Как выбрать барабанные палочки? Разновидности и выбор барабанных палочек Барабанные палочки без наконечника

Строение барабанной палочки

Комель – область баланса палочки.

Тело – наибольшая часть палочки, служащая местом хвата и ударной частью при ударах римшот

Плечо - область палочки, часто используемая для удара по крэшу. Чередование ударов концом палочки и плечом по по хай-хэту создает основу ведения ритма. Длина и толщина утоньшения влияет на гибкость, чувствительность и звучание палки. Палки с коротким, толстым утоньшением ощущаются более негнущимися, обеспечивают большую долговечность и производят более сильный звук, чем палки с длинным и узким утоньшением, которые имеют тенденцию быть более хрупкими и гибкими, но звучать более деликатно.

Шейка играет роль перехода палочки с плеча в наконечник и позволяет идентифицировать точку начала наконечника и конца плеча палочки. Таким образом она служит связующим звеном наконечника и плеча. Форма шейки предопределяется формами плеча и наконечника.

Наконечники барабанных палочек бывают различной формы и размеров. От размера головки зависит интенсивность, громкость и продолжительность получаемого звука. Форм наконечников настолько много, что порой точно сгруппировать палочки по типу наконечников оказывается далеко не лёгкой задачей. Помимо вариаций формы наконечники могут разниться в длине, размере, обработке, материале.

Насчитывают 8 основных типов наконечников:

Остроконечный наконечник (pointed or triangle-tipped)

Стиль, область применения: jazz, funk, fusion, blues, groove, swing и пр.

Имеет бо?льшую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован для игры начинающим барабанщикам.

Круглый наконечник (ball tip)

Стиль, область применения: Прекрасен для студийной работы, игры в симфоническом оркестре, а также для игры лёгкого джаза, как симметричным захватом палочек, так и традиционным.

Фокусирует звучание (что отчётливо слышно при игре на тарелках) и значительно снижает изменение звука при ударах под разным углом наклона палки. Применим для яркой игры и чёткого звукоизвлечения. Маленький круглый наконечник производит, сильно сфокусированный звук и особенно деликатен с тарелками. Палочки же с большим размером закруглённой части такого наконечника производят более наполненный звук. Такой наконечник «не терпит» ошибок в звукоизвлечении и целесообразен для использования барабанщиками с правильно поставленным ударом.

Наконечник в форме бочонка (barrel tip)

Стиль, область применения: лёгкий рок, jazz, funk, fusion, blues, groove и пр.

Имеет большую площадь контакта с пластиком, чем круглый, что щадит пластик и как бы «притупляет» ошибки звукоизвлечения. Создаёт звук среднего наполнения с более широким фокусом. В сравнении с круглым наконечником производит менее яркий и акцентированный звук тарелок. Рекомендован начинающим барабанщикам.

Наконечник цилиндрической формы (cylindrical tip)

Стиль, область применения: прекрасный выбор для барабанщиков, играющих разные стили – от рока и металла до джаза и поп-музыки. Часто используются для таких стилей как: rock, rock’n’roll, hard rock smooth jazz, swing, ambient, easy listening и пр.

В первую очередь, рассчитан для мощной, ритмичной и громкой игры. За счёт большой площади соприкосновения с пластиком издают тускловатый, приглушённый, открытый, рассеянный, не резкий звук. Также подходит и для мягкой спокойной игры. Производит тусклую среднюю атаку звука.

Наконечник в виде оливы (olive-shaped tip)

Стиль, область применения: trash metal, gothik metal, hard metal, rock, jazz, fusion, swing и пр. с большим количеством down-ударов на тарелках.

Благодаря округлой форме прекрасно показывает себя при быстрой игре в стиле speed metal. Такой наконечник рекомендован для обучения первичной постановке рук. Прекрасно подходит для чередующейся быстрой игры up-down и замедленной с применением концентрированных (направленных) ударов как по тарелкам, так и по барабанам для мягкого, сфокусированного звукоизвлечения. Благодаря «выпуклости» позволяет контролировать звучание и площадь соприкосновения с поверхностью инструментов в очень широком спектре в зависимости от угла наклона палочки к поверхности инструмента. Такой наконечник производит полный низкий звук, распространяет энергию над более широкой областью (по сравнению с круглым или треугольным наконечником), таким образом, увеличивая срок жизни пластиков. Хороший выбор для тех кто играет жестко. При игре на тарелках даёт объемный звук.

Наконечники в форме овала (oval tip)

Стиль, область применения: rock, metal, pops, маршевая музыка и пр.

Подходит для громкой, сильно акцентированной игры с мощной атакой звука. Рекомендован для маршевых барабанов и для выступлений на больших сценах, на стадионах.

