Консультация (младшая группа): Игры с детьми раннего возраста. Словесные игры для детей раннего возраста в детском саду

Татьяна Баканова
Развивающие игры для детей раннего возраста

«Развивающие игры для детей раннего возраста »

Информация к размышлению

Где то на свете есть садик такой

Бегают дети весёлой гурьбой

А милые куклы на стульях сидят

Лишь Пакемоны в руках у ребят

Кены и Барби на вилах и в саунах

И Телепузики с лицами даунов

Что будет на этой планете

Если играть не научатся дети

В добрую маму, трудягу-отца

В доктора, плотника или певца?

Ведь от того во что дети играют

Всё же зависит, кем они вырастают.

Подводим итог дискуссии. Без сомнений, игра вещь полезная, игра с педагогом вещь очень полезная, игра с родителями вещь особо полезная.

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.

Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.

В этот период формируются основные навыки самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и вилкой, учится пить из чашки, осваивает навыки опрятности.

В этот период происходит развитие игры ребенка как вида деятельности. Сначала ребенок концентрирован на самом процессе игры , на манипулировании предметами, но постепенно появляются элементы творчества, на первый план выходит воображаемая ситуация, а не наглядная. У игры появляется сюжет , ребенок постепенно научается развивать его , ориентируясь не только на уже знакомые жизненные ситуации, но и на вновь создаваемые и моделируемые самим ребенком.

Игра «Кто быстрее доберется до…»

Игроки становятся рядом, тема шагов «Всё круглое» . Каждый игрок делает шаг, назвав какой- нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок) . Установить где, финиш будет.

Развивающие игрушки

Образные игрушки (куклы, мягкие игрушки – животные и пр.)

Что такое образные игрушки : Как следует из названия, образные игрушки представляют собой какой-либо образ. А если проще – это все игрушки в виде животных или людей, которые предполагают обращение с ними, как с живыми персонажами, будь то куклы со всеми составляющими кукольной жизни, или зайчики, мишки и другие подобные игрушки.

Что развивают у ребенка образные игрушки :

Образные игрушки в первую очередь развивают личностную , социально-эмоциональную сферу, ведь, например, кукла – это не что иное, как отражение человеческого образа. Игры с куклами позволяют малышу включаться в мир людей, отражать свой опыт в игре, воспроизводить знакомые ему действия.

Кукольное хозяйство

Что такое «кукольное хозяйство» и для чего оно нужно : Кукольное хозяйство - аксессуары для кукол (это все то, что необходимо для «кукольной жизни» . В кукольное хозяйство входят различные мелочи, такие как флакончики духов, кукольные расчески, здесь же мебель, посуда, ванночки и даже целые кукольные дома со всей обстановкой. Такие атрибуты, как кукольные аксессуары, необходимы для полноценной игры с куклами , они помогают создать и развить сюжет , способствуют его динамичному развитию и , конечно же, придают игре реалистичность.

Транспортные развивающие игрушки

Что такое транспортные игрушки? Это такие игрушки, которые представляют собой какие-либо виды транспорта. Этот вид игрушек представлен в большом разнообразии : и машинки, и самолетики, различные корабли. В эту же категорию можно отнести различные игрушечные средства транспортировки – коляски, тачки, тележки и многое другое. Транспортные игрушки полезны тем, что развивают познавательную сферу, эмоционально-личностные качества, воображение и моторику. Качественная и правильно подобранная игрушка такого типа вносит в сюжетную игру возможности перемещения персонажей, обогащая тем самым игровую ситуацию, помогает малышу в освоении социальных ролей и удовлетворении неиссякаемого познавательного интереса.

Развивающие динамические игрушки

К динамическим игрушкам можно отнести такие, в основе которых лежат разнообразные виды движения : вращение, кручение, кувыркание, хождение и т. д. Динамические игрушки – отнюдь не современное изобретение, подобные существовали еще в древности, самая ранняя из известных истории – шагающая фигурка быка, датированная 3 тысячелетием до н. э., которую обнаружили в Египте. Шагает этот древний игрушечный бык за счет использования закона маятника, что позволяет ему двигаться, покачиваясь в стороны. И такие игрушки встречаются в разных эпохах, в разных странах.

Музыкальные развивающие игрушки

Зачем нужны ребенку музыкальные игрушки?

То, что дети любят музыку, общеизвестно, ведь множеством исследований доказано, что даже в материнской утробе ребенок уже реагирует на музыку. Годовалый малыш уже связывает свои действия со звуками, он топает ногами, хлопает в ладошки, стучит разными предметами. В раннем возрасте музыкальные игрушки оказывает благоприятное воздействие на развитие чувства ритма , овладение моторикой и становление личности, самосознания.

