“Нынешнюю систему аккредитации врачей понять невозможно”. Изменены сроки вступления медицинских работников в систему аккредитации Правила аккредитации врачей с

В недоработанном виде и в неумелых руках аккредитация – предприятие сомнительное, неожиданное и даже опасное.

Нужна ли она нам?

Да, если рассматривать её как универсальную, справедливую и адекватную оценку профессиональной пригодности доктора. Нет, если она окажется несостоятельной в течение 3-х лет.

Какие у неё есть плюсы? На мой взгляд, их два.

  • Единый подход к оценке знаний и умений.

Универсальность аккредитации заключается в том, что проходить её обязан каждый выпускник. Причём разницы нет, планирует ли он продолжать своё образование в ординатуре либо уходит в первичное звено. И в том, и в другом случае избежать этого никак нельзя: для первички это зелёный свет на пути к самостоятельной работе, для ординатуры и вовсе главный экзамен (представляете, для этого нужно всего лишь выучить ответы на тест и вуаля – добро пожаловать на любую кафедру любого лицензированного учреждения! Кошмар!). При этом все сдают по сути одно и то же в одинаковых условиях. В результате вроде бы получается, что оценка объективизируется.

  • Возможность вчерашнему выпускнику оперативно стать практикующим врачом и трудоустроиться сразу по прохождении процедуры.

В 2017 году, по словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, 15.4% выпускников медвузов, пройдя процедуру первичной аккредитации, пришли работать в первичное звено. В целом неплохая статистика для проекта, только начавшего свой путь – особенно с учётом того, что дефицит кадров и спрос на специалистов имеются повсеместно. Кроме того, как заявляют , к примеру, в Москве заработная плата держится на уровне 70-100 тысяч рублей, что, если правда, и вовсе отлично. Таким образом, принцип «закончил вуз – пришёл работать» показал свою востребованность, люди включились (хотя о нагрузке сейчас умолчим – равно как и том, сколько из этих 15.4% не прочь сменить нынешний род деятельности).

Но, конечно, где есть плюсы, там есть и минусы. И они, увы, куда более весомые.

Отсутствие опыта самостоятельной работы вкупе с отсутствием наставника на первых порах медицинской деятельности для врача оборачиваются стрессовой и дезорганизующей ситуацией, а для пациента – риском столкнуться с врачебной ошибкой. Никто из только что пришедших в поликлинику зачастую не знает, как работать в ЕМИАС, как за положенный норматив времени понять, что происходит хотя бы в собственной голове (и тем более с пациентом). Врачей рядом мало и все они заняты, а ты, раз аккредитацию прошёл – значит, к работе годен. Вот и работай. Не знаешь как? Хорошо, если старшие товарищи придут на помощь, но это – далеко не факт. В результате, не имея уверенности и ресурса времени, молодой врач пропускает на первый взгляд незначительные жалобы и симптомы. Особенно это касается сложных и многокомпонентных заболеваний – аутоиммунных, онкологических, психических, а также состояний, требующих неотложного хирургического вмешательства. Например, когда есть картина почечной колики, а оно – воспалившийся аппендикс, расположенный атипично, или имеет место манифестация бактериального менингита, имеющего общие черты с гипертоническим кризом.

Вообще отказ старшего врача в помощи младшему, на мой взгляд – это безответственность и в корне неверно. Врачевание относится к одной из исключительных областей, где знания должны передаваться от учителя к ученику, где очень важен опыт. Есть ошибки, о которых стоит знать заранее, и избегать их. Помогите, научите! Никто не гарантирует тебе, старому и умудрённому, что, случись с тобой болезнь, ты попадёшь в надёжные руки профессора (ну, который действительно профессор, а не как сейчас, когда регалий список на А4, а по факту общие фразы и гомеопатия).

Аккредитация призвана установить степень соответствия аккредитуемого требованиям к квалификации медицинского/фармацевтического работника. Но каким образом это определить, если для двух из трёх этапов процедуры достаточно выучить прилагаемый к банку вопросов банк ответов? Кроме того, имеющиеся официальные ответы для ситуационных задач третьего этапа довольно спорные. Диагностический поиск в них ведётся зачастую либо по пути откровенной очевидности (что само по себе вариант неплохой, но не слишком верно трактуемый на практике), либо методами исключения и утрированной гипердиагностики. Возможно, ситуация была бы менее плачевной, не будь тестирование первого этапа прямым этапом для ординатуры, являющейся, на минуточку, специалитетом, но об этом в другой раз.