Наконечники в форме капли (teardrop tip)

Стиль, область применения: swing, jazz, blues, fusion, и пр. Зачастую выбор джазовых барабанщиков. Лёгкие и быстрые палочки с таким наконечником – идеальный выбор для игры в оркестре и джазовом ансамбле.

Производит наполненный высокий звук, распространяет энергию над более узкой областью; производит богатый звук тарелок, даёт сфокусированную атаку звука. Рекомендован для тускло звучащих акцентов при игре в медленном и среднем темпе. Имеет хороший отскок, предназначен для чётких и резких ударов. Прекрасно подходят для мягкого, акцентного звукоизвлечения особенно при симметричном захвате. Идеален для выделения акцентов по райду up-down-ударами, например, при ведении свингового ритма головкой палочки. Также рекомендованы и для исполнения тяжелого speed-metal и особенно для тренировочных упражнений.

Наконечники в форме жёлудя (acorn tip)

Стиль, область применения: rock, metal, pops, funk, swing, jungle, blues и пр.

Производит довольно яркий, мощный звук при малой атаке. Показывает хорошую степень ясности и артикуляции при ударах по райду. Хорош при резких переходах с мощной громкой игры на тихую ритмичную пульсацию. Хорош при игре традиционным и симметричным захватами.

Выбор палочек:

От того, какую музыку вы будете играть, зависит выбор палочек. Но выбор материала, размера, формы и наконечника - это, в основном, личные предпочтения.

Палочка должна комфортно ощущаться в руке и подходить для извлечения звука, который Вы хотите достичь. К примеру, палки 7А могут быть хороши для концерта на небольшой площадке, но совершенно не подходить для уличного барабанного оркестра.

Выбирайте палки, которые удобны для Ваших рук и подходят для Вашего стиля игры. Почувствуйте палочки. Подержите их в руках.

Размер палочки должен соответствовать вашей руке, как по диаметру, так и по длине (часто длина подходящей палочки определяется расстоянием от внутренней точки сгиба локтя до кончика безымянного пальца). Если палочки комфортно "сидят" в ладони, тогда Вы сможете извлечь из барабана именно тот звук, который захотите.

Пробуйте несколько различных моделей палочек для сравнения, прежде чем решите купить что-то определенное. Когда у вас накопится уже достаточно опыта, вероятно, подберете для себя определенную марку и идеальную модель, которая лучше всего подойдет именно вам.

Факторы, необходимые при выборе палочек:

Порода древесины. От правильного выбора древесины будет зависеть звук и долговечность палочек. Фактура дерева не должна быть ярко выражена, иначе такие палочки быстро сломаются.

Структура древесины (плотная, мягкая); от неё зависит износ палочек.

Твёрдость древесины - сопротивление древесины изменению формы (деформированию), либо разрушению в поверхностном слое при силовых воздействиях. Твёрдая древесина даёт более яркий тон, большую атаку и распространение, что многим нравится.

Плотность - отношение массы древесины (количества древесинного вещества) к её объему. Плотность является самым важным индикатором прочности: чем тяжелее дерево, тем бо?льшей плотностью и прочностью оно обладает.

Никакие два дерева не одинаковы, следовательно, плотность дерева отличается от бревна к бревну и даже в пределах самого бревна. Это объясняет, почему некоторые палки чувствуются твёрдыми и мощными, в то время как другие, как будто полые, несмотря на то, что это – одна и та же марка и модель. Плотность древесины зависит и от её влажности.

Обработка . По финишной обработке существуют палочки:

Отшлифованные , без всякого покрытия. В процессе шлифования удаляются значительные неровности с поверхности палочек абразивными материалами, обычно наждаками. При этом сохраняется естественная шершавость фактуры дерева, что способствует лучшей сцепке между рукой и палочкой, а также поглощению излишней влаги. Но при этом такие палочки подвержены больше разрушению в отличие от покрытых лаком.

Лакированные . Лаковые прозрачные покрытия защищают древесину от воздействия влаги и пыли, придают поверхности красивый интенсивный ровный блеск, а текстуре – контрастность. Покрытие палочек лаком делает их поверхность более прочной. Лакированные палочки выглядят несколько хуже полированных.

Полированные . Высшим классом отделки палочек является полировка - разравнивание ранее нанесённых на поверхность слоёв лака и придание древесине отчетливо видимой текстуры. При полировке поверхность палочек становится прочной, зеркально ровной и блестящей путем нанесения на неё тончайших слоев политуры - спиртового раствора смолы растительного происхождения.

Некоторые барабанщики не любят лакированные и полированные палочки, так как они могут выскальзывать из вспотевших рук при игре.

Влажность древесины - процентное содержание влаги в древесине.

