Сны и сновидения научно практическая конференция литература. Презентация к научному проекту учащихся "влияние сна на здоровье школьника". Как долго человек может не спать

Григорьев Никита

Аннотация (тезисы) к работе «Значение сна в жизни человека».

Проблема:
(почему выполнялось исследование, проект?)

По утрам мне всё время хочется спать. Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо? Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Каким должен быть сон человека, чтобы избежать этого.

Объект и предмет:
(что исследовалось, проектировалось?)

Мои одноклассники ученики 4 «Б» класса, продолжительность и качество их сна.

Гипотезы:

1. Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Так ли это? 2.Недосыпание негативно сказывается как на физическое, так и на психическое состояние ученика. 3. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Цель:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе для того чтобы узнать сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме.
2. Провести исследование в классе с целью выяснить продолжительность и качество сна моих одноклассников.

3. Произвести обработку результатов.
4. Сделать выводы, отобразить их в виде таблиц и диаграмм.

Методы исследования:

Анкетирование

Поиск информации в литературе, в Интернете.

Выводы:

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека».

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Усть–Лабинский район.

4 «Б» класс.

  1. Введение.
  1. Цели и задачи.
  2. Обоснование выбора темы.
  1. Основная часть.

1. Что такое сон.

2. Когда ложиться спать?

3. Что происходит в организме человека, когда он спит.

4. Как правильно спать.

5.Как долго человек может не спать.

6. Интересные факты.

7.Что мы видим в своих снах.

  1. Практическая работа.
  2. Заключение.
  3. Приложения.

Введение.

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти всё время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребёнок и взрослый человек.

А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.

(Проблема )

Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.

Поэтому объектом своего исследования я выбрал продолжительность сна в течение дня и недели.

(Гипотеза ) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Я поставил перед собой следующие цели:

1. Узнать мнения учёных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в своём классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Основная часть.

На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» - так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года- от 20 до 5 часов дети спят днём, от 8 до 11 часов – ночью

От 2 до 7 лет- от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью

С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.

Томас Эдисон - всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф. Ему хватало на сон 4 часа. Эдисон считал, что сон – это наследие жителей того времени, и серьезно верил в то, что его изобретение – лампочка накаливания, позволяющая зажигать свет в любое время дня и ночи, положит конец этому атавизму – сну – люди станут гораздо меньше спать.

Премьер-министр Великобритании

в 1940-1945

известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь. Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

Когда ложиться спать

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

Что происходит в организме, когда мы спим.

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

Как правильно спать

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего « на животе» (рис.3) . Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Как долго человек может не спать

Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.

18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.

Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.

В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.

Американские учёные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причём, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.

Интересные факты

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».

Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Что мы видим в своих снах

Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.

Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.

Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.

Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.

Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провёл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложил ребятам :

  1. Заполнить анкету.
  2. Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.
  3. Нарисовать рисунки о своих снах.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.

  1. Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т.к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.
  2. Во сколько вечером вы ложитесь спать

59% в 22.00

35% в 21.00

7 % в 20.00

7 % в 23.30

Как вы чувствуете себя после сна?

37% хорошо

15% нормально

44% сонные

  1. Сравнив продолжительность сна своей младшей сестрёнки и

Одноклассников, сделал вывод :

Продолжительность сна с возрастом

Человека уменьшается почти в 2 раза.

Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявил зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 30%.

Чем занимаешься за 30 минут до сна?

4% ничего

15% читают, кушают, играют

15% смотрят телевизор

65% занимаются гигиеной

Что чаще всего видишь во сне?

7% ничего

11% живую природу

11% семью

11% мультфильмы, смешное

11% знакомых на празднике

23% ужасы

4% площадку

4% один на улице

15% гоночные машины

Какие сны снятся?

Цветные 88%

Чёрно- белые 12%

4. А ещё меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку. Хотя позы спящего имеют определённый смысл, нельзя поспешно судить о людях. И всё же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учёных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

На спине 11%

На животе 35%

На боку 50%

- «калачиком» 4%

  1. В результате исследований я установил, что у большинства моих одноклассников (78%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.

Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

63% 10 часов

7% 11 часов

15 % 9 часов

7% 8 часов

4% 5 часов

  1. Затем я раздал ребятам задание, которое помогло мне выяснить, сколько всё-таки времени уходит на сон у них в течение недели.

Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по проведённому исследованию видно, что

74 % ребят спят положенное время и больше.

Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребёнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером

Вот что получилось:

37% ребят учатся на удовлетворительные отметки и спят они в среднем 8-9 часов в сутки, а 63%- учатся на хорошо и отлично и спят от 9-13 часов в сутки.

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребёнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость? Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями. Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

Теперь я понял, почему моя сестрёнка так много спит.

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

  1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
  2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
  3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
  4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Приложение 1. Анкета

  1. В какой позе ты чаще всего спишь?

На спине

На животе

На боку

- «калачиком»

  1. Во сколько утром вы просыпаетесь? _______

3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______

4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?

5) Какие сны снятся?

Цветные

Чёрно- белые

6) Что чаще всего видишь во сне?

7) Как часто тебе снятся сны?

8) Вы встаёте утром сами или вас будят родители?

9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших

Классов?

10) Как вы чувствуете себя после сна?

11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?

12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?

13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?

Приложение 2.

Задание для учеников

Дни недели

Количество времени на дневной сон

Количество времени на ночной сон

Количество времени всего на сон

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Рисунки моих одноклассников «Мои сны»

Приложение 3.

№ п/п

Ф.И.О.

Кол-во времени на дневной сон за неделю

Кол-во времени на ночной сон за неделю

Кол-во времени всего на сон за неделю

Среднее кол- во времени на сон в сутки

Средний бал успеваемости уч-ся

Андреев Филипп

Базаров Егор

Баканова Милена

Владимирова Анна

Гавриш Анна

Григорьев Никита

Гусейнов Алим

Найдёнова Мария

Исследования помогли выявить, что абсолютно все видят сны. С о временем, хроническое недосыпание может привести к массе серьезных заболеваний, включая ожирение, диабет, болезни сердца, и даже ранняя смерть .

Научитесь просыпаться правильно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сны и Сновидения Выполнила ученица 4В класса Найдёнова Мария

Цель исследовательской работы: выяснить значение сна и сновидений для человека.

Мои Задачи 1.изучить сведения по данной теме, используя научно-популярную литературу, ресурсы Интернета. 2.Систематизировать полученные знания. 3. Представить свои выводы в презентации.

Гипотезы Человек видит во сне то, о чем думает. Человек видит сны, которые потом сбываются. Сон и сноведения жизненно необходимы человеку.

История изучения сна Эмпедокл Гиппократ Аристотель «Сон происходит вследствие некоторого уменьшения тепла, содержащегося в крови». «Охлаждение членов спящего вызывается оттоком крови и тепла во внутренние области тела». «Непосредственная причина сна содержится в поедаемой нами пище, которая выделяет Духи. Тепло тела направляет эти духи в голову, где они накапливаются и вызывают сонливость.

Что такое сон? Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир.

Структура Сна У здорового человека сон начинается с первой стадии медленного сна, которая длится 5-10 минут. Затем наступает 2-я стадия, которая продолжается около 20 минут. Ещё 30-45 минут приходится на период 3-4 стадий. Вся эта последовательность называется циклом. Первый цикл имеет длительность 90-100 минут. Затем циклы повторяются, при этом уменьшается доля медленного сна, и постепенно нарастает доля быстрого сна.

Функции Сна Сон обеспечивает отдых организма. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Сон - это приспособление организма к изменению освещённости. Сон восстанавливает иммунитет путём активизации, борющихся с простудными и вирусными заболеваниями.

Почему и когда не снятся сны Когда люди спят, они всегда видят сны, даже если кажется, что это не так. Просто зачастую люди не запоминают свои сновидения. Причин тому может быть множество, начиная с плохих условий для сна и заканчивая его недостаточной продолжительностью.

Существует много теорий, связанных с вопросом «Почему мы видим сны?», некоторые из них физиологические, другие психологические, а некоторые представляют собой сочетание различных идей Отношения между сном и дневными мероприятиями и эмоциями Большинство исследований подтверждают, что повседневная деятельность, происходящая с нами в бодрствующем состоянии, имеет некоторое влияние на сновидения, по крайней мере, часть времени сна. Во многих случаях люди могут увидеть связь между их снами и надеждами, страхами, беспокойствами и переживаниями, происходящими в ежедневной жизни. Наши сновидения могут быть одним из механизмов, которые использует наш мозг, чтобы найти согласие между эмоционально заряженными или травмирующими событиями, которые происходят с нами во время нашего бодрствования.

Теория активация При рассмотрении вопроса «Почему мы видим сны?», теория активации предполагает, что сны являются результатом работы мозга, который пытается организовать случайные сигналы, сообщения, воспоминания и повседневную деятельность в нечто узнаваемое. Эта теория считает, что нет никакой реальной логики или причин, по которой развиваются наши сны. Фрейдистское объяснение Теоретически ответ на вопрос «Почему мы видим сны?», который был популярен в свое время, но в настоящее время снизилось к нему внимание, был выдвинут Зигмундом Фрейдом. По его собственным словам, З.Фрейд считал, что сон может быть “скрытым свершением подавленных желаний”. Другими словами, он считал, что мы сдерживаем определенные эмоции и действия в нашем сознательном мире, потому что они могут быть социально неприемлемыми. Тем не менее, во время сна, мозг чувствует себя свободным, чтобы исследовать эти действия. Однако ни одно исследование не доказало гипотезу Фрейда.

Оправдание повседневной жизни Это более поздняя теория о том, почему мы видим сны, которая ставит элементы различных теорий вместе, чтобы создать новую. Во время сна мозг занимают мысли, идеи и эмоции, которые испытывает человек во время бодрствования и смешивает информации вместе в попытке интерпретировать и организовать его таким образом, что согласуется с убеждениями каждого человека.

Когда мы ложимся спать, о чем обычно думаем? О прожитом времени, в том или ином отрезке, о том, как мы себя вели в той или иной ситуации, о том, как надо было себя вести и чтобы тогда произошло. А также мечтаем о будущем, представляя различные его вариации. В связи с этим сновидения делятся на три типа: Бытовые, где человек участвует в разрешении разных жизненных ситуаций, либо переживает какие-то печальные события; Знаковые, где совершаются некоторые действия, не характерные для реальной жизни сновидящего, и где наблюдаются некоторые символы в виде цифр, запоминающихся предметов или слов, сказанных иным персонажем; Вещие, которые могут показать человеку, что может случиться или произойти в той или иной ситуации, и дать подсказку, чтобы избежать нежелательных событий. Люди, видящие вещие сны встречаются довольно редко и могут называться в какой-то степени одаренными, поскольку их мозг намного более способен принимать информацию из невидимых источников, чем у других. За сотни тысяч лет люди создавали различные сонники, основанные на наблюдениях и обобщенные в основные значения предметов и ситуаций. Но, как правило, трудно судить о предстоящем событии по одному предмету, взятому из контекста сна. Зачастую нам снится такой бред, что его не то, что значение определить, его в сюжет то завернуть невозможно.

Замечено так же, что самые яркие и красочные сны с полной гаммой ощущений снятся людям творческим, с развитым воображением, а также детям. Может быть, поэтому они и запоминаются лучше. Суть вопроса еще и в том, как относиться к сновидениям как к факту, ведь люди технического слада, скептики, мышление которых построено на «математике», к снам относятся постольку поскольку. То есть без интереса и они совершенно не обеспокоены тем, что видят они или не видят, у них другие заботы. От того их сны могут быть тусклыми, черно-белыми, и легко забываться. Существует также поверие среди сновидцев - если после пробуждения сразу посмотреть в окно, сон забудется.

Сколько нужно спать? «Пять часов сна для молодого и старого, шесть - для купца, семь – для аристократов, а для лентяев и полных бездельников – восемь часов» Лаузиус (древний поэт) Нет единого необходимого времени сна для всех людей. Продолжительность и глубина сна зависят от характера человека, возраста, работы, привычек, степени утомления. Есть "жаворонки ", "совы", "голуби ".

Наполеон ложился в 22-24 часа ночи и спал до 2ч ночи Затем вставал, работал до 5ч утра, затем засыпал до 7ч утра Черчиль работал до 3-4ч ночи, а в 8ч уже снова был на ногах Альберт Эйнштейн каждую ночь проводил в постели 10-12 часов Короткоспящие Долгоспящие

Время, необходимое для сна Новорожденные (0-2 месяцев) 12-18 часов Младенцы (3-11 месяцев) 14-15 часов Малыши (1-3 лет) 12-14 часов Дошкольники (3-6 лет) 11-13 часов Дети школьного возраста (6-10 лет) 10-11 часов Подростки (11-17 лет) 8-9 часов Взрослые 7-9 часов

факторы, которые могут привести к нарушению сна Чтобы хорошо выспаться необходимо спать около семи-девяти часов и устранить: напитки с кофеином; алкоголь; курение; слишком горячая или слишком холодная комнатная температура; антидепрессанты.

