Доступная среда в учреждениях культуры. Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ Информация по доступности инвалидов учреждения культуры

Приложение к письму

от ___________№ _______________

ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности

(для использования при разработке планов мероприятий (дорожных карт)

по повышению значений показателей доступности для инвалидов

показатели выполнения с 01 июля 2016 года требований о строительстве, арендовании, приемке новых зданий, сооружений, а также закупки вновь приобретаемых с этой даты транспортных средств, средств связи и информации, полностью соответствующих требованиям их доступности для инвалидов;

показатели поэтапного повышения степени приспособленности действующих объектов для обеспечения доступа инвалидов к местам предоставления услуг в связи с невозможностью (до их капитального ремонта или реконструкции) полностью приспособить их с учетом потребностей инвалидов (в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

показатели поэтапного повышения доступности объектов и услуг до уровня полного их соответствия законодательным требованиям доступности, в том числе при осуществлении капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов, транспортных средств и средств связи, условий предоставления услуг, а также других мероприятий, предусматриваемых дорожными картами.

Прилагаемые показатели доступности дорожных карт представляется необходимым дополнить показателями доступности для инвалидов тех услуг, предоставление которых населению обусловлено спецификой сферы деятельности, установленной для того или иного федерального органа исполнительной власти (культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, транспорта, жилищно-коммунального комплекса и градостроительной деятельности , связи и информации, пенитенциарной системы и т. д.).

Общие показатели:

1. Удельный вес вновь вводимых с 01 июля 2016 года в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов связи, социальной, инженерной и транспортных инфраструктур, транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности, предусмотренным частью 1 статьи 15 Федерального закона (от общего количества вновь вводимых объектов).

2. Удельный вес действующих объектов, на которых обеспечиваются условия доступа инвалидов до проведения капитального ремонта или реконструкции: к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида (от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов).

3. Удельный вес действующих объектов, на которых в соответствии с дорожной картой за отчетный период в результате их капитального ремонта, реконструкции, модернизации созданы условия доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию за отчетный период).

4. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются наиболее актуальные требования доступности объектов для инвалидов, предусмотренные для применения в обязательном порядке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и сводом правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (от общего количества объектов).

5. Удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия доступности получения услуг, в том числе специфических для отрасли: в сфере транспорта, культуры, образования, здравоохранения, социального обслуживания, труда и т. д. (от общего количества соответствующих объектов).

6. Удельный вес объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, соответствующих требованиям по обеспечению условий доступности для инвалидов (от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги населению).

7. Удельный вес введенных в отчетном периоде в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего числа введенных в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

8. Удельный вес объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по зрению обеспечиваются:

8.1. дублирование необходимой для ознакомления зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

8.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам;

8.3. наличие сотрудников, на которых административно-­распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по зрению в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций;

8.4. допуск тифлосурдопереводчика;

8.5. допуск собаки-проводника.

9. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов по слуху обеспечиваются:

9.1. дублирование необходимой звуковой информации;

9.2. допуск сурдопереводчика;

9.3. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов по слуху к объектам;

9.4. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам по слуху в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

10. Удельный вес инфраструктурных объектов (в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, информации и связи, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, торговли), на которых для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечиваются:

10.1. оснащение ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения возможности самостоятельного передвижения инвалида по территории объекта, входа и выхода, в том числе с использованием кресла-коляски;

10.2. размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата к объектам;

10.3. наличие сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации возложено оказание помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в преодолении барьеров, мешающих им пользоваться услугами, включая сопровождение, и которые подготовлены для исполнения этих функций.

11. Удельный вес услуг, предоставляемых в доступном для инвалидов формате: дифференцировано для инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (от общего количества соответствующих услуг, предоставляемых населению).

12. Удельный вес сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению).

13. Удельный вес услуг, предоставляемых инвалидам с сопровождением персонала объекта или социальных служб (от общего количества таких услуг, требующих сопровождения).

14. Удельный вес персонала (работников) организаций, оказывающих инвалидам помощь (подготовленных к предоставлению такой помощи - в знаменателе) при предоставлении им услуг (от общего количества сотрудников персонала, предоставляющих данные услуги населению).

15. Удельный вес инвалидов, участвующих в деятельности общественных, волонтерских или благотворительных организаций (движений), от общей численности инвалидов.

Показатели в сфере образования:

16. Удельный вес инвалидов, обучающихся совместно с другими обучающимися (в инклюзивных условиях) в общеобразовательных организациях, от общего числа обучающихся инвалидов.

17. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) классах общеобразовательных организаций, от общего числа обучающихся инвалидов.

18. Удельный вес инвалидов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в отдельных (коррекционных) образовательных организациях, от общей численности обучающихся инвалидов.

19. Доля инвалидов, получающих образование на дому, в том числе дистанционно, от общего числа обучающихся инвалидов.

20. Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших специальную подготовку для работы с инвалидами, от общего числа педагогических работников образовательных организаций.

21. Численность подготовленных для работы с инвалидами тьюторов, помощников, посредников в расчете на определенное количество (10 чел.) обучающихся инвалидов.

22. Доля образовательных организаций (в том числе профессионального обучения и профессионального образования), в которых обеспечены специальные условия для получения образования инвалидами и другими обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, предусмотренные частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», от общего количества образовательных организаций.

23. Удельный вес приспособленных для обучения инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата) аудиторий и иных помещений от общего числа аудиторий и помещений в образовательных организациях.

Показатели в сфере здравоохранения:

24. Доля медицинских организаций, оснащенных оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов (по зрению, слуху, инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата), от общего числа медицинских организаций.

