Как составлять ментальные карты. Интеллект карты (ментальные карты, карты ума, mind map)

Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

Порядок освобождает мысль.
Р. Декарт

25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
2. Трудно выявить ключевые идеи;
3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

Преимущества

Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

6. Методу ментальных карт легко научиться.

Теперь эта же информация, представленная в виде карты

Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

1. Целостность, законченность образа.
2. Эмоциональная выразительность образа
3. Ассоциативность

Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

Применение ментальных карт

Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

Техника составления ментальных карт

Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

Второй этап — непосредственно составление карты:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

Ирина Запотоцкая,
преподаватель

После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям.

Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами.

Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях.

Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной.

Проанализируем основные преимущества и недостатки данного метода, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки метода ментальных карт

Преимущества

Недостатки

Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал

При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга

Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

Особенности построения метальных карт.

Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею.

Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше.

В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.

Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали.

Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании.

Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты.

Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд.

Рисунок 1 представляет собой пример построения ментальной карты на тему “Использование ментальных карт”.

На ветках, отходящих от центрального квадрата с названием темы для анализа, указано области, в которых данный метод может применяться: обучение, планирование, менеджмент, мозговой штурм, творческое мышление, идентификация проблем, презентация какого-либо объекта.

Каждая ветка имеет свои разветвления, которые показывают ассоциации, связанные с каждой областью применения метода. Стоит отметить, что метод ментальных карт достаточно субъективен, поскольку каждый человек по-разному видит решение определенной проблемы.

Каждого из нас окружает море информации. И на протяжении всей жизни мы только и делаем, что чему-то учимся и генерируем новые идеи… Иногда кажется, возможности уже исчерпаны; голова забита не только «полезностями», но и ерундой; а очередной пласт важных знаний в нее попросту не поместится.

Однако есть способы подключить скрытые ресурсы своего мозга. И один из наиболее действенных - ментальная карта! Именно с ее помощью знаменитые ученые, бизнесмены, актеры в короткие сроки запоминают большой объем информации и генерируют новые идеи.

«Менталка» первая моя…

Откуда еще брать примеры, как не из собственной жизни! Впервые с ментальной картой я, сама того не ведая, столкнулась в далеком детстве. А точнее, в первом классе. Я никак не могла выучить наизусть стихотворение, которое задал учитель.

Больше двух часов повторяла незамысловатые строчки, а толку – никакого… Дело дошло до слез, и тогда вмешался папа. Он перечитал несколько раз стишок, взял лист бумаги и карандаши. И нарисовал то, что было в стихотворении. Птица, парящее в синем небе; легкая струйка пара вдали; девушка в длинном платье, шагающая по траве, и солнце… с красными елками на нем!

С тех пор эта картинка стоит в моей голове, и стихотворение Василия Жуковского вспомню, если даже проснусь среди ночи. Вот оно:

Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

Теперь ясно, почему на картинке моего папы деревья произрастали прямо на Солнце и были окрашены в ярко красный цвет?.. Вот и мне все стало предельно понятно. Тем более что папа ради максимальной смысловой прозрачности подписал «who is» девушка в длинном платье (сама Весна). Что за птичка порхает в небе (тот самый жаворонок). И обозначил, что птичка не просто летает, но и поет (то самое облачко, которое так часто встречаешь в комиксах, - только с нотами вместо слов).

В общем, сам того не подозревая, папа сумел освоить новый для себя метод и создать настоящую (хоть и абсолютно примитивную) «менталку», которая выполнила свою задачу на «5+»! И, кстати, использовал при этом самые правильные инструменты. Какие именно – расскажу дальше.

Ветки вам в помощь

Американцы называют «менталку» mind map, что в переводе означает «интеллектуальная карта». На мой взгляд, это название более полно характеризует данный метод обработки, структурирования и запоминания информации.

Метода mind map может пригодится в самых разных ситуациях. Конспект лекции; краткое содержание книги или кинофильма; создание «живой» презентации для деловых переговоров; фиксация очередной идеи, которая только ожидает своего воплощения в жизнь… Ситуаций, когда практически безграничные возможности mind map могут прийти на помощь, множество.

