Как фотографируют профессионалы. §1 Импульсный против постоянного. Постоянные и импульсные источники света Импульсный или постоянный свет лучше

Споры о том какое оборудование для фотостудии лучше - постоянный или импульсный , получаются не менее жаркими, чем споры о том какой производитель фототехники лучше! Каждая из сторон приводит множество доводов и аргументов в защиту своей позиции, одна половина убеждена, что студийный свет - это исключительно импульсные вспышки и точка, оставшаяся часть доказывает обратное, что постоянный свет - это более удобное решение. Кто же прав в этом споре? А правы по сути обе стороны, каждое студийное оборудование имеет свое неоспоримое преимущество, но при этом не лишено недостатков и особенностей в работе.

Студийная фотосъемка часто ставит перед фотографом достаточно сложные задачи и в итоге выигрывает тот, кто может грамотно применять и комбинировать оба типа освещения в работе.

Их названия становится понятно, что освещение создается кратковременным импульсом. В основе своей конструкции импульсный свет состоит из конденсаторов, управляющей платы и газоразрядной лампы. Основной принцип работы достаточно прост, конденсаторы накапливают электрическую энергию и с помощью управляющей платы на лампу подается от минимальной до максимальной мощности накопленной энергии. При поступлении на лампу энергии от конденсаторов происходит возгорание газа, что в итоге и дает видимый световой импульс.

Эта группа включает следующее студийное оборудование: , и отчасти сюда можно отнести и . Каждое из упомянутых устройств достаточно уверенно занимает свою нишу на рынке и имеет своих поклонников.

Как выбрать студийную вспышку?

Самый популярный и широко используемый тип приборов в фотостудии - это в виде моноблока. Широкий ассортимент позволяет выбрать модели различной мощности, функциональности и ценовой категории. Мощность осветителя может варьироваться от 100 до 1500 Дж, что позволяет создавать освещение, как на небольшой по размеру площади, так и в больших фотостудиях для съемки габаритных предметов или группы людей. Большинство покупателей задается вопросом: какая разница, кроме мощности и как выбрать студийную вспышку ?

Одна из функциональных особенностей - это байонет , который служит для крепления светоформирующих аксессуаров, наиболее популярны и . Выбирая оборудование различных производителей стоит обратить внимание на этот параметр, чтобы избежать несовместимости аксессуаров в дальнейшем. Конечно, есть различные переходники и адаптеры, но их использование не всегда удобно и иногда приводит к изменению характеристик света.

Управление мощностью бывает аналоговое и электронное, предпочтительно выбирать электронную, благо на сегодняшний даже недорогие студийные вспышки оснащаются таким типом регулировки. Большинство вспышек с данной системой позволяют очень точно устанавливать мощность от 1/1 до 1/32, профессиональные модели имеют регулировку до 1/64 и даже 1/128, при этом шаг изменения мощности составляет всего 1/10 ступени. Возможность тонкой подстройки дает возможность точно настроить студийное освещение даже в самых сложных схемах.

Моделирующая или как ее еще называют для студийного света обеспечивает две основные функции. Во-первых, позволяет фотоаппарату быстро и надежно сфокусироваться на объекте съемки. Во-вторых, оценить примерный светотеневой рисунок, расположение и характер теней, это своеобразный черновик при помощи которого можно предварительно расставить и настроить освещение.

Мощность моделирующей лампы зависит от класса вспышки, может использоваться лампочка, как 50-100 Вт в бюджетных осветителях, так и встречаются модели у некоторых производителей с мощностью 1000 Вт в профессиональных моделях. Во втором случае, при необходимости, можно использовать прибор и как источник постоянного света, например, для видеосъемки. Понятно, что от лампы 50-100 Вт много ждать не стоит, но тем не менее это полезная функция и стоит купить студийные вспышки у которых такая функция есть.

Время перезарядки - это важный параметр для профессиональной фотографии. Даже при использовании на 25-50% установленной мощности, многим бюджетным моделям требуется 2-3с для перезарядки и готовности к срабатыванию, а при полной мощности время ожидания может еще возрасти. Если для любительского или начального уровня фотосъемки это не составляет существенной проблемы, так как темп съемки невелик, то для профессионала такие цифры неприемлемы. Зачастую в профессиональной студии, прибор может работать как пулемет, делая по множеству срабатываний в секунду для того, чтобы "поймать" идеальный кадр. Знание такого нюанса поможет выбрать студийную вспышку без неприятных сюрпризов в последующей работе.

Для стабильной и надежной работы вспышки продолжительное время, стоит обратить внимание на систему охлаждения . По сути они бывают двух типов - пассивная и активная. Пассивная система состоит из радиаторов, установленных на наиболее горячих элементах вспышки, которые охлаждаются естественным движением воздуха. Активная система включает в себя мощный вентилятор, который обдувает радиаторы и плату управления. На что влияет эффективность охлаждения? Конечно, это влияет на надежность работы, особенно при высоких нагрузках при длительной работе, стабильность цветовой температуры, срок службы электроники и компонентов вспышки. Приборы с пассивной системой - это в основном недорогие и бюджетные модели, не рассчитанные на профессиональное применение, многие из них оснащены дополнительным датчиком для защиты от перегрева. При срабатывании такого датчика, вспышка отключается и не дает возможность работать пока температура достигнет безопасных значений. При использовании активной системы, таких проблем не возникает, мощный вентилятор постоянно охлаждает вспышку и позволяет работать в условиях высоких нагрузок получая стабильно высокое качество освещения.

Продолжительность импульса вспышки - это параметр, значение которого многие либо не понимают, либо не обращают должного внимания, а для многих жанров фотографии он бывает важнее прочей функциональности. Проще говоря, длительность импульса — это время за которое лампа вспышки успевает погаснуть до определенного значения, зачастую используется мера измерения при t 0.5 (угасание до 50%), реже при t 0.1 (угасание до 10%). Все мы видели красивые фотографии с "замороженными" в движении жидкостями, всплесками и процессами, которые в реальной жизни протекают очень быстро и очень эффектно и завораживающе смотрятся на фотографиях, вот как раз для получения таких результатов и требуются вспышки с сверхкороткой продолжительностью импульса. Далеко не каждая студийная вспышка может предоставить фотографу такие возможности.

