Западная цивилизация. Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся. Западноевропейская культура – главный ресурс прогресса мировой цивилизации



Европейская цивилизация прошла через множество этапов развития, причём ценности, мораль и устремления людей, институты общества и экономика в разное время и в разных странах отличаются вплоть до противоположностей. Так, религиозный фанатизм конца средних веков сменился в XX веке отрицанием религии и равнодушием к ней, политика порабощения других народов и военный захват колоний ещё в начале XX века считалась нормальной, в XXI веке она решительно осуждается (сменившись неоколониализмом), обычные в прошлом абсолютные монархии были через революции и неоднократные реформы превращены в республики и монархии декоративные, многолетняя вражда и войны между европейскими государствами сменились их объединением в Европейский союзморальфанатизмXX векеXXI веке войны Европейский союз


Многие черты европейской цивилизации со временем были заимствованы другими народами, в частности японцы опередили большинство европейских народов в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии. При этом существенные отличия в менталитете между "востоком" и "западом" сохраняются до настоящего времени. Другие восточные азиаты в конце XX начале XXI века также активно развивают свою экономику, в первую очередь промышленность.японцы




Рассматривается жестокое отношение к детям в период варварства в Западной Европе. С детства закладывались установки агрессивного поведения. Варвар с детства должен был выживать в условиях суровой действительности. Наблюдается достаточно архаичное, жестокое отношение к ребенку, которое являлось основой для формирования авторитарной структуры характера в обозначенный период.


Варварский мир - это мир воинов, имеющий архаичные традиции. Воспитание детей в западной толерантной цивилизации проблем жестокого отношения к детям, равно как детской жестокости, не существует. Более того, долгое время оставаясь культурой достижений (термин психолога А. Сорина), западная цивилизация вовсе не избавилась от связанных с ней флюсов, и в частности тех, что связаны с безбрежным индивидуализмом со всеми вытекающими отсюда последствиями.


Наиважнейшей задача - взращиванию будущих воинов. При этом следует помнить, что сами климатогеографические, природные условия задавали алгоритм функционирования общества и отношения его к своим членам, в том числе и к детям. Скудость материальных условий была одной из важнейших детерминант отношения к детству.


Как пишет Д. Хёркли в работе «Средневековые дети», все народы, входившие в Римскую империю, исключая евреев, допускали детоубийство в случаях рождения больных или излишних детей. Отец в римской семье имел право отказать новорожденному, принятия его в семью, и тем самым обрекал его на смерть. Однако вместе с тем автор отмечает, что древние заботились о воспитании детей, которое было очень суровым


Установки варваров в отношении детства, казалось бы, были иными. Германцы, по словам Тацита, детей не умерщвляют; они любят, чтобы их было много, но не уделяют внимания их воспитанию, и лишь на пороге возмужания мальчик приобретал ценность для общества воинов.





Западная (западноевропейская) цивилизация - социокультурная целостность (общность), основанная на антропоцентрическом принципе мироздания. «Ядром» является человек, преобразующий имманентный мир. Возникла как случайное возобновление в другом месте и социальном времени случайных процессов, сопряженных бесконечным движением мысли с великим движением капитала.
Фундамент западноевропейской цивилизации замешан на пограничном опыте человечества - античности и христианстве. В результате длительного межкультурного диалога кристаллизовался фундамент западноевропейской цивилизации, что наглядно иллюстрируется на примере идей Аристотеля и других великих мыслителей, вызвавших трансформацию человеческого существования. Гуманизм древнегреческих философов, далекий от христианской идеи равенства людей, поставил разум выше нравственности. Это противоречие было преодолено западноевропейцами заимствованием у Конфуция золотого правила нравственности “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. Политическая свобода древнегреческих полисов кристаллизовалась в Западной Европе как борьба за личную свободу и осознанную необходимость, как тяжелый моральный груз, долг человека перед природой.
«Плавильный котел» западноевропейской цивилизации сформировался на древней границе Римской империи по Рейну и Дунаю. Эта граница выполняла барьерные функции между римлянами и варварами, в дальнейшем стала рубежом старой христианской Европы и «христианской периферии». В эпоху Реформации вдоль линии Рейн-Дунай стабилизировалось разъединение христиан - католиков и протестантов. Но когда на этой границе начали доминировать контактные функции, на социокультурных, конфессиональных и экономических рубежах образовался «Рейнский коридор» - «позвоночный столб» европейского капитализма, объединившего биполярный мир экономики Севера и Юга Европы. По аналогии с великими историческими реками, служившими коммуникационным каркасом древних цивилизаций, Рейн стал торговой рекой и структурной осью романо-германского мира.
«Плавильный котел» западноевропейской цивилизации смещается от Рейна-Дуная на Восток. В конце 20 века наблюдается встречный дрейф стран Центрально-Восточной Европы к Западу. Однако тысячелетний конфессиональный раскол, проходящий в ЕВРАМАРе, делает невозможным социокультурное сближение без консолидации в духовном пространстве, длительного цивилизационного диалога между “культурой разума” (бесчеловечных холодных рассуждений) и “культуры сердца”, наполненной славянским общечеловеческим содержанием. Поспешная интеграция может подвергнуть разрушению сами основы западноевропейских ценностей в православном мире. Это суверенность разума, бесконечная ценность личности и учение о свободе. Путь к процветанию проходит не через слепое заимствование евроамериканских стандартов жизни, а через просвещение и возрождение в духе.
Поэтому не случайно более или менее успешная интеграция с Западом осуществляется в странах, где доминируют католики и протестанты, то есть отсутствуют конфессиональные границы в душах людей. Конфессиональные рубежи делят славян на католиков, православных и маргиналов по вере и крови (греко-католики, боснийцы, помаки). Славяне-католики (поляки, чехи, словаки, словенцы) относительно успешно интегрируются в Западную Европу. Сербы, македонцы, черногорцы, болгары принадлежат к другому этноконфессиональному миру. У южных славян выделяются противостояния между католиками и православными, между православными и мусульманами. США как западнохристианский лидер выступает на стороне католиков и мусульман, а Россия, утратившая геополитическую роль на Балканах, остается восточнославянским форпостом.
Отмечаются резкие контрастно-исторические различия между Западной и Восточной Европой в типах государственности и собственности, формах хозяйствования и развития капитализма. Центрально-Восточная Европа отличается динамизмом государственных границ. Если, например, границы между Испанией и Португалией, Испанией и Францией не менялись свыше 400 лет, то в ЦВЕ только в конце ХХ века образовалось свыше десяти независимых национальных государств. По обе стороны цивилизационного рубежа расположены два полюса-государства Германия и Россия. Оба христианских народа, дополняющие друг друга сочетанием глубины и широты души, испытали глубокие потрясения непродуманной модернизации, последствиями которой явились фашизм и коммунизм.