Показатели в социальной сфере:

25. Доля социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания, признанных в результате независимой оценки качества их предоставления, доступными для инвалидов, от общего числа предоставляемых социальных услуг.

26. Удельный вес работников организаций социального обслуживания, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа работников данных организаций.

Показатели в сфере культуры:

27. Удельный вес инвалидов – пользователей общедоступных (публичных) библиотек (всего, из них: дети до 14 лет; молодежь 15-24 лет), от общего числа пользователей библиотек.

28. Удельный вес документов библиотечного фонда специальных форматов для инвалидов по зрению, имеющихся в общедоступных библиотеках, от общего объема библиотечного фонда.

29. Доля специалистов учреждений культуры, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), от общего числа таких специалистов.

30. Удельный вес приспособленных экспозиций (помещений) музеев и выставочных залов для инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), в общем количестве экспозиций.

31. Удельный вес мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, от общего числа мест в зрительных залах.

Показатели в сфере физической культуры, спорта и туризма:

32. Удельный вес гостиниц, оснащенных и оборудованных в целях обеспечения их доступности для инвалидов, от общего числа таких гостиниц в сфере туристической деятельности.

33. Доля инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности инвалидов.

Показатели в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

34. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года (после 01 января 2005 года), от общего числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

35. Доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получивших в отчетном периоде жилое помещение и улучшивших свои жилищные условия от общего числа инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

36. Удельный вес жилых домов, оборудованных приспособлениями для обеспечения их физической доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (пандусами, подъемными платформами, лифтами), от общего числа жилых домов.

37. Удельный вес принятых в эксплуатацию в отчетном периоде жилых многоквартирных домов с заключением о том, что они полностью приспособлены с учетом потребностей инвалидов, от общего числа принятых многоквартирных домов.

Показатели в сфере торговли:

38. Доля торговых объектов, на которых организовано оказание инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг; а также оснащенных креслами-колясками, пандусами, подъемниками, лифтами; системами навигации, указателями, от общего числа торговых объектов.

Показатели в сфере транспорта и связи:

39. Удельный вес транспортных средств, полностью соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров), в том числе:

39.1.1. доля доступных для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

Междугородного,

Городского;

39.2.2. доля транспортных средств общего пользования, оборудованных для перевозки инвалидов в зависимости от стойких расстройств функций организма (соответственно: по зрению, по слуху, опорно-двигательного аппарата) от общего количества аналогичного транспорта:

39.2.1. железнодорожного,

39.2.2. автомобильного,

39.2.4. морского транспорта,

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

От общего количества таких объектов, на которых предоставляются услуги населению.

С учетом условий доступности для инвалидов объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 01.01.01 года (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года), указанных в пункте 5, 6, 7 настоящего примерного перечня показателей.

Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.

Адаптация территории: с чего начать?

Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.

Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:

  • подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
  • травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
  • тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • специальные места парковки для инвалидов;
  • кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.

Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?

Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
  • зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).

2) объекты спорта - объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения ;

3) спортивное сооружение - инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы ;

4) спортивное соревнование - состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному его организатором положению (регламенту) ;

5) спортивные мероприятия - спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов .

II. Обеспечение общей доступности объектов спорта

для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей,

с учетом их особых потребностей

В целях создания доступной среды для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объектах спорта при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий рекомендуется обеспечить:

Общую доступность объектов спорта для всех категорий инвалидов;

Соответствующие условия для занятий физической культурой и спортом спортсменов-инвалидов;

Оснащение объектов спорта специальным спортивным инвентарем и оборудованием;

Доступность зоны размещения зрителей.

Проектирование доступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей объектов спорта, обеспечивающих процесс социальной интеграции спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, рекомендуется рассматривать как непрерывный процесс - начиная от разработки первоначальной концепции, задания на проектирование, генерального плана участка и заканчивая этапом разработки рабочей документации. Кроме того, вопросы обеспечения доступности рекомендуется контролировать во время строительства, а также в процессе управления и обслуживания сооружения после его ввода в эксплуатацию.

Основные функциональные зоны и пространства объекта спорта:

1) Парковка, зона посадки/высадки из транспорта.

Спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают в объекты спорта различными способами - на автомобиле, микроавтобусе, такси, кресле-коляске, велосипеде, пешком, а также на общественном транспорте.

Очень важно, чтобы вход/въезд с проезжей части был четко обозначен, хорошо освещен и имел указатели направления движения до:

Парковки, в особенности специальных парковочных мест;

Места высадки;

Главного входа в спортивное сооружение.

Учитывая, что многие спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей прибывают на объекты спорта на автомобилях, важно предоставить подходящую парковку с незатрудненным доступом от парковки до входа.

Предусмотреть специальные места для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Разместить специальные парковочные места рядом друг с другом и обозначить их местонахождение указателем, расположенным рядом с главным входом в здание;

Обозначить специальные парковочные места наземной разметкой с обозначением, как на поверхности парковки, так и с помощью вертикального знака. Рекомендуется предусмотреть указатели расположения специальных парковочных мест при въезде с проезжей части;

Создать систему управления/наблюдения, чтобы выделенные специальные парковочные места использовались только спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей;

Расположить специальные парковочные места как можно ближе к входу в сооружение. Если пешеходный путь от специальных парковочных мест до входа является открытым, то рекомендуемое расстояние до входа - не более 50 м; его можно увеличить максимум до 100 м, если пешеходный путь имеет укрытие от неблагоприятных погодных условий;

Обеспечить гладкую и ровную поверхность специальных парковочных мест. Не рекомендуется использовать материалы покрытия с несвязанной поверхностью, такие как гравий;

Выход со специальных парковочных мест оборудовать бордюрными пандусами, расположенными в непосредственной близости от них;

Элементы управления шлагбаумом с помощью голоса дублировать альтернативными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха и речи.

