В английском языке принято различать 4 типа слога:
1. Открытый слог заканчивается гласной. В английском языке условно считают открытым слог, за которым следует согласная + непроизносимое конечное "е"
.
Гласные в этом слоге произносятся так же, как они называются в алфавите.
2. Закрытый слог заканчивается согласной. В этом типе слога гласные передают краткие звуки.
3. Третий тип слога - это слог, в котором за гласной следует буква "r" (в конце слога) или "r" + согласная. В этом слоге все гласные передают долгие звуки.
4. Четвертый тип слога - это слог, в котором за гласной следует сочетание "r" + гласная. В этом слоге все гласные передают долгие и сложные звуки.
Правила чтения гласных букв в английском языке
Чтобы прослушать, нажмите на выделенное слово.
Особенности произнесения гласных.
1. Если слово состоит из двух или более слогов, а именно имеет в своем составе две или более гласных, то буква e
на конце слова не произносится. например: die
, mate
, bottle
.
2. Если слово состоит из одного слога и оканчивается на букву e
, которая в этом случае будет являться единственной гласной, то буква е
произносится как в алфавите . Например: me
, he
, she
.
3. Если слово состоит из одного, двух и более слогов и окансивается на ee
, то это сочетание всегда стоит под ударением и произносится как . Например: fee
, employee
, see
.
Правило открытого и закрытого слогов влияет на произнесение гласных в английском языке.
Ударный слог называется открытым, если он оканчивается на гласную, после которой не следует согласная, или если он оканчивается на согласную, после которой следует очередная гласная. Например, me
, tea
, play
или оканчивающийся на согласную, после которой следует гласная, как в словах place
, truly
, precise
.
4. В открытом слоге ударные гласные a , e , u , i , o
a
- place
, may
,play
, take
e
- fee
, me
, tea
, meter
u
- true
, truly
, plume
u
- pure
, fuel
, due
i
- tie
, nice
, tiny
o
[əu] - bone
, toe
, go
Ударный слог называется закрытым, если он оканчивается на согласную, за которой не следует гласная. Например: pot , tip , pattern , doctor , but , sector . Все эти слова имеют закрытый слог, то есть слог, который оканчивается на согласную, как в словах: pot , tip , but ; или за которой следует другая согласная, как в словах: pattern , doctor , sector .
5. В закрытом слоге ударные гласные a , e , u , i , o произносятся следующим образом:
a
[æ] - bag
, pattern
, flag
, exam
e
[e] - bed
, message
, met
, pretend
u
[Λ] - but
, must
, button
, disgust
i
[i] - insist
, pin
, tip
, pistol
o
[ɔ] - bottle
, prolong
, box
, lock
Из правил открытого и закрытого слога есть много исключений.
6. Гласная a
перед согласной s
, после которой следует другая согласная читается : pass
, master
, past
.
7. Гласная a
перед согласной th
произносится как : father
, path
, rather
.
8. Гласная a
перед согласной w
в закрытом слоге произносится как [ɔ] или [ɔ:]: want
, was
, wander
.
9. Гласная a
перед l + согласная
произносится как [ɔ:]: walk
, also
, false
.
10. В закрытом слоге гласные a
, i
, y
перед сочетанием согласной + le
произносятся как в открытом слоге: title
, maple
, cycle
, table
, idle
.
11. Гласная o
перед согласными m
, n
, th
, v
произносится как [Λ]: front
, some
, dove
, brother
, glove
, won
, mother
, come
.
12. Гласная o в словах типа host
, most
, post
произносится, как в открытом слоге [əu].
13. Есть также единичные исключения как например слова: put
, pull
, push
, где в закрытом слоге гласная u произносится как [u], или слово give
, где в открытом слоге буква i
произносится так же, как в закрытом.
14. Ударная гласная y
в открытом слоге произносится как : sky
, fly
, type
.
15. Безударная y
в конце многосложного слова произносится как [i]: happy
, truly
, ferry
.
16. В закрытом слоге под ударением y
произносится как [i]: myth
, rhythm
, system
.
ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ СОГЛАСНЫХ:
Особенности произнесения некоторых букв в начале слова.
В начале слова не произносится буква w
, если за ней следует r
: wrong
, write
, wrist
.
