Нервная и гуморальная регуляция функций. Нервная и гуморальная регуляция функций организма

Сложная структура человеческого организма на данный момент является вершиной эволюционных преобразований. Такой системе необходимы особые способы координации. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов. А вот нервная представляет собой координацию деятельности при помощи одноименной системы органов.

Что такое регуляция функций организма

Тело человека имеет очень сложное строение. От клеток до систем органов он представляет собой взаимосвязанную систему, для нормального функционирования которой должен быть создан четкий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым. Он называется нервной регуляцией. Данный процесс воплощает в жизнь одноименная система. Существует ошибочное мнение, что гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Однако это совсем не так. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в жидкостные среды организма.

Особенности нервной регуляции

Данная система включает центральный и периферический отдел. Если гуморальная организма осуществляется с помощью химических веществ, то данный способ представляет собой "транспортную магистраль", связывающую организм в единое целое. Происходит этот процесс достаточно быстро. Только представьте, что вы дотронулись рукой до горячего утюга или зимой босиком вышли на снег. Реакция организма будет практически мгновенной. Это имеет важнейшее защитное значение, способствует и адаптации, и выживанию в различных условиях. Нервная система лежит в основе врожденных и преобретенных реаций организма. Первыми являются безусловные рефлексы. К ним относятся дыхательный, сосательный, мигательный. А с течением времени у человека формируются приобретенные реакции. Это безусловные рефлексы.

Особенности гуморальной регуляции

Гуморальная регуляция функции осуществляется с помощью специализированных органов. Они называются железами и объединяются в отдельную систему, которая называется эндокринной. Эти органы образованы особым видом эпителиальной ткани и способны к регенерации. Действие гормонов носит долгосрочный характер и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Что такое гормоны

Железами выделяются гормоны. Благодаря особой структуре эти вещества ускоряют или нормализуют различные физиологические процессы в организме. К примеру, в основании головного мозга находится железа гипофиз. Она продуцирует в результате действия которого тело человека увеличивается в размерах в течение более двадцати лет.

Железы: особенности строения и функционирования

Итак, гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью особых органов - желез. Они обеспечивают постоянство внутренней среды, или гомеостаз. Их действие носит характер обратной связи. К примеру, такой важнейший для организма показатель, как уровень сахара в крови, регулируется гормоном инсулином в верхнем пределе и глюкагоном - в нижнем. Таков механизм действия эндокринной системы.

Железы внешней секреции

Гуморальная регуляция осуществляется с помощью желез. Однако в зависимости от особенностей строения данные органы объединяют в три группы: внешней (экзокринные), внутренней (эндокринные) и смешанной секреции. Примерами первой группы являются слюнные, сальные и слезные. Они характеризуются наличием собственных выводных протоков. Экзокринные железы выделяют на поверхность кожи или в полости организма.

Железы внутренней секреции

Железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь. Они не имеют собственных выводных протоков, поэтому гуморальная регуляция осуществляется с помощью жидкостных сред организма. Попадая в кровь или лимфу, они разносятся по всему организму, поступают к каждой его клетке. А результатом этого является ускорение или замедление различных процессов. Это может быть рост, половое и психологическое развитие, обмен веществ, деятельность отдельных органов и их систем.

Гипо- и гиперфункции эндокринных желез

Деятельность каждой железы внутренней секреции имеет "две стороны медали". Рассмотрим это на конкретных примерах. Если гипофизом выделяется избыточное количество гормона роста, развивается гигантизм, а при недостатке этого вещества наблюдается карликовость. И то, и другое является отклонением от нормального развития.

Щитовидная железа выделяет сразу несколько гормонов. Это тироксин, кальцитонин и трийодтиронин. При их недостаточном количестве у младенцев развивается кретинизм, который проявляется в отставании в умственном развитии. Если гипофункция проявляется в зрелом возрасте, она сопровождается отеком слизистой оболочки и подкожной клетчатки, выпадением волос и сонливостью. Если же количество гормонов данной железы превышает предел нормы, у человека возможно развитие базедовой болезни. Она проявляется в повышенной возбудимости нервной системы, дрожании конечностей, беспричинной тревожности. Все это неминуемо приводит к исхуданию и потери жизненных сил.

К железам внутренней секреции также относятся паращитовидные, вилочковая и надпочечники. Последние железы в момент стрессовой ситуации выделяют гормон адреналин. Его наличие в крови обеспечивает мобилизацию всех жизненных сил и способность к адаптации и выживанию в нестандартных для организма условиях. Прежде всего это выражается в обеспечении мышечной системы необходимым количеством энергии. Гормон обратного действия, который также выделяется надпочечниками, называется норадреналином. Он также имеет важнейшее значение для организма, поскольку защищает его от чрезмерной возбудимости, потери сил, энергии, быстрого изнашивания. Это еще один пример обратного действия эндокринной системы человека.

Железы смешанной секреции

К ним относятся поджелудочная и половые железы. Принцип их работы является двойным. сразу два вида и глюкагон. Они, соответственно, понижают и повышают уровень глюкозы в крови. В здоровом организме человека эта регуляция проходит незаметно. Однако при нарушении данной функции возникает серьезное заболевание, которое называется сахарным диабетом. Людям с таким диагнозом необходимо искусственное введение инсулина. Как железа внешней секреции поджелудочная выделяет пищеварительный сок. Это вещество выделяется в первый отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстную кишку. Под его влиянием там происходит процесс расщепления сложных биополимеров до простых. Именно в этом отделе белки и липиды распадаются на составные части.

