Тевтонский орден кто входил. Рыцари Тевтонского ордена: история создания ордена, облачение рыцарей, описание, вера, символика, походы, победы и поражения

Как ни покажется странным, но Тевтонский орден в послеорденской Пруссии не пользовался популярностью. Причин на то несколько. Прежде всего, они были католики, а Пруссия перешла в ортодоксальное воинствующее лютеранство. 17-18 века в Пруссии наступает полное забвение ТО. Практически ни один из историков того времени не написал ни одного исследования по его истории. Если были упоминания то только негативные.

Памятники архитектуры оставленные орденским периодом не вызывали пиетета, в эти века готика считалась варварской архитектурой. Что бы как - то эту готику прикрыть практически все храмы и остатки замков были оштукатурены (на территориях с преобладанием лютерано-евангелического населения). Это касается и кёнигсбергского замка. Считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях как пример: (Бальга, Бранденбург, Лохштедт, Кройцбург и многие другие). Очень многие перестраивались. (Георгенбург, Кёнигсберг, Инстербург и масса более мелких замков).

Единственное, что спасло эти памятники так это их количество. В орденское время было построено так много, что всё снести было просто невозможно. Если замки всё - таки разбирались и сносились то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско-евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в 19 веке, с подачи известного архитектора Шинкеля который в 1834 г. сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга, в которых рекомендовал служащим имения Бальга заботиться о сохранности этих руин. Его поддержал камер президент фон Ауэрсвальд, который выступил за сохранение руин замка.

Как-то в Интернете попал на страничку Википедии посвящённой истории Тевтонского ордена, где наши «историки» публикуют своё понимание этой самой истории, и обнаружил там опус, цитирую: «Пруссия, несмотря на то что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций». (выделено мной АБ ).

Хотелось бы только знать, в чём именно эти традиции выражались на самом деле. Не голословно заявить о каких то там традициях, а конкретно их обозначить. Да Какие могли быть традиции у Тевтонского ордена кроме борьбы против язычников.

На что претендовала армия Германии в 19 и 20 вв. так это на традиции Прусской армии Фридриха II Великого, (Кстати эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня ) но никак не Тевтонского ордена.

Теперь о нацистах

Очень часто в наших периодических и псевдоисторических изданиях попадаются сообщения о нацистской Германии и организации СС как наследников Тевтонского ордена. Этот идеологический штамп о преемственности как я полагаю, не имеет под собой никакой базы.

Доктрина

Очень много говорится о доктрине Тевтонского ордена. В Интернете в той же Википедии я прочитал: «Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством». (надо полагать нацистской Германии ).

Очень интересное заявление, если учесть что сам политический лозунг «Drang nach Osten» впервые был употреблён в националистической дискуссии только в середине 19 века. В качестве первого письменного документа (источника) часто называется открытое письмо польского публициста Юлиана Клачко Георгу Гервинусу, датированное 1849 годом. Клачко все же использовал не формулировку «Drang», а «Zug nach Osten» в том же значении.

О какой доктрине идёт речь? Если главной задачей Тевтонского ордена и других рыцарских орденов (Тамплиеры и Иоанниты) являлась оборона Святой Земли, которая отнимала основные силы ордена, по некоторым данным две трети рыцарей находились на Ближнем Востоке. Гарнизоны Тевтонского ордена были разбросаны от Киликийской Армении на севере, до границы с Египтом на юге, что по прямой составляет более 700 километров

Важное значение имело, и присутствие ордена в Испании, куда он был приглашён королём Фердинандом III Кастильским, где Тевтонский орден вместе с другими рыцарскими орденами (тамплиеров и иоаннитов) с 1222 г. принимал участие в затянувшейся реконкисте против мусульман. Можно предположить, что в Испании находилось не менее трети от всех вооружённых сил ордена.

Похоже, не рвался Орден на восток. Как известно и в Пруссию орден попал не по собственному желанию с целью «Натиска на восток», а по приглашению польского князя, у которого не было сил противостоять набегам прусских язычников. Да и переговоры об участии Тевтонского ордена шли 5 лет.

