-министром Сирии стал нусайрит Хафез аль-Асад, и это усилило влияние алавитов в Сирии, хотя даже и сейчас в Сирии их всего только около миллиона человек.

В 1982 году Асад старший, жестоко расправился с мусульманами недовольными тем, что страной правит не мусульманин, убив 40 000 мусульман. Именно в это время основная часть шиитов под предводительством Хомейни идет на сближение с алавитами и объявляет их своими братьями, хотя до этого многие шииты считали алавитов неверными или заблудшими, полностью отошедшими от Ислама.

В Турции число алавитов составляет не больше 6% населения. В 20-е и 30-е годы именно алавиты активно поддерживали приход к власти врага Ислама Кемаля Ататюрка. Турецкие алавиты и сегодня являются сторонниками идеи модернизации общества. и отхода от исламских ценностей.

Все исламские ученые единогласны в том, что алавиты не мусульмане. Запрещено вступление в брак с членами секты нусайрия и употребление в пищу забитых ими животных, за их умерших нельзя совершать похоронную молитву и т.п.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказал о них: "Эти люди, именующие себя нусайритами, они и прочие группы карамитов-батынитов хуже своим куфром, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже куфром, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных, как татаро-монголы, европейцы и др.". (См. "Маджму"уль-фатауа" 35/149 ).

Алавиты, как и многие шиитские группы считают дозволенным убийство детей мусульман. Ниже приводятся фотографии зверств шиитов-алавитов в Сирии. Слабонервным и детям смотреть строго воспрещается.

+18

___________________________________________________

У большинства шиитов насчитывается 12 имамов, последний из которых выдуман, так как 11-й имам внезапно умер в возрасте 28 лет не оставив наследника. Внезапная смерть 11-го имама вынудила их использовать уловку исмаилитов о "сокрытии" Имама, применив ее не к их 7-му Имаму, а к своему выдуманному 12-му имаму, которому они также как и исмаилиты дали прозвище Махди.


Один из потомков Хусайна ибн Али, пронумерованный шиитами имамом № 11

См. "Шиитские секты" стр. 179 (скачать книгу можно )

Согласно внешней доктрине (захир), они объясняют это сопоставляя слова из Корана .. Воистину, козни сатаны слабы... (сура ан-Ниса аят 74) и .. Воистину, все это — ваши женские козни. Воистину, ваши козни велики!.. (сура Йусуф аят 28).

Шиитский праздник, основа которого в шиитской трактовке аята 61 из суры Али Имран.


В Как алавиты - потомки киликийских армян, отдельным народом стали

Противники Башара Асада распространяют множество провокационных слухов относительно “алавитского режима”. Пожалуй, самые невинные штампы и ярлыки в адрес алавитов — сектанты, демонопоклонники и... не мусульмане. Пущенный радикальным салафитским шейхом Арауром лозунг “Алавитов — в могилы!”, к сожалению, имеет немало сторонников в сегодняшней Сирии, дорого расплачивающейся за “Арабскую весну”.

Отметим, востоковеды до сих пор не пришли к окончательному выводу относительно происхождения алавитов, действительно признающих и Иисуса Христа, и Деву Марию, но также считающих святой дочь пророка Мухаммеда.
Михаил МАКОВЕЦКИЙ - не востоковед, он медик. Родился в Москве, как он пишет, в семье офицера стратегической авиации Советской Армии. С 1990 года живет в Израиле. Так вот, Маковецкий написал исследование, в котором поддерживает одну из версий о происхождении алавитов. А именно: он утверждает, что алавиты - потомки киликийских армян.


Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время общая численность алавитов — более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам — от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г.Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с Ливаном деревне).
В рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г. существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два бывших санджака — Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживали 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936 г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во-вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование суннитского большинства населения Сирии, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга алавитов “Китаб аль-Маджму” содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты.
...Процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире, был инициирован Хафезом Асадом и продолжен его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях стали строить мечети, алавитов побуждали к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты сопротивлялись как могли.
...А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На захваченных ими территориях арабы всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на арабский.
Но для того чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали.