Рекомендуется также предусмотреть зону посадки/высадки из транспорта. Место рекомендуется оборудовать укрытием для защиты от неблагоприятных атмосферных условий и расположить в непосредственной близости от главного входа. Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

Организовать длину пространства зоны посадки/высадки, которая обеспечит загрузку со стороны задней части автотранспортного средства;

Для сооружений меньшего масштаба, в которых устройство места высадки у главного входа может быть непрактичным, рекомендованное расстояние между ближайшим местом высадки и спортивным сооружением - не более 50 м, если пешеходный путь движения к входу не имеет укрытия от неблагоприятных погодных условий.

Для велосипедной парковки рекомендуется создать условия в безопасных местах, вдали от пешеходных дорожек, а также обеспечить защиту велосипедной парковки от неблагоприятных атмосферных условий. На велосипедной парковке рекомендуется организовать места для модифицированных велосипедов и тандемов.

Пешеходные пути движения по участку объекта спорта.

Для того чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей могли удобно и безопасно передвигаться от места прибытия до входа, рекомендуется уделить большое внимание планировке и деталям дорожек, пандусов, ступенек и поручней. Все маршруты рекомендуется обозначить информационными указателями, в том числе звуковыми и тактильными, для того, чтобы помочь сориентироваться спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения.

При планировании и организации пешеходных путей движения рекомендуется обращать внимание на следующее:

Для путей следования транспорта и пешеходных дорожек рекомендуется использовать материалы различной фактуры и окраски для их четкого отличия друг от друга;

На территории, прилегающей к объектам спорта, на которых осуществляется тренировочный процесс и проводятся соревнования и мероприятия, правила которых предусматривают использование специальных спортивных кресел-колясок, маршрут движения от места высадки, автомобильной парковки или входа на территорию объекта спорта к входу рекомендуется организовать и подробно описать таким образом, чтобы предоставить легкий доступ спортсмену-инвалиду и инвалиду из числа зрителей, перемещающемуся на кресле-коляске и толкающему его перед собой;

Элементы благоустройства и малые архитектурные формы, такие как фонари, урны для мусора, вазоны с цветами, скамейки не рекомендуется размещать на пути следования;

Во всех местах, где плавное изменение уровня высоты по пути движения происходит больше, чем на высоту, эквивалентную высоте одной ступени, рекомендуется предусмотреть альтернативный способ преодоления перепада высот с помощью ступеней;

Тщательно подбирать материалы дорожных покрытий. Они могут иметь различные звуковые или тактильные характеристики и, при должном использовании этих характеристик, а также цветовой гаммы, помогут определить местоположение по пути следования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

Там, где пешеходные дорожки пересекаются с велосипедными, рекомендуется предусмотреть предупреждающие и направляющие элементы информирования для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения. Рекомендуется убедиться, что на пути к точкам перехода отсутствуют помехи или препятствия, представляющие опасность, например, ограждающие решетки;

Тщательно спланированные насаждения помогут спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения сориентироваться, используя цветовые и обонятельные характеристики, а в некоторых случаях станут для них ключевыми ориентирами;

По путям следования, расположенным на ровной поверхности, рекомендуется предусмотреть места для отдыха на расстоянии не более 50 м друг от друга для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Обеспечить в зоне выгула легко очищаемое покрытие, проводить регулярную санитарную обработку этой зоны;

Разработать процедуры обслуживания для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с собаками-проводниками;

Освободить зону выгула от мусора, стекла и других опасных предметов;

Предусмотреть возможность уборки зоны выгула силами работников эксплуатационной службы объекта спорта.

Вход оборудовать ровной площадкой непосредственно перед входной дверью, чтобы сделать вход доступным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках;

Обеспечить универсальную доступность входа для всех;

Расположить входные двери в сочетании с направлением пути подхода;

В случае если на входе предусмотрена установка рамочных металлоискателей, предусмотреть альтернативный путь движения мимо рамки;

В случае использования дренажных и грязесборных решеток с продольными отверстиями располагать их таким образом, чтобы отверстия были ориентированы перпендикулярно к ходу движения;

Обеспечить размер входного вестибюля, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей в кресле-коляске мог толкать его перед собой;

Для того чтобы предотвратить проникновение в здание влаги, во входном вестибюле предусмотреть чистящую поверхность/коврик, находящиеся в углублении. Не рекомендуется использовать коврики из кокосового волокна и похожих материалов.

Одним из важных элементов входной группы является зона приема и регистрации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. При планировании этой зоны целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Обеспечить понятную и логичную планировку зоны приема и регистрации и свести к минимуму необходимость использования информационных знаков и указателей для определения необходимого маршрута движения;

Для обеспечения хорошей видимости стойки регистрации продумать расположение стойки и использовать цвета и освещения, подчеркивающие ее наличие;

Персоналу, работающему за стойкой регистрации, обеспечить хороший обзор входа;

Если установлены турникеты, рекомендуется обеспечить наличие пропускной калитки, чтобы можно было обеспечить доступный вход для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках. Калитку рекомендуется оборудовать электроприводом;

Лифт, лестницу и таксофон разместить неподалеку от стойки регистрации и обеспечить хорошую их видимость. Если невозможно разместить эти элементы в пределах прямой видимости, то их местонахождение рекомендуется обозначить указателями;