Завоевание Пруссии шло, как я уже говорил в предыдущей статье по остаточному принципу. Если в Святой Земле находилось более 100 рыцарей, в Испании несколько десятков, то против Пруссии в 1231 г. орден смог выставить только 8-9 рыцарей.

К Германну фон Зальца в Италию в 1231 г была направлена многочисленная делегация меченосцев. После ознакомления с ситуацией верховный магистр понял, как будет сложно избежать зависимых условий, в которых находится орден меченосцев . В результате делегация, так и не дождавшись ответа, отбыла в Ливонию.

Но, меченосцы не оставили надежды объединиться с Тевтонским орденом. С этой целью магистр Фолквин уже через папу Григория IX в 1234 г. вновь предложил Германну фон Зальца объединиться. Фон Зальца был против этого объединения но, ему был необходим повод для отказа. Для этого он в 1235 г. отправляет в Ливонию делегацию во главе с комтуром фон Ноенбург. После ознакомления с порядками в ордене меченосцев и возвращении в Германию, в Марбурге был собран капитул, который возглавил ландмейстер Людвиг фон Оттинген. Меченосцы прибывшие на этот капитул были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете описал поведение братьев меченосцев, которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, и больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там» . Формальный повод к отказу в объединении был найден.

Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Это предприятие завершилось для союзников тяжёлым поражением при Сауле (Зауле), в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и большую часть (48) рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.

Меченосцев это поражение поставило на грань краха. «Братья рыцарей Христа» вновь обратились к Тевтонскому ордену с просьбой о помощи и объединении. Германн фон Зальца в резкой форме им отказал, указывая на беспорядки в ордене и отсутствие строгой дисциплины. Но это объяснение было только формальность, по сути, Тевтонский орден не желал брать на себя проблемы, созданные меченосцами в своей внутренней и внешней политике.

Этот отказ вынудил меченосцев обратиться на прямую, к римскому папе. Епископы Рижский, Дорпатский и Эзельский (Сааремаа –Викский) под впечатлением страшного разгрома при Сауле эту просьбу поддержали . Только под сильнейшим давлением папы (практически это был приказ) , 13 мая в 1237 г. в Витербо, была подписана булла о слиянии орденов. Объединение состоялось, и орден вынужден был продвинуться дальше на северо-восток.

Ещё в конце 14 века в конвентах Пруссии шли невесёлые разговоры о «Ливонском наследии». Так как кроме лишней головной боли, объединение с меченосцами им ничего не принесло.

Идеология

Теперь об идеологии. Тевтонский орден являлся христианским и был создан для активной борьбы с язычеством. Что в корне расходилось с идеологией основателя СС Генриха Гиммлера, где в основе своей изначально предполагался древнегерманский языческий культ. Выступая перед руководителями окружных организаций СС в Доме летчика, в связи с объявленным в стране трауром по поводу убийства в Праге обергруппенфюрера SS Гейдриха, Гиммлер заявил: "..Христианство - эта чума, эта моровая язва мировой цивилизации - должно быть уничтожено. Если это не удастся сделать нашему поколению, значит, не удастся сделать уже никому».

На могилах павших SS ставился не крест, а рунический знак смерти.

Идеологическая система SS представляет собой чудовищную смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и маловразумительных идей таких авторов, как геополитик Карл Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии", Фридрих Макс Мюллер с его теорией "арийской филологии", француз Артур де Гобино - с измышлениями "о неравенстве человеческих рас" и британец Хьюстон Стюарт Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека", Ганс Гербигер с "доктриной вечного льда" и многие другие. Но все же важнейшими компонентами нацистской и эсэсовской идеологии стала интерпретация воззрений Ницше и его рассуждений о "сильных и слабых нациях" и расистские эскапады Рихарда Вальтера Дарре, ставшим руководителем Главного управления SS по вопросам расы и поселений.

Какие тут могут быть параллели с христианством и Тевтонским орденом?

Ничто в СС не напоминало о Тевтонском ордене, ни униформа, ни символы, ни гербы не девизы. Более того, всё было совершенно противоположным.

Орденские рыцари носили белые одежды, SS чёрные.

Символы гербы

Тевтонский орден имел герб в виде христианского креста.

SS языческие руны (которые представляют собой знаки древнейшего германского алфавита), и мёртвую голову (череп) .

Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова... Боевой гимн «Все мы SS ». Что тут общего?

Девизы

Девиз Тевтонского Ордена : "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

Девизом SS Meine Ehre hei ß t Treue ! - (Моя честь называется верность , так же возможный перевод на русский язык Верность - моя честь ). Этот девиз имелся на пряжках ремней солдат и офицеров войск SS . Девиз SS Meine Ehre heißt Treue! на пряжках писался всегда с

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода (1189–1192 гг.). Его полное латинское название – «Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum» («Орден дома святой Марии Тевтонской»), немецкое – «Deutscher Order» – «Немецкий орден».

Члены этого немецкого католического духовно‑рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения.

Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, – достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемый каждодневно в течение всей жизни.

Однако уже в период образования Тевтонского военно‑монашеского ордена редко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостей земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого.

В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров.

Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики и Пруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия III германские феодалы форсируют проникновение на восточное побережье Балтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов. Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословения того же Иннокентия III духовно‑рыцарский орден меченосцев, или Ливонский орден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в христианство местного населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов).

В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фон Зальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким «для защиты Мазовии от пруссов и литовцев» орден получил Хелминьскую землю и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов – группы племен, издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течением рек Вислы и Немана.

Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которого невозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях: «Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцы совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в конце XIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам его епископства» (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808).

За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорил все прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, но и Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев стали Добжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образование восточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представляли также большую угрозу для Литвы и северо‑западных русских земель. Под постоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди).

В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцами пруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссов прокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалось окончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя.

Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление. Вот, например, как описывает «Хроника Ливонии» поход крестоносных завоевателей: «И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебили они повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, и захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка. На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, что находили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой… Многие язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши от холода» (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2‑е изд. И. – Л., 1938, с.124–125).

В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли, предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенного Литовского государства.

Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонским орденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра – гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы, германские рыцари стали готовиться к новому «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»).

У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский и германский император, которые всегда поддерживали крестоносцев во всех их столкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно уже христианизированной Польшей.

Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожать Пскову и Новгороду. «Укорим словень‑ский язык» – таков, по словам летописца, был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, и особенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов, эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула свои щупальца и к Руси.

В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июля русское войско под водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитой битве, за победу в которой Александр был назван «Невским», русский князь, как повествует летопись, «самому королю возложи печать на лице острым своим мечом».

Борьба со шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частью обороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодалов захватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизи Новгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, «землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече». А 5 апреля 1242 года произошла историческая битва против тевтонцев на Чудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого одних только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. «И бысть та сече зла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения… и не бе видети льду, покрыто бо все есть кровию».

Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижению тевтонцев на Восток.

Конец XIV–начало XV века были временем расцвета военного могущества тевтонского ордена, получившего большую помощь от западно‑европейских феодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой – с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена и польско‑литовско‑русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы – Таннен‑бергом).

Под предводительством великого князя Литовского Витау‑таса были разгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Уль‑рих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности.

По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли с Гданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся за орденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцев обязался приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельно заключать союзы и объявлять войну.

В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков – столицу Польши в белом плаще «священного воинства», украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство.

Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.

В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де‑факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания второй мировой войны, ибо братья‑рыцари преследовались при нацизме.

Тевто́нский о́рден (от лат. teutonicus — немецкий) — религиозный орден, основанный в конце XII века.

Девиз Тевтонского Ордена:
«нем. Helfen — Wehren — Heilen» («Помогать — Защищать — Лечить»)

Основание ордена

Первая версия

Новое учреждение со статусом духовного ордена было утверждено одним из немецких рыцарских руководителей князем Фридрихом Швабским (Fürst Friedrich von Schwaben) 19 ноября 1190 года, и после взятия крепости Акра основатели больницы нашли ей постоянное место в городе.

Вторая версия

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный Орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов.

Римский папа Климент III утвердил Орден как «fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae» (Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской) своей папской буллой от 6 февраля 1191 года.

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Название ордена

Официально орден именовался на латинском языке:

* Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae
* Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem (второе название)

В немецком языке также употреблялось два варианта:

* полное наименование — Brüder und Schwestern vom Deutschen Haus Sankt Mariens in Jerusalem
* и сокращённое — Der Deutsche Orden

В русской историографии Орден получил имя Тевтонский Орден или Немецкий Орден.

