Строение психики. Структура человеческой психики

Этимологически слово “психика ” (греч.душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущ­ность, где внеположность и многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие при­роды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в пси­хическом отражении поступающая информация подверга­ется специфической обработке, т.е. психическое отраже­ние- это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как при­надлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, за­висит от субъективных особенностей. Психика-это “субъективный образ объективного мира ”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Пси­хические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе харак­теристики внешних объектов/а ее внутренних физиологи­ческих процессов, при помощи которых психическое воз­никает. Преобразования сигналов, совершающиеся в моз­гу, воспринимаются человеком как события, разыгрываю­щиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг вы­деляет психику, мысль подобно тому, как печень выде­ляет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождеств­ляют психику с нервными процессами, не видят качествен­ных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.



Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлени­ям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение; эмоциональ­ные- активные и пассивные переживания; волевые- ре­шение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психичес­кие процессы протекают с различной быстротой и интен­сивностью в зависимости от особенностей внешних воз­действий и состояний личности.

Подпсихическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и т.п.),

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует по­нимать устойчивые образования, обеспечивающие опре­деленный качественно-количественный уровень деятель­ности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепен­но в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и прак­тической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно класси­фицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познава­тельной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свой­ства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - реши­тельность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они син­тезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребнос­тей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из­бирательность и уровень активности человека); 2) темпе­рамент (систему природных свойств личности - подвиж­ность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмо­циональных свойств, определяющую творческие возмож­ности личности) и, наконец, 4) характер как систему от­ношений и способов поведения.

3. Методы психологического исследования.

Для решения задач психологии применяются следующие методы:

  • лабораторный и естественный эксперимент;
  • наблюдение;
  • исследование продуктов деятельности;
  • анкетирование и тестирование;
  • биографический метод;
  • психологическое моделирование;
  • сравнительно-генетический метод и др.

Метод эксперимента - основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.

Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача - обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.

Вестественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.

Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.

К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности , который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования.

Метод тестирования (англ. test - проба, испытание) - метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Психологический тест - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого

Ценность тестов зависит от их валидности и надежности - их предварительной экспериментальной проверки.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa - причина и греч. metro - измерение) - причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования . Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны - распознающие системы).

Сравнительно-генетический метод - способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.

Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии - групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии - измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называетсясоциограммой.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется методподставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности .

Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования : выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.

По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

Ещё древние греки отмечали две составляющие каждого человека. Первая – его вешние, предметные, вещественные проявления. Вторая – внутренние особенности человека, составляемые чувствами, эмоциями, желаниями, воспоминаниями. Это и есть проявления психической жизни человека.

Под психикой понимается скоординированный ответ высокоорганизованного индивидуума на внешние воздействия окружающей реальности. Формирующийся при этом психический образ позволяет контролировать поведенческие реакции индивидуума. Из определения становятся понятно основное значение психики в жизни человека: индивидуализированное отображение окружающей реальности и регулирование ответного поведения.

Психика – это внутреннее отображение событий внешнего мира.

Структура психики

С структурной точки зрения психику рассматривают как сложно организованную многоуровневую систему. В большинстве сложные системы имеют специфическую организацию, динамику и структуру.

Важнейшее свойство психики, на которое указывает большинство исследователей – нерасчленимость, целостность. Психикой человека называется сложная по соотношениям и взаимодействию совокупность сформированная психическими процессами, состояниями, свойствами, образованиями.

Психические процессы

Под психическими процессами понимают завершённые реакции организма на сигналы поступающие от внутренних или внешних раздражителей, характеризующиеся началом, поступательным развитием и концом.

Всю совокупность психических процессов можно подразделить на познавательные, эмоциональные, волевые.

Всем психическим процессам свойственна объединенность в общий поток сознания с целью адекватного отображения реальности и возможности осуществления деятельности. Скорость психических процессов определяется характерологическими особенностями личности и интенсивности вызывающих их раздражителей.

Психические состояния

Уровни работоспособности индивида, определяющие качественный фон его деятельности называются психическими состояниями. Именно от психических состояний зависят стадии высокой и низкой личностной активности. Определяются как физиологическими факторами, так и кратковременными внешними воздействиями (например, похвалой или осуждением и т.п.).

Состояния классифицируют по трём группам: общее психическое состояние, настроение (эмоциональный фон), вдохновение (состояние творчества).

Психические свойства

Являются относительно стабильным образованием, отображающие типичный для конкретного индивида характер деятельности в качественно-количественном выражении.