Было бы наивно дать формализованный образ западноевропейской цивилизации. Европа - это многоликий микрокосмос, многомерное коммуникационное пространство, оформившееся как результат пограничного опыта человечества. Отсюда множественность пространственно-временных рубежей, контактные, барьерные и фильтрующие функции которых прокладывали путь к созиданию через конфликт. Социокультурная рубежность выступает как стратегический ресурс развития цивилизации и ее необходимо рассматривать двояко - через “пограничное состояние” рационального и чувственного восприятия в географическом и духовном пространствах с различной коммуникационной природой (включая пассионарность). В географическом пространстве она проявляется в материальных контактах - завоеваниях земель; заселении, хозяйственном освоении и изменении природной среды, тогда как для духовного мира человека характерен контакт во времени. В результате стратификации разномасштабных пространственно-временных процессов сформировался современный образ Европы.

Фундамент западноевропейской цивилизации замешан на пограничном опыте человечества - античности и христианстве. Древние греки впервые открыли человеческую душу и дух. Это величайшее открытие всех времен и народов, которое когда-либо совершалось и может быть совершено. Европейский мир родился из идей разума - порождающий идеи человек постепенно становится новым человеком. Вот как описывает основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль это событие. Философия древних греков не является их исключительной собственностью, но именно они нашли универсальный жизненный интерес в существенно новой форме чисто “теоретической” установки. Они занимаются теорией и только теорией. Этот процесс непрерывного новообразования включает межличностную коммуникацию, круг воспроизведения и воспроизводящего понимания идей. Мир идей формирует нового человека, живущего в конечном мире, но ориентированного на горизонт будущего - бесконечную смену поколений. В преодолении конечности природы суть величайшего открытия, что проявилось прежде всего в виде идеализаций - величин, мер, чисел, фигур, прямых линий, полюсов, плоскостей и т. д.
В Древнем мире идет интенсивное освоение пограничного опыта между основными историко-философскими регионами в Европе, Индии и Китае. Вместе с тем научная мыслительная или “теоретическая” непрактическая традиция или установка удивления, возникшая в Древней Греции, отличается от практическо-мифологической установки индийской и китайской философии. У древних греков интерес к философии никак не связан с почвой народных традиций. Конфликт между консервативными приверженцами традиций и философами обязательно переходит в сферу политической борьбы. Как просто избавиться от людей, преданных идеям, объявить их вне закона! Но тем не менее, идеи оказываются сильнее любых сил, укорененных в практике реальной жизни.
В результате длительного межкультурного диалога кристаллизовался фундамент западноевропейской цивилизации, что наглядно иллюстрируется на примере идей Аристотеля и других великих мыслителей, вызвавших трансформацию человеческого существования. Гуманизм древнегреческих философов, далекий от христианской идеи равенства людей, поставил разум выше нравственности. Это противоречие было преодолено западноевропейцами заимствованием у Конфуция золотого правила нравственности “Не делай другим того, чего не желаешь себе”. Политическая свобода древнегреческих полисов кристаллизовалась в Западной Европе как борьба за личную свободу и осознанную необходимость, как тяжелый моральный груз, долг человека перед природой.
***
Христианская религия, рожденная в Азии пограничным опытом человечества, стала путеводной звездой европейского мира. Новый Завет в отличие от ветхозаветной концепции провозгласил спасение всех народов планеты. Христианство превратило внешнюю трасцендетность в задачу преобразования и освоения конкретного имманентного мира. Не меч воина, а христианская церковь, придя в соприкосновение с варварами, превратила европейские границы бывшей Римской империи в центры духовного возрождения. Крестовые походы на Восток расширили умственный горизонт западноевропейцев, общение с другими народами способствовало религиозной терпимости.
В начале второго тысячелетия от Рождества Христова произошел разрыв между западной и восточной ветвями ортодоксального христианства. В 1054 году папа Лев IX отлучил патриарха константинопольского от церкви. Западная надгосударственная церковь стала правопреемницей древнеримского наследия, а восточная церковь, подчиненная, как правило, государству, - древнегреческих традиций. Конфессиональные рубежи римско-католической и православной церквей отдалили друг от друга две древнегреческих традиции. Ведущим философом в Западной Европе стал отец логики Аристотель, а в Византии - Платон, открывший мир идей.