Структура ордена

Великий магистр

Верховной властью в Ордене обладали Великие Магистры (нем. Hochmeister). Устав Тевтонского Ордена (в отличие от устава Бенедиктинского ордена, к которому он восходит) не передаёт в руки Великого Магистра неограниченной власти. Его власть всегда ограничивалась Генеральным Капитулом. Исполняя свои обязанности, Великий магистр зависел от собрания всех братьев ордена. Однако с расширением Ордена власть Великого магистра значительно усиливается, ввиду невозможности собирать часто Генеральный капитул. На деле взаимоотношения Магистра и Капитула определялись больше правовым обычаем. Вмешательство Капитула было необходимым в кризисные ситуации, что порой приводило к отставке Великих Магистров с должности.

Ландмейстер

Ландмейстер (нем. Landmeister) — следующая должность в структуре ордена. Ландмейстер являлся заместителем Великого Магистра и руководил более мелкими административными единицами — баллеями. Всего в Тевтонском Ордене существовало три вида ландмейстеров:

* Немецкий ландмейстер (нем. Deutschmeister) — впервые Немецкие ландмейстеры появились в 1218 году. С 11 декабря 1381 года их власть начинает распространяться и на итальянские владения ордена. В 1494 году Император Карл V даровал Немецким ландмейстерам статус имперских князей.

* Ландмейстер в Пруссии (нем. Landmeister von Preußen) — должность была учреждена в 1229 году с началом завоевания орденом Пруссии. Первым ландмейстером стал Герман фон Балк, внеся значительный вклад в завоевание Пруссии. Его усилиями были основаны несколько замков, проведено множество походов на прусские земли. На протяжении всего XIII века основной задачей ландмейстеров стало подавление постоянных восстаний пруссов и войны с литовцами. В XIV веке «обязанность» руководить постоянными походами в Литву полностью перешла к Маршалам ордена. Должность существовала до 1324 года. После переноса столицы Ордена в 1309 году в Мариенбург, необходимость в специальном «заместителе» Великого Магистра в Пруссии отпала. С 1309 по 1317 год должность оставалась свободной. С 1317 по 1324 год последним ландмейстером стал Фридрих фон Вильденберг.

* Ландмейстер в Ливонии

Ландкомтур

Дословно переводится как «комтур земли». Руководил баллеем Ордена.

Низшая должностная единица в структуре Ордена. Комтур руководил комтурством вместе в Конвентом — собранием рыцарей данного комтурства. Рыцари, подчинявшиеся комтуру, назывались попечителями (нем. Pfleger) или фогтами (нем. Vögte) и могли иметь различные «специализации» и в соответствии с ними называться, например: фишмейстерами (нем. Fischmeister) или лесничими (нем. Waldmeister).

Главные должностные лица Ордена

Кроме этого в Ордене существовало пять должностных лиц, с которыми должен был совещаться Великий Магистр:

Великий Комтур

Великий Комтур (нем. Grosskomture) — был заместителем Великого Магистра, представлял Орден во время его отсутствия (по болезни, в случае отставки, преждевременной кончины), осуществлял иные поручения Великого Магистра.

Маршал Ордена (нем. Marschalle или нем. Oberstmarschall) — в его основные обязанности входило руководство военными операциями Ордена. Большую часть времени проводил либо в военных походах, либо в Кёнигсберге, являвшимся базой для сбора братьев Ордена в походы против Литвы. Являлся вторым лицом Ордена в сражениях после Великого Магистра.

Верховный госпитальер

Верховный госпитальер (нем. Spitler) — в первые годы после создания Ордена руководил госпиталями и больницами Ордена. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в Эльбинге.

Верховный интендант

Верховный интендант (нем. Trapiere) — в его функции входило снабжение братьев Ордена всем необходимым в мирной жизни: одеждой, пищей и другими предметами быта. После завоевания Пруссии его резиденция находилась в замке Христбург.

Главный казначей

Главный казначей (нем. Trapiere) — руководил финансовыми операциями Ордена, заведовал денежными ресурсами Ордена.