«Вещие сны» «Сон - это небывалая комбинация былых впечатлений» Иван Сеченов. Что кому приснилось: Альберту Великому- План Кельнского собора Джузеппе Тартини - Знаменитая «Соната дьявола» Данте - «Божественная комедия» Гете - Вторая часть «Фауста» Грибоедову - «Горе от ума» Д.И. Менделееву – периодическая таблица химических элементов Химику Августу Кекуле - формула бензола, над которой он работал долгое время. А.С.Пушкину - две строчки из стихотворения « Лицинию » Вольтеру - целая поэма, это был первый вариант « Генриады ». Лафонтен во сне сочинил басню «Два голубя» Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин во сне сочинил последнюю строфу оды «Бог».

Интересные факты о снах и сновидениях Стадия дремоты появляется у детей в возрасте 8-9 лет. Хищники видят больше сновидений, чем их жертвы. Нам снится только то, что мы видели Наши сновидения длятся от 5 до 30 минут. За ночь мы видим, как минимум, 5 снов. Мы забываем 90% сновидений Слепые видят сны. Слепые с рождения не видят картинок, однако их сны наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями. Около 12% зрячих людей видят только черно-белые сны. Остальные видят сны в цвете. У всех людей бывают во сне подергивания и резкие сокращения мышц. Человек не видит снов в тот момент, когда храпит. Даже в утробе матери малыш видит сны. Фаза сновидений (быстрый сон) помогает развитию мозга, поэтому до 2 лет у ребенка преобладают сновидения. Маленькие дети не видят во снах самих себя до достижения 3 лет. С 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. Если вас разбудить во время стадии быстрого сна, вы запомните свой сон до самых мельчайших подробностей. Во время сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь. С возрастом увеличивается количество таких остановок дыхания.

Гигиена сна Необходимы регулярные вечерние прогулки перед сном; Необходимо проветрить комнату перед сном; Ложиться спать каждую ночь в одно и то же время; Вместе с одеждой необходимо скинуть все дневные заботы; Нельзя плотно ужинать перед сном, пить крепкий чай или кофе; И помните, слишком долгий сон также вреден здоровому организму!

Выводы: Исследования помогли выявить, что абсолютно все видят сны. Если разбудить человека во время фазы быстрого сна, то он сможет детально описать то, что ему снилось. В то же время, практически нереально вспомнить сон, прерванный на стадии медленного сна. По этой причине многие считают, что они никогда не видят сновидений. На самом же деле, они посещают каждого, просто многие их не помнят. С о временем, хроническое недосыпание может привести к массе серьезных заболеваний, включая ожирение, диабет, болезни сердца, и даже ранняя смерть. Научитесь просыпаться правильно. Измените время для пробуждения, чтобы после звонка будильника у вас оставалось еще 10-15 минут, чтобы спокойно полежать в постели. Измените мелодию будильника, чтобы она не вырывала вас из сна, а помогала медленно проснуться. Сразу после пробуждения заблокируйте все мысли о предстоящем дне и о том, что вам нужно сделать прямо сейчас. Попробуйте вспомнить свой сон. Если не получится с первого раза – не расстраивайтесь. Со временем такие тренировки дадут свои плоды, и вы будете легче запоминать сны.

Орос Камилла

Данная работа подтверждает гипотезу, что хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 1 п. Спирово

Тверской области Спировского района

Тема: Чем полезен сон для человека?

Выполнила:

Орос Камилла Романовна,

Ученица 3 класса.

Руководитель:

Горянова Ольга Петровна.

2015 г

Введение ………………………………………………………………… 3

Основная часть …...…………………………………………………….. 4- 10

1.Сон - дар природы .…………………………………………………...4- 6

1.1 Виды сна……….. . ……………………………………………….. ...4

1.2 Знаменательные открытия.……………………………………….....5

1.3 Рекорд Ренди Гарднер. …………………………………………......6

2. Исследования с моими друзьями .…………………………………7- 8

2.1 Исследование № 1: сколько нам нужно спать?……………………7

2.2 Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?...........8

3. Засыпаем легко .……………………… ……………………………...9- 10

3.2 Советы врачей………………………………………………………..10

Заключение …………………………………………………………….….11

………………………………….12

Приложения ……………………………………………………………….13- 18

Введение

Актуальность обращения к этой теме обусловлена тем, что мама говорит, что я должна во время ложиться спать, хорошо высыпаться и тогда у меня будет хорошее настроение, я буду бодро себя чувствовать, а значит мне легко будет учиться и со всеми делами я успешно справлюсь. Но ведь получается что столько времени уходит на сон. Я бы могла в это время поиграть за компьютером, посмотреть любимые мультики, поиграть с друзьями и много, много чего еще. А приходится ложиться спать. И каждый раз так неохота засыпать. А утром, что интересно, я с трудом открываю глаза.

Мне стало интересно, что же за такое явление “сон”? Именно его я выбрала объектом своей работы. Сколько времени мне надо, чтобы выспаться? Во сколько надо ложиться спать? Во сколько вставать? А еще, когда мы спим – видим сны. И порой они такие интересные, смешные. А иногда страшные. И вот я решила провести свое исследование, чтобы прояснить все эти вопросы.

Предмет исследования - влияние сна на здоровье человека.

Методы исследования:

Анкетирование,

Эксперимент,

Анализ, обобщение.

Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека.

В ходе исследований мы должны подтвердить гипотезу , что хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность.

Задачи работы:

  • узнать, что же происходит с человеком во время сна;
  • определить наилучшее время для сна и его продолжительность;
  • выяснить, как легко засыпать и просыпаться.

Основная часть.

1. Сон – дар природы.

Итак, сон. В электронной энциклопедии я нашла такое определение “сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым”.

Многие ученые изучали и продолжают изучать данное явление. В разных источниках я нашла много интересного о сне:

1.1 Виды сна.

Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный”, продолжительностью 60 минут и сон “быстрый”(продолжительность 10 минут). За период сна (6–8 часов) медленный сон несколько раз меняется быстрым и как раз за это время человек и видит сновидения.

1.2 Знаменательные открытия.

Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные открытия. Д.И.Менделеев во сне сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов,

Моцарт слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи, Бетховен во сне сочинил пьесу.

По мнению ученых, такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.

1.3 Рекорд Ренди Гарднер.

В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может прожить без пищи 2 месяца, а без сна - очень мало. В древнем Китае была казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.

Но самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один час и сорок минут. Этот рекорд поставил семнадцатилетний студент Ренди Гарднер в 1964 году .

Позже он рассказывал о своём ужасающем психическом состоянии. У него появлялись неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности, мерещились различные образы, ухудшилось зрение, память и логика. После рекорда, Ренди спал пятнадцать часов. Этого ему хватило, чтобы выспаться. С тех пор рекорд так и не был побит.

2. Исследования с моими друзьями.

Я провела свои исследования. Мне в этом помогли мои друзья Альбина и Вадим.

2.1 Исследование № 1: сколько нам нужно спать?

Существует мнение, что дети от 7 до 12 лет должны спать 9–10 часов. 3 дня мы спали – по 8 часов, потом 3 дня – по 10 часов и 3 дня – по 11 часов. Свое самочувствие мы оценили по 10-ти бальной шкале. И вот что получилось:

Оценка самочувствия

Дни

Как видно, наилучшее самочувствие, у нас было с 4-ого по 6-ой дни, то есть получается, что нам действительно лучше спать по 10 часов. 8 часов нам мало, а больше 10-ти тоже не идет на пользу.

2.2 Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?

5 дней мы ложились в 8 часов, потом 5 дней – в 9 и 5 дней в 10. Потом мы отметили, что в 8 часов нам было трудно уснуть, в 9 часов я и Альбина быстро заснули, а Вадику было не уснуть. А когда ложились в 10 часов, то чувствовали усталость и очень хотелось спать, а Вадим сказал, что для него 10 часов – наилучшее время для засыпания. Как выяснилось, мы с Альбиной и раньше ложились спать в 9 часов, а Вадим – в 10. И мы сделали вывод, что это зависит от привычек человека, но ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.

3. Засыпаем легко.

Я проверила их. 5 дней я и мои друзья гуляли перед сном, принимали ванну и проветривали комнату. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее.

3.2 Советы врачей.

А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:

А мне помогает быстро встать интересное упражнение, которое я придумала сама и показала своим друзьям. Нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку, лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом стопы тянуть на себя).

Мы с друзьями делаем это веселое упражнение каждое утро, после чего чувствуем себя бодрыми и настроение поднимается.

Заключение.

Ознакомившись с мнениями учёных и проведя свои исследования я пришла к выводу, что сон – это не время “вычеркнутое” из активной жизни. Это процесс, в течение которого наш организм набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему организму время отдохнуть во сне.

Список использованной литературы

1. Комаровский Е.О. «Сон здоровых детей». - Ростов - на - Дону: изд. «Феникс», 2001 г. http://www.kariguz.ru/articles/a3.html10 https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разрешите представиться Орос Камилла Романовна, ученица 3 класса МОУООШ №1 п. Спирово Руководитель: Горянова Ольга Петровна, учитель начальных классов МОУООШ №1 п. Спирово

Тема: Чем полезен сон для человека?

Актуальность: Чтобы успешно справляться со всеми делами, легко учиться, бодро себя чувствовать и быть в хорошем настроении, надо хорошо выспаться.

Объект исследования: * сон Предмет исследования: * влияние сна на здоровье человека

Цель исследования: изучить влияние сна на здоровье человека.

Гипотеза хороший сон положительно влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность.

Задачи работы: узнать, что же происходит с человеком во время сна; определить наилучшее время для сна и его продолжительность; выяснить, как легко засыпать и просыпаться.

Сон – дар природы.

Виды сна:

Сновидения

Знаменательные открытия

Знаменательные открытия В.А.Моцарт А.С.Пушкин

Рекорд Ренди Гарднер

Исследования с моими друзьями

Исследование № 1: сколько нам нужно спать?

Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?

Советы врачей

Интересное упражнение

Дайте организму отдохнуть во сне

«Исследовательская работа «Значение сна в жизни человека». Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования...»

Конкурс учебно-исследовательских проектов

школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии

наук учащихся Кубани

Исследовательская работа «Значение сна в жизни

человека».

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального

образования Усть–Лабинский район.

4 «Б» класс.

Руководитель: Сечкина Ирина Анатольевна учитель начальных

классов МАОУ СОШ №2.

Аннотация (тезисы) к работе «Значение сна в жизни человека».

Проблема:

(почему выполнялось исследование, проект?) По утрам мне вс время хочется спать. Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо? Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Каким должен быть сон человека, чтобы избежать этого.

Объект и предмет:

(что исследовалось, проектировалось?) Мои одноклассники ученики 4 «Б» класса, продолжительность и качество их сна.

Гипотезы:

1. Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Так ли это?

2.Недосыпание негативно сказывается как на физическое, так и на психическое состояние ученика.

3. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.



Цель:

5. Провести исследование в свом классе для того чтобы узнать сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по теме.

2. Провести исследование в классе с целью выяснить продолжительность и качество сна моих одноклассников.

3. Произвести обработку результатов.

4. Сделать выводы, отобразить их в виде таблиц и диаграмм.

Методы исследования:

Анкетирование

Поиск информации в литературе, в Интернете.

Выводы:

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

1. Цели и задачи.

2. Обоснование выбора темы.

II. Основная часть.

1. Что такое сон.

2. Когда ложиться спать?

3. Что происходит в организме человека, когда он спит.

4. Как правильно спать.

5.Как долго человек может не спать.

6. Интересные факты.

7.Что мы видим в своих снах.

III. Практическая работа.

IV. Заключение.

V. Приложения.

Введение.

Этим летом в нашей семье произошло большое событие. Родилась моя сестричка Машенька. Я обратил внимание, что она почти вс время спит. Я заинтересовался, сколько же должен спать ребнок и взрослый человек.

А также каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то вс время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания. Вот почему я решил сделать эту работу.

(Проблема) Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то вс время хочется спать. Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Многие ребята находятся в плохом настроении из-за недосыпания.

–  –  –

(Гипотеза) Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки.

Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, влияет на успеваемость.

Я поставил перед собой следующие цели:

1. Узнать мнения учных- специалистов о продолжительности и качестве сна.

2. Узнать, почему сон необходим для здоровья человека.

3. От чего зависит качество сна?

4. Что происходит во время сна с человеком.

5. Провести исследование в свом классе, для того чтобы узнать, сколько времени учащиеся отдают сну в течение недели и как это влияет на их работоспособность.

Основная часть.

На первом этапе своей исследовательской работы я обратился к научным источникам психологии, и выяснил:

Сон - естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.

Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.

Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.

Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.

Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.