В географическом пространстве становление западноевропейской цивилизации шло на геополитических, этнических и геоэкономических рубежах Римской империи и варваров. На этих границах, где происходили многочисленные конфликты и войны, отмечались интенсивные торговые связи и информационный обмен, вырабатывались комплиментарные отношения западноевпропейцев. В духовном пространстве с характерным для человека контактом во времени был порожден Ренессанс. Произошло обретение в духе утраченного античного мира через страстную ностальгию.
Многовековое восхождение к единой Европе берет начало с коронации Карла Великого, когда в 800 г. западный романо-германский мир был впервые объединен не только христианством, но и императорской властью Священной Римской империи. На рубежах Франкского государства были учреждены пограничные области - маркграфства (Испанское, Тосканское, Восточное, Бранденбургское и другие), которые в последствии выделяются уровнем развития экономики и культуры. Маркграфства стали основой формирования рубежных государств (Королевство Лотарингия во 2-ой половине IX в., Бургундское государство XIV-XV вв.). Когда Франкское государство распалось на Францию, Германию и Италию, на бывших римских границах по Рейну сформировалась структурная ось романо-германского мира, соединившая миры-экономики Юга и Севера - стран Средиземноморья, Северного моря и Балтики.
Интенсивные торговые связи способствовали экономическому росту вдоль трансевропейской коммуникации Юг - Север. В XIII в. здесь особенно выделялись ярмарки Шампани. Возникли центры финансового капитала и биржи в Брюгге, Женеве, Лионе и других городах. С великим среднеевропейским торговым путем связаны истории немецкой Ганзы, Рейнского и Швабского союзов вольных городов. Здесь ныне расположена столица объединенной Европы - Страсбург, а бывшие маркграфства стали основой становления рубежных государств Люксембурга, Бельгии, Швейцарии и Австрии. На исторических рубежах Франкского государства сформировались известные центры европейской культуры Флоренция, Барселона, Вена и Берлин.
Торговля с Востоком без посредничества Византии привела к могуществу и богатой культуре Венеции, Генуи, Пизы, Милана, Флоренции и других европейских городов. В эпоху Возрождения от простого товарно-денежного хозяйства начинается восхождение социально-политической роли средневекового города, где зародилось представление об идеальном, независимом и свободомыслящем человеке. В городах со свободными и независимыми мастерами и мастерскими, преимущественно в Средиземноморье, в католической Флоренции, складываются капиталистические отношения.
С эпохи Великих географических открытий началось настоящее “европейское чудо”. После 1500 г. в течение одного столетия приатлантические страны Западной Европы благодаря переходу к интенсивному способу массового капиталистического производства и расширению внешнего рынка опередили страны Востока.
Ныне в многомерном коммуникационном пространстве стратифицировалось несколько образов Европы. Большую Европу можно рассматривать в широком смысле от Лондона до Владивостока и от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Большая Европа делится на “Первую” - западноевропейскую цивилизацию или “европейскую семью”, “общеевропейский дом”; “Вторую” - восточноевропейские страны и “Третью” - Россию или Евразию. Славянские западники всегда были сторонниками “Первой”, славянофилы - “Второй” с центром в Константинополе и евразийцы - “Третьей” Европы или “Третьего Рима”.
В свою очередь, в Первой Европе различается атлантический или англо-американский и континентально-европейский или романо-германский Запад. Атлантическая модель берет начало от американской революции, выступавшей за освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Французская революция, предвестница большевистской, отличалась противоположной направленностью, как процесс завоевания революционным государством “косного” гражданского общества. Именно атлантическая модель ныне положена в основу формированию Единой Европы. После Второй мировой войны американская идея восторжествовала в Западной Европе и стала основой социокультурной стратегии. Идея “атлантического” федерализма заключается в объединении не национальных государств, а гражданских обществ. Здесь приоритет отдается регионализму, организованному на наднациональной основе. Ныне в Западной Европе усиливаются тенденции к интеграции по формуле Европа регионов. При этом ее крайние сторонники выступают за Единую Европу без наций -Франции и Великобритании. Атлантическая модель вновь продемонстрировала роль пограничного опыта в становлении цивилизации. Только теперь в Западной Европе укореняются идеи из Нового Света.
Континентально-европейский Запад и Восточная Европа прошли в ХХ веке через два мифа “великой коллективной судьбы” - германскую национальную идею фашизма и трансформированную на российской почве идею коммунизма. В геополитике это нашло отражение в концепциях жизненного пространства и всемирной революции.
Рассмотрим особенности рубежной коммуникативности многомерного европейского пространства. Большая Европа распространилась симметрично преимущественно в природном поясе умеренных широт, аналогичных этническому месторазвитию. На ее западных и восточных рубежах расположены англо-американский и российский евразийский суперэтносы, ставшие основой биполярного мира второй половины ХХ века.
На рубежах Старого и Нового Света, Запада и Востока, Европы и Америки, Европы и Азии идет непрерывный культурный диалог, поиск моделей комплиментарного развития. Англо-американский мир создал эксцентрированную североатлантическую модель по обе стороны океана. США - государство на рубеже западноевропейской цивилизации. Пройдя через бескрайние прерии евроамериканцы вышли к берегам Тихого океана, где основали мощный форпост западноевропейской цивилизации. Ныне Калифорния по масштабам экономического развития сопоставима с наиболее высокоразвитыми странами мира. Таким образом в Новом Свете была создана биполярная система по обе стороны североамериканских прерий и на берегах двух океанов, что способствовало хозяйственному освоению территории страны и послужило трамплином для выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион.
На востоке Европы православно-христианский мир во главе с Россией покорил огромные пространства сибирской тайги, создав на западных и восточных “берегах” Евразийской степи-океана форпосты на суперэтнических рубежах - Одессу, Владивосток, Харбин и другие. Была основана Русская Америка, однако из-за удаленности и отсутствия мощного экономического форпоста на русском Дальнем Востоке северотихоокеанская система не сложилась. События ХХ века приостановили формирование комплиментарной, открытой к внешнему миру, российской экономики на берегах Тихого океана и рубежах китайской цивилизации. Русскоязычный Харбин был утрачен преимущественно “руками” советской России. После Второй мировой войны с непродолжительным периодом, характеризующимся как “русский с китайцем братья на век”, реального братания все же не получилось. И дело не только в симпатиях или антипатиях политических лидеров. То, что Россия могла предложить в начале века - материально-практические достижения европейской цивилизации, в конце века осуществила западноевропейская цивилизация в более качественной упаковке. По иронии судьбы, советский вариант западноевропейского призрака коммунизма в Китае не стал догмой, так как после тысячелетних скитаний эта идея древнекитайских мудрецов вернулась на родину.
В конце ХХ века начала складываться модель комплиментарного развития на рубежах Азиатско-Тихоокеанского региона и западноевропейского, преимущественно англо-американского мира, его материально-практических достижений. Великобритания и Китай продемонстрировали это на примере Гонконга, а США - через Японию, Тайвань, Южную Корею и Южный Вьетнам. Правда, Советский Союз, предпринял последнюю и, как оказалось, неудачную попытку в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме. Но поезд прогресса ушел. Восток повернулся “лицом” к Западу.
Русский форпост на Дальнем Востоке, превращенный за “железным занавесом” преимущественно в военно-морскую крепость, оказался изолированным от внешнего мира и не смог стать плацдармом освоения Сибири. Это послужило одной из причин утраты и большинства пространства евразийской степи-океана. Ныне российский Дальний Восток оказался еще более экономически удаленным от Европейской территории страны. Только реальный сдвиг на Восток приведет к возрождению евразийских коммуникаций между Атлантикой и Тихим океаном, атлантической и восточными цивилизациями. Создание биполярной геоэкономической модели является стратегической задачей формирования российского многомерного коммуникационного пространства, способствующего диалогу Запада и Востока.
Северная Атлантика, исторически разъединяющая Старый и Новый Свет, ныне стала очередным коммуникационным хребтом западноевропейской цивилизации. Однако сама христианская Европа расколота на два мира - западно-христианский и восточно-христианский или православный. После открытия Америки удалось расширить западноевропейское социокультурное пространство. Но преодолеть невидимый рубеж между Западной и Восточной Европой, проходящий через души людей, оказалось намного труднее.

