К методам социальной психологии относят. Наблюдение в изучении. Учебная дисциплина основы социальной психологии

Наблюдение является универсальным методом, применяемым в любой науке, которая получает данные опытным путем или собирает их в окружающем мире.

Наблюдение в социальной психологии – метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социальнопсихологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования (например, при наблюдении "естественно протекающего" конфликтного взаимодействия), так и в качестве вспомогательного метода (например, в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных).

Классические примеры наблюдения как самостоятельного метода – изучение жизни бродяг Н. Андерсона, работы У. Уайта по изучению жизни эмигрантов, В. Б. Ольшанского по исследованию ценностных ориентаций у молодых рабочих.

Классификация наблюдения производится но различным основаниям (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Невключенное наблюдение регистрирует события "со стороны", без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой. Важность и нетривиальность получаемых в исследовании результатов зависят от того, что́ именно наблюдается и насколько адекватным и точным, метким является проводимое наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Оно дает исследователю возможность лучше понимать происходящие процессы "изнутри", видеть контексты наблюдаемого, т.е. включенность наблюдателя повышает глубину наблюдения. В то же время включение "внутрь" наблюдаемого процесса снижает его рефлексивность (способность "подняться" над ситуацией наблюдения и посмотреть на нее из аналитической позиции "вненаходимости"). Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя.

Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Если включенное наблюдение осуществляется открыто, то это может повлиять на происходящие процессы, нарушить естественный ход их течения. В качестве примера можно привести описание экспериментов Э. Мэйо на предприятии компании "Вестерн Электрик" в США в 1920–1930-с гг., когда сам факт наблюдения исследователей, которые изучали причины снижения производительности труда работниц, за действиями сборщиц электрических реле вел к повышению производительности труда . Автором было отмечено изменение в поведении человека, который знает, что за ним наблюдают.

По условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).

Скрытое наблюдение (наблюдение инкогнито) представляет наибольший интерес и вызывает бурные дискуссии. В лаборатории скрытое наблюдение часто осуществляется с помощью зеркала Гезелла с односторонней проводимостью света.

В зарубежных руководствах по психологии и социальной психологии при описании полевого наблюдения-инкогнито непременно обсуждается этический вопрос вторжения в личную жизнь наблюдаемых. Рекомендуется также ограничить такое наблюдение публичными ситуациями (поведение людей на улице, в кафе, кинотеатре и других общественных местах).

Пример из практики

Классическим примером исследования такого рода является работа Л. Фестингера с коллегами, проведенная в 1950 г. Социальные психологи "внедрились" в религиозную общину, которая предсказывала, что наводнение в определенный день уничтожит большую часть Северной Америки, чтобы наблюдать за поведением членов общины после того, как предсказание не сбудется. Когда предсказание не сбылось, большинство членов общины продолжили активную деятельность по обращению людей в свою веру и призывам к покаянию, убедив себя в том, что именно их деятельность предотвратила катастрофу. Оказалось, что несбывшееся предсказание может не изменить, а укрепить взгляды человека. На основе результатов этого исследования Л. Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса .

В литературе описывается немало провокативных полевых исследований, выполненных методом включенного наблюдения-инкогнито. В отечественной традиции это исследование В. Б. Ольшанского, который в 60-е гг. прошлого века, будучи сотрудником Института философии Академии наук и изучая методом наблюдения ценностные ориентации молодых рабочих (а точнее, конечно, их проявление в поведении), в течение нескольких месяцев работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.

Среди классических западных исследований, проведенных методом включенного наблюдения-инкогнито, отметим исследование Э. Гоффмана в 60-е гг. прошлого века, которое проводилось в психиатрической больнице. Тактику контролирования производимого на окружающих впечатления Гоффман назвал "управлением впечатлением". Исследование показало, что больные шизофренией, которых традиционно считают умственно неполноценными, неплохо этой сложной рефлексивной тактикой владеют.

Выделяют также третий вид наблюдения, находящийся между полевым и лабораторным, – спровоцированное наблюдение в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение в естественных условиях приближается к методу естественного эксперимента, предложенному А. Ф. Лазурским. Интересным примером естественного (полевого) наблюдения с элементами искусственно созданной ситуации стало исследование Л. Петерсона с коллегами, проведенное в США в 1980-е гг. – наблюдение альтруизма у детей.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

Стандартизированная (формализованная, структурированная) техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистки. Наиболее известными схемами наблюдения являются методики ΙΡА, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.

