Психологическая концепция Б.Г. Ананьева. Ананьев борис герасимович

Годы жизни: 1907 - 1972

Родина: Владикавказ (Российская Империя)

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р. И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте. В сентябре 1927 г. Б. Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А. А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б. Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б. Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Б. Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б. Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940-1950-х гг. Б. Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций. В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б. Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами. Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В. М. Бехтерева.

В это же время Б. Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б. Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы. В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии. Год спустя Б. Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.

В начале 1970-х гг. Б. Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Б. Г. Ананьев является последователем В. М. Бехтерева ; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина». Аналогичный переворот Ананьев совершил и в отношении психологии: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания. Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический вид;

2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;

3) изучение человека как личности;

4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны. Одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

В условиях быстрого развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию человека, и постепенной психологизации всего общества, идеи Б. Г. Ананьева получают новый импульс к развитию. В концептуальной системе Ананьева идея целостности человека приобретает своеобразный антропологический характер. Антропологизм утверждается им как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, наиболее последовательно реализованную им в структурном и генетическом анализе человека.


Предмет психологии в свете антропологического принципа - это многоуровневая система психических явлений, взятая в связях с разными сторонами организации и бытия человека - структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее исследование человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносима с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психического и путей развития человека, взгляды ученых близки.

Важно подчеркнуть, что у Ананьева так же, как и у Рубинштейна , одно из центральных мест в его концепции целостной индивидуальности занимает категория "субъект". Вместе с тем конкретная разработка этой категории Ананьевым осуществлялась иначе, чем Рубинштейном. Если последний понимал субъект как материальный "субстрат" сознания и деятельности и как самодостаточную инициативную личность, ответственную за свою жизнедеятельность, то Ананьев определяет его как модус активности, деятельностную подструктуру целостного человека, связанную со всеми другими подструктурами и уровнями его организации. В своих эмпирических исследованиях и теоретико-психологических обобщениях он вскрывает конкретные психофизиологические и психосоциальные закономерности структурирования и генезиса субъекта, начиная с первых лет его жизни и кончая старостью.

Антропологическая психология Ананьева выросла на почве известной традиции русской и мировой науки, представленной, в частности, Я.А. Коменским , И.М. Сеченовым , К.Д. Ушинским . Особую роль в ее формировании сыграл В.М. Бехтерев , с которым Ананьева связывали глубокие как научные, так и личностные отношения.

Творческая деятельность Ананьева начинается в 20-е годы в Ленинградском Институте мозга и психической деятельности, которым в то время руководил его основатель В.М. Бехтерев. Здесь Ананьев формируется как ученый, здесь закладываются основы его исследовательской стратегии. Существует несомненная историческая преемственность научных психологических школ этих двух ученых, их идейно-теоретическое родство.

Отношения Ананьева к научному наследию и личности Бехтерева претерпевали закономерную эволюцию, как в связи с общими для всех психологов в СССР новыми условиями и путями развития науки на основе марксистской методологии, так и по мере оформления собственных научных взглядов и убеждений. Но при этом общий тон отношения к Бехтереву оставался неизменно глубоко уважительным, объективным и в то же время личностным, характеризовался высокой оценкой всего того, что сделал для психологии и человекознания в целом этот самобытный ученый и выдающийся организатор науки.

Антропологизм Ананьева принципиально материалистичен и в этом смысле он глубоко родственен бехтеревскому. Но, в отличие от Бехтерева, Ананьев категорически отвергает редукционистский взгляд на человека, нивелирующий его субъектную природу; напротив, он признает и доказывает на фактах диалектику соотношения объективного и субъективного в каждый конкретный момент развития человека.

Диалектичность и целостность концептуального подхода Ананьева проявляется в полной мере в его трактовке индивидуального психического развития человека. Принцип развития последовательно применялся ученым во всех циклах исследований, был положен в основу научного проекта разработки проблем онтопсихологии. В представлении Ананьева, онтопсихология - это система психологических наук о развитии человека в его индивидуальном, общественно-историческом и эволюционно-биологическом аспектах. По сути, речь идет о целостном психологическом исследовании человека в контексте его бытия во всех его возрастах, на всем протяжении жизни.

Психическое развитие человека, по Ананьеву, определяется преобразованием всех сторон его бытия как природного индивида и как социально-исторической личности. Линия развития индивида - собственно онтогенез - и линия биографии личности - ее социально-исторический жизненный путь - рассматриваются им как связанные, но не рядоположные, подчеркивается различие их природы и детерминации. Так, на первый взгляд, в онтогенезе индивида происходят генетически за-программированные и в исходной своей сути родственные онтогенезу высших животных возрастные изменения - созревания, зрелости, старения.