Общая характеристика западноевропейского Средневековья

Раннее Средневековье

Классическое Средневековье

Позднее Средневековье

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней – XVII в., когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

Раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

Классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

Позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

5.1. Общая характеристика западноевропейского
Средневековья (V-XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)

Становление феодальных отношении. В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью. Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции. Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал , а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

Классы раннего феодального общества . В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире, кроме того, (и это важнейшее отличие) они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению. Они также несли ряд специфических налогов: посмертный – при вступлении в наследство, брачный – выкуп права первой ночи и др. Эти крестьяне не пользовались свободой передвижения. К концу первого периода Средневековья все крестьяне (и лично-зависимые, и лично-свободные) имеют хозяина, феодальное право не признавало просто свободных, ни от кого не зависящих людей, пытаясь строить общественные отношения по принципу: «Нет человека без господина».

Состояние экономики. В период становления средневекового общества темпы развития были медленными. Хотя в сельском хозяйстве уже вполне утвердилось трехполье вместо двуполья, урожайность была низкой: в среднем сам – 3. Держали в основном мелкий скот – коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации сельского хозяйства. В каждом поместье имелись практически все жизненно необходимые с точки зрения западноевропейцев отрасли хозяйства: полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным, и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась; ремесло также существовало в виде работы на заказ. Внутренний рынок, таким образом, был очень ограничен.

Этнические процессы и феодальная раздробленность. В этот период идет расселение германских племен по территории Западной Европы: культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет основываться в значительной степени на этнической общности западноевропейских народов. Так, в результате успешных завоеваний предводителя франков Карла Великого в 800 г. была создана обширная империя – Франкское государство. Однако большие территориальные образования тогда не были устойчивы и вскоре после смерти Карла его империя распалась.

К Х-XI вв. в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств в IX-Х вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.

Христианство. Несмотря на то, что в Европе начинается процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись; государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации.

Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией.

Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития. В этот период уровень экономического развития был наиболее высок на территории Италии. Здесь раньше, чем в других странах, средневековые города – Венеция, Генуя, Флоренция, Милан – развиваются как центры ремесла и торговли, а не опорные пункты знати. Здесь быстрее растут внешнеторговые связи, развивается внутренняя торговля, появляются регулярные ярмарки. Увеличиваются объемы кредитных операций. Значительного уровня достигают ремесла, в частности, ткачество и ювелирное дело, а также строительство. По-прежнему, как и в период античности, граждане итальянских городов были политически активны, и это также способствовало их быстрому экономическому и культурному прогрессу. В других странах Западной Европы влияние античной цивилизации также сказывалось, но в меньшей степени, чем на территории Италии.

