Развитие системы медицинской реабилитации – основное направление совершенствования медицинской помощи населению. Опорные тестовые задания для курсов повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников по направлению Аппликационное обе

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05-11-97 1387 О МЕРАХ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ В... Актуально в 2018 году

III. Совершенствование организации медицинской помощи

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом: интенсивное лечение - до 20 процентов;

восстановительное лечение - до 45 процентов;

длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

медико-социальная помощь - до 15 процентов.

Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.

Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.

Требуется принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения важную роль будет играть формирующийся частный сектор. Создание условий для его развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Особую значимость в Концепции имеет раздел по гарантированному обеспечению населения качественной медицинской помощью. Что такое качественная медицинская помощь? Как заявляли представители Минздрава, они исходили из дефиниций качественной медицинской помощи, которая была представлена ВОЗ:

Качественной медицинской помощью является та помощь, которая обеспечивает лучшие результаты на базе современного уровня знаний и технологий при минимально необходимых тратах на эту помощь.

В этом определении важно всё: эффективность, доказательность, экономичность.

Результативность функционирования здравоохранения зависит от нескольких взаимосвязанных факторов:

  • организационной системы,
  • обеспечивающих ресурсов (финансовый блок, блок информатизации, блок законодательного и правового обеспечения).
  • наличия медицинских кадров в достаточном количестве и должным образом подготовленных, чтобы решать поставленные перед здравоохранением задачи.

1. Совершенствование организационной системы

Ноги нашей системы здравоохранения растут из земской медицины. Все принципы (участковость, общедоступность, бесплатность для всех плательщиков земских повинностей, диспансеризация) были разработаны ещё в XIX веке. Земскими врачами были впервые разработаны и внедрены индивидуальные карты больных, позже признанные наиболее совершенной формой сбора данных о заболеваемости в амбулаторных условиях.

Вначале была апробирована разъездная система, при которой земские врачи последовательно объезжали входящие в земство населённые пункты и оказывали необходимую помощь по месту проживания больных. Но при этом много времени впустую тратилось на переезды врача из одного селения в другое. Поэтому произошла замена разъездной системы на врачебные участки, которые продолжают существовать в России до настоящего времени.

На фундаменте земского здравоохранения и сформировалась наша современная двухуровневая система оказания медицинской помощи (или модель Семашко, как называют её за рубежом) - две мало интегрированные между собой структуры: амбулаторно-поликлинический этап (поликлиника, скорая) и стационар.

Обратите внимание, что санатории в этой схеме отсутствуют. У Минздрава почти не было собственных санаториев (в большинстве случаев они находились в ведомственном подчинении или у профсоюзов; хотя за Минздравом числится около 48 санаториев).

У нас врач первого контакта - это участковый терапевт. Заболев, человек обращается в поликлинику, и лечится дома по назначениям участкового терапевта или узкого специалиста поликлиники. Часть пациентов по направлению врачей поликлиники или самостоятельно через службу «скорой помощи» попадает в стационар, где проводит в среднем 2-4 недели. Затем больные возвращаются домой якобы под наблюдение участкового терапевта (на самом деле - под собственное наблюдение).

За рубежом врач первого контакта - это врач общей практики (или семейный врач). В 2005 в России был взят курс на постепенный переход от принципа обслуживания пациентов через поликлиническую сеть к созданию общих врачебных практик, где трудились бы специалисты-универсалы (приказ Минздравсоцразвития от 17.01.2005 № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).

Но оказалось, что поликлинику рано ещё списывать со счетов:

  • На современном уровне развития медицины врач общей практики не может самостоятельно поддерживать высокий уровень обслуживания пациентов, ему необходимо постоянно осваивать новые методики. Поэтому за рубежом и возник тренд в сторону организации обслуживания на основе коллективных действий (групповые практики).
  • У поликлиники есть немало плюсов: рациональная концентрация материальных и кадровых ресурсов (за счёт этой концентрации снижается себестоимость обслуживания), комплекс лабораторных и диагностических служб, приём узких специалистов, наличие дневного стационара, взаимозаменяемость кадров и т.д.