Другие должности

* Kommandeur. В русском языке используется термин «командор», хотя суть этого слова значит «командующий», «командир».
* Capitularies. На русский язык не переводится, транскрипируется как «капитульер». Суть титула — руководитель капитула (собрания, совещания, комиссии).
* Rathsgebietiger. Можно перевести как «член Совета».
* Deutschherrenmeister. На русский не переводится. Означает примерно «Главный магистр Германии».
* Balleimeister. На русский можно перевести как «магистр имения (владения)».

История ордена

Начало утверждения в Восточной Европе

К тому времени влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с противоборствующими группами. Большое влияние имел тогдашний глава тевтонов — Герман фон Зальца (Herman von Salza, 1209—1239), обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Римского Папы. В 1211 году король Венгрии Андрей II (Andras) пригласил рыцарей для помощи в борьбе с воинствующими гуннами (печенегами). Тевтонцы разместились на границе Трансильвании, получив при этом значительную автономию. Однако чрезмерные запросы на большую независимость привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.

Борьба против прусских язычников

Тем временем (1217 год) Римским Папой Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого. В 1225 году князь попросил помощи у тевтонских рыцарей, обещав им владение городами Кульм и Добрынь, а также сохранение за ними захваченных территорий. Тевтонские рыцари прибыли в Польшу в 1232 году, основавшись на правом берегу реки Вислы. Здесь был построен первый форт, давший рождение городу Торунь. При продвижении на север были основаны города Хелмно и Квидзын. Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель.

Расширение влияния

Несмотря на активные действия Ордена в Европе, его официальная резиденция (вместе с Великим Магистром) находилась в Леванте. В 1220 году Орден выкупает часть земель в Верхней Галилее и строит крепость Starkenberg (Montfort). Здесь располагался архив Ордена и сокровищница. Лишь в 1271 году после взятия крепости Бейбарсом, предводителем мамлюков, резиденция Ордена переезжает в Венецию. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мариенбург (нем. «Замок Марии»; польское название — Мальборк). Постепенно под власть Тевтонского ордена попала вся Пруссия. В 1237 году Тевтонский орден слился с остатками военного братства рыцарей Меча (рыцари Христа), тем самым получив власть в Ливонии. При захватническом походе на Гданьск (1308 г.) под лозунгом «Jesu Christo Salvator Mundi» (Иисус Христос Спаситель Мира) было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 местных жителей), на захваченные земли прибывали немецкие переселенцы. К тому же времени относится приобретение Восточного Поморья, что имело большое значение: захват уже не преследовал религиозных целей. Таким образом, к концу XIII века орден фактически становится государством. К середине XIII века произошёл раскол церкви, и орден повёл активное наступление на восток, в поддержание старой немецкой идеи вытеснения славян [источник?] [нейтральность?] «Drang nach Osten». Со временем в Прибалтике возникли еще две похожие организации рыцарей — орден Меченосцев и Ливонский орден.

Отношения с русскими княжествами и Великим княжеством Литовским

Покорение эстов привело к столкновению ордена с Новгородом. Первый конфликт произошёл в 1210, а в 1224 тевтонцами был захвачен стратегически важный пункт новгородцев — город Тарту (Юрьев, Дерпт). Противоборство шло за сферы влияния, однако к 1240-м гг. возникла реальная угроза скоординированной атаки всех западных сил против собственно русских земель, ослабленных монгольским нашествием. В конце августа 1240 орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля и заручившись поддержкой папской курии, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Попытка псковского ополчения отбить крепость, окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков и вскоре взяли его, воспользовавшись предательством среди осаждённых. В город были посажены два немецких фогта. Далее рыцари вторглись в пределы Новгородского княжества и построили крепость в Копорье. В Новгород прибыл Александр Невский, и в 1241 он стремительным рейдом освободил Копорье. После этого вернулся в Новгород, где провёл зиму, дожидаясь прибытия подкрепления из Владимира. В марте объединённое войско освободило Псков. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 на Чудском озере. Оно закончилось сокрушительным поражением рыцарей. Орден вынужден был заключить мир, по которому крестоносцы отказались от притязания на русские земли.

