Образование «Священного Союза» монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции. Священный союз

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

Вопрос 30. Наполеоновские войны 1805 – 1814 гг.

В 1805 г. Наполеон разгромил третью антифранцузскую коалицию, которую создала Великобритания с участием России, Австрии, Неаполитанского королевства и Швеции. Австрийцы без боя сдали Вену, а после поражения объединенных русско-австрийских войск в битве при Аустерлицем 2 декабря 1805 г . подписали с Наполеоном мир. Радость Наполеона ом­рачала лишь катастрофа, постигшая французов на море. 21 октября 1805 г. объединенный франко-испанский флот был почти полностью уничтожен британской эскадрой под командованием адмирала Нельсона в морском сражении у мыса Тра­фальгар близ берегов Испании. В 1806 г . возникла четвертая антифранцузская коалиция, в которой место выбывшей из войны Австрии заняла Пруссия. Однако прусскую армию французы наголову разгро­мили в сражениях при Йене и Ауэрштедте.

В конце октября 1806 г. Наполеон во главе «великой армии» вступил в Берлин. Здесь он принял важное решение, призванное уравнять шансы на победу с Великобританией после поражения в Трафальгарском сражении. 21 ноября 1806 г . Наполеон подписал дек­рет о континентальной блокаде. Согласно этому декрету, на территории Франции и зависимых от нее стран запрещал ась торговля с Великобританией. Наполеон надеялся, что контине­нтальная блокада подорвет экономическое могущество Ве­ликобритании. Присоединение новых стран Европы к конти­нентальной блокаде стало целью его внешней политики на ближайшие годы.

В Восточной Пруссии после ряда ожесточенных сражений (решающее значение имела победа французов при Фридланде 14 июня 1807 г.). Франция и Россия заключили перемирие в 1807 г. А 7 июля 1807 г . французский и российский императоры подписали в Тильзите союзный договор. В обмен на присоединение к континенталь­ной блокаде Александр 1 заручился поддержкой Наполеона в войнах против Швеции и Османской империи, Здесь же, в Тильзите был подписан франко-прусский договор, согласно которому Пруссия также присоединилась к континентальной блокаде. Кроме того, она теряла свои польские земли, захваченные в результате разделов Польши в 1793 и 1795 гг. На этих землях было образовано дружественное Франции Великое Герцогство Варшавское.

В 1807 г. Наполеон в ультимативной форме потребовал от Португалии присоединения к континентальной блокаде. В эту страну вторглась французская армия. Началась многолетняя война, В ходе которой на помощь португальцам прибыли бри­танские войска. В 1808 г. война охватила весь Пиренейский полуостров. Пытаясь окончательно подчинить себе Испанию, Наполеон посадил на испанский трон своего брата Жозефа Бонапарта. Но испанцы восстали и развернули против захватчиков партизанскую борьбу - гверрилью. Неудачами французов на Пиренейском полуострове решила воспользоваться Австрия. В 1809 г . она образовала вместе с Великобританией пятую коалицию . Однако в сражении при Ваграме Наполеон разбил австрийцев и вынудил их подписать в октябре 1809 г. мир. Австрия потеряла ряд территорий, в том числе и выход к Адриатическому морю, сокращала свою армию, выплачивала большую контрибуцию и присоединялась к континентальной блокаде.

Наполеон по своему усмотрению перекраивал политическую карту Европы, менял правительства, сажал на троны монархов. «Дочерние» республики были частично упразднены присоединены к Франции. В результате этих аннексий возникла « Великая империя», численность населения которой к 1811 г. достигла 44 млн человек. По периметру ее границ. Наполеон образовал сплошную полосу подвластных себе государств. В них большей частью был установлен монархический образ правления, а правили назначенные Наполеоном лица как правило, его родственники - братья, сестры, племянники и пр., либо местные династии или должностные лица (при этом Н.Б. присваивал себе полномочия протектора). От зависимых стран Наполеон добивался в первую очередь поддержки его внешней политики, включая участие в завоевательных походах. Кроме того, как человек просветительской культуры он стремился реформировать подвластные страны «по французскому образцу». Например, Кодекс Наполеона действовал на всех аннексированных Францией территориях.

В 1812 г., так до конца и не одолев народы Пиренейского полуострова, Наполеон начал новую войну с Россией. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который пренебрегал своими союзническими обязательствами - не поддержал Францию в войне против Австрии(в 1809 г.), поощрял контрабандную торговлю с Великобританией.

"Великая армия" Наполеона вторглась в Россию 12 (24) июня 1812 г. Она насчитывала свыше полумиллиона человек, значительно превосходя русскую армию численностью. Армия на две трети состояла из солдат союзных или зависимых от Франции стран - немцев, поляков, итальянцев, испанцев, - большинство из которых шли на войну без особого энтузиазма

Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (11 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы приблизились к Москве на расстояние всего нескольких десятков километров. К тому времени из-за больших потерь, которые понесла наполе­оновская армия, силы противников почти сравнялись. Однако бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.

В городе вскоре после при­хода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех кормов. Армии угрожал голод. Прождав в нерешительности месяц, Наполеон 7 (19) октября вывел армию из Москвы и попытался про­биться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, был принужден к отступлению.

Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созда­нию новой антифранцузской коалиции. В ее состав наряду с Рос­сией и Великобританией вошли Пруссия, Швеция и Австрия. Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудачным. В мае французы добились победы в сражениях при Лютцене и Бауцене в Саксонии. Но уже в августе по отдельности были разбиты видные Наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре ­Ней. А в «Битве народов» под Лейпцигом 16-19 октября были раз­громлены и основные силы наполеоновской армии.

Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политического и военного могущества наполеоновской Франции. Ее покинули последние союзники. Народы Европы один за другим стряхивали себя иноземное господство. Двадцать лет почти непрерывных войн начиная с 1792 г., обескровили Францию. Ее прямые безвозвратные потери составили около одного миллиона человек. Страна устала от войны. Молодежь уклонялась от военной службы. 350-тысячная армия союзников, которая в декабре 1813 г. вступила на французскую территорию. Наполеон смог противопоставить ей лишь около 70 тыс. солдат.

Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блеснул своим полководческим талантом. Особенно удачной для него была середина февраля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти победы имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. 1 марта в городе Шомоне, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали союзный договор, предусматривающий войну с Францией до полной победы.

30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся участи Москвы, сложили оружие. На следующий день император Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III во главе своих армий вступили во француз­скую столицу.

Наполеон, которого эти события застали в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс преданных солдат. Но маршалы Ней, Бертье, Лефевр потеряли веру в победу и посоветовали императору отречься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался, 6 апреля он все же подписал отречение. Но еще I апреля по предло­жению Талейрана Сенат сформировал временное правительство, а 3 апреля объявил о низложении Наполеона, виновного «в наруше­нии присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику ХVII. 11 апреля 1814 г. союзники заключили в Фонтенбло договор, отдавав­ший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средизем­ном море.

«Сто дней Наполеона». Ватерлоо. Исторические итоги наполеоновских войн.

10 месяцев правления Бурбонов оказалось достаточно, чтобы вновь оживить пронаполеоновские настроения во Франции. Людовик XVIII в мае 1814 г. опубликовал конституционную хартию. По ней власть короля ограничивалась 2-х палатным парламентом. Однако старая французская аристократия и духовенство требовали от правительства полного восстановления феодальных прав и привилегий, возвращения земельных владений.

Недовольством Бурбонами воспользовался Наполеон, кото­рый тайно покинул остров Эльбу и 1 марта 1815 г. высадился на южном побережье Франции с целью вернуть себе власть. По мере его продвижения к Парижу на его сторону переходили местные власти и высланные против него войска. 20 марта На­полеон с триумфом вступил в столицу, из которой в панике бе­жали Людовик XVIII, его министры и сановники.

Крушение Реставрации всколыхнуло патриотические и де­мократические чувства французов. Они снова были готовы защищать «родину И свободу», но при этом ожидали от Напо­леона, что он будет вести себя не как деспот, а как револю­ционный генерал. Однако обнародованный им 22 апреля до­полнительный акт к конституциям империи вызвал в демо­кратических кругах глубокое разочарование: он немногим отличался от Хартии Бурбонов.

Впрочем, Наполеону некогда было заниматься внутренней политикой. Правительства европейских держав, созвавшие конгресс в Вене, объявили его «врагом и возмутителем спокой­ствия всего мира» и образовали новую (седьмую по счету) ан­тифранцузскую коалицию. Спешно собрав армию, Наполеон двинулся в Нидерланды, где близ местечка Ватерлоо 18 июня 1815 г . состоялось решающее сражение с силами коалиции. Потерпев поражение, он вторично вынужден был отречься от престола и сдался в плен англичанам, которые по согласова­нию с союзниками отправили его к месту новой ссылки (фак­тически заключения) на остров Св. Елены в Атлантическом океане (где он и умер в 1821 г.)

Прямым следствием Наполеоновских войн стал крах феодализма во всей Европе. Эти войны проложили дорогу прогрессу, главным постулатом которого является признание того факта, что каждый способный человек может достичь многого в жизни независимо от своего происхождения. Прочными оказались последствия реформ, осуществленных во время войны в странах, подвергшихся французскому нашествию. Освободившись от наполеоновской Франции, правительства и народы Европы не захотели отказаться от большинства из них, поскольку уже успели оценить их достоинства. Новые принципы рационального права, укоренившиеся в большинстве европейских стран, стали в XIX в. одной из важнейших предпосылок их процветания.

Вместе с тем наполеоновские войны привели к подъему патри­отического движения во всей Европе. Однако патриотизм на почве абсолютистских государств, какими и были большинство участни­ков антифранцузской коалиции, еще в начале XIX в. разделился как бы на два течения. Одно из них унаследовало мятежный, оппозиционный дух американских повстанцев и французских револю­ционеров. Его сторонники не разделяли, а объединяли любовь к родине со стремлением к преобразованиям в соответствии с передовыми теориями своего времени. Другое течение под влиянием абсолютистских правительств прониклось официальным духом и приобрело ярко выраженный консервативный, охранительный оттенок. Обе разновидности патриотического движения проявили себя в течение XIX и ХХ вв.

Венский конгресс 1814 – 1815 гг. Теория и практика Священного союза 1815 г.

В сентябре 1814 г. в столице австрийской империи Вене открылся международный конгресс. Перед ним встала задача определить новые правила взаимоотношений, в том числе договорится о признании границ, во избежание новых споров и войн, от которых вся Европа порядком устала. Для участия в конгрессе в Вену прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи). Формально все участники конгресса были равноправны. Но главную роль играли 4 союзные державы, основные участники борьбы с Наполеоновской Францией, - Россия, Великобритания, Пруссия и австрийская империя. От имени четырех держав переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский первый министр князь фон Гарденберг и австрийский первый министр князь фон Меттерних. На Венский конгресс прибыл и Талейран, теперь министр иностранных дел Людовика XVIII.

Работа конгресса сводилась главным образом к совещаниям представителей 4-х держав, на которых по мере надобности приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, обмены мнениями, беседы. Поначалу участники конгресса с недоверием относились к делегации Франции. Однако Талейран умело воспользовался разногласиями между державами-победительницами, чтобы поднять престиж Франции.

Споры вызывали почти все вопросы, обсуждаемые на конгрессе. Некоторые участники конгресса выступали за то, чтобы вернуться к границам 1792 г. Но против этого возражали крупнейшие государства – Россия, Пруссия и Австрия, рассчитывающие на территориальное вознаграждение за свой вклад в победу над наполеоновской Францией. Много споров вызвал вопрос о существовании Священной Римской империи германского народа, упраздненной Наполеоном.

В обоснование своих намерений монархи ссылались на теорию легитимизма, или законности. Но сам легитимный порядок они толковали по-разному, в зависимости от собственных интересов и целей. Многие понимали законность, придерживаясь принципа исторического истолкования легитимизма (основа ист. Легитимизма – возвращение к проверенным временем ценностям – религии и церкви, монархическому устройству государства, сословному строю). Подобные взгляды получили название реакционных.

Россия добивалась от других стран признания законности при­соединения к ней в 1809 г. Финляндии и в 1812 г. - Бессарабии. трудность вопроса заключалась в том, что эти приобретения были сделаны с одобрения наполеоновской Франции, с которой Россия в то время находилась в союзнических отношениях. Но главное, Рос­сия добивалась присоединения территории Великого герцогства Варшавского. Против этого возражали все крупные государства. Пруссия и Австрия - потому, что речь в данном случае шла о поль­ских землях, которые отошли к этим странам по договорам XVIП в. о разделах Польши. Великобритания и Франция - потому, что счи­тали, что это привело бы к нарушению баланса сил в Европе в пользу России.

Резкие разногласия возникли между Австрией и Пруссией в связи с намерением последней захватить Саксонию. В конце концов Россия и Пруссия сумели между собой догово­риться. Пруссия согласилась с передачей территории Великого герцогства Bapшавского России в обмен на согласие последней по держать ее притязания на Саксонию. Однако другие государства упорно не желали идти ни на какие уступки. Противоречия достигли такого накала, что казалось: раскол между вчерашним союзниками неизбежен. В начале 1815 г. Великобритания, Франция и Австрийская империя заключили тайный военный союз против России и Пруссии. В Европе запахло новой войной.

Охвативший европейские дворы страх перед «узурпатором» (в это время Наполеон бежит с острова Эльба)способствовал сглаживанию противоречий между державами, подтолкнул их к поиску компромисса.

В результате Россия получила Великое герцогство Варшавское, за исключением некоторых земель, переданных Пруссии и Австрии. Кроме того, Венский конгресс подтвердил права России на Финляндию и Бессарабию. В обоих случаях это было сделано в нарушение исторического права. Территория Герцогства Варшавского никогда России не принадле­жала, да и в этническом отношении (язык, религия) она имела мало общего с ней. То же самое можно сказать и о Финляндии, которая издавна была владением шведских королей. В компенсацию за потерю Финляндии Швеция как активный участник войн против наполеоновской Франции получила Норвегию.

Полюбовно был урегулирован спор между Пруссией и Австрией из-за Саксонии. Пруссия в конце концов добилась части Саксонии, хотя и рассчитывала на всю ее территорию. Однако Пруссия вполне удовлетворилась таким решением спорного вопроса, поскольку дополнительно ей были отданы обширные земли на западе Герма­нии, в том числе и на левом берегу Рейна. Австрия тоже не осталась в обиде. Ей вернули часть Великого Герцогства Варшавского, а также владения на Балканском полуост­рове, отобранные ранее Наполеоном. Но главное вознаграждение за свой вклад в войну против наполеоновской Франции Австрия получила в Северной Италии. Там она еще с начала ХVIП в. владела Ломбардией. Теперь в дополнение к этому к ней переходила территория Венецианской республики, включая Далмацию. Под конт­роль Австрии были возвращены мелкие государства центральной Италии - Тоскана, Парма, Модена и др.

Сардинское королевство, захваченное французами еще в 90-е годы XVIII в., было восстановлено как независимое государство. В знак признания его заслуг ему была передана территория Генуэз­ской республики, упраздненной в свое время французами и так и не восстановленной по окончании наполеоновских войн.

Судьбу крупнейших республик Средневековья - Генуэзской и Венецианской - разделила и Республика Соединенных провинций (Голландия). Ее территория вместе с Южными Нидерландами, которыми до конца XVIII в. владели австрийские Габсбурги, вошла в состав довольно крупного Нидерландского королевства. Оно должно было служить буфером между Францией и германскими госу­дарствами, желавшими таким образом обезопасить себя от повто­рения французской агрессии.

Общей судьбы этих республик Средневековья и начала Нового времени избежала лишь Швейцарская конфедерация. Она была сохранена Венским конгрессом и получила статус нейтрального государства.

Европейские монархи решили не восстанавливать Священную Римскую империю. Фактически они примирились со многими территориальными изменениями, которые осуществил в Германии Наполеон. В частности, они не стали восстанавливать сотни упраздненных им мелких государств. Большинство из них отошло к Австрии, Пруссии или другим более крупным германским государства

На Венском конгрессе было решено образовать в границах Священной Римской империи новую конфедерацию под название Германский союз.

В итоге после Венского конгресса конституции были введены во Франции в Нидерландском королевстве, в ряде западногерманских государств. Александр I даровал конституции Королевству Поль­скому и Великому герцогству Финляндскому, пользовавшимся автономией в составе Российской империи. Борьба за введение конституций развернулась в Испании, Пруссии и итальянских государствах, правда, потребовались еще революции начала 20-х го­дов В Испании, Португалии, Италии, Греции, а также революции 1830-х годов во Франции и Бельгии, чтобы принцип конституцион­ного правления был принят в ряде других государств. Тем не менее, после Венского конгресса Европа стала не в пример свободнее в политическом отношении, чем была до него.

Едва завершился Венский конгресс, как 26 сентября 1815 г . монархи России, Пруссии и Австрии подписали в Париже договор о создании так называемого Священного союза. В нем провозгла­шалась «неколебимая решимость» трех государей руководство­ваться в своих действиях «заповедями святой веры, любви, правды и мира», а также «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь в любое время и при любых обстоятельствах. Со временем к Священному союзу присоединилось большинство других госу­дарств Европы.

В первые годы после Венского конгресса Священный союз представлял собой одну из основных форм международного сотрудничества европейских государств. Состоялись четыре его конгресса. Первый из них прошел в 1818 г. в городе Ахен в Западной Германии. На этом съезде Франция была окончательно признан четырьмя другими державами равной себе: Великобритания, Пруссия, Австрия и Россия подписали с ней союзный договор. Возни так называемый «пятерной союз» (пентархия), который формально сохранялся до середины XIX в. и обеспечивал мир и стабильность Европы в течение этого времени.

В конце 1820 - начале 1821 г. состоялся сдвоенный конгресс Священного союза в Австрии. Он начался в Троппау, а закончился в Лайбахе (Любляна) в Австрии. Наконец, конгресс 1822 г. проходил в Вероне (Северная Италия). С тех пор конгрессы Священного союза не проводились. Основной формой взаимодействия круп­нейших государств на международной арене стали конференции, созываемые по какому-нибудь конкретному поводу, либо консуль­тации послов в Лондоне, Санкт- Петербурге или столицах других держав.

Реставрация монархии. Причины падения империи Наполеона Бонапарта.

Причины падения Н.Б. Внешние:

1) Н.Б. имел авторитет у населения до тех пор, пока вел успешные завоевательные войны и поддерживал высокий международный статус страны. Когда 1813 г. неприятель впервые после 1793 г. вторгся на территорию Франции происходит катастрофа, его авторитет подорван.

Внутренние:

1) общая усталость населения от войн;

2) истощение людских и материальных ресурсов;

3) негативные результаты континентальной блокады для Франции. Французской торговле был нанесен ущерб. Фр. предприниматели не имели доступа к товарам других стран (?).

4) постоянные наборы в армию - нехватка рабочих рук на производстве.

5) продовольственный кризис, который был связан с неурожаем 1811-1812 гг.

6) постоянное повышение прямых и косвенных налогов, которые нужны были на военные расходы. Были удвоены подушная подать, соляной налог, ряд косвенных налогов.

Факторы реставрации монархии:

1) у населения к монархии усилилась тяга, поскольку уже в ходе революции многие республиканцы были дискредитированы. Они не имели былой ценности для народа.

2) внешнеполитический фактор. Хозяева положения (монархические страны - Россия, Австрия, Пруссия, Англия), которые в течение 25 лет вели войн в с революционной Францией, полагали, что только реставрация Бурбонов даст положительный эффект.

Священный союз. Фрагмент гравюры начала XIX века. Автор Бок Йоган Карл


В 1815 году Россия, Австрия и Пруссия заключили Священный союз, декларирующий взаимопомощь всех христианских правителей. Союз стал прототипом многих международных объединений XX века.

Грозные события Отечественной войны 1812 года, когда само существование России оказалось под угрозой, привели к консолидации внутренних резервов народного духа, вызвали подъем патриотизма, а для части общества стали религиозным ренессансом.

Александр I, император Всероссийский, ранее равнодушный к вопросам веры, теперь с живым интересом обратился к религии. В тот день, когда завоеватели заняли древнюю столицу России Москву, он впервые в жизни открыл Библию. В дальнейшем на свою миссию и миссию Российской империи он смотрел сквозь призму христианства.

В блистательных победах русских войск над превосходящими силами противника Александр увидел исполнение высшего Промысла. Встретив в 1814 году Пасху в покоренном Париже, самодержец Российский отмечал: «По неисповедимой воле Провидения, из холодной Отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтоб в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице… принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Поскольку России, как победительнице Наполеона, принадлежала главная роль в послевоенном переустройстве Европы, ее Александр I проводил в соответствии с представлениями о своей высокой миссии.

Именно русский царь должен был напомнить правителям Европы, что в государственном управлении они должны руководствоваться евангельскими заповедями «любви, правды и мира», и к подданным относиться как «отцы семейства».

Документ, подписанный 25 сентября 1815 года императором Всероссийским Александром I, императором Австрийским Францем I и королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, напоминал о том, что все люди являются братьями, и предполагал внешнеполитические отношения выстраивать, основываясь на христианской этике.

Этот документ, очень похожий на проект единого христианского государства, и объединявший Европу под началом христианских идей, вызвал недовольство деятелей, выступавших за смену самодержавия как политической модели.

В советской историографии Священный союз был назван организацией «с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданной на основе идеи подавления революции и политического и религиозного свободомыслия, где бы они не проявлялись».

Политики, современные созданию Союза, критически и подозрительно относились к самой идее объединения государств. Так, например, австрийский дипломат Меттерних, называл его «простой моральной манифестацией».

В то же время создание Священного союза стало прототипом современных международных организаций. Принципы международного права, четко сформулированные императором Александром I, позже легли в основу мировой политики XX века - Лиги наций, ООН и Евросоюза. Однако уникальность проекта Александра I в том, что ни одна международная организация в истории не брала за основу для своих отношений евангельские принципы, рекомендующие «людям жить как братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

Идейно-политической основой венской системы международных отношений стал союз великих держав Европы- вначале Четверной (тетрархии) в составе России, Австрии, Пруссии и Великобритании, как главных участников победы над Наполеоном, а впоследствии- с подключением к нему Франции- Пятерной (пентархия). Сердцевиной того и другого на договорной основе стал Священный союз первых трёх, в котором Россия играла значительную роль, ориентируясь на тесное сотрудничество с двумя главными германскими государствами- Австрийской империей и Прусским королевством.

Четверной союз был чисто светской конфедерацией из четырех великих держав, опрокинувших владычество Наполеона. Ее прямым назначением было, во-первых, отрешить династию Наполеона от французского престола и, во-вторых, предотвратить распространение идей французской революции в Европе. По смыслу договора, четыре державы увековечивали и осуществляли тот тесный союз, который первоначально был заключен для продолжения войны против корсиканского узурпатора до благоприятного исхода и затем распространен и на последующий мирный период. Было создано и установлено европейское «господство четырех» (тетрархия), вместо французской гегемонии, против которой державы выступили и которую сокрушили. Но так как сфера их соединенного законодательства была шире сферы наполеоновского влияния, то можно утверждать, что никогда до того времени Европа не была так близка по условиям правления к унитарном государству, как при действии трактата 20-го ноября 1815 года. Четыре державы взяли континент Европы под свою охрану, объявили себя «одинаково благосклонными ко всякой спасительной мере, принимаемой для обеспечения спокойствия Европы», и пришли к соглашению для того, чтобы «упрочить отношения, которые в настоящий момент так тесно связывают четырех монархов к благополучию вселенной, возобновлять свидания «через определенные промежутки или в непосредственном присутствии самих монархов, или при участии замещающих их министров, для совещаний по поводу интересующих каждого из них вопросов, а также для обсуждения тех мер, которые для данной эпохи могут быть признаны как наиболее полезные для спокойствия и благоденствия народов и для поддержания европейского мира». Таким образом, был основан в Париже на тех принципах, которые были приняты за основные в Шомоне и Вене, тот европейский концерт, который в продолжение следующих семи лет держал континент в строгой дисциплине. Под его покровительством были созваны конгрессы в Аахене, Троппау, Лайбахе и Вероне. В промежутках между этими конгрессами послы четырех держав, имевшие свои резиденции в Париже, образовали нечто в роде постоянного комитета, при посредстве; которого четыре правительства удобно и быстро могли приходить к единодушным решениям. Главное руководство «концертом» оказалось в руках Меттерниха, который и воспользовался своим огромным влиянием для того, чтобы при всяком удобном случае бороться против принципов революции, т.-е демократизма и национализма. Но согласие и единодушие концерта недолго шли по тому курсу, который дал ему его руководитель Меттерних. В 1822 году Британия официально отделилась от своих трех соучастниц, протестуя против принципа вмешательства во внутренние дела суверенных государств. В 1827 году Россия принуждена была разорвать с Пруссией и Австрией, дабы получить возможность свободно действовать в защиту греков, которых уничтожали турки Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой половины XIXв. - М., 1963..

Если русские дореволюционные консервативные историки восхваляли царизм, выступая апологетами дворянско-самодержавного строя в России, то западные, наоборот, всемерно преуменьшают роль России и возвеличивают правительства европейских держав. Общим недостатком тех и других являются безмерный субъективизм в оценке правителей государств и очень слабое использование архивов.

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .