Основные направления социальной политики. Задачи и направления социальной политики рф

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальная политика в сфере здравоохранения; социальная политика в сфере образования; социальное страхование; социальная защита работников; политика в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищная политика .

Социальная политика в сфере здравоохранения. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. За последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Поэтому до 35 % больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства "льготников" оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Из подобного положения существует два выхода: либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

- консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного медицинского страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения;

- радикальный означает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию, реструктуризации сети медицинских учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения;

- умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов.

Приоритетный национальный проект "Здоровье" предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось.

За два года реализации национального проекта "Здоровье" для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20 % россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису.

Говоря о программе развития здравоохранения необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего населения. А это значит, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.

Социальная политика в сфере образования .

За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; происходит активная адаптация к новой обстановке самой системы образования.

Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время на лицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденций осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого, реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее, 28 % семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативы, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30 % бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60 % семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.

Социальное страхование – наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования – как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования .

1. В первой модели страховые начала не развиты . Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели – страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков . Величина накопленных средств, в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организации социального страхования, достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования строится на определенных принципах . Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования . Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально-способной системы институтов страхования на случай болезни . Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90 % граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10 % граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что, опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле-продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

а) социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

б) социальная справедливость в области трудовых отношений – равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

в) всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

г) минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

д) государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

е) заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

ж) солидарность всех субъектов социальной защиты на основе "социальных договоров", касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

з) экономическую и социальную свободу работников в области труда – выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

и) личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

к) многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

л) многосубъектность социальной защиты – субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

м) многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты – предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос, на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должны использоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий по профессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовой деятельности, а также в качестве вспомогательных средств, для создания и изменения структуры рабочих мест.

Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).

Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств, для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их внаем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Основные тенденции формирования социальной экономики

Рыночный механизм формирования доходов

Особенности социальной политики государства в России

Социальная политика - одно из важнейших направлений госу­дарственного регулирования экономики, ибо конечной целью деятель­ности государства является достижение высокого уровня благососто­яния общества и создание условий для его дальнейшего развития. Один из «отцов» «общества всеобщего благосостояния» в Германии, Аль­фред Мюллер-Армак, писал так: «Социальная рыночная экономика исходит из реальной основы существования рынка и рыночных сил и пытается при этом использовать целенаправленно не ориентирован­ные силы этого рынка на достижение социальной обеспеченности и улучшение общественной окружающей среды одновременно».

Сущность и основные направления социальной политики

Функционирование рыночного механизма само по себе не га­рантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Мировой кризис 30-х годов, сопровождавшийся резким нарастанием социальной напряжен­ности в ряде стран, доказал необходимость вмешательства государ­ства в рыночные процессы, в том числе и в социальной сфере. Соци­альные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсут­ствия разумной социальной политики, в современных условиях, где функционируют атомные электростанции, опасные химические про­изводства, имеется ядерное оружие, могут привести мир на грань ка­тастрофы.

На современном этапе развития научно-технического прогрес­са ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить эконо­мический рост без использования творческого, инновационного по­тенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится реша­ющим в социально-экономическом развитии общества. Все это пред­определяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.

Социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормаль­ное развитие общества. К ним относятся:

Социальная защита человека и его основных социально-эконо­мических прав;

Обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

Поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

Развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информа­тизация). Объем, качество и характер продукции этих отраслей долж­ны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспро­изводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;

Формирование экономических стимулов для участия в общес­твенном производстве;

Создание условий для всестороннего развития человека, удов­летворения его потребностей и. возможности реализации в свобод­ном труде.

Существует взаимосвязь между социальной политикой и уров­нем экономического развития общества. С одной стороны, решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, которые может направлять государство на их решение. Например, для реализации «шведской модели», характеризующейся высоким уровнем социальных затрат, необходимо создать экономи­ку, обладающую соответствующей ресурсной базой. С другой сто­роны, социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря целенап­равленной социальной политике появляются условия для возраста ния и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

Основная задача социальной политики - формирование эффек­тивной системы социальной защиты. Выделим основные направле­ния социальной политики в этой области.

Первое направление - поддержка беднейших слоев населения (как правило, это те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, ис­пользуется показатель прожиточного минимума, включающий ми­нимальные нормы удовлетворения физиологических потребностей, оплату основных услуг. Эти нормы определяются уровнем экономи­ческого развития страны и сформировавшейся системой потребнос­тей населения.

Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов, предоставление мест в домах для преста­релых и инвалидов и т.д.

В целях обеспечения каждого человека, независимо от уровня его доходов, определенным минимумом жизненно необходимых благ создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляется бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необ­ходимых медикаментов. Каждая страна формирует собственную сис­тему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социаль­ной защищенности достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Да­нии.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными вне­бюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами влас­ти, общественными и благотворительными организациями, церковью.