У меня тоже возник вопрос «Сколько должен спать ребенок?» так как моя сестричка первые месяца много спит. Продолжительность детского сна днем и ночью – очень больной вопрос для многих родителей, имеющих детей. Сколько времени должен спать ребенок, влияет большое количество факторов, например, эмоциональное состояние, состояние здоровья, активность, темперамент.

До одного года- от 20 до 5 часов дети спят днм, от 8 до 11 часов – ночью От 2 до 7 лет- от 2 до 1,5 часов, от 11 до 10 часов - ночью С 7 лет дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной длится 9-11 часов. Установлено, что недостаток сна может проявляться плохим поведением детей.

Сколько часов требуется для отдыха человека, для сна – это вопрос очень индивидуальный. В различные исторические эпохи видные умы того времени задавались этим вопросом.

–  –  –

Премьер-министр Великобритании в 1940-1945 известный политик Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь.

Эйнштейн спал обычно по двенадцать часов в сутки.

–  –  –

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас.

Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям.

А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.

–  –  –

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

–  –  –

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1.) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» (рис.2) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» (рис.3). Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма.

А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Как долго человек может не спать Точно ответить на этот вопрос до сих пор не могут даже ученые.

Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент. В течение двух недель нескольким молодым людям постепенно уменьшали сон с 8 до 4 часов в сутки. Оказалось, что у всех к концу наблюдений резко повысилось давление, были отмечены нарушения психики, в крови было повышенное содержание сахара – первая ступень к диабету.

18 дней, 21 час и 40 минут, именно столько времени составляет рекорд на самое долгое отсутствие сна.

Ученые полагают, что человек может погибнуть через 5 суток, если ему не будут давать спать. Однако действительность преподносит сюрпризы. Например, американец Р. Мак Дональдс не спал 19 суток. Его рекорд был зафиксирован в книге рекордов Гиннесса.

Еще один пример. Во время Первой мировой войны венгерский солдат П. Керн был ранен в лобную долю мозга. Врачи его вылечили, но Пауль перестал спать. Медики решили, что дни его сочтены. Однако Керн чувствовал себя вполне прилично и прожил много лет после ранения.

В эпоху древних Римлян, некоторые сны были даже представлены к рассмотрению и интерпретации Римским сенатом. Они думали, что сны были сообщениями Богов, а во время войн и больших кампаний полководцы имели при себе человека, интерпретирующего их сны.

Американские учные, занимающиеся изучением сновидений, пришли к очень интересному выводу. Оказывается, сны видят только умные люди. Такое заключение было сделано в результате исследования более двух тысяч человек. Большинство опрошенных не видят, либо не запоминают своих снов. Только люди, прошедшие на отлично ряд интеллектуальных тестов, могли с уверенностью говорить о том, что им постоянно снятся сны. Причм, чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.

–  –  –

Часто случается, что если человек не может в течение дня решить какой-то очень важный для него вопрос, то ответ приходит во сне. В истории известны случаи, когда такие сны имели действительно большое значение.

Менделеев увидел сон, в котором ему приснилась таблица, где химические элементы были расположены в порядке возрастания их атомного веса.

Химику Августу Кекуле приснилась формула бензола, над которой он работал долгое время.

Скрипачу и композитору Тартини приснилась заключительная часть сонаты «Дьявольские трели», это соната считается одной из лучших его работ.

Пушкину приснились две строчки из стихотворения «Лицинию»

Бетховен во сне сочинил пьесу « Сон в летнюю ночь».

–  –  –

Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью.

В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.

Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов.

Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете.

Самые реалистичные и насыщенные сны видят люди, которые отказались от такого пагубного пристрастия к курению.

Практическая работа.

На следующем этапе своей работы я провл в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.

Я предложил ребятам:

1) Заполнить анкету.

2) Выполнить задание: на листе бумаги каждый день отмечать время отводимое на сон в течение недели.

3) Нарисовать рисунки о своих снах.

Результаты моих исследований.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна, недосыпания часто встречаются у учеников, я решил исследовать, сколько времени ученики моего класса уделяют сну. Соблюдают ли они гигиену сна, видят ли сны.

Моим одноклассникам была предложена анкета (см. Приложение № 1). В ходе анализа анкеты я получил следующие результаты.

Сравнив время отхода ко сну и самочувствие детей после 1.

пробуждения, я наблюдаю зависимость между качеством сна и временем засыпания учеников. Чем позже засыпает человек, тем хуже он себя чувствует, т.к. он не высыпается. 65% учеников ложатся спать поздно, поэтому 44% - не высыпаются.

Во сколько вечером вы ложитесь спать 2.

–  –  –

Исследовав, как дети готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявил зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 27%) и вредными привычками (просмотр телевизора и прим пищи перед сном)

–  –  –

4. А ещ меня заинтересовала поза, в которой человек спит, и оказалось, что большинство детей у нас в классе любят спать на животе и на боку.

Хотя позы спящего имеют определнный смысл, нельзя поспешно судить о людях. И вс же мне хочется сделать вывод из своих наблюдений: по мнению учных, люди, которые спят на животе - любят командовать. И действительно, почти половина моих одноклассников – лидеры, они любят руководить другими.

–  –  –

3. В результате исследований я установил, что у большинства моих одноклассников (78%) правильное представление о продолжительности их сна. Я думаю, что у другой половины детей их ошибочное мнение изменится, после того как они познакомятся с моей работой.

Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

–  –  –

Я составил таблицу (Приложение 3) и мне удалось подсчитать количество времени, отводимого на сон, у учащихся в течение недели, а так же вывел среднее количество времени на сон в сутки.

Так как, по мнению специалистов, младшие школьники в среднем должны спать по 9 часов, то по 10 проведнному исследованию видно, что ребят спят положенное время и 74 % больше. 0 8 часов 9 часов 10 часов 11 часов 13 часов Однако стоит помнить: по данным всестороннего исследования природы сна, даже один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребнка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером Далее в я обратился за помощью к своему учителю, Ирине Анатольевне, чтобы она помогла мне сопоставить успеваемость ребят и продолжительность их сна за сутки.

–  –  –

По мнению исследователей, недостаток сна снижает у детей способность усваивать грамматику и орфографию родного языка, а также ухудшает понимание текстов. В то время как эти способности необходимы ученикам начальной школы, которые только учатся писать.

Таким образом, я наблюдаю прямую зависимость успеваемости учащихся от продолжительности их сна: чем меньше ребнок спит, тем ниже его успеваемость.

Как же можно помочь моим одноклассникам улучшить успеваемость?

Я предложил Ирине Анатольевне провести классный час на тему «Роль сна в жизни человека», подготовил ребятам буклеты с рекомендациями.

Думаю, что это в какой-то мере поможет ребятам пересмотреть свой режим дня и уделить внимание полноценному сну.

Действительно младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.

Теперь я понял, почему моя сестрнка так много спит.

Заключение.

Гипотеза подтвердилась. Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

ВЫВОДЫ

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

ИТОГ: гипотезы подтвердились.

Приложение 1. Анкета

1) В какой позе ты чаще всего спишь?

На спине

На животе

- «калачиком»

2) Во сколько утром вы просыпаетесь? _______

3) Во сколько вечером вы ложитесь спать_______

4) Чем занимаешься за 30 минут до сна?

5) Какие сны снятся?

Цветные

Чрно- белые

6) Что чаще всего видишь во сне?

7) Как часто тебе снятся сны?

8) Вы встате утром сами или вас будят родители?

9) Как ты думаешь, сколько должен спать ночью ученик младших классов?

10) Как вы чувствуете себя после сна?

11) Кто вы « жаворонки» или « совы»?

12) Сколько раз в день вы спите в учебные дни?

13) Сколько раз в день вы спите в выходные дни?

–  –  –

профориентацонного и технологического направления (Раздел: внеклассная деятельность по логопедии (в начальных классах)». Матасова Ольга Павловна Учитель-л...»

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 22 – детский сад комбинированного вида Опыт работы «Инновационные компьютерные

Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?»

И я решила узнать о сне больше и посвятила этому свой проект.

Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу : предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и его учебную деятельность.

Цель проекта: выявить параметры здорового сна.

Предмет исследования: параметры здорового сна.

Объект исследования: сон.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать и понять естественные физиологические процессы сна;
  • определить параметры здорового сна;
  • выявить проблемы сна у обучающихся 2 - 4 классов;
  • составить рекомендации для обучающихся 2 - 4 классов о правильной организации сна.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2 - 4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.

Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 респондентов.

Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи. И 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.

Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Подавляющее большинство школьников -«голуби». У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному.

Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание -достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособностии ухудшение качества сна.

Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.

Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали.

Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?

Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.

Исследование показало, что:

  1. Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
  2. Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

  • младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
  • только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
  • требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
  • школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.

Приложение 1. Проект «Зачем нужен сон?»

Приложение 2. Презентация.