Игра с родителями. Передовая мяч друг другу, рассказывать потешки.

Развивающие игрушки для воды и песка

Игрушки, предназначенные для игр с песком и водой, дадут Вашему малышу простор для разнообразных экспериментов. И вода и песок – это уникальные вещества, свойства которых делают игры с ними отличным способом познавательного развития . Формирование важнейших мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение, развитие любознательности , познавательной активности – все это дадут игры с песком и водой . Помимо этого, такие материалы, как песок и вода обладают способностью тонизировать и расслаблять мышцы, благотворно воздействуют на нервную систему, да и просто дарят детям множество положительных эмоций, что оказывает полезное действие на личностное благополучие малышей.

Развивающие игрушки : вкладыши

Что такое игрушки - вкладыши : Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений.

Какие способности развивают в ребёнке кубики и конструкторы :

Такая игровая деятельность, как конструирование и строительство из кубиков, оказывает благотворное воздействие на развитие ловкости рук , целенаправленных действий, мелкой моторики, воображения и образного мышления. Кубики – традиционная игрушка для детей начиная с самого раннего возраста , правильно подобранными кубиками ребенок может играть не один год. Первое знакомство с кубиком у совсем крохи начинается с ознакомительных, экспериментальных действий : бросание, ощупывание, перекатывание.

Задание родителям. Построить машину или дом

Развивающие игрушки : мозаика

Какие способности развивают у ребенка - занятия собиранием мозаики? Мозаика представляет собой создание какого-либо изображения, узора, орнамента, путем собирания его из мелких частей. Такая деятельность, как собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка : тренируется мелкая моторика, развивается воображение , образное мышление. Помимо этого, предлагая малышу мозаику, Вы тем самым способствуете развитию целенаправленной деятельности, помогаете научиться целеполаганию, у ребенка развиваются эстетические понятия вкуса и творческой активности.

Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии .

Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.

Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша . И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.

Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок : его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т. д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече) ; движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске) ; тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т. п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.

Игры лучше подбирать под настроение ребенка.

Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша

Карточка№1

Игра : «Шла коза по мостику»

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Карточка№2

Игра : «На лошадке»

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Карточка№3

Игра : «Карусели»

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Карточка№4

Игра : «Маленькая птичка»

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Карточка№5

Игра : «Гуси летят»

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят! - Летят!

Мухи летят! - Летят!

Воробьи летят!- Летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают : - Летят!

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Карточка№6

Игра : «Зайчик»

Цель : развитие пространственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Карточка№7

Игра : «Попрыгунчик»

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Карточка№8

Игра : «Солнечные зайчики»

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Карточка№9

Игра : «Цап »

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Карточка№10

Игра : «Кукушка»

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.

Словесные игры, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №393 г. Челябинска».

Назначение: статья предназначена для воспитателей, родителей детей раннего возраста, в помощь при адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Цель: раскрыть важность использования словесных игр при адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:
1. Побудить педагогов и родителей к использованию словесных игр для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
2. Предоставить подбор словесных игр на адаптацию: индивидуальных и подгрупповых.

Переход ребёнка раннего возраста из семейного воспитания в дошкольное образовательное учреждение – важный этап развития ребёнка. Это сложный процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Кроме того, для малыша - это сильное эмоциональное переживание, поэтому педагоги и родители должны максимально облегчить ему вхождение в новый период. Ребёнку предстоит войти в совершенно другие условия, чем те, к которым он привык в семье. Несомненно, четкий режим дня, соблюдение ритуалов укладывания ко сну, положительные беседы – помогут ребёнку быстрее адаптироваться, но, необходимо использовать и основную форму развития детей раннего возраста – игровую деятельность.

Наиболее важными являются индивидуальные игры, направленные на:

1) установление тактильных, доверительных контактов со взрослым;
2) освоение новых видов игровой деятельности;
3) формирование дружеских контактов с другими детьми.
Данные игры проигрываются в течение дня несколько раз, необходимо учитывать эмоциональное состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия.

После установления контактов с каждым ребёнком по отдельности, следует переходить к играм с подгруппой, которые имеют ряд особенностей:
1) игру необходимо начинать с сюрпризного момента, позволяющего заинтересовать детей, вовлечь в деятельность;
2) игра должна включать в себя разные виды деятельности, чтобы внимание детей не переключалось;
3) в игре дети должны эмоционально взаимодействовать, выражать свои эмоции;
4) приветствуется музыкальное сопровождение, для снятия эмоционального напряжения.