Второе направление - обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения тру­да. Для того чтобы граждане могли реализовать эти права, должна существовать общедоступная система получения среднего, специаль­ного, высшего образования. Должны быть законодательно регламен­тированы социально допустимые условия труда, уровень минималь­ной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д., определены права работников при найме или увольнении. Необходи­мо отметить, что контроль за соблюдением своих прав должны осу­ществлять и сами трудящиеся, объединяясь в профсоюзы, партии и т.д.

Третье направление- регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном сек­торе экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент от об­щего количества рабочих мест.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются бир­жи труда, в чьи функции входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соот­ветствии с этим планируется и производится подготовка, переподго­товка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным. Пособие должно быть ограничено в размерах и во времени, чтобы стимулировать без­работных к поиску нового места работы. В условиях инфляции посо­бие может частично принимать неденежную форму (талоны на по­купку продуктов, бесплатные одежда, обувь, льготы по оплате ком­мунальных услуг).

Фонд помощи безработным формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дота­ции из бюджета.

Естественно возникает вопрос: какие основные принципы сле­дует учитывать при разработке социальной стратегии, социальной программы действий и конкретных мер социальной политики?

Выделим пять основных принципов.

Первый. Акты государственного вмешательства, поскольку они необходимы по причинам социального характера, должны соответ­ствовать требованиям рынка, т.е. осуществляться так, чтобы меха­низм цен как сигнальное устройство продолжал функционировать и чтобы не нарушался рыночный порядок со стимулирующей и после­довательной конкуренцией.

Второй. Формирование механизма социальной защиты не на основе государственной благотворительности, а как совокупность государственных гарантий, предоставляемых каждому и обеспечива­ющих соблюдение прав человека. Для разработки такой системы не­обходимо определить социальные нормативы, отражающие уровень жизни, быт и условия труда.

Третий. Дифференцированный подход к различным слоям и груп­пам населения в зависимости от социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности.

Четвертый. Создание интегрированной, многоуровневой сис­темы социальной защиты (государственные органы - местные орга­ны власти - предприятия - общественные организации), действен­ной на всех уровнях, с четким определением прав, ответственности и функций каждого.

Пятый. Масштабы перераспределительных процессов в общес­тве не должны превышать оптимальных размеров, позволяющих со­хранить стимулы к квалификационному, творческому, эффективно­му труду.

Говоря о социальной политике, нельзя не затронуть проблему ее экономической эффективности. Проблема экономической эффек­тивности социальной политики периодически является предметом те­оретических дискуссий. Сторонники либерализма доказывают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. В подтверждение своей точки зрения они приводят сле­дующие аргументы.

1. Деятельность по социальному обеспечению может негативно влиять на использование рабочей силы и положение с занятостью. Пособия по безработице делают возможным затягивание поиска но­вого рабочего места и одновременно приводят к росту притязаний безработного, так как тот, кто получает пособие, не даст согласия на

любую работу с любым уровнем оплаты труда. «Система страхова­ния от потери рабочего места создает жесткую структуру оплаты тру­да, снижает мобильность рабочей силы и повышает уровень безрабо­тицы. Во всех социально-ответственных рыночных экономиках рас­тут затраты на здравоохранение, выплаты по болезни, увеличивают­ся невыходы на работу. В общем и целом это приводит к высокой затратности экономики, в которой реальная заработная плата ниже, чем могла бы быть, если рынок не был бы социализирован»".

Кроме того, расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком доро­гим, снижая тем самым конкурентоспособность предприятий на внеш­нем рынке.

2. Соцобеспечение способствует перераспределению доходов от слоев населения с более высокими доходами к малообеспеченным группам населения, что в целом содействует росту потребительских расходов в обществе, но может вести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, значит, к меньшему эко­номическому росту.

3. Увеличиваются издержки на управление в связи с ростом ор­ганизационных структур, занимающихся выработкой и реализацией социальной политики.

4. Возможно расширение теневой экономической деятельности, поскольку растет число желающих уклониться от уплаты чрезмер­ных налогов, являющихся источником финансирования социальных программ.

В качестве контраргументов сторонники социальной экономи­ки указывают на следующие факты.

1. В рамках социальной политики проводятся мероприятия, на­правленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, созда­ются новые рабочие места, оказывается содействие в поиске работы.

2. В странах с переходной экономикой без социального обеспе­чения процесс приватизации и изменения структуры экономики стал бы невозможен вследствие неизбежного роста безработицы и других негативных явлений в социальной сфере.

3. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значе­ние для создания благоприятного инвестиционного климата в стра­не, что создает предпосылки для экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

В целом, подводя баланс негативных и позитивных эффектов социальной политики, следует иметь в виду, что отсутствие социаль­ной политики ставит под угрозу социальную и экономическую без­опасность общества. Поэтому, очевидно, речь должна идти не о том, нужна ли социальная политика как таковая, а о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных га­рантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно дей­ствующим в рыночных условиях, и помогающее адаптироваться к новым условиям жизни тем, кто нуждается в поддержке со стороны государства.


Похожая информация.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции;

социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования;

социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства;

социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества.

2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;

бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний; лица, вернувшиеся из мест заключения, лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; лица без определенного места жительства;

семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;

самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, семьи, где родители педагогически несостоятельны; лица, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам.

Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.

Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, в которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет (прямо и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т. д.

Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обусловливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).



По вопросу социального неравенства в обществе между группами людей можно отметить два крайних подхода. Один из них сводится к одобрению политики неравенства и ее оправданию. Известный русский философ Н.А. Бердяев так выразил свое отношение к этому вопросу: «Неравенство есть могущественное орудие развития производительных сил. Уравнение в бедности, нищете сделало бы невозможным развитие производительных сил. Неравенство есть условие всякого творческого процесса, всякой социальной инициативы, всякого подбора элементов, более годных для производства».

Другой подход (представлен в основном марксистской концепцией в философии и социологии) сводится к отрицанию любого социального неравенства, во всяком случае в далеком будущем. В каждом подходе есть, конечно, свои положительные моменты, чего нельзя отрицать. Поэтому не случайно считают, что истина находится посредине. С этой точки зрения, говоря о позиции Н.А. Бердяева, нужно подчеркнуть: все хорошо в меру.

Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это - иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т. е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.

Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1: 20 - 50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это соотношение составляет 1: 5 - 10.

Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи (обслуживания) в сфере здравоохранения, распределения жилья и т. д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

Известно, что в разных странах сложилась разная система оказания социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство.

Что касается России, то здесь следует отдавать предпочтение государству не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны (возьмите хотя бы сокрытие ими доходов, игнорирование налоговой системы).

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Как показывает зарубежный (а теперь и отечественный) опыт, одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях России - сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это предопределяется (в том числе) сегодняшним состоянием финансовой системы страны как следствия всеобщего, системного кризиса.

Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвимым группам населения. Однако социальную работу можно (и нужно) рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т. е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом значительно большее место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предотвращать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д. Именно в этом можно видеть сущность социальной политики как концентрированного выражения всех иных видов политики. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Таким образом, социальная работа должна носить опережающий, упреждающий характер.

Социальная политика и социальная работа тесно взаимосвязаны между собой. Обе характеризуются двумя взаимообусловленными сторонами: научно-познавательной и практико-организационной. Социальная работа - это своеобразная форма, способ реализации социальной политики, а социальная политика - стержень, ориентир социальной работы. В этом состоит их единство и различие. Последнее проявляется, в частности, в том, что социальная политика - более широкое понятие, определяющая сторона социальной работы. Социальная политика - ориентир не только для социальной работы, но и для развития социальной сферы в целом. В отличие от социальной работы она более устойчива, стабильна. Социальная же работа более динамична, подвижна, богата по своему содержанию в сравнении с социальной политикой. Вместе с тем их единство нерасторжимо. Какова социальная политика, такова и социальная работа. Реализация содержания, форм и методов последней целиком и полностью определяется социальной политикой. В то же время социальная работа - деятельность по социальной защите, поддержке и помощи социально уязвимых слоев и групп, отдельных граждан, населения в целом не может не сказаться (в конечном счете) на ориентирах социальной политики, ее направлениях, целях и задачах.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

1. Что такое социальная политика?

2. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.

3. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?

4. Назовите основные направления социальной политики государства.

5. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.

6. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества?

7. В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?

1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. - М.: Политиздат, 1989.

2. Антология социальной работы: В 5т. - Т. 3: Социальная политика и законодательство в социальной работе/Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995.

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. - М.: Политиздат, 1989.

4. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые основы. - М.: Политиздат, 1980.

5. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М., 1992.

6. Попов В.Г., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М., 1998.

7. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т./Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

8. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз (первое полугодие 1995 года)/РАН. Ин-т социально-политических исследований. - М.: Academia, 1995.

9. Социальная политика России на современном этапе: Учеб. пособие/Под ред. В.Г. Попова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.

10. Социальное положение в мире (сравнительный анализ развитых стран и государств СНГ).- М.: РАН, 1992.

11. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб. статей РАН,- М., 1993.

12. Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1993. - Вып. 1; 1995. - Вып. 2.

13. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 1.- М.: МГСУ, 1994.

14. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993-1994.

