Может ли девиантное поведение определяется типом характера. Девиантное поведение что это такое

совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1) В широком смысле под Д.п. понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массо­вых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (историче­ски) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. (2) В узком смысле Д.п. – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д.п.: преступное, непреступно противоправное, аморальное. Преступность как наиболее общественно опасный вид Д. п. изучается преимущественно криминологией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

от позднелат.deviatio -отклонение). Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивом поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное,патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей. Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы: агрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), злоупотребление веществами, нарушение пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения (фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и тд.), сверхценные психопатологические «увлечения («философская интоксикация», сутяжничество), характерологические реакции, коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поведение девиантное

от позднелат. deviatio - отклонение) - несоответствие человеческих поступков, признаваемых обществом или его группами, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, ценностям (Я. Гилинский, А. Коэн). Девиантное поведение включает также социально одобряемые отклонения, относящиеся к различного вида творчеству. Иная позиция у криминологов, относящих к девиантному преступное или аморальное, противоречащее правовым или нравственным нормам поведение, возникающее в результате асоциального развития личности. По мнению Р. Мертона (1910-2003), американская модель успеха имеет латентную функцию стать причиной девиантного поведения. Существуют достаточно конкретные указания в отношении социально применяемых средств достижения успеха (получить профессиональное образование, много работать, беречь деньги, вести добродетельную жизнь). Однако низшие слои общества имеют гораздо меньше возможностей реализовать свои амбиции, они осознают, что не способны достичь их законными средствами. Это противоречие порождает у многих людей состояние беспомощности, или аномии. Отклонения, как и нормы, не имеют абсолютного характера и различны в разных регионах и в разные периоды времени. Например, убийство из кровной мести не рассматривается в Чечне как преступление, а употребление алкоголя в ряде мусульманских стран, даже не для мусульман, а туристов, считается серьезным преступлением. В России до 1917 г. существовали такие преступления, как покушение на самоубийство, богохульство, зато впоследствии уголовно преследовались спекуляция, валютные операции и частнопредпринимательская деятельность. Одна из разновидностей девиантного поведения - поведение делинквентное (от лат. deliquens - совершающий проступок) - различные нарушения правовых и социальных норм, начиная с небольших проступков и кончая серьезными преступлениями, совершаемые несовершеннолетними .