Как правило, только что срубленное дерево содержит до 50% - 60% влаги, потом оно само по себе усушивается на 12 - 16%, после чего влажность древесины стабилизируется раз и навсегда. Именно поэтому чрезвычайно важно до того, как древесина будет пущена в обработку, подвергнуть её искусственной сушке до оптимального уровня влажности. Обычно древесину для производства палочек высушивают в пределах до 6 - 14% влажности. В среднем на весь процесс сушки уходит две недели. Но точное время выдержки и сушки нигде не предписывается, и это является секретом каждого производителя, который сам определяет, какая степень влажности древесины ему необходима, для того, чтобы её обработать на станках и получить нужное качество палочек.

На выходе из производства для палочек необходима низкая влажность, так как дерево «дышит», и количество влаги в нём постоянно будет меняется в зависимости от влажности воздуха окружающей среды. Таким образом, палочки будут съёживаться и разбухать вслед за изменениями климата и влажности, но в какой степени, как раз и зависит от того, как была высушена древесина перед их производством. Плохо высушенная древесина перед обработкой будет в последствие облезать, коробиться, садиться, пересыхать, трескаться, искривляться и деформироваться.

Длина палочки . Палки большей длины имеют больший рычаг и преимущество лучшей досягаемости барабанов, но они труднее контролируются. Если Вы хотите большую мощность при том же диаметре, выбор более длинной палки - хорошее решение.

Диаметр . Больший диаметр обладает большей массой, которая развивает большую проекцию звука и громкость.

Вес палочки . Вес влияет на звук, силу, и вашу способность контролировать палки. В основном тяжелые палки звучат более «толсто» и громко. Если палочки легче, то они издают «тонкий» и мягкий звук.

Тяжелые палки обладают большей инерцией, поэтому их траектории более последовательны и они «прощают» большинство ошибок, что позволяет ими легче управлять для начинающих. К тому же, игра с более тяжелыми палками развивает выносливость барабанщика независимо от его природных способностей. Так что неплохой идеей будет иметь в арсенале дополнительно более тяжелые палки для расширения своих звуковых возможностей. Вы заметите, что когда Вы переключаетесь на более легкие палки, ими труднее управлять.

Ровность - важный показатель, способствующий равномерному ощущению баланса палочек. В начальных стадиях производства палочек важнейшим является контроль процесса сушки заготовок. Но так как дерево – живой «дышащий» материал, впитывающий влагу, то форма и размеры палочек всегда будут зависимы от внешних условий. Поэтому две палочки никогда не будут идеально ровными.

Поглощение отдачи зависит от формы палочки и вида древесины. Чем больше барабанная палочка поглощает отдачу, тем меньше напряжения в кисти и суставах, а значит легче играть. Чувство "баланса" (центра тяжести) и комфортного хвата зависит от вида дерева, его сушки, формы палочки и строения кисти барабанщика.

Маркировка

Традиционная нумерация моделей, такая как 3S, 2B, 5B, 5A, и 7A была самой первой общепринятой нумерацией барабанных палочек, где цифра и буква обозначали размер палочки и ее назначение. Точная спецификация каждой модели немного отличались от производителя к производителю, особенно в местах сужения палочки и её наконечнике.

Цифра образно обозначает диаметр (точнее толщину) палки. В основном, меньшая цифра означает больший диаметр, а большая цифра - меньший диаметр. Для примера, палка 7А меньше в диаметре, чем 5А, которая, в свою очередь, тоньше, чем 2В. Исключение - только 3S, которая больше в диаметре, чем 2В, несмотря на номер.

Буквенные обозначения «S», «B» и «A» раньше указывали на область применения той или иной модели, но сегодня почти полностью утратили свой смысл.

«S » означало «Street». Изначально эта модель палок была предназначена для использования на улице: для игры в маршевых оркестрах или барабанных оркестрах, где предполагается большая мощность ударов и громкость исполнения; соответственно палки этой группы имеют самый большой размер.

«B » - означало «Band». Изначально предназначались для использования в духовых и симфонических оркестрах. Имеют больший размер плеча и головки (для более громкой игры), чем модель «А». Обычно применяется в тяжелой, шумовой музыке. Они легче контролируются и рекомендуются начинающим барабанщикам. Модель 2В особенно рекомендуется преподавателями ударных как идеальные палочки для старта.

«A » происходит от слова «Оrchestra». Из соображений легендарного барабанщика и создателя ударных музыкальных инструментов Уильяма Людвига вместо буквы «О» была использована буква «А», которая при печати, на его взгляд, лучше выглядела, чем «О». Модели «A» изначально предусматривались для биг-бэндов; бэндов, игравших танцевальную музыку.