В случае нестандартизованного наблюдения такой специально разработанной схемы нет. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти.

По упорядоченности наблюдения могут быть случайные и систематические, сплошные и выборочные.

По характеру фиксации – констатирующие и оценивающие, а также смешанного типа.

По хронологической организации выделяют лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно – ряда лет. Результаты лонгитюдных исследований часто фиксируются в виде дневников наблюдения. Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения – проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени. Одиночные или однократные наблюдения обычно представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого процесса или феномена.

Необходимо отметить, что методика реального конкретного исследования может сочетать разные виды наблюдения, например, полевое наблюдение может осуществляться как систематическое в рамках поискового исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят речевые акты, выразительные движения, физические действия и т.п.

Запись наблюдений в исследовании, направленном на проверку исходных теоретических предположений, осуществляется посредством категорий, соответствующих цели исследования, которая состоит в изучении только определенных форм поведения. Категории – это понятия, означающие определенные классы наблюдаемых явлений. Они должны определяться операционально, не пересекаться с другими категориями, иметь ту же степень общности, что и другие категории. Классическим примером такой системы категорий в социальной психологии является схема наблюдения взаимодействия людей в групповой дискуссии, разработанная Р. Бейлзом в 1950-е гг. (рис. 3.2).

Отметим, что "подведение единицы наблюдения под категорию – по сути начальный этап интерпретации наблюдаемого – может происходить не только после проведения наблюдения... но и в ходе самого наблюдения", как это и делается при работе с методикой Бейлза: "Наблюдатель, выделяя единицу поведения в ходе групповой дискуссии, должен сразу подводить ее под одну из 12 категорий и фиксировать это в протоколе наблюдения" .

Сложность или простота схемы наблюдения влияет на надежность метода. Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков.

Рис. 3.2.

А – область позитивных эмоций; В, С – области постановки и решения задачи; D – область негативных эмоций; а – проблемы ориентации; b – проблемы оценивания, мнений; с – проблемы контроля; d – проблемы нахождения решения; е – проблемы преодоления напряженности; f – проблемы интеграции

Основными недостатками метода считают:

  • высокий субъективизм при сборе данных;
  • преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
  • относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Пути повышения надежности результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, техни

ческих средств фиксации данных, тренированностью наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

  • См.: Андреева Г. М. Социальная психология.
  • См.: Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
  • Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Консультирование / под ред. Ю. М. Жукова. М., 2004.

Исторически сложилось так, что метод наблюдения в психологии - один из самых популярных, а также один из самых простых методов. Под наблюдением в психологии понимают систематизированное и целенаправленное изучение чьего-либо поведения с целью дальнейшего анализа и объяснения. При этом вмешательство со стороны наблюдателя строжайше запрещается, так как оно может стать причиной изменений в поведении человека или группы лиц.

Несмотря на то, что наблюдением в какой-то степени пользуется каждый человек, научное наблюдение во многом отличается от житейского и является гораздо более сложным для выполнения. Так, научное наблюдение должно проводиться на основе четкого плана и служить получению максимально объективной картины. Подразумеваются также строгий порядок проведения и фиксация результатов в специальном дневнике (что вообще характерно для психологии или медицины).

Наблюдение в психологии претендует не только на описание наблюдаемых явлений, но также и на их психологическое толкование. В этом и заключается главная особенность психологического наблюдения: ставится цель раскрыть психологическое содержание исходя из имеющихся фактов о поведении объекта. Это значит, что для научного наблюдения требуется специальная подготовка, которая даёт наблюдателю специальные знания и качества, которые помогут в интерпретации психологических фактов.

В психологии научное наблюдение может принимать две формы: самонаблюдение (интроспекция) и внешнее (объективное) наблюдение.

Учитывая, что в современной психологии принято исходить из единства внутреннего и внешнего, речь пойдёт скорее не о двух дополняющих друг друга методах, а об их единстве и переходе друг в друга.