Организовать акустические условия в зоне регистрации, способствующие ясному пониманию речи, в особенности при общении с персоналом, который находится за стойкой регистрации. Важно в зоне регистрации твердые отражающие поверхности, такие как стекло, акустически сбалансировать с более мягкими звукопоглощающими поверхностями, такими как потолки, ковры и занавески;

Организовать стойку администратора так, чтобы условия размещения и обслуживания спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей были комфортными. Рекомендуется учесть особые потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, пользующихся креслами-колясками, а также с нарушением слуха или зрения;

Обеспечить визуальное отличие верхней горизонтальной и передней поверхности стойки друг от друга для того, чтобы помочь спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения определить положение края стойки;

Экраны и решетки могут помешать эффективной коммуникации между персоналом и спортсменом-инвалидом или инвалидом из числа зрителей, поэтому их рекомендуется использовать только в том случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности;

Предусмотреть наличие индукционных контуров для обеспечения помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушениями слуха. При этом зону, оборудованную индукционным контуром, рекомендуется визуально обозначить международным символом. Индукционный контур рекомендуется расположить таким образом, чтобы быть доступным в зоне расположения пониженной секции стойки;

Предусмотреть надежное и безопасное место отдыха для собак-проводников, которое может быть расположено рядом с зоной, где находится стойка администратора.

Внутренние пути движения в объектах спорта.

Внутренние пути движения в объектах спорта могут быть горизонтальными и вертикальными.

При организации путей движения в объекте спорта целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Использовать визуально отличающийся цвет поверхности пандуса от цвета горизонтальной площадки, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения знали о приближении к пандусу;

Прочно закреплять противоскользящую поверхность пандусов;

Обеспечить отличие по цвету и яркости предохранительной оковки каждой ступени лестниц от примыкающей к ней ступени и обеспечить противоскользящие свойства;

Обеспечить горизонтальный выход поручней за пределы начала и конца лестничного марша или пандуса минимум на 0,3 м;

Колонны, опоры или иные препятствия обозначить и/или оградить;

Коридоры освободить от препятствий, расположенных на путях движения;

Углы на стыках стен в местах смены направления или соединения коридоров сделать скошенными или закругленными;

В концах коридора не использовать остекление;

Избегать небольших изменений уровня в пределах одного этажа. Однако, там, где эта мера не может быть практически реализована, все пандусы и ступеньки рекомендуется правильно спроектировать;

Избегать использования блестящих полированных материалов, которые могут создавать блики и отражения и отрицательно повлиять на безопасность перемещения по лестнице;

Открытые пространства под лестницами освободить от опасных элементов, могущих привести к травме, либо огородить;

Использовать цвет поручня, отличающийся от цвета прилегающих поверхностей и контрастный по отношению к ним, для того, чтобы его можно было легко заметить спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей с нарушением зрения;

Все поручни надежно закрепить;

Количество дверей в здании свести к минимуму, так как двери затрудняют передвижение внутри здания;

При использовании двойных дверей организовать, по крайней мере, одну створку, ширина которой обеспечивает свободный проезд спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске без необходимости открывания второй створки;

Все двери располагать таким образом, чтобы у стены со стороны двери, открывающейся на себя (со стороны защелки), было обеспечено свободное пространство не менее чем 0,3 м;

Створки дверей оборудовать прозрачными вставками во избежание столкновений;

Стеклянные двери могут представлять опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Стеклянные двери рекомендуется четко обозначить с помощью контрастных маркеров: полос, желтых кругов или цветных логотипов;

Важно, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей с нарушениями зрения могли легко идентифицировать дверь. Самый эффективный способ достичь этого - сделать цвет двери отличающимся от цвета стены;

В случае если для того, чтобы дверь оставалась закрытой, необходимо установить дверную защелку или замок, а не фиксатор, рекомендуется использовать дверную ручку рычажного типа. Рекомендуется избегать использования круглых дверных ручек, потому что они трудны в эксплуатации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением двигательных функций кистей рук;

Использовать дверные ручки, контрастно отличающиеся по цвету от цвета поверхности двери;

Не использовать "средства аварийного открывания дверей, для активации которых требуется разбить стекло", т.к. они будут являться препятствием для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Если используется кабины лифта минимального размера, то рекомендуется рассмотреть возможность оборудования кабиной с двусторонним открыванием дверей, чтобы можно было войти и выйти из кабины лифта не разворачиваясь. В противном случае рекомендуется на задней стене кабины лифта расположить зеркало, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог видеть пространство позади себя, выезжая из кабины лифта;

Кабину лифта оборудовать звуковой и визуальной индикацией этажей, а также открытия/закрытия дверей;

Использовать кнопки панели управления кабиной лифта, четко различимые, легкие в управлении и доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках. Кнопки рекомендуется оборудовать тактильной индикацией чисел и символов;

Внутри кабины лифта панель управления расположить на боковой стене;

Чрезвычайно важно обеспечить точное выравнивание пола кабины лифта с каждым уровнем;

Использовать систему аварийной связи в кабине лифта, включающую индуктивные элементы связи для помощи спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей, пользующимся слуховыми аппаратами.

Если в существующем объекте спорта установка пассажирского лифта невозможна, то целесообразна установка вертикальных подъемников для перемещения между уровнями. Такого рода подъемники будут особенно полезны при адаптации существующих объектов спорта, имеющих значительный перепад уровней высот, на которых необходима организация большого количества пандусов. Однако учитывая, что подъемники имеют ограниченную площадь платформы и поэтому могут разместить только одного спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей на кресле-коляске, они не подходят для использования на объектах спорта с большим количеством спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках.