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(фр. - behaviour, deviant) поведение, отклоняющееся от принятого социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте поведения. Различают множество различных видов девиантного поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Та часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые “наклеивается ярлык” девиантных. У истоков развития понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение» стоял французский ученый Э.Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились». Американский социолог Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (в работе «Социальная структура и аномия»), проанализировал, каким образом, «социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению». Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Представитель феноменологической социологии Д.Уолш, утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Еще одно направление в изучении девиации представляет австрийский теоретик психологии личности В. Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: Культурное и психическое поведение - культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Первичная и вторичная девиация. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, “наклеивает ярлык” девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социальные науки изучают девиантное поведение в связи с механизмами социализации. Девиация в поведении является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из “нормальных” ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и “девиантная карьера”, которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности (девиантного поведения).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности резко расходятся в трех важных областях. Исторически криминология сосредоточивалась прежде всего на нарушении правовых норм, тогда как в исследованиях девиантности используется гораздо более широкое определение девиантности как всякого социально осуждаемого (proscribed) отклонения от «нормальности». Таким образом, множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является в строгом смысле слова незаконным. Очевидными примерами такого поведения являются сквернословие, принадлежность к «дурной компании», привычка не следовать договоренностям и злоупотребление спиртным. Таким образом, социология девиантности по сравнению с традиционной криминологией считает предметом своего исследования гораздо более широкую и разнородную категорию поведения. Она также склонна включать в свой предмет любое поведение, которое определяется обществом как «девиантное». Исследования девиантности охватывают множество самых различных видов поведения (от употребления наркотиков до футбольного хулиганства и колдовства), на которое «наклеивается ярлык» девиантного. Второе отличие заключается в том, что традиционная криминология сосредоточивалась на причинах преступления, которые, по мнению криминологов, находились как бы «внутри» отдельного преступника, тогда как социология девиантности утверждает, что по крайней мере некоторые типы преступного поведения являются результатом осуществления социального контроля над подчиненными или маргинальными социальными группами. Как это ни парадоксально, но непреднамеренным следствием осуществления закона может быть усиление девиантности в обществе. Теория девиантности сосредоточивается, в частности, на роли господствующих в обществе стереотипов и применяемой в отношении преступников стигмы в создании девиантных карьер. В-третьих, криминологии не свойственно проведение аналитического различия между существованием преступности в обществе, преступной личностью (или характером) и преступным действием: казалось, что если объяснить, почему существуют преступники, это означает объяснить и существование преступности в обществе. Социология девиантности исходит из положения о том, что вопрос о девиантности в обществе и вопрос о превращении в девианта должны считаться аналитически различными. Криминологическое определение преступления просто как нарушения правовых норм порождает множество различных проблем. Правовые определения подвержены изменению (по решению судей или в связи с изменениями в законодательстве), так что «преступление» - это нестабильное, изменчивое явление. С другой стороны, представление о том, что девиантность есть любое отклонение от общепринятых нормативных стандартов, предполагает, что в обществе существует или должен существовать некоторый нормативный консенсус. Альтернативный взгляд заключается в том, что современное индустриальное общество не обладает каким-либо культурным единством или ценностным консенсусом, а, напротив, отличается широким плюрализмом в ценностях и нормах. В таком случае между «нормальностью» и «девиантностью» невозможно провести четкое различие. Со схожими трудностями сталкивается подход к «девиантности» как к поведению, на которое наклеивается ярлык девиантного, поскольку он предполагает, что социальная реакция на отклонение является вполне определенной, недвусмысленной и обычно достаточной для того, чтобы наложить стигму девиантности на нарушителя. Иными словами, такой подход также предполагает существование некоторой формы ценностного консенсуса. Обычно считается, что принятие девиантной идентичности связано с успешным процессом стигматизации, социальной изоляцией, членством в девиантной субкультуре и усвоением девиантной роли. С этой точки зрения, девиант является продуктом определенных социальных процессов, «изгоняющих» индивидов из «нормальных» ролей и групп, заставляющих их принять девиантное самоопределение и ограничивающих их доступ к обычным ролям и видам деятельности. Первичное отклонение - первоначальное нарушение социальных норм - и возникающая социальная изоляция ведут ко вторичному отклонению. Например, если человек осужден за сексуальное преступление, такое, как гомосексуальные действия в отношении детей, то это может резко ограничить круг «нормальных» сексуальных контактов, которые данный индивид мог бы иметь впоследствии. Изоляция от нормального сексуального взаимодействия может еще более увеличить вероятность повторных девиантных действий. Пытаясь справиться с социальной изоляцией и стигматизацией, девиант может найти поддержку в членстве в определенной девиантной субкультуре и, таким образом, принять роль, заключающуюся в постоянной девиантности. Различие между первичным и вторичным отклонением было предложено Э.Лемертом (Lemert, 1951 ; 1967) с тем, чтобы привлечь внимание к значению социальных реакций на девиантность. Индивиды, совершающие девиантные действия, обнаруживают, что им необходимо какимлибо образом справляться с негативными социальными реакциями, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего «я», которое будет способствовать дальнейшему отклонению. В основании подобной модели находится идея карьеры. Девиантная карьера может рассматриваться как процесс развития, состоящий из определенных различимых стадий и приводящий в конечном счете к состоянию постоянной девиантности. Исход такого развития может быть неясен для индивида до самого конца, однако каждая отдельная стадия разворачивающейся карьерной прогрессии осознается как самим девиантом, так и другими людьми. В данном случае понятие карьеры используется в строгом смысле: существует традиционный и структурированный образец нарушения правил, при котором индивид со временем социализируется в качестве девианта. При менее строгом использовании данного понятия имеется в виду, что всякое отклонение может быть описано post factum как следующее некоему образцу. Если строгое использование этого понятия может помочь при анализе девиантных карьер, связанных с сексуальными преступлениями и наркотиками, то в случае с другими формами преступности, такими, как убийство, оно менее уместно. Понятие карьеры предполагает также, что девианты единообразно принимают внешние социальные «ярлыки» в качестве личных самоопределений. Следует отметить, что вопрос о конфликтах и противоречиях между социальными «ярлыками» и личными идентичностями, возникающих в процессе формирования девианта, остается неизученным. Тем не менее, ограничения, свойственные парадигме символического интеракционизма, указывают на необходимость создания теории девиантности, в рамках которой ключевым было бы понятие социального контроля. См. также: Беккер; Гофман; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Карьера; Моральные паники; «Наклеивания ярлыков» теория; Норма; Пристрастие; Символический интеракционизм; Социальные проблемы; Шайка. Лит.: Downes and Rock (1995)

Остановимся теперь на анализе основных форм девиантного поведения. Для этого необходимо вернуться к вопросу о причинах отклоняющегося поведения.