Обычно эти палочки тоньше моделей «B», имеют более тонкие шейки и небольшие головки, что даёт возможность извлекать тихий и мягкий звук. Обычно, палки этой модели используются в лёгкой музыке, например, в джазе, блюзе, pops и т. д.

Модели «А» - самые популярные среди барабанщиков.

«N » означает «Nylon» и является относительно новым обозначением. Она дописывается в конце маркировки (например, «5A N») и указывает на наличие у палочки нейлонового наконечника.

Материал барабанных палочек

Все показатели физико-механических свойств древесины определяются при влажности 12%.

Американский орех (Hickory) - идеальное дерево для барабанных палочек. Прочное, твёрдое, хорошо поглощает отдачу при ударе, эффективно гасит вибрации, передаваемые от ударов рукам. Имеет средний вес, мало подвержено к сгибанию.

Плотность 815 кг/куб.м,
Твёрдость по шкале Янка - 1820

Бук Европейский (European Beech) имеет прямо волокнистую структуру древесины, гибкий. Твердость и плотность древесина имеет разную, в зависимости от места произрастания деревьев. Древесина бука похожа на дубовую по своим основным механическим свойствам. После сушки большинство показателей древесины улучшаются, и бук становится прочнее дуба на изгиб, превосходя его в жесткости и сопротивлении на сдвиг приблизительно на четверть и ещё значительнее в прочности при ударных нагрузках.

Бук быстро и сильно реагирует на изменения влажности, из-за чего его можно называть «капризным» или «чувствительным».

Плотность от 660 до 700 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1300

Клён (Maple) - самое лёгкое и гибкое дерево, имеющее мягкую структуру. Хотя клён не такой твердый и прочный, как американский орех или дуб, палки из него - идеальный выбор, если Вы предпочитаете легкие ощущения и быстрый отклик. Палочки из клёна считаются «послушными палочками» с великолепным поглощением отдачи, отличаются гибкостью и хорошим отскоком, используются преимущественно для не громкой или быстрой игры для получения лёгкого «воздушного» звука – особенно при игре на тарелках.

Плотность клена 620 - 675 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка - 1450

Дуб (Oak) - очень прочное дерево, весит больше, чем клён и орех, и обладает гораздо большей прочностью. Палочки из дуба самые тяжёлые, плотные, прочные и имеют ощутимую отдачу. Дуб нечасто применяется для изготовления палочек. Очень влагоустойчивое дерево.

Плотность от 675 до 970 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1360

Граб (Hornbeam) имеет среднюю по плотности структуру, хорошее поглощение отдачи (среднее между орехом и клёном), довольно высокую износостойкость. Вес древесины колеблется от очень лёгких до средне тяжёлых. Гибкость граба несколько хуже, чем у бука и дуба. Палочки из него стойки к ударным нагрузкам. Как и бук боится влаги.

Плотность - 750 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 1860

Pao Rosa (Rosewood) (Палисандр) - очень прочное, твердое, но достаточно хрупое дерево. Палочки из него предпочтительны из-за их замечательного тонального оттенка и ощущения, но они не пригодны для игры по тарелкам.

Плотность от 709 до 780 кг/куб.м
Твёрдость по шкале Янка – 2720

Помимо дерева палочки изготавливаются из полиуретана, углепластика (Carbon) или алюминия. Все эти палочки отличаются повышенной долговечностью.

Зачастую музыканты не уделяют должного внимания очень важным вещам — гитаристы, например, забывают о правильном подборе струн для инструмента, клавишники легкомысленно относятся к выбору банкеток и стульчиков, а барабанщики не всегда помнят о том, какую серьезную роль играют барабанные палочки. Как правило, начинающий ударник сосредоточен на выборе и усовершенствовании самой ударной установки. Это, конечно, хорошо, но неправильно подобранные палочки станут причиной дискомфорта и, соответственно, посредственного исполнения.

Давайте попробуем разобраться, какие барабанные палочки нужны именно вам. Выбор зависит от нескольких факторов: тип палочек, материал, форма наконечника и т.д. Данная статья будет полезна не только новичкам, но и опытным музыкантам, которые в начале своего творческого пути уделили недостаточно внимания выбору барабанных палочек.

Маркировка

Традиционно барабанные палочки маркируются двумя символами — цифрой и буквой (3S, 2B, 5A, 7A и т.д.). Такие обозначения используются производителями уже много лет, с тех пор, как началось серийное производство палочек для барабанов. Конечно же, модели с одинаковой маркировкой от разных фирм могут немного отличаться, но в целом - это стандарт.