Единственное, пожалуй, рациональное зерно новой системы – этап сдачи практических навыков, поскольку в имитируемых ситуациях в подавляющем числе случаев действительно следует придерживаться чётких алгоритмов. Однако и тут есть недочёты. Например, для специальности «Лечебное дело» предусмотрены алгоритмы по обследованию только сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проведению сердечно-лёгочной реанимации, оказанию неотложной помощи и выполнению внутривенной инъекции. Понятно, что при подборе исходили из наиболее нужных умений и процента распространённости заболеваний. Но разве можно вычеркнуть всё остальное, что предписывает знать врачу пропедевтика внутренних болезней? Словом, любой здравомыслящий медик сегодняшнюю систему аккредитации если и примет, то не поймёт в силу того, что медицина – не набор стандартов и, шаблонно применив клинический протокол, вылечить пациента невозможно.

Аккредитация считается объективным методом оценки знаний и умений, что, согласно описанным выше фактам, конечно, совсем не так. Что, впрочем, и понятно: любое нововведение вначале несовершенно и нуждается в доработках. Говоря медицинским языком, судить об эффективности и безопасности пока рано. Оправдает ли себя первичная аккредитация – вопрос времени. Главное – не упустить его зря.

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Чья это обязанность - повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73 ) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) - 151 случай . Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.


Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

    1 вид: Повышение квалификации

    2 вид: Профессиональная переподготовка

    3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

    А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

    А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

    Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

    Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

    Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.


Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО . Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Напомним, что согласно системе аккредитации специалист должен зарегистрироваться на сайте НМО и прослушать 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

    1 этап: Тестирование знаний

    2 этап: Оценка практических умений и навыков

    3 этап: Решение ситуационных задач

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, - могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходиит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

Аккредитация врачей с 2016 года является одним из этапов начавшегося еще в 2011 году процесса обновления отрасли, когда были внедрены новые стандарты вузовского образования.

Законодательная база

Четыре года назад вступил в силу Федеральный Закон №323–ФЗ. Согласно ст. 69, медицинской деятельностью имеют право заниматься лица, получившие профильное образование в соответствии с госстандартами и имеющие свидетельство об аккредитации установленного образца. Без этого документа врач не имеет права заниматься профессиональной деятельностью.

Положение это вступает в силу 1 января 2016 года, но происходит это не сразу и не вдруг. За четыре года подготовлены аккредитационные критерии, а также обозначен список учреждений, предназначенных для соответствующего мероприятия. Период действия нового документа ограничивается пятью годами, после чего процедуру необходимо будет пройти заново.

Аккредитация врачей с 2016 года упраздняет прежнюю систему выдачи сертификатов. Однако для тех специалистов, у которых сертификат выдан совсем недавно, его легитимность будет сохраняться в течение всего указанного срока.

Кардинальное отличие

Аккредитация не равнозначна сертификации специалистов. Врач должен повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Именно в этом и состоит отличие аккредитации врачей с 2016 года.

Как будет проходить аккредитация в 2016 году?

Медицинский работник должен не только подтвердить свой профессионализм посредством сдачи специального экзамена. При прохождении планового тестирования, работник здравоохранения должен получать дополнительное послевузовское образование.

С другой стороны, будет происходить отбор или своеобразная кадровая выбраковка непрофессионалов от высококвалифицированных специалистов. Выданное свидетельство подтверждает, что услуги конкретным специалистом будут оказаны на должном профессиональном уровне и в соответствии с современными достижениями медицины.

Где пройти аккредитацию?

В течение продолжительного времени не было единого мнения относительно организационных вопросов проведения аккредитации врачей с 2016 года. Было принято решение, что эта процедура будет происходить в тех же медицинских учебных заведениях, которые прежде осуществляли выдачу сертификатов. При этом количество учебных центров сократится.

Ведущую роль играет Национальный Центр на базе Первого медицинского университета им. И.М.Сеченова. Методическая поддержка будет осуществляться специально учрежденными региональными экспертными подразделениями. Всего на территории России предполагается создание не менее двенадцати подобных организаций.

Соответствие международным стандартам

Есть и еще одна причина введения аккредитации врачей с 2016 года. В 2003 году Российская Федераци присоединилась к так называемому Болонскому процессу, сутью которого является введение в перспективе на территории всей Европы единых стандартов высшего образования. В связи с этим в 2009 году все вузы России перешли на двухуровневую схему обучения: бакалавр и магистр. А традиционная одноступенчатая система для подготовки медицинских работников — специалист — осталась неизменной.

