Организация коллективной творческой деятельности учащихся. об окружающих людях. все более четкая организация своей жизни

В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может измениться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых условиях отечественная теория коллективистского воспитания должна отражать социально-педагогическую реальность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.

На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.

Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. Педагог Джойс Эпштейн пишет: “Когда родители, учителя, ученики и все-все видят друг друга как партнеров,создается заботливое сообщество, и оно начинает работать.”

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет “по ходу”, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов, и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

Коллективная творческая деятельность - это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики.

Коллективная творческая деятельность по И.П. Иванову - это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога.

Коллективная творческая деятельность - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.

Коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом коллективном творческом деле решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Существует несколько видов коллективных творческих дел:

Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, "Снежная сказка", трудовой сюрприз, фабрика, мастерская).

Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные Коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал).

Художественные коллективные творческие дела. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (концовка песен, концерт-"молния", кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).

Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (веселая спартакиада, "Космонавты и метеоры", спартакиада народных игр, сюита туристских игр, "Тайна", "Следопыт").

Общественно-политические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы)

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Организационными постулатами и методическими идеями технологии коллективных творческих дел являются:

· сочетание индивидуального и коллективного творчества;

· коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;

· ответственность каждого за результат общего дела;

· творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;

· самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, которые используются почти на всех стадиях коллективных творческих дел. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, -- это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида коллективных творческих дел формирование групп может идти с учетом пожеланий, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием -- отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием -- защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей коллективного творческого дела, педагогу необходимо соблюдать определенные условия.

Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого коллективного творческого дела, допускать изменения позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу.

Во-вторых, подготовка и проведение любого коллективного творческого дела требует того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы.

Коллективное творческое дело -- это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

· доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

· выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;

· определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

Формой коллективной творческой деятельности могут стать сюжетно-ролевые игры, если идеи, содержание и способы организации, правила игры разрабатываются в ходе коллективного творчества.

Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса.

Коллективное творчество - наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.

Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).

При проведении коллективно-творческой деятельности решаются следующие задачи:

· создание необходимых условий для развития творческих способностей детей;

· организация деятельности на пользу и радость окружающим и обсуждение ее хода и результатов таким образом, чтобы развивались все стороны личности ребенка;

· укрепление в процессе работы единого воспитательного коллектива;

· привлечение родителей и общественности к работе с детьми.

Методика коллективно-творческой деятельности - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех каждого, рыцарское служение добру, творческий подъём, демократизм, товарищество и дух свободы. [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115. - 95 с.]

Главные принципы методики коллективно-творческой деятельности таковы:

· воспитывать в совместной развивающей деятельности детей и взрослых, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;

· обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию способностей, характера, умений школьника;

Управленческие действия на этапе подготовки творческого дела

· ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;

· разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;

· формирование потребности в личностном росте.

Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации коллективных творческих дел.

Главные особенности планирования коллективных творческих дел:

· высокая мотивация и активность каждого участника;

· осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;

· возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;

· учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;

· поступательное усложнение содержания.

Технология коллективной творческой деятельности - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. [Щукина, Г. И. Активизация коллективной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/Г.И.Щукина.- Москва, 1979. -510 с.]

В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:

1 стадия - предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия - коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия - коллективная подготовка коллективного творческого дела. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем - в (микро)коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия - проведение коллективного творческого дела.

5 стадия - коллективное проведение итогов коллективного творческого дела. Происходит на общем сборе: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия - стадия ближайшего последействия коллективного творческого дела. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки коллективных творческих дел предполагает:

· консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиции;

· актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации коллективного творческого дела;

· отбор специальной литературы, информации для конструирования

· конструирование модели системы подготовки и организации коллективного творческого дела;

· определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;

· осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;

· определение условий для оптимальной реализации проекта;

· составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;

· конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;

· прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;

· выработку четкой позиции на целевое управление.

Подготовка мероприятия по коллективно-творческой деятельности предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения.