Как уже отмечалось, рыночная экономика не устраняет социального неравенства, угрожает социальной стабильности, и при неблагоприятных условиях снижает экономическую эффективность. Социальная же политика призвана помья облегчать крайние проявления результатов действия рыночных сил. С этой целью государство проводит политику поддержания незащищенных социальных групп. Не требует доказательства и тот факт, что социально защищенными стремятся быть практически все социальные слои, в том числе и предприниматели последнее государство должно гарантировать неприкосновенность их собственности, право на предпринимательскую деятельность в любой сфере рыночной эк ономикміки.

Основные направления социальной политики:

Гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом;

Обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице;

Индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы);

Оказание помощи беднейшим слоям населения;

Создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно непр рацюючих человек)осіб);

Обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов

Рассмотрим более широко содержание социальной политики по этим направлениям

Политика доходов занимает ведущее место в государственном регулировании социальных отношений первую очередь она касается уровня заработной платы и ее доли в. ВВП, перераспределении доходов в пользу беднейших х слоев населенияя.

Политику доходов разрабатывали представители практически всех направлений экономической мысли. Общие принципы этой стороны социальной политики были сформулированы в послевоенный период, а в начале 60-х гх г гг они получили статус неофициальных, но обязательных постулатов. К сторонникам этих принципов относятся такие известные ученые, как. Дж. К. Гелбрейт,. Р. Тибодц,. П. Самуэльсон,. С. В. Уайнтраут,. М. Фридмен (США),. М. Ма ршалл,. Ж. Лекайон (Франция),. Р. Харрод,. Н. Кальдер (Великобритания еликобританія).

Политика доходов социального государства основывается на признании постоянного и, желательно, опережающего характера ее проведения. Неокейнсианцы и представители социологического направления выступают прямое вмешательство я государства в процесс распределения доходов. Главным объектом воздействия считается заработная плата. На основе индикативного программирования устанавливаются ориентиры прироста заработной платы, государственный контроль заударственный контроль за ценам. Поскольку рост заработной платы берется за ведущий фактор инфляции, то государство часто прибегает к"замораживанию"заработной платы и цен; т.е. осуществляет"политику сдерживания"противоположных й ей есть"политика экспансии", при которой стимулируется ростом доходов населениялення.

Учитывая особую социальную значимость перераспределения доходов, социальное государство пытается избежать двух крайностей, а именно: формирование потребительских настроений в малообеспеченных слоях населения и а снижение мотивации к плодотворной работе в экономически активном населении.

При рынке всегда возникает дилемма, что выбрать из двух принципиально различных вариантов - рыночное распределение, который корректируется государственным регулированием, или государственное распределение, который направляется рынком. Если стремиться к равенству доходов, что, по мнению многих, является социально справедливым, то экономическая эффективность неизбежно снизится, поскольку в индивида, работает продуктивнее, общество отнимет, а нееф ективно работнику отдаст. Распределение же по законам свободного рынка является высоко результативным, но неровным и социально несправедливым. Итак, равное распределение - социально справедливое, но экономически н еефективний, а неровный, наоборот-социально несправедливый, но экономически действующимивий.

"Чистый"рыночное распределение, обеспечивая высокую эффективность экономики, создает возможность компенсировать свою несправедливость, производя совокупный продукт в объемах, достаточных для подъема благосостояния в малообеспеченной части населения. В противоположность этому"справедливом"(уравнительный) распределение подрывает стимулы к плодотворной работе и вызывает невысокий объем совокупного продукта есть мы видим, что ров ный рыночное распределение имеет объективные преимущества перед равным,"социально справедливым"распределением. Исторический прогресс сближает эти два подхода, но не ликвидирует их разногласиясті.

Неравенство доходов в рыночной экономике определяется с помощью кривой. Лоренца и коэффициента. Джини. Кривая. Лоренца показывает степень неравномерности распределения совокупного дохода общества между различных. Гр рупамы населения (рис 99).

На оси х откладывают процентные группы населения, а на оси у - процента доходов, которые получают эти группы. Ровно распределения

доходов соответствует кривая. ОЕ. Если же нанести фактическое распределение доходов, то кривая. Лоренца укажет на степень неравенства доходов. Чем больше разрыв между линией полного равенства и кривой. Лоренца, тем выше ступ пень неравенстваті.

Отношение заштрихованной площади к площади всего треугольника OAF называется коэффициентом. Джини. Чем больше отклонение кривой. Лоренца от биссектрисы полного равенства в распределении доходов, то ближе коэффициента нт. Джини до 1. Чем выше коэффициент. Джини, то глубже пропасть между бедными и богатымми.

