Существительное на ия в дательном падеже. Правило окончание ии и ие. Гласный на конце основы в существительных на «-ий», «-ия», «-ие»

1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на -ий и -ие в предл. п. и жен. рода на -ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , напр.: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на -ие и -ье, -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – : ср., напр., вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание . Перечень таких слов: змий – о зми́е, кий – о ки́е (вариант: о кие́ ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие .

Класс: 5

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Т.А.Ладыженская, М.Т.баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

Цель урока: познакомиться с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

Планируемые результаты:

  • Предметные умения :
    • составление алгоритма действия при написании е -и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;
    • владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных
    • правильное применение правила на письме;
  • Метапредметные умения:
    • овладение приемами отбора и систематизации материала;
    • адекватное восприятие текста на слух;
    • умение аргументировать свои мысли при ответе;
    • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Личностные умения:
    • умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
    • стремление к речевому самосовершенствованию;
    • способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа. УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
Включение в деловой ритм.
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. – Добрый день, ребята!
На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2)
– Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи!
– Почему так важно настроение на уроке?
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова (Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3)

Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон _, о ел_
3) в клетк _, в торт _, в здани_
4) к улиц _, к туч _, к акаци _

1 группа : лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2 группа : все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е , а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

3 группа : все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное « здание» ср.р., 2 склонения – значит, тоже -е ?

4 группа : все существительные 1 склонения, Д.п., окончание -е.
В «к акаци _» -е ? или -и ?

– Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

Метапредметные результаты
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин.)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на -ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритм его определения постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутствия ЗУ) и организует работу учащихся по её исследованию.
Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определение цели и темы урока
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

Ставят цель, формулируют проблему и тему урока

Постановка проблемы (2 мин.)

– Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?
– Что вызвало затруднение?
– Какую букву вы напишете в окончании существительных «в здании _» и «к акации _» ?
(Слайд 4) Цель, тема урока (1 мин.)
2 3 4 – Какова цель нашего урока? (Узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на -ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).
– Значит, тема урока…

– Почему мнения разошлись? В чём проблема? (Мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании) .
Организует работу в группах, парах, обеспечивает контроль за выполнением заданий

Изучают информацию в учебнике, с.69

Работают с электронным образовательным ресурсом (далее ЭОР), готовят
скриншот и выступление (парная работа)

Составляют алгоритм действия (групповая работа)

Открытие нового (10 мин)

1. Формулирование проблемного вопроса по новой теме

2. Изучение материала в учебнике на с. 69.

(Слайд 5)

3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление.

(Слайд 6)

4. Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на -ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы)

5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил)
(Слайд 7) 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на -ия, -ие, -ий)

– Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретические сведения по новой теме, полученные из ЭОР, с материалом в учебнике
– Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».
– Почему так важно правильно знать данный материал?

Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)

Организует физминутку Выполняют физминутку Физминутка

– А теперь все встали!
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

IV. Закрепление изученного

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на -ия, -ие, -ий.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Работают с учебником.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Дают самооценку результатам своей учебной деятельности (работа в паре, индивидуально)
Первичное закрепление

(Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании -и .
– Сформулируйте вывод о правописании окончаний существительных
(Слайд 9) Работают в паре, выполняя упр. 541
– Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

– В чем разница правописания существительных?
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Оценка (Р)
Управление поведением партнера (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение
Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами
Включение нового в систему знаний и повторение

(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1 )

Самостоятельная работа с целью контроля знаний

(Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог) (Приложение 2 )

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся

Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
(Слайд 12)
– Какую цель ставили?
– Удалось достичь поставленной цели?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что вызвало особые затруднения?
– Где можно применить новые знания?
– Назовите ключевые слова темы.
– Выберите смайлик, который
соответствует вашему настроению, и покажите.
(Слайд 13) Задание на дом.
1) Выполнить
– упр.540, 542 (одно на выбор);
– тест №5, варианты 1,2, задания 1–4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).
2) Задание повышенного уровня:
приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?
Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей.
(Слайд 14) Спасибо за работу.
– Сравните свое настроение в начале и конце урока.
– С чем это связано?

Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

Список литературы:

  1. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.
  4. Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.
  5. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / – М.: «Грамотей», 2009.

Электронный учебный модуль информационного типа:

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы правильно написать безударные окончания существительных, в большинстве случаев (кроме слов, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ) достаточно определить, к какому склонению относится слово, и посмотреть, как пишутся слова с ударными окончаниями из этого же склонения в такой же форме.

При проверке для первого склонения удобно пользоваться словами ТРАВА, ЗЕМЛЯ, для второго – ОКНО, СЛОН, для третьего – СТЕПЬ, ЦЕПЬ. В этих словах все окончания ударные.