При выборе вспышки для такого типа съемки стоит обращать внимание и отдавать предпочтение осветителям с максимально короткой продолжительностью импульса, например, модель имеет длительность импульса 1/12800с при t 0.5. Однако стоит помнить, что максимально короткий импульс на вспышке достигается только малых значениях установленной мощности и с ростом мощности соответственно увеличивается длительность импульса.

Из прочих характеристик, на которые стоит обратить внимание, хотелось бы отметить наличие дисплея, возможности синхронизации и используемые материалы. Дисплей на вспышке предоставляет в основном удобство настройки и легкость чтения установленных параметров, удобно, когда он есть, но и без него можно спокойно работать. Синхронизация с фотоаппаратом чаще всего происходит по кабелю, но в последнее время для этого используются . Нет проводов, вы не привязаны длиной кабеля, полная свобода перемещения и комфорт в съемке. Многие модели современных студийных вспышек оснащены встроенной системой радиосинхронизации, которая для работы требует только наличия оригинального передатчика от того же производителя. Кроме непосредственно самой синхронизации, многие модели позволяют управлять мощностью и другими функциями вспышки, что особенно удобно в студии, когда вспышка находится, например, на журавле. По материалам все довольно понятно, для профессиональных осветителей стоит отдавать предпочтение вспышкам с металлическим корпусом, для недорогих моделей выбор не столь принципиален и в основном используются корпус из ударопрочного пластика.

Что касается патронных вспышек и генераторов, то в первом случае - это самый простой тип импульсных приборов, многие модели не имеют даже регулировки мощности и в основном используются не требовательными и начинающими фотографами. - это специализированное профессиональное оборудование, в котором управляющий блок и головка-вспышка разнесены и соединяются кабелем. Такое студийное оборудование, помимо очень высокой стоимости, требует определенных навыков в работе и умения использования, что снижает его распространенность в фотостудиях.

Постоянный свет

Постоянный свет, в отличии от импульсного, дает видимую глазу картинку сразу, в итоге, что мы видим - то мы и получаем на фотографии. Почему новички предпочитают купить , а не разбираться со вспышками? Ответ очевиден - это просто, наглядно и понятно. На сегодняшний день существуют три основных типа осветительного оборудования: лампы накаливания, флуоресцентный и светодиодный LED студийный свет.

Лампы накаливания

Осветительные приборы использующие галогенные или лампы накаливания - это то, с чего начинался . Лампы накаливания нам хорошо знакомы в быту, дают ровный, мягкий свет с желтым оттенком, благодаря цветовой температуре 3200°K. Раньше в профессиональных осветительных приборах использовались такие же лампы, но больше по размеру и мощностью не в 100 Вт, а в 500-1000 Вт, что можно увидеть в старых фильмах где есть сцены в фотоателье.

Со временем лампы накаливая стали заменять на галогенные, они обладают более компактными размерами при равной мощности, в качестве источника света в них служит тоже нить накаливания, но с добавлением буферного газа, что повышает температуру спирали. В настоящее время осветительные приборы подобного типа используются достаточно редко, уступая место новым и более эффективным источникам света. Основные причины - высокое потребление электроэнергии, большое выделение тепла при работе и низкая цветовая температура дающая желтый свет, что затрудняет использование таких приборов совместно с дневным и импульсным светом, имеющим другую цветовую температуру, ближе к белому свету.

Флуоресцентные осветители

Использует принцип люминесценции, после появления специальных моделей с цветовой температурой 5500°K стали широко использоваться в фотографии. Преимущество таких ламп - это доступная цена, простота использования и экономичное потребление энергии. Большинство ламп используют стандартный патрон Е27, что позволяет установить их хоть в настольную лампу, хотя для удобства работу лучше использовать специальные крепления и . Сегодня многие используют флуоресцентные лампы в компактной или домашней фотостудии, для предметной фотографии и съемки товаров для интернет-магазинов и торговых площадок. О том, что еще следует использовать в домашней фотостудии, мы детально рассматриваем в материале: . Цветовая температура позволяет комбинировать осветители с импульсным и естественным дневным светом.

Светодиодные осветители

Светодиодный постоянный студийный свет на сегодняшний день наиболее функциональный, удобный и экономичный в использовании. Светодиоды практически не имеют недостатков, имеют рекордно низкое потребление энергии при высокой светоотдаче, обладают низким выделением тепла при длительной работе. Поэтому их используют как , как нельзя лучше они подходят для съемки видеоконтента.

Кроме того, многие осветители имеют уникальную функциональность - возможность плавно менять цветовую температуру, обычно в пределах 3200-5500°K, что позволяет использовать их с любыми другими типами освещения. Данный тип осветителей выпускается в различных вариантах - это может быть светодиодная панель, кольцевой осветитель или мощный моноблок использующий светодиодную матрицу и оснащенный байонетом, что дает возможность использовать разнообразные софтбоксы и рефлекторы, как, например, . Низкое потребление энергии позволяет производителям выпускать множество моделей с автономным аккумуляторным питанием для выездной съемки.

Какой студийный свет выбрать?

Каждый из типов студийного освещения имеет свои преимущества и особенности в работе. Преимущество вспышек в высокой мощности и возможности создавать короткий импульс для "заморозки" движения, что очень трудно получить, используя постоянный свет. Но вместе с тем, студийные вспышки имеют ограничение по возможностям использования совместно с компактными фотоаппаратами и смартфонами, так же при помощи студийных вспышек невозможно создавать освещение для видеосъемки. В идеале использовать оба типа осветителей в зависимости от задач, но не каждый может себе это позволить, особенно начинающие фотографы с ограниченным бюджетом. Если ваша основная цель фотография и требуется высокая мощность - лучше отдать предпочтение импульсному свету. Если вам требуется компактная домашняя фотостудия для предметной съемки или портретов и видеосъемки - оптимальным выбором станет постоянный свет, за счет своей простоты и наглядности в работе.

В Интернете периодически возникают споры о том, какой тип освещения использовать. Традиционно в фотографии всегда использовались разные виды импульсного света, поскольку павильонные осветители постоянного света были очень тяжелыми, очень дорогими и потребляли очень много электроэнергии.

Но теперь, когда стоимость постоянного света начинает снижаться и мы видим всё больше и больше мощных, обладающих равномерным спектром, согласованных с дневным светом осветительных приборов, появляющихся на ранке, вопрос о преимуществах постоянного света вновь становится актуальным.

«Светопись», но насколько хватит света?