Но как выглядит среднестатистическая «карта ума»? Обычно в ее основу ложится одна-единственная тема. Ее необходимо вынести в центр листа, выделить ярким цветом, обозначить крупными буквами, заключить в замкнутый контур – одним словом, чтобы тема бросалась в глаза по максимуму. Она станет неким ядром, от которого в разные стороны расползаются «щупальца» - подтемы либо ключевые слова.

Дальше – больше. От крупных «веток» идут более тонкие «отростки». Каждое слово или мысль, ложащиеся в их основу, должны быть максимально емкими и запоминающимися. В результате мы получаем яркую схему, похожую на разросшееся дерево со множеством мелких веточек.

Mind map помогает разложить «по полочкам» практически любую тему; главное – опыт составления и чтения интеллектуальных карт. А это уже - дело наживное.

Каждому – своя карта

Примеры, выхваченные из жизни, наглядней всего демонстрируют эффективность ментальных карт. Так, моя двоюродная сестра Катя решила освоить данный метод, чтобы изучить иностранный язык и выйти замуж за жителя Германии.

Из-за того, что немецкий язык был для нее абсолютно чужд, она начинала с самого простого: пополнения словарного запаса. Для этого обозначала в центре каждой ментальной картины тему (к примеру, «продукты питания» - «LEBENSMITTEL»), и от этого ядра «простирала» в сторону стрелки. Это были «фрукты» («früchte»), «овощи, зелень» («gemüse»), мясо («fleisch) и т. д.

Естественно, что она не только обозначала наименования тех или иных продуктов либо предметов, но и рисовала их.

Эти ментальные карты Катя развешивала в разных комнатах своего дома; в офисе; где работала; возила в бардачке автомобиля. Как результат – постоянное «видение» незнакомых слов и их изображений помогло ей в максимально сжатые сроки расширить словарный запас. Данный метод помог ей и на дальнейших, более сложных этапах освоения немецкого языка.

На самом деле, конструирование ментальных карт не требует каких-либо особых навыков. Главное – следовать собственной интуиции и не копировать те mind map, которые вы видели раньше. Ведь карта, которая будет понятна одному человеку, совершенно не поможет другому. Этот метод чрезвычайно индивидуален и, если ваша цель – составление ментальных карт, не стоит звать на помощь подружку.

«Интеллектуалка» и ее особенности

Есть несколько нюансов, позволяющих создать максимально эффективную «менталку».

Вот они:

  • лист бумаги должен находиться в горизонтальном состоянии. Так мы получаем максимальное пространство, которое можно заполнить яркими образами и ключевыми словами.
  • не забывайте о картинках. Они являются основной составляющей каждой «карты ума», так как врезаются в память намного более эффективно, чем буквы или цифры.
  • конструирование ментальных карт подразумевает использование красок. Создавайте разноцветные картинки, подписывайте их карандашами разных оттенков. Чем ярче будет ваше произведение, тем быстрее и отчетливей «ляжет» в пространство памяти.
  • подписывая те или иные сюжеты, используйте разные шрифты. Данный метод только приветствует любые проявления собственного «я». Неслучайно специалисты называют составление интеллектуальных карт «графическим отображением работы мозга».
При этом очень важно избавить ментальную карту от каких либо лишних элементов. Забудьте о витиеватых рамочках, бессмысленных цветочках и сердечках. Все, что лишено информативности, но при этом перенасыщено эмоциональностью, - изгоняем из нашего интеллектуального полотна без лишних сомнений!

Зная, как сделать ментальную карту, мы экономим время, нервы и деньги. Так что берите бумагу, цветные карандаши – и вперед, метод mind map вас ждет!

Ментальные карты или майнд карт уже давно и успешно используются для систематизации мыслей и большого объема информации. Особенно ими любят пользоваться руководители крупных компаний и различные обучающие организации. Давайте попробуем разобраться в чем основные плюсы и секреты таких карт?

Представьте, что вам предстоит подготовиться к какому-то важному событию в вашей жизни или проекту. И при этом нужно удержать в голове множество мыслей, деталей и важной информации. На первый взгляд, кажется, что это просто невозможно и обязательно что-нибудь забудется. Но на самом деле для этих целей люди давно научились такому интересному способу, как составление метальных карт. Когда вся нужная информация располагается не просто на листочке в блокноте, а на большом листе с обозначением главных групп и множеством подвидов, чтобы не забыть и не упустить любую мелочь из виду.