Рекомендуется обеспечить доступность рекреационных зон для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей. Все коридоры и двери, ведущие в зоны отдыха, предприятий общественного питания, предприятий розничной торговли, предоставления иных сервисных услуг, рекомендуется адаптировать для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей.

Места отдыха.

Обеспечить места для размещения сидя в любых зонах ожидания (или там, где возможно скопление очереди);

Располагать места для размещения сидя таким образом, чтобы спортсмены-инвалиды и инвалиды из числа зрителей на креслах-колясках не создавали препятствие на общих путях передвижения;

Предусмотреть несколько мест с высотой сиденья 0,45 м - 0,475 м, в случае если предусмотрены посадочные места с низким расположением сиденья;

Предусмотреть сиденья как с подлокотниками, так и без них;

Использовать сиденья, визуально выделяющиеся на фоне окружающих поверхностей.

Предприятия общественного питания.

При организации мест общественного питания целесообразно учитывать следующие рекомендации:

Использовать мебель устойчивую, но при этом обеспечить возможность передвижения мебели в случае необходимости;

Рассмотреть возможность использования столов с ножками, расположенными по углам, а не с центральной опорой. Рекомендуемая высота свободного пространства под столешницей - минимум 0,75 м, чтобы спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей на кресле-коляске мог свободно подъехать к столу.

При организации стоек обслуживания предприятий общественного питания рекомендуется:

Обеспечить доступность барных стоек и стоек самообслуживания;

Предусмотреть пониженную секцию высотой не более 0,85 м, свободным пространством для ног не менее 0,75 м (ширина) x 0,75 м (высота) x 0,49 м (глубина). Рекомендуемая ширина такой секции - не менее 1 м. Тем не менее, важно, чтобы горячие поверхности не соседствовали с пониженными секциями, для исключения возможности случайного прикосновения к ним.

Оборудовать по возможности зоны обслуживания индукционными контурами;

Контролировать естественный свет, проникающий в зону обслуживания, и искусственное освещение таким образом, чтобы избежать ослепительного света. Рекомендуется избегать использования больших блестящих поверхностей, которые могут создать блики и вызвать дезориентацию и дискомфорт у спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, а также создать неудобства для спортсменов-инвалидов и инвалидов с нарушением слуха при чтении по губам.

Автоматы по продаже еды и напитков рекомендуется использовать оборудованные информационными дисплеями и имеющие понятные инструкции. Рекомендуется монето- и купюроприемник расположить на уровне не выше, чем 1,2 м от уровня пола, а также обеспечить достаточное свободное пространство перед автоматом для разворота спортсменов-инвалидов и инвалидов на креслах-колясках.

III. Обеспечение доступа спортсменов-инвалидов

В ходе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий спортсменам-инвалидам рекомендуется обеспечить доступ и условия комфортного безопасного пребывания к специализированным помещениям.

В местах, где соревнования по видам спорта, в которых используются кресла-коляски, проводятся нечасто, рекомендуется сделать некоторые скамьи разборными, чтобы, при необходимости, временно предоставить дополнительное место для передвижения спортсменов-инвалидов на креслах-колясках.

На объектах спорта предусматриваются "буферные" раздевальные для того, чтобы обеспечить места для переодевания в периоды наибольшей загруженности. "Буферные" раздевальные могут быть использованы в качестве мест для переодевания спортсменов-инвалидов (если эти зоны не требуются для общего переодевания).

Если имеется большое количество блоков со шкафчиками, то рекомендуется обеспечить некоторую форму помощи в ориентации. Например, используя очень яркие цветовые контрасты и/или символы, а также дублируя эту меру как часть ключевого проектирования, применяя зонирование с помощью цвета.

Подъемники.

Особое внимание рекомендуется уделить подъемникам, которыми могут быть оборудованы раздевальные. Для многих спортсменов-инвалидов процесс пересадки из своего кресла-коляски и на него может быть осуществлен только с помощью подъемника, расположенного в раздевальной.

Существует два основных вида подъемников: потолочные подъемники и мобильные подъемники. Если возможна установка потолочного подъемника, рекомендуется использовать именно этот тип, потому что потолочным подъемником пользоваться легче, чем мобильным. Кроме того, потолочный подъемник нельзя убрать из помещения, в котором он нужен.

Потолочные подъемники перемещаются вдоль фиксированных рельсов, поэтому они являются менее универсальными в использовании, чем мобильные системы. Тем не менее, они не занимают место на полу, как это делают мобильные подъемники. Потолочными подъемниками также легче воспользоваться.

Мобильные подъемники не требуют установки рельсов; они являются более универсальными в использовании. Тем не менее, личному помощнику будет труднее ими воспользоваться. Их не рекомендуется использовать при перемещении на большие расстояния. Для мобильного подъемника также понадобится место для хранения, когда он не будет использоваться.

Важно убедиться, что подъемник имеет достаточную мощность для подъема самых тяжелых спортсменов-инвалидов, рабочую зону для подъема, свободную от любых преград, а также, вероятно, возможность поднять спортсмена-инвалида с пола в случае экстренной необходимости, хотя это рекомендуется предоставить квалифицированному медицинскому персоналу.

При использовании обоих типов подъемников применяются подъемные ремни.

Санитарно-бытовые помещения.

Двери доступных туалетных кабин рекомендуется оборудовать легко передвигаемыми задвижками, рассчитанными на спортсменов-инвалидов с нарушенными моторными возможностями, и, если потребуется, закрываться автоматически. Рекомендуется использовать контрастный цвет фурнитуры, применяемой для открывания двери, по отношению к поверхности двери.