Другим русским княжеством, столкнувшимся с орденом, стало Галицко-Волынское. В 1236 князь Даниил Романович в битве под Дрогочином остановил экспансию рыцарей на Юго-Восточную Русь. Объектом спора в этом регионе были ятвяжские земли. В 1254 вице-магистр Тевтонского Ордена в Пруссии Бурхард фон Хорнхаузен, Даниил и мазовецкий князь Земовит заключили в Рачёнже трёхсторонний союз для покорения ятвягов.

Самому массированному натиску ордена подверглись Великое княжество Литовское и русские земли (главным образом белорусские княжества), вошедшие в её состав. Борьбу с орденом начал современник Александра Невского литовский князь Миндовг. Он нанёс рыцарям два сокрушительных поражения в битве при Сауле (Шауляе) в 1236 и в битве при озере Дурбе (1260). При преемниках Миндовга князьях Гедимине и Ольгерде Великое княжество Литовское и Русское стало крупнейшим государством Европы, но продолжало подвергаться ожесточённым атакам.

В XIV веке Орден совершил свыше сотни походов в пределы Литвы. Ситуация стала улучшаться лишь с 1386 года, когда литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона. Это положило начало сближению Литвы и Польши (т. н. «личная уния» — оба государства имели одного правителя).

Закат ордена

Трудности орден стал испытывать с 1410 года, когда объединённые польско-литовские войска (с участием русских полков) нанесли сокрушительное поражение армии Ордена в битве при Грюнвальде. Погибло более двухсот рыцарей и их глава. Тевтонский орден потерял репутацию непобедимого войска. Славянской армией командовали польский король Ягелло и его двоюродный брат, великий князь Литвы Витовт. В состав войска вошли также чехи (именно здесь Ян Жижка потерял свой первый глаз) и татарская гвардия литовского князя.

В 1411 году после двухмесячной, так и не увенчавшейся успехом осады Мариенбурга, Орден выплатил контрибуцию Великому Княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место. В целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем тринадцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1466 г. Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля.

Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, «великий курфюрст» Бранденбурга Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель - основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши. Орден был распущен в 1809 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзниками Наполеона. Реорганизовать Тевтонский орден удалось лишь во время Первой Мировой войны.

Претенденты на наследие Ордена

Орден и Пруссия

Пруссия, несмотря на то, что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей Ордена, особенно в части воинских традиций.

В 1813 году в Пруссии был учреждён орден «Железный Крест», вид которого отражал символ Ордена. История Ордена преподавалась в прусских школах.

Орден и нацисты

Нацисты считали себя продолжателями дела Ордена, особенно в области геополитики. Доктрина Ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством.

Нацисты претендовали и на материальное имущество Ордена. После аншлюсса Австрии 6 сентября 1938 года сохранившиеся владения Ордена были национализированы в пользу Германии. То же самое произошло после захвата Чехословакии в 1939 году. Сохранили независимость только орденские больницы и здания в Югославии и на юге Тироля.

Была также произведена инспирированная Генрихом Гиммлером попытка создать некий собственный «Тевтонский Орден» в целях возрождения немецкой военной элиты. В этот «орден» вошло десять человек во главе с Рейнхардом Гейдрихом.

При этом нацисты преследовали священников настоящего Ордена, а также потомков тех прусских семейств, чьи корни восходили к рыцарям Ордена. Некоторые из этих потомков, как например фон дер Шуленбург, примкнули к антигитлеровской оппозиции.

Восстановление Ордена. Орден сегодня

Восстановление ордена произошло в 1834 при содействии австрийского императора Франца I. Новый Орден был лишён политических и военных амбиций и сосредоточил усилия на благотворительности, помощи больным и т. п.

В период нацистских гонений на Орден его деятельность была фактически свёрнута.

После окончания войны Ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения.

В 1947 году декрет о ликвидации Ордена был формально аннулирован.

Орден не был восстановлен в социалистической Чехословакии, но возродился в Австрии и Германии. После распада советского блока отделения Ордена появились на территории Чехии (в Моравии и Богемии), Словении и некоторых других европейских странах. Имеется также маленькое (менее двадцати человек) сообщество членов Ордена в США.