Половые железы также выделяют различные гормоны. Это мужской тестостерон и женский эстроген. Данные вещества начинают действовать еще в В ходе зародышевого развития половые гормоны влияют на формирование пола, а после формируют определенные половые признаки. Как железы внешней секреции они формируют гаметы. Человек, как и все млекопитающие животные, является раздельнополым организмом. Его половая система имеет общий план строения и представлена половыми железами, их протоками и непосредственно клетками. У женщин это парные яичники с их путями и яйцеклетки. У мужчин половая система состоит из семенников, выводящих каналов и клеток-сперматозоидов. В этом случае данные железы выступают в качестве желез внешней секреции.

Нервная и гуморальная регуляции тесно взаимосвязаны. Они работают как единый механизм. Гуморальная является более древней по своему происхождению, имеет долгосрочное влияние и действует на весь организм, поскольку гормоны разносятся кровью и поступают к каждой клетке. А нервная работает точечно, в конкретное время и в определенном месте по принципу "здесь и сейчас". После изменения условий ее действие прекращается.

Итак, гуморальная регуляция физиологических процессов осуществляется с помощью эндокринной системы. Эти органы способны выделять в жидкостные среды особые биологически активные вещества, которые называются гормонами.

  • 2.2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней среды на организм человека
  • 2.3. Физическая и умственная деятельность человека. Утом­ление и переутомление при физической и умственной работе
  • 2.3.1. Основные факторы производственной среды и их неблагоприятное влияние на организм человека
  • 2.3.2. Средства физической культуры, обеспечивающие устой­чивости к физической и умственной нагрузке
  • 2.4. Совершенствование обмена веществ под воздействием на­правленной физической тренировки
  • 2.5. Воздействие физической тренировки на кровь и кровенос­ную систему
  • 2.5.1. Кровь
  • 2.5.2. Кровеносная система
  • 2.5.3. Сердце
  • 2.5.4. Мышечный насос
  • 2.6. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекоменда­ции по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 2.7. Двигательная активность и функции пищеварения, выделения, терморегуляции и желез внутренней секреции
  • 2.8. Опорно-двигательный аппарат
  • 2.8.1. Кости, суставы и двигательная активность
  • 2.8.2. Мышечная система и ее функции
  • 2.9. Сенсорные системы
  • 2.10. Нервная и гуморальная регуляция деятельности организма
  • 2.10.1. Рефлекторная природа и рефлекторные механизмы дви­гательной деятельности
  • 2.10.2. Образование двигательного навыка
  • 2.10.3 Аэробные, анаэробные процессы
  • 2.10.4 Физиологическая характеристика двигательной деятельности
  • 2.11. Выводы
  • 2.12. Контрольные вопросы
  • Тема3. Основы здорового образа жизни студента Роль физической культуры в обеспечении здоровья Глава 1. Основные понятия
  • Глава2. Факторы влияющие на здоровье современного человека.
  • 2.1. Влияние состояния окружающей среды
  • 2.2. Генетические факторы.
  • 2.3. Деятельность учреждений здравоохранения
  • 2.4. Условия и образ жизни людей
  • Глава 3. Факторы укрепления здоровья.
  • Глава 4. Функциональные проявления здоровья в различных сферах жизнедеятельности.
  • Глава 5. Адаптационные процессы и здоровье
  • Глава 6. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
  • 6.1. Режим труда и отдыха.
  • 6.2. Организация сна
  • 6.3. Организация режима питания.
  • 6.4. Организация двигательной активности.
  • 6.5. Личная гигиена и закаливание
  • 6.6. Гигиенические основы закаливания
  • Закаливание воздухом.
  • Закаливание солнцем
  • Закаливание водой.
  • 6.7. Профилактика вредных привычек
  • 6.8. Психофизическая регуляция организма.
  • Контрольные вопросы
  • Литература:
  • Тема 4. Физические качества и методика их развития
  • Глава 1. Воспитание физических качеств
  • Воспитание силы. Основные понятия
  • 1.2. Воспитание быстроты
  • Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции
  • 1.3. Воспитание выносливости
  • 1.4. Воспитание ловкости (шардинационнои способности)
  • 1.5. Воспитание гибкости
  • Контрольные вопросы
  • Тема 5. Обще физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания часть первая
  • Глава 1. Методические принципы физического воспитания.
  • Глава 2. Средства и методы физического воспитания
  • 2.1. Средства физического воспитания
  • 2.2. Методы физического воспитания
  • Глава 3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • Глава 4. Воспитание физических качеств
  • Глава 5. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Контрольные вопросы
  • Глава 7. Специальная физическая подготовка
  • Глава 8. Спортивная подготовка
  • Глава 9. Интенсивность физических нагрузок
  • Глава 10. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • Глава 11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта
  • 11.1. Коррекция физического развития
  • 11.2. Коррекция двигательной и функциональной подготовленности
  • Глава 12. Формы занятий физическими упражнениями
  • Глава 13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • Глава 14. Общая и моторная плотность занятия
  • Контрольные вопросы
  • Тема 7. Спортивная тренировка
  • Глава 1. Основные понятия
  • Глава 2. Сущность спортивной тренировки, ее задачи
  • Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки
  • Глава 4. Методы спортивной тренировки
  • 4.1. Методы строго регламентированного упражнения
  • 4.1.1. Обучение двигательным действиям
  • 4.1.2. Воспитание физических качеств
  • 4.2. Игровой метод
  • 4.3. Соревновательный метод
  • 4.4. Методы словесного и наглядного (сенсорного) воздействия
  • 4.5. Структура учебно-тренировочного занятия
  • 4.5.1. Вводная часть занятия
  • 4.5.2. Подготовительная часть занятия (разминка)
  • 4.5.3. Основная часть занятия
  • 4.5.4. Заключительная часть занятия
  • 4.5.5. Динамика физической нагрузки
  • 4.5.6. Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивно­сти нагрузок по частоте сердечных сокращений
  • Глава 5. Воспитание физических качеств
  • Глава 6. Разделы (стороны) спортивной подготовки
  • Глава 7. Планирование учебно-тренировочного процесса
  • Глава 8. Выводы
  • Контрольные вопросы
  • Тема 8. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • Глава 1. Основные понятия
  • Глава 2. Организация врачебного контроля
  • 2.1. Медицинское обследование занимающихся
  • 2.2. Медицинское обеспечение физического воспитания сту­дентов