Например, мы сомневаемся, что писать на конце словосочетания «КЛЯКСЫ В ТЕТРАД_». Слово ТЕТРАДЬ третьего склонения. Подставляем проверочное слово «В СТЕПИ». Следовательно писать надо «КЛЯКСЫ В ТЕТРАДИ», с буквой И на конце.

У существительных женского рода, оканчивающихся на -ИЯ, пишется в родительном, дательном и предложном падежах окончание -И (АРМИЯ – от АРМИИ, к АРМИИ, об АРМИИ; НАТАЛИЯ – от НАТАЛИИ, к НАТАЛИИ, о НАТАЛИИ), у существительных мужского рода на -ИЙ и среднего рода на -ИЕ в предложном падеже пишется окончание –И (САНАТОРИЙ – о САНАТОРИИ, СОЗВЕЗДИЕ – о СОЗВЕЗДИИ).

КРОМЕ ЭТОГО, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

1. После суффиксов -УШК-, -ЮШК-, -ЫШК-, -ИШК- у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода пишется окончание –А, например: ЗИМУШКА, СТРАСТИШКА, КУПЧИЩКА, ТРУСИШКА. У существительных среднего рода и неодушевленных существительных мужского рода после этих суффиксов пишется окончание –О, например: ГОРЮШКО, ГОЛОСИШКО, МОЛОЧИШКО, РУБЛИШКО.

2. После суффикса –ИЩ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание –Е, а у существительных женского рода – окончание – А. Например: ВЕЛИКАНИЩЕ, ГОРОДИЩЕ, БОЛОТИЩЕ, БРЕВНИЩЕ, СКУЧИЩА, СИЛИЩА. Во множественном числе после суффикса -ИЩ- у существительных мужского и женского рода пишется окончание –И, а у существительных среднего рода – окончание – А. Например: ЗАБОРИЩИ, САПОЖИЩИ, ЛАДОНИЩИ, БОЛОТИЩА, ОКОНИЩА.

3. Односложные существительные ВИЙ и КИЙ имеют в форме предложного падежа окончание -Е.

4. В личных именах и фамилиях восточного происхождения, оканчивающихся на -ИЯ и имеющих ударение на последнем слоге, пишется в дательном и предложном падеже окончание Е: письмо Зульфие, мечтать об Алие (им. п. - Зульфия, Алия).

Упражнение

Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин)

«Эй, пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк - от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». (Чингиз Айтматов, Белый пароход)

Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский)

Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский).

В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский)

Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин)

«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », - еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры)

Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит, и мертвый в пол_ стебль колышет, и елей ветви шевелит. (Ф.Тютчев)

Нельзя, милостивый государь, - помаленьку ковыряем, гроши собираем, авось детишкам на молочишк_ вышьем, - сказал Филат Никитич. (Ф. Решетников, Между людьми)

Темперамент, любопытство, силищ_ - все в его могучей натуре мешает ему осесть на открытых им землях, он дарит́ их другим, а сам спешит дальше. (Даниил Гранин, Зубр)

Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазур_ весело играя. (М. Лермонтов).

Софь_ Ивановне очень хотелось ехать, и мы решили вверить свою судьбу нервному ямщику. (Н. Тэффи, Горы)

Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софи_ : во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. (Н. Костомаров, Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей)

Будь же ты в стихи_ бурной то угрюма, то светла. (Ф.Тютчев).

В этом волнени_ , в этом сиянь_ , весь, как во сне, я потерян стою; о, как охотно бы в их обаянь_ всю потопил бы я душу свою. (Ф. Тютчев).

А винищ_ откупщик Мамонтов продавал такое же поганое, как и десять лет назад было, при Василье Александровиче Кокореве. (Н. Лесков, Житие одной бабы)

Мне наскучило, девиц_ , одинешенькой в светлиц_ , шить узоры серебром. (К. Аксаков)

В доме и в соседств_ , все, от дворовой девк_ до дворовой собак_ , бежало прочь, его завидя (Н. Гоголь)

Замелькали пожарищ_ , помятые кусты, черные, еще дымящиеся развалины. (Ю. Домбровский, Обезьяна приходит за своим черепом)

И путник усталый на Бога роптал: он жаждой томился и тен_ алкал, в пустын_ блуждая три дня и три ноч_ …(А.Пушкин).

За церковью, поперек проезда, распластался бетонный корпус, весь в стекле и алюмини_ . (Ю. Дружников, Виза в позавчера)

Я замечал, крепился, а тут вдруг, на беду мою (а может, и к счастью!), как снег на голову ремонтер наскакал на наш городишк_ . (Ф. Достоевский, Ползунков)

В задумчивост_ и в каком-то бессмысленном рассуждени_ о странност_ положения своего стал разливать чай (Н. Гоголь).

На самом деле это был Скворушк_ , совсем молоденький, желторотый: он даже не знал, что таких гусениц не едят, и был очень горд своей добычей. (Борис Заходер, Сказки для людей)