Биологическое объяснение причин девиаций связывает их с физическими чертами (Ч. Ломброзо), строением тела (У. Шелдон), аномалиями половых хромосом. Сторонники психологического объяснения выводят девиации из чувств и эмоций людей, других психологических свойств личности, связывают девиантные поступки с психологическими отклонениями (З. Фрейд). Существует несколько направлений в социологическом объяснении причин социальных девиаций.

Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение с наличием в обществе аномии – такого его состояния, когда отсутствует четкая регуляция поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Т. Парсонс под аномией понимал недостаточную интеграцию индивида со стабильными институтами общества: государством, семьей. Реакцией на это состояние является ненадежность поведения.

Р. Мертон, используя понятие аномии, причиной отклоняющегося поведения считал несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Например, такая цель, как обогащение, не обеспеченная средствами ее достижения, порождает аномию.

Согласно теории социального конфликта, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

Широкое хождение получили теории, объясняющие девиантное поведение следствием негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта».

Сторонники концепции социализации считают, что девиантному поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определенных групп. Индивиды, социализация которых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями девиантного поведения.

В современной отечественной социологии большинство исследователей рассматривают в качестве источников девиантного поведения социальное неравенство. Возрастающая дифференциация российского общества определяет неодинаковое положение социальных слоев и групп в системе общественных отношений, в социальной структуре, обусловливает различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей как витальных, так и социальных (в престиже, статусе, самоутверждении). Так, если до перестройки имущественная дифференциация населения составляла 1:4, то в 1997 г. – 1:15, 1999 – около 1:25. В СССР она колебалась в пределах 1:3 – 1:5. По данным 1999 г., в стране не было достаточного материального обеспечения у 77% населения, за чертой бедности находились 2/3 молодых людей. Из них едва сводили концы с концами 14%, заработанных денег хватало только на питание у 30% (4, с. 56).



К 2004 г. положение мало изменилось, а по ряду позиций ухудшилось. Такая ситуация вызывает социальную напряженность, порождает конфликты, протесты, принимающие форму девиантного поведения. Создается противоречивая обстановка: с одной стороны, происходит усиление социальной дифференциации и неравенства, способствующих общественному оздоровлению, с другой – идет становление новых механизмов развития девиации.

В условиях либерализации общества происходит перераспределение прав и ответственности с резким сужением функций государства и соответствующим расширением самостоятельности личности. Здесь действуют два аспекта рассогласованности, дающей мощные импульсы усилению девиантности: 1) отставание в развитии навыков самоконтроля личности от темпов расширения свободы выбора целей, решений, способов деятельности; 2) отставание реорганизации государственного контроля от стихийной самоорганизации и усиления девиантности.

Рыночные отношения, новые технологии несут с собой иное качество жизни, но одновременно и новые конфликты. Из-за стремления резко повысить свои доходы возникает соблазн, которого не было раньше: экспроприировать разбогатевшего соседа. И этот соблазн увеличивается по мере роста разрыва между теми, кто сумел, и теми, кто не сумел воспользоваться легальными возможностями обогащения.

Конкуренция во всех сферах жизни стимулирует прогресс, обеспечивающий достойное существование большинства людей. Но ценой этого прогресса является напряжение, которое не все выдерживают. Нужна хорошая профессиональная подготовка, высокий общекультурный уровень, наконец, здоровье. Носителями же девиантного поведения становятся прежде всего те, кто не отвечает этим требованиям – социальные аутсайдеры.

Перейдем теперь к рассмотрению конкретных форм девиантного поведения, к числу которых относятся устойчивые, слабые и случайные формы и аддиктивная форма отклоняющегося поведения.