  • 2.3. Врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий
  • 2.4. Профилактика травматизма, заболеваний и отрица­тельных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • Глава 3. Методы определения и оценки состояния функциональных систем организма и тренированности занимающихся Функциональные пробы и тесты
  • 3.1. Сердечно-сосудистая система. Физическая работоспособ­ность
  • Определение физической работоспособности
  • 3.2. Дыхательная система
  • Пробы с задержкой дыхания
  • 3.3. Нервно-мышечная система
  • 3.4. Опорно-двигательный аппарат
  • 3.5. Анализаторы
  • Исследование вестибулярного аппарата
  • 3.1. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 3.1.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 3.1.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 3.1.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 3.1.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 3.1.6. Ведение дневника самоконтроля
  • Приложение к теме: Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
  • 4 Возрастных этапа:
  • Астенический, гиперстеническии и нормостеническии тип телосложения
  • Сколиоз, лордоз
  • Антропометрические стандарты (среднее квадратическое отклонение, корреляция,индексы)
  • Проба Ромберга /статическая координация/
  • Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы
  • Глазно-сердечный рефлекс; кожно-сосудистые реакции
  • Изменение систематического объема кровообращения при физической нагрузке
  • Изменение артериального давления при физической нагрузке
  • Физиологические обоснования улучшения умственной деятельности под воздействием физических упражнений
  • Жизненная емкость легких
  • Функциональные пробы в диагностике физической работоспособности и тренированности
  • Ортостатическая проба
  • Проба Летунова
  • Гарвардский степ-тест
  • Тепловой и солнечный удары
  • Гипогликемические состояния
  • Первая доврачебная помощь при утоплении
  • Острые патологические состояния
  • Обморок
  • Гравитационный шок
  • Влияние курения на физическую и умственную работоспособность
  • Влияние алкоголя на физическую и умственную работоспособность
  • Контрольные вопросы
  • II. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира
  • 1. Европа (15-17 в. Нашей эры)
  • 2.Азия, африка, америка.
  • 1)Исторические предпосылки возникновения международного спортивного и олимпийского движения.
  • V. Первый международный атлетический конгресс.
  • VI. От олимпийских идей к практике олимпийского движения
  • VII. Международное спортивное и Олимпийское движение в первой половине XX века
  • IX международное олимпийское движение
  • Тема 10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в вузе Введение
  • Глава 1. Методика самостоятельных занятий
  • 1.2. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 1.4. Организация, содержание и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями
  • 1.4.1. Средства и методы занятий избранным видом спорта
  • 1.4.2. Занятия системой физических упражнений
  • 1.4.3. Организация самостоятельных занятий
  • 1.4.4. Планирование самостоятельных занятий
  • 1.5. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 1.6. Содержание самостоятельных занятий
  • Глава 2. Физическая культура и спорт в свободное время
  • 2.1. Утренняя гигиеническая гимнастика
  • 2.2. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения
  • 2.3. Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв
  • 2.4. Попутная тренировка
  • Глава 3. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом
  • 3.1.1. Субъективные и объективные показатели самоконтроля
  • 3.1.2. Самоконтроль за физическим развитием
  • 3.1.3. Самоконтроль за функциональным состоянием
  • 3.1.4. Самоконтроль за физической подготовленностью
  • 3.1.5. Самоконтроль за тренированностью
  • 3.1.6. Ведение дневника самоконтроля
  • Глава 4. Средства профилактики и восстановления
  • 4.1. Медико-биологические средства восстановления
  • 4.2. Физические упражнения как средства реабилитации
  • Литература
  • Тема 11. Массаж и самомассаж Введение
  • Требования к массажной комнате и оборудованию
  • К массажисту
  • К пациенту
  • Положение пациента при массаже
  • Глава 1. Противопоказания к проведению массажа
  • Глава 2. Методика и техника выполнения приемов массажа Общие указания
  • Некоторые способы поглаживаний
  • Некоторые способы выжиманий:
  • Некоторые способы разминаний
  • Некоторые способы растираний
  • Вибрация
  • Некоторые разновидности ударных приемов
  • Некоторые разновидности сотрясающих приемов
  • Физиологическое воздействие движений на организма:
  • Некоторые способы движений в суставах
  • Парная баня
  • Контрольные вопросы
  • Самомассаж введение
  • Глава 1. Влияние массажа на организма человека
  • Глава 2. Техника и методика выполнения приемов самомассажа
  • Поглаживание
  • Растирание
  • Ударные приемы
  • Вибрационные приемы
  • Пассивные
  • Глава 3. Общий и местный массаж
  • Местный самомассаж
  • Самомассаж области шеи
  • Самомассаж широчайших мышц спины
  • Самомассаж спины: поясничной и крестцовой областей
  • Самомассаж бедра, самомассаж ягодичной области
  • Самомассаж коленного сустава
  • Самомассаж голени и стопы
  • Самомассаж подошвенной поверхности
  • Самомассаж грудной клетки
  • Самомассаж плечевого сустава и дельтовидной мышцы
  • Самомассаж области плеча
  • Самомассаж локтевого сустава, предплечья и кисти
  • Нервная регуляция осуществляется нервной системой, головным и спинным мозгом через нервы, которыми снабжены все органы нашего тела. На организм постоянно воздействуют те или иные раздражения. На все эти раздражения организм отвечает определенной деятельностью или как принято творить, происходит приспособление функции организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Так, понижение температуры воздуха сопровождается не только сужением кровеносных сосудов, но и усилением обмена веществ в клетках и тканях и следовательно, повышением теплообразования. Благодаря этому устанавливается определенное равновесие между теплоотдачей теплообразованием, не происходит переохлаждение организма, сохраняется постоянство температуры тела. Раздражение пищей вкусовых рецепторов полос га рта вызывает отделение слюны и других пищеварительных соков. под воздействием которых происходит переваривание пищи. Благодаря этому в клетки и ткани поступают необходимые вещества, и устанавливается определенное равновесие между диссимиляцией и ассимиляцией. По такому принципу происходит регуляция и других функции организма.

    Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Различные раздражения воспринимаются рецепторами. Возникающее возбуждение из рецепторов по чувствительным нервам передается в центральную нервную, систему, а оттуда по двигательным нервам - в органы, которые осуществляют определенную деятельность. Такие ответные реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему. называют рефлексами. Путь же, по которому возбуждение передается при рефлексе, носит название рефлекторной дуги. Рефлексы имеют разнообразный характер. И.П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это рефлексы врожденные, передающиеся по наследству. Примером таких рефлексов являются сосудодвигательные рефлексы (сужение или расширение сосудов в ответ на раздражение кожи холодом или теплом), рефлекс слюноотделения (выделение слюны при раздражении вкусовых сосочков пищей) и многие другие.

    Условные рефлексы - рефлексы приобретенные, они вырабатываются на протяжении жизни животного или человека. Эти рефлексы возникают

    только при определенных условиях и могут исчезать. Примером условных рефлексов является отделение слюны при виде нищи, при ощущении запахов пищи, а у человека даже при разговоре о ней.

    Гуморальная регуляция (Humor - жидкость) осуществляется через кровь и другие жидкое и, составляющие внутреннюю среду организма, различными химическими веществами, которые вырабатываются в самом организме или поступают из внешней среды. Примерами таких веществ являются гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, и витамины, поступающие в организм с пищей. Химические вещества разносятся кровью но всему организму и оказывают воздействие на различные функции, в частности на обмен веществ в клетках и тканях. При этом каждое вещество влияет на определенный процесс, происходящий и том или ином органе.

    Нервный и гуморальный механизмы регуляции функций взаимосвязаны. Так, нервная система оказывает регулирующее влияние на органы не только непосредственно через нервы, но также и через железы внутренней секреции, изменяя интенсивность образования гормонов в этих Органах и поступление их в кровь.

    В свою очередь многие гормоны и другие вещества влияют на нервную систему.

    В живом организме нервная и гуморальная регуляция различных функций осуществляется по принципу саморегуляции, т.е. автоматически. По этому принципу регуляции поддерживается па определенном уровне кровяное давление, постоянство состава и физико-химических свойств крови, температура тела. в строго согласованном порядке изменяется обмен веществ, деятельность сердца, дыхательной и других систем органов во время физической работы и т.д.

    Благодаря этому поддерживаются определенные сравнительно постоянные условия, в которых протекает деятельность клеток и тканей организма или другими словами, сохраняется постоянство внутренней среды.

    Следует отметить, что у человека ведущую роль в регуляции жизнедеятельности организма играет нервная система.

    Таким образом, организм человека это единая, целостная, сложно устроенная, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, обладающая определенными резервными возможностями. При этом

    знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенного придела. Тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии.

    Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать резервы организма, о существовании которых многие даже не догадываются. Следует отметить существование обратного процесса падение функциональных возможностей организма и ускоренное старение при снижении физической активности.

    В ходе физических упражнений совершенствуется высшая нервная деятельность, функции центральной нервной системы. нервно-мышечной. сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также система их нейрогуморального регулирования.

    Человеческий организм, используя свойства саморегулирования внутренних процессов под внешним воздействием, реализует важнейшее свойство - адаптацию к изменяющимся внешним условиям, что является определяющим фактором в способности развития физических качеств и двигательных навыков в процессе тренировок.

    Рассмотрим более подробно характер физиологических изменении в процессе тренировок.

    Физическая нагрузка приводит к многообразным изменениям обмена веществ, характер которых зависит от длительности, мощности работы и количества участвующих мышц. При физической нагрузке преобладают катаболические процессы, мобилизация и использование энергетических субстратов, происходит накопление промежуточных продуктов обмена. Период отдыха характеризуется преобладанием анаболических процессов, накоплением резерва питательных веществ, усиленным синтезом белков.

    Скорость восстановления находится в зависимости от величины возникающих во время работы изменении, то есть от величины нагрузки.

    В период отдыха ликвидируются возникшие во время мышечной деятельности изменения обмена веществ. Если при физической нагрузке преобладают катаболические процессы, мобилизация и использование энергетических субстратов, происходит накопление промежуточных продуктов обмена, то период отдыха характеризуются преобладанием анаболических процессов, накоплением резерва питательных веществ, усиленным синтезом белков.

    В после рабочий период возрастает интенсивность аэробного окисления, повышено потребление кислорода, т.е. ликвидируется кислородный долг. Субстратом окисления служат промежуточные продукты обмена, образовавшиеся в процессе мышечной деятельности, молочная кислота, кетоновые тела, кетокислоты. Запасы углеводов при физической работе, как правило, существенно снижаются, поэтому основным субстратом окисления становятся жирные кислоты. Благодаря усиленному использованию липидов в восстановительный период снижается дыхательный коэффициент.