Возможно вы новичок в вопросах освещения и хотите максимально эффективно потратить деньги на покупку света или хотя бы кратко ознакомиться и данной темой. В этой статье я попробую дать краткий обзор возможных вариантов и критериев для принятия решения. Сегодня мы сравним преимущества каждой системы.

Импульсный свет

1. Мощность!

Импульсные источники света дадут вам гораздо больше световой мощности, чем постоянные при любой сравнимой стоимости, размере или любому другому параметру. Почему так? Потому что источник постоянного света должен отражать фотоны от предметов в объектив в течение всего времени пока открыт затвор. Импульсный источник вместо этого может накопить столько энергии сколько нужно за достаточно короткое время, а затем легко и мгновенно высвободить большое количество энергии.

Используем немного арифметики чтобы продемонстрировать эту мысль. Допустим, у вас есть пять 60-ваттных галогенных ламп. Вы получаете порядка 5500 люмен света, по 17-18 люмен на ватт потребляемой мощности. Поскольку свет постоянный – то каждую секунду этот 300-ваттный источник будет излучать 5500 люмен-секунд света. В люмен-секундах может быть измерено излучение света независимо от продолжительности.

1сек., f/9, ISO100. Баланс белого источника освещения - от 3500К до примерно 2950К. На темной полосе такой же вид, освещенный естественным светом.

Возьмите импульсный источник, с ксеноновой газоразрядной трубкой, которая выдает порядка 100 люмен на ватт. Используем сравнительно слабый 60-ваттный импульс и предположим, что производитель не сжульничал с показателями и электроника вспышки высокоэффективна. Если мы помножим люмен/ватты на ват-секунды, мы получим люмен-секунды. Так что мощность в люмен-секундах составит около 6000.

Ну, это совсем немногим выше чем у постоянного света! Да, но учтите, что все эти люмен-секунды на самом деле будут излучены примерно за 1/2500 секунды. Давайте возьмем люмен-секунды, разделим на секунды, что мы получим?

6000/ 1/2500 = 6000*2500 = 15,000,000 люменов! На самом деле световой поток будет ближе к 10,000,000 люменов из-за оптических и электронных потерь. Это позволяет легко пересилить солнце, осветить на небольшой момент большие комнаты или холмы, или волны. Ведь мы занимаемся фотографией – так что нам нужен лишь краткий миг для снимка.

1 сек., f/9, ISO 100. Можно было бы использовать и 1/250 сек. примерно с тем же результатом. По сравнению с предыдущим снимком этот на 3,4 стопа ярче!

Поскольку энергия – это произведение силы на время, моноблок на 160 Ватт-секунд запасает 160 Джоулей в конденсаторах, а люминесцентные лампы на 300 Ватт используют 300 Джуолей энергии в течение одной секунды. Вдвое больше мощности и в десять раз меньше света!

Поэтому, если вам нужно большое количество энергии для большой работы или вы хотите пересилить дневной свет – лучший вариант – использовать импульсный свет.

2. Размер

Импульсный свет позволяет вам иметь солнце в корпусе размером с банку кофе. Вы можете осветить комнату как в солнечный день источником, который поместится в руках и будет весить сотню граммов. Если вы делаете, или планируете выполнять съемки на природе, импульсный свет гораздо удобнее.

Чтобы создать постоянный свет примерно такой же мощности, как импульсный, вам понадобится использовать несколько мощных ламп Френеля, потребляющих примерно 4-20 киловатт, весом около 25 кг каждая, и стоящих тысячи долларов, тем не менее создающих поток порядка 100.000 – 500.000 люмен. Именно благодаря сочетанию мощности и удобства импульсный свет не найдет замены в ближайшее время.

Они не такие огромные как киносвет. Хотя бывают и ещё меньше.

С точки зрения компактности длинные люминесцентные лампы-трубки не складываются до походного размера и обязательно нуждаются в защите от ударов в дополнение к набору. С другой стороны метровый софтбокс легко разбирается до действительно компактных размеров.

3. Питание от аккумулятора

И для импульсного света и для фотовспышек небольшие автономные батареи - обычный источник питания. Светодидный свет постоянно совершенствуется, так что уже есть реальные источники постоянного света на батарейках, но мощность их света пока несравнима с мощностью импульсных источников. С батареями вы можете пойти куда угодно, захватив с собой три, четыре или пять точечных источников света. Для работы на выезде без этого не обойтись.

Смотрите – никаких проводов! Многие редакционные фотографы пользуются наборами фотовспышек для съёмок в любых условиях.

Фотовспышки используют батарейки типа АА, или вы можете подключить высоковольтный бустер для ускорения перезаряда. Литиевый батарейные блоки со встроенным инвертером позволяют взять ваш студийный свет куда угодно, прямо как фотовспышки. Это особенно уместно для таких небольших прочных моноблоков как AlienBees.

4. Цвет

Спектральное излучение ксеноновых газоразрядных трубок таково, что их индекс цветопередачи (CRI) – около 100. Индекс цветопередачи является мерой того, насколько хорошо свет освещает цвета, не изменяя их из-за пиков или падений в спектре излучаемого света.

Чем ближе он у непрерывному спектру (независимо от цветовой температуры) – тем лучше. Индекс для ламп накаливания также равен 100, однако у других источников постоянного света, таких как галогенные лампы, флуоресцентные лампы или светодиоды – он не больше 95. Кстати, если вы ищете постоянный свет, знайте, что коэффициент 80-90 – это «хорошо», а 90-100 – «отлично». Вообще лучше выбирайте свет с коэффициентом 91 и выше.

CRI>93, но по $8 за лампу. Точность цветопередачи обходится не дешево. И все равно не дотягивает до обычной фотовспышки.

Помимо отличной цветопередачи, ксеноновые газоразрядные трубки имеют покрытие, обеспечивающее им цветовую температуру дневного света - порядка 5500 К, что обеспечивает их применимость в широком диапазоне ситуаций и добавляет еще одно преимущество к уже описанным.

5. Цена

Стоимость в расчете на люмен-секунду (или ватт-секунду) гораздо ниже у импульсного света. Это же в значительной степени относится к мощности и требованиям к цвету, которые также труднодостижимы сегодня за разумную цену с постоянным светом.

Флуоресцентный свет кажется наиболее эффективным с лампами «T-5», выдающими 5200 люмен с индексом цветопередачи 93 и компактными флуоресцентными лампами, выдающими 4800 люмен при индексе цветопередачи 91.

Можно купить две фотовспышки по цене ламп и балластов на этой картинке!