Устойчивые формы девиантного поведения относительно стабильны в пространстве и времени, связаны непосредственно с субъектом поведения. Они носят цивилизационный характер. Их устранение связано с коренным изменением социально-экономических и политических условий жизни людей. Остановимся на каждой из форм более подробно.

Преступность . Это крайняя степень отклоняющегося поведения, называемого часто также делинквентным. В обществе действует тройной механизм социальной детерминации преступности: «во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения» (8, с. 13).

В настоящее время преступность захлестнула страну, и все попытки властей справиться с ней пока не увенчались успехом. Особенностями криминогенной ситуации в России являются: а) высокий темп прироста преступлений, по которому мы опережаем развитые страны (1992 г. – 2,7 млн., 1995 г. – 2,8 млн., 1999 г. – 3,1 млн., в 2000 г. – 2,9 млн. Зарегистрированные преступления совершили 2% населения России, их латентность же колеблется от 4 до 7, т.е. реальное число преступлений за год в России составляет не менее 10-12 млн. (8, с. 97); б) более быстрые темпы роста подростковой преступности (в 2000 г. 10 % всего массива преступности составили несовершеннолетние преступники, преступления уже совершают дети 10-12 лет); в) рост организованной преступности и сращивание ее с властью в некоторых регионах; г) появление новых видов преступлений, которых почти не было раньше (хищений крупных денежных средств, рэкета, захватов заложников, похищений детей, заказных убийств, террористических актов, охоты за одинокими стариками и их квартирами и т.д.). С 1988 по 1997 г. произошли изменения в структуре преступности. Доля грабежей возросла почти в 1,5 раза, удельный вес разбойных нападений – более чем в 2 раза, мошенничества – более чем в 3 раза, незаконный оборот наркотиков – более чем в 8 раз. (14, с. 11-12). Социологический анализ показывает, что состав преступников мало коррелирует с социальной структурой.

Преступность как одна из форм социальной девиации – закономерное и неизбежное явление. Искоренить ее еще не удавалось ни в одной стране. Поэтому важно сосредоточиться на решении реальной задачи – снижении темпов прироста и удержания преступности под контролем на социально-терпимом уровне.

Алкоголизм . За последние годы в нашей стране резко усилилась алкоголизация населения. За 90-е годы ХХ в. темпы роста потребления алкоголя выросли с 10,4 литра на каждого жителя до 13 литров, т.е. увеличились на одну четверть. А рост общего потребления на 1 л. чистого алкоголя на душу населения приводит примерно к 10% ежегодного прироста убийств и тяжких преступлений (7, с. 70).

Особенно быстрыми темпами растет алкоголизм среди женщин. Женский алкоголизм ведет к тяжелым для общества последствиям: страдает здоровье самих женщин, благополучие семьи, рождаются больные, нежизнеспособные, умственно отсталые дети-уроды.

С алкоголизацией населения связано 90% случаев хулиганства, изнасилований при отягчающих обстоятельствах, 40% других преступлений. До 60% несчастных случаев со смертельным исходом связаны с употреблением алкоголя. С состоянием опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. Половина случаев самоубийств происходит в состоянии опьянения. Ежегодно от алкоголизма в стране умирает 20 тыс. человек.

Велик ущерб народному хозяйству: употребление спиртных напитков в день, предшествующий выходу на работу, снижает производительность труда в среднем на 30% и более. С пьянством связано около 50% всех разводов. Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Огромен ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе и семье. Так, группой учителей, изучавшей, как отражается потребление алкоголя родителями на успеваемость учеников, было установлено, что в 30% случаев причиной отставания школьников был алкоголизм родителей, а в 50% - их частые выпивки и вечеринки дома (6, с. 57).

Актуальна проблема подросткового пьянства и алкоголизма. Из-за употребления алкоголя подросток становится грубым, злобным даже по отношению к своим близким. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, вялость, а вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным немотивированным поступкам. Негативное влияние на молодежь оказывает «пивной алкоголизм».

В борьбе с алкоголизмом существуют два направления. Первое – ограничение доступности спиртных напитков, вплоть до введения «сухого закона». Этот путь оказался неэффективным, и не только в нашей стране. Второе направление связано с улучшением социальных и экономических условий жизни, ростом общей культуры, формированием у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Наркомания . Как и алкоголизм, она связана с нарушениями в выполнении социальных ролей индивидом, является важнейшим фактором социальной дезорганизации, самой серьезной угрозой функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно само существование общества.