Поэтому пришли к выводу, что система общей врачебной практики - это наиболее удобная форма обслуживания жителей малонаселённых районов. И именно в удалённых районах и в сельской местности Минздрав надеется развивать эту систему.

По-иному организована за рубежом и схема оказания экстренной помощи. В случае развития неотложного заболевания или травмы пациент обращается по единому телефону экстренных служб (911 для США или 112 для Европы) и бригада парамедиков (служба доставки), не разбираясь, доставляет его в отделение Скорой помощи.

Работу крупного отделения коррекции неотложных состояний хорошо иллюстрирует американский телесериал «Скорая помощь». При поступлении пациенту проводят обследования для уточнения диагноза, стабилизируют состояние. Дальше часть пациентов выписывается домой с конкретными рекомендациями для семейного врача, другие продолжают лечение в режиме активного патронажа в стационаре на дому.

Некоторые пациенты (в более сложных случаях или при невозможности быстрой коррекции состояния) поступают на госпитальную койку. Там в течение нескольких дней (средний срок пребывания в стационаре - 4,7 суток) осуществляется курс интенсивного лечения. После этого часть больных переводится в отделение реабилитации, в режим стационара на дому, кто-то в хоспис или другие медико-социальные койки.

Освобождение госпитальной койки в пользу лечения в «стационаре на дому» имеет большие плюсы. Больной находится в привычной для себя домашней обстановке, как правило, лучше отдыхает и высыпается. К нему регулярно приезжает патронажная сестра (фактически именно она ведёт пациента), периодически - врач, которые делают все необходимые процедуры, инъекции, перевязки, анализы и т.п. И при этом нет дополнительных расходов на питание, водо- и электроснабжение, отопление, постельное бельё, ремонт и пр. Не надо содержать санитарок, тратить средства на дезинфекцию палат, туалетов, пищеблоков, борьбу с госпитальными и респираторными инфекциями и т.п.

Совершенствование организации медицинской помощи в нашей стране будет основано на трёх блоках:

  • Прежде всего на том, чтобы больной мог попасть максимально быстро в то учреждение, которое может оказать медицинскую помощь согласно Стандарту . То есть оно должно быть укомплектовано подготовленными кадрами, обеспечено лекарственными препаратами и оснащено изделиями медицинского назначения. И всё это, разумеется, в необходимом количестве.
  • Второй очень важный блок - этапность медицинской помощи согласно Порядку . При этом обеспечение преемственности между разными этапами - важное условие оказания качественной медицинской помощи.
  • Третий важный блок - введение целевых показателей работы, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и её качество. Будут внедрены системы управления качеством медицинской помощи на основе Порядков и Стандартов её оказания, в том числе осуществление независимого аудита. Применение индикаторов качества позволит ежемесячно оценивать эффективность работы медицинского персонала в зависимости от полноты и правильности выполнения утверждённых порядка и стандарта оказания медицинской помощи при соответствующем патологическом состоянии. Эти же сведения позволят ранжировать выплаты денег не только на основе вида и объёма оказанной медицинской помощи, но и в зависимости от её качества.

Кроме того, в России будет создана трёхуровневая система здравоохранения:

1 уровень. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь, организованная по территориально-участковому принципу, была и остаётся приоритетным направлением отечественного здравоохранения в силу огромных размеров страны и неравномерной плотности населения.