Алгоритм проектирования творческого дела:

1. Формирование "образа желаемого результата".

2. Соотнесение его с реальной ситуацией.

3. Определение способов достижения этого образа.

4. Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.

5. Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.

6. Внесение необходимых корректив.

Само же проведение мероприятия можно разделить три этапа: начало, основную часть и окончание [Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1982. -С.248.,с. 123]

Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств, здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего.

Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.

Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности. Каждый из этапов организации коллективного творческого дела оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия - коллективный анализ свершенного - тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с "негатива", а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда "финишная" рефлексия становится "стартовой", у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Наша цель - счастье людей!» и «Все - творчески, иначе - зачем!» [Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел[Текст]/И.П Иванов.-Москва, 1989. -С.115]

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Воспитание гуманных отношений, скромности, взаимности уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы педагогического коллектива и общественных организации. Это способствует осознанию учащимися того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Культура общения между представителями различных наций требует чуткости, такта, уважения к национальным чувствам и достоинству, учета особенностей национальной психологии, что выступает необходимым условием предотвращения явлений националистического характера. И наоборот, грубость, бестактность, бездушие, сами по себе не всегда связанные с национальными отношениями, могут быть поводом к националистической реакции. Дело в том, что для части людей национальная принадлежность является существенным критерием оценки личности. Любой неблаговидный поступок, особенно должностного лица, может быть рассмотрен на всю нацию, к которой принадлежит данное лицо, - и тогда реакция на всю нацию, к которой принадлежит лицо, служит поводом для националистических настроений.

В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Степень таких перегрузок неодинакова в различных населенных пунктах (крупные и средние города, районы, проживания ряда национальностей, национальных групп, национальных меньшинств или этнографических групп).

Следует учить детей правильно строить свои отношения не только со сверстниками, но и всеми окружающими людьми, необходимо прививать им навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать мелкие неурядицы, конфликтные ситуации.

При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.)

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе (где сложилась положительная морально- психологическая атмосфера) у детей формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Коллективные творческие дела, если они подобранны интересно, современно, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят гарантируют формирование культуры межнационального общения.

Робот извещает Вас о том, что у этой страницы на сайте нашлись похожие материалы.

Работа может быть коллективной и творческой, только если она конструируется, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!» (И.П. Иванов).

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Среди форм коллективной деятельности, пожалуй, наиболее распространена в школьной практике форма КТД, разработанная И. П. Ивановым.

Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических этапов).

I. Предварительная работа

Определите место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, его воспитательные задачи. Продумайте способы реализации своих замыслов. Наметьте действия, которые должны настроить воспитанников на предстоящую работу, увлечь привлекательной перспективой (для этого решите, в какой форме пройдёт коллективное планирование, найдите или придумайте образные, но краткие и доходчивые формулировки, выберите интересные и полезные виды практической деятельности, а также всё, что ещё Вам понадобится для вовлечения детей в коллективную деятельность).

II. Коллективное планирование

Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива (его часто называют «сбор-старт», так как с него начинается коллективное творческое дело). При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи:

Выбрать направление деятельности;

Детально определить содержание деятельности;

Распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано);

Установить сроки выполнения деятельности;

Решить, когда (в конце коллективной деятельности, поэтапно, в конце деятельности отдельных участников дела или микрогрупп и т.д.) и как будут подводиться итоги деятельности (критерии, по которым можно определить, насколько удалось дело – хотя бы ориентировочно).

Фактически перечисленные задачи решаются «дважды»: вначале педагогом на предварительном этапе, а потом воспитанниками при коллективном планировании дела. Однако это не является бессмысленной тратой времени. Если провести аналогию с процессом обучения, то коллективное планирование можно сравнить с самостоятельной работой школьников на уроке. Как хороший учитель математики даёт ученикам для самостоятельной работы только те задачи, решение которых ему уже известно, так и хороший воспитатель при коллективном планировании должен «знать ответы», чтобы прийти на помощь в случае затруднений, заметить ценные мысли и помочь их сформулировать.