Хорошую мануальную вспышку можно купить по цене дешевле $100, а с TTL – около $200. Четыре мощные лампы «T-5» будут стоить порядка $35, не считая самого светильника и электроники для его работы, которые добавят к стоимости еще порядка $150. Это если вы соберете всё сами.

Светильники Cool Lights и KinoFlos стоимостью в диапазоне $500-1500 светят не сильнее фотовспышки. Импульсный моноблок на 160 ватт стоит дешевле $250. Добавление стоимости стрипбокса размером 12×48 дюймов, даже такого дорого производителя как Lastolite, все равно не позволит достичь стоимости качественного люминесцентного света.

Постоянный свет

Похоже, что импульсный свет по всем направлениям демонстрирует превосходство над постоянным. Но так ли это? Мы ещё не рассмотрели все факторы. Давайте посмотрим на преимущества постоянного света.

1. WYSIWYG

«Что вы видите – то вы и получите» (от переводчика – так расшифровывается аббревиатура в заголовке). С постоянным светом нет нужды в пилотном свете, который выделяет много тепла и может ограничить вас в использовании некоторых светомодификаторов. Вы будете сразу видеть именно то, что увидит камера.

Это может быть большим подспорьем во время обучения работе с использованием искусственного света поскольку вы можете перемещать свет и сразу видеть результат вообще без необходимости снимать кадр.

Так вышло, что я использовал пилотный свет в качестве постоянного в этом снимке, но его место на самом деле могла занять любая старомодная настольная лампа.

Соотношение света от источников прямо перед вашими глазами. Без флешметра, без необходимости снимать в ручном режиме, просто переключайте настройки света пока не понравится результат. А затем подстройте диафрагму и ISO на камере. О таком процессе обучения можно только мечтать!

И ваша модель будет видеть то что получится. Без резких вспышек света повсюду – ей может быть только придется привыкнуть к высокому уровню света.

2. Сделай сам

Если вам нравится все делать своими руками – то будет значительно проще, безопаснее и возможно даже дешевле пойти по пути постоянного света. Самодельный флуоресцентный источник можно собрать примерно за $150-200. Фонарь с несколькими мощными компактными флуоресцентными лампами в большом корпусе обойдется примерно в $200-250.

По сравнению с покупкой импульсного света цена сопоставима. По сравнению с попыткой разобрать, переделать или смастерить самому импульсный источник света – фактор безопасности как день и ночь. Нет высоких мощностей, высокого напряжения, блоков конденсаторов, о которых надо беспокоиться, нет канала разряда.

Хотя в принципе возможно самом собрать недорого импульсный источник света, но если вы не инженер-электрик – лучше оставить это для специалистов. И не забывайте, что внутри флуоресцентных ламп содержатся пары ртути!

Почти всё что нужно для самостоятельной сборки почти- KinoFlo. Конечно, не за $200, но всё равно дешевле четырехзначной цены оригинала.

Даже если вы не самоделкин – всё равно у постоянного света огромный потенциал «альтернативного использования». Хотите KinoFlo? Купите за $150 тепличный светильник. Хотите как можно больше света? Нет числа старым светильникам и лампам, продающимся за пару долларов. В отличие от импульсного света нет причин использовать только специально предназначенный для съёмки свет. Хотя импульсные источники могут быть более полезны для фотосъемки – но это довольно серьезная инвестиция.

3. Преимущества низкой мощности

Меньшая мощность постоянного света не всегда является недостатком. Если вы любите делать светлые снимки, но на открытой диафрагме и с малой глубиной резкости – то постоянный свет вам хорошо подойдёт.

Если вы снимаете еду, продукты, натюрморты или другие статичные объекты диафрагма не будет проблемой поскольку вам не нужно использовать останавливающие движение выдержки. Свет можно настроить как вам нравится и выдержка не будет иметь большого значения. Это можно сделать с импульсным светом при использовании нейтрально-серого фильтра, но всё же хорошо бы видеть, что в фокусе!

Прямо с камеры. Можно определить, была ли тут выдержка длинной в целую секунду или 1/250 с? Я не смогу.

4. Качество света

Это очень субъективный момент и можно говорить только о личном впечатлении, но возможно вы замечали, что есть некоторая разница в качестве смягченного импульсного и постоянного света? Лично я всегда считал качество постоянного света более приятным.

Возможно потому что там «настоящее» рассеивание с постоянной освещенностью по площади, а не спадающей к краям как у импульсного света с софтами. Это, конечно, относится прежде всего к длинным люминесцентным лампам. Светодиодные панели, обычно недостаточно велики чтобы увидеть этот эффект, но я думаю, что он такой же.

Другие говорят, что свет есть свет и с точки зрения физики я с ними согласен. Но есть ещё у постоянного света какая-то мягкая четкость, которую я не могу объяснить.

5. Видео

Видеовозможности постоянного света также нельзя упускать из виду, особенно сегодня, когда всё чаще фотографов просят снимать видео на зеркалки. Возможность использования имеющегося света для видеосъёмки может стать вашим конкурентным преимуществом для потенциального клиента с широкими потребностями.

Также вы можете экспериментировать с установленным на камеру источником постоянного света, оценивая, как меняется освещение объекта съёмки когда вы перемещаетесь вокруг него, что дает вам преимущество перед фотографами, снимающими со вспышками.

Какой свет купить

На самом деле… я скажу – оба. Каждый из них – отдельный инструмент для своих задач и как вы видите из иллюстраций, я работаю сейчас над использованием постоянного. Иногда даже можно использовать оба типа одновременно: например, задавая световой рисунок с помощью постоянного света вместе с замораживанием действующих лиц импульсным источником по второй шторке. Другим примером может быть съемка портретов с модными постоянными основными источниками света, обеспечивающими комфорт для глаз портретируемых, при подсветке задника импульсным источником.

В любом случае это зависит от ваших конкретных потребностей. Вам нужны прежде всего мощность и портативность? Выбирайте импульсный свет. Вы снимаете в студии и редко закрываете диафрагму больше чем до f/3.5? Тогда посоветую постоянный. Ваша конкретная ситуация может быть более неоднозначной, так что я не смогу дать один универсальный совет. Однако надеюсь, что данная статья даст вам некоторое общее представление о теме и поможет в принятии правильного решения.