Алавиты

Алавиты
Общая численность

3 млн. чел

Основатель

Ибн Нусайр

Страны и регионы
Сирия 1,35 млн чел
Турция неизвестно
Ливан 40-100 тыс. чел
Религии
Писания
Коран , Китаб аль-Маджму, Евангелие
Языки
Арабский

Алави́ты (алауи́ты , араб. العلويون ‎‎ - al-"Alawiyūn ), также известны как нусайри́ты (по имени основателя; араб. نصيريون ‎‎ - Nuṣayriyūn , тур. Nusayriler ), «кызылбаши » , «Али-Алла» (обожествляющие Али); К. М. Базили в авторитетной работе «Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении» использует термин «ансарии ». В ряде случаев термин «алавиты» (для Турции и, реже, Албании) используется для обозначения бекташей .

Алавизм - название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между крайним шиизмом (гулат) и отдельной религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы (толкования/взгляда на проблему) Ибн Таймийи считают, что алавиты откололись от шиизма и отошли в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию - смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия »).

Термин алавиты употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие «кызылбаши» и сирийские «алавиты» не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Так, могут разграничиваться термин Alawi (в отношении сирийских нусайритов) и Alevi (в отношении турецких алавитов). С. Гафуров указывал на значительную разницу между турецкими и сирийскими алавитами, но подчёркивал, что этот вопрос остается в европейском востоковедении нерешённым. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на «солнечных» - «лунных» и «западных» - «восточных». Гафуров в рамках материалистического понимания истории религий подчёркивал, что разница в культе может и должна пониматься как результат различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп в Сирии и Турции, где религия нусайритов «отражает классовые интересы различных социальных групп - феодалов в Сирии и мелкобуржуазные слои в Турции».

Нижеследующий текст относится по преимуществу к сирийским алавитам, включая и этнических сирийцев, проживающих на территории Турции, главным образом, в районе Александретты. Турецкие алавиты, составляющие, по некоторым статистикам, от 10 до 12 миллионов , видимо, представляют собой самостоятельный феномен, сильно отличающийся от левантийского.

Среди западных и, согласно некоторым мемуарам, российских («ленинградская школа») востоковедов существует и альтернативная классификация, согласно которой алавиты представляют собой не самостоятельную секту, а видоизменённый шиитский суфизм, скрытый принципом «такыя».

Происхождение

Традиционно считается (при этом в европейском востоковедении предполагается, что традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммадом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. ), который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же называл его посланником - «Вратами» (Баб).

Численность и расселение

Точную численность алавитов установить невозможно в связи с отсутствием в Сирии и Турции выделения их как самостоятельной группы при переписях населения. Принято считать, что в Сирии их от 10 до 15 % населения, то есть около 3 млн , ранее, прежде всего, в районе Латакии -Тартуса . В Турции, где алавиты преследовались с 1826 года, их численность установить невозможно, однако благожелательные источники говорят, что они составляют до трети всего населения страны, также в Турции проживает 1 миллион арабских алавитов (главным образом, в сирийской части Турции, то есть в провинции Хатай) и Ливане (около 200 000 человек), а также на Голанских высотах (около 10 тыс. человек), проживающих в друзском окружении. Также часть расположена на территории Азербайджана (среди курдов и персов, а также азербайджанцев Ленкоранского и Джалилабадского района) и Ирана (основная часть в Тебризе). Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

История

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны османским правительством два владетельных алавитских семейства - шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны. К XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, главным образом, в результате боевых действий.

В XVIII веке «могущественный алавитский шейх Насиф Нассар мог выставить в поле несколько тысяч отличной кавалерии, владел богатыми землями и множеством замков» (Базили). Помимо прочего он выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768-1774, когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения 26 июня 1770 турецкого флота в битве в Чесменской бухте русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Паросе в порту Ауза , откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.

Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акко . Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египетском походе об участии алавитов в осаде Акко так: «Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причём половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трём вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды. Генерал Виаль перешёл через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооружённых всадников для похода на Дамаск» .

После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамлюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам , но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределённости своего собственного статуса и исторических связей с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией значительной части феодальной верхушки и резким сокращением контролируемых алавитскими шейхами территорий.(Особенно в Палестине. Власть алавитских шейхов сохранилась только в районе Латакии - Касьюна).

Основы вероучения

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает . Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозным прозелитизмом не занимаются и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно. Дополнительную сложность представляет то, что алавиты применяют практику такия , позволяющую им соблюдать обряды других религий, сохраняя веру в душе.

Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов - «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану . Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет. Полагают, что она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб , Бог. Нет Бога кроме него».

Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов - представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммад как воплощение Имени и Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» - титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син» - Амас. Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али - воплощение Божественного Смысла, то есть Бога ; все сущее - от него. Мухаммад - Имя, отражение Бога; Мухаммад создал аль-Фарси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима , дочь пророка Мухаммада и супруга Али - как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам , Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммад . Всё это - воплощения Али . Сам Мухаммад , согласно алавитам, заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммада , а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфессиональные организации, скорее всего, не подчиняющиеся друг другу, поклоняющиеся Луне , Солнцу , вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца ». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника - шейха Мухаммада Калязи) отождествляют Али с Луной . Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям необразованных алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце . Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов. Затем Али -Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов , а из козней шайтана - женщину .

Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека - в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника - в сферу демонов. Многие европейские востоковеды считают, что по мнению алавитов, у женщин души нет. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам и не допускают на свои богослужения.

Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включают алавитов в свое число), а также те из хадисов , что восходят к истинным и мнимым врагам Али - первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Алавиты проводят раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные называются «особыми» («хасса»), прочие - «рядовыми» («амма»). Судебную власть над любой общиной осуществляет имам, без него также не могут проводиться многие обряды. Следующие, после имама, категории шейхов - «накиб » (представляющий Мухаммада) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Утверждают, что хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери - алавитов. Есть сведения, что в хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящаемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммад, Сальман). Обряды алавитов тоже окружены налётом тайны: по сведениям врагов алавитов, они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах. В мечети, построенные алавитами в своих населенных пунктах, обычно алавиты не ходят, и мечети ранее часто приходили в запустение, а сейчас их поддержание в порядке финансируются алавитскими общинами, для которых характерен исключительно высокий уровень веротерпимости.

-≈1,5 млн чел.

Алави́ты (алауи́ты , араб. العلويون ‎ - al-"Alawiyūn ), также известны как нусайри́ты (по имени основателя; араб. نصيريون ‎ - Nuṣayriyūn , тур. Nusayriler ), «кызылбаши » , «Али-Алла» (обожествляющие Али) - последователи алавизма - эклектической религии, которую можно рассматривать и как эзотерическое ответвление персидского направления ислама и даже шиизма , с которым алавитов объединяет культ зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда Али .

Есть мнение [ ] , что термин «алавиты» употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие «кызылбаши» (алевиты) и сирийские «алавиты» не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Так, могут разграничиваться термин Alawi (в отношении сирийских нусайритов) и Alevi (в отношении турецких алевитов). С. Гафуров указывал на значительную разницу также между турецкими и сирийскими собственно алавитами, но подчёркивал, что этот вопрос остаётся в европейском востоковедении нерешённым. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на «солнечных» - «лунных» и «западных» - «восточных». Гафуров в рамках материалистического понимания истории религий подчёркивал, что разница в культе может и должна пониматься как результат различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп в Сирии и Турции, где религия нусайритов «отражает классовые интересы различных социальных групп - феодалов в Сирии и мелкобуржуазные слои в Турции».

Помимо прочего, прилагательное «алеви» (производное от широко распространённого имени «Али») может употребляться и часто употребляется, как имя нарицательное, а не имя собственное, то есть, что принадлежащие или соотнесенное с любым человеком по имени Али, что нередко вызывает путаницу.

Нижеследующий текст относится по преимуществу к сирийским алавитам, включая и этнических сирийцев, проживающих на территории Турции, главным образом, в районе Александретты. Турецкие алавиты, составляющие от 10 до 12 миллионов , видимо, представляют собой достаточно самостоятельный феномен, сильно отличающийся от левантийского. В Турции также проживает пять миллионов алевитов, политические взгляды которых обычно близки к взглядам большинства алавитов Турции, несмотря на религиозные различия.

Среди западных (Р. Груссе, Э. А. Томпсон, Отто Маенхен-Гельфен, К. Келли) [ ] и, согласно некоторым мемуарам, российских (Густерин П. В.) [ ] («ленинградская школа») востоковедов существует и альтернативная классификация, согласно которой алавиты представляют собой не самостоятельную секту, а видоизменённый шиитский суфизм , скрытый принципом «такыя» .

