Социальный прогресс. Социальное развитие и социальный прогресс общества. Критерии социального прогресса

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса , которое определяется приростом знания , принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ . Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше . В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт , Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям , то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса , однако по поводу морального прогресса мнения расходятся . Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям . По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития . и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок .

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову . В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь , пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика , зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса .

Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса .

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная .

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества , а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни . Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением , а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества . Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза . Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

Прежде, чем изучать социальный прогресс, следует выяснить, что означают термины «прогресс» и «регресс». Ключевыми для понимания обозначенной проблемы являются понятия «изменение» и «развитие». Изменение означает переход систем из одного состояния в другое. Изменения бывают количественные и качественные, обратимые и необратимые. Развитие же – это только качественное, закономерное и необратимое изменение систем.

Итак, три черты раскрывают суть понятия «развитие».

1. Развитие характеризует не все изменения, а лишь качественные.

2. Необратимость – важнейшая характеристика развития. Если какой-либо процесс обратим, т. е. егосвойства, качества могут появляться, исчезать и снова появляться, то это - изменение, но не развитие.

3.Закономерность. Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов, например, катастроф. Их нельзя считать развитием.

Итак: предложенное понимание развития характеризует не все виды количественных и качественных изменений, а лишь такие, в результате которых возникают закономерные, необратимые качественные изменения.

Развитие – это явление противоречивое и может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей линии - как прогресс и регресс.

Прогресс – форма развития, связанная с переходом от менее совершенного к более совершенному состоянию, от низшего к высшему.

Регресс – противоположное понятие– форма развития, связанная с переходом от высшего к низшему состоянию. Это движение назад, это процессы распада, разрушения, утраты способности системы выполнять необходимые функции.

Общественный прогресс – это восходящее, поступательное развитие человечества, связанное с переходом от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Общественное развитие носит противоречивый характер: оно есть единство прогрессивного и регрессивного. В связи с этим возникает вопрос, как отличить прогрессивное развитие от регрессивного? Другими словами, каков критерий, т. е. «мерило», признак прогрессивного развития?

Критерии общественного прогресса бывают общие и частные .

Общий критерий прогресса общества можно рассматривать как триединство следующих показателей:

1. Степень развития производительных сил общества - техники, технологии, науки, транспорта, связи и, наконец, самого главного - человека, который умеет и хочет трудиться.

2. Степень соответствия экономических, юридических, политических и других законов , действующих в обществе, потребностям развития производительных сил.

3. Степень социальной свободы трудоспособного населения исоциальной защищенности нетрудоспособного населения.

Кроме общего критерия общественного прогресса, для оценки характера развития отдельных сторон общественной жизни используются и частные критерии.

Приведем некоторые примеры частных критериев в различных сферах общественной жизни.

В духовной жизни это будут: возможности для творческого самовыражения личности; количество и качество книг, журналов, музеев, библиотек, театров, других культурных учреждений и их доступность для населения; наличие и количество свободного времени, качество досуга.

В материальной жизни важен технический прогресс, т.е. совершенствование техники, технологий, проникновение техники в сферы быта, культуры, искусства.

Подумайте над тем, что такое научный прогресс, существует ли прогресс нравственности, прогресс в области искусства.