Применение поворотных замков на дверях туалетных кабин не рекомендуется, поскольку такие замки в использовании требуют хороших моторных навыков, если они не дополнены ручками с фланцами.

Унитаз рекомендуется оснастить надежно закрепленной крышкой, которая фиксируется в положении с отклонением 10 - 15° от вертикали и которая может использоваться в качестве опоры для спины. При отсутствии крышки или бачка рекомендуется предусмотреть опору для спины.

Унитаз рекомендуется оснастить электронным автоматически управляемым смывом или ручным управлением смыва на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Ручки смыва унитаза рекомендуется располагать на стороне, с которой осуществляется посадка на унитаз. Это исключает необходимость тянуться к унитазу, чтобы привести в действие смывное устройство.

Унитазы рекомендуется оснастить "L"-образными поручнями, состоящими из горизонтального и вертикального элементов длиной 750 мм, установленных с горизонтальным элементом на высоте 230 мм над сиденьем унитаза так, чтобы вертикальный элемент располагался на расстоянии 150 мм перед сиденьем.

Раздатчики туалетной бумаги рекомендуется устанавливать на высоте приблизительно на 50 - 100 мм ниже средней точки бокового поручня, но не ниже 600 мм над полом для легкого доступа из сидячего положения. Рекомендуется использовать раздатчики контрастного цвета по отношению к стене.

Кроме того, в зонах, предназначенных для спортсменов-инвалидов, рекомендуется устанавливаться обычные открытые раздатчики рулонного типа, поскольку они требуют минимальных моторных навыков для работы.

Душевые и зоны умывальников.

Раковины умывальников, предназначенные для использования спортсменами-инвалидами, рекомендуется оснастить столиком или расположенной рядом с ними полкой.

Рекомендуется использовать простые в использовании раздатчики бумажных полотенец, которые приводятся в действие рычагом или не требуют применения рук. Раздатчики рекомендуется устанавливать так, чтобы к ним обеспечивался легкий доступ от раковины. Установка на противоположной стене не рекомендуется.

Рекомендуется использовать автоматические краны бесконтактного типа. Минимальным требованием является установка одиночного крана с рычажной рукояткой и термостатом. Применение кранов с раздельным управлением для горячей и холодной воды не рекомендуется.

Доступную душевую зону рекомендуется оснастить переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 480 мм от отметки основания пола душа, центр которого располагается на расстоянии 500 мм от прилегающей стены. Рекомендованная глубина сиденья - не менее 480 мм, длина - 850 мм, рекомендуется использовать водонепроницаемые сидения с легко очищающейся обивкой.

Рекомендуется предусмотреть ручной душ, с точками крепления, расположенными таким образом, чтобы обеспечивался легкий доступ к душу из сидячего положения. Рекомендованная длина шланга душа - не менее 1500 мм.

Душевую зону рекомендуется оснастить поручнями размером не менее 750 мм на 900 мм, установленными горизонтально так, чтобы осевая линия поручня располагалась на высоте 850 мм над полом душа, а сторона длиной 750 мм располагалась вдоль стены, на которой установлено сиденье.

Бассейны.

Предусмотреть наличие съемных помостов для перекрытия ножных ванн при перемещении спортсменов-инвалидов на креслах-колясках из душевых зон в зону чаши бассейна;

Предусмотреть установку желоба или специальных подъемников для безопасного спуска в воду спортсменов-инвалидов, чья подвижность целиком зависит от ортопедических устройств;

Край ванны бассейна по всему периметру выделить полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к обходной дорожке;

Предусмотреть специальные тактильные полосы на обходных дорожках в ванных бассейнов, где возможны занятия спортсменов с нарушением зрения.

Ледовые арены.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по хоккею-следж рекомендуется предусмотреть на пути движения от раздевальных к ледовой арене установку дорожек из пластикового льда шириной не менее 900 мм, либо предусмотреть перед выходом на ледовую арену места (помещение) для хранения кресел-колясок во время игры.

При необходимости предусмотреть укладку пластикового льда в раздевальных;

Использовать раздевальные и санузлы, предназначенные для спортсменов-инвалидов, либо переоборудовать имеющиеся раздевальные и санузлы для спортсменов-инвалидов;

При проведении соревнований по следж-хоккею на льду произвести трансформацию хоккейного борта, установив в зонах боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками оштрафованных игроков прозрачные секции борта;

Обеспечить ширину калиток борта для выхода на лед запасных и оштрафованных игроков не менее 0,91 м;

Обеспечить перепад высоты между полом боксов запасных и оштрафованных игроков и ледовой поверхностью не более 0,019 м;

В качестве напольного покрытия боксов со скамейками для запасных игроков и боксов со скамейками штрафников предусмотреть пластиковый лед либо иной материал, не повреждающий лезвия салазок;

Во время тренировочного процесса могут быть использованы обычные хоккейные коробки, при этом запасные игроки сидят в игровой зоне у борта в зоне боксов для запасных игроков.

Для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по керлингу на колясках рекомендуется обеспечить беспрепятственный доступ на игровую площадку (рекомендуется обеспечить открывание части борта таким образом, чтобы спортсмен-инвалид мог самостоятельно переместиться в игровую зону).

Обеспечить ровный выход на лед;

Любые вспомогательные конструкции оборудовать защитными средствами во избежание возможных травм и повреждений спортсменов-инвалидов;

Рядом с игровой зоной расположить специально оборудованные доступные туалеты, помещения для обогрева спортсменов-инвалидов.