Подобный подход существует в большинстве европейских государств. Со временем договоренность в Болонье должна привести к сопоставимости не только различных государственных образовательных систем, но и возможности конвертации одной в другую. Врач, окончивший учебное заведение и получивший соответствующую лицензию или аккредитацию, без дополнительного подтверждения своей квалификации сможет практиковаться на территории другой страны.

Аккредитация — не единственное нововведение для медицинских работников, в 2016 году также .

Издан Приказ МЗ РФ № 926 от 21.11.2017 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического в Российской Федерации на период до 2021 года»

Правила проведения аккредитации медицинских работников

утверждены Приказом Минздрава России N 334н от 02.06.2016 «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (с изменениями на 26.04.2018)

Термины и определения

НМО – это образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. Это дополнительное профессиональное образование, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Формы аккредитации

Три формы аккредитации медицинских работников: первичная, первичная специализированная и периодическая аккредитация.

Первичная аккредитация - для медработников, завершивших высшее или среднее медицинское образование.

Первичная специализированная аккредитация - для медицинских работников, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также медработников с дипломами, полученными за рубежом.

Периодическая аккредитация – для медицинских работников, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Аккредитационная комиссия

Аккредитационная комиссия формируется Минздравом РФ по специальностям, по которым проводится аккредитация. Персональный состав по каждой специальности в соответствии с номенклатурой специальностей (см. Приказ от 7 октября 2015 года №700н – для лиц, имеющих высшее образование, и Приказ от 16 апреля 2016 года №176н – для лиц, имеющих среднее образование) утверждается Минздравом РФ ежегодно.

В состав комиссии входят представители профессиональных некоммерческих организаций (им посвящена ст. 76 ФЗ №323-ФЗ), представители органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и/или медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и/или профсоюзов, представители образовательной и/или научной организации, реализующей программы медицинского образования.

Этапы прохождения аккредитации

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 г. № 898н "О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденных Приказом № 1043н Министерства здравоохранения РФ от 22.12.2017".

Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов

с 1 января 2019 года , изложить в следующей редакции:

лица, получившие после 1 января 2019 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень ординатуры), требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень ординатуры) к результатам освоения образовательных программ по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия"

лица, получившие после 1 января 2020 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах

лица, получившие после 1 января 2020 года иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов

Позицию, касающуюся аккредитации специалистов с 1 января 2020 года , дополнить следующими категориями лиц, подлежащих аккредитации специалистов:

лица, получившие после 1 января 2020 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры)

лица, получившие после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ

иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов

Перечень документов для прохождения первичной аккредитации:

Заявление

- копия документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии

Перечень документов для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации:

Заявление
- копия документа, удостоверяющего личность
- портфолио
- копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
- копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
- копия трудовой книжки (при наличии)
- копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Для прохождения периодической аккредитации необходимо:

1. Подготовить портфолио

Портфолио - созданный самостоятельно отчет о профессиональной деятельности работника за последние 5 лет, где перечислены: сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации , обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации. Эти сведения подаются с подтверждающими документами.

2. Пройти тестирование

Для успешного прохождения тестирования необходимо ответить правильно минимум на 70% вопросов. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.

Как проходит аккредитация

Аккредитуемый проходит этапы строго в указанной последовательности. Переход на следующий этап возможен лишь при прохождении предыдущего
- запрещается использование любых средств связи
- осуществляется записи видеоизображения и аудиосигнала. При этом качество видеозаписи должно обеспечивать возможность обзора всего помещения, а аудиозапись должна содержать речь аккредитуемого.

Что получает аккредитуемый

Те, медработники, кто успешно прошел все этапы аккредитации (по каждому получил «Сдано»), признаются прошедшими аккредитацию. Им не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации .

Портфолио оценивается комиссией с результатом «сдано/не сдано». Для прохождения этапа тестирования при аккредитации дается три попытки. В случае, если все они оказались неудачными, соискатель признается не прошедшим этап. Отсутствие без уважительной причины приравнивается к несдаче аккредитации. Не прошедший аккредитацию соискатель может вернуться к сдаче спустя 11 месяцев. Если специалист не сдал аккредитацию, он может подать жалобу в апелляционную комиссию на решение аккредитационной комиссии в течение двух рабочих дней с момента размещения результатов прохождения этапа аккредитации. Жалоба рассматривается в течение пяти дней.