Цифра обозначает толщину, и чем больше цифра, тем тоньше палочка, а чем меньше цифра, тем толще палочка (именно так, запомните и не путайте). Например, палочки с маркировкой «7A» обладают меньшим диаметром, чем палочки с маркировкой «5A», которые, в свою очередь, тоньше палочек «2B». Однако не всегда все так просто, иногда цифра может «обмануть» новичка, так как толщина зависит и от конкретной модели и типа (буквы) палочек. Например, палочки «3S», несмотря на маркировку, толще палочек «2B».

Хорошо, теперь вы знаете, что означает цифра в маркировке. Сейчас выясним для чего нужна буква, идущая за цифрой. Сразу стоит обратить внимание на то, что в современной индустрии буквенные обозначения частично утратили смысл, и разные производители по-разному маркируют палочки (сегодня часто применяются более понятные и простые маркировки типа «Rock» и т.д.). Изначально буквы «S», «B», и «A» указывали на следующие области применения:

«S» (от англ. street — «улица») — барабанные палочки для игры в городских/маршевых оркестрах. Данный вид палочек отличается большими размерами для мощности и громкости. Отметим, что сейчас такие палочки непопулярны, они не используются для игры на ударных установках;

«B» (от англ. band — «оркестр», «ансамбль», «ВИА») — эти палочки значительно тоньше палочек с буквенным обозначением «S», изначально они использовались музыкантами в духовых оркестрах. Сейчас барабанные палочки «B» очень распространены среди ударников, работающих в таких жанрах, как металл, джаз и хард-рок. Многие профессионалы рекомендуют новичкам начать с палочек «2B»;

«A» — палочки, которые чаще использовались в больших джазовых оркестрах. Данный вид палочек для барабанов обладает меньшим диаметром, чем «B». Модели с маркировкой «A» подходят тем, кому нужен более «мягкий» звук: они хорошо подойдут для блюза, легкого джаза, или небыстрого рока. Кстати, буквенное обозначение «A» для «оркестровых» палочек придумала компания Ludwig Drum Company. Дело в том, что более логичное обозначение «O» (от англ. orchestra — «оркестр») не устраивало Ludwig по одной простой причине — буква «O» пропечатывалась на палочке намного хуже, чем «A».

Относительно недавно производители стали добавлять символ «N» в маркировку (например, «7A N»). Данная буква означает, что наконечник палочки выполнен из нейлона.

В зависимости от фирмы, на палочках можно найти и другие маркировки («VG», «Х» и др.). Как правило, производитель указывает, что означает то или иное буквенное сокращение.

Итак, мы более-менее разобрались с маркировками. Однако, как уже говорилось выше, многое зависит от компании-производителя, и, когда новичок переходит с одной марки палочек на другую, часто возникает путаница. Никаких «особенных» советов при смене модели и производителя дать, к сожалению, нельзя. Внимательно читайте описание, консультируйтесь у опытных барабанщиков. Прежде чем купить палочки, обязательно ознакомитесь со всеми рекомендациями производителя! Большинство компаний указывает, какие барабанные палочки необходимы для игры в конкретном жанре (от блюза до самых тяжелых направлений).

Строение барабанной палочки

Барабанная палочка состоит из четырех основных частей: тело, комель, плечо и наконечник.

Тело — данный термин обозначает место захвата палочки.

Комель — точка баланса.

Плечо — сужающаяся область, идущая за телом барабанной палочки. Плечо играет довольно важную роль в конструкции палочки. От толщины и длины плеча зависит управляемость. Также данным участком барабанной палочки совершаются удары по тарелкам. Палочки с коротким плечом прослужат дольше (они реже ломаются), однако короткое плечо уменьшает отскок. Длинное плечо позволяет ударнику получить хороший отскок и управляемость, но и вероятность сломать палочку становится выше. Тем, кто предпочитает более «деликатный» тип исполнения, рекомендуются палочки с удлиненным плечом.

Наконечник — область, используемая для ударов. Сегодня на рынке присутствует огромный выбор барабанных палочек с различными видами наконечников.

Материал

При изготовлении барабанных палочек используют древесину клена, гикори (орех), дуба и других деревьев. Клен — это довольно легкий материал, поэтому палочки из клена подойдут для скоростной, но негромкой игры. Орех используется производителями гораздо чаще. Данное дерево отличается высокой плотностью и прочностью. Кстати, из гикори делают и бейсбольные биты, так как этот тип древесины отлично поглощает вибрации от ударов (хорошие демпфирующие свойства). Также палочки делают и из дуба. Древесина дуба очень прочна, но дубовые палочки намного тяжелее палочек из ореха. Помимо этого, среди профессионалов встречаются барабанщики, предпочитающие палочки из экзотических пород древесины, например, из палисандра.

Сегодня многие компании предлагают барабанные палочки из синтетических материалов , включая полиуретан и алюминий. Алюминиевые палочки обладают очень высоким уровнем прочности, а это решающий фактор для музыкантов, играющих в экстремальных жанрах. Стоит отметить и то, что многие синтетические палочки оснащаются сменными наконечниками. На цельных деревянных палочках, как вы понимаете, нельзя менять головки.