Наблюдение помогает изучать различные явления в определённых условиях, не вмешиваясь в их течение.

Предметом наблюдения в психологии могут выступать действия человека, его речь и сопровождающие её мимика и жесты.

Интерес для наблюдателя может представлять такое проявление поведения, которое имеет связь с конкретной исследовательской задачей, следовательно, наблюдателю следует дожидаться, когда наблюдаемый проявит себя определённым образом. Так как восприятие внешнего поведения носит только субъективный характер, никогда не следует спешить с выводами. Для получения правильных выводов необходимо несколько раз проверить результаты исследования и сравнить их с полученными раннее результатами других наблюдений.

Кроме этого, не всегда достаточно наблюдения и фиксации проявлений психических свойств. Наблюдателю следует убедиться в типичности и повторяемости того или иного свойства. При наблюдение большое значение приобретает анализ ошибочных действий индивида. Проанализировав характер ошибок и причины их возникновения, можно наметить действенные пути их устранения Каменская, Е. Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие / Е. Н. Каменская [Текст].-- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- С. 56.. Объективность наблюдения (которая является главным критерием его научности) проверяется либо повторным наблюдением, либо проведением эксперимента и использованием других методов наблюдения. Чтобы повысить объективность наблюдения, довольно часто применяют современные технические средства, такие, как фото- и видеосъемка, аудиозапись.

Главный плюс такого метода заключается в следующем: так как наблюдение проводится в естественной обстановке, поведение наблюдаемых лиц не меняется кардинально. Это значит, что можно наблюдать как за одним человеком, так и за группой лиц. Такой метод подходит для применения его в самых разных условиях: в рабочем коллективе или, к примеру, в школьном классе.К сожалению, метод наблюдения обладает не только неоспоримыми достоинствами, но и недостатками. К примеру, из-за того, что наблюдение не вносит изменений в деятельность изучаемого коллектива, не всегда в нём могут возникнуть ситуации, которые представляют интерес для наблюдателя. Второй значимый недостаток метода наблюдения заключается в его трудоемкости и сложности исполнения.

Виды наблюдений (см. Приложение А) Социальная психология: Хрестоматия:[Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- С. 78.:

1) скрытое (в том случае, когда испытуемый не в курсе о том, что за ним ведется наблюдение);

2) внутреннее (интроспекция - самонаблюдение, наблюдение за своими мыслями и чувствами);

3) стандартизированное (происходит в рамках установленной программы);

4) свободное (не предусматривающее ограничений в рамках программы);

5) включенное (исследователь принимает активное участие в процессе);

6) не включенное (исследователь становится наблюдателем со стороны).

Для начала рассмотрим стандартизированное и свободное наблюдения.

Стандартизированное наблюдение заключает в себе восприятие ситуации, которое должно протекать последовательно и подводя наблюдателя к конечной цели. Стандартизированное наблюдение возможно при соблюдении ряда условий:

Должен быть четкий план наблюдения;

Выдвижение гипотезы, предлагаемой к объяснениям возникших явлений.

И ее дальнейшее подтверждение, опровержение.

Результаты обязательно фиксируются.

Свободное наблюдение, как было сказано ранее, не ограниченно рамками эксперимента. Тем не менее не обходится без замысла, методов контроля, а иногда даже системы методов. Свободное наблюдение принято считать начальным этапом исследования, чтобы расширить объем знаний о выявляемой проблеме.

Включенное наблюдение. С участием самого исследуемого. То есть сам психолог включается в процесс в его внутренней составляющей, и ведет наблюдение, создает пометки и выводы. Такой метод актуален в использовании в отношении особых социальных групп. Таких, к которым органичен доступ со стороны. (секты, преступные группировки и т.д.).

Включенное наблюдение делиться на две вариации:

1)полное включенное наблюдение.

2) простое включенное наблюдение.

В первом случае наблюдение несет более скрытный характер, так как мотивация действий психолога известна наблюдаемым. При попадании в нужную среду психолог принимает активную позицию участия в процессе вместе со всеми.

В тот момент, когда при простом включенном наблюдении исследователь принимает нейтральную сторону, и занимается только наблюдением.

