Принцип репрезентативности в социологическом исследовании. Выборочный метод в социологическом исследовании. Репрезентативность

Не останавливаясь на методологических приемах организации выборки, которые подробно описаны в литературе, следует отметить, что ведущую роль в определении ее типов в каждом конкретном случае играют исходные исследовательские установки, обоснованные
в методологической части программы. Определение генеральной совокупности - это наполнение конкретным содержанием идеализированного модельного представления, в результате чего объект исследования из абстрактного переходит в область конкретного и реального. Конструирование выборочной совокупности это следующий этап, на котором воспроизводится в реальных показателях модель проблемосодержащей системы, т.е. предмет исследования. В социологии для описания совокупности единиц наблюдения, имеющих какую-либо общую характеристику, указывающую на их принадлежность к данной системе, используется понятие генеральная совокупность .
В исследовании социальной подсистемы промышленного предприятия генеральной совокупностью стал весь рабочий персонал или коллектив предприятия; единицей наблюдения - отдельный работник или отдельная социальная группа, в зависимости от конкретной исследовательской задачи.

Цели и задачи исследования, а также объем генеральной совокупности и исследовательские возможности, определяют характер исследования: оно может быть сплошным либо выборочным. В исследовании, которое носит сплошной характер, в качестве объекта исследования выступает вся генеральная совокупность. В выборочном исследуется лишь ее часть - выборка, выборочная совокупность , которая позволяет судить о генеральной совокупности
в целом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.

Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:



1) метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;

2) статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:

а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;

б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

Принципиальным моментом, который следует подчеркнуть особо, является то, что выборочная совокупность выступает в качестве объекта - заместителя генеральной совокупности. То есть выборка - это модель того объекта исследования, который конкретизируется в виде генеральной совокупности единиц наблюдения и таким образом становится доступным эмпирическому познанию.

Как модель выборка отличается от тех идеализированных модельных представлений, которые были построены ранее. Выборка обладает всеми признаками материальной, предметной модели, «так как состоит (выборка. - С. Л.) из материальных объектов, в т.ч. людей, принадлежащих к той или иной интересующей нас социальной группе (коллектив предприятия, жители города, студенты, молодые рабочие и т.п.) и присущих им свойств (их мнений, отношений, ориентации). Правда, эти «материальные объекты» обладают некоторой спецификой, о которой цитируемый автор не говорит, но наверняка подразумевает. И социальные группы, и индивиды, входящие в них, отличаются от предметно-физических и предметно-математических моделей наличием сознательной, субъективной поведенческой компоненты. Такие качественные особенности присущи как объекту-оригиналу (генеральной совокупности), так и объекту-заместителю (модели - выборочной совокупности). Главное в том, чтобы эти особенности с нужной достоверностью воспроизводились в модели, делая ее репрезентативной. Репрезентативность выборочной совокупности достигается с помощью обоснованного типа выборки.

Отнесение выборочных совокупностей к виду материальных моделей позволяет решить и проблему количественного обоснования объема выборки, что тоже является необходимым условием ее репрезентативности. Генеральная совокупность всегда кроме качественных показателей обладает рядом количественных параметров. Это позволяет в процессе построения выборки использовать количественные методы, «работающие» в сфере прямого подобия, а не только косвенного и условного, что характерно для идеальных моделей - знаковых моделей и идеализированных модельных представлений.

Сложность и специфика объектов социологического исследования, множественность целей и исследовательских задач приводят к необходимости сочетания различных способов (типов) выборки, в результате чего она становится комбинированной. Комбинированная выборка характерна для многоступенчатого отбора, когда на разных его ступенях используются различные типы выборки; например, на первой ступени применяется метод районированной выборки, а на следующей - чисто случайной. Сложность объектов социологического познания находит отражение и в использовании многофазового отбора, для которого характерно формирование подвыборок (вторичных и т.д. выборок) на основе осуществленной первичной выборки.

Контрольные вопросы к теме №10

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Социологическое познание как система.

2. Понятие и общая характеристика социологического исследования.

3. Основные виды и типы социологических исследований.

4. Этапы организации социологического исследования.

5. Сущность и структура программы социологического исследования.

6. Отображение логики социологического исследования в его программе.

7. Методологическая специфика процедур сбора и анализа социологической информации.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М., 1999.

6. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

Дополнительная:

1. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. М., 1985.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Давидюк Г.П. Прикладная социология. Мн., 1979.

4. Жилина Л.И. Теоретическая подготовка социологического исследования. М., 1989.

5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

6. Лапина С.В. Моделирование в социологическом исследовании. Мн., 1992.

7. Рабочая книга социолога. М., 1983.

8. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.


ТЕМА 11. МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ

Лекция 11. Методы сбора социологической информации

Основные понятия:

социологическая информация; виды социологической информации; социологический анализ документов; контент-анализ; социологическое наблюдение; опрос; анкетирование; интервью; фокус-интервью; закрытый вопрос; открытый вопрос; респондент; экспертные оценки; тестирование; социометрия; социологический эксперимент .

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный).Теоретико-методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования.Методический раздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных. Т.о., социологические исследования требуют серьезной подготовки. Ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его подготовку. Все исследования в социологии можно разделить на две большие группы: сплошные и несплошные.

Выборочные исследования - самая распространенная разновидность несплошных исследований в социологии. Основное требование к выборке - состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования. Основные понятия теории выборки.

1.Генеральная совокупность - все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого-либо товара и т.д. 2. Выборочная совокупность (выборка,) - часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования. 3. Единицы анализа (изучения) - элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие опросу. 4.Репрезентативность - это свойство выборки воспроизводить в себ,е основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, т.е. делать заключения о целом на основании части. Существуют две основные модели выборки: вероятностная (случайная) и целенаправленная (неслучайная).

6. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью).

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

– анализ документов;

– опрос (анкетирование, интервью);

Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.

Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).

По способу фиксации информации документы подразделяются на:

– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных носителях);

­– иконографические (образные);

– фонетические (на различных носителях);

– статистические (сборники статуправлений и госучреждений).

По социальному статусу они делятся на:

­ – официальные (государственно-общественные);

– неофициальные (личные);

По характеру информации:

– исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);

– правовые;

– экономические;

– политологические;

– культурологические;

– теологические.