При фотосъемке с импульсным светом, часто возникают заблуждения. В этой статье разберем два самых частых из них. Статья будет полезна как опытным фотографам, так и начинающим. Итак, заблуждения:

  • При съемке с импульсным светом, выдержка 1/60 будет недостаточной – этого не хватит для того, чтобы движение замерло в кадре (особенно если говорить про брызги, капли).
  • Во время съемки с импульсным светом светосильные объективы на открытых диафрагмах использовать не получится. Ведь импульсные источники дают слишком много света.

Заблуждение насчет выдержки

Теперь подробно о выдержке с импульсным светом и как мы насчет нее ошибаемся. Исходя из основ фотографии, мы привыкли к тому что именно выдержкой определяется экспозиция снимка. Это верно, но не всегда.

Если мы зайдем в темную комнату, где нет ни окон ни света, какую бы выдержку мы не поставили, на снимке не получится ничего, кроме черного квадрата. Ведь света то нет.

Далее мы ставим в это помещение тот или иной источник импульсного света и фотографируем любой предмет на выдержке 1/60 сек . Не изменяя мощность импульсного источника, поменяем выдержку на 1/125 сек и снова сфотографируем этот же предмет.

Что получается? Выдержка укоротилась в два раза. Количество света, который оказался на матрице фотоаппарата, также уменьшилось в два раза (в два раза уменьшится экспозиция). Но, на самом деле всё не так.

Дело в том, что импульс источника импульсного значительно короче, чем 1/125 сек . Чтобы понять, как это работает, совершенно не обязательно углубляться в курс физики средней школы. Сначала всё это может показаться слишком сложным, но разобраться в этом может каждый. Теперь подробно о том, как это работает.

Для стандартных импульсных моноблоков известных производителей длительность импульса t0.1 составляет около 1/500 сек . Где t0.1 это время, за которое мощность импульса падает в 10 раз.

Есть моноблоки с другим показателем – t0.5 . Это время, за которое мощность импульса упадет на 50%. Однако, этот показатель можно назвать почти бесполезным, ведь импульс, который снижен наполовину, в кадре даст ещё достаточно света. В общих чертах, t0.5 примерно в три раза короче, чем t0.1, составляет примерно 1/1500 сек .

Что в итоге? Если импульс источника света имеет длительность короче, чем выдержку, установленную на фотокамере, фотографу без разницы, что ставить – 1/60 сек , или 1/100 сек , или 1/125 сек , или 1/200 сек . У снимка совершенно не изменится экспозиция. При съёмке с импульсным светом выдержка не влияет на экспозицию . Здесь уместно упомянуть только об одном исключении: когда сам импульс вспышки обрезается из-за быстрой синхронизации или из-за электронного затвора .

Следовательно, всякие капельки замораживает не выдержка на фотоаппарате, а импульс источника света . Чем короче будет импульс источника света, тем меньше смажется изображение.

Заблуждение насчет открытой диафрагмы

Теперь о втором заблуждении – многие пишут, что вынуждены снимать на диафрагме f/8.0, поскольку слишком много света даёт импульсный источник света . Можно подумать, что кроме как диафрагмой, количество света уменьшить нельзя.

Уменьшить количество света возможно 6-ю способами.

  • Можно уменьшить мощность импульсного прибора (при условии, что регулятор есть);
  • Можно увеличить расстояние между предметом и источником света;
  • Кто-то использует дополнительный рассеиватель для источника света – можно накинуть на него белую материю или просто повесить прямо перед источником;
  • Некоторые фотографы одевают на объектив нейтральный фильтр – например, ND neutral density ;
  • Всегда можно уменьшить ISO (понизить эквивалентную чувствительность матрицы). Если вы привыкли снимать на ISO 100, перейдите в настройки фотоаппарата – не исключено, что там имеется расширенный режим, благодаря которому можно установить ISO 50 . Такая чувствительность есть на многих фотоаппаратах;
  • Источник света можно направить в любой отражатель (даже в обычную стену), сцена же будет освещена уже от отражателя.

В первом и в последнем способе важно учитывать изменение характера света. Чем дальше источник света, тем свет становиться жёстче. Для того, чтобы характер света особо не менялся, лучше использовать источник большего размера. А касаемо последнего способа, чем больше поверхность отражения, тем мягче будет отражаться свет.

В качестве примера к статье вот фотография, снятая на диафрагме f/1.4 с моноблоком мощностью 500 Джоулей . Уменьшение количества света достигалось вместе первым и вторым способом. Расстояние между источником света и цветком около 3-х метров.

В Интернете периодически возникают споры о том, какой тип освещения использовать. Традиционно в фотографии всегда использовались разные виды импульсного света, поскольку павильонные осветители постоянного света были очень тяжелыми, очень дорогими и потребляли очень много электроэнергии.

Но теперь, когда стоимость постоянного света начинает снижаться и мы видим всё больше и больше мощных, обладающих равномерным спектром, согласованных с дневным светом осветительных приборов, появляющихся на рынке, вопрос о преимуществах постоянного света вновь становится актуальным.

«Светопись», но насколько хватит света?

Возможно вы новичок в вопросах освещения и хотите максимально эффективно потратить деньги на покупку света или хотя бы кратко ознакомиться с данной темой. В этой статье я попробую дать краткий обзор возможных вариантов и критериев для принятия решения. Сегодня мы сравним преимущества каждой системы.

Импульсный свет

1. Мощность!

Импульсные источники света дадут вам гораздо больше световой мощности, чем постоянные при любой сравнимой стоимости, размере или любому другому параметру. Почему так? Потому что источник постоянного света должен отражать фотоны от предметов в объектив в течение всего времени пока открыт затвор. Импульсный источник вместо этого может накопить столько энергии сколько нужно за достаточно короткое время, а затем легко и мгновенно высвободить большое количество энергии.

Используем немного арифметики чтобы продемонстрировать эту мысль. Допустим, у вас есть пять 60-ваттных галогенных ламп. Вы получаете порядка 5500 люмен света, по 17-18 люмен на ватт потребляемой мощности. Поскольку свет постоянный - то каждую секунду этот 300-ваттный источник будет излучать 5500 люмен-секунд света. В люмен-секундах может быть измерено излучение света независимо от продолжительности.

1сек., f/9, ISO100. Баланс белого источника освещения - от 3500К до примерно 2950К. На темной полосе такой же вид, освещенный естественным светом.