  • Ликвидация дефицита кадров за счёт внутриотраслевого миграционного перераспределения.
  • Разукрупнение участков: уменьшение количества прикреплённого взрослого населения с 1700-2500 человек до 1,2-1,5 тыс. человек на 1 участок (станет возможным, когда будет ликвидирован дефицит кадров).
  • Создание человеческих условий для работы - повышение норматива уделяемого времени на одного взрослого больного до 20 минут.
  • Уменьшение нагрузки за счёт передачи среднему медперсонала ряда мероприятий: доврачебная помощь при острой патологии, диспансерное наблюдение пациентов с хронической патологией и т.д.
  • Дооснащение первичного звена замещающими стационар технологиями - развитие систем «стационаров на дому» и активного патронажа.
  • Переход на иные целевые показатели работы с акцентом на профилактической деятельности. Например, доля здоровых людей всех возрастных групп из общего числа прикреплённого населения, процент выявления заболеваний на ранних стадий среди всех впервые заболевших.
2 уровень. Стационарная помощь
  • Главный момент - интенсификация работы койки. Это будет возможно, с одной стороны, если в первичное звено будут внедрены замещающие стационар технологии, а также будет развёрнута сеть отделений для долечивания и реабилитации. Стационарная медицинская помощь должна быть предназначена только для больных, требующих круглосуточного наблюдения.
  • Создание в каждом стационаре службы маршрутизации, через которую будет производиться выписка больных из стационара. Эта служба будет обеспечивать организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.
  • Поэтапное создание головных региональных центров, координирующих весь объём профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально-значимым медицинским проблемам.
  • Совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций).
3 уровень. Реабилитация

Ни в одной из предыдущих Концепций развития здравоохранения, включая советский период, этот этап не входил (помните, у Минздрава не было собственных санаториев?). Таким образом, в России создаётся трёхуровневая (вместо двухуровневой) система здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь и служба восстановительного лечения (реабилитации).

  • Создание и расширение сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода путём перепрофилизации части работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений.
  • Определение целевых показателей работы, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности).
4 уровень. Парагоспитальная служба

Это всего лишь пилотный проект, который будет запущен в тех регионах, которые достигнут хорошего развития к 2014-2015 году.

Суть проекта: создаётся организационная структура, в которую объединяются приёмное отделение стационара и станция скорой помощи, плюс службы выписки и маршрутизации больных, патронажные службы первичного звена и службы долечивания.

Эта служба будет предназначена для:

  • обеспечения населения скорой и неотложной медицинской помощью (впервые заболевшие и лица с обострением хронического заболевания);
  • определения необходимости (или отсутствия необходимости) в госпитализации больного в стационар;
  • проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения;
  • организации оптимальной этапности долечивания больного («домашний стационар», отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Основные направления совершенствования стационарной медицинской помощи:

    а) интенсификация лечебного процесса

    б) перепрофилирование больниц и отделений (реструктуризация) для краткосрочного и долгосрочного пребывания, различной интенсивности лечебно-диагностического процесса, сохранения незагруженных отделений городских клинических больниц (с учетом заданий на чрезвычайные ситуации мирного времени) с созданием:

    1) больниц, отделений, палат интенсивного лечения для коррекции неотложных состояний и

    лечения пациентов в ограниченный период (не более 5–6 дней)

    2) больниц, отделений, палат для долечивания (после завершения острого периода заболевания);

    3) подразделений медицинской реабилитации на амбулаторном, стационарном и санаторном этапах (для восстановления ограничений жизнедеятельности, возникших в результате перенесенных заболеваний и травм, у лиц, имеющих определенный реабилитационный потенциал).

    4) больниц, отделений, палат медико-социальной помощи (преимущественно для решения социальных проблем, жизненных ситуаций, улучше ния состояния здоровья больных пожилого возраста)

    в) увеличение ответственности и экономической самостоятельности стационаров

    г) обеспечить развитие сети дневных стационаров в больницах

    д) провести стандартизацию медицинской помощи (путем создания протоколов диагностики и лечения и т.д.)

    Основные направления совершенствования специализированной помощи в РБ:

    а) реструктуризация коечного фонда - обеспечение рационального количества и соотношения коек по уровню интенсивности лечебного процесса (восстановительные койки, койки для длительного пребывания хронических больных, койки для медицинско-санитарной помощи).