По степени близости к описываемому объекту:

– первичные (стенограммы);

– вторичные (справки, аналитические обобщения).

В качестве документов выступают и разнообразные виды социологического инструментария - от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.

В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Второй важный метод социологического исследования - опросный.

Опрос - метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Основными элементами опроса являются:

– специалист–разработчик опросного инструментария;

– анкетер (интервьюер);

– анкета (план интервью);

– ситуация опроса (способ его проведения);

– респондент (отвечающий).

В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

Анкетный опрос - один из основных видов опроса. Его особенность - использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).

Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.

Раздаточное анкетирование - это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.

Почтовый опрос - распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.

Прессовый опрос - обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.

Каждый из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Интервью - второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.

Различают следующие виды интервью:

– свободное;

– формализованное (стандартизированное);

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук.

Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:

· поведение индивидов, социальных групп;

· продукты человеческой деятельности;

· вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:

· полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

· надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

· репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

1. Значение выборки в социологическом исследовании

Из трёх видов исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. Полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Для того, чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные с их организацией: единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований; генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования; выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что вое эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Очевидно, к примеру, что если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

2. Типы и виды выборки

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях.

Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность.

Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

· стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

· вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

· квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Наконец, по видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной , а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих социально-демографические признаки структур населения. Такое исследование именуется выборочным .

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов. Выборочное обследование - экономичный и надежный метод, хотя требует изощренной методики и техники.

Его основа - выборочная совокупность, которая является частью генеральной совокупности,отобранная с помощью социальных приемов для получении информации о всей совокупности в целом.

Генеральная совокупность - все возможные социальные объекты или та их часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность - все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральная совокупность (ее еще называют популяцией) настолько крупная, что опрос каждого их представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ Это те люди, на кого направлен теоретический интерес социолога (теоретический в том смысле, что узнать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно - на основе информации о выборочной совокупности).

Выборочная совокупность -уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают с помощью математических методов. Чтобы отобрать для исследования часть объектов (единиц), социолог описывает объекты (единицы) исходной совокупности. После определения объема (числа единиц наблюдения) выборочной совокупности социолог должен выбрать способ или прием формирования выборки (вид, или тип выборки).

Типы выборок

Выборки делятся на два типа:

Вероятностные

Невероятностные

1. Вероятностные выборки

1.1 Случайная выборка (простой случайный отбор)

Такая выборка предполагает однородность генеральной совокупности, одинаковую вероятность доступности всех элементов, наличие полного списка всех элементов. При отборе элементов, как правило, используется таблица случайных чисел.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Репрезентативность - это соответствие выборочной совокупности (тех, кто опрошен) генеральной совокупности (потенциальной аудитории).

Изучение редакторского коллектива является проблемой социологии журналистики с 40-х годов. Первоначально (в 20-е годы) журналисты рассматривались с точки зрения партийности и уровня грамотности. В 30-50 гг. никаких исследований не проводилось. С начала 60-х при газетах открываются службы, которые налаживали постоянные исследования личности журналистов и взаимоотношения их с аудиторией.

Социологическими методами изучаются:

1) субъекты информационной деятельности:

а) структура отдельных СМИ;

б) психологический климат коллектива;

в) стиль руководства;

г) социально-демографическая принадлежность журналиста;

2) деятельность:

а) виды прочей деятельности (редакторская, организаторская, с письмами);

б) журналистика (статус, мотивация, жанр, специализация);

3) статус:

а) в широком смысле: совокупность политических, социально-экономических, духовных процессов и условий жизни общества;

б) в узком: материально-экономическая база редакции, финансовое положение, укомплектованность кадрами, квалификация;

4) взаимоотношения:

а) с другими участниками информационного процесса;

б) с политическими партиями, владельцами, учредителями;

в) с аудиторией.

Наиболее распространенными социологическими исследованиями являются изучение взаимоотношений журналиста с аудиторией. Исследователи выделяют 3 основных типа отношений журналиста с аудиторией:

а) журналист над аудиторией;

б) журналист рядом с аудиторией;

в) журналист внутри аудитории.

Социология и журналистика пресекаются в центральном понятии «общественное мнение», которое может интересовать исследователей в двух основных направлениях:

1 - мнение журналистов о своей аудитории и о самих себе (редакционное исследование);

2 - мнение аудитории о СМИ и о конкретных журналистах (оперативные опросы)

Практика редакционных опросов получает распространение в начале ХХ в., в России такие опросы были связаны с изучением уровня грамотности журналистов (октябрьская революция - переоформление редакционных коллективов - пришли в журналистику рабочие). Одним из первых подобных был опрос на осведомленность, когда журналистам предлагали определить, к какой сфере принадлежит, и в чем прославился тот или иной исторический деятель.

Начиная с 40-х гг., центральной темой становится портрет аудитории в представлении журналиста. Самым известным проектом данного направления стало исследование Шляпентоха, проведенное в 60-х годах.

Всероссийский опрос журналистов, которым предлагалось оценить собственную аудиторию по нескольким характеристикам: социально-демографические показатели, ценностно-мировоззренческие установки и общекультурная эрудиция. Параллельно опрашивалась аудитория СМИ, и при сопоставлении результатов оказалось, что журналистские представления о своих читателях не совпадают с реальным положением дел.

С начала 90-х социально-психологическое направление в изучении деятельности редакции и журналиста. Основной объект - социокультурные и личностные характеристики журналиста, особенности профессионального становления, восприятия окружающей действительности и самого себя. Самый распространенный инструмент такого исследования - школа Чарльза Осгурда «Семантический дифференциал». Строится по принципу полярных прилагательных.

Dыделяются 2 приоритетных направления в изучении редакционных коллективов:

1. Взаимоотношения журналистов и собственников, позиция редакционного коллектива по отношению к официальной власти, свобода самовыражения журналиста и ее ограничения.

2. Анализ журналистский идеологий, стратегий по отношению к аудитории: над аудиторией - авторитарный тип, под аудиторией - подстраивающийся тип; рядом с аудиторией - демократический тип.