Возьмите импульсный источник, с ксеноновой газоразрядной трубкой, которая выдает порядка 100 люмен на ватт. Используем сравнительно слабый 60-ваттный импульс и предположим, что производитель не сжульничал с показателями и электроника вспышки высокоэффективна. Если мы помножим люмен/ватты на ват-секунды, мы получим люмен-секунды. Так что мощность в люмен-секундах составит около 6000.

Ну, это совсем немногим выше чем у постоянного света! Да, но учтите, что все эти люмен-секунды на самом деле будут излучены примерно за 1/2500 секунды. Давайте возьмем люмен-секунды, разделим на секунды, что мы получим?

6000/ 1/2500 = 6000*2500 = 15,000,000 люменов! На самом деле световой поток будет ближе к 10,000,000 люменов из-за оптических и электронных потерь. Это позволяет легко пересилить солнце, осветить на небольшой момент большие комнаты или холмы, или волны. Ведь мы занимаемся фотографией - так что нам нужен лишь краткий миг для снимка.

1 сек., f/9, ISO 100. Можно было бы использовать и 1/250 сек. примерно с тем же результатом. По сравнению с предыдущим снимком этот на 3,4 стопа ярче!

Поскольку энергия - это произведение силы на время, моноблок на 160 Ватт-секунд запасает 160 Джоулей в конденсаторах, а люминесцентные лампы на 300 Ватт используют 300 Джуолей энергии в течение одной секунды. Вдвое больше мощности и в десять раз меньше света!

Поэтому, если вам нужно большое количество энергии для большой работы или вы хотите пересилить дневной свет - лучший вариант - использовать импульсный свет.

2. Размер

Импульсный свет позволяет вам иметь солнце в корпусе размером с банку кофе. Вы можете осветить комнату как в солнечный день источником, который поместится в руках и будет весить сотню граммов. Если вы делаете, или планируете выполнять съемки на природе, импульсный свет гораздо удобнее.

Чтобы создать постоянный свет примерно такой же мощности, как импульсный, вам понадобится использовать несколько мощных ламп Френеля, потребляющих примерно 4-20 киловатт, весом около 25 кг каждая, и стоящих тысячи долларов, тем не менее создающих поток порядка 100.000 - 500.000 люмен. Именно благодаря сочетанию мощности и удобства импульсный свет не найдет замены в ближайшее время.

Они не такие огромные как киносвет. Хотя бывают и ещё меньше.

С точки зрения компактности длинные люминесцентные лампы-трубки не складываются до походного размера и обязательно нуждаются в защите от ударов в дополнение к набору. С другой стороны метровый софтбокс легко разбирается до действительно компактных размеров.

3. Питание от аккумулятора

И для импульсного света и для фотовспышек небольшие автономные батареи - обычный источник питания. Светодидный свет постоянно совершенствуется, так что уже есть реальные источники постоянного света на батарейках, но мощность их света пока несравнима с мощностью импульсных источников. С батареями вы можете пойти куда угодно, захватив с собой три, четыре или пять точечных источников света. Для работы на выезде без этого не обойтись.

Смотрите - никаких проводов! Многие редакционные фотографы пользуются наборами фотовспышек для съёмок в любых условиях.

Фотовспышки используют батарейки типа АА, или вы можете подключить высоковольтный бустер для ускорения перезаряда. Литиевый батарейные блоки со встроенным инвертером позволяют взять ваш студийный свет куда угодно, прямо как фотовспышки. Это особенно уместно для таких небольших прочных моноблоков как AlienBees.

4. Цвет

Спектральное излучение ксеноновых газоразрядных трубок таково, что их индекс цветопередачи (CRI) - около 100. Индекс цветопередачи является мерой того, насколько хорошо свет освещает цвета, не изменяя их из-за пиков или падений в спектре излучаемого света.

Чем ближе он к непрерывному спектру (независимо от цветовой температуры) - тем лучше. Индекс для ламп накаливания также равен 100, однако у других источников постоянного света, таких как галогенные лампы, флуоресцентные лампы или светодиоды - он не больше 95. Кстати, если вы ищете постоянный свет, знайте, что коэффициент 80-90 - это «хорошо», а 90-100 - «отлично». Вообще лучше выбирайте свет с коэффициентом 91 и выше.

CRI>93, но по $8 за лампу. Точность цветопередачи обходится не дешево. И все равно не дотягивает до обычной фотовспышки.

Помимо отличной цветопередачи, ксеноновые газоразрядные трубки имеют покрытие, обеспечивающее им цветовую температуру дневного света - порядка 5500 К, что обеспечивает их применимость в широком диапазоне ситуаций и добавляет еще одно преимущество к уже описанным.

5. Цена

Стоимость в расчете на люмен-секунду (или ватт-секунду) гораздо ниже у импульсного света. Это же в значительной степени относится к мощности и требованиям к цвету, которые также труднодостижимы сегодня за разумную цену с постоянным светом.

Флуоресцентный свет кажется наиболее эффективным с лампами «T-5», выдающими 5200 люмен с индексом цветопередачи 93 и компактными флуоресцентными лампами, выдающими 4800 люмен при индексе цветопередачи 91.

Можно купить две фотовспышки по цене ламп и балластов на этой картинке!

Хорошую мануальную вспышку можно купить по цене дешевле $100, а с TTL - около $200. Четыре мощные лампы «T-5» будут стоить порядка $35, не считая самого светильника и электроники для его работы, которые добавят к стоимости еще порядка $150. Это если вы соберете всё сами.

Светильники Cool Lights и KinoFlos стоимостью в диапазоне $500-1500 светят не сильнее фотовспышки. Импульсный моноблок на 160 ватт стоит дешевле $250. Добавление стоимости стрипбокса размером 12×48 дюймов, даже такого дорого производителя как Lastolite, все равно не позволит достичь стоимости качественного люминесцентного света.

Постоянный свет

Похоже, что импульсный свет по всем направлениям демонстрирует превосходство над постоянным. Но так ли это? Мы ещё не рассмотрели все факторы. Давайте посмотрим на преимущества постоянного света.

1. WYSIWYG

«Что вы видите - то вы и получите» (от переводчика - так расшифровывается аббревиатура в заголовке). С постоянным светом нет нужды в пилотном свете, который выделяет много тепла и может ограничить вас в использовании некоторых светомодификаторов. Вы будете сразу видеть именно то, что увидит камера.

Это может быть большим подспорьем во время обучения работе с использованием искусственного света поскольку вы можете перемещать свет и сразу видеть результат вообще без необходимости снимать кадр.