Однако эти процессы у человека не осуществляются в животноподобной форме. Они опосредуются в человеческом развитии историей жизни личности в определенном обществе и конкретном историческом времени. Взаимосвязь этих двух линий индивиду-ального развития человека - непреложный закон. Ананьев исследовал формы проявления этого закона на уровне изучения константности восприятия, пространственной ориентации, сенсорной организации человека и чувственного отражения в целом.

Принцип развития, последовательно реализуемый ученым, раскрывает исторический характер детерминации психики и поведения. Внутренние условия, преломляющие внешние воздействия, согласно взглядам Ананьева, сами выступают в качестве динамической, развивающейся системы - созревают, формируются, реконструируются, инволюционируют и т.д. Эти преобразования происходят в процессах функционирования человека - в его поведении, деятельности, жизнедеятельности. Жизненный смысл психики состоит в регуляции деятельности, поведения и жизне-деятельности на основе адекватного отражения и ориентации.

Движущей силой развития являются внутренние противоречия, которые, по Ананьеву, возникают уже потому, что психические структуры неоднородны. Так, в психических процессах сочетаются онтогенетические феномены - психофизиологические функции и органические потребности - и социально детерминированные операции и высшие формы мотивации. К факторам и предпосылкам развития Ананьев относил разнообразные условия среды (социальной, биотической, абиотической), наследственность, обучение и воспитание, сложившуюся к определенному моменту времени структуру личности, индивидуальность. С последней он связывал возможность перехода от воспитания к самовоспитанию. Главный же фактор становления человека как личности и индивидуальности он видел в развитии жизненного пути человека, существенным содержанием которого выступает его деятельность.

В связи с этим важное место в системе взглядов Ананьева играет принцип единства сознания и деятельности. Согласно его представлениям, этот принцип имеет глубокое методологическое значение как определяющий объективную познаваемость субъективного, подчеркивающий принципиальную возможность генетического изучения различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Сознание как отражение объективной действительности и деятель-ность как ее преобразование являются неотъемлемыми атрибутами субъекта. Ананьев утверждал, что становление сознания человека и его функционирование могут быть исследованы и поняты только как характеристики регулирования деятельности, как результат практического взаимодействия человека с внешним миром. Деятельность, таким образом, рассматривается им как необходимое звено в детерминации психического.

Ананьев ввел в психологию представление о трех основных видах деятельности - труде, познании и общении - и предложил трактовку субъекта и его психического развития как эффектов их конвергенции. Труд, познание и общение в индивидуальном развитии соответствуют фундаментальным общественным процессам и поэтому являются основными видами деятельности, сравнительно с которыми игра, учение, спорт и другие формы активности человека выступают в качестве производных. Смысл основных видов деятельности состоит в созидании-преобразовании условий существования человека в процессе его взаимодействия с миром. В трудовой деятельности развитие осуществляется путем объективации сущностных сил человека, его внутреннего мира. В игре и учении преобладает освоение общественного опыта человечества, культуры в широком смысле слова.

В концептуальной системе Б.Г. Ананьева структура личности и деятельность субъекта рассматриваются и как важные детерминанты психического. В формуле детерминизма "сбалансированы" принцип отражения, с одной стороны, и антропологический принцип и принцип деятельности, с другой. На основе процессов отражения объективной действительности возникают устойчивые психические состояния и свойства, формируется психологическая структура личности. Актуальное взаимодействие человека с действительностью развивает и расширяет субъективные потенциалы человека, детерминирующие, в свою очередь, последующие акты его взаимодействия с миром.

Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.

Б.Г. Ананьев - видный деятель психологической и педагогической науки России, академик Академии педагогических наук СССР, один из главных организаторов Всесоюзного общества психологов, журнала «Вопросы психологии». По его инициативе и при активном участии в Ленинграде были открыты Научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований, отделение и факультет Психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ).

Родился 14 (1) августа 1907 г. во Владикавказе в семье учителя. После окончания средней школы поступил на общественно-экономический факультет Горского педагогического института (Владикавказ).

После окончания педагогического института поступил в аспирантуру Института мозга. 1930 г. - старший научный сотрудник, 1934 г. - заведующий лабораторией воспитания, 1937 г. - заведующий сектором (отделом) психологии. Организовал два цикла коллективных экспериментальных исследований - по проблеме развития личности (характера) и проблеме чувственного познания. В 1939 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование психологической науки в СССР».

В 1944 году возглавил вновь созданную кафедру психологии и отделение психологии Ленинградского государственного университета. Развернул исследования по психологии чувственного познания, пространственной ориентации, психологии развития.

Вместе с тем в 1951-1960 гг. работал директором НИИ педагогики АПН РСФСР и руководил большим циклом исследований по проблемам целостности развития учащихся и системы учебно-воспитательной работы в средней школе.

На завершающем этапе жизни декан факультета психологии ЛГУ (с 1967 г.), заведующий лабораторией дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ ЛГУ (c 1963 г.), заведующий кафедрой общей психологии (с 1944 г. с перерывом).