    б) концентрация СМП и высоких медицинских технологий путем создания специализированных центров

    в) обеспечение четкой организационной структуры каждой специализированной службы

    г) разработка и пересмотр основных протоколов диагностики и лечения заболеваний

    д) разработка государственной программы по развитию специализированной медицинской помощи

    82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.

    Охрана материнства и детства (ОМД) - комплекс социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию образа жизни семьи, укрепление здоровья женщин и детей и позволяющий женщине совмещать материнство с участием в общественной и производственной жизни страны.

    Законодательные акты, регламентирующие ОМД:

    а) конституция РБ - 2 статьи: 32 ст. - брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под охраной государства; 45 ст. - данным контингентам гарантируются права на охрану здоровья

    б) з-н о правах ребенка (1993 г.). Ребенок - лицо до 18 лет включительно.

    в) З-н о Здравоохранении (2002 г), раздел "Охрана материнства и детства".

    г) трудовое законодательство.

    Этапы организации и медицинские учреждения ОМД :

    I. Оказание помощи женщинам до беременности, подготовка к материнству, планирование семьи (женская консультация, консультация "Брак и семья", медико-генетические консультации)

    II. Мероприятия по антенатальной охране плода (женские консультации, детская и взрослая поликлиники)

    III. Интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов (родильный дом)

    IV. Охрана здоровья новорожденного (родильный дом, детская поликлиника, стационар)

    V. Охрана здоровья детей дошкольного возраста (детские поликлиники, больницы, сады, школы)

    VI. Охрана здоровья детей школьного возраста

    Разделы ОМД : акушерско-гинекологическая помощь и лечебно-профилактическая помощь детям.

    Руководство службой Охраны здоровья матери и ребенка :

    1. На уровне республики: министерство Здравоохранения → управление медицинской помощь → отдел медицинской помощи матерям и детям → 2 штатных специалиста: главный акушер-гинеколог и главных педиатр республики

    2. Областной уровень: управление ЗО при областном исполкоме → 2 штатных специалиста (главный акушер-гинеколог и главный педиатр области)

    3. Районный уровень: ЦРБ → главный врач.

    В зависимости от численности района специалисты : если больше 70 тыс. вводится должность заместителя главного врача ЦРБ по родовспоможению и детству, а заведующий акушерско-гинекологическим отделением выполняет должность главного акушер-гинеколога и главного педиатра района; если меньше 70 тыс. есть штатная должность главного педиатра района, а главный акушер-гинеколог района - заведующий акушерско-гинекологическим отделением.

  • Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сферой здравоохранения. Ее представители ежегодно отчитываются правительству о достигнутых успехах на данном поприще. Как обстоит ситуация на самом деле? Какие факторы влияют на качество медпомощи, и какие именно мероприятия в этом направлении реально проводятся государством? Ответим на эти вопросы в данной статье.

    Анализ проблематики

    На сегодняшний день в медицинской области не утихают разговоры и споры о том, разумно ли тратить большие деньги на финансирование различных мероприятий по совершенствованию контроля и улучшению качества медицинской помощи (КМП) при том, что согласно статистике никаких особых результатов такие вложения не дают. Не помогают и прямые инвестиции – так, в период с 2011 по 2014 гг. было проведено значительное вливание средств на закупку нового оборудования, ремонт медицинских организаций и повышение зарплат работникам.

    Однако, исходя из данных Росстата, количество нарушений при оказании медицинской помощи гражданам не то что не уменьшилось, а даже выросло (с 18% до 23%). Такие цифры безусловно обескураживают и заставляют задуматься о том, стоит ли и дальше продолжать тратить деньги на медицину. Правительство государства решило, что нет, и запустило в том же 2014 году масштабную реформу по оптимизации системы здравоохранения. Промежуточные итоги преобразований показывают, что положение дел лишь ухудшилось - количество лечебных учреждений неуклонно снижается, а какого-то явного повышения качества обслуживания в оставшихся клиниках не наблюдается. В то же время финансирование этой сферы все также снижается - в 2016 году рост бюджета здравоохранения в РФ по сравнению с предыдущим годом составил всего 4,3%, в то время как российский рубль за этот же период обесценился на 13%.