В настоящее время в стране сложилась новая наркоситуация. Идет рост потребления наркотиков. Возрастает степень привыкания к проблеме, особенно в молодежной и студенческой среде, переход ее в ряд повседневных, привычных. Так в ходе социологического исследования, проведенного в мае 2001 г. в одном из вузов г. Екатеринбурга, 58% опрошенных студентов осудили наркоманию, 1/5 считали недопустимым для себя употребление наркотиков, а 16% отнеслись к этому феномену нейтрально, считая, что это – дело каждого (2, с. 151).

Фиксируются большие группы наркоманов там, где их раньше почти не было – в Якутии, Омской, Томской, Новосибирской и других областях. Если 15-20 лет назад наркоманами становились практически только взрослые, то сейчас эта девиация распространилась на детей и подростков, среди которых есть наркоманы в возрасте 9-10 лет.

Вовлечению детей и подростков в наркоманию способствуют стрессогенные социально - экономические условия. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения. В недалеком прошлом этому пороку предавались одиночки, теперь же молодежь образует различные группы с негативной направленностью, потребляет наркотики, алкоголь коллективно. Появилась и особая субкультура – «наркокультура», ценностями которой являются «тусовка», «веселье», «кайф», «девочки» и т.д.

Если раньше наркоманы отдавали предпочтение одному наркотику, то сегодня распространена полинаркомания – употребление и применение различных ядов с переходом от токсикоманических (слабых) к сильным препаратам.

Произошло качественное изменение ситуации. Раньше традиционно главными потребителями наркотиков считались студенты и учащиеся, а теперь, по данным социологических исследований, на первое место вышли представители новых слоев общества – кооператоры и предприниматели (32%). На втором – две противоположные группы: рабочие (20%) и безработные (23%); на третьем – учащиеся и студенты (11% и 15%); на четвертом – домохозяйки (11-14%). Таким образом, среди потребителей наркотиков преобладают представители тех социальных слоев, которые относительно более удовлетворены своим нынешним положением (12, с. 140-141).

Еще одна особенность – феминизация наркомании. Среди больных наркоманией большинство составляют мужчины – 83% в 2001 г. против 17% женщин. Однако уровень распространенности наркомании среди женщин быстро растет – за 10 лет он вырос в 14,4 раза; за 2000 г. – на 34,2%; за 2001 г. – на 19,9% (15, с. 71).

Самоубийство (суицид). Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от выполнения социальных ролей, от неразрешимых проблем, от самой жизни. Суицид относится к социальной патологии – наиболее серьезным случаям отклонения от общественных норм поведения, наносит существенный вред обществу и личности.

В условиях глубокого социально - экономического кризиса, охватившего нашу страну, социологи прогнозируют увеличение числа самоубийств и суицидального поведения. Показательны выводы Российского Федерального суицидологического центра об изменении мотивов самоубийств: если в 80-е годы они лежали в сфере семейных взаимоотношений, то в 90-е годы решающее значение приобрели такие факторы, как безработица, долговременные невыплаты заработной платы, хроническое безденежье, алкоголизм (10, с. 72).

Суицидальная активность происходит через определенные циклы. Весной и летом наблюдается пик, а осенью и зимой – спад. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг. Конец недели более «опасен» для мужчин, суицидальное поведение которых чаще приводит к трагическому исходу. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках. Самоубийства совершаются чаще всего в возрасте после 55 и до 20 лет. Суицидальное поведение более распространено в городах среди одиноких людей и среди находящихся на крайних полюсах общественной иерархии.

Суицид связан с другими формами отклонений, прежде всего – пьянством. Судебной экспертизой установлено, что 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийств мужчин и 20% всех покушавшихся на свою жизнь (10, с. 38).

По соотношению числа самоубийств среди городского и сельского населения выделяется два типа – европейский и азиатский. При европейском типе поселения уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского (Россия, Грузия и республики европейской части бывшего СССР). Этот тип объясняется неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением населения.

При азиатском типе уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности (республики Средней Азии, Закавказья, кроме Грузии, Казахстан). В основе этого типа самоубийств – национальные и религиозные традиции, специфика межличностных отношений в многодетной семье, урбанизация неиндустриальных регионов и рост числа маргиналов. По этим же причинам среди городов по количеству самоубийств лидируют малые и средние.