IV. Обеспечение доступа инвалидов из числа зрителей

к физкультурным мероприятиям и спортивным мероприятиям

При планировании мест размещения инвалидов из числа зрителей рекомендуется учитывать следующее:

Места для размещения инвалидов из числа зрителей на креслах-колясках располагать, равномерно распределив в различных секторах трибун. Это позволяет зрителям выбрать желаемый сектор обзора арены и ценовую категорию билетов;

Места для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках располагать в пределах общей посадочной зоны, чтобы сопровождающие могли сидеть рядом в непосредственной близости;

Места для инвалидов из числа зрителей располагать таким образом, чтобы данная категория граждан не чувствовали себя отрезанными от остальных зрителей;

Желательно рассмотреть возможность обеспечения пространства для собак-поводырей рядом со своими владельцами, избегая при этом блокировки путей перемещения;

Для стимулирования дополнительного спроса во время проведения соревнований по спорту инвалидов предусмотреть возможность увеличения количества мест для инвалидов из числа зрителей в креслах-колясках путем демонтажа или трансформации сидений;

Обеспечить инвалидам из числа зрителей в креслах-колясках полный обзор действия, как минимум до края игровой площадки;

Предусмотреть наличие поручней для доступа по ступенькам в помощь самостоятельно передвигающимся инвалидам из числа зрителей;

Барьеры, балюстрады, поручни и колонны расположить так, чтобы они не загораживали обзор;

Использовать на объекте систему оповещения зрителей, дополненную соответствующими ассистивными средствами для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха. Например, индукционным контуром и/или визуальными текстовыми дисплеями;

Предусмотреть возможность комментирования хода соревнований или массовых мероприятий для инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения. Для этого в определенных местах рекомендуется разместить гнезда для специальных наушников или использовать систему на основе инфракрасного излучения или внутриобъектового FM-радиовещания.

При создании временных посадочных мест рекомендуется также принять во внимание особенности проектирования открытых трибун. Например, платформа, расположенная на возвышении, и секция пандуса могут быть встроенными в нижние секции открытых трибун с выдвижными местами.

V. Предоставление информации спортсменам-инвалидам

и инвалидам из числа зрителей

Использование средств информирования, соответствующих особенностям спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Своевременное распознавание ориентиров на территории объектов спорта и при проведении спортивного мероприятия;

Точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

Возможность эффективной ориентации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей как в светлое, так и в темное время суток;

Возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования спортсмена-инвалида и инвалида из числа зрителей по объекту спорта и его участку.

Спортсменам-инвалидам и инвалидам из числа зрителей рекомендуется предоставлять следующую информацию:

Места общего пользования, доступные для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Парковки для транспорта спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Схема размещения мест для инвалидов из числа зрителей;

Правила поведения во внештатных ситуациях;

Место нахождения медицинского пункта;

Соблюдение правил техники безопасности;

Квалификация обслуживающего персонала;

Схема прибытия на объект спорта, в том числе на общественном транспорте;

О правилах личной безопасности;

О факторах травматизма и риска для здоровья.

Система средств информации зачастую формирует первое впечатление спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии. Информация об объекте спорта и (или) физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии может быть предоставлена различными способами: с помощью информационных знаков и указателей, печатных материалов (брошюры, буклеты, расписания соревнований, правила поведения), интернет-ресурсов, звуковой информации, таксофонов. При создании средств информации рекомендуется учитывать потребности спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, в том числе с нарушением слуха и зрения.

Для облегчения ориентации спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется широко использовать доступные информационные устройства, средства и системы, в частности:

Визуальные средства отображения информации (указатели, таблички, стенды, табло, большие экраны, дисплеи), в том числе средства, дублирующие звуковую информацию, и устройства сурдоперевода для инвалидов с нарушением слуха;

Звуковые средства воспроизведения информации (речевые синтезаторы, громкоговорители, репродукторы), в том числе устройства звукового дублирования визуальной информации для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения;

Тактильные средства отображения информации (указатели, таблички, выполненные рельефным шрифтом или шрифтом Брайля);

Визуальные средства сигнализации (графические средства сигнализации, световые сигнальные устройства, цветовые сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы);

Звуковые средства сигнализации (звуковые сигнальные устройства уведомляющей сигнализации, в том числе речевые оповещатели, звуковые маяки, а также звуковые сигнальные устройства аварийной и предупреждающей сигнализации);

Тактильные средства сигнализации (тактильные разметки, тактильные полосы, тактильные покрытия, искусственные плавные подъемы, уклоны и обочины, а также вибрационные сигнализаторы, тактильные вибраторы);

Средства односторонней связи (громкоговорители, акустические системы громкоговорящей связи, микрофоны, ларингофоны, наушники);

Средства двусторонней связи (громкоговорящие средства связи, текстовые средства связи, в том числе с "бегущей строкой", факсимильные аппараты, таксофоны).

При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения рекомендуется учитывать ряд моментов:

Расстояние, с которого сообщение и (или) визуальная информация могут быть эффективно восприняты;

Углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации;

Ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения;

Соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

Зоны досягаемости для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей, перемещающихся на креслах-колясках;

Зоны досягаемости для тактильной трости спортсменами-инвалидами и инвалидами из числа зрителей с нарушением зрения;

Исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень.

Информационные знаки и указатели.

У значительной части спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей имеются сенсорные нарушения (например, нарушение слуха или нарушение зрения). С целью обеспечения их самостоятельного передвижения на объекте спорта и (или) на физкультурном мероприятии, спортивном мероприятии рекомендуется создать понятную систему информационных знаков и указателей.

