Такие разные кубики. Развивает любая игрушка, или десять способов поиграть с кубиками

Об играх с кубиками с детьми до 2 лет.

Деревянные кубики с буквами и цифрами - замечательная универсальная игрушка для детей от года и до тех пор, пока играется. Они не только помогут научить ребенка узнавать буквы и цифры, но и будут способствовать развитию мелкой моторики, ловкости, воображения, образного мышления, навыков конструирования, целенаправленности собственных действий.
"Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр".
С совсем малышами и деревянными кубиками можно играть в прятки . Берем кубик, прячем его под платок. С большими глазами спрашиваем «А где кубик?» и наход
им его. Постепенно малыш сам научиться убирать платок. А еще кубиками можно стучать друг об друга, кидать их, и просто ощупывать .
С малышами от года из кубиков можно строить башню . Конечно, оставлять кроху наедине с деревянными кубиками не стоит. У них есть острые углы, поэтому они не безопасны для игры без присмотра. Лучше купить малышу мягкие кубики - «мякиши». А деревянные кубики пригодятся для сравнения «мягкий» и «твердый». Кроме того, они не такие тяжёлые для детской руки, как деревянные. Башню можно строить и не одну. Сделайте две - одну низкую (2-3 кубика), другую высокую (5-7 кубиков). Объясните в духе «Смотри, мы построили две башни - одну высокую, а вторую низкую». Будет замечательно, если подключить к словам жесты - на «высокая башня» руку поднимаем вверх, на «низкая башня» вниз. Можно взять руку ребенка в свою и повторить движения вместе. Если сделать три башни разного размера, то можно познакомить ваше чадо и с понятием «средняя» . А если к игре подключить любимую игрушку, то можно научить ребенка сравнивать предметы. «Вот башня ростом с твоего мишку, а эта башня выше и т.п.»
Аналогично с помощью кубиков можно осваивать понятия «длинный» и «короткий» . Строим две дорожки в один ряд каждая, берем несколько игрушек, и они начинают бегать, то по одной, то по другой. Обязательно озвучиваем названия дорожек. По тому же принципу учим «широкий» и «узкий» . Дорожки одинаковой длины, но разной ширины.
А можно построить дорожку для мяча . Два ряда одинаковой длины на некотором расстоянии друг от друга. Толкаем мяч, и вот он уже на другом конце. Получилось? Делаем дорожку чуть длиннее и т.д. А потом делаем ворота и стараемся заг
нать мяч туда. Хорошее упражнение на развитие точности движений и расчет силы удара.
Вернемся к башням и детям чуть постарше. Делаем башню ростом с какую-нибудь
. Перед ней раскладываем еще несколько. Просим малыша найти игрушку одной высоты с башней. Можно построить несколько разных башенок. Главное, чтобы каждой соответствовала своя игрушка. И ищем жителей башенок.
С деревянными кубиками можно придумать бесконечное количество игр - упражнений. Они помогают постепенно освоить различные понятия, обогащают сенсорный опыт, способствуют получению не только конкретных представлений о форме, величине предметов, но и простых конструктивно-строительных умений. Играйте с ребенком в кубики!
У кого из вас в детстве не было кубиков? Да-да, самых простых, цветных, возможно, с буквами алфавита…

Кто-то считает их пережитком прошлого и старается покупать крохе новомодные игрушки, а кто-то наоборот – ходит по магазинам в поисках наиболее оптимального набора кубиков для малыша. Нужны ли такие игрушки современным детям? Давайте порассуждаем и рассмотрим варианты игр с кубиками.

Кубики – самое простое, что можно предложить ребенку. Это первый конструктор для малыша, первые игрушки, позволяющие осознать многообразие форм, развить тактильное восприятие, мелкую и крупную моторику. Сегодня можно купить , пластмассовые или тканевые кубики. Игрушки этой формы делают как для новорожденных малышей, так и для деток постарше. Именно этот факт говорит в пользу кубиков для развития крохи.

Игры для малышей с кубиками

Развитие тактильных ощущений и моторики рук

Играть кубиками можно даже с новорожденным. Например, купите крохе набор ярких тканевых или пластмассовых кубиков. Проведите ладошкой малыша по граням и комментируйте ощущения: «Этот кубик гладкий, скользкий, а этот – мягкий и шершавый». Обратите внимание крохи на то, что тканевые игрушки можно мять, а пластмассовые – твердые. Хорошо, если грани кубика имеют разную фактуру: выпуклости, прорезиненные части, шершавые элементы.

Развитие зрения

Игры с кубиками для детей раннего возраста являются хорошей базой для развития зрения крохи и формирования глазомера. Посредством этого нехитрого материала малыш сможет выучить основные цвета, научиться сопоставлять фигурки по размеру. Подбирайте кубики ярких оттенков, ориентируясь на возрастные особенности цветовосприятия карапуза.

Развитие слуха

Купите малышу мягкие кубики с гремящим шариком внутри и развивайте слух крохи. Позвените игрушкой у одного ушка, потом у другого. Как только ребенок поймет, откуда исходит звук, усложняйте задачу и производите подобные действия на расстоянии. Хорошо, если кубики будут издавать разные звуки.

Развитие логики и наблюдательности

Сегодня производители игрушек для детей выпускают кубики с секретом. Например, есть наборы с прозрачными элементами, внутрь которых вставлена фигурка или пищалка. Покажите крохе, как играть такими кубиками, попробуйте вместе собрать башенку, расставив спрятанных внутрь героев по росту (цвету). Есть также кубики, на гранях которых нанесены изображения: они могут быть сюжетными или же представлять собой частипазла. Попробуйте вместе с малышом собрать картинку из отдельных фрагментов. Поверьте, крохе это очень понравится. Очень полезны игры с кубиками и мячиками одновременно: попросите ребенка сравнить, как катится сфера и кубик, наверняка малыш быстро поймет нужные свойства.

Развитие координации движений

Самое простое, что можно сделать с кубиками, – это построить башенку. Для ребенка 10-12 месяцев это достаточно трудная задача, ведь необходимо сконцентрироваться, аккуратно поставить один кубик на другой, подбирая элементы определенного размера и фактуры. Это чрезвычайно полезное занятие для вашего карапуза. Такая игра познакомит малыша с понятием части и целого. Кроме того, посредством такого строительства можно научить ребенка счету.

Развивающие игры с кубиками для детей постарше

Возьмите кубик и предложите ребенку найти в квартире предметы, похожие по форме на эту игрушку. Классикой жанра являются кубики с буквами, которые считаются идеальным материалом для обучения крохи .

Можно заниматься по методике Зайцева, а можно придумать свои игры. Например, возьмите кубик с буквой «А». Представьте, что она идет пить чай, распевая свою песенку: «Аааааааа». Поет до тех пор, пока не придет в гости к букве «М», которая тут же коротко представляется, сообщает, как ее зовут: «М». Несколько раз проговорите, что у вас получилось, постепенно приближая звуки друг к другу и сливая слог: ааааам, ааам, ам! Скажите малышу, что получилось у ваших героев. Теперь буква «А» отправляется дальше в гости к другим согласным, только озвучивать этот процесс теперь уже предоставьте самому ребенку.

Видите, кубики – не скучно, а наоборот – очень весело. Подарите своему малышу возможность развиваться, играя в интересные игры.

Современная индустрия игрушек предлагает малышам и их заботливым родителям множество вариантов такой популярной развивающей игрушки, как кубики. В традиционных и интернет-магазинах можно купить мягкие кубики для самых маленьких, кубы-сортёры, кубики-пазлы и пр. Но сегодня речь в нашем материале не о них. Сегодня мы расскажем вам, как играть в кубики с ребёнком от 6 месяцев и старше, используя самые обычные игрушки.

Для игр, которые мы опишем, лучше всего выбирать традиционные деревянные кубики. Такая игрушка имеет ряд достоинств:

  • развивает тактильные ощущения малыша;
  • в качестве строительного материала демонстрирует отличную устойчивость;
  • помогает составить верное представление о весе предмета.

Прекрасно, если в вашем распоряжении набор, в котором кроме кубиков есть и другие «строительные материалы»: арки, конусы, цилиндры, кирпичи-параллелепипеды (объёмные прямоугольники).

Идея 1. Строим башню

Свои первые башни из кубиков ребёнок готов построить уже в возрасте 6–7 месяцев. Конечно, сначала не без помощи родителей. И башенка будет совсем небольшой - буквально 2–3 криво поставленных друг на друга детали. Но по мере развития мелкой моторики развиваются и строительные навыки карапуза. Чем более ловкими и точными становятся движения вашего юного строителя, тем интереснее становится игра:

  • соревнуйтесь, кто построит самую высокую башню;
  • создайте общую башню, добавляя кубики по очереди;
  • стройте крепостную башню с оконцами (для этого в нижний ряд надо поставить пару кубиков, а сверху «проём» закрыть третьим элементом).