Проституция . Эта форма социальной девиации опасна тем, что, как правило, тесно связана с другими формами девиантного поведения – преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидом. Проституция, как и гомосексуализм, наркомания, является распространителем венерических болезней, СПИДа. Долгое время в нашем обществе проблема проституции считалась «отсутствующей». Обнародование факта ее существования вызвало у многих шок. Проведенные исследования выявили большую распространенность этой девиации, изменение социальной базы проституции.

Десятилетия назад на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. В основном проститутки рекрутировались из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Главный мотив занятий проституцией уже не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

В общественном мнении нет однозначного отношения к этому явлению. Сторонники жестких методов осуждают проституцию и требуют от властей активной борьбы с ней с целью полного уничтожения. Вторая позиция заключается в примиренческом отношении к проституции на основании того, что этот порок ликвидировать нельзя и лучше всего не замечать наличие данного социального зла. Третья точка зрения характеризуется в целом позитивным отношением к проституции, выражается в призывах к ее полной легализации. При этом подчеркивается, что природу человека не изменить, а налоги от доходов сутенеров и проституток должны обязательно поступать в казну.

По отношению к проституции общество проводит определенную политику. Во-первых, прогибиционизм (запрет); во-вторых, регламентацию (регистрацию и медицинское наблюдение); в-третьих, аболиционизм (профилактическую, разъяснительную работу при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны. Регламентация не позволяет полностью решить эту проблему. Только экономические, социальные и духовные преобразования в обществе могут изменить ситуацию.

Все перечисленные выше формы девиантного поведения тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит устойчивый характер. Происходит индукция нескольких форм девиаций, когда одно явление усиливает другое: алкоголизм способствует усилению хулиганства, наркомания ведет к корыстной преступности: может проявляться обратная зависимость – между алкоголизмом и наркотизацией населения, насильственной и корыстной преступностью, убийствами и самоубийствами.

Различные формы девиантного поведения соотносятся не как причина и следствие, а как рядоположенные общественные явления с едиными социальными причинами. Наконец, существует зависимость всех форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и многих других факторов.

В социологии изучаются также слабые и случайные формы девиантного поведения. Они связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми. Это оплошности, ошибки, срывы обещаний, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др. В отличие от устойчивых форм девиантного поведения, слабые и случайные носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию их поведения. Они фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия посредством правил вежливости, сохранения достоинства личности, юмора, контроля над психологической агрессивностью. От этих форм следует отличать те, которые имеют индивидуальную природу и не приносят общественного вреда: странности, чудачества, эксцентричность…

В социологии девиантного поведения малоисследованной является проблема аддиктивных форм отклоняющегося поведения. Аддикция – пагубная страсть, склонность к чему-либо. Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы девиантного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Это могут быть наркотики, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, игры на сотовых телефонах во время работы или учебы, длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (например – «работоголизм», фанатизм). Процесс употребления какого-либо вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли, возможности противодействовать аддикции. Аддикция становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Разговор о формах девиантного поведения был бы неполным без рассмотрения некоторых особенностей отклоняющегося поведения подростков, составляющих особую группу риска, склонных совершать девиантные поступки. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

Чаще всего девиантные поступки совершают беспризорные и безнадзорные дети, численность которых в РФ на 2002 г. по данным Совета Федерации составляла 3-4 млн. человек. Из них 77,2% курят, 64,2% пьют, 27% потребляют наркотики, 29,7% имеют опыт половой жизни. Среди семилетних курит каждый четвертый, среди 15-17 летних заядлых курильщиков уже 90%. Доля потребляющих алкоголь среди восьмилетних достигает почти трети, к 15 годам – 80%. В 12 лет 25% беспризорников пробовали наркотики, в16-17 лет их число увеличивается почти вдвое. Половую жизнь ведут в 14 лет 40% беспризорных, в 16 лет – более 70%. Многие участвовали в порнографических, видео – и фотосъемках, групповом сексе, занимались проституцией (1, с. 25).