    Восстановительный период характеризуется усиленным биосинтезом белков, который угнетается во время физической работы, увеличивается также образование и выведение из организма конечных продуктов белкового обмена (мочевина и др.).

    Скорость восстановления находится в зависимости от величины возникающих во время работы изменений, т.е. от величины нагрузки, что схематически представлено на рис. 1

    Рис.1 Схема процессов расходования и восстановления источников

    энергии при мышечной деятельности ратной интенсивности

    Восстановление изменений, возникающих под влиянием нагрузок малой и средней интенсивности, идет медленнее, чем после нагрузок повышенной и предельной интенсивности, что объясняется более глубокими изменениями в период работы. После повышенных по интенсивности нагрузок наблюдаемый показатель обмена, веществ не только достигает исходного уровня, но и превышает его. Такое повышение выше исходного уровня получило название сверхвосстановления (суперкомпенсации) . Оно регистрируется только тогда, когда нагрузка, превышает по величине определенный уровень, т.е. тогда, когда возникающие изменения обмена оказывают влияние на генетический аппарат клетки. Выраженность сверхвостановления и его длительность находятся в прямой зависимости от интенсивности нагрузки.

    Явление сверхвоееттиювления является важным: механизмом приспособления (органа) к изменившимся условиям функционирования и имеет важное значение для понимания биохимических основ спортивной тренировки. Следует отметить, что как общебиологическая закономерность, распространяется не только на накопление энергетического материала, но и на синтез белков, что, в частности, проявляется в виде рабочей гипертрофии скелетных мышц, сердечной мышщы. После интенсивной нагрузки усиливается синтез ряда ферментов (индукция ферментов) возрастает концентрация креатинфосфата, миоглобина, происходит ряд других изменений.

    Установлено, что активная мышечная деятельность вызывает уси­ление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. При любой деятельности человека все органы и системы ор­ганизма действуют согласованно, в тесном единстве. Эта взаимосвязь осуществляется с помощью нервной системы и гуморальной (жидкостной) регуляции.

    Нервная система осуществляет регуляцию деятельности организма посредством биоэлектрических импульсов. Основными нервными процес­сами являются возбуждение и торможение, возникающие в нервных клет­ках. Возбуждение - деятельное состояние нервных клеток, когда они пе­редают ил» направляют сами нервные импульсы другим клеткам: нерв­ным, мышечным, железистым и другим. Торможение - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление., Сон, напри­мер, является состоянием нервной системы, когда подавляющее число нервных клеток ЦНС заторможено.

    Гуморальная регуляция производится через кровь посредством особых химических веществ (гормонов), выделяемых железами внутрен­ней секреции, соотношением концентрации СО2 и О2 с помощью других механизмов. Например, в предстартовом состоянии, когда ожидается ин­тенсивная физическая нагрузка, железы внутренней секреции (надпочеч­ники) выделяют в кровь специальный гормон-адреналин, который спо­собствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы.

    Гуморальная и нервная регуляция осуществляются в единстве. Главенствующая роль отводится ЦНС, головному мозгу, являющемуся как бы центральным штабом управления жизнедеятельностью организма.

  • Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. По сравнению с гуморальной она

    • происходит быстрее
    • более точная
    • требует больших затрат энергии
    • более эволюционно молодая.

    Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (от латинского слова гумор - «жидкость») осуществляется за счет веществ, выделяемых во внутреннюю среду организма (лимфу, кровь, тканевую жидкость).


    Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью:

    • гормонов - биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции;
    • других веществ . Например, углекислый газ

    Все железы организма делятся на 3 группы

    1) Железы внутренней секреции (эндокринные ) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами , они обладают биологической активностью (действуют в микроскопической концентрации). Например: .


    2) Железы внешней секреции имеют выводные протоки и выделяют свои секреты НЕ в кровь, а в какую-либо полость или на поверхность организма. Например, печень , слезные , слюнные , потовые .


    3) Железы смешанной секреции осуществляют и внутреннюю, и внешнюю секрецию. Например

    • железа выделяет в кровь инсулин и глюкагон, а не в кровь (в 12-перстную кишку) - поджелудочный сок;
    • половые железы выделяют в кровь половые гормоны, а не в кровь - половые клетки.

    Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная.
    А) мост
    Б) гипофиз
    В) поджелудочная железа
    Г) спинной мозг
    Д) мозжечок

    Ответ


    Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека
    1) накопление углекислого газа в тканях и крови
    2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
    3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме
    4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе
    5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие

    Ответ


    Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
    А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли
    Б) замедление дыхания при погружении в холодную воду
    В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении
    Г) нарушение дыхания при кашле
    Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови

    Ответ


    1. Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) имеют выводные протоки
    Б) вырабатывают гормоны
    В) обеспечивают регуляцию всех жизненно важных функций организма
    Г) выделяют ферменты в полость желудка
    Д) выводные протоки выходят на поверхность тела
    Е) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

    Ответ


    2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) образуют пищеварительные ферменты
    Б) выделяют секрет в полость тела
    В) выделяют химически активные вещества – гормоны
    Г) участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма
    Д) имеют выводные протоки

    Ответ


    Установите соответствие между железами и их типами: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) эпифиз
    Б) гипофиз
    В) надпочечник
    Г) слюнная
    Д) печень
    Е) клетки поджелудочной железы, вырабатывающие трипсин