Идея 2. Кубические сюжеты

По воле детского воображения кубики способны превращаться в персонажей сюжетно-ролевой игры:

  • кубик-мама укладывает кубик-дочку в постель из кубиков;
  • кубики-гости пришли в гости к главному кубику и стали из кубиков-посуды пить чай и есть угощения;
  • синие кубики - славные и отважные мушкетёры, а красные - гвардейцы кардинала.

Придумывайте сюжеты и играйте от души. Польза от такого досуга огромна, ведь сюжетно-ролевые игры прекрасно тренируют коммуникативные навыки, развивают творческие способности и фантазию, учат взаимодействовать в команде и удерживать в голове созданные игровые ситуации.

Идея 3. Тренируем меткость, развиваем ловкость

С кубиками можно придумать очень интересные игры на развитие координации движений.

  • Приготовьте две большие коробки и кидайте в них кубики с расстояния в 5 гигантских шагов. Кто больше кубиков закинет в свою коробку за 1 минуту, тот и победил.
  • Выложите из кубиков длинную дорожку. А теперь запускайте по кубической тропинке мячик. У кого мячик прокатится дальше? Кстати, чтобы играть было чуть легче, можно делать тропинку в несколько рядков.
  • Постройте из кубиков 5 небольших башенок и на каждую из них усадите по солдатику. А теперь надо маленьким мячиком сбить противников. Можно вместо мячика взять детский пистолет с мягкими шариками-пулями или безопасную рогатку.

Идея 4. Полоса препятствий

Набор кубиков - отличный материал для строительства полосы препятствий.

Самым маленьким можно предложить перешагивать короткие цепочки высотой в один кубик.

Растёт малыш, а вместе с ним возрастает и уровень сложности этой увлекательной подвижной игры с кубиками для детей. Если в доме несколько ребятишек, то можно устроить настоящие спортивные состязания с вручением символических призов. Какие дисциплины включить в программу соревнований, решать вам. Вариантов масса:

  • сбор башни на время;
  • закидывание кубиков в цель на время;
  • перепрыгивание через стенку из кубиков;
  • прохождение «кубического» лабиринта;
  • челночный бег с кубиками;
  • прыжки с кубиками между колен.

Проявите творчество и изобретательность, используя детские кубики в качестве оригинального физкультурного оборудования. Интересно будет всем!

Идея 5. Кубические миры

Натренировавшись строить башни из кубиков, пора переходить к более серьёзному строительству. Конечно, чем больше арсенал, тем масштабнее будет работа. Можно возводить замки и мосты, дороги и гаражи… А когда город будет застроен, его можно населять игрушками или, опять же, кубиками. И, конечно, по дорогам пусть катаются машины, в замках заплетают косы принцессы, а бесстрашные принцы пусть кружатся над поселением на приручённых драконах.

  • Можно построить зоопарк и заселить загоны разнообразными питомцами;
  • можно возвести детский сад, в котором так уютно будет маленьким пупсам вести свою садиковскую жизнь;
  • можно из кубиков создать больницу, где добрый доктор Айболит непременно вылечит всех-всех животных.

Подобная игра очень затягивает, поэтому по возможности выделите для строителя такое место, где кубики без ущерба для домочадцев можно оставить неубранными на пару-тройку дней. Вероятно, первоначальный проект по мере погружения своего создателя в сюжет будет обрастать всё новыми и новыми элементами.

Идея 6. Кубики учат

Красивые яркие кубики - эффективный дидактический материал для изучения цветов, букв и основ математики. Существует множество способов ощутимо повысить развивающую ценность весёлой детской игры:

  • строить башни из кубиков заданных цветов;
  • сравнивать башни по количеству этажей;
  • выкладывать из кубиков цветные узоры по образцу или под диктовку;
  • закидывать в коробки кубики определённого цвета;
  • строить гаражи такого же цвета, как имеющиеся в автопарке машины;
  • выкладывать из кубиков с буквами слова;
  • случайным образом вытаскивать из коробки кубик с буквой и на время придумывать слова, начинающиеся на эту букву.

Главное начать! В скором времени вы удивитесь, как легко придумываются новые способы поиграть с малышом в кубики. Наш вам совет: не убирайте эту игрушку далеко. Интересные игры наверняка надолго увлекут вашего карапуза.