Представляете как удобно, например, готовясь к свадьбе расписать сначала все необходимые детали в виде графического изображения или таблицы, а затем просто вычеркивать ненужные детали, по мере их выполнения. Когда мы наглядно видим весь объем предстоящих работ, складывается цельная картина о предстоящей работе, которую нужно проделать. Возможно, что начертив все на листе бумаги окажется, что сделать на самом деле необходимо не так уж много.

Метод метальных карт придумал психолог и писатель Тони Бьюзен. Он успешно совместил в этом методе психологию, мнемонику и нейролингвистику. И изначально ими пользовались только руководители крупных бизнес компаний, преподаватели и журналисты. Но со временем подобным методом начали пользоваться люди и в обычной жизни, благодаря их удобству и наглядности.

Как составить ментальную карту?

Ментальные карты — это визуализация мыслей и идей. Составление ментальных карт немного походит на рисование дерева с ответвлениями. Для начала нужно нарисовать основу нашей карты по центру страницы. Лучше взять для этого цветной карандаш или маркер. Далее делаем самые важные «ответвления» или подтипы по своей теме. Над каждым ответвлением делаем надпись. Важно, чтобы надписи были крупными и понятным почерком, желательно печатными буквами.

Основные детали для составления удобной и понятной ментальной карты:

  • Для удобства визуализации своих мыслей и для лучшего восприятия карты, ответвления должны быть примерно одной длины
  • Надписи на ответвлениях не должны быть слишком длинными. Достаточно будет нескольких коротких слов, передающих смысл. Если необходимо записать важную информацию, которая занимает много места, то распишите данный подтип в блокноте или на обратной стороне листа ментальной карты.
  • Используйте несколько ярких цветов. Наше восприятие устроено так, что сначала мы видим и запоминаем картинку, а потом уже информацию, содержащуюся в ней.
  • Сопровождайте свои надписи иллюстрациями и изображениями. Таким образом активизируется восприятие и память. Надписи должны быть печатными буквами. Это нужно для максимального удобства чтения
  • Главная тема ментальной карты располагается по центру и должна быть больше остальных
  • Лист всегда располагается горизонтально. Так сознанию легче воспринимать информацию. Вспомните, например, школьную доску или телевизор.

В составлении ментальной карты проявите творческий подход, делайте небольшие рисунки рядом с нужными ключевыми словами, используйте много цветов. Составляйте карту как вам удобно, для кого-то удобней начертить таблицу, а для кого-то нарисовать карту в виде солнышка или дерева. Если вам сложно составить ментальную карту или таблицу по своей теме самостоятельно, воспользуйтесь электронным составителем. Их легко найти и скачать из интернета. Самые популярные из них:


В каких случаях полезно использовать ментальные карты?

Удобство применения ментальных карт в том, что они легко применимы как для рабочих или учебных проектов, так и для повседневной жизни. Так, к примеру, удобно готовиться к важным событиям в жизни, будь то свадьба, поступление в институт или подготовка ребенка к школе. В основном такие карты используют в следующих случаях:

  • Для самообучения. Чтобы ускорить процесс запоминания нового материала, зафиксируйте свои главные мысли в виде ментальной карты.
  • Презентация товара или услуги. С помощью майнд карт у вас есть возможность более выгодно, полномерно и наглядно презентовать любой вид предлагаемого на продажу объекта или услуги.
  • Для фиксирования большого количества информации. Чтобы не упустить все нюансы, представьте их в сжатой форме на одном листа майнд карты.
  • Для генерации новых идей. Если вам не хватает вдохновения и вы не знаете где черпать новую информацию для своего проекта, ментальная карта тоже с легкостью поможет в этом.

Метальные карты очень полезны для четкого и конструктивного представления информации более понятным способом. За счет четкости и краткости, а так же ассоциативных обозначений в виде рисунков, все воспринимается гораздо проще и быстрей. Таким образом, есть возможность запомнить большой объём информации, подготовиться к важному проекту или даже составить план для будущего отпуска.

Примеры ментальных карт