В начале слова не произносится буквы g
и k
, если за ними следует n
: knight
, knot
, gnat
, gnaw
.
Если в начале слова стоит сочетание wh
, то буква h
в этом сочетании не произносится: what
, where
, white
.
Однако, если после сочетания wh
следует гласная о
, то не произносится буква w
, а не h
: who
, whose
, whole
.
Особенности произнесения некоторых букв в середине слова.
В середине слова сочетание ng произносится как [ŋg]: angry , finger , singer .
Особенности произнесения некоторых буквосочетаний в конце слова
В конце слова безударные буквосочетания er , re , or , в отличие от ударных, произносится как [ə]: , brisque .
Особенности произнесения некоторых букв в комбинации с другими буквами.
Буква c
произносится как [s], если она стоит перед буквами e
, i
, или y
: cycle
, cell
, piece
, circus
, precise
, cynic
c
произносится как [k]: cat
, cut
, pack
, back
, clock
.
Буква g
произносится как , если она стоит перед буквами e
, i
, или y
: college
, germ
, giant
, Gipsy
, gym
, prodigy
. Во всех остальных случаях буква g
произносится как [g]: guest
, game
, flag
, magnetism
, saga
, plug
.
Однако из этого правила есть целый ряд исключений, где невзирая на комбинацию с указанными выше буквами, буква g
произносится как [g]: give
, girl
, bagger
, finger
и другие.
Чтение гласной зависит от соседствующих с ней букв и от типа слога, в котором она находится.
Открытый слог
Слог считается открытым, если он заканчивается на гласную (to-tal, ri-val, bi-ble, mo-tor). Гласная в этом случае дает долгий звук — то есть, читается как в алфавите. К этому типу относятся слова и с немой «e». Например:
- take
- Pete
- kite
- nose
- cute
Некоторые односложные слова также представляют собой открытые слоги. Например, me, she, he и no, so, go.
Закрытый слог
Закрытый слог — самая распространенная орфографическая единица английского языка; он составляет около 50% слогов в тексте. Закрытый слог заканчивается на одну или более согласных, и гласная буква в этом случае читается кратко.
В английском языке много односложных слов закрытого типа (cat, pin, hen). Если к ним добавляется , начинающийся на гласную, согласная перед ним удваивается. Это делается для того, чтобы избежать изменения звука. Например:
- hat — hatt er
- pin — pinn ed
- hot — hott est
- red — redd ish
- cut — cutt ing
Слог «гласная + r»
Третий тип слога — тот, в котором за гласной следует буква «r». Гласная при этом дает долгий звук, а сама «r» не читается (в ).
- car
- herb
- girl [ɡɜːl]
- form
- turn
Удвоенная «r» не влияет на звучание гласной. В этом случае слог читается как закрытый. Сравните:
- smir k — mirr or [ˈmɪrə]
- cur l — curr ent [ˈkʌr(ə)nt]
- por t — torr ent [ˈtɒr(ə)nt]
Слог «гласная + re»
В слоге этого типа буква «r» также не читается, а гласная образует дифтонг.
- dare
- mere
- hire [ˈhaɪə]
- core
- pure
Слог «согласная + le»
Иногда этот слог выделяется отдельно — он встречается только в конце слова. Если перед -le стоит одна согласная, слог читается как открытый. Если же перед -le стоит две согласных, он читается как закрытый. Сравните:
- tabl e [ˈteɪbl] — dabbl e , titl e [ˈtaɪtl] — littl e [ˈlɪtl]
- bugl e — struggl e [ˈstrʌɡl], rifl e [ˈraɪfl] — sniffl e [ˈsnɪfl]
Не каждая согласная встречается в сочетании с -le . Вот те, что характерны для английского языка:
- -ble (bubble) -fle (rifle) -stle (whistle) -cle (cycle)
- -gle (bugle) -tle (brittle) -ckle (pickle) -kle (tinkle)
- -zle (dazzle) -dle (bridle) -ple (staple)
Сочетания гласных (диграфы)
Диграфом называется сочетание двух букв, которые произносятся как один звук. В случае гласных это может быть долгий, краткий звук или дифтонг. Чаще всего диграфы встречаются в старых англо-саксонских словах, произношение которых претерпевало изменения в течение сотен лет: thief, boil, hay, boat, straw. Они читаются по особым правилам, но в них множество исключений, поэтому такие слова нужно заучивать постепенно и систематически.