Девиантное поведение подростков и учащихся не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. У старших оно чаще всего связано с наличием специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Поэтому анализ взрослой преступности опирается на теорию асоциальных субкультур. К несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Часто бывает, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает норму права, которую в принципе не отвергает. Иными словами, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои поступки, внести в них элемент рациональности. Опросы подростков показывают, что большинство из них видят причину своего отклоняющегося поведения во внешних обстоятельствах; четвертая часть опрошенных убеждена, что в подобной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто?); отрицания наличия жертвы (сама виновата!); обращение к более важным обстоятельствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить) (1, с. 39-40). Значительная часть аморальных поступков, совершенных подростками, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общесоциальными.

Среди несовершеннолетних правонарушителей в 1,5 раза увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон. Среди подростков появляются новые виды преступности: рэкет, организованная преступность. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения.

Есть свои особенности в поведении аномальных детей и подростков: резко ослаблен волевой момент, самоконтроль, поэтому они гораздо легче могут попасть под влияние различных антиобщественных элементов. Для умственно отсталых детей характерны, например, такие формы отклоняющегося поведения, как курение, недисциплинированность на уроках, драки, поджоги, бродяжничество, употребление алкоголя, воровство, хулиганство, хищения, жестокие поступки по отношению к животным и маленьким детям.

В основе всех отклонений подросткового поведения лежат недостатки семейного и школьного воспитания, неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Отсюда вытекает важнейшая функция школы и системы образования – профилактика этих отклонений.

— это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Понятие девиантного поведения

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
  • ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
  • бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии , в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Девиантное и делинкветное поведение

В социальной жизни, как в реальном дорожном движении, люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать.

Поведение, которое не соответствует требованиям , называется девиантным (или отклоняющимся).

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивные и негативные девиации

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Негативные девиации делятся на два типа:

  • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
  • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностейумственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против , и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для как нестабильной и наиболее уязвимой . В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры .

Причины объяснения девиантного поведения

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации , которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства , якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии . Эмиль Дюркгейм , написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

Классификация девиантного поведения

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях .

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

Антидисциплинарное поведение;

Асоциальное;

Противоправное;

Аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

Патологические;

Непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- «реакции»;

- «развития»;

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение в антиутопии

Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту »; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды - холодные игрушки » Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия ; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа « » девиантны любые личные отношения . Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы »; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.

Литература

  • Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
  • Гилинский, Я. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 528 с.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1

Ссылки

  • Психология девиантного поведения: девиантное поведение, предмет, цели, задачи. Система профилактики и коррекции. (рус.) . Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012.
  • О программе подготовки специалистов в области педагогики и психологии девиантного поведения
  • Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в условиях крупного города

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Девиантное поведение" в других словарях:

    См. Отклоняющееся поведение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ … Философская энциклопедия

    девиантное поведение - (от лат. deviatio отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    девиантное поведение - «отклоняющееся поведение» Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией человека. Это понятие социологии и… … Справочник технического переводчика

    Девиантное поведение - (deviant behavior) — (иногда – «отклоняющееся поведение»), устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, часто сопровождающееся социальной дезадаптацией … Экономико-математический словарь

    См. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Девиантное поведение - (от лат deviatio отклонение) поведение, отклоняющееся от нормы, нарушающее существующие в данном обществе общепринятые (в т.ч. правовые) нормы, общественно опасное или социально вредное … Энциклопедия права

    Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алког … Психологический словарь

    Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм: нравственных, а иногда и правовых. Поведение в основном обусловлено социально психологическими девиациями личности (прежде всего микросоциально психологической запущенностью). Является проявлением ситуационных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности … Социологический словарь

Ни одно общество не способно заставить всех своих индивидов все время действовать в соответствии со своими нормами, другими словами, в любом обществе существует девиантное поведение.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам. Девиация приобретает разнообразные формы. Террористы-преступники, отшельники, аскеты, хиппи, грешники и святые – все это отклонения от принятых в обществе норм.

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.

«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

Преступность

Алкоголизм

Наркомания

Самоубийство

- «преддевиантный синдром» - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

  1. аффективный тип поведения;
  2. семейные конфликты;
  3. агрессивный тип поведения;
  4. ранние антисоциальные формы поведения;
  5. отрицательное отношение к учебе;
  6. низкий уровень интеллекта.

Формы отклоняющегося от нормы поведения.

Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения (вплоть до вооруженного воздействия) в отношении других субъектов (классов, социальных и других групп, индивидов) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей.

Формы проявления насилия разнообразны.

  • Физическое насилие
  • Психическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • Эмоциональное насилие

Наркомания, токсикомания

Абстиненция - это состояние, возникающее в результате внезапного прекращения приема (введения) веществ, вызывающих токсикоманическую зависимость.

Пьянство трактуется как неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.

Одной из форм антисоциального поведения, направленного против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения.

Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление - это наиболее опасная форма девиантного поведения человека, выражающая конфликт в форме антагонизма между индивидуальными, групповыми и общественными интересами.

Правонарушения в форме проступка проявляются в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Проступки регулируются нормами различных отраслей права: административным, гражданским, трудовым и др.

Преступность является одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества.

Для коррекции нарушений поведения детей среднего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей,

Возрастные особенности детей 13-15 лет

Важность данного периода в жизни человека объясняется тем, что в это время закладываются основы моральных и социальных установок личности.

1) происходят многочисленные качественные сдвиги, которые носят характер ломки прежних: особенностей, интересов и отношений (эта ломка происходит чаще всего бурно, неожиданно, скоротечно);
2) изменения в этом возрасте сопровождаются:

а) субъективными трудностями подростка (внутренние переживания, сумятица, физиологические трудности),
б) трудности для родителей и педагогов в воспитании подростков (упрямство, грубость, негативизм, раздражительность и т. д.).

Психологи называют этот возраст – «время 5 НЕ»

НЕ хотят учиться как могут.
НЕ хотят слушать советов.
НЕ убирают за собой.
НЕ делают домашние дела.
НЕ приходят вовремя.

Биологический фактор в развитии подростка.

В это период происходят следующие сдвиги: эндокринные изменения, скачок в росте, перестройка моторного аппарата, дисбаланс в росте сердца и кровеносных сосудов (сердце растет быстрее, чем кровеносная система в целом и это приводит иногда к сбоям в середечно-сосудистой системе).
Как следствие:
- формируется половое влечение,
- резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность – слабость),
- неловкость, угловатость, недостаточная координация движений, суетливость, бурное и непосредственное выражение эмоций.

Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков ко всему только не к учебной деятельности.

Половые отличия в общении:
- мальчики менее общительны,
- девочки тянутся к мальчикам старше себя.

Эмоции и чувства подростка.

Эмоциональная сфера имеет колоссальное значение в жизни подростка. Разум отходит на второй план. Симпатии к людям, учителям, учебным предметам, обстоятельствам жизни складываются исключительно на волне эмоций как негативных, так и позитивных. В этом возрасте они любят «купаться» в собственных эмоциях – печали, одиночества, гневе, чувстве вины, эйфории. Подростки исключительно бурно и непосредственно выражают свои эмоции, часто бывают исключительно несдержаны.

Взаимоотношения с взрослыми.
а) происходит «отчуждение» от взрослых: меньше близости и доверия в отношениях с родителями, заметно стараются не участвовать в семейных делах;
б) демонстративность поведения: скандалы, капризы, грубость по отношению к взрослым. Все это – скрытое требование признать их взрослость и права. Подросток понимает, что его взрослость еще зыбкая, но через демонстративность компенсирует эту неуверенность.
в) отстаивание справедливости. Подростки в повседневной жизни обличают взрослых в несправедливости – взрослые требуют то что сами не выполняют. Это связано с тем, что в этом возрасте нравственное развитие приобретает новый смысл, выходящий за рамки реальной жизни (справедливость, любовь, дружба, искренность). Выход из этой ситуации для родителей – не пассивно соглашаться с претензиями детей, а выражать и аргументировано отстаивать собственную позицию.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами

становления девиантного поведения являются:

Возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

Проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком;

Проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

Рецидивы противозаконных действий;

Накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.);

Включение в группу с асоциальным поведением;

Нарушение законов;

Совершение преступления

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, побуждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория «детей улицы», безнадзорных и беспризорных.

Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их безнадзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающиеся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные сложности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка определенным негативным моделям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товарищеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.;

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).

Негативная личностная позиция самого ребенка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее

в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;

в) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;

г) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;

Описав основные группы факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющего поведения детей, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению.