Образование «Священного Союза» монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции. Священный союз


Политическая карта Европы 1815 года (после Венского конгресса)

1815 год. 26 сентября (14 сентября ст.ст.) на Венском конгрессе был заключен Священный союз России, Пруссии и Австрии с целью поддержания незыблемости послевоенных границ в Европе и предупреждения революционных выступлений.


Жан-Баптист Изабе. Венский конгресс. 1819 год

«После вторичного изгнания Наполеона Александр I в некотором роде (как самый авторитетный государь) занял его место на континенте. "Император русский - Агамемнон, царь 59 царей!" - восклицала очарованная им мадам Ж. де Сталь. Льстецы из свиты царя брали ноту повыше: "умиротворитель вселенной". Эти славословия отвечали формальному, действительно вселенскому возвышению имени царя, но затемняли его фактическую роль, которую В.О. Ключевский определил так: "караульный часовой чужих престолов против народов". Именно в этой роли Александр создавал и возглавил Священный союз.

Исторический акт о рождении Священного союза монархов Европы был подписан в Париже 14 (26) сентября 1815 г. Царь сам написал акт, склонил к его одобрению Фридриха Вильгельма III и Франца I и больше, чем кто-либо, постарался, чтобы присоединились к нему все европейские государства. Каковы же были принципы Союза - на словах и на деле? Монархи обязались "побуждать своих подданных к исполнению обязанностей, в которые наставил человеков Бог-спаситель", и "во всяком случае и во всяком месте подавать друг другу помощь". На деле, как показали все конгрессы Священного союза, столь туманная фразеология прикрывала конкретную цель - сообща давить "во всяком месте" Европы "всякий случай" сопротивления новым (точнее, восстановленным старым, дореволюционным) режимам.

Портрет Александра I. Неизвестный художник, около 1825 года

Портрет Фридриха Вильгельма III, короля Пруссии. Первая пол. 19 века

Священный союз отныне стал главной заботой Александра I. Именно царь созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения, что позволило Марксу и Энгельсу квалифицировать Священный союз как "маскировку гегемонии царя над всеми правительствами Европы". Это мнение больше согласуется с фактами, чем распространенная версия о том, что главой Священного союза, "кучером Европы" был австрийский канцлер К. Меттерних, а царь будто бы являлся декоративной фигурой и чуть ли не игрушкой в руках канцлера. Меттерних действительно играл выдающуюся роль в делах Союза и был его (а не всей Европы) "кучером", но по этой метафоре Александра надо признать седоком, который доверялся кучеру, пока тот ехал в нужную для седока сторону.

На всех конгрессах Священного союза главным был один и тот же вопрос - о борьбе с революционным движением народов Европы, ибо народы, освободившись от Наполеона, не хотели мириться со старорежимными монархами, которых рассадил повсеместно Венский конгресс и теперь охранял Священный союз».

Священный союз. Фрагмент гравюры начала XIX века. Автор Бок Йоган Карл


В 1815 году Россия, Австрия и Пруссия заключили Священный союз, декларирующий взаимопомощь всех христианских правителей. Союз стал прототипом многих международных объединений XX века.

Грозные события Отечественной войны 1812 года, когда само существование России оказалось под угрозой, привели к консолидации внутренних резервов народного духа, вызвали подъем патриотизма, а для части общества стали религиозным ренессансом.

Александр I, император Всероссийский, ранее равнодушный к вопросам веры, теперь с живым интересом обратился к религии. В тот день, когда завоеватели заняли древнюю столицу России Москву, он впервые в жизни открыл Библию. В дальнейшем на свою миссию и миссию Российской империи он смотрел сквозь призму христианства.

В блистательных победах русских войск над превосходящими силами противника Александр увидел исполнение высшего Промысла. Встретив в 1814 году Пасху в покоренном Париже, самодержец Российский отмечал: «По неисповедимой воле Провидения, из холодной Отчизны Севера привел я православное мое русское воинство для того, чтоб в земле иноплеменников, столь недавно еще нагло наступавших на Россию, в их знаменитой столице… принести совокупную, очистительную и вместе торжественную молитву Господу».

Поскольку России, как победительнице Наполеона, принадлежала главная роль в послевоенном переустройстве Европы, ее Александр I проводил в соответствии с представлениями о своей высокой миссии.

Именно русский царь должен был напомнить правителям Европы, что в государственном управлении они должны руководствоваться евангельскими заповедями «любви, правды и мира», и к подданным относиться как «отцы семейства».

Документ, подписанный 25 сентября 1815 года императором Всероссийским Александром I, императором Австрийским Францем I и королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, напоминал о том, что все люди являются братьями, и предполагал внешнеполитические отношения выстраивать, основываясь на христианской этике.

Этот документ, очень похожий на проект единого христианского государства, и объединявший Европу под началом христианских идей, вызвал недовольство деятелей, выступавших за смену самодержавия как политической модели.

В советской историографии Священный союз был назван организацией «с резко очерченной монархическо-клерикальной идеологией, созданной на основе идеи подавления революции и политического и религиозного свободомыслия, где бы они не проявлялись».

Политики, современные созданию Союза, критически и подозрительно относились к самой идее объединения государств. Так, например, австрийский дипломат Меттерних, называл его «простой моральной манифестацией».

В то же время создание Священного союза стало прототипом современных международных организаций. Принципы международного права, четко сформулированные императором Александром I, позже легли в основу мировой политики XX века - Лиги наций, ООН и Евросоюза. Однако уникальность проекта Александра I в том, что ни одна международная организация в истории не брала за основу для своих отношений евангельские принципы, рекомендующие «людям жить как братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви».

Ждал новый Священный союз. Он был создан по инициативе победителя Наполеона и русского императора Александра I. Создание священного союза оценивалось современниками по-разному. Но в основном Россию обвиняли в стремлении контролировать ситуацию в Европе. Священный союз, а точнее коалиция стран, которая по замыслам императора должна была преобразить послевоенный мир, появилась на свет 14 сентября 1815 года. Договор подписали король Пруссии император Австрии Франц I, Людовик XVIII и большая часть континентальных монархов. Только Великобритания официально не пожелала вступить в союз, однако принимала активное участие в его работе. Были у союза и противники: его проигнорировали и турецкий султан.

В историю Священный союз 1815 года вошел как сообщество государств, изначальной целью, которого было подавление назревающих войн. На самом же деле борьба шла против любого революционного духа, а также свободомыслия политического и религиозного. Дух данной коалиции соответствовал реакционному настрою существовавших тогда правительств. По сути, Священный союз взял за основу монархическую идеологию, но с утопической мечтой идеалистической взаимопомощи между правящими христианскими государями. «Пустой и звонкий документ» - именно так назвал его политический деятель Меттерних.

Александр I, как инициатор этой коалиции, призвал союзников, и императоров, объединить усилия против военных конфликтов и предложил править между народами в духе правды и братства. Одним из пунктов договора было требование неукоснительно выполнять заповеди Евангелия. Российский император призывал союзников одновременно сократить вооруженные силы и обеспечить взаимные гарантии неприкосновенности существующих территорий, а 800-тысячная армия России выступала надежным гарантом в этих прогрессивных предложениях.

Священный союз 1815 года был документом, состоящим из смеси мистицизма и не реальной политики, как говорили позже о нем историки, однако первые семь лет эта международная организация была очень успешной и плодотворной.

Канцлер Австрии Меттерних в 1820 год созывает конгресс Священного союза в городе Троппау. В результате многочисленных дебатов было вынесено решение, которое перечеркивало все прогрессивное, что намечалось ранее, а именно, странам, входящим в союз, разрешалось вводить дружественные войска на земли других государств для вооруженного уничтожения революционных бунтов. Такое заявление объяснялось просто, ведь у каждого государства были свои захватнические интересы и политические цели в послевоенном разделе.

Создание священного союза, а также достаточно передовые идеи не смогли остановить все возрастающие противоречия между участниками договора.

Одним из первых конфликтов был Неаполитанский. Император Александр настаивал на самостоятельности Неаполитанского королевства, в котором бушевала революция. Он считал, что сам король этого государства добровольно подарит прогрессивную конституцию народу, но у союзника по договору в лице Австрии было другое мнение. Австрийские военные жестоко подавили революционные выступления.

На последнем Веронском конгрессе Священный союз 1815 под влиянием Меттерниха стал орудием монархов против недовольства народных масс и любых революционных проявлений.

Непростой 1822 год показал разногласия между странами Австрией и Россией в связи с освободительным восстанием в Греции. Российское общество поддерживало греков, так как государство было единой с ним веры и, кроме того, дружба с этим государством значительно укрепляло влияние России на Балканах.

Следующие события в Испании подорвали устои союза и поставили точку в отношениях между странами в рамках этого договора. В 1823 году французские войска вошли на территорию Испании с целью насильственного восстановления здесь абсолютной монархии. Союз фактически перестал существовать, но в 1833 году такие страны, как Россия, Пруссия и Австрия пытаются вновь восстановить соглашение, но революционные события 1848-1849 годов заставили забыть данную коалицию навсегда.

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.

Глава 13. 1815–1825 Священный союз и конец реформаторского порыва

Начиная с 1815 политика Александра I становится все более двусмысленной, а его действия все чаще расходятся с провозглашенными ранее намерениями. Во внешней политике высокие принципы, легшие в основание Священного союза, уступают место более приземленным интересам, прежде всего национальным, что выражается, в частности, в изменении позиции России в греческом и балканском вопросах. Внутри страны предоставление Польше конституции, воспринятое было как предвестие грядущих реформ, не получает продолжения, если не считать некоторых конфиденциальных проектов.

При всем том Александру не удается добиться полного приятия своей политики консерваторами, которых шокируют религиозные взгляды императора и некоторый налет «космополитизма» на всей его деятельности. Впрочем, меры, свидетельствующие о повороте к реакции, принимаются все чаще и связываются с именем А. А. Аракчеева, деспотизм которого достигает своего предела в начале 20-х: это ужесточение цензуры, чистки в университетах, разгон масонских лож и упорное, несмотря на многочисленные случаи неповиновения, продолжение губительного эксперимента с военными поселениями.

Что касается оппозиции этому царю, отправившему в ссылку Александра Пушкина, то она в виде тайных обществ развивается лишь в весьма узких кругах, среди дворянской и офицерской молодежи, как правило, под влиянием западного либерализма и находит выход в восстании декабристов 1825.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.5. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Усиление реакцииПосле создания Священного союза и возвращения в Россию в 1815 г., Александр I проявлял все больше сомнений в необходимости конституционной реформы.В документах Венского конгресса содержалось постановление,

Из книги Всемирная история. Том 4. Новейшая история автора Йегер Оскар

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

«Священный союз» В 1656 году пост великого визиря Османской империи захватил Мехмет Кепрюлю. Он сумел провести реформу в армии и нанес несколько чувствительных поражений врагам.Через семь лет после начала его правления Австрия подписала невыгодный для нее мир в Васваре, в

автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой,

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда. Охранительные тенденции отчетливо

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 КАВКАЗ, ГРЕКИ И СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После Бухарестского договора мир между Россией и Турцией продлился 16 лет. Как ранее говорилось, мир мы должны понимать как перемирие, поскольку основная проблема взаимоотношений двух стран - Проливы - решена не была, плюс

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 9. Внешняя политика Александра I в 1815–1825 гг. Победа над Наполеоном чрезвычайно усилила международные позиции России. Александр I являлся могущественнейшим монархом Европы, и влияние России на дела континента было велико как никогда Охранительные тенденции отчетливо

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Внешняя политика (1815–1825) Разгром Наполеона привел к реставрации Бурбонов и возвращению Франции в границы 1792 г. Окончательное урегулирование вопросов послевоенного мира проходило на Венском конгрессе, где между державами-победительницами возникли острые разногласия.

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

59. РЕЙНСКИЙ СОЮЗ 1806 г. ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. В 1806 г. под воздействием наполеоновской Франции, активно влиявшей на европейскую политику, используя свою военную мощь, 16 германских государств вошли в «Рейнский союз». Таким образом была окончательно разрушена

Из книги Том 3. Время реакции и конситуционные монархии. 1815-1847. Часть первая автора Лависс Эрнест

ГЛАВА II. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ И КОНГРЕССЫ. 1815-1823 Мирная политика и конгрессы. В одном мемуаре о Венском конгрессе Гентц, корреспондент господарей Валахии, писал: «Пышные фразы о «восстановлении общественного порядка», «обновлении европейской политической системы», «прочном

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815–1825 ГОДОВ Творчество основоположника русского романтизма В. А. Жуковского идейно претворило новую страницу в истории отечественной литературы, которая в значительной степени определялась общественной обстановкой послевоенных

Из книги Теория войн автора Кваша Григорий Семенович

Глава 4 СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ После большой войны должен наступить большой мир. Это рассуждение достаточно банально и проистекает из простых предпосылок: устали воевать народы, устали воевать экономики, устали воевать правители. Все внешнеполитические вопросы решены военным

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 7 ПОВЕЛИТЕЛЬ ЕВРОПЫ: 1815–1825

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

ГЛАВА 8 ХРАНИТЕЛЬ ДОМА: 1815–1825