Понятие социальных изменений
Социальные изменения - это процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений.
Изменения в обществе очень тесно связаны с культурой, поэтому к ним применим термин «социокультурные изменения». По характеру протекания социальные изменения могут подразделяться на:
1. Эволюционные - постепенное реформирование, усовершенствование, модернизация, плавные количественные преобразования.
2. Революционные - быстрые, коренные, качественные изменения.
Оба эти типа изменений тесно взаимосвязаны: именно эволюционное развитие создает условия для революционных изменений в обществе.
Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия могут привести к социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей могут использовать его, внедрить в свою практику.
Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, сопряжены.
Социальные процессы
Социальные изменения являются результатом социального взаимодействия, причем взаимодействия однонаправленного - на удовлетворение своих потребностей. Поскольку потребности у личности и социальной группы множество, значит и социальных действий много.
Социальный процесс - это совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить, идентифицировать из множества других социальных действий.
Многообразие социальных процессов предполагает их типологизацию. Американские социологи Р. Парк и Э. Берджес выделили следующие типы социальных процессов:
1. Кооперация - процесс совместной и скоординированной деятельности по достижению единой цели на основе взаимной выгоды.
Кооперация, прежде всего, связана с желанием многих людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.
Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать совместную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга или группах на работе. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована, и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах.
Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах (организации, социальные слои и общество в целом) выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей данного общества, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на основе государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, подгруппами и отдельными индивидами.
2. Конкуренция - это острое соперничество, борьба между социальными субъектами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены. Конкуренция - это борьба за достижение преимуществ, наивысших выгод. В качестве социальных ценностей, за которые идет конкурентная борьба, обычно выделяют:
. власть;
. деньги;
. статус;
. любовь;
. признательность и т. п.
Конкуренция может быть:
. личностная - когда конкуренты знают друг друга;
. безличная - когда идет борьба без идентификации соперников (за рынки сбыта, рынки сырья и т. п.).
Конкуренция в обществе выполняет ряд функций:
. распределение недостаточного вознаграждения;
. стимулирование личности к самым большим достижениям;
. деструктивная, так как в результате конкурентной борьбы можно потерять все;
. конфликтообразующая: потерпевший поражение конкурент не всегда соглашается на мирный исход и может прибегнуть к интригам, насилию. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превратится в конфликт с непредсказуемыми результатами.
3. Приспособление - это процесс принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей и эталонов поведения новой социальной среды. Приспособление - это социальный процесс, присущий социальным мигрантам как по вертикали, так и по горизонтали. Личность, не усвоившую норм и ценностей новой социальной среды или отвергаемая этой социальной средой, называется маргиналом.
Приспособление может проходить в следующих формах:
. подчинение, как обязательное условие приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;
. компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.
Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается, и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспособления мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками;
. ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
4. Амальгамизация - это процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
5. Конфликт как социальный процесс будет нами рассмотрен позже и подробно.
Понятие социального прогресса
Социальный прогресс - это всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от первобытного состояния к вершинам цивилизации.
Социальный прогресс включает в себя экономический, технический и культурный прогресс, причем фундаментом социального прогресса служит научно-технический прогресс.
Научно-технический прогресс структурно состоит:
. из технического прогресса;
. из промышленной революции;
. из информационной революции.
Развитие общества подвержено действиям законов:
1. Закон ускорения истории.
Его суть в том, что каждая последующая стадия развития общества занимает в 3 - 4 раза меньше времени, чем предыдущая. Каменный век был длиннее следующего за ним века металла, феодализм по времени короче рабовладельческого строя. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, тем быстрее, динамичнее развивается общество. В России с начала XX в. до современности сменились три цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная.
2. Закон неравномерности развития народов и наций.
В развитии человеческого общества в различное время передовую роль играли различные народы и цивилизации: Древний Восток сменился Древней Грецией и Древним Римом, Египтом; средневековая Европа передала эстафету Америке; современная Япония ассоциируется с техническим прогрессом.
Социология исследует и процесс, противоположный прогрессу - регресс.
Регресс - это попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
В отличие от прогресса, регресс носит не глобальный, а локальный характер, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Правда, некоторые ученые считают, что в случае массированного применения ядерного оружия возможно исчезновение человеческой жизни на Земле, что приведет к всеобщему регрессу.
Виды социального прогресса
В социологии различают следующие виды социального прогресса:
1. Реформа - это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
2. Социальные реформы - это реформы, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни. Социальные реформы могут быть прогрессивными и регрессивными; они проводятся правительством под давлением или по требованию народа.
3. Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
Революционные изменения в совокупности представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Социальные революции бывают кратковременными (октябрьский переворот 1917 г. в России) и долговременными (неолитическая или аграрная революция - скачок от собирательства к земледелию - началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, в других - 8 тыс. лет).
Таким образом, важным показателем жизненности общества является характер социального взаимодействия и степень прочности социальных отношений, а насколько развито общество показывает качество и скорость социального прогресса.