Основные гласные диграфы
Написание | Произношение | Примеры |
ai / ay | [ eɪ ] | bait, hay |
au / aw | [ ɔː ] | taunt, draw |
ea | [ i: ] | meat, deal |
[ e ] | bread, steady | |
ee | [ i: ] | feed, reel |
ei | [ eɪ ] | feint, vein |
[ i: ] (после c ) | ceiling, receive | |
eu / ew | [ ju:] | feud, strewn |
ie | [ i: ] | thief, priest |
oa | [ əʊ ] | coat, goal |
oi / oy | [ ɔɪ ] | coin, toy |
oo | [ u: ] | root, food |
[ ʊ ] (перед k ) | book, look | |
ou | [ aʊ ] | loud, noun |
[ u: ] | soup, ghoul | |
ow | [ aʊ ] | cow, howl |
[ oʊ ] | know, low |
Сочетание гласных не является диграфом, если эти гласные относятся к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук [ə]. Например: lion ["laɪən], diet [ˈdaɪət].
СЛОГ — звук или сочетание звуков, объединенных волной сонорности, то есть степенью звучности (гласности). Это основано на специфике работы нашего речевого аппарата, согласно которой дыхание связано с работой голосовых связок, а их максимальная напряженность и есть сонорность. Как правило, слогообразующий звук — гласный, но если по каким-то причинам гласного нет в данной ритмической группировке звуков, его роль может взять на себя сонорный (р, л, м, н) и даже шумный: Ш-Ш… ТС-С-С… И наоборот, гласный может утрачивать свою «слоговость» — в дифтонгах: АУ, ОЙ (КОЙКА).
С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
Теории слога
Существует несколько теорий слога и слогоделения.
1) Экспираторная теория («выдыхательная»): слог — сочетание звуков, произносимое одни толчком выдыхаемого воздуха. Эта теория не объясняет случаев зияния гласных в слове, где на одном выдохе два слога (ау>), и, наобо-рот — случаев стыка трех и более согласных, где два и более выдохов на один слог {сплав).
2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву-ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.
3) Т еория напряжённости : По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).
4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.
В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф.-де Соссюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю — чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.
Слоговые и неслоговые звуки в русском языке
Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность - слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность - слоговый носитель слога.
Неслоговые - согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 - звучный гласный, 3 - звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 - глух-шумн.
Типы слогов
Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.
- По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
- По структуре слоги бывают
- неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
- открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
- прикрытые - слог с согласным в начале, и неприкрытые
- полные - закрытые и прикрытые [сок}
- усечённые с начала - закрытые и неприкрытые [ум, иск]
- усечённые с конца [мгла]
- По степени звучности различают слоги
- постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
- восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
- нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
- восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
- нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
- По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.
В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.
I. По конечному звуку различают слоги:
- Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
- Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.
В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.
II. По количеству гласного различают слоги:
- Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
- Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н ), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та . Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай . Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта . Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон .
Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 7 - шумные согласные. Во-да : 1-3/1-3; ло-дка : 2-3/1-1-3; ма-сло : 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога.
Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то : 2-3/1-3; сте-кло : 1-3/1-2-3.
Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и .
Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].
В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово : [под-горо й], [на-стороне ], [вот-те-ра з].
Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (вы ход, выхо дит, выходи ть ). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (о рган - орга н ) и отдельных форм различных слов (мо ю - мою ), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (ха ос - хао с ) или придает слову стилистическую окраску (молоде ц - мо лодец ). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огоро д, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (го род, -а, -у, -ом, -е; -а , -о в и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (ку пите - купи те, но ги - ноги и т.п.).
В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: тво рог и творо г, и наче и ина че, о бух и обу х и т.п.
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на -зиму ], [за -город ], [по д-вечер ].
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать , некоторые из вводных слов.
Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрêвнеру сский . К таким словам относятся слова:
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётострое ние ),
2) сложносокращенные (гôстелеце нтр ),
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трâнсатланти ческий, послеоктя брьский ),
4) некоторые иноязычные слова (пôстскри птум, пôстфа ктум ).
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например.
СЛОГ
СЛОГ - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.
В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.
Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогобразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр, дифтонг }