Ход урока

I этап урока – вводная часть.

Приветствие учащихся.

Ребята, проанализируйте высказывания и постарайтесь определить тему и проблему урока (все высказывания записаны на доске).

“Средние века” - это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.

“Средние века” - это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в “средние века” человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями - оценка романтиков.

“Средневековье” - неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности - оценка историков материалистической направленности.

Высказывания учеников.

Обобщает высказывания учеников и объявляет тему и проблему урока.

Тема урока: “Западноевропейская цивилизация средневековья”.

Проблема урока: “Судьбы средневековой цивилизации Запада”.

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы должны исследовать, чтобы решить проблему урока? (Ребята пробуют назвать сами, так как темы исследования – есть задачи урока, но все задачи урока записаны на доске и ученики могут этим воспользоваться.)

1 задача. Попытка определения. Спорные вопросы периодизации истории средневековья.

2 задача. Генезис феодализма. (Итальянская модель, Французская модель феодализма).

3 задача. Характерные признаки средневековой цивилизации. (Что стало основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?).

Предварительно вы получили исследовательские задания, изучали дополнительную и учебную литературу, исторические источники, составляли тезисный план, схемы, таблицы, логические цепочки. Сегодня вы представите результаты своей работы для обсуждения поставленной проблемы, составляете опорный конспект урока по выступлениям учащихся и по лекционному материалу. В конце 2-часового занятия вы напишите историческое эссе на тему: “Судьбы средневековой цивилизации”. У вас на столах план урока, схема написания опорного конспекта, словарь терминов, алгоритм написания ЭССЕ (приложение 1).

II этап урока - Основная часть работы.

Понятие “средневековье” характеризует цивилизацию Запада. Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс.

А что понимают под “средневековой цивилизацией”?

1 группа представляет результаты своей работы по задаче исследования темы урока.

Спорные вопросы периодизации истории средневековья (приложение 3).

Предполагаемые ответы учеников 1 группы:

1 Ответ: Под “средневековой цивилизацией Запада” понимают тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций.

Этот тип общества унаследовал:

От античности:

  • идея империи;
  • понтификального авторитета;
  • римского права и собственности.

От варварства:

  • традиции свободы;
  • равенства;
  • демократии.

От христианства: идея индивидуального договора верующего с богом.

2 Ответ: Само определение “средневековая” производно от понятия “средние века” введённого в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо (ум. 1463 г.) Этим понятием он обозначал период истории с V по ХV в., т.е. период между античностью и новым временем. Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала “Анналы” и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Для понимания специфики средневекового общества М. Блок и Л. Февр предложили понятие “ментальности”, или “менталитета”, под которым имелись в виду мыслительные установки, коллективные представления, склад ума. На наш взгляд, ментальность представляет собой дологический, дорациональный уровень сознания, основанный на вере и интуиции и оперирующий символической, вневербальной знаковой системой.

Увидев колоссальное различие в типах мышления человека средневековой цивилизации и человека современного, историки школы “Анналов” открыли “другие средние века” (так, между прочим, назвал свою главную книгу Ле Гофф). “Средние века” оказались не “безвременьем”, не “провалом” в истории человечества, но временем интенсивного по напряженности интеллектуального поиска и обретения высокой духовности, не известной ни предшествующей, ни последующей эпохам.

3 Ответ: Под средневековой цивилизацией мы понимаем королевства Англию, Францию, Германию, испанские королевства (Кастилия, Арагон, Леон, Наварра), Португальское графство, итальянские государства (Сицилийское королевство, теократическое государство римских пап, королевство Италия и др.), Бургундское герцогство, королевства Чехию, Польшу, Венгрию, то есть католические государства X – XV вв.

Вывод группы по первой части исследования (попытка определения): объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Что такое “средневековая цивилизация”?

Что вы предлагаете записать в опорный конспект для написания эссе?

Ответы учеников.

Вывод учителя:

Западноевропейская цивилизация – вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций - древнегреческой и древнеримской.

Проблема периодизации средневековья вызывает интерес в исторической науке.

Каковы основные периоды в развитии западноевропейского средневековья?

Предполагаемые ответы учеников первой группы.

1 Ответ: Опираясь на исследования французских историков “школы анналов” (Ле Гофф, Гимпел, Бродель и др.), можно выделить основные периоды в развитии западноевропейского Средневековья.

Так, французский историк “школы анналов” Жан Гимпел выделяет следующие этапы в развитии Средневековой Европы:

IV-X вв. - века агрессивного и темного варварства. XI - XII вв. - “юношеский период”, когда общество само изобретало и, по словам Ж. Гимпелла, “подбирало чужое”. 1300 - 1450 гг. - время экономического спада, “огрубления, упрощения социума”. 1450 - до XVII в. - рождение Нового времени.

2 Ответ: Общепринятое деление феодализма (как этапа всемирно-исторического развития, следующего за рабовладельческим и предшествующего капитализму).

Генезис (становление) - V – X-XI вв.

Развитой феодализм - XI – XV вв.

Поздний феодализм - XVI – XVIII вв.