Счастливого вам родительства, друзья!

1. Простой набор из 4-6 кубиков подойдет ребенку примерно с 9-12 месяцев. Поиграйте сначала в «прятки», забросив кубики в непрозрачный пакет или мешочек. Потрясите мешочек. Слышите, как приятно постукивают друг об друга деревянные кубики? Услышав этот звук, малыш проявит любопытство. Дайте ему хорошенько изучить игрушку, повертеть кубики в руках, покидать их на пол при желании.

2. После знакомства с новой игрушкой, примерно с 1 года, можно показать малышу, . Постепенно уровень мелкой моторики позволит ребенку делать это аккуратнее и получать необыкновенное удовольствие в самом конце, когда одним движением, с грохотом, можно снова развалить башню на части.

3. Освоив строительство башни, можно взять еще один набор кубиков и . Вот эта – самая низкая, эта средняя, а эта башня выше всего. Сравните «рост» любимых игрушек и высоту башенки. Зайка выше башни, а неваляшка, например, одинаковой высоты.

4. . Поставьте два кубика на таком расстоянии друг от друга, чтобы сверху можно было поставить третий кубик – и он не упал бы. Если у ребенка получается, стройте большие дома с окошками разной высоты и «поселяйте» туда любимые игрушки. Пускай они выглядывают из окошек и машут лапками, приветствуя малыша.


5. Выложите из кубиков небольшую дорожку и попробуйте прокатить по ней мячик как можно дальше. По мере того, как у малыша будет получаться, можно удлинять дорожку.

6. Из кубиков можно построить стенку, за которой небольшие игрушки могли бы прятаться. Поросята – от серого волка. Колобок – от лисы.

7. Примерно с 3-х лет можно подключать в игру с кубиками ролевой элемент. , лодки, кукольная мебель, фрукты и овощи, кусок именинного пирога, да что угодно. Всё зависит от сюжета игры и фантазии. Главное, показать ребенку, что любая игрушка при его желании может быстро менять свое назначение.

8. В этом же возрасте можно устроить соревнования по закидыванию кубиков в ведерко. Проследите, чтобы в округе не было ничего бьющегося и живого, и вперед тренировать меткость.

9. В 3-4 года с набором кубиков можно изучать цвета, сортируя их по разным кучкам или подбирая к каждому кубику игрушки соответствующего цвета. Пускай красная машинка заезжает в красный гараж, а лягушка поселится в зеленом домике.


10. Дети с 4-5 лет уже готовы строить из кубиков настоящие замки и города. Им нравится исследовать на практике законы равновесия и силы тяжести. Не ругайте их, если вся комната завалена кубиками. Пускай построенный зоопарк или автомастерская простоят на полу до утра, а завтра обрастут новыми пристройками и деталями. В этом же возрасте можно приобрести

С детскими кубиками так интересно играть и учиться, ведь все они разные! Однако важно не переусердствовать и выбрать для ребенка кубики в соответствии с его возрастом.

Детские кубики: от 0 до 3 месяцев

Ребенок еще совсем маленький и только начинает знакомиться с окружающим миром. В перерывах между сном и кормлением малыш учится наблюдать и слушать, запоминать и узнавать увиденное и услышанное. Первые детские игрушки , среди которых есть и кубики с маркировкой «0+», как раз и способствуют развитию таких навыков. Конечно же, в этой возрастной категории речь не идет о кубиках как о строительном материале. Для ребенка они сейчас – интересный объект для рассматривания и забавная погремушка «в одном лице». Производители это учитывают, поэтому самым маленьким они предлагают мягконабивные текстильные кубики, грани которых сшиты из тканей ярких цветов: красного, желтого, синего, зеленого. Для развития у младенца зрительного восприятия и сосредоточения в расцветку кубиков включаются контрастные по цвету рисунки, аппликации, нашивки. В том числе есть кубики и в черно-белом формате – на их гранях малыши найдут четкие и простые линии геометрических узоров, полосы, шахматные клетки, круги, точки, спирали и т. п.