Иногда возникает такая проблема: что будучи задействованным в процессе психолог сталкивается с нарушением своего личного восприятия реальности. Тогда на замену приходит следующий вид наблюдения.

Не включенное (внешнее) наблюдение. При таком наблюдении должно учитываться то обстоятельство, что внешняя оболочка процесса, это лишь исходник, а главная суть находиться внутри. То, насколько в данном случае участник взаимодействует с процессом, зависит от изначально поставленных задач и общего характера эксперимента.

Теперь пришло время поговорить о скрытом наблюдении, которое характерно тем, что участник, не в курсе того, что за ним наблюдают со стороны. Особенность этого метода состоит в том, что достаточно радикально может поменяться психологическое состояние человека, за которым ведется наблюдение, если он каким- либо образом получит эту информацию. И, исходя из многолетней практики, как правило, поведение испытуемого в такой ситуации меняется вполне существенно.

Посредством такого метода можно неплохо изучить характерные черты личности, его психические особенности и темперамент. Ведь известно, что из видимых факторов поведения человека в определенной ситуации, вполне можно составить пусть не полноценный, но довольно приближенный портрет о его сущности, эмоционального состояния, склонностей и других моментов.

Но мы знаем, что в зависимости от поставленных задач, область заинтересованности психолога направлена на выявление определенного проявления.

Популярное зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем ведется наблюдение) , камера, магнитофон - это самые применяемые средства для скрытого наблюдения за объектом.Этот метод часто применяем в отношении детей, их особенностей взаимодействия в процессе игр и непосредственного контакта. Внутреннее наблюдение - это чисто психологический метод, который характеризуется как личное наблюдение объекта за самим собой, за своими эмоциями, внутренними проявлениями, мыслями. Это нужно для того, чтобы прежде того, как позволить себе более-менее реалистично анализировать состояние других индивидуумов, психолог имел возможность на собственном примере провести исследование личности. С наблюдением непрерывно связан и метод самонаблюдения. Как было сказано выше, самонаблюдение - это специфическое явление психологии. Такой метод рассматривают как самостоятельную отдельную часть практического выявления ситуации, так и в качестве дополнения в основным действиям. Такие элементарные вещи, как способность различать цвета, реабилитироваться в окружающей среде, выражать эмоции - все это результат непроизвольного самонаблюдения. Согласитесь, что если человек не способен изучить самого себя, он не сможет изучить других, и уж тем более внести новые знания в область социальной психологии. Ведь все имеющиеся знания на сегодняшний день берут корень из результатов любопытства человека к своей личности во внутреннем духовном отношении. В процессе такого метода наблюдаются такие психические проявления, как работоспособность, бодрствование, раздражительность, профессиональная продуктивность и многое другое. Для успешной работы психологу необходимо научиться как можно объективнее оценивать свое состояние. Так как сталкиваясь на практике с другими индивидуумами зачастую попытки понять их сущность основаны на сравнении со своими личными реакциями на те или иные вещи. То есть происходит некое сопоставление себя и окружающих. Но! Как бы ни был полезен был метод самонаблюдения в нем имеется ряд существенных недостатков. К ним можно отнести такие факторы, как:

Достаточно сложно вести наблюдение за самим собой в моральном плане. Так как психическое влияние на самого себя, может исказить предполагаемые реакции личности;

Невозможно полностью объективно воспринимать ситуацию, так как субъективизм неотделим от человека.

Не всегда можно уловить все нюансы переживаний человека Руденский, Е. В Социальная психология/ [текст]. -- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. - С. 135..

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Социальная психология – отрасль психологической науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные в включенностью в соц. группы, а также психолог. особенности этих групп. Она занимается (по Андреевой):

1.изучением межличностных отношений, которые пронизывают систему общественных отношений;

2.изучением закономерностей и деятельности людей в соц. Группах и даёт психолог. характеристику этих групп.

Все научные методы делятся на 2 группы:

Методы воздействия (методы соц. психологии, формирующие общественное и личное сознание);

Методы исследования (среди них методы сбора и обработки информации)

Андреева выделяет 2 группы методов социальной психологии:

1.методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

2.методы обработки информации (приемы теоретической и логической обработки данных; использование математической статистики).