3 Ответ: Французский историк Жак де Гофф выдвинул концепцию “долгого Средневековья”:

Начало - II - III в. (поздняя античность);

Конец - XVIII в. (французская революция).

Каковы основные периоды в развитии Западноевропейской средневековой цивилизации по учебнику Н.М. Загладина? Что положено в основу периодизации автором учебника? (Работа класса с учебником).

Вывод группы: Средневековье это длительный период в истории цивилизаций.

Обсуждение исследований группы:

Какая периодизация вам кажется приемлемой и почему?

Что мы запишем в опорный конспект?

Ответы учеников.

Каждая цивилизация имеет в своём развитии этапы генезиса (зарождения), становления и развития. Переходный период от античности к средневековой цивилизации в Европе занял сравнительно длительный отрезок времени - с V по VIII века. Генезис феодализма шёл разными путями. Можно выделить несколько типов (моделей) его формирования:

  • Византийский путь;
  • Итальянская модель;
  • Французский путь;
  • Скандинавско-русский путь;
  • Мусульманская модель;
  • Восточная модель.

В рамках нашей темы нас интересует генезис феодализма в Италии, Франции.

Как проходили эти процессы на данных территориях? Свои исследования представляет 2 группа (ученики составляют сравнительную таблицу, составляют план сравнения, изучают дополнительную учебную литературу).

Предполагаемые ответы 2 группы.

Итальянская модель генезиса феодализма была разрушительной и болезненной, но зато более короткой, чем византийская. Ослабевший Рим стал приманкой для набегов варварских племен, которые волна за волной прокатывались по Италии, грабя и разрушая города, захватывая земли и смешиваясь с местным населением, постепенно впитывая часть доставшейся им экономики и культуры и преобразуя их на более примитивный лад.

Однако варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи, не были дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей: “Они прошли долгий путь эволюции во время своих нередко вековых странствий... В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство этих народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко-римского… Они принесли тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей с его стилизованными животными мотивами”. Несмотря на все разрушительные действия, в конечном счете, варвары влили, свежую кровь в загнившие остатки некогда могущественной Римской империи.

Верхушка завоевателей становится крупными землевладельцами, часть воинов - мелкими свободными землевладельцами, которые постепенно теряли независимость и смешивались с колонами. Сократившие на время производство, потерявшие прежний блеск и крупных заказчиков, городские ремесленники и торговцы постепенно находили новых покупателей, восстанавливали торговые связи. Феодальные отношения в основном утвердились в IX в.. Но здесь уже не было единого государства с сильным центром.

В 781 г. Италия выделилась в империи Карла Великого как особое королевство, а в 843 г. стала самостоятельным государством. Однако Южная Италия оставалась под властью Византии, а позднее - нормандского королевства обеих Сицилии, центром слияния разных культур.

Французский путь к феодализму был свойствен для некоторых стран, побывавших под римским владычеством, но сохранивших основы общинно-родового строя (хотя и с использованием технических достижений железного века и части античного наследства); он оказался наиболее быстрым. Племенные вожди превращались в феодалов, владельцев земли как феода (откуда и пошло название - феодализм), а свободные общинники и получившие землю воины - в зависимых крестьян.

Утверждается сильное франкское королевство, в котором в VIII - IX вв. преобладала крупная феодальная вотчина, обрабатываемая поземельно-зависимыми (колонами) или лично-зависимыми (сервами) крестьянами. “Тaк был заложен фундамент, опираясь на который каролингская монархия за полвека объединила под своим господством наибольшую часть христианского Запада, а затем восстановила Западную империю. Так за четыре столетия, отделявшие восшествие на императорский престол Карла Великого (800) от смерти Феодосия (395), на Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров. Западное Средневековье обрело свой облик”.

Вывод группы: Таким образом, генезис феодализма характеризуется разнообразием форм перехода, широтой охвата и множественностью направлений движения. Происходит сближение уровней развития локальных цивилизаций, которые подошли к очередной исторической ступени - средневековой цивилизации.

Что вы посоветуете записать в опорный конспект для написания ЭССЕ?

Как данный процесс повлиял на судьбу средневековой цивилизации?

Ответы учеников.

Начиная с IX в. центр мирового прогресса вновь переместился в Европу (хотя точнее было бы говорить о многополюсном мире, причём каждый из полюсов обладал своим ритмом).

Какие характерные признаки средневековой цивилизации стали основой её вклада в историческое, материальное, экономическое, духовное наследие человечества?

3 группа представляет результаты исследования: “Характерные признаки средневековой цивилизации”.

Предполагаемые ответы учеников 3 группы.

1 признаком является господство мировой религии христианства, воздействие её на исторический прогресс (приложение 4).

(анализ исторических источников представляют ученики, схема: положительное и отрицательное воздействие религии на средневековую цивилизацию).

Вывод учителя:

Ученики просматривают фрагмент лекции по теме “Влияние христианства на средневековую цивилизацию” из мультимедийного учебника “История мировых цивилизаций”.

1. Преодоление этнических различий.

2. Утверждение социального равенства.

3. Утверждение равенства полов.

4. Возвышение статуса человека.

5. Апология труда.

6. Открытие внутреннего мира человека.

7. Моральное наставничество церкви.

8. Утверждение индивидуализма.

9. Духовное единство общества.