Между объемом богатства, которое распределяется, и стабильностью пропорций распределения существует определенная зависимость. Распределение низких доходов характеризуется резкими и непредсказуемыми колебаниями, а за достижения более высокого уровня доходов пропорции распределения стабильными. Эта зависимость получила название закона. Паретото.

. Государственное регулирование заработной платы . Большинство доходов приходится на заработную плату наемных работников, поэтому социальное государство четко регулирует трудовые отношения. Регулированию подвергаются минимальная ставка заработной платы, минимальной ни ставки компенсационных доплат (за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях), тарифные условия оплаты труда рабочих и служащих по традиционным профессиям и должностямми.

Размер минимальной заработной платы и доплат зависит от уровня экономического развития страны, соотношение политических сил и т др.. По причинам, проанализированных в предыдущих темах, в Украине уровень миним минимальной заработной платы ниже прожиточного уровня. На сегодняшний день минимальная зарплата составляет 185 грн, тогда как прожиточный минимум равен 360 гр грн.

В сфере регулирования заработной платы государство стремится достичь следующих целей: 1) обеспечить каждому работающему человеку жизненно необходим уровень потребления; 2) содержать определенное равновесие в оплате труда разными их групп населения; 3) привести заработную плату в соответствие с ее производительностью, 4) повышать уровень реальной заработной платы.

Выплата минимальной заработной платы является обязательным для работодателя. Теоретически это - общественно необходимая цена рабочей силы

Законодательно минимальную заработную плату начали устанавливать еще с 30-х pp XX ст. Сначала соответствующий закон был принят в. США (1938 p), а в послевоенные годы - и в других рыночных странах

В основе подсчета минимальной заработной платы лежит стоимость так называемой потребительской корзины, куда входит минимальный набор потребительских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физиологических их и социальных потребностей неквалифицированного рабочего и его семьи. Объем потребительской корзины в разных странах неодинаков. Так, в. США он содержит оплату наемного жилья, покупку один раз в пять лет ужы ного автомобиля, стоимость около 20 видов мясопродуктов и иін.

Размер минимальной заработной платы в развитых рыночных странах составляет от 40% до 50% величины средней заработной платы. Сегодня ее величина, в частности, в. США, составляет 5,15 долл. в час

В результате того, что в Украине минимальный размер заработной платы значительно ниже прожиточного уровня, подавляющая часть населения оказалась за чертой бедности. Так, по подсчетам за период 1996-199 99 гг 50% населения были отнесены к бедным, 10% - в зону риска обеднеть; 30% - до имеющих средние доходы, а остальные 10% - к зажиточнымх.

Низкий уровень оплаты труда оказывает крайне негативное влияние на экономическое развитие , он не дает возможности нормального воспроизводства рабочей силы в Украине произошел резкий разрыв между стоимостью рабочей си или и оплатой труда, что вызывает воспроизводства рабочей силы на суженной основе. Формами проявления этого явления является сокращение средней продолжительности жизни населения, ухудшение здоровья нации, снижение образовательно го и квалификационного уровня работников и рост армии безработных. Естественно, невысокая заработная плата сокращает совокупный спрос и мешает росту производства. Любая экономия на заработной плате неблагоприятной для экономического развития, поскольку ограничивает возможности человеческого фактора производствцтва.

Политика занятости. Отличительная черта рыночной системы - неполная занятость населения, иначе говоря, ей свойственно перманентную безработицу. Поэтому правительства рыночных стран уделяют особое внимание политике обесп печенья полной занятости, а точнее - удержанию ее оптимального уровня. Определенное количество безработных, или резервной армии труда, является необходимым условием расширенного воспроизводствання.

В условиях рыночной экономики политика полной занятости включает систему мер государственного регулирования рынка труда, обеспечения на нем оптимального соотношения спроса и предложения для повышения я эффективности функционирования экономики. В послевоенные годы политика занятости в западных странах учитывала взаимозависимость уровня занятости и заработной платы, которая состояла в краткосрочном пер иоди. Она исходила из того, что уменьшение занятости, а отсюда - увеличение безработицы, вызывает снижение заработной платы и расшатывает социальную стабильность. Поэтому во время экономических спадов и кризисов. Высоко и уровень заработной платы поддерживается искусственно, что в дальнейшем провоцирует инфляцию. Нередко она нивелирует номинальное увеличение оплаты труда. Правительствам постоянно приходится маневрировать между уровнем занятости и уровнем цен. Между тем экономический рост, который долгое время наблюдался в послевоенный период, обеспечивало в. Западной. Европе почти полную занятость, но теперь ситуация изменилась. Количество безработных там значительно возросла, что связано также с антиинфляционной политиколітикою.