Часто сами редакции проводят оперативные опросы по изучению мнения аудитории о конкретной передаче, ведущему, теме. Наиболее популярны звонки в редакцию. Данные опросы используются в журналистской практике, но не являются научно обоснованной социологической методикой. Основная проблема таких исследований - отсутствие репрезентативности.

Оперативные опросы представляют так называемые аудиторные рейтинги или опросы предпочтений. Выделяются три класса оперативных опросов:

I. Интерактивные опросы - менее всего применимы к виду социального исследования - главный недостаток - нарушение требования репрезентативности.

Репрезентативность - это соответствие выборочной совокупности (тех, кто опрошен) генеральной совокупности (потенциальной аудитории).

Репрезентативный опрос должен учитывать статистические показатели аудитории.

II. Опросы по методу анкетирования - соблюдение репрезентативности. Опросы могут проходить в традиционной форме, когда опросный лист представляет собой перечневую таблицу. Объектом могут быть телеканалы, рубрики, передачи, журналисты.

Основной недостаток - низкая оперативность, подобные опросы не могут учитывать мнения по отдельным выпускам и фиксируют мнения в обобщенном виде, отношение к изданию в целом.

В конце 90-х годов появляются дневниковые формы фиксации аудиторных предпочтений, дневник участника панели представляет собой перечень всех программ по всем телеканалам за неделю и время просмотра в 15-ти минутном интервале. Главный недостаток - недостоверные данные. Это сложно для человека + для обработчика информации.

III. Телеметрические замеры - наиболее распространенный способ изучения аудитории на Западе, когда к приемникам телезрителя подключается специальное техническое устройство - TV. метр или Piple-метр, которое автоматически фиксирует, кто именно и в какое время смотрит (сначала кнопка потом сканирование, потом сверхчувствительные устройства - устанавливают эмоциональное состояние человека - пока это громоздкое устройство).

В России такие опросы проводятся московскими исследовательскими центрами: Комком-Г, ВЦИОМ и НИСПИ (национальный институт социально психологических исследований).

Это наиболее удобный способ фиксации, но основной недостаток - финансовые затраты, следовательно, не получил широкое распространение в регионах.

Чтобы производить такие расчеты, нужно иметь определенные статистические данные.

Для изучении аудитории и популярности отдельных передач используются «Дневники участников панели». На Западе распространены «телеметры». Можно применять простую анкету, где вопросы строятся по принципу «весов» (полярные точки зрения) и принципу «сита» (респонденту просят оценить передачу по нескольким критериям.

Часто изучается анализ содержания СМИ - (контент-анализ) - методика выявления в тексте определенных интересующих исследователя характерных единиц, которые позволяют ему делать выводы относительно намерений создателя текста. В контент-анализе единицами выступает площадь, слово, эфирное время.

Ведущие методы исследований:

В социологических исследованиях, проводимых на Западе, качественным методикам всегда уделялось большое внимание, чего нельзя было сказать об отечественном опыте. У нас приоритет отдавался количественным методам.

1) количественные:

. Метод социологического наблюдения ;

используется в репортерской практике. И обусловлено это рядом причин. 1) журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность проследить его динамику. Материал с места события отличается тем, что в нем создается атмосфера сопричастности тому, что происходит на глазах репортера; 2) непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет увидеть неприметные, на первый взгляд, детали, характерные личностные черты. Такая информация отличается живостью и достоверностью. 3) журналист, будучи очевидцем происходящего, сам фиксирует наиболее значимые моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения.

Но, включаясь в наблюдение, журналист должен помнить о возможных объективных и субъективных сложностях. Объективные трудности - необратимость тех или иных явлений социальной жизни. Субъективные трудности - человеческие эмоции, а порой сложные и даже конфликтные межличностные отношения. Некоторые люди могут изменить тактику поведения, если узнают, что за ними наблюдают.

Исходя из этих особенностей наблюдения, теоретики в области социожурналистики высказали мнение, что в качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами.

На практике метод наблюдения характеризует несколько оснований:

Степень формализованности (структурализованное и неструктурализованное);

Место проведения (полевое и лабораторное);

Регулярность проведения (систематическое и несистематическое);

Позиция наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное).

В структурализованном наблюдении журналист фиксирует события по четко заданному плану, а в неструктурализованном ведет наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации. Полевое наблюдение ориентировано на работу в естественных условиях, лабораторное - в искусственно сконструированных. Систематическое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое - спонтанность в выборе наблюдаемого явления.

При невключенном наблюдении позиция наблюдателя заключается в следующем: корреспондент находится за пределами ситуации и не входит в контакты с участниками события. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в происходящее. Данный вид наблюдения чаще всего используется для описания социальной атмосферы (вокруг выборов, общественных акций, социально-экономических реформ и т.д.). Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или внедряясь в некую социальную группу, чтобы «изнутри» распознать объект. «Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Поэтому сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.

. опрос (анкетирование, интервью);

. метод анализа документов ;

Взаимопроникновение статистических и смысловых подходов к объекту изучения свойственно контент-анализу . В социологии он широко используется для работы с документами, в которых с различной степенью полноты не только отражаются духовные, материальные характеристики жизни людей, но и фиксируются значимые факты, события, явления. С помощью анализа документов можно не только выявлять мнения, оценки людей по интересующему исследователя вопросу, но и реконструировать сами события.

Методом контент-анализа получают количественные и качественные характеристики анализируемого текста. Результат достигается за счет строгого подсчета частоты и объема упоминаний тех или иных содержательных единиц исследуемого документа. Возможности использования этого метода чрезвычайно широки. Работать можно фактически с любыми документами, пригодными для статистической обработки: с официальной перепиской, газетными подшивками, фотографиями, видеосюжетами, архивными делами и др. А полученные данные надежнее и точнее по сравнению с иными подходами к изучаемому материалу. Контент-анализ незаменим и в тех случаях, когда приходится иметь дело с большим массивом источников для подготовки различных обзорных материалов.

. метод социологического эксперимента ;

с экспериментом зачастую отождествляют включенное наблюдение. Причины: 1) журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения, 2) эксперимент может проводиться скрытно, 3) он относится к визуальным средствам изучения социальной действительности.