Происхождение

Алавизм возник в IX веке. Традиционно считается (при этом в европейском востоковедении предполагается, что традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Мухаммадом ибн Нусайром (умер в Басре около ), который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама Хасана аль-Аскари , проповедовал его божественность, себя же называл его посланником - «Вратами» (Баб). Учение Ибн Нусайра было развито Мухаммадом аль-Джаннаном аль-Джунбулани .

Численность и расселение

Точную численность алавитов установить невозможно в связи с отсутствием в Сирии и Турции выделения их как самостоятельной группы при переписях населения. Принято считать, что в Сирии их от 10 до 12 % населения, то есть около 2-2,5 млн , ранее, прежде всего, в районе Латакии -Тартуса . Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира. В Турции, где алавиты преследовались с 1826 года, их численность установить невозможно.

История

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны османским правительством два владетельных алавитских семейства - шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны. К XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, главным образом, в результате боевых действий.

В XVIII веке «могущественный алавитский шейх Насиф Нассар мог выставить в поле несколько тысяч отличной кавалерии, владел богатыми землями и множеством замков» (Базили). Помимо прочего он выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768-1774, когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения 26 июня 1770 турецкого флота в битве в Чесменской бухте русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Паросе в порту Ауза , откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.

Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акко . Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египетском походе об участии алавитов в осаде Акко так:

Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причём половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий пожаловал ментики трём вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды. Генерал Виаль перешёл через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооружённых всадников для похода на Дамаск.

После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамлюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределённости своего собственного статуса и исторических связей с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией значительной части феодальной верхушки и резким сокращением контролируемых алавитскими шейхами территорий. (Особенно в Палестине. Власть алавитских шейхов сохранилась только в районе Латакии - Касьюна. [ ])

Основы вероучения

Символ веры алавитов звучит так: «Верую и исповедую, что нет иного Бога кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб) кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд) и нет иных врат (бабов) кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)»

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозным прозелитизмом не занимаются и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно. Дополнительную сложность представляет то, что алавиты применяют практику такия , позволяющую им соблюдать обряды других религий, сохраняя веру в душе.

Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов - «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и является подражанием Корану . Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет. Полагают, что она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талиб , Бог. Нет Бога, кроме него».

Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов - представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммад как воплощение Имени и Сальман аль-Фарси, сподвижник пророка и первый неараб (перс), принявший ислам, как воплощение Врат («Аль-Баб ». «Врата» - титул ближайшего сподвижника всякого имама) . Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син» - Амас. Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али - воплощение Божественного Смысла, то есть Бога ; все сущее - от него . Мухаммад - Имя, отражение Бога; Мухаммад создал аль-Фарси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима , дочь пророка Мухаммада и супруга Али - как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам , Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммад. Всё это - воплощения Али. Сам Мухаммад, согласно алавитам, заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммада, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфессиональные организации, скорее всего, не подчиняющиеся друг другу, поклоняющиеся Луне , Солнцу , вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника - шейха Мухаммада Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов. Затем Али-бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов , а из козней шайтана -

В Сирии сейчас идет война, в результате которой по крайней мере одним народом на свете может стать меньше. Речь идет об алавитах .

Этот народ живет в Сирии, а также на территории нескольких соседних с Сирией государств: Турции, Ливана и Израиля.

Главным признаком, объединяющим алавитов в один народ, является религия. Для просвещенной Европы такой способ объединения больших групп людей остался в далеком прошлом. Прошли времена, когда католики во Франции вырезали гугенотов, а католические земли Германии насмерть воевали с протестантскими (в результате чего Германия за 30 лет этой славной войны обезлюдела на треть). Но способ формирования наций по религиозному принципу даже в Европе кое-где жив. Этнически идентичные южные славяне именно по этому принципу разделились на сербов, хорватов и боснийцев. И никто не гарантирует, что в Европе в очередной раз не воплотится в жизнь какой-нибудь религиозный принцип разделения и объединения людей.

На Востоке же, где исповедуемая религия практически определяет образ жизни, опознавание «свой» – «чужой» по принципу исповедания одной религии живет, и этому молоху приносятся все новые и новые кровавые жертвы.