Успех коллективного планирования во многом зависит от того, насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное занятие, и ответственность лежит на них самих. Поэтому решение задач планирования должно исходить преимущественно от воспитанников, даже если они решены не самым оптимальным способом (ведь и математическую задачу можно решить разными способами, а нерациональный способ всё же лучше, чем никакой).

Коллективное планирование завершается выбором руководящего органа (совета дела), который отвечает за подготовку и проведение КТД.

III. Коллективная подготовка дела

Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей работы.

Подготовка дела – обычно самая продолжительная стадия КТД. Чаще всего именно в процессе подготовки некоторые ученики, вначале увлечённые работой, охладевают к ней, столкнувшись с затруднениями. Бывает, что ученики слабо включаются (или вовсе не включаются) в подготовительную работу. Возможна ситуация, когда совет дела не справляется с руководством подготовкой дела. На этой стадии Ваша роль – это роль старшего товарища, который, не допуская открытого давления на детей, побуждает их к целенаправленной, творческой, самостоятельной работе.

IV. Проведение КТД

На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа. Не забывайте, что участники КТД – всего лишь ученики. Неудивительно, если они не смогут провести дело лучше Вас (во всяком случае, в плане его организации). Вполне может быть, что они допустят ошибки, которые были бы непростительны для профессионала. Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Ваша задача сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались. Старайтесь направлять их, помочь сгладить неудачу и пережить радость успеха.

V. Коллективное подведение итогов

Это снова может быть общий сбор коллектива (чтобы не путать со стартовым сбором, его часто называют итоговым сбором или сбором-финишем). Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и взрослые. Общий сбор обязателен, однако по разным причинам на сборе могут высказаться не все воспитанники (или не все искренне). Поэтому кроме общего сбора участие каждого в оценке проведённого дела может осуществляться путём опроса, анкетирования, творческих отчётов, через стенгазету и т. д., а иногда и анонимно. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.

VI. Последействие

Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

Как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

Учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

В следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

От дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего товарища);

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, членах коллектива, родителях, о других людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещей.

Коллективное творческое дело является таковым, только если педагоги и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в формулировании коллективных задач, в знании способов решения, в создании мотивации и эмоционального фона в коллективе.

Жёстко «взять ситуацию в свои руки» – крайняя мера, сравнимая со смертным приговором или безоговорочной капитуляцией: педагог убивает КТД и расписывается в собственной профессиональной беспомощности.

Для решения организационных задач на разных этапах КТД существуют приёмы, учитывающие специфику коллективной творческой деятельности. Вот некоторые из этих приёмов, получившие широкое распространение в практике воспитания и входящие сегодня во многие воспитательные технологии.

1. Приём создания микрогрупп применяется на разных стадиях КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания. В зависимости от содержания деятельности и характера отношений в коллективе группы могут формироваться с учётом желаний, интересов, способностей учащихся или по воле случая (с помощью жребия, разрезанной открытки, считалки и т.д.).

2. «Мозговой штурм». Воспитанники, обмениваясь индивидуальными мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи. В книге С.П. Афанасьева «Последний звонок» (Кострома, 2000) приводится стенограмма «мозгового штурма» в 11 классе, показывающая, какое обилие идей можно создать за короткое время, если коллективно задуматься над задачей. При «мозговом штурме» важно фиксировать идеи, создавать «банк идей» (т.е. пакет возможных решений какой-либо проблемы или задачи). Фиксирование (на бумаге или магнитной ленте) позволяет сохранить те идеи, осуществление которых невозможно прямо сейчас, но вполне возможно в будущем.

3. Отбор идей , когда из множества вариантов надо выбрать наилучшую (наилучшие). До выбора коллективу должна быть ясна суть каждой идеи. Идеи могут выбираться обычным голосованием или каким-нибудь игровым способом.

4. Защита идей . До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.

5. Дискуссия . Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других ребят возражения, вопросы, шутливые замечания. В этом случае возникает дискуссия, в конце которой вырабатывается окончательное решение: выбирается лучшая идея, или на основе нескольких идей создаётся новая.