Но: эксперимент - метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя. Здесь объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы. К тому же в любом эксперименте заложен не только познавательный интерес журналиста-исследователя, но и управленческий. Если во включенном наблюдении корреспондент является скорее регистратором событий, то, участвуя в эксперименте, он имеет право вмешиваться в ситуацию. Эксперимент целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда возникает задача более глубокого проникновения в жизнь. При этом готовиться к ее решению нужно самым тщательным образом

Метод публицистического прогнозирования - способствует «созданию целостного представления о времени, где присутствует прошлое, настоящее и будущее. Журналист, обращаясь к данному методу, прежде всего стремится предвидеть динамику развития тех или иных событий, поэтому имеет дело с опережающей информацией. Прогнозирование рассчитано на вероятностное описание возможного и желательного. А прогнозы делятся на два основных типа. Одна их часть носит название поисковых (их называют также изыскательскими, генетическими, исследовательскими, трендовыми, эксплоративными). В данном случае прогнозируется развитие явлений путем условного продолжения в будущем его тенденций в прошлом и настоящем. Такие прогнозы отвечают на вопросы: в каком направлении идет развитие; что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций? Другие прогнозы называются нормативными, имеющими в виду предвидение того, как достичь желаемого на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. Наряду с основными типами социального прогнозирования теоретики выделяют подтипы - проектные, организационные, программные, плановые и др.

2) качественные (основной инструмент - глубинное интервью):

. биографический

заимствован из смежных областей познания. Кроме социологии, он широко используется в литературоведении, этнографии, истории, психологии. Обращение к биографиям как методу сбора социально значимой информации является отражением определенных исторических изменений в социальной жизни. В центре биографического исследования - изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее встроенности в социум, субъективного управления и приобретенного опыта.

Впервые биографический метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы. Именно тогда в США было положено начало большим исследованиям жизни польских крестьян в Европе и Америке. К этому методу обращаются и современные исследователи. Сошлемся на финско-российский проект, ориентированный на изучение изменений в повседневной жизни петербуржцев в 1990-е годы, когда совершался переход от социалистического уклада к рыночной экономике. Он построен на основе ста глубинных интервью с горожанами, которые описывали свое поведение и ощущения, приспособление к новой среде обитания.

При использовании биографического метода следуют правилам, способствующим сбору более обширной, панорамной информации: 1) «история жизни» одного человека сопоставляется с историей общества, в котором индивид живет; 2) обращаясь к биографии конкретной личности, журналисты пытаются исследовать ее в целом, т.е. стремятся показать определенную динамику как внешней, так и внутренней жизни человека; 3) они пытаются осмыслить его поведение в тех или иных ситуациях, вскрывая мотивацию, анализируя мировоззренческие позиции личности и т.д.

. анализ семьи ;

. анализ конкретной ситуации .

3) промежуточная форма - экспертный опрос

Указание на метод исследования социологически грамотному человеку способно пролить свет на достоверность полученных результатов. Как следствие, возникает определенная оценка публикуемых в прессе сведений. Так, в последние годы XX в. практически любой специалист-социолог вполне справедливо сказал бы, что опросы по телефону допустимо проводить только в тех местностях, где телефонами располагает не менее 75% населения, чтобы в выборку попали представители всех социальных групп и слоев. И при этом сделал бы поправку на абонентов сотовой связи: мол, телефонный опрос не захватывает ни верх, ни низ социальной пирамиды. «Низ» общества телефонов не имеет, «верх» пользуется мобильной связью, номера которых недоступны интервьюерам. Поэтому не все социально значимые проблемы можно корректно анализировать на основе данной разновидности опроса. Но в начале нового столетия ситуация еще более осложнилась - аппараты сотовой связи перестали быть обязательной приметой принадлежности индивида к высшим слоям социальной пирамиды. Вместе с тем номера «мобильников» по-прежнему недоступны интервьюерам, в связи с чем указание в газете на то, что публикуемые данные получены методом телефонного опроса, требует от журналистов особого разъяснения: почему приводимым данным все же следует доверять.

«Уличные опросы», по мнению социологов, грешат еще большими потерями некоторых слоев населения, чем телефонные. Потому что часть населения не попадает в выборку: передвигающиеся по городу на автомобилях, проводящие светлое время суток на работе, не желающие беседовать на улице с незнакомыми им людьми и др.

Еще одна технология - «прессовый опрос». В периоды большой социальной активности населения этот метод приносит значительный улов.

Например, институт социально-экономических проблем АН СССР в июне 1988 г. опубликовал в газетах «Ленинградская правда» и «Вечерний Ленинград» анкету, тематически связанную с путями решения жилищной проблемы. Социологи получили около 12 тысяч вырезанных из газет и заполненных анкет. Поэтому смогли построить выборку, представляющую собой модель, элементами которой стали все основные слои населения Ленинграда: анкеты содержали в себе сведения о поле, возрасте, занятии, жилищных условиях, образовании респондентов. Статья по результатам этого опроса стала фактически первой публикацией в городе, где социологические данные были поданы в форме, принятой в мировой практике.

В то же время эффективность и надежность «прессовых» и родственных им «почтовых опросов» незначительна в периоды испытываемой обществом социальной апатии. Известен, например, эпизод, когда в 1960-е годы довольно крупный областной комитет по телевидению и радиовещанию, напечатав 40 тысяч анкет, разослал их по почте. К социологам для последующей обработки вернулось только 400 бланков ] . Естественно, сам по себе отпал вопрос о репрезентативности полученных сведений: выборка оказалась сильнейшим образом искаженной, утратила, какое бы то ни было научное значение.

Цели опросных методов: 1) проектирование новых СМИ или реорганизации старых, 2) выявление информационных ниш, 3) отношение людей к различным проблемам, явлениям.

К методам опроса относят анкетирование - заочный опрос с помощью анкеты и интервьюирование - очный опрос посредством интервью. Это вопросно-ответные методы сбора информации, и потому они имеют много общего. Так, принципиальные правила постановки вопросов, налаживания контактов с опрашиваемыми, некоторые способы контроля и фиксирования информации очень близки как для анкетирования, так и для интервьюирования. Однако между ними есть и значительные отличия.