Обеспечение полной занятости определяется теоретическим пониманием причин безработицы. Дж. Кейнс и его последователи эти причины объясняют отставанием платежеспособного спроса населения от предложения потребительских товаров, так как с увеличением доходов растет предельная склонность к сбережению итоге, и предприниматели недостаточной степени инвестируют производство, а следовательно, не повышают спрос на дополнительную рабочую силу. К. Маркс определил это явление как пере накопления денежного капитала, которое вызвано несоответствием потребительской и производительной силы общества, которая является формой проявления внутренних противоречий накопления капиталіталу.

Принимая во внимание все причины безработицы, современная политика полной занятости нацелена на повышение совокупного спроса населения. Она рекомендует не бояться умеренной инфляции, снижать налоги при кри изових явлений, повышать объем социальных выплат на определенных фазах экономического цикла, усиливать дополнительный спрос на рабочую силу , стимулируя инвестиции способом снижения налога на прибыль, здешевлюва ты кредиты, увеличивать объем государственных заказов частному капиталу и ин.

Структурная безработица предлагается устранять с помощью дифференциации уровня заработной платы в зависимости от дефицитности профессий, создание гибкой системы образования и переподготовки кадров. Сегодня очень надо обеспечивать рабочую силу более полной и оперативной информацией об имеющихся вакансиях, совершенствовать обучение и переквалификацию безработных через улучшение деятельности бирж труда. Государственная пол итика стремится также повышать мобильность рабочей силы, оплачивая транспортные расходы, предоставляя субсидии семьям, которые переезжают на новое место работы. Также внимание уделяется строительству предпри в в регионах с повышенным уровнем безработицы. Учитывая повышенный процент безработицы среди молодежи, социальное государство внедряет программы выплаты определенных средств фирмам, которые зачисляют в свой штат вы пускникив средних школ. Распространение получили новые формы организации работы, которые создают условия для работы дома, занятости неполный рабочий день, стимулирование малого бизнеса и т и т. ін.

Несмотря на то что проблема безработицы очень сложная, современная социальная политика развитых стран в целом успешно решает ее, создавая условия для обеспечения населения рабочими местами. Социально о ориентированная экономика не оставляет безработных наедине со своими жизненными проблемами, а защищает их. Социальная защита безработных осуществляется в форме страхования от безработицы, для чего создаются с пециально страховые фонды. Размер выплат зависит от таких факторов: длительности безработного состояния; трудового стажа; срока предоставления помощи; величины периода занятости. Объем выплат по безработице скройте зь разное. Так, в. Швеции он составляет 90-45% от предыдущего заработка, однако минимальный размер пособия получает незначительное количество лиц. Срок выплат колеблется от 300 дней для лиц, младше в ид 55 лет, до 450 дней для более старших людей. В. США пособие по безработице равны 50% заработка за 26-34 недель в. Германии - 68% заработка в течение года, а затем 58% без ограничения времяня часу.

Переквалификация и программы трудоустройства. Многие значение в социальной защите населения программы трудоустройства и переквалификации. Во многих развитых рыночных странах функционируют системы ос миры, которые облегчают трудоустройство. В. Швеции образовательными программами охвачено до 5% рабочей силы. Активная политика по качественной подготовке и переподготовки работников объясняет высокий уровень зайнятос те в этой стране. Там человек, проходящий подготовку на образовательной программе, не регистрируется как безработный. А в долгосрочном плане повышения уровня образования и квалификации дает перспективы трудоустрой ния в будущейньому.

последние десятилетия в западных странах получили распространение программы так называемой субсидируемых или поощрительного, подготовки. Они заключаются в том, что в случае найма некоторых категорий рабочей силы ((первой очередь молодежи и хронически безработных), государство в известной мере компенсирует фирмам расходы на подготовку и оплату труда. Так, во. Франции в случае найма выпускника средней школы фирмам компенсируют в артисты их производственной подготовки от. ЗО% до 100% минимальной заработной платы сроком от 6 до 12 месяцев. В. Нидерландах, если фирма нанимает безработного выпускника средней школы, ему выплачивается я 60 ф ст в неделю для покрытия расходов на его обучение. Подобные программы есть и в других развитых странахаїнах.

Итак, социальное государство активно участвует в регулировании рынка труда. При этом в политике регулирования рынка труда различия между западноевропейскими странами и. США и. Японией. Считают, что в в. Европе давно приняты законы и правила являются чрезмерно жесткими и их нужно либерализовать. В. США же и в. Японии, наоборот, следует укреплять и удерживать систему защиты работников от необоснованных н ильненень.

В современных условиях политика в сфере занятости все теснее переплетается с политикой в??области общего и профессионального образования. Перед значительной частью персонала фирм сегодня стоит дилемма: или быть заг. Иненю более молодыми и образованными работниками, или повышать свою квалификацию с помощью непрерывного обучения. Безусловно, вторая альтернатива - более перспективным и выгоднымна.