Б.Г. Ананьев скончался от инфаркта 18 мая 1972 г. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

Книги (18)

В книге систематизируются и обобщаются большое количество научных исследований по вопросам развития восприятия пространства у детей.

Первая часть содержит краткое изложение общей теории механизмов восприятия пространства.

Во второй части излагаются итоги экспериментального исследования возрастных особенностей развития функций зрительно-пространственного различения.

В третьей части рассматриваются педагогические условия, благоприятствующие пространственной ориентации детей и подростков.

Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков

Книга профессора Б.Г. Ананьева является первой попыткой научной разработки некоторых вопросов истории русской психологии. Она даёт общий, краткий и неизбежно ещё очень беглый очерк важнейших направлений психологии в России XVIII и XIX вв.

Автор выдвинул и обосновал ряд положений, верных и существенных для понимания путей развития психологии в России. Ему удалось показать оригинальность русской научно-психологической мысли и тот крупней шин вклад, которым она внесла в сокровищницу мировой психологической пауки. С достаточным основанием автор указывает на наличие связи передовой психологии в России с русской материалистической философией.

Очерки психологии

«Очерки по психологии» выросли из цикла публичных лекций по психологии, прочитанных автором. В «Очерки» вошли лишь некоторые вопросы психологии, относящиеся к психологической теории умственной деятельности и характера человека.

«Очерки» могут послужить началом психологического самообразования читателя.

Пространственное различение

Книга является обобщением ряда современных данных о пространственном различении.

В ней изложены результаты научного изучения пространственно-различительной деятельности основных анализаторов человека; освещаются основы пространственного различения, большое внимание уделяется зрительному, слуховому, кожно-осязательному и кинестетическому пространственному различению, роли ощущений равновесия, обоняния и функциональной асимметрии в пространственном ощущении.

Дополните информацию о персоне

Биография

Происходил из обрусевшей армянской семьи.

Окончил Горский пединститут (1928).

Поступил в аспирантуру Института мозга, кандидат педагогических наук (1937), доктор педагогических наук (1939), заведующий кафедрой психологии ЛГУ (1944), декан факультета психологии ЛГУ (1967-1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН СССР (1968).

Научная деятельность

Б. Г. Ананьев является последователем В. М. Бехтерева; тем не менее, его отношение к Бехтереву было довольно сложным: в период 1930-1950 гг., когда официальная психология не принимала рефлексологию Бехтерева, Ананьев дистанцировался от рефлексологии, неоднократно подчёркивал, что не является учеником Бехтерева и даже использовал термин «бехтеревщина».

Работая на психологическом факультете ЛГУ, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности.

В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:

  • 1) человек как биологический вид;
  • 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
  • 3) изучение человека как личности;
  • 4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

Б. Г. Ананьев известен также своими трудами в области чувственного восприятия, а также возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями по психологии общения, проблемами восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны.

Он одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

Ученики

  • Его учениками были, например, известные отечественные психологи Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалёв и др. (позднее, однако, они в той или иной мере пересмотрели его взгляды и создали собственные школы).

Сочинения

  • Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1-2. М., 1980

Достижения

  • кандидат педагогических наук (1937)
  • доктор педагогических наук (1939)
  • член-корреспондент АПН РСФСР (1945)
  • действительный член АПН СССР (1968)

Разное

  • На доме, где жил в Санкт-Петербурге Б. Г. Ананьев, установлена мемориальная доска.

1907-1972) - сов. психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности. Известен также своими трудами в области чувственного восприятия, исследованиями по психологии общения, проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Окончив Горский пединститут (1928), А. начал свою научную деятельность в рядах ленинградских рефлексологов и прошел большой творческий путь: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания (см. Психологизм). Нужно также добавить, что А. был деканом факультета психологии ЛГУ (1967-1972), воспитавшим многочисленную армию ученых; еще при жизни А. удостоился от благодарных учеников званий "создателя замечательной ленинградской школы психологов" и "выдающегося сов. психолога". По словам своих учеников, в частности Б. Ф. Ломова (1968), А. обладал ценным умением видеть таланты. В "золотой фонд" сов. науки вошли след, его монографии: "Психология педагогической оценки" (1935), "Очерки психологии" (1945), "Психология чувственного познания" (1960), "Теория ощущений" (1961), "Очерки истории русской психологии ХУШ-Х1Х веков" (1967), "Человек как предмет познания" (1969). См. также Психологизм.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского. В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте. В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке. Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга. В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г. В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук. Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии. Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии. Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем - в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения. В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монографию «Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания. На рубеже 1940-1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций. В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами. Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962-1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплексный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева. В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп. Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы. В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными. За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси. В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г. Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.