Существуют деревянные модели со стальным стержнем внутри, например, Vic Firth 5BKF . Такие палочки отличаются повышенной прочностью, и станут отличным выбором для барабанщиков, предпочитающих натуральный материал (дерево).

Отдельно обратим внимание на стальные тренировочные палочки , которые становятся выбором многих новичков. Такие палочки следует использовать только для тренировок (не для игры на ударной установке) и с большой осторожностью! Дело в том, что большой вес стальных барабанных палочек не только развивает силу кистей, но и уменьшает их гибкость. Поэтому многие музыканты скептически относятся к тренировкам на стальных палочках.

О наконечниках

Существует четыре основных вида наконечников: круглые, цилиндрические, остроконечные/треугольные и наконечники в форме оливковой косточки. Сейчас среди барабанщиков очень популярны палочки с нейлоновыми головками (помните, та самая буква «N» в маркировке). Нейлоновые наконечники также выпускаются в разных формах.

Круглые наконечники

Данный тип головок особенно хорошо подходит для ударов по тарелкам. Звучание зависит от размера наконечника — большие головки позволяют получить более «глубокий» расфокусированный звук, маленькие же наоборот, более четкий и яркий.

Цилиндрические наконечники («бочонок»)

Эти наконечники имеют большую площадь соприкосновения и, соответственно, подойдут тем, кто хочет получить более «открытый» или «размытый» звук от удара.

Остроконечные наконечники

Остроконечные головки хороши для сфокусированного и «собранного» звука. На сегодняшний день головки остроконечной формы широко распространены в самых разных стилях.

Наконечники в форме косточки от оливки

Головки в виде оливковой косточки отличаются универсальностью. Опытный барабанщик может добиться от них как рассеянного, так и довольно сфокусированного звука.

Нейлоновые наконечники

Барабанные палочки с нейлоновыми головками подойдут как новичкам, так и профессионалам, однако они стоят дороже. Неоспоримыми преимуществами нейлоновых наконечников являются износостойкость и возможность получить чистое, очень отчетливое звучание.

Какие барабанные палочки выбрать?

Теорией, как известно, можно овладеть в совершенстве. При желании даже новичок может изучить все типы палочек, ознакомиться с продукцией большинства известных производителей, и наизусть выучить всевозможные используемые маркировки, которых сегодня очень много. Владеть теорией хорошо, но конечная цель — это практика. Опытные ударники могут использовать сразу несколько моделей палочек (для разных стилей, композиций, техник). Начинающие же барабанщики не всегда могут позволить себе «перебрать» несколько десятков моделей от разных фирм, так как хорошие качественные палочки стоят недешево. Но с чего-то же новичкам начать нужно — с чего же?

Если вы еще не определились со стилем, и вам нужны более-менее универсальные палочки, то можно попробовать «5A» — например, стандартные American Classic 5A от именитой Vic Firth . Также можно порекомендовать универсальную модель LA5AN (с нейлоновыми головками) от компании ProMark . Такие палочки подойдут практически для любого стиля. Если вас интересуют модели немного потолще (для более сильного удара), то хорошим выбором для начинающих станут палочки с маркировкой «2B». Многие производители, в том числе и вышеназванные ProMark и Vic Firth , выпускают недорогие качественные 2B-модели , которые подойдут для рока, металла и поп-музыки.

Подводя итог, необходимо отметить, что подобрать нужные палочки начинающему музыканту будет весьма непросто. Несмотря на то, что выше мы дали небольшие советы и назвали конкретные модели барабанных палочек, найти те, что подойдут лучше всего именно вам, можно только путем проб и ошибок. Не останавливайтесь на одной модели, изучайте другие виды наконечников, маркировок, и, пусть не сразу, но обязательно ознакомьтесь с продукцией нескольких известных компаний. Попробуйте удлиненные палочки, палочки с тяжелым плечом, барабанные палочки со специальным нескользящим покрытием, подписные палочки от известных музыкантов, специальные тренировочные и т.д. Сегодня на рынке имеется огромное количество различных моделей, и вы обязательно найдете именно то, что ищете.

Эта статья посвящена рассказу о том, какие бывают , а также о том, что означает маркировка палочек, и о том, как правильно подбирать палочки для той или иной установки. То, каким видом барабанных палочек вы пользуетесь, повлияет на звучание, скорость и общий комфорт при игре.

Виды барабанных палочек различаются по типам головок (которые, в свою очередь, также разнятся по нескольким параметрам), материалу, области применения и толщине. Далее мы рассмотрим каждую из этих классификаций.