Играем в кубики

Понятно, что для игры в кубики с большим набором ребенок еще не дорос. Пока ему будет вполне достаточно одного или пары кубиков, поэтому для самых маленьких они и продаются либо поштучно, либо в мини-комплектах по 2–3 штуки в каждом. Держа ребенка на руках, мама показывает ему кубик, поворачивая его то одной, то другой стороной к ребенку. В этом плане у кубиков есть преимущество перед другими игрушками: все шесть сторон младенческого кубика совершенно разные по цвету и оформлению, поэтому малыш каждую грань воспринимает как новую игрушку и интерес к ней долго не угасает. Нередко такие кубики имеют подвесы на липучке, карабине или просто в виде петли – игрушку можно прикрепить к стенке кроватки, перекладине турничка или к коляске. Размещенный в поле зрения малыша, яркий и цветной кубик будет всегда с ним рядом, ненавязчиво привлекая к себе взгляд ребенка.

Озвученные кубики участвуют в играх на развитие слухового восприятия. Так, внутри мягких кубиков, как правило, вшита погремушка или бубенчик: при встряхивании кубик гремит или звенит. Конечно же, на первых порах трясти кубик-погремушку будет мама, демонстрируя своему малышу звуковые возможности игрушки. Обычно к трем месяцам младенцы уже способны локализировать источник звука: услышав погремушку, кроха начнет искать ее глазами и повернет головку в сторону кубика.

Выкладывая кроху на животик, поставьте неподалеку перед ним кубик или башенку из двух кубиков. Малыш будет пытаться поднять головку, чтобы лучше рассмотреть интересную игрушку: такая игра тренирует мышцы спины и шеи, день ото дня кроха будет держать головку лучше, прямее и дольше.

Детские кубики: 4 - 6 месяцев

Наступает период первых самостоятельных манипуляций с детскими игрушками . Малыш с маминой помощью учится управлять своими ручками, и текстильные кубики станут хорошим подспорьем в этом новом для крохи начинании. Кубики мягкие и легкие, поэтому их удобно брать, сжимать и удерживать всей пятерней: для захвата ладонью оптимален кубик с ребром 5–8 см. Тряся и размахивая тряпичным кубиком, ребенок случайно не ударит и не поранит себя, ведь у кубика нет острых углов и ребер. Зато теперь он сам сможет заставить звучать свой любимый кубик. Причем кубики-погремушки при встряхивании гремят или мелодично звенят, а кубики-шуршалки можно сжимать, мять и тискать: в ответ малыш услышит совсем другой звук – хруст и шуршание наполнителя. А еще малышам нравится звук открываемых застежек-липучек – на липучке к текстильному кубику может пристегиваться игрушечная бабочка или цветочек, открываться тряпичная дверца и т. д. Кроха в восторге: оказывается, мир звуков такой разнообразный!

Мягкие кубики удивляют и забавляют кроху не только яркими визуальными образами и звуками – они способствуют развитию у ребенка тактильной чувствительности . Кубики шьются из разных по фактуре тканей – либо в одном кубике собраны сразу несколько видов материалов, либо в набор включены разные кубики, отличающиеся друг от друга на ощупь. Касаясь и ощупывая кубик, ребенок знакомится с разнообразными тактильными ощущениями : сатин гладкий и шелковистый, а вельвет, наоборот, ребристый, в рубчик; флис шершавый, а махра, велюр и плюш мягкие и бархатистые. Изучение предметов с помощью осязания обогащает первые представления ребенка об окружающем мире и способствует развитию его интеллекта.

Играем в кубики

По-прежнему не стоит предлагать малышу много кубиков сразу: они будут только рассеивать его внимание. Пока достаточно одного кубика – мама вкладывает его в детскую ладошку, показывает, как нужно его держать и трясти, чтобы получился звук. Когда у карапуза начнет хорошо получаться брать кубик в руку, можно положить перед ним еще пару штук. Пусть кроха попробует выбрать понравившийся кубик и взять его одной или двумя руками. Такие игры развивают скоординированность системы «глаз–рука», учат первым целенаправленным действиям, активно включают в работу пальчики и кисти рук, делая их все более управляемыми и ловкими.

Ближе к полугоду ребенку можно предложить резиновые кубики . Так же как и текстильные, они легкие и мягкие, не имеют острых граней и углов, их можно сжимать в руке. Резиновые кубики составят хорошую компанию малышу во время купания, ведь они хорошо плавают, не тонут, а некоторые из них даже брызгают водой. Кубики яркие, красочные, поэтому привлекают внимание ребенка. Благодаря тому, что делаются они из цветной резины, а не окрашиваются снаружи, кубики не облезут и не потеряют внешний вид от частого мытья. Ощупывая крупные выпуклые рисунки на сторонах резиновых кубиков, малыш развивает моторику рук и тактильное восприятие.