2 признаком цивилизации средневековья является большая личная свобода и экономическая заинтересованность крестьян и городских ремесленников по сравнению с жёстким внеэкономическим принуждением рабовладельческого строя. Используя текст учебника и выступления учеников, составьте план - конспект, объясните, как вы поняли этот признак средневековья, что вы возьмёте для написания ЭССЕ. (Можно использовать фрагмент лекции из мультимедийного учебника “История мировых цивилизаций”; 14 минут - фрагмент).

3 признаком цивилизации являются особенности политического развития, создание торгово-политических империй и союзов. (Сравнительная таблица по образованию централизованных государств в Англии и во Франции, складывание 2 торговых районов).

4 признаком является техника средневековой цивилизации (учащиеся делают сообщения о роли техники в средние века). Здесь нет таких впечатляющих скачков, как в эпохи раннерабовладельческой или индустриальной цивилизаций. Земледельческая техника, хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга, развивалась крайне медленно. Основой энергетики ремесла стала “революция мельниц” - ветряных и водяных. Ф. Бродель даже говорит о первой промышленной революции, которая выразилась в распространении в Англии сукновальных мельниц (150 шт. в XII-XIII вв.), лесопильных мельниц, бумажных, для помола зерна и т.п. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие часового производства, применение линз, очков и цветного стекла, морского компаса и кормового руля, что расширило возможности судоходства.

Сделайте вывод о характерных признаках средневековой цивилизации. Какой из этих признаков кажется вам наиболее важным и почему?

Что вы возьмёте для написания Эссе?

III этап урока. Заключительный.

Какое место занимают средние века в истории человечества? (высказывания учеников).

Какое высказывание вам кажется убедительнее и почему? (высказывания записаны на доске, вернуться в начало урока).

Ответы учеников.

История средних веков сложная и противоречивая эпоха. Это и нашествие варварских племён, когда были уничтожены достижения высокой римской культуры, шли кровопролитные междоусобные войны, подавлялась свободная мысль. И в то же время человечество сделало очередной значительный шаг в своём развитии: появились города, что дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры. Совершены многие технические изобретения - механические часы, водяные двигатели, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок, огнестрельное оружие, более совершенные корабли. В средние века образовались государства, которые существуют сегодня: Англия, Франция, Польша и др. В Западной Европе возникли выборные представительные органы - парламент, Генеральные штаты, кортесы. Возник суд присяжных, который и поныне применяется в ряде стран. В жизнь человека вошли многие достижения культуры: печатная книга, университеты, школы разных типов, создана богатая литература, получили развитие мировые религии, которые повлияли на складывание современных правил поведения людей.

Учитель:

Ребята, вспомните, что такое ЭССЕ и алгоритм написания ЭССЕ.

Напишите небольшое эссе по поставленной проблеме и представьте результат своей работы через 10 минут.

Через положенное время обсуждение полученных работ.

Домашнее задание: доказать точку зрения одного из представленных философских направлений по поставленной проблеме “судьбы средневековой цивилизации”.

23 августа 476 г. считается последним днем Западной Римской империи, на смену которой в Европе приходят варварские королевства - достаточно недолговечные и неустойчивые государственные объединения. Однако идея политического единства Европы проявилась уже на рубеже VIII-IX вв.

История Средневековой цивилизации знает две попытки создания в Западной Европе универсальных империй. Первая связана с историей Франкского королевства, которое было создано Хлодвигом (465/466-511) в 486 г. В VIII-IX вв. завоевания франкского короля Карла Великого (742-814) привели к тому, что территория Франкского государства простиралась от Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 г. папа Лев III увенчал Карла императорской короной. В годы правления 2-х династий Меровингов (первая династия франкских королей, к которой принадлежал Хлодвиг) и Каролингов (названной по имени Карла Великого) земледельческая община как совокупность больших семей превратилась в соседскую общину, возник аллод частная собственность на землю, появился бенефиций (условное пожалование) начали формироваться вассальные отношения, оформилась система иммунитетов (территория, свободная от посещений и вмешательств судебных и других должностных лиц короля). Начала складываться ступенчатая иерархическая структура класса феодалов: крупные вассалы имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого, согласно Верденскому договору 843 г., империя распалась на три королевства. Людовик Немецкий получил Германию, Карлу Лысому достались земли будущей Франции, Лотарь получил обширную полосу владений между землями двух своих братьев. Так было положено начало трем современным европейским государствам Франции, Германии, Италии.

Вторая попытка реализовать идею империи в Западной Европе связана с образованием Священной Римской империи. Еще в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство. Германский король Оттон I (912-973), совершив несколько военных походов в Италию, добился коронации в Риме. Возникла Священная Римская империя (с конца XV в. Священная Римская империя германской нации.), в которую вошли германские земли, Северная и Средняя Италия, Чехия, Бургундия. Ее правители претендовали на роль преемников римских императоров. Оттон III (980-1002) перенес свою резиденцию в Рим и вынашивал планы создания всеевропейской католической империи с центром в Риме и двуединой властью папы и императора. Однако, новое политическое образование было достаточно рыхло и неустойчиво. Уже в 1356 г. император Карл IV (1316-1378) издает Золотую буллу как главный закон государственного устройства Священной Римской империи, которая признавала полную политическую самостоятельность курфюрстов и князей и определяла порядок избрания императора коллегией, состоящей из семи местных правителей и духовных лиц. Золотая булла была отменена только в 1806 г.



Идею единства европейской цивилизации утверждала католическая церковь через проповедь идеи особого христианского мира.

Центр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации включал территории современных Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальной раздробленности.