Интервью - способ непосредственного взаимодействия интервьюера с опрашиваемым. Этот метод самый оперативный из всех, самый гибкий и богатый потенциальными возможностями - позволяет задать любой нужный вопрос, убедить опрашиваемого не отказываться от разговора, уточнить высказанное суждение, углубить разговор или ухватиться за неожиданно возникший поворот в разговоре, переспросить, перепроверить - за все эти качества высокого ценят интервью журналисты и часто применяют социологи.

У интервью много разновидностей: от строго регламентированного программой, временем и характером общения до свободного обмена мнениями. В социологии чаше всего применяют стандартизированные интервью, проводимые по единому вопроснику, по единой программе, с едиными условиями поведения интервьюера в процессе интервью. Такие интервью позволяют получить единообразную информацию, поддающуюся количественному анализу.

В последнее время довольно широко распространились экспресс-опросы общественного мнения с помощью интервью. Результаты их нередко появляются в СМИ. Эти интервью проводятся чаще всего в виде уличных или телефонных опросов. Для них, как впрочем и для всех видов массового опроса, очень важен выбор объектов исследования и формулировка вопроса. При уличных опросах особо подбираются маршруты, пункты опроса (по одной из методик - это перекрестки улиц во всех районах города, выбираемые с учетом того, какие категории населения наиболее вероятно могут оказаться на этом месте в определенное время суток). Такие расчеты помогают получить выборку, близкую по составу к структуре населения.

Наименее надежным с точки зрения репрезентативности является прессовый опрос (публикация анкеты в изданиях, оглашение вопросов по радио и ТВ). Во-первых, потому что возврат прессовых анкет невелик и составляет, как правило, от 1,5 до 2% от тиража издания. Во-вторых, при таком опросе на анкеты отвечает тот, кто хочет, следовательно, выборка формируется стихийно и безусловно имеет большие несовпадения с генеральной совокупностью, как по социально-демографическим, так и по психологическим характеристика респондентов (отвечают люди, отличающиеся особыми по сравнению с другими качествами).

Почтовый опрос более эффективен в том смысле, что позволяет направить анкету тому респонденту, который определен выборкой. Однако для того, чтобы анкеты вернулись, организаторам приходится прилагать немалые усилия. Используется, например, такой прием, когда почтальонам, доставлявшим анкеты, оплачивается их возврат, т.е. почтовые анкеты превращаются в раздаточные. Иногда прибегают к вознаграждению респондентов, например, в ответ на присланную анкету им высылаются сувениры и т.п. Возврат порядка 30% от разосланных анкет считается хорошим.

«Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Цент­ральное значение в этом разделе занимает обоснование вы­борки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи иссле­дования определяют, каким должен быть объект исследова­ния. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и воз­можностями его изучить, он может исследовать его целиком.

Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для ре­шения задач исследования осуществляется выборка.

В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического исследования. 2) Является исследо­вание сплошным или выборочным. 3) Если оно является вы­борочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Ре­презентативность - это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы гене­ральной совокупности. Генеральная совокупность - это со­вокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологическо­го исследования. Вторичная совокупность (выборка) - это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с по-. мощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, со­ставляющих выборочную совокупность, называется ее объ­емом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуще­ствления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколь­ко ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (спи­сок, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на по­следней ступени выборки.

Попробуем на характерном примере описать выбор­ку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государ­ственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предпри­ятий. Исследование является выборочным, обеспечиваю­щим репрезентативность; генеральной совокупностью яв­ляются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном про­изводстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочислен ностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выбо­рочно. Вторая ступень отбора - отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, харак­теризующим эффективность деятельности, малые пред­приятия разделяются на три группы: а) наиболее эффек­тивные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональ­ный отбор. Например, отбираются по три малых предприя­тия из каждой группы с помощью определенного «шага от­бора». Третья ступень - в отобранных малых предприяти­ях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует под­черкнуть большое значение правильно проведенной выбор­ки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентатив­ным и не может считаться достоверным, и его результатам нельзя доверять» .



ГЛОССАРИЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ - англ. investiga­tion/research/study/survey; нем. For-schung; фр. investigation/recherсе/ etude; чешек, vyzkum. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на полу­чение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизо­ванных методов (эксперимент, наблю­дение) и т. д. См. МЕТОДЫ СОЦИО­ЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬ­НОЕ - англ. research, social; нем. So-zialforschung; фр. recherche sociale; чешек, vyzkum socialni. Изучение поведения людей, групп, процессов соц. взаимодействия в раз­личных сферах жизнедеятельности общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИ­ЧЕСКОЕ - англ. research, sociologi­cal; нем. Forschung, soziologische; фр. recherche sociologique; чешек, vyzkum sociologicky.

Исследование соц. объектов, отноше­ний, процессов, направленное на по­лучение новой информации и выявление закономерностей обществ, жиз­ни на основе теорий, методов и про­цедур, принятых в социологии.

ИССЛЕДОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬ­НОЕ - англ. study, comparative; нем. Forschung, vergleichende; фр. recher­che comparative; чешек, vyzkum komparativni/srovndvaci. Исследование, ориентированное на получение выводов, основанных на сравнении соц. явлений и процессов зо времени (панельные, трендовые, когортные) и или по регионам (тер­риториальные