Детские кубики: от 6 месяцев

В начале второго полугодия ребенок уже умеет сидеть, поэтому играть с кубиками ему становится намного удобнее – сидя в кроватке, расположившись на полу или в высоком стульчике за столиком. Когда все кубики на виду, малыш берет то один, то другой, кидает на пол, с восторженным интересом наблюдая за их падением.

Раз за разом у ребенка закрепляются навыки хватательных движений: он уже не просто держит и трясет кубик, а перекладывает его из руки в руку, вертит в руках, стараясь рассмотреть картинки и игровые элементы на всех сторонах кубика. Малыш пробует взять и удержать одновременно два кубика в двух руках, он стучит ими друг о друга и по столу. В этот период мягкие и резиновые кубики по-прежнему актуальны: ими безопасно кидаться, они падают на пол, не создавая шума.

В обиходе ребенка постепенно появляются и пластиковые кубики. Правда, пока малышу еще рановато играть с кубиками из полистирола: они твердые, несминаемые, с четко выраженными краями и углами, и бумажными наклейками-рисунками на сторонах. Как показывает практика, бумажные картинки будут нещадно погрызены, а острым уголком карапуз может пораниться.

Поэтому лучше отдать предпочтение кубикам из мягкой пластмассы – полиэтилена. Это легкие гладкие кубики, окрашенные в разные цвета, полые внутри, с безопасно скошенными или скругленными ребрами и уголками. Если малыш случайно упадет или сядет на такой кубик, то тот сомнется под весом ребенка, не причинив ему вреда, после чего вновь примет первоначальную форму.

ВНИМАНИЕ! Прежде чем дать малышу такой кубик, нужно внимательно его осмотреть и ощупать: на некоторых кубиках встречается облой – пластмассовый твердый заусенец, оставшийся после отливки игрушки. Чтобы кроха не поцарапался и кубик был более устойчивым, облой нужно срезать и зашлифовать.

Пластмассовые развивающие кубики-погремушки также будут актуальны. На гранях таких кубиков собрано множество игровых элементов и сюрпризов: зеркальце, телефонный диск, вращающийся роллер, счеты, открывающиеся и сдвигающиеся дверцы, фигурные отверстия с вкладышами, музыкальные кнопки и т. п. В кубиках с прозрачными гранями ребенок видит разнообразную «начинку» – игрушечных зверей, разноформатные шарики. Малышам очень нравятся игрушки, в которых можно проявить свои умения, что-то пощупать, потеребить, понажимать, покрутить, вытянуть, передвинуть, отыскать секретики, под сопровождение различных звуков и мелодий. Многофункциональные развивающие кубики как раз и удовлетворят этот детский интерес.

Играем в кубики

Ближе к 9 месяцам кубики начинают использоваться не только в качестве отдельной забавной игрушки , но и как строительный материал. Правда, строить пока будет мама, показывая ребенку, как это делается и какие получаются постройки. А малыш под веселое «бах!» пусть ломает построенную мамой башню или домик. Для строительства подойдут не только пластиковые, но и текстильные, и резиновые кубики, если на их гранях нет выступающих элементов.

В постройках принимают участие как средние по размеру кубики с ребром 5–7?см, так и кубики покрупнее – с ребром до 9–10?см. Оптимальное количество кубиков – 6 штук, причем в строительных наборах помимо кубиков могут встречаться и другие элементы: треугольные призмы-крыши, арки, кирпичики, конусы. Это расширяет игровые возможности кубиков.

Детские кубики: 10–12 месяцев

Малыш подрос, стал более ловким и умелым. Теперь он пробует взять и удержать в одной руке сразу два кубика, он умеет не только ломать мамины постройки (хотя это по-прежнему одно из его любимых занятий), но и делать свои собственные. Сначала это будет дорожка или поезд из нескольких поставленных рядом друг с другом кубиков. Ближе к 1 году ребенок пробует себя в строительстве башен. Конечно, первые башни будут невысокими – из 2–3 кубиков, но и такая постройка уже большое событие для карапуза. Ведь только с точки зрения взрослого ставить кубик один на другой проще простого. А ребенку надо еще сообразить, как это сделать, как выровнять башню, чтобы верхний кубик не упал и постройка не развалилась.