    Ответ


    Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
    А) учащение сердцебиений под влиянием адреналина
    Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия
    В) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы
    Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

    Ответ


    Установите соответствие между железой в организме человека и её типом: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции
    А) молочная
    Б) щитовидная
    В) печень
    Г) потовая
    Д) гипофиз
    Е) надпочечники

    Ответ


    1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) доставляется к органам кровью
    Б) большая скорость ответной реакции
    В) является более древней
    Г) осуществляется с помощью гормонов
    Д) связана с деятельностью эндокринной системы

    Ответ


    2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) включается медленно и действует долго
    Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
    В) осуществляется действием гормона
    Г) сигнал распространяется с током крови
    Д) включается быстро и действует коротко
    Е) эволюционно более древняя регуляция

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
    1) сальные
    2) потовые
    3) надпочечники
    4) половые

    Ответ


    Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят: 1) внутренней секреции, 2) смешанной секреции, 3) внешней секреции
    А) поджелудочная
    Б) щитовидная
    В) слёзная
    Г) сальная
    Д) половая
    Е) надпочечник

    Ответ


    Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция?
    1) избыток углекислого газа в крови
    2) реакция организма на зеленый сигнал светофора
    3) избыток глюкозы в крови
    4) реакция организма на изменение положения тела в пространстве
    5) выделение адреналина при стрессе

    Ответ


    Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду
    Б) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови
    В) кашель при попадании пищи в гортань
    Г) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в крови
    Д) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния
    Е) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови

    Ответ


    Выберите три железы внутренней секреции.
    1) гипофиз
    2) половые
    3) надпочечники
    4) щитовидные
    5) желудочные
    6) молочные

    Ответ


    Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека
    1) осуществляются с помощью химически активных веществ
    2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
    3) распространяются медленнее, чем нервные
    4) происходят с помощью нервных импульсов
    5) контролируются продолговатым мозгом
    6) осуществляются через кровеносную систему

    Ответ


    Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека?
    1) ответная реакция четко локализована
    2) сигналом служит гормон
    3) включается быстро и действует мгновенно
    4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма
    5) передача сигнала осуществляется через синапс
    6) ответная реакция действует продолжительное время

    Ответ

    © Д.В.Поздняков, 2009-2019

    Человеческий организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. В таком же взаимодействии находятся и процессы внутри него. Регуляция всех процессов в организме, функционирование клеток, тканей и органов контролируется нервным и гуморальным механизмами регуляции.

    Зачем человеку нужны эти механизмы?

    Прежде чем разобраться, как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции между собой, необходимо понять, а зачем они вообще нужны человеку. Неужели организм не может справиться без них?

    Человек находится в постоянном взаимодействии с меняющимися факторами окружающей среды. И для нормальной жизнедеятельности ему необходимо приспосабливаться к ним. Например, при снижении температуры воздуха сосуды на периферии сужаются, чтобы уменьшить отдачу тепла через кожу. Вследствие этого предотвращается переохлаждение организма, устанавливается равновесие между продукцией и отдачей тепла.

    Или, например, при употреблении пищи и раздражении вкусовых рецепторов на языке повышается слюноотделение и вырабатывается желудочный сок. Благодаря этому возможно переваривание пищи, что в свою очередь необходимо для обеспечения внутренних органов питательными веществами. И по такому же принципу регулируется функция всех внутренних органов. Поэтому нервная и гуморальная регуляции крайне важны для человеческого организма.

    Особенности нервной регуляции

    Чтобы понять, как нервная и гуморальная регуляция взаимодействуют между собой, нужно знать основные особенности каждой из них.

    Нервная регуляция осуществляется за счет органов нервной системы: головного и спинного мозга, периферических нервов. Этот механизм осуществляется рефлекторно:

    • Происходит раздражение окончания длинного отростка (аксона) нервной клетки - рецептора.
    • Далее возбуждение по чувствительному аксону идет в центральную нервную систему (головной или спинной мозг).
    • После обработки импульс доходит по двигательному нервному волокну до рабочего органа, который осуществляет свою функцию.

    Этот механизм называется рефлексом, а цепь, по которой проходит импульс, - рефлекторной дугой. Осуществление рефлекторной деятельности не контролируется сознанием. Все рефлексы можно разделить на безусловные, или врожденные, и условные, то есть выработанные в течение жизни.

    Особенности гуморальной регуляции

    Вы правильно охарактеризуете действие нервной и гуморальной регуляции, зная особенности последней.

    Гуморальная регуляция осуществляется посредством жидких сред организма (крови, спинномозговой жидкости, лимфы и прочее) при помощи специальных химических веществ. Эти вещества могут как поступать из внешней среды (витамины), так и вырабатываться в самом организме (гормоны). Характерно то, что каждый гормон регулирует строго отведенный для него процесс и взаимодействует только с конкретным типом рецепторов. Органы, функцию которых регулирует гормон, называют "органами-мишенями".

    Основные отличия двух механизмов регуляции

    Но более полно вы охарактеризуете действие нервной и гуморальной регуляции, только выделив ряд отличий между этими двумя механизмами:

    • Во-первых, нервная система распространяет свой импульс по конкретным нервам к определенному органу. Именно на функционирование этого органа она и оказывает влияние. В то время как действие гуморальной регуляции генерализовано, гормоны разносятся по всему организму.
    • Во-вторых, регуляция через нервную систему включается в работу быстрее, чем через гормоны, но гормональная, в свою очередь, действует дольше.

    Кроме того, есть отличия и в диагностике состояния этих механизмов. В некоторых ситуациях, чтобы понять, как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции, проводится диагностика функционирования каждой из этих систем. Характерно то, что диагностика состояния нервной регуляции, осуществляемая при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ), чаще распространена, чем анализ крови для определения уровня гормонов.