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ - англ. investigation, object of; нем. For-schungsgegenstand; фр. objet d, inves­tigation; чешек, pfedmet vyzkumu. Существенные свойства или отношения объекта исследования, познание к-рых особенно важно для решения теорети­ческих или практических проблем. И. п. определяет границы изучения объекта в данном конкретном исследовании.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММА - англ. investigation, program,; нем. For-schungsprogramm; фр. programme d, investigation; чешек, program vyzkumu. Документ, содержащий теор.-методол. обоснование и процедурные предпо­сылки исследования, постановку це­лей и задач, формулирование гипотез, обоснование применяемой методики и техники сбора и анализа данных, фор­мы представления результатов.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕКТ - англ. research project; нем. Forschungspro-jekt; фр. projet d, investigation; чешек. projekt vyzkumu. Обоснование и подготовка проведения исследования, включающие определе­ние его целей, задач, методов, чело­веческих ресурсов и техн. средств, сроков и условий финансирования.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕДУРА - англ. research procedure; нем. Forschun-gsprozedur; фр. procedure d, inves­tigation; чешек, vyzkumnd procedura. Последовательность познавательных и организационных действий с целью решения исследовательской задачи.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮД- НОЕ - англ. study, longitudinal; нем. Langsschinttuntersuchung; фр. recher­che/etude longitudinale; чешек. vyzkum dlouhoddby/longitudindlni. Вид повторного исследования в соци­ологии и психологии, при к-ром ве­дется длительное периодическое на­блюдение над одними и теми же ли­цами или соц. объектами.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУР­НОЕ - англ. research, cross-cultural; нем. Forschung, interkulturelle; фр. etude cross-cultureUe; чешек, vyzkum interkulturni. Сравнительное исследование опреде­ленных соц. объектов или явлений в контексте различных культур (или в разных странах) с целью определе­ния как универсальных, так и специ­фических для данной культуры черт этих объектов.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ - англ. research, scientific; нем. Forsc­hung, wissenschaftliche; фр. recherche scientifique; чешек, vyzkum vedecky. Исследование, направленное на вы­работку новых знаний и открытие закономерностей; характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. И. н. включает: постановку задачи, пред­ставительный анализ имеющейся ин­формации, условий и методов реше­ния задач данного класса, формули­ровку исходных гипотез, сбор данных, анализ и обобщение полученных ре­зультатов, проверку гипотез, форму­лирование утверждений. См. НАУКА.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖ­НОЕ - англ. research, pilot; нем. Pi-lotuntersuchung; фр. etude-pilot/etude de pilotage/d" exploration; чешек. vyzkum pilotni. Предварительное пробное исследова­ние, проведенное с целью проверки и уточнения всех элементов (целей, за­дач, гипотез, основных понятий, при­годности, надежности, исследователь­ского инструментария) основного ис­следования и внесения в них необхо­димых корректив и изменений.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ - англ. survey, field; нем. Felduntersuc-hung; фр. etude/recherche sur le ter­rain; чешек, vyzkum terenni. Сбор первичных данных, производи­мых в естественных условиях иссле­дуемых объектов.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИКЛАД­НОЕ - англ. survey, applied; нем. For­schung, angewandte; фр. etude/recher­che apptiqude; чешек, vyzkum aplikovamy. Исследование, направленное на реше­ние к.-л. практических проблем.

ВЫБОРКА - англ. sample; sampling; нем. Auswahl; фр. echantillon/ echantillonnage; чешек, vyber/vzorek. Представительная часть генеральной совокупности.

ВЫБОРКА ВЕРОЯТНОСТНАЯ -

англ. sampling, probability; нем. Wahr-scheinlichkeitsstichprobe; фр. echantillon de probabilite; чешек. vyber/vzorek pravdepodobnostni. Выборка, воспроизводящая закон рас­пределения признака в генеральной совокупности.

ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ. См. ВЫ­БОРКА СЕРИЙНАЯ.

ВЫБОРКА СЕРИЙНАЯ (ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ, ВЫБОРКА ГРУППИ­РОВОК) - англ. sampling, cluster/ grouping; нем. Serienstichprobe; фр. echantillonnage par grappes; чешек. vyber/vzorek seridlni. Выборка, при которой единицы отбо­ра представляют собой статист, серии, т. е. совокупности статистически раз­личимых единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, школьный класс, небольшие производ­ственные коллективы в учреждениях.

ВЫБОРКА ГРУППИРОВОК. См. ВЫБОРКА СЕРИЙНАЯ.

ВЫБОРКА ДИСПРОПОРЦИО­НАЛЬНАЯ - англ. sample, dispropor-tional; нем. Stichprobe, disproportion-ale; фр. echantillonnage disproportion-nel; чешек, vyber/vzorek disproporeni. Послойный отбор, при к-ром принцип отбора для данного слоя (т. е. вероят­ность элементов одного слоя попасть в выборку) не является пропорцио­нальным объему слоя в генеральной совокупности.

ВЫБОРКА КВОТНАЯ. См. ВЫБОР­КА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ.

ВЫБОРКА МНОГОСТУПЕНЧА­ТАЯ - англ. sampling, multi-stage; нем. Stichprobe, mehrstufige; фр. echantillon a plusieurs niveaux/son-dage a plusieurs degres; чешек, vyber/ vzorek vicestuphovy. Тип вероятностной выборки, осущест­вляемой в несколько этапов: на пер­вом этапе производится расчленение крупных общностей, на последую­щих - вычленяются внутри этих об­щностей меньшие по объему.

ВЫБОРКА МНОГОФАЗНАЯ -англ. sampling, poly-/multifase; нем. Stichprobe, mehrphasige; фр. sondage a plusieurs phases; чешек, vyber/vzorek vicefdzovy. Особый вид многоступенчатой выбор­ки, когда из сформированной выбор­ки большого объема (районированной, случайной) производится новая выбор­ка (подвыборка) для более интенсив­ного изучения меньшего объема и т. д., причем независимо от числа фаз в последующих подвыборках исполь­зуется неизменно одна и та же едини­ца отбора, что и в основной выборке.

ВЫБОРКА ПРОИЗВОЛЬНАЯ (ВЫ­БОРКА СТИХИЙНАЯ) - англ. sam­pling, accidental; нем. Stichprobe, urill-kurliche; фр. echantillonnage аи hasard; чешек, vyber/vzorek nahodny. Эмпирическая выборка, не имеющая вероятностного обоснования, склады­вающаяся на основе случая, причем выбор каждого случая на влияет на любой другой случай (напр., выборка "первого встречного").

ВЫБОРКА ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ (ВЫБОРКА КВОТНАЯ) - англ. sam­pling, proportional/quota; нем. Stich­prdbe, proportionale; фр. echantillonnage proportionnel/par quota; чешек, vyber/ vzorek proporcni/proporciondlni. Выборка, воспроизводящая структу­ру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изу­чаемых признаков.

ВЫБОРКА РАЙОНИРОВАННАЯ -англ. sampling, area; нем. Stichprobe, geschichtete; фр. echantillon/sondage areolaire/par zones; чешек, vyber/ vzorek rajonirovany. Вероятностная выборка, осуществляе­мая с условием, что процедурам от­бора единиц наблюдения предшест­вует разделение генеральной совокуп­ности на однородные части.

ВЫБОРКА РЕПРЕЗЕНТАТИВ­НАЯ - англ. sampling, representative; нем. Stichprobe, representative; фр. echantillon representatif; чешек, vyber/ vzorek reprezentativni.