Так вышло, что я использовал пилотный свет в качестве постоянного в этом снимке, но его место на самом деле могла занять любая старомодная настольная лампа.

Соотношение света от источников прямо перед вашими глазами. Без флешметра, без необходимости снимать в ручном режиме, просто переключайте настройки света пока не понравится результат. А затем подстройте диафрагму и ISO на камере. О таком процессе обучения можно только мечтать!

И ваша модель будет видеть то что получится. Без резких вспышек света повсюду - ей может быть только придется привыкнуть к высокому уровню света.

2. Сделай сам

Если вам нравится все делать своими руками - то будет значительно проще, безопаснее и возможно даже дешевле пойти по пути постоянного света. Самодельный флуоресцентный источник можно собрать примерно за $150-200. Фонарь с несколькими мощными компактными флуоресцентными лампами в большом корпусе обойдется примерно в $200-250.

По сравнению с покупкой импульсного света цена сопоставима. По сравнению с попыткой разобрать, переделать или смастерить самому импульсный источник света - фактор безопасности как день и ночь. Нет высоких мощностей, высокого напряжения, блоков конденсаторов, о которых надо беспокоиться, нет канала разряда.

Хотя в принципе возможно самому собрать недорого импульсный источник света, но если вы не инженер-электрик - лучше оставить это для специалистов. И не забывайте, что внутри флуоресцентных ламп содержатся пары ртути!

Почти всё что нужно для самостоятельной сборки почти- KinoFlo. Конечно, не за $200, но всё равно дешевле четырехзначной цены оригинала.

Даже если вы не самоделкин - всё равно у постоянного света огромный потенциал «альтернативного использования». Хотите KinoFlo? Купите за $150 тепличный светильник. Хотите как можно больше света? Нет числа старым светильникам и лампам, продающимся за пару долларов. В отличие от импульсного света нет причин использовать только специально предназначенный для съёмки свет. Хотя импульсные источники могут быть более полезны для фотосъемки - но это довольно серьезная инвестиция.

3. Преимущества низкой мощности

Меньшая мощность постоянного света не всегда является недостатком. Если вы любите делать светлые снимки, но на открытой диафрагме и с малой глубиной резкости - то постоянный свет вам хорошо подойдёт.

Если вы снимаете еду, продукты, натюрморты или другие статичные объекты диафрагма не будет проблемой поскольку вам не нужно использовать останавливающие движение выдержки. Свет можно настроить как вам нравится и выдержка не будет иметь большого значения. Это можно сделать с импульсным светом при использовании нейтрально-серого фильтра, но всё же хорошо бы видеть, что в фокусе!

Прямо с камеры. Можно определить, была ли тут выдержка длинной в целую секунду или 1/250 с? Я не смогу.

4. Качество света

Это очень субъективный момент и можно говорить только о личном впечатлении, но возможно вы замечали, что есть некоторая разница в качестве смягченного импульсного и постоянного света? Лично я всегда считал качество постоянного света более приятным.

Возможно потому что там «настоящее» рассеивание с постоянной освещенностью по площади, а не спадающей к краям как у импульсного света с софтами. Это, конечно, относится прежде всего к длинным люминесцентным лампам. Светодиодные панели, обычно недостаточно велики чтобы увидеть этот эффект, но я думаю, что он такой же.

Другие говорят, что свет есть свет и с точки зрения физики я с ними согласен. Но есть ещё у постоянного света какая-то мягкая четкость, которую я не могу объяснить.

5. Видео

Видеовозможности постоянного света также нельзя упускать из виду, особенно сегодня, когда всё чаще фотографов просят снимать видео на зеркалки. Возможность использования имеющегося света для видеосъёмки может стать вашим конкурентным преимуществом для потенциального клиента с широкими потребностями.

Также вы можете экспериментировать с установленным на камеру источником постоянного света, оценивая, как меняется освещение объекта съёмки когда вы перемещаетесь вокруг него, что дает вам преимущество перед фотографами, снимающими со вспышками.

Какой свет купить

На самом деле… я скажу - оба. Каждый из них - отдельный инструмент для своих задач и как вы видите из иллюстраций, я работаю сейчас над использованием постоянного. Иногда даже можно использовать оба типа одновременно: например, задавая световой рисунок с помощью постоянного света вместе с замораживанием действующих лиц импульсным источником по второй шторке. Другим примером может быть съемка портретов с модными постоянными основными источниками света, обеспечивающими комфорт для глаз портретируемых, при подсветке задника импульсным источником.

В любом случае это зависит от ваших конкретных потребностей. Вам нужны прежде всего мощность и портативность? Выбирайте импульсный свет. Вы снимаете в студии и редко закрываете диафрагму больше чем до f/3.5? Тогда посоветую постоянный. Ваша конкретная ситуация может быть более неоднозначной, так что я не смогу дать один универсальный совет. Однако надеюсь, что данная статья даст вам некоторое общее представление о теме и поможет в принятии правильного решения.

Свет импульсный VS постоянный. lisits wrote in 7 апреля, 2016

Одной из давних неразрешимых дилемм, стоящих в иерархии где то между «пленка vs цифра» и «canon vs nikon», является вопрос «постоянный или импульсный свет?».

На этот вопрос я находил следующие ответы:

- «Постоянный свет мы видим сразу, а импульсный только представляем».

Я считаю это не ответом, а скорее логическим следствием определения. Это все равно, что сказать: с постоянным светом можно снимать видео, а с импульсным - нет. Да ладно?!

- «Отличие только в мощности». Как доказательство приводят два кадра какой-нибудь стойки в метре от фона, выполненных одним источником на импульсе и пилоте.

Да, при таких условиях действительно отличия нет, но это скорее частности.

- «Постоянный свет более приятен глазу и (мое любимое) - создает киношную картинку». Понятие «киношности» настолько размыто, что впору писать отдельную статью. Я согласен, в работе постоянный свет действительно приятнее вспышек, но значение имеет только финальный результат, а он в большей степени зависит от подхода.

Уже написано огромное количество информации на эту тему, и давно известно, что нельзя сказать какой свет лучше, и что все зависит от задач. Начну я свои изыскания с мысли, что в принципе абсолютно любые задачи можно решить любым светом. Другое дело, что каким-то светом эти задачи будет решить проще и/или дешевле. Поэтому, чтобы не распыляться, я решил взять импульсную голову с рефлектором и один дедолайт на 150Вт.