Задача родителей – помочь маленькому строителю, чтобы он видел готовый результат своих действий и не потерял интерес к кубикам. А для этого в первую очередь предложите ему «правильные» кубики для строительства. Обязательное условие – отсутствие выступающих частей, кубики должны устойчиво стоять на столе и друг на друге. Если это текстильные кубики, то у них должна быть достаточно плотная набивка, хорошо сохраняющая форму. Правилам строительства вполне соответствуют пластмассовые строительные кубики, а также деревянные.

ВНИМАНИЕ! Края и уголки кубиков для строительства могут быть достаточно острыми, поэтому, пока малыш только учится строить, ему лучше играть только под присмотром взрослого.

Деревянные кубики – классика игрушечного жанра. Четкая форма, приятный аромат, различные размеры и цветовое исполнение кубиков делают их популярными и у детей, и у родителей, которые в свое время выросли на таких игрушках. Деревянные кубики предлагаются малышам как в окрашенном виде, так и неокрашенными – в натуральном цвете, с хорошо просматриваемой структурой дерева. Цветные кубики должны быть качественно прокрашены, иначе краска может облезть под натиском детских зубов или сколоться при падении кубика. Рисунки, нанесенные на грани методом выжигания, не сгрызешь и не испортишь – такие кубики долго выглядят как новые. Важно, чтобы деревянные кубики были тщательно отшлифованы – неровности, зазубрины и трещины не допускаются.

Играем в кубики

Чтобы малышу было легче освоить азы башнестроения, производители предусмотрели в кубиках ряд подсказок.

Мал мала меньше . Набор из 2–3 кубиков разного размера: малыш видит, что, ставя меньший кубик на больший, башню строить гораздо легче, а если поставить больший кубик на меньший, то башня падает.

Рисунки-подсказки . Специально подобранные картинки на кубиках включают в работу логику ребенка, подсказывая ему правильное решение. Например, на большом кубике нарисован большой зверь: лось, слон или кит, а на маленьком – маленький зайчик, обезьяна или рыбка. Пусть большой слон покатает обезьянку, для чего «посадим» ее слону «на спину» (ставим кубик один на другой).

В серии кубиков «Чей детеныш? » на больших кубиках изображены звери-родители, а на маленьких – их дети. Малыш ставит цыпленка на курочку с петухом, а теленка – на корову с быком. Так в веселой игре кроха незаметно для себя знакомится с различными животными и получает наглядный результат своих стараний – башню!

В надежной сцепке . Кубики с магнитиком внутри легко примагничиваются друг к другу, а мягконабивные кубики с липучками – прилипают. Кубики-конструктор – соединяются между собой с помощью пазов и выемок, по типу блоков конструктора. С одной стороны это удобно: башня не разваливается, постройка получается надежной. Но с другой стороны, ребенку еще трудно сообразить, что кубики соединятся, только если их состыковать грань в грань. Пока гораздо проще, когда кубик кладется один на другой произвольной стороной.

Хранение игрушек

Чтобы кубики не терялись, не портились, не мешали под ногами и не создавали дома беспорядок, найдите специальное место для их хранения – например, на полке или в отдельном контейнере для игрушек . Многие кубики продаются в упаковке – в пластиковой сумочке, картонной коробке, в деревянном сундучке и даже загруженные в игрушечный грузовик или тележку-каталку – это удобно. Главное, чтобы кубики оставались в свободном доступе для ребенка: сумочка легко расстегивается, коробка открывается и т. п.

Когда кубики в своем хранилище располагаются свободно и в произвольном порядке, на уборку будет уходить меньше времени. Однако зачастую, чтобы убрать кубики в коробку, в сумку или в кузов машинки, нужно сложить все блоки (цилиндры, арки, крыши) в строго определенном порядке, иначе они просто не поместятся. С одной стороны, это само по себе логическое задание, с другой – и маме, и ребенку придется подолгу собирать и упаковывать кубики после каждой игры.

Дело пойдет быстрее и веселее, если совмещать приятное с полезным. Собирая кубики, попросите малыша помочь, пусть он в процессе уборки сортирует кубики – приносит только большие или только зеленые и т. д.

Если интерес к кубикам начал пропадать, стоит убрать их на время из поля зрения крохи. Через некоторое время он соскучится по ним и вновь с удовольствием будет в них играть.

Несомненно, кубики – это умная игрушка, и практически в каждом доме она рано или поздно появляется, чтобы порадовать малыша и научить его чему-то новому.

Возможно, вам будут интересны статьи