Политика государства на рынке труда в переходной экономике Украины Рынок труда , родившийся в Украине, и проблемы занятости имеют тенденции и проблемы общие с развитыми рыночными странами. Однако ис снует и своя специфика, в частности нехватка специалистов в сфере управления занятостью в рыночных условиях. На многих предприятиях и в организациях не хватает специалистов в области контроля, отчетности, пл анування и организации, потому что в стране не хватает единой государственной политики подготовки специалистов такого уровня. Экономике нужны не просто работники с высшим образованием, но такие специалисты, которые непрерывно повышали свой профессиональный уровеньвень.

Политика рабочей силы должно уделять больше внимания программам создания рабочих мест с четко выраженной антикризисной направленностью. Для этого предприятия должны проводить политику"наступательной"конкуренция нтоспроможности, требующей высокого качества товаров и услуг, что в свою очередь обусловлено высоким уровнем образования и квалификации рабочей силы. Итак, мы видим, насколько сегодня необходимы настойчивые усилия по повышению квалификации рабочей силыли.

Социальная защита в области занятости требует создания дополнительных рабочих мест. Примером опять же может служить решения этой проблемы в. США. В 70-80-х годах XX века здесь было создано 31 млн раб бочих мест, тогда как в взятых. Великобритании,. Италии,. Германии и. Франции по большей совокупной численности населения общее число рабочих мест почти не измениласьлась.

Переход к рынку в Украине сопровождается закрытием многих промышленных предприятий, особенно в сфере. ВПК. Значительная часть уволенных работников могла бы найти работу в сфере услуг, ведь эта отрасль ш быстро развивается и на создание в ней одного рабочего места требуется в 2-3 раза меньше средствев.

Большую пользу в сфере занятости дает малый бизнес. Только за его счет в. США было создано более половины рабочих мест. Однако малый бизнес относится к рискового предпринимательства. Так, в. США ежегодно по азная банкротства около 10% малых предприятий в. Японии, где государство активно поддерживает малый бизнес, количество банкротств не превышает 1%. Перед украинским правительством также стоит задача разработать к омплексну программу развития этой сферы деятельностиності.

Следует отметить, что в Украине напряжение на рынке труда возникло не сразу после провозглашения рыночного курса. Сначала ситуация в этой сфере была не столь острой, чтобы привлекать к себе повышенное внима агу. Но начиная с 1995 г появилась четко выраженная тенденция к сокращению рабочих мест. За двенадцать лет реформы мы успели убедиться, что решение этой проблемы очень сложное. Опыт. Ни меччины показывает, что даже такая мера, как целенаправленное направление больших средств на создание новых рабочих мест не дает ощутимых результатов и является в целом неэффективным. Основным средством борьбы с безработицей является создание условий для экономического роста. В политике занятости. Правительство Украины должно перенести приоритеты по социальной защите и сохранению рабочих мест на продуктивную занятость. По вероятным вариантом экономического развития Украины на ближайшие годы предполагается, что уровень занятости 2005 составит 63,95% против 62,54% в 2000 году, а уровень реальной безработицы отвечает отно 11,35% и 11,64%11,64 % .

Опыт CUJA и. Европейского. Союза за последние десятилетия свидетельствует, что интеллектуальный капитал и инвестиции в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ становятся не менее, а более важными им фактором экономического развития, чем капитал и труд. Поэтому государственная политика занятости должна осознавать, что инвестиции в научно-исследовательские и конструкторские работы имеют высокую отдачу и их эффективность ность возрастает, если в этих расходах участвует и государство, а не только частный кал.

Итак, подведем итоги: Украина наконец должна создать новую модель занятости, направленную на формирование развитого и социального рынка труда, а основными направлениями государственной политики занятости имею ют быть такие

в высокий уровень занятости надо создавать не за счет искусственных барьеров, которые препятствуют увольнению работников и повышению экономической активности, а организуя новые рабочие места;

Сближение оплаты труда и необходимых затрат на воспроизводство рабочей силы на базе деловых стимулирующих механизмов распределения прибавочной стоимости;

Существенное расширение сектора социальной экономики, в который входят некоммерческие предприятия и организации, производящие товары и услуги без ориентации на увеличение прибыли;

Поощрение развития гибких форм занятости (добровольная частичная занятость, вторичная занятость и т др.);

Создание общественных работ с оплатой труда, которая обеспечивает воспроизводство рабочей силы;

Создание условий для развития малого бизнеса и само занятости (упрощенная регистрация, беспроцентные кредиты, правовое и консультативное обеспечение, сокращения налогового давления и т.п.)

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, политика здравоохранения, социальная защита граждан, жилищная стратегия.

К важнейшим из них следует отнести политику занятости населения.