Наблюдение – преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения

Предметом наблюдения в социальной психологии служат вербальные и невербальные акты поведения человека, группы, нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. Может быть констатирующим. В этом случае изучаются необходимые социально-психологические явления. Формирующим. В процессе формирующего эксперимента развиваются требуемые качества испытуемых.

Метод анализа документов процесс осмысления информации из разнообразных источников (научных исследований, архивных материалов, документах).

Метод обобщения независимых характеристик выявление и анализ мнений о социально-психологических явлениях и процессах.

Анализ результатов деятельности в этом случае социально-психологические явления изучаются опосредовано.

Опрос метод, который дает возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы исследователя. Анкетирование делится на прессовое (вопросник публикуется в периодике), почтовое (анкеты рассылаются по почте) и раздаточное (личная раздача вопросов и сбор ответов).

Тестирование в этом случае испытуемые выполняют конкретные действия по специальному заданию исследователя.

Социометрия используется для диагностики симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между участниками группы или коллектива. Позволяет выявить структуру взаимоотношений в малых группах, позиции лидеров и аутсайдеров.

История развития методов. Успех развития и практического применения любой науки, в том числе и социальной психологии, во многом зависит как от богатства ее идей, теоретического багажа, так и от степени отработанности и полноты всей системы методов и приемов исследования и реализации выводов науки в практической деятельности.

История социально-психологической мысли свидетельствует о том, как вместе с развитием социально-психологической теории совершенствуются, обогащаются новыми средствами, приемами и техническими возможностями и методы исследования.

Ведущими методами социальной психологии во второй половине XIX века были методы наблюдения и самонаблюдения, методы анализа различных источников (художественная литература, публицистика, письма, биографии, политические документы, описание исторических событий и т. д.), методы изучения этнографического материала. В конце XIX века впервые применяется метод опроса (беседа, анкета) и проводятся социально-психологические эксперименты. Однако наибольшее развитие и применение метод экспериментального исследования в социальной психологии получает в первой половине XX века в работах немецкого психолога В. Мёдэ, американского социального психолога Ф. Олпорта и русских ученых В. М. Бехтерева и М. В. Ланге.

Система методов социальной психологии продолжает обогащаться и сейчас. Идет интенсивная разработка методов наблюдения и опроса, эксперимента, методов не только получения, но и обработки первичной информации.

Вместе с тем этим не ограничивается история разработки методов социальной психологии, поскольку они не исчерпываются задачами исследования, но предполагают нацеленность и на эффективное социальное влияние, а также социально-психологический контроль различных форм человеческой жизнедеятельности.

Первоначально методы социальной психологии не осознаются человеком как таковые и применяются как эмпирически найденные приемы эффективного воздействия друг на друга. Затем они осознаются и разрабатываются уже преимущественно как методы эмпирического исследования. Однако со временем получают все большее развитие методы осознанного социально-психологического контроля и воздействия. В какой-то мере они содержатся уже в самих методах эмпирического исследования, таких, например, как эксперимент.

Трудности классификации методов. Названные выше обстоятельства, как правило, до сих пор ставят исследователей перед трудностями при попытках построения классификации методов. Под "шапкой" общей характеристики методов социально-психологического исследования могут оказаться как методы исследования, так и методы воздействия . При этом первые исчерпываются преимущественно методами эмпирического исследования, т. е. методами сбора и первичной обработки информации. Во многом остается не ясным, есть ли различие между методами, применяемыми в данной науке и других смежных дисциплинах, несмотря на универсальный, междисциплинарный характер большей части этих методов.

Логические основания для классификации методов социальной психологии. На наш взгляд, все методы и их модификации, применяемые в социальной психологии, следует различать по двум различным основаниям: во-первых, по степени их принадлежности к социальной психологии и, во-вторых, по специфике выполняемых ими функций вообще и в данной науке в частности.

В таком случае можно было бы говорить о трех случаях, характеризующих степень принадлежности тех или иных методов к социальной психологии:
- методы универсальные, применяемые почти во всех науках о человеке, в том числе и в социальной психологии;
- универсальные методы, но имеющие существенные особенности их применения в данной науке;
- собственно специфические социально-психологические методы, применяемые преимущественно здесь и надежно обеспеченные только средствами данной науки.

Функциональное различие методов. Применительно же к специфике выполняемых теми или иными методами функций правомерно, на наш взгляд, различать:
- методы воздействия;
- методы исследования;
- методы контроля.

Начнем с характеристики специфики функций, выполняемых теми или иными методами в социальной психологии. Методы воздействия первоначально складываются как не вполне осознаваемые приемы эффективного влияния людей друг на друга, а в дальнейшем исследуются и классифицируются в то же время и в качестве социально-психологических механизмов общения и взаимовлияния (заражение, внушение, гипноз, убеждение и др.).

Методы исследования. Методы исследования в социальной психологии формируются позже и связаны первоначально с опытом философского, теоретического, а затем и эмпирического, в частности экспериментального, исследования.

В настоящее время, как это уже отмечалось, методы исследования, применяемые в социальной психологии часто отождествляются с методами эмпирического исследования. Как правило они сводятся к наблюдению, изучению документов, опросу, тестированию и эксперименту.

Методы сбора первичной информации. Формы каждого из названных методов весьма многообразны. Наблюдение может выступать, например, в виде самонаблюдения или наблюдения со стороны за поступками, поведением и психическим состоянием других людей. Разновидностью последнего является "включенное" наблюдение, когда исследователь сам входит в изучаемый коллектив в качестве одного из его членов и скрытно ведет наблюдение за поведением других членов группы. По своему объекту наблюдение может быть направлено на так называемые "значимые" или "стандартные" ситуации.

Многообразны и формы опроса. Последний может осуществляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестирования и т. д. Специфической формой опроса являются диспуты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Большое значение в эмпирическом исследовании имеет работа по изучению документального материала. В широком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.

Соотношение методов эмпирического и теоретического исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Последнее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпирического исследования. Программа последнего включает в себя реализацию методов концептуального анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемного поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам исследования результатов.

После предварительной теоретической подготовки осуществляется сбор первичной информации с применением тех методов, о которых уже говорилось выше.

Методы обработки информации. После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени достоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда методов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением современных средств вычислительной техники для обработки большого количества полученной информации. Однако проблема точности исследования в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между различными элементами исследуемого объекта, на первый план выступает задача соотнесения сформулированных ранее рабочих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом этапе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последовательность методологического аппарата науки. В соответствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, первичной, количественной обработки информации, но и о системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установленных на основе анализа статистического материала зависимостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о переходе от количественных к качественным методам или методам качественного анализа, а к методам анализа качества изучаемого явления.)

Основными методами на этой стадии исследования являются важнейшие установки социальной психологии, вытекающие из социально-психологической теории, логические методы обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, аналогия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделирования. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяснения эмпирических данных. Определение места и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствующей модели (на этапе, предшествующем началу сбора информации) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация под объяснение с позиций сложившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наиболее эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологического эксперимента.

Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с методами воздействия и исследования занимают методы социально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на основе уже имеющейся первичной информации об объекте наблюдения; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное практическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например эксперимента, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным. От простого одноактного наблюдения за тем или иным социально-психологическим процессом до наблюдения систематического, предполагающего регулярное снятие информации с объекта и замеры его различных параметров. Такова, например, практика социально-психологического мониторинга.

Еще более высоким уровнем контроля является применение целого комплекса методов, начиная от диагностики и заканчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном случае с целью обследования) и регуляции социально-психологического климата коллектива (СПК). Последняя включает в себя диагностику всей совокупности компонентов, составляющих социально-психологические условия жизнедеятельности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, типологию лидерства, иерархию основных социально-психологических рассогласований в структуре как межличностных, так и деловых отношений между членами коллектива), а также систему мер коррекции горизонтальных и вертикальных структур внутри-коллективных отношений и тем самым регуляцию СПК , .

Отвечая на поставленный нами выше вопрос о различии методов социальной психологии по критерию степени принадлежности к данной науке, необходимо отметить следующее.

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как наблюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем опрос или -документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психологически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной психологии можно отнести такие методы, какими являются средства диагностики и регуляции групповой деятельности - диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологического контроля в целом, предполагающие комплексное применение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой психологии как специфической феноменологии данной науки.