Виды барабанных палочек по типу головок: форма и материал изготовления

Принято выделять четыре основных типа: цилиндрические, круглые, остроконечные и каплевидные. Размер и форма головки определяют продолжительность звука, его громкость и интенсивность.

1) Головки в форме цилиндра (англ. Barreltip) дают рассеянный и открытый звук благодаря большой площади соприкосновения с поверхностью барабана.

2) Круглые головки (Balltip) нивелируют различия в звучании при ударах под разными углами и сосредотачивают звук, что особенно пригодится при игре на тарелках.

3) Головки остроконечной формы (Pointedortriangletip) производят звук средней сфокусированности и, вероятно именно поэтому, являются наиболее популярными.

4) Каплевидные головки (Teardroptip) внешне похожи на остроконечные. Благодаря выпуклой форме позволяют контролировать звук и площадь соприкосновения с пластиком при помощи изменения угла наклона палочки.

Головки могут быть изготовлены из дерева или нейлона. Нейлон дает чистое и отчетливое звучание и почти не подлежит износу. Из минусов можно отметить в их относительно высокую цену. Дерево дает мягкий и теплый звук; недостаток деревянных головок – стачиваемость.

Виды барабанных палочек по материалу: какие палочки лучше – деревянные или из искусственных материалов?

Наиболее популярными породами дерева при изготовлении палочек являются клён, дуб и гикори (светлый орех).

1) Кленовые палочки – легкие и хорошо подходят для негромкой и быстрой . Ломаются и изнашиваются при этом они довольно быстро.

2) Гикори обладает большей плотностью, чем клён; палочки из гикори тверже и прочнее. Они обладают способностью гасить вибрации, которые передаются рукам при ударах.

3) Дубовые палочки – самые прочные из деревянных; они самые тяжёлые и плотные. Для изготовления палок дуб применяется относительно редко.

Искусственные материалы для палочек – это, в основном, алюминий и полиуретан. Они наиболее долговечны и часто имеют возможность замены отдельных частей.

Маркировка барабанных палочек.

Палочки маркируются буквами и цифрами (2B, 5A и т.д.), где цифра обозначает толщину (причём, чем меньшая указывается цифра, тем толще палочка), а буква же указывает на область применения. Ниже приводим наиболее распространённую схему маркировки.

  • Модели «A» предназначались для музыкантов, исполнявших танцевальную музыку биг-бендов. Они имеют относительно небольшие головки и тонкие шейки и позволяют извлекать мягкий звук (подходят для блюза и джаза). Модель «A» наиболее популярна среди современных барабанщиков.
  • Модель «B» первоначально предназначалась для симфонических и духовых оркестров. Они «звучат» громче, чем «А», и применяются в тяжелой музыке. Также их рекомендуют начинающим барабанщикам.
  • Модель «S» предназначалась для маршевых городских оркестров, где требуется большая сила удара и громкость исполнения. Палочки модели «S» – самые большиеи почти не применяются при игре на ударных установках.
  • Буква «N» обозначает, что у палочки нейлоновая головка. Она добавляется в конце маркировки (например, «3B N»).

Как видим, при выборе барабанных палочек стоит учесть большое количество нюансов. Теперь вы знаете всё про основные виды барабанных палочек и можете руководствоваться этими знаниями. Если вы удачно выберите палочки, то ваше