Вы уже знакомы с понятием социальная динамика? Общество не стоит на месте, постоянно меняя направления своего развития. Действительно ли общество наращивает темпы своего развития, какова его направленность? Как ответить на него правильно, разберем в задании 25 после темы.

«Прогресс - это движение по кругу, но все более быстрое»

Так считал американский писатель Леонард Левинсон.

Для начала вспомним, что мы уже знаем понятие и его а также проработали тему

Напомним, что одним из признаков является – развитие, движение. Социум постоянно находится в процессе изменения, необходимые ему институты развиваются, усложняя Невостребованные институты отмирают. Мы уже проследили развитие института

Посмотрим на другие важные институты – представим их развитие и социальную востребованность в них в виде таблицы:

Социальная динамика выражена в разнообразных направлениях развития общества.

Прогресс – поступательное развитие общества, выраженное в усложнении социальной структуры.

Регресс – деградация социальной структуры и общественных отношений (обратный ПРОГРЕССУ термин, его антоним) .

Понятия ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС очень условны, характерное для развития одного общества не может быть приемлемо для другого. Вспомним, что в Древней Спарте слабых новорожденных мальчиков просто сбрасывали со скалы, ибо войнами они не могли стать. Сегодня этот обычай для нас выглядит варварским.

Эволюция – постепенное развитие общества (обратный РЕВОЛЮЦИИ термин, его антоним) . Одной из его форм является реформа – изменение, исходящее от и меняющее отношения в одной из сфер (например, аграрная реформа П.А. Столыпина) . РЕВОЛЮЦИЯ в смысле исходит от

Социальная динамика является предметом изучения одной из наук об ОБЩЕСТВЕ – социальной Существуют два основных подхода к изучению общества.

По Марксу, каждое общество должно пройти все ступени развития и прийти к (линейность развития). Цивилизационным подход предусматривает альтернативность путей каждой параллельное существование обществ с разным уровнем развития, что более соответствует современным реалиям. Именно этот подход наиболее востребован в контексте заданий ЕГЭ.

Попробуем сравнить три типа обществ по разным важным параметрам в виде таблицы:

И сделаем вывод, что в историческом развитии выделяют три основных типа общества:

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на и преобладании и

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на внедрении в ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве (компьютерных в производстве, Результат XX века.

Таким образом, мы сегодня проработали следующие важные темы из

  • Понятие общественный прогресс;
  • Многовариантность общественного развития (типы обществ).

А теперь ПРАКТИКУМ ! ЗАКРЕПЛЯЕМ ПОЛУЧЕННЫЕ СЕГОДНЯ ЗНАНИЯ!

Выполняем

задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, раскрывающее особенности прогресса, и одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) определения прогресса.

Для начала не делаем наиболее распространенную ошибку, связанную с этим заданием. От нас требуется не два предложения, а ПОНЯТИЕ и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЯ (всего три!). Итак, вспомнили понятие прогресса – поступательное развитие общества, его движение вперед. Подберем синоним слова критерий – мера, мерило . Соответственно:
«Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.

И, запоминаем, что хотя степень развитости общества можно измерить по разному (существует масса подходов – уровень развития науки, техники и технологии, степень демократичности, общепринят единый критерий – гуманность общества). Итак:

2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.

Таким образом, вот как выглядит наш ответ:

25. «Критерий прогресса» - мера, по которой судят о степени развитости общества.

  1. Особенностью прогресса является его противоречивость, все критерии прогресса субъективны.
  2. Универсальным критерием определения прогресса считается степень гуманности общества, возможность предоставить максимальные условия развития каждому человеку.