    Это связано с тем, что ЭЭГ абсолютно безопасна и безболезненна, и эмоции пациента не влияют на результат. А вот при анализе крови у многих пациентов появляется страх перед уколом, что вызывает повышение концентрации в крови гормонов стресса и в итоге искажает результат.

    Нервная и гуморальная регуляция: таблица

    Рассмотрим наглядно основные отличия.

    Нервная регуляция Гуморальная регуляция
    Регулирует функцию органов посредством центральной нервной системы Регулирует функцию органов посредством гормонов, витаминов, концентрации кислорода и углекислого газа и других химических веществ
    Быстро реагирует на изменения внешней среды Медленно реагирует на изменения внешней среды
    Ее действие быстро проходит Действует долго
    Сигнал передается через нервный импульс Сигнал передается через гормон
    Характерна как химическая передача сигнала (через синапсы, то есть соединения между нейронами), так и электрическая (по нервным волокнам) Только химическая передача сигнала (через жидкости организма)
    Как правило, ответ четко адресован в конкретный орган Характерен генерализованный ответ (через весь организм)
    Нервный сигнал распространяется через рефлекторную дугу Гормон распространяется через кровь

    В этой таблице поданы основные отличия при сравнении нервной и гуморальной регуляции, что должно упростить понимание этих двух процессов.

    Пример взаимодействия

    Несмотря на большой спектр различий между двумя описанными механизмами, они не работают изолированно друг от друга. Нервный механизм постоянно оказывает влияние на гуморальный, и наоборот. Чтобы лучше понять, как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции, приведем пример.

    В головном мозге есть две структуры: гипоталамус и гипофиз. Каждая из них состоит из нервных клеток и при этом вырабатывает ряд гормонов. Между гипоталамусом и гипофизом есть прямая связь. Гипоталамус при помощи нервных импульсов, и нейрогормонов, меняет функцию гипофиза, заставляя его синтезировать биологически активные вещества. А гипофиз, в свою очередь, по механизму обратной связи меняет функцию гипоталамуса. Информация о том, что гипофиз синтезировал необходимые гормоны, поступает в гипоталамус и угнетает его функцию.

    Надеемся, этот пример помог лучше понять, как взаимодействуют нервная и гуморальная регуляции, ведь эти два механизма являются основой жизнедеятельности человека.

    Главная роль в регуляции функций организма и обеспечении его целостности принадлежит нервной системе. Этот механизм регуляции является более совершенным. Во-первых, нервные влияния передаются значительно быстрее, чем химические воздействия, и потому организм через нервную систему осуществляет быстрые ответные реакции на действие раздражителей. В связи со значительной скоростью проведения нервных импульсов взаимодействие между частями организма устанавливается быстро в соответствии с потребностями организма.

    Во-вторых, нервные импульсы приходят к определенным органам, и потому ответные реакции, осуществляемые через нервную систему, не только более быстрые, но и более точные, чем при гуморальной регуляции функций.

    Рефлекс - основная форма нервной деятельности

    Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов осуществляется взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды.

    При повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется деятельность сердца. В ответ на температурные воздействия внешней среды у человека суживаются или расширяются кровеносные сосуды кожи, под влиянием различных раздражителей рефлекторно меняется сердечная деятельность, интенсивность дыхания и т. д.

    Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия внутренней и внешней среды.

    Раздражения воспринимаются особыми нервными образованиями - рецепторами . Существуют различные рецепторы: одни из них раздражаются при изменении температуры окружающей среды, другие - при прикосновении, третьи - при болевом раздражении и т. п. Благодаря рецепторам центральная нервная система получает информацию обо всех изменениях окружающей среды, а также об изменениях внутри организма.

    При раздражении рецептора в нем возникает нервный импульс, который распространяется по центростремительному нервному волокну и достигает центральной нервной системы. О характере раздражения центральная нервная система "узнает" по силе и частоте нервных импульсов. В центральной нервной системе происходит сложный процесс переработки поступивших нервных импульсов, и уже по центробежным нервным волокнам импульсы от центральной нервной системы направляются к исполнительному органу (эффектору).

    Для осуществления рефлекторного акта необходима целостность рефлекторной дуги (рис. 2).

    Опыт 2

    Обездвижьте лягушку. Для этого заверните лягушку в марлевую или полотняную салфетку, оставив открытой лишь, голову. Задние лапки при этом должны быть вытянуты, а передние плотно прижаты к туловищу. Введите тупое лезвие ножниц в рот лягушки и отсеките верхнюю челюсть с черепной коробкой. Спинной мозг не разрушайте. Лягушку, у которой сохранен только спинной мозг, а вышележащие отделы центральной нервной системы удалены, называют спинальной. Укрепите лягушку в штативе, зажав зажимом нижнюю челюсть либо приколов булавками нижнюю челюсть к пробке, укрепленной в штативе. Оставьте лягушку висеть несколько минут. О восстановлении рефлекторной деятельности после удаления головного мозга судите по появлению ответной реакции на щипок. Лягушку во избежание подсыхания кожи периодически опускайте в стакан с водой. Налейте в маленький стаканчик 0,5-процентный раствор соляной кислоты, опустите в него заднюю лапку лягушки и наблюдайте рефлекторное отдергивание лапки. Смойте кислоту водой. На задней лапке, на середине голени, сделайте кольцевой разрез кожи и хирургическим пинцетом снимите ее с нижней части лапки, проследив за тем, чтобы кожа была тщательно снята со всех пальцев. Опустите лапку в раствор кислоты. Почему теперь лягушка не отдергивает конечность? В этот же раствор кислоты опустите другую лапку лягушки, с которой кожа не снята. Как реагирует лягушка теперь?