Организация коллективной творческой деятельности учащихся

  1. Коллективная или групповая деятельность

Коллективная или групповая деятельность является одной из форм работы учителя с учащимися.

Групповая деятельность подразумевает создание коллектива, в котором она непосредственно и происходит. Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно

рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Формы групповой деятельности отличаются от других форм, прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе групповой деятельности воспитатель тоже ставит задачи перед учащимися, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии групповой деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам групповой деятельности во вне учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений, сюжетно – ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др. Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий.

II . Стадии организации КТД

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – предварительная работа. Педагог устанавливает место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяет конкретные воспитательные задачи, выясняет различные варианты, которые затем могут быть предложены детям, продумывает способы реализации своих замыслов, намечает действия, которые помогут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяет возможности активизации деятельности каждого участника.

ВТОРЯ СТАДИЯ коллективное планирование. Теперь действуют сами учащиеся. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях): что лучше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые в этом случае – это равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором – стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершает поиск выбором совета дела.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника.

Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет ещё способности преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допускается открытого давления, принуждения к работе, взрослый по–товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты сможешь это выполнить». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников дл поиска и т. п.

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, осуществляемый советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела.

Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует бояться и ошибок, допущенных участниками в ходе процесса выполнения и организации дела. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

ПЯТАЯ СТАДИЯ – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опрос, анкетирование, стенгазета, творческий отчет. Главное, чтобы каждый поразмышлял над опытом (своим собственным и опытом своих товарищей), приобретённым в ходе КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи – вопросы. Воспитанники приобщаются к выработке как собственного, так и общественного мнения, созданию новых добрых традиций.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ – ближайшие последствия КТД. На общем сборе в анкете учащиеся высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу это всё надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретённый опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на общем сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

III . Приемы проведения КТД

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно

рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).

Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.

Часто используется ещё один приём – отбор идей, когда нужно из множества

возможных решений, вариантов выбрать один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём – защита идей. Каждый член коллектива или группа аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

IV . Условия проведения КТД.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу

необходимо соблюдать определённые условия.

Во–первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.

Во–вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.

В–третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебновоспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.

В-четвертых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

VI . Коллективное творческое дело сегодня

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и её практической реализацией:

· Доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого к коллективной творческой деятельности;

· Выработка ценностей, идеалов, образов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

· Определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

· Создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

· От личности к делу, а не от дела к личности; не отбор пердложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

· Создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

· Оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирование его отношений с участниками деятельности.

VII . Заключение

Коллективная деятельность учащихся - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология Коллективная деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. И. П. Иванов, «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990 г.

2. Б. Т. Лихачев, «Педагогика», Курс лекций, Москва,1992 г.

3. М. И. Рожкова, «Классному руководителю», Москва, ВЛАДОС, 1999 г.

4. М.П. Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва,

«Высшая школа», 1972 г.

5. Л. П. Уманский, «Психология организаторской деятельности», Москва,

Просвещение, 1980 г.

6. А. Б. Добрович, «Воспитатель о психологии и психологии общения»,

Просвещение, 1987 г.

7. В. Н. Макаревич, «Групповая работа как метод конструктивной

социологии» Социальные исследования, № 10, 1993 г.

8. В. С. Агеев, «Межгрупповое воздействие: Социально – психологические

проблемы», Москва, МГУ, !989 г.

9. Г. М. Андреева, «Социальная психология», Москва, Аспект пресс, 1998 г.

10. А. В. Петровский, «Психологическая теория коллектива», Педагогика, 1979 г.

11. Н. Е. Щуркова, «Практикум по педагогической психологии», Москва,

Педагогическое общество, 1998 г.

В ремонтном производстве применяются как индивидуальная, так и коллективная формы организации труда рабочих. При коллективной организации труда ремонтных рабочих объединяют в специализированные или комплексные бригады . Последние чаще создают в цехах комплексного ремонта технологических линий, цехов, производств.  