Применяемые информационные знаки и указатели рекомендуется объединить в единую систему средств информации с целью обеспечения ориентирования в пространстве, выбора маршрутов движения к определенным зонам и помещениям:

Остановки общественного транспорта;

Специальных парковочных мест;

Входа/выхода;

Стойки администратора;

Кассы;

Трибуны, сектора, места, ряда, VIP-ложи, мест для инвалидов из числа зрителей в зрительской зоне;

Медпунктов;

Раздевальных;

Пунктов охраны правопорядка;

Точек торговли и предприятий общественного питания;

Общественных туалетов и туалетов для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей;

Ложи прессы, зала для пресс-конференций, пресс-центра, кабины комментаторов, интернет-кафе;

Путей эвакуации.

Также указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу, рекомендуется предусматривать в следующих местах, недоступных для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей: входы в здание, недоступные общественные туалеты, душевые, ванные, лифты, выходы и лестницы.

В целях обеспечения доступности информационных знаков и указателей для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной функции там, где это целесообразно, рекомендуется использовать указатели и знаки, содержащие информацию в следующих форматах: визуальный, рельефный шрифт и шрифт Брайля, звуковой. Также для обеспечения понимания обозначений представителями других государств рекомендуется размещать указатели на русском и английском языках.

При размещении информационных знаков и указателей рекомендуется учитывать следующее:

Расположение информационных знаков является особенно важным для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением зрения, поэтому при размещении информационных знаков рекомендуется создать условия, при которых спортсмен-инвалид и инвалид из числа зрителей с нарушением зрения смог бы подойти как можно ближе к знаку, чтобы рассмотреть его или прочитать с помощью осязания;

Располагать и использовать стиль информационных знаков и указателей, идентичные в пределах сооружения или комплекса;

Там, где это возможно, информационные знаки располагать на стенах, примерно на уровне глаз, использовать знаки с рельефными символами, выпуклыми пиктограммами и стрелками направления;

По возможности, на путях движения избегать использования информационных знаков с креплением к потолку;

Информационные знаки с обозначением помещений, за исключением туалетов, располагать на стене у передней кромки двери для того, чтобы информационный знак был виден даже в том случае, если дверь открыта;

Настенные информационные доски, схемы этажей располагать на площадках перед лифтами, на лестничных площадках и других пересечениях путей движения. План объекта рекомендуется расположить на видном месте напротив входа;

Избегать размещения на путях движения информационных знаков, выполненных на "досках-мольбертах" или других складных конструкциях, поскольку они могут представлять собой опасность для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушениями зрения;

Обеспечить соответствующий уровень освещения в местах размещения информационных указателей. Рекомендуется избегать затемненных зон без дополнительного освещения;

Не только при размещении информационных знаков и указателей, но при их разработке большое внимание уделить контрастности как надписей по отношению к фону таблички, так и фона таблички по отношению к прилегающей поверхности.

При проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий для информирования спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей целесообразно применять акустические (звуковые) системы. Для спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей с нарушением слуха рекомендуется предусмотреть наличие вспомогательных слуховых устройств, службы сурдопереводчиков.

(И з в л е ч е н и я)

3. При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Предложения по благоустройству придомовой территории в части детской спортивно-игровой инфраструктуры, утвержденные Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 42053-ИБ/14

(И з в л е ч е н и я)

Все площадки должны быть обеспечены подъездами для инвалидов либо пандусами.

В проектах рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения - инвалидов (далее МГН) по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации.

Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.

Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Рекомендации по безопасности эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений общеобразовательных организаций, спортивного оборудования и инвентаря при организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, разосланные Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.10.2013 № ВК-710/09

Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.

В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.

Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.

В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.

Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.

Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.

В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.

Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.

Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.

Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.

По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.

Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.

Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.

Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.

Руководствуясь пунктом 9 Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:

возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;

оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

2. Музеи дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность основной экспозиции музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов;

организацию специальных выставок для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции;

размещение элементов управления интерактивными экспонатами на высоте от 45 см до 100 см от пола для возможности управления ими инвалидами, использующими кресла-коляски;

использование комбинированного (местного и общего) освещения при подсветке экспонатов;

наличие в каждом разделе композиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению;

наличие этикеток к ключевым экспонатам экспозиции, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, и рельефно-графических изображений ключевых экспонатов экспозиции, доступ к которым закрыт;

проведение экскурсий специалистами музея, прошедшими специальное обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, для групп с рекомендуемой численностью:

8 - 10 человек - для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

до 20 человек - для лиц с нарушением ментального развития и эмоционального реагирования (при двух сопровождающих);

до 10 человек - для лиц с нарушениями слуха (при участии переводчика русского жестового языка);

до 10 человек - для слабовидящих;

до 5 человек - для тотально слепых;

до 3 человек - для слепоглухих (при сопровождающем на каждого инвалида).

3. Библиотеки дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь);

наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания;

наличие тифлофлэшплееров, предназначенных для чтения цифровых «говорящих» книг в специальном защищенном формате.

4. Организации исполнительских искусств дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, включая наборы радиогарнитуры для профессиональных тифлокомментаторов, цифровой передатчик, цифровой ИК-приемник, блок управления системой, наушники и т.д.;

наличие FM-систем со вспомогательным оборудованием, включая микрофоны и FM-приемники;

наличие табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для подключения.

5. Кинотеатры дополнительно к настоящих требований обеспечивают:

возможность размещения инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;

наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.

_____________________________

* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 465).

Обзор документа

Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.

Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.

Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.

У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.

Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.