Выборка, имеющая, по сути дела, та­кое же распределение относительных характеристик, как и генеральная совокупность.

ВЫБОРКА СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ВЕРОЯТНОСТНАЯ - англ. sampling, systematic probability; нем. Wahrschein-lichkeitsstichprobe; фр. echantillonnage systematique de probabUite; чешек, vyber/ vzorek systematicky pravdepodobnostni. Выборка, в основу которой кладутся различные алфавитные списки, кар­тотеки учреждений, книги жильцов в домоуправлении, а отбор единиц осу­ществляется через один и тот же ин­тервал из исходного алфавитного или пронумерованного списка.

ВЫБОРКА СЛУЧАЙНАЯ - англ. sampling, random; нем. Zufallsstic-hprobe; фр. echantillonnage аи hasard; чешек, vyber/vzorek ndhodni. Метод образования выборки из гене­ральной совокупности, при к-ром для каждого элемента генеральной сово­купности существует предполагаемая вероятность попасть в выборку.

ВЫБОРКА СТРАТИФИЦИРОВАН­НАЯ - англ. sampling, stratified; нем.

Stichprobe, stratifizierte; фр. echantillon/sondage stratifie; чешек. vyber/vzorek stratifikovany. Выборка, при к-рой генеральная со­вокупность разделена на частичные совокупности (классы, слои), к-рые сами по себе должны быть однород­ными (допускается незначительная вариантность рассматриваемого при­знака), а между собой разнородными.

ВЫБОРКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕН­НАЯ - англ. sample, purposive; нем. Stichprobe, gezielte; фр. echantillon rep-resentatif de la categorie (groupe social) etudiee; чешек, vyber/vzorek cileni. Выборка, при к-рой отбираются осо­бенно типичные или другим образом специально характеризуемые пред­ставители населения, а по ним дела­ют вывод о всей совокупности. См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

ВЫБОРКИ ДИСПЕРСИЯ. См. ВЫ­БОРКИ РАССЕИВАНИЕ.

ВЫБОРКИ РАССЕИВАНИЕ - англ. sample dispersion; нем. Stichprobensre-ипипд; фр. dispersion d"echantillon; чешек, vyberovd disperze. Стандартная ошибка, т. е. стандартное отклонение в распределении выборки.

ВЫБОРКИ ЕДИНИЦА - англ. sample unit; нем. Stichprobeneinheit; фр. unite d"echantillon; чешек, vyberovd jednotka. Элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы от­счета при различных процедурах фор­мирования выборки (индивид, группа, акт поведения, организация и т. п.).

ВЫБОРКИ ОБЪЕМ - англ. sample, volume of/magnitude of; нем. Stich-probenumfang; фр. volume d"echan-tillon; чешек, rozsah vyberu. Общее число единиц наблюдения в выборочной совокупности.

ВЫБОРКИ ОСНОВА - англ. sam­ple, basis of/frame of; нем. Auswahl-grundlage; фр. base d"echantillon; чешек, zdklad vyberu. Перечень элементов генеральной со­вокупности, удовлетворяющий требо­ваниям полноты, точности, адекватнос­ти, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц наблюдения.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ - англ. sample error; нем. Auswahlfehler; фр. erreur d"echantiClonnage; чешек, vyberove chyby. Отклонение статист, структуры вы­борки от структуры соответствующей генеральной совокупности.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СИСТЕМА­ТИЧЕСКИЕ - англ. sample error, systematic; нем. Stichprobenfehler, sys-tematischer; фр. erreurs d"echantillon­nage systematiques; чешек, vyberove chyby systematicke. В. о. с. следуют: из неадекватности сформированной выборки задачам ис­следования; из незнания распределе­ния в генеральной совокупности и из применения процедур отбора, к-рые могут исказить эти распределения; из сознательного отбора наиболее удоб­ных и "выигрышных" для решения задач исследования элементов гене­ральной совокупности, к-рые, однако, не представляют ее в целом, и т. д.

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СЛУЧАЙ­НЫЕ - англ. sample error, random; нем. Stichprobenfehler, zufalliger; фр. erreur d"echantillon аи hasard; чешек. vyberove chyby ndhodne. Статист, погрешности, представляю­щие собой отклонения характеристик выборочного распределения от гене­ральной совокупности (ошибка реп­резентативности).

ВЫБОРКИ ОШИБКИ СТАНДАРТ­ НЫЕ - англ. sample error, standard; нем. Standardstichprobenfehler; фр. erreur standartise d"echantillon; чешек. vyberove chyby standardni. Отклонение суммарного измерения выборки от параметров генеральной совокупности.

ВЫБОРКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ -англ. sample distribution; нем. Stich-probenverteilung; фр. distribution d"echantillon; чешек, rozlozeni vzorku (vyberu). Распределение величин (средние ве­личины, первоначальные величины) всех возможных выборок определен­ного объема из генеральной совокуп­ности, из к-рых можно вычислить вероятность появления определенных результатов.

ВЫБОРКИ СМЕЩЕНИЕ - англ. bias of the sample; нем. Auswahlverze-ипд; фр. ecart d"echantillon; чешек. "ychyleni vyberoveho souboru. Зсякое отклонение структуры выбор­ки от реальной структуры генераль­ной совокупности (за исключением эшибок репрезентативности).

ВЫБОРКИ ЭЛЕМЕНТ. См. ВЫБОР­КИ ЕДИНИЦА.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. См. ВЫБОРКА.

ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД. См. МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ.

МЕТОД ВЫБОРОЧНЫЙ - англ. method, sampling; нем. Stichprobenver-fahren; фр. methode аи choix; чешек. metoda vyberovd.

Метод исследования, позволяющий делать заключение о характере рас­пределения изучаемых признаков ге­неральной совокупности на основе рас­смотрения нек-рой ее части, выборки.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ -англ. represen­tation; нем. Representation; фр. representation; чешек, reprezentace. Представление, представительство, изображение.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от фр. representatif - показательный) - англ. representativeness; нем. Reprasen-tativitat; фр. representativite; чешек. reprezentativita.

1. Представительность. 2. Показатель к.-л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генераль­ной совокупности.