В последние годы все большее распространение получает коллективная организация и оплата труда . Около 65% рабочих отрасли объединены в бригады. При бригадной организации труда применяется коллективная система оплаты труда . Ее особенность заключается в том, что заработную плату начисляют всей бригаде и распределяют между рабочими в соответствии с их квалификацией пропорционально отработанному времени с учетом (КТУ) каждого. Размер КТУ каждого рабочего определяет общее собрание бригады, а в больших бригадах - ее совет.  

Строительство силами коллективных организаций промежуточное потребление составило 72% от затрат на строительно-монтажные работы , 61,5% - от стоимости прочих капитальных работ и затрат, 70% - от стоимости капитального ремонта.  

Строительство силами населения доля промежуточного потребления равна доле промежуточного потребления в валовом выпуске коллективных организаций.  

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления , которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.  

Политика мотивации в условиях развития коллективной организации труда (арендные коллективы, акционерные общества и т.п.) и привлечения всех сотрудников к управлению нацелена на развитие сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей . Это побуждает управленческих работников искать новые формы управления, развивать потенциальные способности, эффективно трудиться, творчески относиться к трудовому процессу.  

Если решение продавать, принятое инвестором, принадлежащим к заданной группе размером s, было независимо от решений всех других инвесторов той же группы, то вероятность, что такая группа размером s станет активной в единичный временной интервал , будет пропорциональна числу s инвесторов в данной группе. Однако уже по определению группы, инвесторы, принадлежащие к данной группе, взаимодействуют друг с другом. Следовательно, решение инвестора распродавать, вероятно, довольно сильно связано с другими инвесторами той же группы. Отсюда вероятность в единицу времени того, что специфическая группа, состоящая из s инвесторов, станет активной, является функцией числа s инвесторов, принадлежащих к данной группе и всех взаимодействий между этими инвесторами. Понятно, что максимальное число взаимодействий внутри группы равно s x (s-l)/2 то есть для большой величины s оно становится пропорционально квадрату числа инвесторов в данной группе. Это происходит, когда каждый инвестор говорит с каждым из его s-1 коллег. Множитель Vz объясняет факт, что инвестор Энн говорит с инвестором Полом, затем Пол тоже говорит с Энн, и их двойное взаимодействие может учитываться только один раз. Конечно, можно представить себе более сложную ситуацию, когда Пол слушает Энн, но Энн не отвечает взаимностью, но это не меняет результат. Несмотря на эти сложности, можно видеть, что вероятность h(t)kt в единицу времени /V, что группа s инвесторов станет активной, должна быть функцией, растущей с размером группы s быстрее, чем s, но, возможно, медленнее, чем максимальное число взаимодействий, (пропорциональное s). Простая параметризация - взять h(t) Af пропорциональным размеру группы s, возведенному в степень а, большую чем 1, но меньшую, чем 2. Данный показатель степени а охватывает коллективную организацию в пределах группы размером s, в связи с многочисленными взаимодействиями между инвесторами. Он глубоко связан с концепцией фрактальных размерностей , о которых пойдет речь в главе 6.  

Государственный монополизм (полный захват) собственности получил такое теоретическое оправдание. Собственность на решающие средства производства оказалась в руках государства потому, что она якобы соответствует коллективной организации труда, общественному Характеру производства и общенародному присвоению. Все народное хозяйство часто изображалось в виде одной громадной фабрики, где каждый труженик - всего лишь винтик, занимающий подобающее место в государственном хозяйственном механизме.  

При коллективной организации труда порядок начисления заработной платы зависит прежде всего от формы оплаты.  

В нашей стране накоплен значительный опыт коллективной организации труда на основе выделения производственных бригад , т.е. коллективов, объединяющих работников, которые выполняют общее задание и совместно отвечают за результаты.  

В условиях широкого внедрения новой автоматической техники, повышения требований к качеству продукции , совершенствования производственных отношений коллективная организация труда становится более эффективной.  

Следовательно, задача заключается не только в расширении применения коллективной организации труда, но и в дальнейшем развитии всех элементов НОТ.  

Ч. 2 ст. 102 КЗоТ свидетельствует о необходимости применения укрупненных и комплексных норм в условиях коллективной организации и оплаты труда.  