    Факторы, влияющие на качество медпомощи

    В чем же причина сложившейся на текущий момент ситуации и почему проводившееся финансирование никак не отражалось на качественных результатах? Ответ кроется в детальном рассмотрении структуры обнаруженных дефектов и нарушений. В 2014 году почти половина из них (54,1%) оборачивалась нанесением вреда здоровью пациентов. Среди основных можно выделить два фактора:

    1. Врачебные ошибки и некомпетентность врачей (73,7%).
    2. Недостаток специалистов и медикаментов, сбои в работе медицинского оборудования (23,6%).

    Таким образом, хорошо видно, что основная масса проблем кроется не в плохом уровне экспертизы качества или отсутствии необходимой инфраструктуры, а в людях. Если точнее - все дело в низкой квалификации персонала и слабой организационной работе лечебных учреждений. Следовательно, для улучшения качества медицинской помощи нужны реформы в системе подготовки кадров, постоянное повышение квалификации и обеспечение комфортных условий труда.

    Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что уровень системы здравоохранения (как и, в принципе, всех социальных институтов) в России очень неоднороден и сильно зависит от региона. Есть клиники, в которых количество выявленных нарушений очень мало, но таких организаций не более 15% от общего числа. В связи с этим наряду с какими-то общегосударственными мероприятиями имеет смысл создание региональных программ развития здравоохранения.

    Пути повышения качества медицинских услуг

    Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. Существует множество подходов и мнений, касательно наиболее оптимальных и подходящих для России путей улучшения качества медицинской помощи. Вот лишь некоторые из них:

    • Совершенствование уже действующих и разработка новых нормативных актов в медицинской сфере. До сих пор нет закона, в котором было бы дано подробное разъяснение термину «качество медицинской помощи», а многие уже принятые документы функционируют лишь номинально (и хотя ответственность за разглашение врачебной тайны вроде бы как имеется и формально предусмотрена, в реальности отстоять свои права пациенту очень сложно);
    • Повышение внимания к деятельности младшего и среднего персонала лечебных учреждений (медсестры, санитары, лаборанты и т.п.). Несмотря на то, что они выполняют значительные работы, в том числе и по обеспечению безопасности и высокого качества оказания медицинских услуг, и от них в большей степени зависит уровень удовлетворенности пациентов, условия труда на таких вакансиях и размер заработной платы оставляют желать лучшего. Из-за этого никакого серьезного отбора на эти специальности не проводится, и туда зачастую попадают люди, малопригодные для подобного вида деятельности;
    • Повышение внимания к деятельности руководителей учреждений здравоохранения. Как показывает практика, на столь важные и ответственные посты назначаются лица, не обладающие требуемыми навыками и опытом работы. Речь идет в первую очередь о лидерских, организационных и психологических качествах, которыми, несомненно, должны обладать специалисты, претендующие на высокие должности;
    • Необходимость реформирования системы подготовки медицинского персонала. Начиная с сентября 2017 года, в медицинских вузах полностью упраздняется такой элемент профессиональной подготовки, как интернатура. Каким образом вчерашний выпускник сможет интегрироваться в медицинских организациях, и как это скажется на КМП большой вопрос.

    Одной из главных задач здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. Если такая задача будет реализована в полной мере, то качество медпомощи в РФ будет на должном, высоком уровне.

    Деятельность государства в этом направлении

    Согласно принятой стратегии развития здравоохранения в РФ на 2015-2030 года уже проводится ряд мероприятий для улучшения КМП. Например, создана трехуровневая система распределения медицинских мощностей (дорогостоящего оборудования, узкопрофильных специалистов и т.д.). Предполагается, что эта мера позволит существенно увеличить эффективность оказываемых услуг, поскольку теперь врачи дефицитных специальностей будут равномерно рассредоточены по всем регионам РФ, и медицинская помощь станет доступнее. Также постепенно реализуется программа по усилению государственного контроля за денежными средствами, используемыми в рамках системы ОМС. В ближайшем будущем для этих целей в сферу обязательного медицинского страхования внедрят институт «финансово-экономических менеджеров», специалистов получивших профессиональное образование в области экономики здравоохранения. Кроме того, ежегодно планируются и проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение демографической ситуации в государстве (пристальное изучение проблем младенческой смертности и средней продолжительности жизни).

    Вначале рассмотрим само понятие "медицинская помощь", обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.

    Общее понятие "медицинская помощь лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления его здоровья.

    В литературе, даже в нормативных документах часто путают понятия "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь", "скорая помощь". Это не одно и то же. Это совершенно разные, иногда даже юридически, понятия.

    Различают следующие уровни оказания медицинской помощи:

    Первая медицинская помощь осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Собственно именно об этой помощи и пойдет речь в этой лекции. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования.

    Первая доврачебная помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку по оказанию медицинской помощи. Это средний медицинский персонал (фельдшер, медицинская сестра) или провизор, фармацевт. Это их уровень знаний и умений.

    Первая врачебная помощь оказывается врачом, имеющим необходимые инструментарий, лекарственные средства, и объем такой помощи регламентируется условиями ее оказания, т.е. тем, где она оказывается - вне больничных условий или в поликлинике, машине «скорой помощи», в приемном отделении больницы.

    Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами- специалистами высокой квалификации в условиях многопрофильных больниц или травматологических пунктов.

    Специализированная медицинская помощь может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий.

    Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах в течение последних лет привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению.

    Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежности.

    Система организации оценки деятельности участковых терапевтов и условия, в которых они оказались, не способствовали становлению участкового врача, как хорошего домашнего доктора. При его ошибках в диагностике и лечении, проверяющие органы обращали внимание не на низкую квалификацию врача, а считали основной причиной его ошибок то, что он не направил больного на консультацию к специалисту. Участковый терапевт в дальнейшем стал направлять больных к другим специалистам даже в тех случаях, когда и сам считал, что в этом нет необходимости. Сегодня участковый терапевт не несет прямой ответственности за здоровье пациента, не имеет стимулов для повышения качества работы и профилактических мероприятий, не стремится к расширению диапазона своей деятельности, к использованию ресурсосберегающих медицинских технологий.

    Переход к семейной медицине закономерен и весьма важен. Не надо его рассматривать лишь как наиболее экономичный и рациональный способ организации медицинской помощи. Это механистический подход. Переход к семейной медицине - это не только поиск наиболее эффективных и экономичных форм организации медицинской помощи, а необходимость интегрального видения человека, его здоровья и болезни. Общая врачебная практика создает благоприятные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения. По данным опросов почти 70% населения считают, что необходимо развивать семейную медицину.

    Врач общей практики оказывает личностную медицинскую помощь, как отдельным лицам, так и их семьям. Четкое различие между первичным и вторичным уровнем оказания медицинской помощи создает наилучшие условия взаимодействия между врачами первичного звена и специалистами, работающими в стационарах. Это одна из задач врача общей практики, семейного врача.

    Перед ВОП стоит более широкий круг задач, чем перед врачом -специалистом. Это связано, в первую очередь, с его более тесной связью с населением. ВОП постоянно сталкивается с более широким, чем врачи других специальностей, кругом проблем медицинского и социального плана. Ему необходимы более широкие знания в области профилактики, психологии, социологии, общественного здоровья и других смежных дисциплин.