При проведении игр любой направленности, педагог должен заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.

Предлагаем вам подборку словесных игр на адаптацию к дошкольному учреждению.

Индивидуальные игры на адаптацию:

1. «Мой малыш»

Педагог обнимает малыша, приговаривая:
Ты ж мой маленький,
Мой хорошенький…

2. «Поскакушки»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог обнимает малыша, ставит его перед собой и приподнимает, держа за подмышки:
Кушки – кушки, поскакушки,
Прыг-скок, прыг-скок!
Встали на ножки, по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок!

3. «Баю - баюшки – баю..»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог сажает ребенка на колени, мягко прижимает к себе и, слегка покачивает.
Баю - баюшки – баю,
Отдыхай, хороший мой…
Баю - баюшки – баю,
Ты со мной – и я стобой…

4. «Догоню, догоню, догоню!»
Цели: установление тактильных контактов с ребенком; снятие напряжения.
Педагог организует игру в догонялки: «Догоню, догоню, догоню…», затем обнимает малыша: «Догнала! Какой ты быстрый, какой ты хороший!».

5. «Ку-ку!»
Цели: установление положительных эмоциональных контактов ребенка со взрослым; снятие психоэмоционального напряжения.
Ребенок сидит на коленях у педагога, педагог выполняет действия ручками ребенка: закрывает и открывет его лицо:
Где же наш малыш? Ку-ку! Вот он наш малыш!
Игра повторяется несколько раз.

Игры на адаптацию в подгруппе:
1. «Здравствуй, кукла Катя!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей выполнять движения в соответствии со словами и по показу взрослого.
Это кукла Катя!
Помашем ей ладошкой!
Катя в гости к нам пришла,
«Здравствуй, Катя! Как дела?»
С помощью куклы педагог увлекает детей в разнообразные игры.

2. «Мишка в гости к нам пришёл!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, учить детей следить за своими действиями и воспроизводить их.
Мишка в гости к нам пришёл!
Топ-топ, топ-топ!
И ладошками стучит:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

3. «Птичка прилетела!»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать координацию движений.
Птичка прилетела к нам!
Здравствуй, птичка-невеличка!
Полетим и мы с тобой!
Крылышками машем,
Далеко летим,
Полетаем, полетаем,
В садик прилетим!

4. «Игрушки»
Цели: создавать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, развивать эмоциональное общение ребенка со взрослым, умение налаживать контакт.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Это же игрушки! Давайте посмотрим, какие они красивые! Выберите себе по игрушке, погладьте её… А теперь, давайте вместе поиграем, но сначала пусть наши игрушки подружатся! Поможем им сказать: «Привет!».

5. «Что нам зайчик принес?»
Цели: создать доброжелательный эмоциональный настрой в группе, побуждать детей к эмоциональному отклику и инициативной речи.
Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл? Зайчик! А что он нам принёс в корзинке? Давайте посмотрим вместе! Яблочко, грушу, банан, апельсин, виноград! Берите угощение от зайчика, и пойдёмте ему приготовим покушать!

Используя индивидуальные и подгрупповые игры для ускорения адаптационного периода, мы помогаем детям наименее безболезненно осуществить переход на новую ступень развития, преодолеть стресс в период адаптации к детскому саду, снять эмоциональное напряжение, развить навыки взаимодействия детей с педагогом и другими детьми, развить умение вступать в общение при помощи игровых действий.

Игра – одна из лучших способов развития

речи и мышления детей.

Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами, которые ребенок реализует в своей деятельности.

Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста является для воспитателя одним из наиболее сложных участков работы. Принимая во внимание, что этот вид деятельности имеет совершенно особое значение, следует четко отделять его от других видов деятельности, таких как участие малыша в режимных процессах. Которые занимают большое место в бюджете в времени ребенка. Активно ребенок участвует и в очень значимых для него занятиях, которые в раннем возрасте занимают небольшой отрезок времени. Поскольку в совместной деятельности со взрослым ребенок приобретает новое. Самостоятельная игровая деятельность по времени занимает большое мест. Возникает по инициативе ребенка и поэтому особенно ему интересна, поскольку отражает его возможности. Несмотря на то, что игра – средство самовыражения малыша, его потребность, она должна умело направляться взрослы м. Опираясь на возможности ребенка, не подавляя его инициативу. А наоборот всячески ее поддерживая, развивая творческие познавательные потребности.