1. Давайте в первый пункт отправим все очевидные вещи. Это мощность: даже на самом минимуме импульсный источник опережает дедик в узком луче на максимуме почти на 5 ступеней. Преимущество по весу обычно отдают импульсному свету (ссылаясь на накамерную вспышку), но в нашем случае убедительно побеждает дедолайт. плюсуя себе простоту установки и настройки. Это и энергопотребление: в плане мобильности импульсный свет далеко впереди (для меня это определяющий фактор). Понятие стоимости все-таки эквивалентно больше классу оборудования, но если колхозить, то с постоянным светом.

2. Второй пункт про работу. Действительно, с постоянным светом работать гораздо приятнее: источники быстро настраиваются, их удобно двигать и прятать в кадре. Видимый свет сильно упрощает работу. И главный плюс: получить узкий луч света гораздо проще постоянным светом. Один большой минус: когда мы работаем вдали от сети, счет идет на минуты, а не на количество кадров. Хочешь взять перерыв - бегаешь, выключаешь все источники. Второй минус: греются они существенно.

Мощность не самоцель, но она диктует размер локации, и когда, например, необходимо заполнить 200-300кв м пространства, логичнее взять импульс. Работать с импульсом тоже интересно, но здесь включается еще один фактор: посторонний свет.

Хотим ли мы посадить солнце либо использовать настольные лампы - все это решающий момент при выборе оборудования. Но тут важно другое - выдержка. При работе с импульсным светом мы можем дозировать посторонний свет отдельно от импульса, при работе с постоянным светом выдержка работает на весь свет. Это тоже влияет на работу. Забавно, что работу выдержкой обычно отправляют в плюс к постоянному свету, для меня же все иначе.

По затрачиваемому времени, у меня лично при работе с постоянным светом уходит на кадр в 2 раза меньше времени, чем с импульсом, но тут индивидуально.

3. Перейдем наконец к самому свету. Физически, и импульсный и постоянный свет работают по одним законам, поэтому некоторые отличия касаются скорее приборов, и они могут варьировать.

Импульсный свет гораздо контрастнее. Дело как в перепадах яркости между освещенным и неосвещенным участком, так и в структуре самого света. Здесь у меня есть пара теорий.

Зависимость интенсивности света от расстояния подчиняется закону обратных квадратов: при увеличении расстояния, интенсивность уменьшается на квадрат кратности расстояния. Однако геометрическая оптика рассматривает идеальный свет от точечного источника, которого в природе не существует.

Я решил провести экперимент. Первый пример: свет hensel с рефлектором на минимальной мощности 37,5дж.

Путем замера, мы получили уменьшение света на 2 стопа(в 4 раза) при увеличении расстояния в 2 раза и на 3 стопа при увеличении в 2,5 раза. Таким образом мы можем сделать вывод, что импульс приближается по своим характеристикам к точечному источнику.

А вот что мы видим с дедолайтом 150Вт в луче средней ширины.

При увеличении расстояния в 2 и 2,5 раза мы видим уменьшение света на 1,6 и 2,4 стопа соответственно. Снижение интенсивности меньше!Почему же так?

Я предположил, что дело в линзе - все таки импульсный свет с открытой лампой, а вот большинство постоянных источников линзованные. Дабы подтвердить теорию, я решил провести схожий опыт с фонариком с линзой и без линзы.

Обратите внимание на то, как чудесно поплыл цвет (настройки бб одинаковые).

Фонарик в широком луче, равно как и без линзы также выдал падение интенсивности на 2 и 3 стопа соответственно.

А вот при сужении луча падение интенсивности не столь выражено: на 1,6 и 2,2 стопа соответственно.

Отсюда мы можем делать вывод, что линзованный свет жертвует контрастом ради управляемости. А учитывая, что почти все источники постоянного света линзованные, это также имеет значение при выборе света.

Нужно понимать, что приводимые мной примеры «лабораторны», а при увеличении расстояния эти пропорции будут меняться. Однако, даже на таких маленьких расстояниях видно: импульсный свет контрастнее по своей сути. А вот получить узкий пучок света на большом расстоянии проще с дедолайтом.

Полученные мной результаты не работают с широкими источниками типа светодиодных панелей и софтбоксов - там работает закон обратного расстояния.

Есть у меня еще одна теория: работа дифракции. Дело в том, что постоянный свет светит постоянно, а импульсная лампа успевает разгореться и затухнуть. Это относится уже к волновой теории света, в которую я не вникал, но влиять это должно.

4. Также я попробовал этот опыт с импульсом на 1200дж и вот что получил.

Падение интенсивности на 1,7 и 2,5 стопа!

Снижение падения света в данном случае объясняется еще одним важным свойством света: отражением. Этим можно пренебречь, если вы упырь и живете в черном помещении, но у меня белый потолок и стены. Поэтому если я захочу получить максимально жесткий рисунок света, я выберу постоянный свет, отражением которого от стен можно пренебречь.Этот фактор имеет огромное значение при построении света в помещении в принципе. Конечно можно заморочиться с флагами и работать на малых мощностях, но картинка все равно будет восприниматься иначе, нежели с постоянным светом.

5. И вот тут мы приходим к достаточно индивидуальному вопросу - вопросу восприятия. Постоянный свет нам привычнее, весь видимый нами свет днем и ночью - постоянный. То есть перепад яркостей и контраст нам тоже привычен. Это не дает форы какому-то свету, но принципиально отличает задачи.

Ради доказательства вот вам сравнительная картинка на импульсе 37,5Дж и фонарике в широком луче. Оба показали одинаковое падение интенсивности.

Вот не знаю как вам, а мне кажется, что верхний ряд более контрастный, и что перепад света сильнее, хотя по замерам все одинаково.

6. Upd: забыл упомянуть ещё один важный для меня фактор. Дело в том, что я снимаю и на цифру и на пленку. Опыт показал, что кадры, сделанные импульсным светом часто требуют доработки в фш. И, несмотря на динамический диапазон, пленка сильно проигрывает цифре при работе с импульсом. При работе с постоянным пленка сохраняет все свои плюсы. Обычно для меня первостепенен выбор света, но иногда приходится и выбирать свет по этому принципу.

Итог: нельзя сказать какой свет лучше, лучше - оба. Я для себя решил так: на улице свет импульсный, в помещении постоянный. А также различные варианты комбинаций: например, на представленном ниже фото импульс бьет в окно, а схема в помещении на постоянном.

Напоследок вот вам кроп с разных кадров, угадайте где импульс а где постоянный.