    Уникальность общей врачебной (семейной) практики определяется тем, что врач имеет дело с болезнями на ранней стадии их проявления, использует доступную технологию в диагностике, несет ответственность за здоровье прикрепленного населения, обеспечивает преемственность в медицинской помощи, его деятельность имеет профилактическую направленность.

    В своей работе ВОП принимает первичное решение по всем проблемам, которые представляются ему как врачу, осуществляет постоянное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями и находящимися в терминальном состоянии, осознает свою ответственность перед населением и местными органами власти, работает в сотрудничестве с коллегами и лицами немедицинских специальностей.

    В настоящее время в медицинских вузах и учреждениях послевузовского профессионального дополнительного образования по специальности "Общая врачебная практика (семейная медицина)" прошли подготовку в клинической ординатуре и на различных циклах повышения квалификации 5293 врачей. Утверждена специальность "общая врачебная практика", развита сеть факультетов и кафедр семейной медицины.

    Более чем в 20 субъектах Российской Федерации отрабатываются модели общих врачебных практик с учетом различных организационно-правовых форм деятельности.

    Особую значимость для внедрения института врача общей (семейной) практики представляет сельская медицина. Такой опыт есть в Республике Карелия, где принят закон "Об общей врачебной (семейной) практике" и в течение 5 лет ведется работа по принципу врача общей практики в двух участковых больницах и в 9 врачебных амбулаториях. Работа проводится по "командному" принципу - во главе врач, у него медсестра-реабилитолог, семейная медицинская сестра, сестра медико-социальной помощи, а также сестры - инструкторы школ больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и т.д.

    Создана и работает Всероссийская ассоциация врачей общей (семейной) практики, издается профессиональный журнал "Российский семейный врач".

    Вместе с тем, реальной реформы первичного звена здравоохранения в ряде регионов Российской Федерации не произошло.

    Сельские врачебные амбулатории, работа которых фактически организована по принципу амбулатории общей (семейной) практики, из-за отсутствия в номенклатуре лечебно-профилактических учреждений такого учреждения как "Общая врачебная (семейная) практика", не имеют лицензий на такой вид медицинской деятельности.

    Внедрение службы врача общей (семейной) практики тормозится из-за отсутствия механизмов реализации в области реформирования первичной медико-санитарной помощи, в отсутствии единых подходов в этой проблеме на уровне регионов.

    Необходимо разработать механизм перехода от зарубежных "пилотных" проектов поддержки реформы первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне к разработке механизмов поэтапного внедрения службы общей врачебной (семейной) практики на всей территории России.

    Подготовка специалистов общей практики должна вестись с учетом высоких требований к квалификации, и сопровождаться созданием дополнительных центров подготовки врачей общей практики.

    Развитие оказания первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики является наиболее перспективным направлением для российского здравоохранения и позволит решить ряд задач: перераспределить объемы медицинской помощи между стационаром и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, направить имеющиеся средства на развитие общей врачебной (семейной) практики, повысить оплату труда специалистов высокой квалификации.

    Анализ реализации отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" показал необходимость разработки системного подхода при совершенствовании нормативных правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обуславливающих особенности организации и функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения.

    Совершенствование организации медицинской помощи нагоспитальном этапеостается одной из основных задач здравоохранения. Стационарная служба, по-прежнему, остается наиболее ресурсоемким сектором здравоохранения. Минздрав России придает этому вопросу крайне важное значение.

    Одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда определено внедрение малозатратных технологий и развитие стационарозамещающих форм организации и оказания медицинской помощи населению, перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный.

    Положительных результатов по оказанию стационарной помощи это не дало. Рост госпитализации продолжается в 2001г. 22,4, в 1997г. 20,5 на 100 жителей, а сокращению подверглись в основном койки на селе, так как сделать это было очень просто: стационары маломощные, неукомплектованные. Минздрав России считает, что в первую очередь необходимо заниматься не формальным сокращением коечного фонда, а экономически обоснованной реструктуризацией с дифференцированным подходом внедрения коек различной интенсивности лечения.