В настоящее время определенно обозначилась тенденция возрастания значения первичного коллектива как основной производственной ячейки (достаточно сослаться на положительный опыт коллективной организации труда). Это в еще большей мере повышает значимость управления социально-психологической адаптацией. Наблюдения свидетельствуют о том, что если социально-психологическая адаптация не завершена, то отношения между членами коллектива деформируются, что отрицательно влияет на совместное выполнение производственных заданий, активность в управлении, добросовестность труда и т. п.  

Последние годы внесли много нового в этот исторический опыт выявились широкие возможности применения коллективной организации труда в самых различных условиях. В настоящее время она нашла широкое распространение на предприятиях многих отраслей.  

В то же время авторский коллектив стремился отразить п имеющиеся определенные различия в подходе к проблеме. Так, внедрение бригадной организации труда в НРБ шло несколько более высокими темпами, чем в СССР, сами бригады были нередко более крупными по численности, а в ряде случаев коллективная организация и оплата труда уже с самого начала охватывала целые подразделения предприятий (например, цехи). Отличаются и применяемые формы планирования работы бригад , оплаты труда п др. В СССР несколько шире поставлены задачи управления бригадной организацией, активней ведется научное исследование се различных сторон, более развита нормативно-методическая база, обучение специалистов основам бригадной организации.  

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что на начальном уровне развития бригадной организации труда управление производством в бригаде не претерпевает существенных изменений и осуществляется в основном мастером. По мере же насыщения бригад прогрессивными элементами коллективной организации труда и роста их социально-экономической зрелости значительно расширяется управленческая деятельность бригадиров.  

Обоснованы принципы выбора оптимальных форм бригадной организации труда и раскрыто значение развития коллективной организации труда в условиях самофинансирования предприятий.  

Общими чертами, характерными для двух других разновидностей внутреннего хозрасчета, а именно для коллективного и арендного подряда , являются, во-первых, коллективная организация труда с оплатой по конечному результату во-вторых, заключение договора между коллективом подразделения и администрацией предприятия , четко регламентирующего  

В условиях этой формы заработок начисляется в соответствии с результатами работы всей бригады и распределяется между ее членами в соответствии с тарифным разрядом и выполненной работой каждым членом бригады, с учетом коэффициента трудового участия (КТУ). Эта форма коллективной организации и оплаты труда в современных условиях получает широкое распространение.  

Организующую роль в развитии социалистической экономической интеграции играет Совет Экономической Взаимопомощи - первая в истории добровольная коллективная организация социалистических стран, созданная в 1949 г. В настоящее время СЭВ объединяет К) социалистических стран Европы, Азии и Америки - Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, СССР, Чехословакию. С СЭВ в тех или иных формах сотрудничают Югославия и ряд других социалистических и несоциалистических государств. Он не отделен от других государств какими-то барьерами, но и не навязывает никому своей интеграционной политики.  

Коллективная организация труда, как уже отмечалось, является одной из наиболее прогрессивных форм расстановки и использования кадров на предприятии. Именно она в наибольшей степени соответ-  

Если />1, то это свидетельствует о положительных изменениях в данном направлении. Однако следует проверить, все ли возможности бригадной формы организации труда использованы. При /комплексного анализа эффективности коллективной организации труда.  

Оценка охвата рабочих коллективной организацией труда и ее эффективности.  

В условиях НТР увеличение удельного веса машинно-автоматической работы и концентрация технологических процессов в промышленности, их неделимый характер вызывают необходимость комплексного обслуживания оборудования. Узкофункциональное разделение труда при этом не обеспечивает эффективную эксплуатацию оборудования, приводит к потерям рабочего времени у исполнителей. Возникает необходимость использования коллективной рабочей силы и, следовательно, коллективной организации труда (45).  

Формы организации труда - это ее разновидности, отличающиеся друг от друга особенностями решения вопросов по отдельным элементам организации труда. Формы определяются формообразующими признаками, таких признаков несколько.