    Разрушьте спинной мозг лягушки, введя в позвоночный канал препаровальную иглу. Опустите лапку, на которой сохранена кожа" в раствор кислоты. Почему теперь лягушка не отдергивает лапку?

    Нервные импульсы при любом рефлекторном акте, приходя в центральную нервную систему, способны распространяться по разным ее отделам, вовлекая в процесс возбуждения многие нейроны. Поэтому правильнее говорить, что структурную основу рефлекторных реакций составляют нейронные цепи из центростремительных, центральных и центробежных нейронов.

    Принцип обратных связей

    Между центральной нервной системой и исполнительными органами существуют как прямые, так и обратные связи. При действии раздражителя на рецепторы возникает двигательная реакция. В результате этой реакции в исполнительных органах (эффекторах) - мышцах, сухожилиях, суставных сумках - возбуждаются рецепторы, от которых нервные импульсы поступают в центральную нервную систему. Это вторичные центростремительные импульсы , или обратные связи . Эти импульсы постоянно сигнализируют нервным центрам о состоянии двигательного аппарата, и в ответ на эти сигналы из центральной нервной системы к мышцам поступают новые импульсы, включающие следующую фазу движения или изменяющие движение в соответствии с условиями деятельности.

    Обратная связь очень важна в механизмах координации, которую осуществляет нервная система. У больных, у которых нарушена чувствительность мышц, движения, особенно ходьба, утрачивают плавность, становятся некоординированными.

    Условные и безусловные рефлексы

    Человек рождается с целым рядом готовых, врожденных рефлекторных реакций. Это безусловные рефлексы . К ним относятся акты глотания, сосания, чихания, жевания, слюноотделение, отделение желудочного сока, поддержание температуры тела и др. Количество врожденных безусловных рефлексов ограничено, и они не могут обеспечить приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды.

    На базе врожденных безусловных реакций в процессе индивидуальной жизни формируются условные рефлексы . Эти рефлексы у высших животных и человека весьма многочисленны и играют огромную роль в приспособлении организмов к условиям существования. Условные рефлексы имеют сигнальное значение. Благодаря условным рефлексам организм заранее как бы предупреждается о приближении чего-то значимого. По запаху гари человек и животное узнают о приближающейся беде, пожаре; животные по запаху, звукам отыскивают добычу или, напротив, спасаются от нападения хищников. На основе многочисленных условных связей, образовавшихся в течение индивидуальной жизни, человек приобретает жизненный опыт, помогающий ему ориентироваться в окружающей среде.

    Для того чтобы яснее стало различие между безусловными и условными рефлексами, давайте совершим (мысленно) экскурсию в родильный дом.

    В родильном доме есть три главных помещения: палата, где происходят роды, палата новорожденных и комната матерей. После того как ребенок родился, его приносят в палату новорожденных и дают немного отдохнуть (обычно 6-12 ч), а затем везут к матери - кормить. И только мать приложит ребенка к груди, как он хватает ее ртом и начинает сосать. Никто ребенка этому не учил. Сосание - пример безусловного рефлекса.

    А вот пример условного рефлекса. Сначала, как только новорожденный проголодается, он начинает кричать. Однако через два-три дня в палате новорожденных наблюдается такая картина: подходит время кормления, и дети один за другим начинают просыпаться и плакать. Медицинская сестра по очереди берет их и пеленает, при необходимости подмывает, а затем укладывает на специальную каталку, чтобы везти к матерям. Очень интересно поведение детей: как только их перепеленали, уложили на каталку и вывезли в коридор, все они, как по команде, замолкают. Выработался условный рефлекс на время кормления, на обстановку перед кормлением.

    Для выработки условного рефлекса необходимо подкрепление условного раздражителя безусловным рефлексом и их повторение. Стоило 5-6 раз совпасть пеленанию, подмыванию и укладыванию на каталку с последующим кормлением, которое здесь играет роль безусловного рефлекса, как выработался условный рефлекс: перестать кричать, несмотря на все возрастающий голод, ждать несколько минут, пока кормление начнется. Кстати, если вывезти детей в коридор и запоздать с кормлением, то через несколько минут они начинают кричать.

    Рефлексы бывают простые и сложные. Все они находятся во взаимной связи и образуют систему рефлексов.

    Опыт 3

    Выработайте условный мигательный рефлекс у человека. Известно, что при попадании струи воздуха в глаз человек закрывает его. Это защитная, безусловнорефлекторная реакция. Если теперь несколько раз сочетать вдувание воздуха в глаз с каким-нибудь индифферентным раздражителем (стуком метронома, например), то этот индифферентный раздражитель станет сигналом поступления струи воздуха в глаз.

    Для вдувания воздуха в глаз возьмите резиновую трубочку, соединенную с грушей для нагнетания воздуха. Рядом поставьте метроном. Метроном, грушу и руки экспериментатора закройте от испытуемого экраном. Включите метроном и через 3 сек нажмите на грушу, вдувая струю воздуха в глаз. Метроном при вдувании воздуха в глаз должен продолжать работу. Выключите метроном, как только наступит мигательная рефлекторная реакция. Через 5-7 мин повторите сочетание звука метронома с вдуванием воздуха в глаз. Опыт продолжайте до тех пор, пока мигание не будет наступать только при звуке метронома, без вдувания воздуха. Вместо метронома можно воспользоваться звонком, колокольчиком и т. п.

    Сколько понадобилось сочетаний условного раздражителя с безусловным, чтобы образовался условный мигательный рефлекс?