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - предположение) - англ. hypothesis; нем. Hypothese; фр. hypothese; чешек. hypoteza.

1. Научное предположение, выдвигае­мое для объяснения к.-л. явления и требующее верификации. 2. Вероят­ностное предположение, истинность к-рого недоказуема при современном состоянии знаний.

ГИПОТЕЗА "АД ХОК". См. "АДХОК" ГИПОТЕЗА.

АД ХОК ГИПОТЕЗА (от лат. ad hoc -единственно с целью и греч. hypot­hesis - предположение) - англ. hypot­hesis, ad hoc; нем. Ad-hoc Hypothese; фр. hypothese ad hoc; чешек, ad hoc hypoteza. Предположение, специально прини­маемое для описания или объяснения отдельного явления и систематичес­ки не связанное с предшествующими знаниями о нем.

АД ХОК ГРУППА - англ. group, ad hoc/centrived/"artificial; нем. Ad-hoc-Gruppe; фр. groupe ad hoc; чешек, ad hoc skupina.

Спонтанная или организованная груп­па, возникающая на короткое время для удовлетворения определенных интере­сов или решения конкретных задач

ГИПОТЕЗА АЛЬТЕРНАТИВНАЯ -

англ. hypothesis, alternative; нем. Alternativhypothese; фр. hypothese al­ternative; чешек, hypoteza alternativni. Предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы; Г. а. ут­верждает положительную связь ме­жду изучаемыми переменными.

ГИПОТЕЗА КАУЗАЛЬНАЯ - англ. hypothesis, causal; нем. Kausalhypot-hese; фр. hypothese causale; чешек, hy­poteza kauzdlni.

Предположение о существовании при­чинно-следственной связи между яв­лениями.

ГИПОТЕЗА НУЛЕВАЯ - англ. hy­pothesis" nulle; нем. Nullhypothese; фр. hypothese nulle; чешек, hypoteza nulovd.

Предположение об отсутствии взаи­мосвязи или корреляции между ис­следуемыми переменными.

ГИПОТЕЗА РАБОЧАЯ - англ. hy­pothesis" test/working; нем. Arbeits-hypothese; фр. hypothese de travail; чешек, hypoteza pracovni. Предположение, эмпирически еще не проверенное, но используемое для выработки предварительного плана исследования. См. ГИПОТЕЗА ЭВ­РИСТИЧЕСКАЯ.

ГИПОТЕЗА СТАТИСТИЧЕСКАЯ -англ. hypothesis, statistical; нем. Hy­pothese, statistische; фр. hypothese sta-tistique; чешек, hypoteza statistickd. Предположение об определенных эм­пирических характеристиках распре­деления в данной совокупности.

ГИПОТЕЗА ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (ГИ­ПОТЕЗА ПОИСКОВАЯ) - англ. hy­pothesis, heuristic; нем. Hypothese, heu-ristische; фр. hypothese heuristique; чешек. hypoteza heuristickd (vyhleddvaci). Непроверенное предположение о вза­имосвязях, к-рые стимулируют даль­нейший научный поиск. См. ГИПОТЕ­ЗА РАБОЧАЯ.

СИТУАЦИЯ (от лат.situatio -положе­ние, обстановка) - англ. situation; нем. Situation; фр. situation; чешек, situace. 1. Совокупность обстоятельств, поло­жение, обстановка. 2. Совокупность внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредст­вующих его активность. 3. См. ОПРЕ­ДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ.

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -англ. situation, social; нем. Situation, soziale; фр. situation sociale; чешек, situace socidlni. Совокупность соц. факторов, влия­ющих на поведение, чувства и пред­ставления индивида или группы в системе взаимодействия в определен­ный период времени.

СИТУАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕС­КАЯ - англ. situation, demographic; нем. Situation, demographische; фр. sit­uation demographique; чешек, situace demografickd. Состояние демогр. процессов и струк­туры населения в определенный мо­мент или период времени.

ПРОБЛЕМА (от греч. ргдЫета - за­дача) - англ. problem; нем. Problem; фр. ргоЫёте; чешек, problem. 1. Все то, что требует изучения и ре­шения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практи­ческий или теоретический интерес.

СОВОКУПНОСТЬ - англ. aggregate; нем. Gesamtheit; фр. ensemble/totalite; чешек, souhrn.

1. Соединение, совмещение. 2. Сочета­ние, общий итог ч.-л., сумма.

СОВОКУПНОСТЬ СТАТИСТИЧЕС­КАЯ - англ. aggregate, statistical; нем. Gesamtheit, statistische; фр. ensemble statistique; чешек, statisticky souhrn. Совокупность объекта или явлений одного и того же вида, объединенных определенным признаком.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - англ. general sample; нем. Grundgesa-mtheit; фр. totalit, generale; чешек, zdk-ladni soubor.

Вся изучаемая выборочным методом статист, совокупность объектов и/или явлений обществ, жизни (единиц отбо­ра), имеющих общие качественные при­знаки или количественные переменные. См. ВЫБОРКА, ВЫБОРКИ ОБЪЕМ

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (от лат. genera-Ms - общий) - англ. generalization; нем. Generalisierung; фр. generalisation; чешек, generalizace. Мысленное выделение к.-л. свойств, принадлежащих нек-рому классу пред­метов, и формулирование такого вы­вода, к-рый распространяется на каж­дый отдельный предмет этого класса; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.


Семинар 7. Методика и техника социологического исследования

1. Основные методы сбора социологической информации, их сравнительный анализ.

2. Особенности обработки социологической информации, ее анализ и рекомендации социологического исследования.

3. Подведение итогов изучения социологии в учебном семестре.

Глоссарий: методика,наблюдение, опрос, анкета, анкетирование, интервью, интервьюер, интервьюирование, респондент, социальный эксперимент, контент-анализ, анализ документо.в

Литература

  1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2004. – С. 538-603, 613-635.
  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии: Учебное пособие для студентов вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2003. – С. 299-331, 340-349.
  3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – С..
  4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2001. – С..
  5. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. – С. 164-184.
  6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 70-75.
  7. Кравченко А.И. Социология общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2000. – С.123-181.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – 2-е изд., перераб, и дополн. – М.: Издательство «Центр», 1996. – 206 с.

9. Социологический энциклопедический словарь.На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.