Резиденция Великого магистра по-прежнему находится в Вене. Там же находятся казначейство ордена и библиотека, хранящая исторические архивы, около 1000 старых печатей, другие документы. Орденом управляет аббат-хохмейстер, хотя сам орден состоит в основном из сестёр.

Орден разделён на три владения — Германия, Австрия и Южный Тироль, и два командорства — Рим и Альтенбисен (Бельгия).

Орден полностью обслуживает своими монахинями одну больницу в городе Фризах в Каринтии (Австрия) и один частный санаторий в Кёльне. Сёстры Ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергенгеме, Регенсбурге и Нюрнберге.

Современная символика Ордена

Символ Ордена — латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый (для Рыцарей Чести) шлемом с чёрно-белыми перьями или (для членов общества Св. Марии) простым круговым украшением из чёрно-белой орденской ленточки.

Источники информации

Во время 3-го крестового похода, когда рыцарями осаждалась Акра, купцы из Любека и Бремена основали полевой госпиталь. Герцог Фридрих Швабский преобразовал госпиталь в духовный орден, во главе которого встал капеллан Конрад. Орден подчинялся местному епископу и был отделением ордена Иоаннитов. 6 февраля 1191 Папа Римский Климент III одобрил основание Ордена. 21 декабря 1196 Орден попал под покровительство Папы Целестина III под названием "Госпиталь св. Марии немцев в Иерусалиме".

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония реорганизации Ордена в духовно-рыцарский Орден. На церемонии присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. Папа Римский Иннокентий III подтвердил это событие буллой, датированной 19 февраля 1199, и определил задачи Ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи. Официальное название ордена - "Орден братьев госпиталя святой Марии Немецкого дома в Иерусалиме" (Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem).

В 13 в. Тевтонский орден воевал с мусульманами в Палестине. При поддержке папы Римского и императора "Священной Римской империи" Орден приобрeл ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно много в Германии. В 1211 Орден был приглашeн в Венгрию защищать Трансильванию от половцев. В 1224 - 1225 из-за стремления создать своe отдельное государство на территории Венгрии Орден был выгнан венгерским королeм Эндре II. По соглашениям 1226-1230 с мазовским князем Конрадом Орден получил в своe владение Кульмскую (Хелменьскую) и Добжинскую (Добрыньскую) земли и право расширять своe: влияние на соседние земли. Право управлять захваченными литовскими и прусскими землями подтвердили в 1234 папа Римский Григорий IX и в 1226, 1245, 1337 императоры Фридрих II и Людвиг IV. В 1230 первые части Ордена, 100 рыцарей под командыванием магистра Германна фон Балка, построили на Кульмской земле замок Нешаву и начали нападать на пруссов. С 4-го десятилетия 13 в. Орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов в Восточную Прибалтику, объявленных папой Римским. В 1237 после битвы при Сауле к ордену был присоеденeн орден Меченосцев, реорганизованный в Ливонский орден. До 1283 Орден при помощи немецких, польских и др. феодалов захватил земли пруссов, йотвингов, западных литовцев и занял территории до Немана. Прусские восстания 1242 - 1249, 1260 - 1274 были подавлены. На захваченных территориях в 13 в. образовалось немецкое теократическое феодальное государство. Столицей Ордена была Акра, пока еe в 1291 не перенесли в Венецию. Столицей и резиденцией гроссмейстера в 1309 - 1466 являлся город Мариенбург. 2/3 земель были разбиты на комтурии, 1/3 находились под властью епископов кульмского, памедского, сембского и вармского. В 1231 - 1242 было построено 40 каменных замков. Около замков (Эльбинга, Кeнигсберга, Кульма, Торна) образовывались немецкие города - члены Ганзы.

С 1283 под предлогом распространения христианства Орден стал нападать на Литву. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. Опорными пунктами агрессии Ордена были расположенные у Немана замки Рагнит, Христмемель, Байербург, Мариенбург и Юргенбург. Велeна, Каунас и Гродно были центрами литовской защиты. До начала 14 в. обе стороны организовывали небольшие нападения друг на друга. Крупнейшими битвами были Медининкская битва (1320) и оборона Пиленай (1336). Опустошeнные литовские земли становились т.н. дикрой. Орден также нападал на Польшу. В 1308 - 1309 было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, 1329 - Добжинские земли, 1332 - Куявия. В 1328 Ливонский орден передал Тевтонскому Мемель и его окрестности. В 1343 по Калишскому договору орден вернул Польше захваченные земли (кроме Поморья) и сосредоточил все свои силы на борьбе с Литвой. В 1346 Орден приобрeл у Дании Северную Эстонию и передал еe Ливонскому ордену.