С некоторой долей условности можно утверждать, что в своем развитии процесс территориальной государственной централизации в Европе прошел два этапа. Первый охватывает период конца раннего и начала развитого Средневековья IX-X вв. - это время существования, хотя и лоскутной, но все же достаточно централизованной империи Карла Великого на западе Европы. В средней части Европы в это время существовала Великоморавская держава западных славян. На смену ей пришло крупное Венгерское королевство, возглавляемое королем Стефаном I. На территории Польши возникло раннефеодальное королевство Пястов со столицей в городе Гнездо. На юго-востоке Европы появилось Первое болгарское царство царя Симеона, а на востоке - Киевская Русь.

Второй этап активной государственной централизации наступил в конце Средневековья. Он имел гораздо более прочную экономическую основу в виде складывающихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

В Англии образование централизованного государства было связано с завершением войны Белой и Алой розы и воцарением на английском престоле новой династии Тюдоров. Во Франции образование единого государства с твердой центральной властью произошло при Людовике XI (1423-1483). Одновременно продолжалось расширение территории Франции, в которую вошли герцогства Бретань и Бургундия, графство Прованс. Всему этому способствовала победа Франции над Англией в Столетней войне, Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. В 1479 г. королевства Кастилия и Арагон объединились, образовав государство Испания.

Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государства Англия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское, Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена.

Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь. Набирали силу феодалы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. произошел важнейший качественный скачок - появление города как центра ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу Средневековья в городах зарождается новый класс буржуазия (франц. буржуа, нем. бюргер, в буквальном переводе горожанин). Нарастает волна городских движений. Результатом которых, например, является Великая хартия вольностей, которую 15 июня 1215 г. был вынужден подписать английский король Иоанн Безземельный.

Впервые орган сословного представительства (парламент, от франц. парле говорить) был создан в Англии. В 1265 г. Симон де Монфор, граф Лестерский созвал собрание крупнейших баронов и священнослужителей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от самых крупных городов. В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты- представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и третьего сословия наиболее влиятельных и богатых представителей городов. К XV в. в Священной Римской империи складывается такой орган сословного представительства как рейхстаг. Своеобразной предтечей сословно-представительного органа были кортесы в Испании, первое упоминание о которых (Кастильские кортесы) относится к 1137 г.

Второй, хотя и значительно менее распространенной формой правления в средневековой Европе были города-республики, возникшие в частности в Северной и Средней Италии. Так, в Венеции во главе стоял дож, избиравшийся пожизненно. Законодательным органом такого города-государства являлся избираемый горожанами Большой совет. Однако строй городов-государств нередко характеризуют как олигархический, т.к. реально ими правили представители богатых и знатных купеческих родов. Имперские города Германии формально подчинялись императору, но в действительности были независимыми городскими республиками. В Северной Франции и Фландрии появились города-коммуны, которые имели собственное управление и были освобождены от повинностей в пользу феодалов.

Средневековое европейское общество было иерархичным. Главой феодальной иерархии был король. Он был сеньором крупнейших феодалов, которые выступали его вассалами. Власть короля основывалась на пожаловании им земель (феода), на условии несения военной службы. Основой феодального строя выступала монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодала. За пользование землей феодал взимал ренту: натуральную (в виде барщины), продуктовую (продуктовый оброк) или денежную (денежные сборы).

Общество средневекового Запада состояло из трех сословий: духовенство, светские феодалы (рыцари, дворянство) и третье сословие горожане и крестьяне. Сословие это социальная группа (слой), обладавшая согласно законам правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

Характерный признак Средневековой Западной цивилизации господство христианства. Средневековье христианизировало Европу, и этот процесс во многом определил характер всей европейской цивилизации. К XIII в. христианство охватило всю Европу, однако в Средневековье оно не было единым. Уже в III-V вв. наметилось разделение на две ветви: католическую (всеобщая, всемирная) и православную (истинная). Постепенно этот раскол принял необратимый характер и завершился в 1054 г. окончательным разделением христианской церкви.

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. паппас отец, отче). В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь получала в дар от императоров и знати земельные владения и к XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Еще Карл Великий узаконил церковную десятину. Христианская догматика (основные положения вероучения) разрабатывались на вселенских соборах. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. Появившиеся в VI в. монастыри становятся центрами просвещения. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Отличительной особенностью и важнейшим достижением Западноевропейской средневековой цивилизации является то, что она в впитала в себя и переплавила в качественно новый исторический феномен три цивилизационных начала: античное наследие, цивилизацию варварского мира и христианство.

Средневековая цивилизация Запада внесла большой вклад в общечеловеческую культуру, зародилась национальная культура многих европейских государств, что нашло отражение в литературе, искусстве, архитектуре. Средневековье произвело и социальную дифференциацию культуры, которая подразделялась на церковную, культуру феодальной знати (рыцарскую культуру), городскую, крестьянскую и т.д. В то же время Западноевропейское средневековье являет собой опыт создания единого духовно-идеологического поля, в качестве которого выступило христианство.

Западноевропейское Средневековье заложило основы той Западной Европы, которая сыграла столь значительную роль в эпоху Прединдустриальной цивилизации, превратило всю Западную Европу в ареал цивилизационного развития.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каково значение христианства в становлении Византийской цивилизации?

2. В чем особенность государственного устройства Византии?

3. Перечислите «пять столпов» ислама.

4. В чем особенность Арабской цивилизации?

5. Обозначьте хронологические рамки средневековья.

6. Какова роль церкви в Западноевропейской средневековой цивилизации?