  • Всегда имейте при себе несколько пар барабанных палочек. Фирмы, которые производят барабанные палочки, также выпускают удобные резервуары для их хранения. Положите несколько таких комплектов в вашу сумку, чтобы ваши палочки всегда были от вас на расстоянии вытянутой руки.
  • Если вам интересно, как джазовые барабанщики получают такой шелестящий звук на малом барабане, вам стоит купить пару щеточек. Щетки имеют выдвижные тонкие металлические прутики, которые в основном используются для обеспечения тихого фонового ритма, таким образом, звук полностью отличается от удара палочками.
  • Во время игры акустического концерта, вы можете использовать руты, которые делаются из отёсанной берёзовой или бамбуковой щепы. По сравнению со щетками они звучат более приглушенно. Хотя руты бывают разной толщины, не стоит бить ими слишком сильно, иначе от них могут отламываться кусочки и они станут непригодными для игры.
  • Время от времени пробуйте различные инновации. К примеру, производитель Zildjian выпускает резиновые тренировочные пэды.
  • Во время игры на барабанах надевайте беруши. Источник громкого звука (то есть барабаны) находится довольно близко к вашим ушам. Вы ведь хотите слушать музыку и вести разговоры, когда вам будет 80? Многие барабанщики отмечают потерю слуха уже к 50 годам, и только тогда начинают пользоваться берушами. Не дайте подобному случиться с вами.
  • Есть вероятность, что вам придется перепробовать множество палочек. Если вы не знаете, какие именно хотите, попробуйте несколько вариантов. В конечном итоге вы остановитесь на том, что подходит именно вам.
  • Если вы играете металл, вам подойдут палочки формата 5В.
  • Так же, можно начать с довольно толстых палочек формата 2А и более, чтобы натренировать запястье, а после перейти на палочки легче. И, в конечном итоге, прекратить играть тяжелыми палочками вообще.
  • Если вы хотите добиться эпического, оркестрового звука, обмотайте кончики палочек изолентой. Это придаст тарелкам менее резкое звучание, а также поможет добиться эффекта крещендо. Чем больше ленты намотаете на палочки, тем сильнее эффект.
  • Вы можете использовать различные виды палочек для разных стилей игры.
  • Будьте осторожны, вовремя игры тяжелой музыки, вы можете натереть волдыри и мозоли. Купите у выбранного производителя специальные ленты, которые уменьшат вибрацию – это сократит количество возможных травм.
  • Если бы собираетесь играть в группе или уже играете, спросите совета у руководителя группы какие палочки вам лучше выбрать.
  • Если вы знаете, какие именно палочки хотите, покупайте сразу большую упаковку, они действительно окупят себя.
  • Не ограничивайтесь игрой только деревянными палочками. Если ваши палочки часто ломаются, попробуйте графитовые палочки, но они будут отличаться звучанием.

Барабанные палочки, как правило, изготавливаются из древесины (бук, дуб, клен, граб, орешник и др.) и некоторых искусственных материалов (алюминий, полиуретан, карбон и др.). Иногда наконечник делают искусственным, а "тело" барабанной палочки остается деревянным. В настоящее время за счет высокой износостойкости все большую популярность приобретают деревянные палочки с наконечниками из нейлона.

Строение барабанной палочки:
  • комель - это точка баланса;
  • тело палочки - участок хвата.

Плечо (другое название - шейка) - это сужающаяся часть. Длина и форма этого участка в значительной степени влияют на поведение и звучание палочки.

Наконечник нужен для удара. Бывает разных форм. В большинстве случаев изготавливается из дерева.

Как выбрать барабанные палочки?

Необходимо начать с основы - древесины. Существует три основных типа дерева, которые используются для изготовления барабанных палочек:

  1. Клен наиболее легкий, обладает отличной гибкостью. С палочками из этого дерева музыкант будет меньше ощущать удары руками.
  2. Орех наиболее часто применяется для изготовления барабанных палочек. Обладает хорошей гибкостью и высоким уровнем поглощения энергии.
  3. И, наконец, древесина дуба. Барабанные палочки из этого материала ломаются редко, но при этом в процессе игры музыкант будет намного больше чувствовать вибрацию.

После того как вы определились с деревом, вам необходимо выбрать подходящий кончик. Есть два типа наконечников на барабанные палочки - из дерева или из нейлона. Наиболее часто встречаются деревянные кончики, которые станут хорошим выбором для многих типов игры. Единственный минус дерева - быстрый износ при активной игре. Кончики из нейлона прослужат вам дольше. Также они будут полезны при игре по тарелкам в том случае, когда необходим хороший отскок и яркий звук. При игре на электронной рекомендуется купить барабанные палочки именно с нейлоновым кончиком, так как деревянные могут сломаться и повредить сетку на педе.

Кончики различаются также по форме. Принято выделять четыре типа:

  1. Круглые - снижают изменения звука при игре под разным наклоном. Это особенно хорошо для тарелок. Данный тип кончиков сейчас очень популярен.
  2. Цилиндрические - дают рассеянный и открытый звук.
  3. Остроконечные барабанные палочки дают средний звук по сфокусированности.
  4. Кончики, напоминающие формой оливки, позволяют контролировать звук и площадь соприкосновения при ударе.

Следующий важный параметр - это размер палочек. Разные производителя обозначают барабанные палочки по-разному. Но тем не менее, они достаточно схожи. Существует три категории палочек:

  1. 7а - это легкие и тонкие палочки барабанные, предназначенные для получения мягкого звука. Отлично подойдут для начинающих барабанщиков и джазовой музыки.
  2. 5а - это наиболее распространенные барабанные палочки, средние по толщине. Хорошо подойдут для рок-музыки. С ними можно играть как тихо, так и громко.
  3. 2b/5b - это барабанные палочки, позволяющие извлекать более громкий звук. Отлично подойдут для и металла.

Наиболее известные производители палочек для игры на ударной установке: Stunner, Ruby Grip, Zildjian, Ahead, Cooperman, Sabian, Wincent, Tama, Balbex, Lutner, Vater, Pro Mark, Malletech и Vic Firth.