Наибольшей силы Орден достиг в середине 14 в. во время правления Винриха фон Книпроде (1351 - 1382). Орден совершил около 70 крупных походов в Литву из Пруссии и около 30 из Ливонии. В 1362 его войско разрушило Каунасский замок, а в 1365 впервые напало на столицу Литвы Вильнюс. В 1348 состоялась большая битва у Стревы. В 1360 - 1380 крупные походы на Литву совершались каждый год. Литовское войско совершило в 1345 - 1377 около 40 ответных походов, один из них закончился битвой у Рудавы (1370). После смерти Альгирдаса (1377) Орден разжигал войну между его наследником Йогайлой и Кестутисом с его сыном Витаутасом (Витовт) за княжеский трон. Поддерживая то Витаутаса, то Йогайлу, особенно сильно нападал Орден на Литву в 1383 - 1394, в 1390 вторгся в Вильнюс. За мир с Орденом в 1382 Йогайла и в 1384 Витаутас отказались от Западной Литвы и Занеманья. Орден ещe больше усилился, заняв в 1398 остров Готланд (до 1411) и в 1402 - 1455 Новую Марку. Против агрессии Ордена Литва и Польша в 1385 заключили Кревский договор, который менял соотношение сил в регионе не в пользу Ордена. После крещения в 1387 Литвы (Аукштайтии) Орден потерял формальную основу для нападения на Литву. По Салинскому договору 1398 Витаутас отдал Ордену земли до Невежиса. В 1401 восставшие жемайтийцы выгнали со своих земель немецких рыцарей, и Орден снова начал нападать на Литву. В 1403 папа Римский Банифаций IX запретил Ордену воевать с Литвой. C 1404 по Рационжскому договору Орден вместе с Польшей и Литвой управлял Жемайтией. В 1409 жемайтийцы восстали. Восстание послужило поводом для новой решающей войны (1409 - 1410) с Литвой и Польшей. Орден проиграл т.н. Великую войну в Грюнвальдской битве; Торуньский мир и Мельнский мир обязали Орден вернуть Литве Жемайтию и часть земель йотвингов (Занеманье).

Неудачные войны (с Литвой и Польшей в 1414, 1422, с Польшей и Чехией в 1431 - 1433) спровоцировали политический и экономический кризис, обострились противоречия между членами Ордена с одной стороны, светскими феодалами и горожанами, недовольными возроставшими налогами и хотевшими учавствовать в управлении государством, с другой. В 1440 был образован Прусский союз - организация светских рыцарей и горожан, боровшаяся против власти Ордена. В феврале 1454 союз организовал восстание и объявил, что все прусские земли будут находится отныне под покровительством польского короля Казимира. Из-за этого началась Тринадцатилетняя война Ордена с Польшей. В итоге Орден лишился Восточного Поморья с Данцигом, Кульмской земели, Мириенбурга, Эльбинга, Вармии - они отошли к Польше. В 1466 столица была перенесена в Кeнигсберг. В этой войне Литва объявила нейтралитет и упустила шанс освободить остальные литовские и прусские земли. В 1470 гроссмейстер Генрих фон Рихтенберг признал себя вассалом польского короля. Стремление Ордена освободиться от польского сюзеренитета потерпели поражение (из-за этого произошла война 1521 - 1522).

В 20-30-х 16 в. во время начавшеяся реформации в Германии гроссмейстер Альбрехт Гогенцоллерн со множеством братьев перешe:л из католичества в лютеранство. Он секуляризовал Тевтонский орден, объявив его территорию своим наследственным княжеством, которое получило название Пруссия. 10 апреля 1525 Альбрехт признал своим вассалом польского короля Сигизмунда Старого. Тевтонский орден прекратил своe существование как самостоятельное государство. В ходе Ливонской войны прекратил существование и Ливонский орден.

Валерия Уэрд (Valerya Werd)