Алавизм, как религиозное течение возник в 16 веке на территории Ливана (тогда он назывался Левантом). Эти края в то время принадлежали Османской империи.

Алавиты – отрасль ислама. Хотя их враги часто отказывают им называться мусульманами на том основании, что в алавизме множество пережитков раннего христианства и даже язычества. Но у европейских ученых сведения о религии алавитов весьма расплывчаты и поверхностны.

Однако, при этом судьба алавитов незавидна. В соответствии с Кораном, соседи, исповедующие «правильный» ислам обязаны привести алавитов к «истинно верному учению» или уничтожить. Третьего не дано. Это еще одна причина, способствующая объединению алавитов. У них перед глазами пример друзов, гонимых во всех исламских странах, как еретики.

Как известно ислам делится на две враждующие между собой ветви: суннитскую и шиитскую. Алавиты – шииты, поскольку они почитают халифа Али, двоюродного брата, зятя и сподвижника пророка Мухаммада. Название «алавиты» как раз происходит от имени Али. Поскольку алавиты компактно проживают среди суннитов, их шиитская вера – еще один повод для вражды. У алавитов есть своя священная книга, «Китаб аль-Маджму», которая по сведениям религиеведов состоит из 16 глав (сур) и является подражанием Корану. Коран алавиты также почитают священной книгой. Есть сведения, что алавиты поклоняются солнцу и луне, а также верят в переселение душ. Это побуждает многих мусульманских ученых говорить о том, что алавизм не является праведным и верным исламом.

В начале 20-го века алавиты сотрудничали с французскими колонизаторами, надеясь, что те построят в стране общество, живущее по конституции, все члены которого будут имеют равные права вне связи с их конфессиональной принадлежностью. В то же время сунниты полностью отказались от сотрудничества с французами. И с ненавистью смотрели на Алавитское государство, которое благодаря Франции было создано на юге страны в районе Латакии.

Так ко всем очевидным бедам, преследующих всякое меньшинство, компактно проживающее среди других народов, к проблемам алавитов добавились и беды политические. Они тем более усугубились, когда в 1970 году в Сирии произошел военный переворот в результате которого президентом стал алавит Хафез аль-Асад. Отец нынешнего президента Сирии, конечно, управлял, своей страной, как диктатор, чем вызвал ненависть у многих народов и конфессий, населявших Сирию. Религиозные авторитеты упирали на то, что алавиты, не вполне – по их мнению – мусульмане, захватили власть в Сирии, президент которой по конституции должен быть только мусульманином.

В 1973 году в городе Хама произошло кровавое восстание против режима алавитов. То, что восстание было кровавым, сомнений быть не может. На Востоке любые восстания или революции означают море крови. Хафез аль-Асад это восстание подавил не менее кроваво. При этом погибло не менее 30 тысяч человек, а город Хама был сильно разрушен. По неподтвержденным сведениям, Хафез аль-Асад применил против мятежников химическое оружие. Угадайте с одного раза у кого это оружие было приобретено? Наверное, в той стране, которая объявила себя верным другом сирийского народа.

Ясно, что память о кровопусканиях, которые режим Асада учинял в Сирии, хранилась и лелеялась. Ясно, что начавшиеся в 2011 году в Сирии боевые действия дорого обходятся мирным алавитам. Поэтому ясно, что мирных алавитов на территории Сирии сейчас нет. Все алавиты до недавнего времени поддерживали президента Башара аль-Асада.

Впрочем, начиная с 2014 года алавиты отказываются от поддержки диктатора. По их мнению режим Асада воюет сейчас только за себя и за свою власть. Самим же алавитам надо договариваться с суннитским большинством Сирии, чтобы выжить. Во многом для них примером является соседний Ирак, тоже многонациональный и тоже многоконфессиональный. Худо-бедно, но там установился достаточно стабильный режим. Более того, иракская армия вполне успешно борется с войсками Исламского государства.

Россия ввязалась в этот непростой конфликт, как всегда, очертя голову. Беда в том, что у нее не существует определенной стратегии в этом регионе и вся надежда возлагается на военное решение. Мнение же экспертов, хорошо разбирающихся в ситуации в Сирии, и предлагающих определенные положительные решения, не выслушивается и к действию не принимается. Между тем, от разумной политики в этом районе могли бы выиграть как Сирия, так и Россия.