По структурной организации психические свойства классифицируют на четыре группы:

  • Жизненную позицию, определяющую уровень активности и избирательности человека, формируют интересы, убеждения, идеалы;
  • Под понимают природные врождённые свойства личности, обусловливающие степень подвижности, активность, уравновешенность;
  • Способность к творческому самовыражению, выраженность эмоциональных проявлений, развитость воли и определяют способности;
  • Совокупностью отношений и способов поведения формируется характер.

Психические образования человека

Под влиянием приобретённых в процессе жизни опыта и знаний складываются психические образования индивидуума. Они определяют качество профессиональной деятельности. Обобщённым представлением психических образований считают сознательность.

В целом психическая деятельность это нечто большее, чем просто совокупность нейро-гуморальной деятельности нервной ткани. Психическое возникает в результате совокупной обработки внешних и внутренних сигналов. Психика – это совокупный продукт обработки головным мозгом массы поступающих сигналов на качественно ином уровне.

Функции психики

Возможность адекватного индивидуального отображения внешнего мира обусловлено функциями психики. Физиологической основой функционирования психики – сложная совокупность множества афферентно и эфферентно направленных связей. За некоторые функции строго отвечают определённые участки мозга. Другие диффузно распределяются по всей коре головного мозга и при необходимости легко делегируются. Участием в формировании функциональных ответов нескольких отделов мозга, обеспечивается возможность их регулирования. Функции психики описаны ниже.

Функция отражательная

Ежедневное влияние на психику человека оказывает огромное количество факторов, способных значительно корректировать эту функцию. Воздействие любого явления часто определяется условиями и временем воздействия, в голове у человека отображаются образы всех событий и объектов окружающего мира.

Выделяют три формы отражения: восприятие неживую природу, отражающие происходящие физиологические процессы и отражение сознания.

Благодаря своей динамичности, отражение позволяет выработать ответ на конкретную сложившуюся ситуацию. Человек адекватно воспринимает происходящую ситуацию без попыток её преобразовать.

Функция регулятивная

Восприятие окружающих событий не пассивный процесс. Благодаря регулятивной способности психики, человек может регулировать свое отношение, ставить задачи, воспринимать мотивацию и потребности. Благодаря психике изменяется поведение человека.

Выделяют две разновидности регулятивной функции: при направленности на достижение результата – конструктивная, при авантюрной и рискованной направленности – деструктивной.

Функция познавательная

Используется указанная функция для осмысления конкретной ситуации со всевозможных сторон с целью оптимальной адаптации. Это позволяет максимально комфортно чувствовать себя практически в любых условиях. Эта же функция позволяет каждому уникальному по своей сути индивидууму существовать как части общего социума.

Психика человека сложноорганизованная структура позволяющая динамически изменять свои компоненты для лучшей приспосабливаемости человека.

Структура психики человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы можно подразделить на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усиление и т.д.). Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психическое состояние - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности, характер, направленность. Психические свойства синтезируются и формируют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  • o жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);
  • o темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
  • o способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  • o характер как систему отношений и способов поведения. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание - это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

К свойствам сознания относятся познание и переживание, следовательно, сюда включены также мышление и эмоции. Основная функция мышления - выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. Основная функция эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

"Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: "Мое отношение к моей среде - есть мое сознание" (К. Маркс).

Важнейшая характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой определенные цели, принимает волевые решения, координирует и корректирует свои действия, т.е. поступает сознательно.

Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Основными функциями сознания являются: а) отражательная; б) порождающая (творчески-креативная); в) регулятивно-оценочная; г) рефлексивная.

Рефлексия - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и, наконец, личное сознание человека. Благодаря рефлексии сознания, человек может смотреть на себя с точки зрения других людей.

"Сознание, - писал Э. В. Ильенков, - собственно только и возникает гам, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, только гам, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности".

Одной из главных характеристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (сознанию).

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  • 1) бытийное сознание (сознание для бытия). Оно включает в себя: а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;
  • 2) рефлективное сознание (сознание для сознания). Оно включает значение и смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения (понятия). Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл как важная характеристика сознания в отличие от универсального "значения для всех" фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, отражает его опыт и значимость индивидуальной деятельности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В заключение перечислим отличительные признаки сознания:

  • 1) обусловленность социальными условиями;
  • 2) творческое преобразование действительности;
  • 3) прогнозирующий характер деятельности;
  • 4) отражение мира в его существенных связях и отношениях;
  • 5) наличие самосознания.

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.