Характерными видами самостоятельной игровой деятельности для детей второго, третьего года жизни являются: ходьба, поэтому необходима достаточная площадь для двигательной активности малышей и предметы направленные на эту активность (горка со скатом, мячи, двигатели – машины тележки, которые он везет впереди себя).

Познавательная деятельность связана прежде всего с ориентировочной деятельностью. Наблюдением за окружающим. Поэтому в группе должны быть предметы для наблюдения – картины, макеты с изображением каких – то действий (куклы катаются на санках. Кукла кормит собачку и т. д.), книжный уголок.

Ведущий вид познавательной деятельности – действия с предметами. Особенно это удается малышам в играх с дидактическими игрушками, вкладышами. Матрешками, помогающими проверить его действия. На третьем году дети довольно свободно зрительно соотносят свойства предметов, ориентируясь в их форме. Величине, цвете. Конструкторская и изобразительная деятельность на втором году выступает как предметная, когда ребенок что то строит, оставляет карандашом след на бумаге, подражая взрослому. В дальнейшем в связи с развитием координации движений рук, овладевает техническими методами. А с развитием представлений об окружающем. У ребенка формируются специфические виды деятельности: конструкторская и изобразительная. Уже в начале второго года жизни дети познают игру с сюжетными игрушками, когда на основе способности подражания ребенок воспроизводит действия, которые показал ему взрослый.

На третьем году дети объединяются в играх между собой, которые носят более разнообразный характер. Совершенно особое значение имеет использование детьми предметов – заместителей, когда они действуют в воображаемой ситуации.

К концу третьего года появляются первые ролевые игры, возникающие на основе тех представлений, которые сформировались у ребенка.

Важна роль воспитателя при организации самостоятельной игровой деятельности детей. Прежде всего необходимо выделить время для таких игр. Часто в условиях детского сада такого времени не находится. Хотя его можно выделить утром перед прогулкой, во второй половине дня поле полдника, либо просто найти для этого специальное время.

Деятельность воспитателя при организации самостоятельной игры направлена на следующие моменты:

Руководство игрой и другими видами деятельности;

Формирование в игре определенных правил поведения;

Поддержание положительного эмоционального состояния;

Стимулирование речевой активности детей.

В качестве руководящей подразумевается следующая деятельность воспитателя: он направляет детей на игру, если они сами не выбрали, усложняет игру, продлевает ее, играет вместе с детьми; во время игры обращает внимание на формирование положительных взаимоотношений между детьми, учит с какой игрушкой лучше играть, убирать их на место. Поддержание положительного эмоционального состояния детей – важная роль задача воспитателя, что в большей степени связанно с удовлетворением потребностей ребенка, на которые быстро реагирует воспитатель. Очень важны и методические приемы, используемые воспитателем. Так, обучая в игре самых маленьких каким либо действиям с предметом, который выбрал ребенок, наиболее эффективен кинестетический, когда взрослый действует рукой ребенка, чтобы он запомнил путь этого действия. Наиболее распространен и приемлем детьми метод показа, сопровождаемый словом. Один из наиболее эффективных методов руководства игрой ребенка уже в раннем возрасте – создание в игре проблемных ситуаций.

Самый любимый метод для детей, который они всегда принимают с радостью, - участие в игре самого воспитателя. Но и здесь нужно вести себя очень корректно, не нарушая плана игры малыша и всячески поддерживая его инициативы. Показателями игровой самостоятельной деятельности детей являются следующие:

Преобладающее эмоциональное состояние детей;

Уровень, длительность и разнообразие игры;

Характер и частота общений со сверстниками воспитателем;

Речь во время игры.

Важно и оценить эффективность методических приемов воспитателя при организации игровой самостоятельной деятельности детей.

В нашем саду работая с детьми раннего возраста, мы игру используем как основной вид деятельности. Она доставляет ребенку удовольствие и радость. А эти чувства являются сильнейшим средством. Стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

На всех видах деятельности используем пальчиковые игры, сопровождаемые речью. Они очень увлекают малышей и приносят им очень много пользы. Пальчиковые игры являются прекрасным средством начального эстетического воспитания. С помощью пальчиковых игр процесс воспитания становится более разнообразным, интересным и радостным. Если дети с нашей помощью уже в раннем возрасте научаться веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. А состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Список литературы:

  1. Бодраченко И.В. Б75 Игровые досуги для детей 2-5лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (6).
  2. ЕрмаковаС.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет/С.О.Ермакова. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 256с.: ил. – (СУПЕР развивающие игры для детей).
  3. Мирясова В.И. Занимательные игры – задания в детском саду (Программа « Я- человек»). – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.: ил.(Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 53).
  4. МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. М69 ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», - 96с.