Политика занятости – это одно из направлений социальной политики, посредством которых решается или снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации. Политика занятости рассматривается в контексте мер по стимулированию экономического роста и преследует цели:

· создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

· забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

· более полное использование частично занятой рабочей силы;

· создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

· инвестирование в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления;

· развитие механизмов адаптации к требованиям рынка (прежде всего содействие развитию производственной и социальной инфраструктур).

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера – выплату пособий по безработице, при этом в ряде стран законодательно закрепляется увязка получения пособия с профессиональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования, а также использование вынужденных отпусков в целях переподготовки и получения дополнительного образования.

Вместе с тем в последнее время отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, которые направлены на регулирование спроса на труд и требуют значительных финансовых затрат. Речь идет, в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработанной платы этих работников. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных, молодежи и обычно не ведет к созданию дополнительных рабочих мест, однако содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны.

Дорогостоящей, но перспективной мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное е преимущество – адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что предоставляет людям работу и дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона.



Среди активных мер можно выделить рациональное использование гибких форм занятости и частичной занятости на основе гибких графиков. Это позволяет сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получают возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Еще одна составляющая социальной политики – политика государства в формировании доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются: заработная плата, прибыль, рента, процент (на капитал), государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря на различия этих форм доходов, каждая из которых имеет свою собственную сущность, все они могут предоставляться в виде: номинального, располагаемого и реального.

При этом доход, оцениваемый в денежном выражении, есть номинальный доход, а реальный – та сумма товаров и услуг, которые приобретены на денежный доход. Располагаемым же считается номинальный доход за вычетом налогов.

Источниками современных доходов могут быть: экономическая деятельность, осуществляемая в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране доходов, и теневая, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход.



Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и другие инструменты.

Государство, проводя социальную политику, отслеживает и состояние здоровья населения. Так как здоровье человека является наивысшей социально-экономической ценностью общества, его охрану и укрепление государство рассматривает как один из приоритетов государственной социальной политики.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной доступной медицинской помощью, повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни. Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни, особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся: первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения т тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Главными принципами политики социальной защиты являются: гуман-ность, адресность защиты, всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения, интегра-ционность различных частей системы в единое целое, гибкость системы, надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;

Социальная поддержка – это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др.

Жилье является одной из первостепенных потребностей населения.

Степень удовлетворения потребности в жилье во многом предопределят социальное и экономическое поведение людей, психологическое состояние и здоровье человека, его производственную деятельность, духовное и материальное благосостояние и развитие всей нации. Одним из приоритетов социально-экономического развития страны и снижения остроты жилищной проблемы признано развитие жилищного строительства. Однако в условиях рыночной экономики объем строительства жилья определяется спросом на него, который зависит от финансовых возможностей семей, а также от стоимости приобретения, содержания и обслуживания жилья.

При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику – часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации этой политики государство в качестве инструментов использует:

· льготы на строительство, покупку и оплату аренды жилья;

· систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);

· систему регулирования оплаты социального жилья;

· государственные займы на строительство жилых домов;

· субсидирование процентов по кредитам и выдачу прямых кредитов на строительство и приобретение жилья;

· жилищные пособия для пенсионеров и семей с низкими доходами;

· субсидии на ремонт, реконструкцию и улучшение жилья и т.д.

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Таким образом, роль социальной политики проявляется в содействии развитию отношений равенства и справедливости в обществе, создании условий для роста благосостояния и уровня жизни всех членов общества. Тем не менее ее применение ограничено как бюджетными рамками, так и необходимостью сохранения рыночных принципов стимулирования труда и получения доходов.

Модели социальной политики

Образцом успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализована в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные, выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости – уравнительного и распределительного.

В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

Консервативную модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве.

Либеральная модель социальной политики функционирует в Великоб-ритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия – малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.

Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, консервативной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.

Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Большое влияние на проведение социальной политики оказывают материальные основы общественной жизни. Так, например, разные страны имеют различную демографическую структуру населения, которая определяет коэффициент нагрузки. При этом нагрузка на трудоспособное население может увеличиваться как со стороны детей, так и со стороны пожилых людей. За счет этих факторов расходы на социальные программы будут иметь разную структуру. Существенное влияние на социальные программы оказывает экономическая и политическая обстановка (например, войны, блокады, эмбарго). Для формирования социальной политики нужно ясно представлять как социальную стратификацию общества, так и цели социально-экономических преобразований.

Наряду с этим большое значение имеет и характеристика субъектного фактора. Поскольку поведение людей, обладающих определенными интересами, возможностями, социальной активностью, мобильностью, типом культуры, формирует социальную сферу, поэтому для социального управления, выбора модели социальной политики необходимо иметь четкое представление о стимулах, предпочтениях различных социальных групп, традициях населения страны.