По способам установления плановых заданий и учета выполненной работы выделяют индивидуальную и коллективные (совместные) формы организации труда. Индивидуальной называют такую форму организации труда, когда производственное задание, учет выполненной работы и начисление заработной платы на предприятии осуществляются для каждого работника персонально.

Коллективной (совместной) является форма организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия, учет выполненной работы ведется по конечным результатам труда работников этого подразделения, заработная плата также первоначально начисляется всему подразделению, и лишь только затем она делится между работниками.

Коллективные формы организации труда в свою очередь так же имеют разновидности:

  • 1. В зависимости от места подразделения в иерархии управления на предприятии коллективные формы организации труда могут быть звеньевыми, бригадными, участковыми и др. (по видам подразделений);
  • 2. По уровню специализации различают специализированные и комплексные подразделения. Первые объединяют работников одной профессии, вторые - работников разных профессий;
  • 3. В зависимости от способа разделения и кооперации труда в комплексных подразделениях выделяют подразделения: с полным разделением труда, когда каждый работник занят только выполнением работы строго по своей специальности и на одном рабочем месте;
  • - частичной взаимозаменяемостью, когда работники владеют двумя или большим числом профессий (специальностей) и могут выполнять работы не только по своей основной профессии (специальности), но и по совмещаемой или совмещаемым;
  • - полной взаимозаменяемостью, когда каждый работник подразделения (звена, группы, бригады и т. д.) может работать на любом рабочем месте в этом подразделении, а также меняться рабочими местами по заранее продуманной схеме с другими работниками подразделения;
  • 4. По способам планирования и учета затрат на выполнение работы подразделения могут быть хозрасчетными, с элементами хозрасчета и без хозрасчета. Хозрасчетными называют такие подразделения, которые ведут учет расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, труда при выполнении плановых заданий;
  • 5. В зависимости от способа управления различают подразделения:
    • - с полным самоуправлением, когда подразделению устанавливается производственное задание, а все остальные вопросы организации производства, труда и управления решаются самим первичным коллективом, например бригадиром и советом бригады;
    • - с частичным самоуправлением, когда часть функций управления централизована, а другая часть - делегирована подразделению;
    • - без самоуправления, с управлением подразделением централизованы.

Все указанные и другие формы организации труда и их разновидности соединяются между собой в различных комбинациях, например бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью работников и с распределением коллективного заработка при помощи коэффициента трудового участия (КТУ) и т. д.

Одной из самых распространенных форм организации труда является бригадная с ее разновидностями. Наибольшими возможностями для решения экономических и социальных проблем обладают комплексные подразделения (бригады) с полной взаимозаменяемостью.

В таких подразделениях можно организовать работу с переменой труда, т. е., с чередованием работ по разным профессиям, или с выполнением работ последовательно на разных рабочих местах, каждое из которых отличается своим набором производственных операций. Эта мера особенно эффективна на работах с большой монотонностью труда.

При переходе от индивидуальных форм организации труда к коллективным непосредственная связь между обособленными единичными работниками формируется на основе объединения первичных трудовых коллективов нового типа.

Результатом такого объединения является коренное изменение содержания и организации труда.

Коллективный труд при правильной его организации способствует наиболее полному использованию оборудования, материальных и трудовых ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции.

Отмечая преимущества коллективной организации труда, К. Маркс писал, что численность рабочих, объединенных в коллективы, "...всегда менее числа тех рабочих, которые, работая в одиночку, произвели бы в течение того же самого времени ту же самую работу".

На расширение сферы применения коллективного труда влияют не только научно-технический прогресс, но и объективные требования создания коллективной заинтересованности в улучшении конечных результатов производства. Во всех звеньях производства (независимо от степени механизации), где при изготовлении одной и той же продукции участвует большое число работников, как организацию труда, так и его стимулирование практически целесообразно осуществлять на коллективной основе. В этих условиях оценка результатов труда отдельных работников становится или недостаточной, или просто невозможной. Коллективные формы организации труда обладают потенциальной эффективностью, но это не означает, что любой переход от индивидуальной организации труда к коллективной непременно гарантирует эффект.